Правила игры:
- в игре могут принимать участие до 8 женщин;
- игроки играют индивидуально (не в командах);
- каждый игрок по очереди бросает кубик и делает выпавшее количество шагов;
- в начале игры все игроки выстраиваются на линии Старта (Исправительное учреждение) и по очереди начинают продвижение к линии Финиша (Дом);
- ведущий следит за соблюдением очередности, правил игры, правильностью выполнения заданий;
- игроки в случае выпадения кому-то из них сектора Поддержка могут в качестве поддержки действием предлагать нестандартные варианты выхода из игровой ситуации: предложить поменяться местами на игровом поле, уступить свой ход и проч.;
- бонусы, полученные в начале игры, игрок может использовать один раз, но в любой момент;
- ряд заданий и вопросов не содержат единственно верных решений и ответов, в этом случае важна четкая аргументация. Засчитать ответ или нет, в случае возникновения спорной ситуации, решает ведущий игры;
- все участки игры (кроме нейтральных) требуют от игроков определенного поведения, определенных действий, знаний. В случае их нарушения, незнания или принятия неправильного решения к игроку применяются штрафные санкции (на каждом участке свои);
- правило последнего хода (применяется на усмотрение ведущего): если игроку выпало количество шагов большее, чем осталось клеток до финиша, то он начинает двигаться в обратном направлении (например, выпало число 5 , а осталось 3 шага - игрок делает 3 шага до финиша и 2 шага назад);
- каждому игроку и ведущему следует руководствоваться запретом на затягивание игры (пустые споры, пространные рассуждения, обиды).
Далее предлагаем примерный ход занятия:
1. Вводная часть:
1.1. Ведущий объясняет участникам цель, стратегию и правила игры.
1.2. Играющие знакомятся с игровым полем и выбирают игровые фишки.
1.3. Самопрезентация женщин как участниц игры (в соответствии с выбранной игровой фишкой). Данный этап не является обязательным.
2. Основная часть. Ход игры.
3. Заключительная часть:
3.1. Ведущий фиксирует очередность завершения игры участницами.
3.2. Ведущий инициирует обсуждение хода игры всеми участниками по следующим позициям: общие впечатления от игры; самочувствие во время игры, как оно менялось; с чем были связаны основные затруднения; что было самым простым; какие открытия были сделаны в процессе игры; что приближало к дому, а что удаляло от него и почему и др.
3.3. Ведущий инициирует формулирование основных результатов игры: какие индивидуальные результаты позволила достичь игра; о чем игра позволила задуматься, к чему подготовила; какие опасности могут подстерегать на пути домой, каких ошибок стоит избегать; какие общие правила безопасного и ответственного поведения можно сформулировать и др.
Выводы. Данная разработка получила положительную оценку со стороны практиков. Наиболее привлекательными ее характеристиками являются нестандартность в подходе к работе со взрослыми людьми, снятие барьеров и сокращение стрессовых переживаний, связанных с прохождением ими итоговой аттестации, развитие творческого потенциала, нестандартного мышления как сотрудников, так и осужденных и др.
В процессе разработки и проведения дидактической игры возможно столкновение специалистов со следующими затруднениями: трудоемкость и кропотливость разработки игровых материалов и сценария игры, необходимость прослеживания связи со всеми этапами обучения осужденных женщин по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!».
В заключение хотелось бы призвать всех специалистов, занимающихся обучением неоднородной сложной взрослой аудитории, проявлять творчество, искать нетрадиционные способы решения типичных проблем.
Педагогика
УДК 376.63
кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ
ЖЕНЩИН «Я - ЖЕНЩИНА!»
Аннотация. Аннотируемая статья имеет практико-ориентированный характер. Она может быть интересна сотрудникам исправительных учреждений, занимающимся социальной, воспитательной и психологической работой с осужденными. Статья посвящена описанию социально-педагогической программы подготовки к освобождению осужденных женщин «Я - Женщина!». Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на весь период отбывания наказания в исправительном учреждении. Автор обосновывает структуру и содержание программы. Структура включает три самостоятельных блока. Их содержание отражает не только традиционные женские интересы, но и наиболее часто встречающиеся проблемы семейного и социального функционирования. Основным способом реализации программы является проведение с осужденными специализированных обучающих занятий. Автор дает рекомендации по формам проведения занятий, их количеству. В статье также предлагается универсальная схема разработки занятия для взрослой аудитории.
Ключевые слова: обучение взрослых, подготовка к освобождению, информирование, просвещение, повестка дня, школа подготовки к освобождению, учебное занятие, формы занятий.
Annotation. The annotated article is practice-oriented. It may be of interest to correctional officers engaged in social, educational and psychological work with convicts. The article is devoted to the description of the socio-pedagogical program of preparation for the release of convicted women "I am a Woman!". The program has a long-term nature and is designed for the entire period of serving a sentence in a correctional institution. The author substantiates the structure and content of the program. The structure includes three independent blocks. Their content reflects not only traditional women's interests, but also the most common problems of family and social functioning. The main way to implement the program is to conduct specialized training sessions with convicts.
The author gives recommendations on the forms of classes, their number. The article also suggests a universal scheme for developing classes for an adult audience.
Key words: adult education, preparation for liberation, information, education, agenda, school of preparation for liberation, educational activity, forms of classes.
Введение. В период отбывания наказания в исправительном учреждении любая осужденная женщина находится в достаточно уязвимой позиции с точки зрения риска утраты знаний и навыков, необходимых для реализации базовых социальных ролей, утраты способности самостоятельного решения проблем, уверенного автономного социального функционирования. У нее может возникать ощущение беспомощности, растерянности перед предстоящими в связи с освобождением из исправительного учреждения событиями. Ситуация может усложняться необходимостью для женщины-матери заботиться и отвечать не только за себя, но и за ребенка. В этом контексте общество заинтересовано в формировании и развитии у осужденных женщин необходимых для нормальной жизнедеятельности знаний, умений и навыков, социально одобряемых качеств, установок, моделей поведения, расширении их ролевого репертуара.
В настоящее время указанные проблемы отчасти решаются в рамках воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. Чаще всего такие воздействия имеют узконаправленный несистемный характер (психокоррекционная работа в отношении отдельных проблем или категорий осужденных, проведение массовых досуговых мероприятий чаще всего имеющих развлекательный характер, решение частных вопросов трудового и бытового устройства и др.). Единой педагогической основы подобные попытки, как правило, не имеют. Вместе с тем социально направленное образование взрослых людей, оказавшихся в трудных жизненных обстоятельствах, является, по нашему мнению, важнейшим элементом системы профилактики социальной дезадаптации, рецидива преступлений, распространения негативных социальных явлений.
Все эти рассуждения привели нас к идее разработки долгосрочной (рассчитанной на весь период отбывания наказания) социально-педагогической программы для подготовки к освобождению осужденных женщин (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет) «Я - Женщина!».
Изложение основного материала статьи. Цель программы - систематизация образовательных воздействий на осужденных женщин в период отбывания ими уголовного наказания с целью содействия их ресоциализации и социальной реабилитации, успешной социальной адаптации в постпенитенциарный период.
Занятия, вошедшие в структуру программы, были разделены нами на три блока: информационно-просветительский блок «Шкатулка женских секретов»; практико-ориентированный блок - женский клуб «Чудо-женщина»; мотивационный, активизирующий внутренние ресурсы блок «Я все могу».
Первый блок «Шкатулка женских секретов» преимущественно имеет информационно-просветительскую направленность. Занятия данного блока предлагается реализовывать на этапе подготовки женщин к освобождению из исправительного учреждения (в том числе в рамках школы подготовки к освобождению), т.е. за 6 месяцев до окончания срока отбывания наказания.
Содержание блока ориентировано на формирование у осужденных женщин системы знаний о женском здоровье и безопасности, предназначении, социальных ролях, об основных закономерностях функционирования семьи, развития ребенка и др.; освоение полученных знаний, определение вариантов их применения в повседневной жизни.
Рекомендуемые формы проведения занятий информационно-просветительского блока: проблемные лекции с применением разнообразных презентаций, видеосюжетов, социальных роликов, просветительских программ, семинары и круглые столы, дискуссии, практические занятия и практикумы.
Ниже приведем примерную структуру первого блока программы. Он может включать в себя 4 раздела:
1.1. «Путь к здоровью». Это раздел, посвященный изучению вопросов женского здоровья, здоровья ребенка, здорового образа жизни.
Примеры тем: Здоровый образ жизни: правда и мифы. Диеты и здоровое питание. Женское здоровье в различные возрастные периоды. Биологический и психологический возраст, коэффициент скорости старения, способы расчета. Репродуктивное здоровье. Женский фитнес (различные направления, доступные тренировки). Аборт. Женщина и ребенок в период беременности. Готовность к родам. Здоровье и развитие ребенка. Гигиена: в быту, в образе жизни, в сексуальных отношениях и проч. Защита иммунитета, профилактика заболеваний. Бабушкины секреты: эффективные народные средства для профилактики, лечения некоторых заболеваний, поддержания иммунитета, сохранения красоты. Психическое здоровье женщины и семейный микроклимат. Способы борьбы со стрессом. Внутренние ресурсы. Личные границы и их защита. Безопасность женщины. Виктимность женщины. Насилие в отношении женщин и детей.
Рекомендуемое минимальное количество занятий в разделе не менее 5.
1.2. «Погода в доме». Занятия данного раздела направлены на формирование и развитие психолого-педагогической культуры женщины, подготовку ее к семейной жизни, осознанному вступлению в брак, планированию семьи и проч.
Примеры тем: Семья в жизни женщины. Роль женщины в семье. Семейные ценности. Семейная память. Семейные функции и проблемы их реализации. Воспитательный потенциал семьи. Психолого-педагогическая культура родителей. Ошибки в воспитании детей. Методы поощрения и наказания детей в семье. Воспитание детей с различными порядково-ролевыми (сиблинговыми) позициями (старший, средний, младший, единственный ребенок в семье, близнецы). Воспитание мальчиков и девочек в семье. Формирование гендерной идентичности. Религиозное воспитание. Взаимодействие семьи и детских образовательных учреждений. Социализация ребенка. Роль семьи в социализации ребенка. Семейные роли и ролевое взаимодействие членов семьи. Обязанности и права членов семьи. Жизненный цикл семьи. Нарушения жизнедеятельности семьи. Неполные семьи и проблемы их функционирования. Семьи группы риска. Психологический микроклимат семьи. Равновесие в семейных отношениях и механизмы его поддержания. Границы в отношениях. Коалиции в семейных отношениях. Стабилизаторы семьи. Семейные правила. Семейные конфликты: причины, развитие, профилактика и преодоление. Семейное соглашение как методика разрешения конфликтов в семье. Гендерные аспекты коммуникации в семье. Формы поддержки друг друга в семье: поддержка действием, эмоциональная поддержка, интеллектуальная поддержка.
Рекомендуемое минимальное количество занятий в разделе не менее 6.
1.3. «Защита от невзгод». Этот раздел посвящен повышению компетентности женщин осужденных в вопросах обеспечения жизнедеятельности семьи через развитие юридической и информационной грамотности.
Примеры тем: Меры государственной поддержки беременных женщин, матерей и семей с детьми. Выплаты и пособия. Материнский капитал. Бесплатные лекарства. Жилищные программы. Учреждения системы социальной защиты для женщин. Многофункциональный центр: назначение, услуги, порядок обращения. Единый портал государственных услуг: возможности, услуги, правила пользования. Информационная безопасность. Критическая грамотность. Медиа-культура
личности. Безопасность в социальных сетях: размещение личной информации, защита от лживой информации. Защита от мошенничества в интернете, через телефонную связь.
Рекомендуемое минимальное количество занятий в разделе не менее 4.
1.4. «Будущее зависит от меня». Занятия данного раздела ориентированы на формирование активной социальной позиции женщины.
Примеры тем: Структура общества. Гражданская позиция. Роль женщины в обществе, в политике. Гендерная асимметрия в обществе. Вдохновляющие примеры женщин, изменивших мир или свою жизнь, повлиявших на историю. Политическая грамотность. Критическое мышление в сфере политики. Активная жизненная позиция. Защита от политических манипуляций, ложной информации. Женская занятость. Должна ли женщина работать. Независимость женщины семье: хорошо или плохо. Жизненная перспектива, жизненные цели. Целеполагание.
Рекомендуемое минимальное количество занятий в разделе не менее 3.
Дополнительно к проведению занятий по предложенной тематике уместно оформление стендов, стенгазет и размещение их в отрядах осужденных и других доступных местах, проведение радиопередач по сети исправительного учреждения, подбор, демонстрация и обсуждение телевизионных программ, художественных фильмов и др., т.е. формирование «повестки дня» для осужденных женщин, заполнение полезным позитивным содержанием информационного пространства вокруг них.
Второй блок «Чудо-женщина» имеет практико-ориентированную направленность. В рамках занятий для женщин создаются условия, позволяющие им овладеть какими-либо значимыми для семейной жизни знаниями, навыками. Занятия блока предлагается проводить на постоянной основе в течение всего периода отбывания женщинами наказания. Например, в формате постоянно функционирующего женского клуба. Количество занятий блока неограниченно.
Занятия ориентированы на формирование и развитие у женщин знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здорового образа жизни, поддержания красоты, ведения домашнего хозяйства, воспитания детей.
Выбор содержания занятий, изучаемых материалов может зависеть от следующих факторов:
- профессиональные связи специалиста, ведущего занятия, и ресурсы исправительного учреждения: кого и как часто имеется возможность приглашать для проведения занятий (косметолог, арт-терапевт, педиатр, учитель начальных классов и проч.), наличие в учреждении возможности обеспечить необходимые для занятия материалы, инструменты и т.п.;
- подготовленность самого специалиста, его увлечения (навыки вязания, кройки и шитья, знания в сфере ведения домашнего хозяйства, кулинарии и проч.);
- наличие среди осужденных женщин тех, кто имеет какие-либо увлечения, специальную подготовку, кто может быть привлечен к проведению занятий, обмену опытом и проч.
Все занятия должны иметь направленность на освоение женщинами практических компетенций. Предполагается отсутствие привычной лекционной составляющей.
Рекомендуемые формы проведения занятий практико-ориентированного блока: мастер-классы, мастерские, деловые игры.
Второй блок может включать в себя 4 раздела:
2.1. Женские практики. Занятия данного раздела ориентированы на развитие типично женских качеств, навыков.
Примеры тем: Уход за собой (кожа, фигура, волосы и ногти), гигиена. Народные средства для женской красоты и
здоровья. Психологическая саморегуляция. Мода и этикет. Техники отказа. Личные границы. Бесконфликтное общение. Конфликтогены в общении. Принятие ответственности за свою жизнь. Целеполагание. Творческое саморазвитие (хэнд-мейд практики). Преодоление женской виктимности. Эмоциональная саморегуляция. Круг общения, пути его расширения, способы восстановления и поддержания связей. Тайм-менеджмент в жизни женщины.
2.2. Материнская школа. Занятия данного раздела повышают родительскую компетентность женщины.
Примеры тем: Физическое и психологическое развитие ребенка. Детские истерики и капризы. Ненасильственная коммуникация. Детское меню. Уход за грудным ребенком. Оказание первой помощи. Приучение детей к горшку. Приучение детей к труду. Формирование у детей навыков самообслуживания. Виктимное поведение детей. Защита детей от неблагоприятного влияния интернета, социальных сетей, телевизора. Принятие материнства, формирование эмоциональной связи с ребенком. Принятие материнской ответственности. Формирование и сохранение семейной истории, семейных традиций.
2.3. Финансовая грамотность. Это раздел, формирующий практические умения женщин в области экономической жизни семьи.
Примеры тем: Семейный бюджет (источники, способы планирования). Коммунальные платежи. Безопасные интернет-покупки. Кредиты, налоги, штрафы. Эмоции в сфере финансов (защита от мошенничества, от эмоциональных покупок и проч.). Гонка за трендами.
2.4. Хозяйственные хитрости. Занятия данного раздела развивают знания и умения женщин в сфере ведения домашнего хозяйства.
Примеры тем: Уход за вещами. Сохранение продуктов. Поддержание чистоты в доме. Приготовление еды. Ремонт. Навыки шитья и вязания одежды (в том числе детской). Креативные подарки своими руками (эмоции как подарок).
На заключительном этапе реализации программы предполагается подведение индивидуальных итогов обучения за весь период отбывания наказания, а также осуществление проверки готовности женщин к освобождению.
Третий блок «Я все могу» имеет ориентацию на активизацию, мобилизацию ресурсов женщин перед освобождением из исправительного учреждения. Здесь осужденные повторяют, актуализируют сведения, наиболее необходимые в первые дни после освобождения, укрепляют позитивную мотивацию к дальнейшей самостоятельной жизни. Занятия блока рекомендуется проводить непосредственно перед самым освобождением из исправительного учреждения.
Занятия третьего блока преимущественно ориентированы на закрепление полученных в ходе обучения знаний, осознание женщинами имеющихся ресурсов, самоподготовку к решению предстоящих задач, связанных с организацией жизни после освобождения. Это своего рода выпускной экзамен.
Рекомендуемые формы проведения занятий блока: дидактические, интеллектуальные игры, мастер-классы.
Мы включили в структуру блока 5 занятий. Обязательными для проведения являются занятия 1 и 2. Примеры возможных занятий рассмотрим далее.
Занятие 1. «Это просто счастье - путь домой». Основное назначение занятия - сформировать у женщин теплую эмоциональную привязку к «дому», наполнить образ дома содержанием. Образ дома должен стать некой путеводной нитью для женщин, целью, которую они бы хотели достичь всеми силами (подкреплением может стать образ дома, который женщины создали (нарисовали) на занятии). Занятие рекомендуется проводить с использованием арт-терапевтических техник (например, рисование дома, составление коллажа и др.).
Цель - формирование положительной мотивации к возвращению домой, семейному обзаведению; актуализация образа дома, задач организации жизнедеятельности; развенчание страхов, связанных с освобождением.
Во время занятия сотрудник, его проводящий сначала актуализирует образ дома в представлениях женщин, задавая вопросы. Например: что значит дом для человека; что он дает человеку; зачем нужен дом; почему мы привязываемся к дому; почему мы стремимся домой; за что мы любим свой дом; в каких словах мы можем описать дом; от кого зависит состояние дома, кто обеспечивает уют и комфорт, каким образом; почему человек может не любить дом, не хотеть/избегать там находиться; что должно измениться, чтобы это исправить; кто должен этим заниматься, от кого это зависит и др.
В результате обсуждения у каждой женщины должен сложиться свой уникальный образ дома; дом должен вызывать у осужденных положительные эмоции, должен быть ресурсом, источником силы, защитой от невзгод и т.п.
Далее сотрудник формирует у женщин ориентацию на возвращение домой, подводит их к выводу, каким они хотят видеть свой дом, что в нем можно изменить. Здесь уместна визуализация через арт-терапевтические приемы. Женщинам дается задание создать на бумаге «Дом своей мечты» - дом, в котором вы хотели бы жить. В рисунке или коллаже необходимо отразить внешний вид, организацию быта, комфорт, обитателей и их личное пространство, особенности взаимоотношений внутри дома, структуру внешних связей и особенности взаимоотношений с окружающим миром (соседями, друзьями, родственниками и др.) и др.
Занятие 2. «Дорога к дому». Мы его разработали в виде дидактической настольной игры-бродилки для взрослых. Сюжет игры предполагает преодоление женщинами-игроками препятствий, связанными с различными задачами, которые предстоит решать женщине в первые дни после освобождения, на пути к дому из исправительного учреждения.
Занятие 3. «Супермама». Занятие нами разработано в виде прохождения женщинами квеста. Задания и испытания связаны с уходом за ребенком, особенностями его развития, поддержанием его здоровья, правилами его воспитания в разные возрастные периоды, особенностями взаимодействия в семье и проч.
Занятие 4. «Город моего детства: Путешествие по родному городу». Занятие разработано как мастер-класс или творческая мастерская, в ходе которого женщинам предлагается самостоятельно, под руководством специалиста, из имеющихся материалов изготовить совместную семейную игру.
Занятие 5. «Быть женщиной». Занятие планируется к проведению как интеллектуальная игра, направленная на подведение итогов обучения. Специалистом может быть взят формат любой популярной игры: «Морской бой», «Слабое звено», «Своя игра», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и проч. При разработке сценария игры важно опираться строго на те темы, которые женщины изучали в рамках текущей программы. По результатам игры в качестве положительного подкрепления женщинам могут быть вручены именные сертификаты об успешном завершении обучения по программе (такой сертификат не будет иметь значения для трудоустройства, но окажет сильное психологическое влияние, поддержит мотивацию на дальнейшее саморазвитие и изменение жизни).
Для упрощения разработки занятий специалистами, которые заинтересуются программой, предлагаем одну из возможных универсальных схем их построения и проведения:
- актуализация знаний и представлений, имеющегося у женщин опыта в рамках изучаемого вопроса. Осуществляется посредством организации опроса, беседы, дискуссии в начале занятия;
- изучение нового, заполнение пробелов в имеющихся представлениях. Предполагается изучение нового материала;
- упорядочение системы знаний, формирование целостной системы. Целесообразно встраивание нового материала в имеющуюся систему знаний и представлений;
- применение на практике полученной информации. Практическая часть занятия, ориентированная на немедленное использование новых сведений.
Выводы. Таким образом, содержание программы охватывает не только традиционные женские интересы, но и типичные проблемы, с которыми сталкивается большинство семей в нашей стране.
Социально-педагогическая программа для подготовки к освобождению осужденных женщин (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет) «Я - Женщина!» имеет подвижную форму и содержание, обладает мобильностью, способностью подстраиваться под требования времени, общественные запросы, потребности осужденных, ресурсы сотрудников, исправительного учреждения, региона.
Реализация долгосрочной социально-педагогической программы подготовки к освобождению женщин «Я - Женщина!» учитывает как необходимость формирования в исправительном учреждении особой «повестки дня» для осужденных, напоминающей им об их женском предназначении, так и тщательную проработку социальных ролей, свойственных женщине в обществе, развитие женственности, раскрытие внутренних ресурсов осужденных, формирование социальных компетенций, необходимых для самостоятельной эффективной жизнедеятельности.
Структура программы имеет разноплановый характер, учитывающий многоликость женщины и ее предназначения. Программа воплощается через специально организованные занятия, направленные на гармонизацию внутреннего мира женщины, осознание и восстановление ее социального и правового статуса, регуляцию ролевого поведения, формирование культуры межличностных отношений, грамотности в сфере построения семейной жизни.
Реализация программы «Я - женщина!» - это задача взаимодействия различных специалистов как внутри исправительного учреждения, так и за его пределами.
Программа была нами апробирована частично. При этом в полном объеме она неоднократно обсуждалась со специалистами, занимающимися работой с осужденными женщинами. Их замечания и рекомендации были учтены нами при ее доработке и наполнении содержанием. Кроме того, по итогам предлагаемой программы нами были разработаны и проведены мастер-классы для сотрудников исправительных учреждений, интересующихся данной проблематикой.