Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ С ДЕТЬМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ С ДЕТЬМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ЖЕНЩИНЫ С ДЕТЬМИ / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ПРОГРАММЫ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна

В данной статье рассматривается одна из тем, которая всегда актуальна, поскольку осужденные женщины, находящиеся в исправительных учреждениях и имеющие малолетних детей, представляют собой родительскую группу высокого риска как с точки зрения формировании привязанности, так и с точки зрения экономических и социальных факторов риска. Многие осужденные женщины являются основными опекунами детей или других лиц, на благополучие которых может негативно повлиять их лишение свободы. В статье проведен анализ программ исправительного воздействия и помощи осужденным женщинам, разработанных в зарубежных странах, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются матери и их дети, находящиеся в исправительных учреждениях. В исследовании определяются цели и предположения программ специализированных вмешательств, направленных на отношения между родителем и ребенком, модели данных программ и содержание занятий. Основными характеристиками проводимых программ поддержки матерей в исправительных учреждениях мира является понимание и поддержка эмоциональных потребностей женщин, повышение эффективности родительского воспитания, поддержание привязанности между матерью и ее ребенком и снижение рецидивизма среди осужденных женщин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Скобелева Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROGRAMMES OF HELPING CONVICTED WOMEN WITH CHILDREN IN FOREIGN PENAL INSTITUTIONS

This article examines one of the topics that is always relevant, since convicted women who are in correctional institutions and have young children are a high-risk parent group both in terms of attachment formation and in terms of economic and social risk factors. Many women convicted are the primary guardians of children or others whose well-being can be negatively affected by their incarceration. The article analyzes correctional programs and assistance to convicted women developed in foreign countries aimed at solving the problems faced by mothers and their children in correctional institutions. The study defines the goals and assumptions of specialized intervention programs aimed at parent-child relationships, program data models, and occupation content. The main characteristics of the ongoing programs of support for mothers in correctional institutions of the world are to understand and support the emotional needs of women, improve the effectiveness of parental education, maintain affection between the mother and her child and reduce recidivism among convicted women.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ С ДЕТЬМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

DOI 10.37523/SUI.2022.50.4.016 УДК 159.9

Скобелева Оксана Олеговна

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры философии и общегуманитарных дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: skobelevaoo@mail.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ОСУЖДЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ С ДЕТЬМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация. В данной статье рассматривается одна из тем, которая всегда актуальна, поскольку осужденные женщины, находящиеся в исправительных учреждениях и имеющие малолетних детей, представляют собой родительскую группу высокого риска как с точки зрения формировании привязанности, так и с точки зрения экономических и социальных факторов риска. Многие осужденные женщины являются основными опекунами детей или других лиц, на благополучие которых может негативно повлиять их лишение свободы.

В статье проведен анализ программ исправительного воздействия и помощи осужденным женщинам, разработанных в зарубежных странах, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются матери и их дети, находящиеся в исправительных учреждениях. В исследовании определяются цели и предположения программ специализированных вмешательств, направленных на отношения между родителем и ребенком, модели данных программ и содержание занятий. Основными характеристиками проводимых программ поддержки матерей в исправительных учреждениях мира является понимание и поддержка эмоциональных потребностей женщин, повышение эффективности родительского воспитания, поддержание привязанности между матерью и ее ребенком и снижение рецидивизма среди осужденных женщин.

Ключевые слова: наказание, осужденные женщины, женщины с детьми, пенитенциарные учреждения, программы, воспитание.

PSYCHOLOGICAL PROGRAMMES OF HELPING CONVICTED WOMEN WITH CHILDREN

IN FOREIGN PENAL INSTITUTIONS

Summary. This article examines one of the topics that is always relevant, since convicted women who are in correctional institutions and have young children are a high-risk parent group both in terms of attachment formation and in terms of economic and social risk factors. Many women convicted are the primary guardians of children or others whose well-being can be negatively affected by their incarceration.

The article analyzes correctional programs and assistance to convicted women developed in foreign countries aimed at solving the problems faced by mothers and their children in correctional institutions. The study defines the goals and assumptions of specialized intervention programs aimed at parent-child relationships, program data models, and occupation content. The main characteristics of the ongoing programs of support for mothers in correctional institutions of the world are to understand and support the emotional needs of women, improve the effectiveness of parental education, maintain affection between the mother and her child and reduce recidivism among convicted women.

Keywords: punishment, convicted women, women with children, penitentiary institutions, programs, education.

Женщины, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, представляют собой особую группу осужденных, прежде всего, в силу их гендерной принадлежности. Они составляют небольшую долю осужденных во всем мире, обычно от 2 % до 9 % от общего числа. Несмотря на то что женщины составляют меньшинство от общего числа осужденных, их количество в исправительных учреждениях мира тем не менее увеличивается, и темпы этого увеличения зачастую выше, чем у мужчин.

Одна из наиболее значимых и часто игнорируемых характеристик женщин-правонарушителей является их статус матерей. Почти все из них (примерно 85 %) являются матерями, и многие из них после освобождения несут единоличную заботу о своих детях. Например,

Oksana O. Skobeleva

Candidate of Pedagogy, Associate Professor,

Head of Philosophy and Humanities Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

e-mail: skobelevaoo@mail.ru

© 2022 Скобелева О. О.

в крупнейшей женской тюрьме Бразилии 87 % осужденных женщин являются матерями, в Соединенных Штатах 80 % осужденных являются матерями, причем три четверти из них имеют детей в возрасте до 18 лет, в Соединенном Королевстве - 66 % женщин, 55 % из них имеют по крайней мере одного ребенка в возрасте до 16 лет, а 34 % были одинокими родителями до осуждения. В Ливане 49 % осужденных женщин имеют детей в возрасте до 16 лет, в том числе 13 % имеют детей в возрасте до 10 лет и еще 19 % имеют детей в возрасте до 5 лет, в Руанде 45 % женщин имеют детей в возрасте до 16 лет, в том числе 15 % с детьми в возрасте до 10 лет и еще 10 % с детьми в возрасте до 5 лет [1].

Общепризнано, что лишение свободы матери существенно влияет на социальное и эмоциональное развитие детей. Лишение свободы матери и связанная с этим разлука могут нарушить отношения между матерью и ребенком, отчасти потому, что матери больше не могут выполнять функции, связанные с ролью родителя. Многие женщины в исправительных учреждениях имеют ряд проблем, которые могут прямо или косвенно повлиять на социальное и эмоциональное развитие их детей. К ним относятся плохое образование, домашнее насилие, проблемы с психическим здоровьем, а также злоупотребление наркотиками и алкоголем [2].

Осужденные матери и их дети являются чрезвычайно уязвимой и маргинализированной социальной группой. Отчасти это объясняется тем, что целый ряд факторов до, во время и после лишения свободы способен разрушить узы отношений между матерью и ребенком. Жизнь до заключения под стражу часто характеризуется хронической бедностью, нестабильным жильем, плохими результатами образования и трудоустройства, злоупотреблением психотропными веществами, проблемами психического здоровья, насилием в семье, плохим физическим здоровьем, жестоким обращением с детьми и отсутствием заботы о них, которые снижают эффективность воспитания детей и создают уникальный путь к лишению свободы женщин [3, а 264]. Эти ранее существовавшие факторы усугубляются переживаниями во время отбывании наказания в исправительном учреждении, которые могут свести на нет роль и уверенность женщины как матери, что приводит к проблемам психического здоровья и страху потерять любовь своих детей. Возвращение в общество также является проблематичным, так как они имеют ограниченный доступ к службам общественной поддержки; испытывают стресс, связанный с воссоединением семьи, отчасти из-за финансового стресса и сложного поведения детей.

Во всем мире было разработано большое количество программ, направленных на решение проблем, с которыми сталкиваются матери и их дети. Эти программы в основном направлены на развитие родительских навыков и контактов во время лишения свободы. Женщины-осужденные должны обладать навыками поддержания и укрепления отношений со своими детьми, поскольку среда после освобождения может нарушить эти отношения, поэтому матери должны покинуть исправительные учреждения с лучшими навыками и знаниями, чем до того, как они туда попали.

Недостаточное количество женских тюрем и яслей в исправительных учреждениях означает, что большинство младенцев разлучаются со своими матерями вскоре после рождения и помещаются в приемную семью или под опеку члена семьи. Многие женщины являются основными опекунами детей, на благополучие которых может негативно повлиять их тюремное заключение. В этом контексте особенно проблематичным является вопрос о том, можно ли - и если да, то как долго - младенцам и маленьким детям оставаться в исправительном учреждении со своими матерями. С одной стороны, тюрьмы явно не являются подходящей средой для младенцев и маленьких детей, а с другой стороны, насильственное разлучение матерей и младенцев крайне нежелательно. Разлука после рождения нарушает связь между матерью и младенцем, нарушает грудное вскармливание и ограничивает многие известные преимущества для здоровья как матерей, так и младенцев. Также утверждается, что немедленная разлука ограничивает опыт осужденной в «материнстве» и влияет на ее долгосрочные отношения с ребенком [4, с. 204].

Программы «Дети в тюрьме», или тюремные ясли, - это международная тенденция, развивающаяся в женских исправительных учреждениях. Программа тюремных яслей позволяет матерям получить дородовой и послеродовой уход, а также уход за своими младенцами после родов, причем некоторые из них могут находиться в тюрьме до двух лет. Такие ясли часто размещаются в отдельном блоке или учреждении, предоставляют ограниченное количество мест для матери и ребенка и для тех, кто беременны или имеют маленьких детей на момент поступления в учреждение. Женщины осуждены за нетяжкие преступления и не имеют в прошлом истории жестокого обращения с детьми. Программы предоставляют матерям профессиональную, образовательную и родительскую поддержку на протяжении всего срока отбывании наказания.

Длительность пребывания часто зависит от наличия таких учреждений в странах и иногда связано с нормальным периодом грудного вскармливания, что также отличается в разных культурах. В Швеции младенцев редко принимают в тюрьму, но они могут находиться там до года, а средний срок пребывания составляет три месяца. В Германии есть шесть закрытых тюрем, куда допускаются дети до трех лет, и две открытые тюрьмы, куда допускаются дети до шести лет. Открытое отделение во Франкфурте-на-Майне расположено за стенами тюрьмы, что отражает политику отдаления отделения матери и ребенка от остальной части тюрьмы. У каждой матери есть своя квартира, состоящая из спальни/гостиной, кухни и ванной комнаты. В Нидерландах дети могут находиться до своего четвертого дня рождения в полуоткрытой тюрьме Тер Пил. Отделение матери и ребенка расположено в отдельном доме, но на территории тюрьмы, для четырех матерей и четырех детей. В пяти закрытых тюрьмах дети могут находиться до девяти месяцев. В Исландии в тюрьме могут находиться только очень маленькие дети, которых кормят грудью или которые имеют особые потребности. Португалия и Швейцария разрешают пребывание в тюрьме детей до трех лет, Финляндия - до двух лет. Дания разрешает осужденным мужчинам и женщинам брать с собой детей, если они должны выйти на свободу до достижения ребенком трехлетнего возраста, но на практике в тюрьмах остается мало детей. В Англии и Уэльсе в трех закрытых тюрьмах есть места для 34 детей, а в одной открытой тюрьме - для 20 детей. В открытой тюрьме и в одной закрытой тюрьме дети могут находиться до 18 месяцев, в остальных случаях ограничение составляет девять месяцев.

Цель данных программ - поддержать связь между матерью и ребенком, предоставить матерям инструменты для улучшения воспитания детей и снизить рецидив. Руководящим принципом во всех случаях должно быть благополучие ребенка. Это подразумевает, в частности, что любой дородовой и послеродовой уход, предоставляемый в местах лишения свободы, должен быть эквивалентен тому, который доступен во внешнем сообществе. Если младенцы и маленькие дети содержатся в местах лишения свободы, их лечение должно проходить под наблюдением специалистов по социальной работе и развитию ребенка. Цель должна заключаться в создании среды, ориентированной на ребенка, свободной от видимых атрибутов тюремного заключения. Необходимо также принимать меры для обеспечения нормального развития двигательных и когнитивных навыков детей, в частности, они должны иметь адекватные условия для игр и упражнений и возможность покинуть учреждение и познакомиться с обычной жизнью за его стенами.

Все большее исследователей уделяют внимание необходимости специализированных вмешательств, направленных на отношения между родителем и ребенком, когда привязанность и, следовательно, развитие ребенка находятся под угрозой [5, с. 280]. Для правонарушителей, которые являются матерями младенцев, тюремное отделение является основной тюремной средой, в которой происходит развитие. Исследования привязанностей и выводы о способствующей росту и тормозящей рост эмоциональной среде для ребенка, еще больше указывают на необходимость проведения лечебных мероприятий в исправительных учреждениях.

Программа «Новые начинания» - это аккредитованная программа обучения и воспитания, основанная на опыте, которая направлена на ранние отношения привязанности между матерями и младенцами в исправительных учреждениях. Она была инициирована, разработана и реализована в сотрудничестве между Центром Анны Фрейд (центром лечения, исследования и обучения в области детского психического здоровья) и Нью Бридж (тюремной благотворительной организацией, специализирующейся на установлении связей между правонарушителями и обществом Англии).

Хотя программа использует первые месяцы как время потенциальной изменчивости материнских моделей отношений, ее отличительной чертой является позиционирование ребенка как партнера в этом процессе и самостоятельного участника. В этот период, когда одобряется совместное пребывание матери и ребенка, мир привязанности ребенка все еще структурируется и формируются отношения привязанности матери к младенцу. Программа работает непосредственно с потребностями и возможностями привязанности ребенка через зеркальное отражение эмоциональных состояний, вербализацию опыта и тревог, которые видны или предполагаются у ребенка, и создание возможностей для межсубъектной связи через игру. В широком смысле проект направлен на вмешательство в возможные межпоколенческие циклы нарушенной привязанности. В частности, предполагается, что программа может способствовать улучшению взаимодействия между родителями и ребенком, чтобы дать ребенку больше шансов на здоровое развитие в первые месяцы жизни с матерью. Это включает в себя подготовку к разлуке матери и ребенка, если таковая ожидается, и переработку уже произошедшей разлуки.

Программа основана на ряде предположений, которые взяты из теории, исследований и клинического опыта взаимодополняющих областей психоанализа, привязанности и исследований развития младенцев. Первое предположение заключается в том, что отношение и поведение матери к своему ребенку обусловлено ее собственным опытом воспитания и тем, как она представляла этот опыт. Некоторые из межпоколенческих повторений, представляющих риск для ребенка, доступны для сознательного вспоминания, но другие закодированы в имплицитной области и выражаются, скорее, через действия, чем символически [6].

Второе предположение касается влияния тюремной среды на душевное состояние матери и, следовательно, на ее способность или неспособность обеспечить эмоциональное сдерживание и сопровождение психических процессов [7]. Предполагается, что многие тревожные аспекты истории матерей активируются тюремной средой, создавая тем самым серьезные проблемы для установления опекунских связей. Например, отношения между сотрудником и осужденным могут легко вызвать негативный перенос, подкрепленный неразрешенными конфликтами в их собственных детско-родительских отношениях. Более того, процесс пребывания в исправительном учреждении, вероятно, окажет значительное влияние на психологическое благополучие матери. Некоторые впечатления, вероятно, обеспечивают сдерживание - например, исключительная забота некоторых сотрудников и предсказуемость условий содержания, в то время как другие впечатления могут быть тревожными и пугающими (например, отправка в тюрьму прямо из суда без возможности сначала вернуться домой, вспышки и кризисы в отделениях, закрытые помещения). Кроме того, тюремные процедуры неизбежно вызывают огромную тревогу, связанную с разлукой с ребенком, а также с другими членами семьи.

Третье предположение касается взаимного характера первичных отношений между матерью и младенцем. Трансакционный аспект этих отношений общепризнан специалистами по развитию: отзывчивость младенца вызывает более чувствительное поведение родителей, а поведение по уходу, в свою очередь, укрепляет привязанность младенца. Первые месяцы являются чувствительным периодом не только для младенца, но и для матери. В свете этого важно, чтобы любое вмешательство устраняло препятствия для начала цикла [8].

Главной организующей конструкцией программы было улучшение восприятия матерью потребностей своего ребенка. Программа была построена таким образом, чтобы дети были активными участниками. Программа включала восемь двухчасовых занятий, проводимых в течение четырех недель подряд, для шести матерей и младенцев в каждой группе. Матерей попросили взять на себя обязательство посещать все занятия вместе со своими детьми. Занятия были построены вокруг восьми тем, каждая из которых была выбрана на основе исследований и клинических данных, подтверждающих ее потенциал для активизации отношений привязанности. Темы охватывали историю беременности, родословную ребенка, представления матери о собственном детском опыте, ее восприятие своего ребенка, опыт материнства и стремления к себе и своему ребенку. Принудительное разлучение матерей и их детей является спорным и болезненным вопросом и часто вызывает сильную реакцию не только у осужденных, но и у персонала, поэтому эта тема звучала на протяжении всей программы, и одно занятие было полностью посвящено ей. В начале и в конце каждого занятия время было посвящено общению и играм с детьми. На протяжении всего занятия матерей просили наблюдать за своими детьми вместе с ведущими и другими членами группы, чтобы научиться отслеживать и понимать своих младенцев.

Иллюстрированные раздаточные материалы, рабочие листы и домашние задания были частью программы. Матерям были выданы папки для их работы, а также для любых рисунков, стихов или писем, которые они создавали во время курса. Папки служили личными записями для матерей и потенциальным памятным материалом для детей, которые впоследствии могли использовать папки для воспоминаний об этом раннем периоде и работе над своими отношениями с матерью.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что курс «Новое начало» действительно приносит пользу некоторым женщинам и младенцам. Анализ показал, что после курса значительно возросла способность матерей думать о своих внутренних состояниях и состояниях своих детей. Качественный анализ дал дальнейшее представление о том, в каких областях произошли изменения, когда они имели место. Одна из них - это защитная идеализация, которая уступила место более сложному, многомерному представлению себя и своих детей по отношению друг к другу. Второй областью, в которой произошли изменения, был сдвиг в сторону понимания ребенка как личности с отдельным и, следовательно, отличным от других разумом.

В США программы совместного воспитания матери и ребенка реализуется по месту жительства родителей. Основными преимуществами программ данных учреждений также является: возможное усиление привязанности между матерью и ребенком; повышение эффективности родительского воспитания; и снижение рецидивизма среди матерей.

Программа «Дети Тамар» - это профилактическое вмешательство, разработанное для удовлетворения многочисленных потребностей беременных женщин, злоупотребляющих психоактивными веществами, осужденных за ненасильственные правонарушения, и их младенцев, предлагающее интегрированную и комплексную сеть услуг. Первый компонент этой программы был направлен на удовлетворение медицинских и психиатрических потребностей матерей и благополучия их младенцев путем создания интегрированной сети дородового и медицинского ухода, лечения от наркотической зависимости, стабилизации психического здоровья, индивидуальной и групповой психотерапии, повышения уровня образования, обучения трудовым навыкам, помощи в получении жилья. Второй компонент - Перинатальный протокол «Круг безопасности» - обеспечивал обучение родителей, направленное на развитие материнской чуткости и укрепление надежной привязанности с младенцем [9, с. 355].

Программа «Круг безопасности» была разработана для улучшения возможностей родителей по уходу за детьми и укрепления надежной привязанности младенцев путем развития и укрепления: понимания матерью эмоциональных сигналов и потребностей в отношениях; навыков наблюдения и умозаключений матери; рефлексивного функционирования матери в отношении взаимного влияния ее поведения и поведения ее ребенка; способности родителя к регуляции эмоций; адекватного реагирования матери на сигналы младенца.

Для участия в программе приглашались беременные женщины, проживающие в столичном регионе Балтимор, штат Массачусетс, которые соответствовали следующим критериям включения: срок обязательного надзора более трех лет; история злоупотребления психотропными веществами; отсутствие текущего обвинения (или осуждения в течение пяти лет) за насильственное преступление; отсутствие диагноза «психоз».

Программа включала две фазы лечения: стационарную фазу (когда женщины жили в лечебном учреждении с момента зачисления во время беременности до достижения ребенком возраста шести месяцев вместе со своими детьми) и фаза проживания в общине (с шестимесячного возраста до 12 месяцев).

Матери были распределены в группы терапевтического вмешательства (по шесть матерей в группе), в которых основное внимание уделялось воспитанию детей. Во время третьего триместра матери встречались в группах два раза в неделю. Лечебные группы продолжали встречаться два раза в неделю по 90 минут после рождения младенцев до достижения ими 12-месячного возраста. Каждую группу вели два терапевта, которые оставались с группой до ее завершения.

Содержание групповых занятий было основано на оригинальной модели «Круг безопасности» [10]. Программа модели базировалась на следующих принципах: надежная привязанность между ребенком и родителем необходима для здорового развития; прочная безопасность возникает в результате развития родителями особых способностей к взаимоотношениям с ребенком, а не обучением техникам управления поведением ребенка; способность родителя к отношениям лучше всего развиваются, если он действует в рамках безопасных базовых отношений с терапевтом; лечение наиболее эффективно, когда оно сосредоточено на специфических сильных сторонах и проблемах конкретной пары родитель - ребенок. На групповых занятиях использовались видеоматериалы, демонстрирующие взаимодействие матери и ребенка, которые включали в себя примеры надежной, ненадежной и дезорганизованной привязанности, чувствительного и нечувствительного родительства. Для каждой сессии терапевты отбирали четыре ролика, в которых мать взаимодействовала со своим младенцем в различных ситуациях (например, кормление, свободная игра и общение лицом к лицу). Первый ролик был предназначен для активизации системы заботы матери (например, плач младенца); второй ролик показывал, как мать чутко реагирует в определенной ситуации (например, она утешала своего расстроенного младенца вместо того, чтобы игнорировать его); третий ролик демонстрировал повседневные трудности (например, «Уход за ребенком»); в четвертом ролике подтверждалось родительское поведение матери путем демонстрации ее компетентности в той области, в которой она ранее испытывала трудности.

Участвующие в программе матери воспринимали занятия в группах как последовательные, предсказуемые и воспитывающие, которые обеспечили основу для повышения материнской чувствительности путем развития у матерей навыков наблюдения до появления младенца и служения моделью для чуткого материнства.

Исследователь Американских исправительных учреждений Джон Карлсон провел анализ тюремных яслей в женском исправительном центре Небраски, который на тот момент был одним из немногих тюремных яслей в Северной Америке. Самоотчеты матерей, участвовавших в исследовании, показали, что, по их мнению, ясли способствовали установлению прочных связей с детьми, повышали их самооценку и уверенность в себе; при этом обзор показал, что в целом ясли и связанные с ними политика и практика снизили количество сообщений о проступках, употребление наркотиков и уровень рецидивизма среди осужденных матерей. Более поздний обзор тюремных яслей в девяти штатах США подтвердил эти тенденции, указав, что участие в этих яслях снижает рецидивизм, предотвращает передачу детей в приемные семьи и позволяет установить связь между матерью и ребенком. В подтверждение этого, оценка привязанности 30 младенцев, проживающих с матерью в тюремных яслях Нью-Йорка, показала, что осужденные матери могут воспитывать младенцев, надежно привязанных к ним, с показателями, сравнимыми с нормативными образцами в обществе (60 % : 62 %). Это позволяет предположить, что для некоторых женщин тюремный контекст может иметь защитный эффект благодаря поддержке со стороны других матерей и специалистов, предоставлению родительского образования и отсутствию наркотиков и алкоголя.

Таким образом, создание эффективных программ вмешательства для матерей, находящихся в заключении, является одной из наиболее важных задач как в системе уголовного правосудия, так и в системе социального обеспечения детей. Ключевыми характеристиками программы являются признание и поддержка материнской роли осужденной и базовое поддержание связи между матерью и ребенком. Проведенные исследования подчеркивают важность признания, понимания и поддержки эмоциональных потребностей матерей, находящихся в исправительных учреждениях. Несомненно, предотвращение попадания большего числа женщин в тюрьму в первую очередь, предпочтительнее с точки зрения максимизации потенциала для отказа от наказания и минимизации существенного дальнейшего эмоционального вреда для матери и их детей.

Библиографический список

1. Handbook for Prison Managers and Policymakers on Women and Imprisonment. New York, 2008. P. 18.

2. Gregoire A., Dolan R., Birmingham L., Mullee M., Coulson D. The mental health and treatment needs of imprisoned mothers of young children // Journal of Forensic Psychiatry & Psychology. 2010. № 21 (3). P. 378-392.

3. Burgess A., Flynn C. Supporting imprisoned mothers and their children: A call for evidence // Probation Journal. 2013. P. 264.

4. Chambers A. Impact of forced separation policy on incarcerated postpartum mothers // Policy. Polit. Nurs. Pract. 2009. № 10 (3). P. 204-211.

5. Lieberman A. F. The treatment of attachment disorder in infancy and early childhood: reflections from clinical intervention with later-adopted foster care children // Attachment & Human Development. 2003. № 5 (3). P. 279-282.

6. Davis T. J. Revising psychoanalytic interpretations of the past: an examination of declarative and non-declarative memory processes // International Journal of Psycho-Analysis. 2001. № 82. P. 449-462.

7. Winnicott D. W. Primary maternal preoccupation // Through paediatrics to psycho-analysis. London, 1958.

8. Sroufe L. A. Attachment and development: A prospective, longitudinal study from birth to adulthood // Attachment and Human Develeopment. 2005. № 7 (4). P. 349-367.

9. Cassidya J., Zivb Y., Stupicaa B., Shermana L. J., Butlera H., Karfginc A., Cooperd G., Hoff-mand K. T., Powelld B. Enhancing attachment security in the infants of women in a jail-diversion program // Attachment & Human Development. 2010. Vol. 12. № 4. P. 333-353.

10. Cooper G., Hoffman K. T., Powell B., Marvin R. The Circle of Security intervention: Differential diagnosis and differential treatment // Enhancing early attachments: Theory, research, intervention, and policy. New York, 2005. P. 127-151.

References

1. Handbook for Prison Managers and Policymakers on Women and Imprisonment. N. Y., 2008, p. 18 [in English].

2. Gregoire A., Dolan R., Birmingham L., Mullee M., Coulson D. The mental health and treatment needs of imprisoned mothers of young children. Journal of Forensic Psychiatry & Psychology, 2010, no. 21(3), рр. 378-392 [in English].

3. Burgess A., Flynn C. Supporting imprisoned mothers and their children: A call for evidence Probation Journal, 2013, p. 264 [in English].

4. Chambers A. Impact of forced separation policy on incarcerated postpartum mothers. Policy. Polit. Nurs. Pract, 2009, no. 10 (3), рр. 204-211 [in English].

5. Lieberman A. F. The treatment of attachment disorder in infancy and early childhood: reflections from clinical intervention with later-adopted foster care children. Attachment & Human Development, 2003, no. 5 (3), рр. 279-282 [in English].

6. Davis T. J. Revising psychoanalytic interpretations of the past: an examination of declarative and non-declarative memory processes. International Journal of Psycho-Analysis, 2001, no. 82, рр. 449462 [in English].

7. Winnicott D. W. Primary maternal preoccupation. Through paediatrics to psycho-analysis. London, 1958 [in English].

8. Sroufe L. A. Attachment and development: A prospective, longitudinal study from birth to adulthood. Attachment and Human Develeopment, 2005, no. 7 (4), рр. 349-367 [in English].

9. Cassidya J., Zivb Y., Stupicaa B., Shermana L. J., Butlera H., Karfginc A., Cooperd G., Hoff-mand K. T., Powelld B. Enhancing attachment security in the infants of women in a jail-diversion program. Attachment & Human Development, 2010, vol. 12, no. 4, рр. 333-353 [in English].

10. Cooper G., Hoffman K. T., Powell B., Marvin R. The Circle of Security intervention: Differential diagnosis and differential treatment. Enhancing early attachments: Theory, research, intervention, and policy. New York, 2005, рр. 127-151 [in English].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.