Научная статья на тему 'ПРАВО НА ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ОСУЖДЕННОЙ МАТЕРИ, ОТБЫВАЮЩЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ПРАВО НА ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ОСУЖДЕННОЙ МАТЕРИ, ОТБЫВАЮЩЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАВНАЯ ЗАЩИТА / ОСУЖДЕННЫЕ ЖЕНЩИНЫ / ИМЕЮЩИЕ ДЕТЕЙ / ДОМА РЕБЕНКА ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВА ДЕТЕЙ / БЕЗОПАСНАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ / EQUAL PROTECTION / CONVICTED WOMEN WITH CHILDREN / CHILDREN’S HOMES IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS / PARENTAL LEGAL RELATIONS / CHILDREN’S RIGHTS / SAFE ATTACHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марухно Екатерина Юрьевна, Латышева Людмила Александровна, Борзенко Юлия Александровна

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования безопасной привязанности ребенка к осужденной матери, находящейся в пенитенциарном учреждении, выделяются основные идеи, составляющие основу теории привязанности. Авторами предпринята попытка анализа возможности формирования безопасной привязанности ребенка к матери, отбывающей наказание в виде лишения свободы. В этой связи исследована практика совместного содержания матери и ребенка в условиях пенитенциарного учреждения в зарубежных государствах. Проанализированы цели и содержание государственных тюремных программ по формированию безопасной связи ребенка с его единственным воспитателем. В основу исследования положен комплекс методов познания, среди которых следует выделить методы системного, сравнительного анализа, сопоставления, а также логического сравнения. Авторская точка зрения по проблеме реализации права ребенка на возможность сформировать безопасную привязанность к матери, осужденной к лишению свободы, опирается на мнения отечественных и зарубежных авторов. В результате исследования опыта зарубежных стран выявлены сущность и особенности реализации права ребенка на возможность сформировать безопасную привязанность к матери, осужденной к лишению свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марухно Екатерина Юрьевна, Латышева Людмила Александровна, Борзенко Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO OPPORTUNITIES FOR FORMING A SAFE ATTACHMENT OF A CHILD TO A CONVICTED MOTHER SERVING A SENTENCE OF IMPRISONMENT IN FOREIGN PENITENTIARY INSTITUTIONS

The article deals with the problematic issues of forming a safe attachment of a child to a convicted mother in a penitentiary institution. The main ideas that form the basis of attachment theory are highlighted. The authors attempt to analyze the possibility of forming a safe attachment of a child to a mother serving a sentence of imprisonment. In this regard, the practice of joint detention of mothers and children in penitentiary institutions in foreign countries has been studied. This study examines the goals and content of state prison programs to form a safe connection between a child and their sole caregiver. This study is based on a set of methods of cognition, among which we should highlight the methods of system, comparative analysis, comparison, and logical comparison. The author's point of view on the problem of the realization of the child's right to form a secure attachment to the mother sentenced to imprisonment is based on the opinions of domestic and foreign authors. As a result of the study of the experience of foreign countries, the essence and features of the implementation of the child's right to form a safe attachment to the mother sentenced to imprisonment are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ОСУЖДЕННОЙ МАТЕРИ, ОТБЫВАЮЩЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

International law

УДК 343.811-055.2

Е. Ю. Марухно, Л. А. Латышева, Ю. А. Борзенко

ПРАВО НА ВОЗМОЖНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К ОСУЖДЕННОЙ МАТЕРИ,

ОТБЫВАЮЩЕЙ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье рассматриваются проблемные вопросы формирования безопасной привязанности ребенка к осужденной матери, находящейся в пенитенциарном учреждении, выделяются основные идеи, составляющие основу теории привязанности. Авторами предпринята попытка анализа возможности формирования безопасной привязанности ребенка к матери, отбывающей наказание в виде лишения свободы. В этой связи исследована практика совместного содержания матери и ребенка в условиях пенитенциарного учреждения в зарубежных государствах. Проанализированы цели и содержание государственных тюремных программ по формированию безопасной связи ребенка с его единственным воспитателем. В основу исследования положен комплекс методов познания, среди которых следует выделить методы системного, сравнительного анализа, сопоставления, а также логического сравнения. Авторская точка зрения по проблеме реализации права ребенка на возможность сформировать безопасную привязанность к матери, осужденной к лишению свободы, опирается на мнения отечественных и зарубежных авторов. В результате исследования опыта зарубежных стран выявлены сущность и особенности реализации права ребенка на возможность сформировать безопасную привязанность к матери, осужденной к лишению свободы.

Ключевые слова: равная защита; осужденные женщины, имеющие детей; дома ребенка при исправительных учреждениях; родительские правоотношения; права детей; безопасная привязанность.

E. Yu. Marukhno, L. A. Latysheva, Yu. A. Borzenko

THE RIGHT TO OPPORTUNITIES FOR FORMING A SAFE ATTACHMENT OF A CHILD TO A CONVICTED MOTHER SERVING

A SENTENCE OF IMPRISONMENT IN FOREIGN PENITENTIARY

INSTITUTIONS

The article deals with the problematic issues offorming a safe attachment of a child to a convicted mother in a penitentiary institution. The main ideas that form the basis of attachment theory are highlighted. The authors attempt to analyze the possibility of forming a safe attachment of a child to a mother serving a sentence of imprisonment. In this regard, the practice ofjoint detention of mothers and children in penitentiary institutions in foreign countries has been studied. This study examines the goals and content of state prison programs to form a safe connection between a child and their sole caregiver. This study is based on a set of methods of cognition, among which we should highlight the methods of system, comparative analysis, comparison, and logical comparison. The author's point of view on the problem of the realization of the child's right to

© Марухно Е. Ю., Латышева Л. А., Борзенко Ю. А., 2020 © Marukhno E. Yu., Latysheva L. A., Borzenko Yu. A., 2020

form a secure attachment to the mother sentenced to imprisonment is based on the opinions of domestic and foreign authors. As a result of the study of the experience offoreign countries, the essence and features of the implementation of the child's right to form a safe attachment to the mother sentenced to imprisonment are revealed.

Keywords: equal protection; convicted women with children; children's homes in correctional institutions; parental legal relations; children's rights; safe attachment.

В международном праве наилучшие интересы ребенка рассматриваются как базовая идея «первоочередного и главенствующего соображения» [5]. Ст. 3 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (далее — Конвенция) гласит, что всем организациям, занимающимся вопросами детей, следует уделять первоочередное внимание наилучшему соблюдению интересов ребенка. Данная норма должна выступать руководящим началом к основам законодательства любого государства [4].

Ст. 6 Конвенции провозглашает принцип, согласно которому государства должны обеспечивать в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, гарантировать ему право на жизнь, а также предпринимать позитивные шаги по поддержанию и продлению жизни, полноценному физическому и духовному развитию. Платформой для основополагающих прав детей выступает базовый принцип — соблюдения права ребенка на выживание и здоровое развитие. Государства-участники Конвенции обязаны создать эффективную систему законодательных, административных, экономических, медицинских, социальных и иных мер, обеспечивающих права ребенка [5, с. 98; 9, с. 7].

В этой связи актуальность исследуемой нами темы не вызывает сомнений. Благодаря исследованиям В. А. Уткина на сегодняшний день особую актуальность получили отдельные специальные права осужденных к лишению свободы, не имеющие прямых конституционных оснований [7; 14; 15]. В продолжение исследования, на наш взгляд, пристальное внимание следует обратить на проблему реализации прав детей, находящихся вместе с матерью в исправительном учреждении. Отметим, что в настоящее время недостаточно разработан механизм совместного пребыва-

ния осужденной матери с ребенком в условиях исправительного учреждения, имеются пробелы в регламентации порядка действий при рождении ребенка у осужденной женщины, содержащейся в колонии-поселении.

Ключевым фактором для совместного пребывания осужденной с ребенком является эмпирически обоснованная английским психиатром Дж. Боулби теория привязанности. Привязанность, по его словам, является эволюционной, биологической и основана на поведенческих системах, которые помогают младенцам выживать в раннем детстве, она зависит от того, насколько стабильны взаимодействия ребенка с основным опекуном, которым обычно является мать. Для детей важно выработать устойчивую безопасную привязанность именно в раннем возрасте, поскольку это приводит к большей вероятности здорового развития и повышения устойчивости ребенка к преодолению жизненных препятствий в дальнейшем [24]. Кроме того, учеными доказана социальная значимость безопасной привязанности между поколениями.

С 80-х гг. прошлого века в зарубежных странах начались исследования по вопросу негативного влияния тюремного заключения родителей на их детей. Ученые пришли к выводу, что дети заключенных родителей более склонны к совершению правонарушений и преступлений и в шесть раз чаще, чем другие дети, находящиеся в аналогичном положении, попадают в систему уголовного правосудия [27]. Р. Шоу достаточно категорично назвал раздельное проживание матери и ребенка «причинением вреда детям заключенных родителей» и «жестоким обращением с детьми» [32].

В международных актах в области обращения с заключенными первоочередное внимание уделено особенностям содержа-

ния в пенитенциарных учреждениях беременных и женщин, имеющих при себе малолетних детей. Меморандум по Рекомендации № R (98) 7 Комитета министров для стран-членов Совета Европы по этическим и организационным аспектам здравоохранения в тюрьмах содержит следующие комментарии, касающиеся матери и ребенка (п. 69): «Матери и дети так же, как серьезно больные, инвалиды и пожилые заключенные, могут рассматриваться как "особо уязвимая" группа в тюрьме. Тюремный врач и иной медицинский персонал должны обеспечить как можно лучшую заботу матери и ребенку, принимая во внимание, в частности, интересы ребенка и условия жизни, организованные для матери и ребенка в тюрьме» [8, с. 36]. Услуги в тюрьмах должны полностью удовлетворять медицинским, физическим и психическим потребностям детей, пребывающих в заключении вместе с матерями. Согласно правилу 49 Банкокских Правил решение об оставлении ребенка со своей матерью в исправительном учреждении принимается исходя из обеспечения наилучших интересов ребенка. При этом государство в исправительном учреждении обязано предусмотреть создание яслей (внутренних и внешних служб по уходу за ребенком, детской комнаты), располагающих квалифицированным персоналом. Данные рекомендации отражены в уголовно-исполнительном законодательстве многих зарубежных стран.

В свою очередь, небезопасная привязанность, вызванная ограничениями со стороны государства на совместное проживание, может привести к психическим расстройствам детей, а также существенно повлиять на их способность вступать в здоровые отношения и поддерживать их в будущем. Дж. К. Марголис и Т. Крафт-Столар утверждают, что дети, которые были лишены контакта или близких отношений со своими заключенными матерями, в подростковом возрасте подвергаются большему риску злоупотребления наркотиками и/или алкоголем. Как правило, данные дети имеют стабильную неуспеваемость в школе и находятся в зоне повы-

шенного риска совершения преступлений [26].

Международное сообщество обеспокоено отсутствием достоверных социальных, медицинских и правовых данных о детях, живущих в тюрьмах, большинство государств мира официально не публикуют статистику. Последнее опубликованное исследование, касающееся тюремных яслей, основанное на запросах международных организаций в 70 странах, показало, что только Суринам, Либерия, Багамские Острова и США регулярно отделяют заключенных матерей от своих детей.

Ежегодно во Франции примерно 50 младенцев проживают в тюремных яслях совместно с осужденными матерями. Согласно французскому законодательству ребенок имеет право проживать со своей матерью в тюремных яслях до достижения им 18-месячного возраста. По официальным данным, как правило, средняя продолжительность пребывания ребенка с матерью составляет 6 месяцев, после примерно 40 % детей помещаются на воспитание в приемные семьи и 60 % проживают совместно с родственниками [19].

Законы Великобритании разрешают детям до 18 месяцев проживать совместно в специальном блоке с матерями в семи (Bronzefield, EastwoodPark, Styal, NewHall, Peterborough, AskhamGrange) из тринадцати существующих тюрем [28; 30].

Отметим: в докладе ООН указано, что, несмотря на тенденцию в Европе к созданию детских учреждений, ориентированных на облегчение контактов между детьми и родителями, Европейский суд по правам человека в 2002 г. постановил, что «государства не обязаны предоставлять условия для проживания ребенка в тюрьме вместе со своим родителем» [28]. Возможно, поэтому европейские политики неохотно поощряют размещение детей совместно с матерями в тюрьмах.

Согласно данным австралийского исследователя А. Болдри, в 2019 г. каждая вторая заключенная женщина в Австралии уже имеет ребенка, 5-10 % — беременные. Возраст детей, проживающих совместно с матерью в тюрьме, колеблется от ново-

рожденного до пяти лет, но дети старше трех лет встречаются достаточно редко. Женщины вправе ходатайствовать о совместном проживании в семи штатах и территориях Австралии, за исключением Южной Австралии. Таким образом, примерно 13 женских тюрем по всей стране обеспечены детскими яслями [18; 21].

На территории Квинсленда совместное проживание возможно в трех женских тюрьмах, в которых размещение с матерью возможно для восьми-десяти детей. Примерно такая же ситуация в исправительных учреждениях остальных штатов [25].

В США программы для заключенной матери с ребенком были разработаны с начала XIX в., впервые апробированы в исправительном учреждении для женщин Бедфорд-Хиллз (максимальный уровень безопасности) в Нью-Йорке в 1901 г. Согласно данным американских исследователей, до 1950-х гг. специализированные дома ребенка обычно находились в государственных пенитенциарных учреждениях по всей стране. Однако к началу 1970-х гг. только Нью-Йорк не закрыл свою программу по совместному содержанию матерей-заключенных с их детьми. Увеличение числа женщин, арестованных в период с 1986 по 2006 г., вызвало возобновление интереса как государства, так и общественности к детским программах совместного проживания. Согласно данным 2019 г., женское тюремное население США стало почти в восемь раз больше, чем в 1980 г., более 60 % женщин в государственных тюрьмах имеют ребенка в возрасте до 18 лет [22].

На сегодняшний день законодательство большинства штатов требует, чтобы женщины-заключенные после родов в кратчайшие сроки определили своего ребенка к родственникам или в приемную семью. Максимальная продолжительность пребывания ребенка с матерью может варьироваться от 30 дней в Южной Дакоте до трех лет в Вашингтоне. Большинство штатов, в которых имеются тюремные ясли, разрешают матери и ребенку оставаться вместе от двенадцати до восемнадцати месяцев.

Матери, участвующие в программе совместного проживания, должны посещать занятия по развитию и воспитанию детей. В государственных тюрьмах женщины должны пройти курсы по уходу за детьми и развитию вместе с GED-программой получения общего образования, а также альтернативными программами обучения грамоте для впоследствии депортируемых граждан [36].

Соединенные Штаты стали мировым лидером тюремного заключения. Размер и распространенность режима уголовного правосудия не имеют аналогов в истории. На сегодняшний день примерно 1,5 млн детей имеют, по крайней мере, одного родителя в тюрьме или отбывшего наказание ранее [33]. Согласно федеральному закону США «Об усыновлении и безопасных семьях» в том случае, если мать-осужденная добровольно отказалась от ребенка или отбывает наказание за тяжкое преступление, совершенное в отношении другого родителя ребенка, государство обращается с ходатайством о прекращении родительских прав и утверждает квалифицированную семью для усыновления [31]. В США только 10 штатов предлагают детские сады для удовлетворения потребностей детей.

Несмотря на то, что статья в первую очередь посвящена перспективе перехода международного принципа как «идеи» в право ребенка на возможность развивать безопасную привязанность со своей заключенной матерью, следует отметить, что тюремные ясли предоставляют существенные преимущества заключенным матерям. Исследования специалистов многих стран показывают, что детские программы в тюрьмах, безусловно, эффективны: влияют на снижение уровня рецидивов, улучшают социальные навыки матерей, улучшают качество их психического здоровья. Необходимо отметить, что в большинстве стран детские программы открыты для матерей, заключенных в тюрьму за ненасильственные преступления с коротким сроком заключения, которые будут единственным опекуном ребенка после освобождения.

Необходимо согласиться с высказываем Б. А. Спасенникова о том, что совмест-

ное проживание матери и ребенка способствует оптимизации естественного вскармливания ребенка, следовательно, гармоничному росту, физическому и психическому развитию, а также реанимации и развитию материнских чувств у осужденных женщин [12].

По словам американских исследователей Л. С. Гошин и М. В. Бирн, существует несколько причин, по которым программы совместного проживания матери и ребенка достаточно успешно работают. Во-первых, наблюдается улучшение дисциплинарного поведения заключенных в тюрьме, матери должны быть на хорошем счету в исправительном учреждении для того, чтобы остаться в программе совместного проживания, участвовать в дородовых и родительских занятиях. Во-вторых, дает возможность женщинам-заключенным участвовать в программе досрочного освобождения [17; 20; 33, с. 376]. Положительный результат таких программ в большинстве своем достигнут благодаря политике «нулевой терпимости» администрации тюрем. Так, недопустимо агрессивное поведение женщины, вредные привычки или нездоровое физическое состояние ребенка [31].

Большинство заключенных матерей — одинокие женщины, которые не имеют родственников, желающих взять ребенка на воспитание. Во многих странах опекунские семьи отказываются брать такого ребенка, потому что мать не лишена родительских прав. В том случае, если женщина, отбывающая наказание, способна и желает принять на себя ответственность и у ребенка нет подходящего долгосрочного опекуна, например, отца или близких родственников, государство берет на себя обязательство, предоставляя тюремные ясли, внедряя программы совместного проживания. Согласно исследованиям ученых, если дети живут с матерью более одного года, уже 60 % из них приобретают надежную привязанность. Данные нидерландского исследоваеля М. ван Изендорна подтверждают, что использование тюремных яслей может помешать сохранению цикла небезопасных привязанностей между поколениями [35, с. 226].

Право ребенка иметь возможности для формирования надежной привязанности в первую очередь оформляется как негативное право, свобода от государственного вмешательства или вторжения. Оно не позволяет государству вмешиваться в возможности детей сформировать надежную привязанность к своим матерям. Реализация негативного права, как правило, не налагает на государство позитивной обязанности предоставлять такую возможность. Если это так, то на каком основании мы можем претендовать на конституционное право по предоставлению государствами тюремных яслей? Многие ученые считают это возможным, аргументируя тем, что осужденные имеют конституционное право на гуманные условия содержания в тюрьме, которое налагает обязанность на государство обеспечить соответствующее питание, медицинское обслуживание, и безопасность. Государство несет позитивную обязанность предоставлять предметы первой необходимости тем, кто находится под его опекой. К данной категории лиц относятся младенцы, рожденные в тюрьмах.

В настоящее время тюремные ясли предназначены исключительно для детей, рожденных матерями, уже содержащимися в пенитенциарном учреждении. Исследователи обоснованно считают, что те государства, которые не могут предоставить отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, не должны ограничивать право детей, рожденных вне тюрьмы [34]. Конституционного различия между детьми, рожденными до и после заключения матерей, быть не может. В том случае, если дети не имеют альтернативного стабильного долгосрочного основного воспитателя-опекуна, государство может ввести ряд вариантов, которые выходят за рамки использования тюремных яслей. Эти варианты могут позволить наказать мать за ее преступление, не ставя в невыгодное положение детей, которые имеют право сформировать безопасную привязанность.

Исследование практики зарубежных стран показало, что лишь небольшой про-

цент детей может реализовать свое право на совместное проживание с матерью, отбывающей наказание в местах лишения свободы. В целях реализации международного принципа наилучших интересов ребенка на внутригосударственном уровне считаем необходимым определить приоритет воспитания детей и развития их жизненных навыков основой любых тюремных программ, призванных помочь женщинам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Родительский контакт матери имеет основополагающее значение для ребенка и должен быть гарантирован в качестве конституционного права, реализован повсеместно, в том числе и в тюрьме.

Вместе с тем следует отметить, что многие государства реализуют программы совместного содержания осужденных матерей с детьми. Например, в соответствии со ст. 95 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (УИК РБ), ст. 115 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан в учреждениях, в которых отбывают наказание осужденные женщины, имеющие детей, могут создаваться дома ребенка. При этом женщинам предоставляется право общения с ребенком в свободное время без ограничений, а также право совместного проживания. В ст. 91 УИК РБ указано, что осужденным женщинам может быть разрешено проживание вне исправительной колонии на время освобождения от работы по беременности и родам, а также на период до достижения ребенком трехлетнего возраста, вблизи территории исправительной колонии под постоянным надзором администрации исправительной колонии.

В ряде российских исправительных учреждений созданы оптимальные условия для развития и воспитания детей. Так, в ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия в доме ребенка созданы все необходимые условия для совместного проживания матери с ребенком: оборудованы изолированные помещения с санузлами, игровая комната, столовая [3, с. 21-22]. В ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю дом ребенка функционирует с 2009 г. Персонал дома ребенка включает врачей,

воспитателей, психолога, логопеда, музыкального работника. В общежитии, отведенном под дом ребенка, имеются молочная кухня, прачечная, спальные и игровые комнаты, кабинеты медицинского персонала, на территории оборудована детская площадка [2]. В Челябинской ИК-5 функционирует реабилитационный центр для осужденных матерей. Осужденные женщины проживают в центре в условиях облегченного содержания три месяца до родов и три после. Комнаты рассчитаны на двух-трех человек и оборудованы кроватями с ортопедическими матрацами. В санузлах имеются умывальная, душевые кабины, стиральная машина. Обязательным условием пребывания в центре является отказ от вредных привычек. Кормление матерью ребенка осуществляется каждые три часа. Врачи и педагоги проводят уроки дородового и послеродового ухода. Осужденные все делают самостоятельно: кормят детей, пеленают, гуляют на детской площадке. Создание подобных центров поможет избежать стресса и преждевременных родов, наладить полноценное грудное вскармливание с первых дней жизни новорожденного. Специалисты отмечают, что при данной организации совместной жизни матери и ребенка происходит снижение количества случаев дисциплинарных нарушений среди осужденных женщин из числа матерей.

Интересен опыт организации совместного пребывания осужденной матери с ребенком в практике европейских пенитенциарных учреждений. Например, тюрьма для женщин Фехта (Нижняя Саксония, Германия), на территории которой располагается дом матери и ребенка. Цель деятельности учреждения — избежать разделения матерей и детей в период отбывания наказания осужденной и не допустить нарушений в развитии ребенка. Особое внимание обращено на содействие укреплению взаимоотношений матери и ребенка, повышение компетентности осужденной по воспитанию детей с учетом их возраста и уровня развития [6].

В период нахождения осужденной на работе дети направляются в детские игро-

вые группы под контроль опытных воспитателей, которые организуют для них ролевые, подвижные, пальчиковые игры, уроки пения, подвижные упражнения. Через подобные занятия ребенком приобретаются социальные, языковые и сенсомо-торные компетенции. Некоторые игры и занятия подбираются с учетом интересов и потребностей ребенка. Помимо ухода за детьми воспитатели оказывают осужденным матерям помощь в организации игр и упражнений для детей, проводят лекции и семинары на педагогические темы. Регулярно проводятся беседы между матерью, воспитателем и психологом по вопросам содержания и взаимоотношений с ребенком. Детям предоставлено право посещения различных кружков (музыкальная школа, бассейн, спортивные секции) за пределами учреждения. Дети старшего возраста по согласованию с управлением по делам молодежи могут посещать государственные детские сады [23].

В Латвии на территории исправительного учреждения располагается детский дом для детей осужденных женщин, в котором проживают дети в возрасте от года до четырех лет. До года дети находятся вместе с матерью, затем матери дважды в день посещают ребенка по полтора часа каждый визит. Детские дома активно взаимодействуют с Общественным педиатрическим центром, который предлагает инновационную программу совершенствования родительских навыков.

В Испании в исправительном учреждении города Аранхуэс есть семейные камеры для пребывания родителей (обоих) с детьми до трех лет. Помещения спроектированы с учетом потребностей детей. Детский сад оснащен открытой площадкой для игр, посещение врача осуществляется дважды в неделю. Типовая комната имеет площадь примерно 14 м , стены которой не отличаются от типичной детской (оклеены картинками с изображением героев мультфильмов и семейными фотографиями). В каждом жилом помещении имеется двуспальная кровать и ванная комната. Немаловажно, что окна помещения выходят не во двор исправительного учреждения [11].

Аналогичная практика существует и в Италии, где в настоящее время насчитывается 15 тюремных яслей [29].

В учреждении Хиндельбанк (Швейцария) функционирует отделение подготовки к освобождению, представленное шестью жилыми группами, в том числе группой матери и ребенка. Женщины воспитывают своих детей до трех лет. Большинство сотрудников Хиндельбанк в профессиональном плане являются педагогами, социальными педагогами, социальными работниками, имеют медицинское образование [6; 16]. В тюремном учреждении в Грудзендзе (Польша) функционирует дом матери и ребенка с условием совместного содержания. Женщины с детьми проживают в комнатах, состоящих из стекла от потолка до середины стены, в каждой из которых размещено пять детских и материнских спальных мест. В Зеленых Гурах построены удобные коттеджи для содержания осужденных с детьми с условиями приближенными к домашним [1]. В Финляндии в открытой тюрьме Ванаи отсутствует охрана, решетки, заборы, есть специальное отделение для женщин с детьми, где они содержатся с матерью до трехлетнего возраста [11, с. 15].

Таким образом, в зарубежных пенитенциарных учреждениях предусмотрено совместное проживание путем создания домов матери и ребенка, материнских блоков, небольших отделений, групп матери и ребенка, а также отдельных комнат.

Специалисты отмечают, что данные дети в любой стране представляют собой уязвимую группу с особыми потребностями в медицинском обслуживании. Жилье и питание, которое не соответствует нормальным потребностям ребенка, отсутствие информация о предыдущем медицинском обслуживании, отсутствие скрининга при рождении и адекватной иммунизации — вот некоторые проблемы семей осужденных родителей. Социально-экономические, культурные и языковые барьеры мешают детям получить доступ к базовым медицинским услугам. В каждой из названных выше стран именно в пенитенциарном учреждении детям оказывает-

ся необходимая медицинская и социальная помощь.

Наши предложения заключаются во внедрении компьютеризированного педиатрического клинического дневника в национальном масштабе, а также оптимизация программы иммунизации и вакцинации в соответствии с рекомендуемым графиком для младенцев и детей.

Итак, родительский контакт является основополагающим для ребенка и должен быть гарантирован в тюрьме в качестве конституционного принципа. Отношения матери и ребенка могут способствовать

реабилитации заключенных в обществе. Выбор в пользу разделения матерей и детей редко оправдан, зачастую это происходит из-за несоответствия места содержания под стражей нормам международного права.

В этой связи одним из основных направлений уголовно-исполнительной политики любого государства должна быть реализация безопасной привязанности ребенка и матери в условиях исправительного учреждения посредством их совместного содержания.

Литература

1. Альперн, Л. Тюрьма с человеческим лицом. О посещении женских пенитенциарных учреждений в Польше. — URL: http://l.index.org.ru/journal/18/18-alpern-2.html (дата обращения: 06.10.2020).

2. В доме ребенка при ИК-22 ГУФСИН России по Красноярскому краю установили развивающее оборудование. — URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=398025 (дата обращения: 13.09.2020).

3. Ветрова, И. В., Воробей, С. В., Спасенников, Б. А. Проблемы медицинской охраны материнства и детства в уголовно-исполнительной системе России // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2014. — № 3 (27). — С. 18-23.

4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI. — 1993.

5. Кравчук, Н. В. Наилучшие интересы ребенка: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России / Н. В. Кравчук // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 5 (78). — С. 97-103.

6. Латышева, Л. А. Особенности содержания и ресоциализации женщин, имеющих малолетних детей, в пенитенциарных учреждениях зарубежных стран // Пенитенциарная наука. — 2018. — № 1 (41). — C. 69-75.

7. Малько, А. В. Проблемы законных интересов // Проблемы теории государства и права : учеб. пособие / под ред. М. Н. Марченко. — М.: Юристъ, 2001. — С. 373-389.

8. Омельченко, О. А. Международные и европейские стандарты в сфере совместного содержания осужденных к лишению свободы женщин с детьми // Российский следователь. — 2006. — № 5. — С. 33-38.

9. Осипова, Т. В., Почивалова, Ж. Г., Коляда, О. В. Актуальные проблемы прав ребенка и его защиты // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2018. — Т. 10. — № 4. — С. 6-14.

10. Ратникова, Н. Д., Ковтуненко, Л. В. Ресоциализация осужденных женщин в России на основе международного опыта // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2012. — № 5. — С. 2-17.

11. Руководство для администрации учреждений исполнения наказаний и других должностных лиц. Женщины в местах заключения / Серия справочников по уголовному правосудию, Нью-Йорк, 2008.URL: https://www.unodc.org/documents/russia/Manuals/UNODC_women-and-imprisonment_RUS.pdf (дата обращения: 09.10.2020).

12. Спасенников, Б. А. Дитя и мать в местах лишения свободы // Закон и право. — 2018. — № 7. — С. 92-93.

13. Спасенников, Б. А., Воробей, С. В., Черкасов, С. Н. Охрана материнства и детства в уголовно-исполнительной системе России // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2016. — № 3. — C. 141-144.

14. Субочев, В. В. Законные интересы // Проблемы теории государства и права : учебник / под ред. А. В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — С. 362-380.

15. Уткин, В. А. Пенитенциарные права осужденных // Вестник Кузбасского института. — 2020. — № 2 (43). — С. 134-142.

16. Шмид, М., Огрохина, Е. А. Об основных особенностях системы исполнения наказаний и принудительных мер Швейцарии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. — 2013. — № 4 (24). — С. 78-83.

17. Arditti, J., Few, A. Maternal distress and womens reentry into family and community life. 2008. sep. 47 (3). — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (дата обращения: 20.03.2020).

18. Baldry, E., Walker, J.R. Babies and toddlers are living with their mums in prison. We need to look after them better. 16.05.2019. — URL: https: //theconversation.com/babies-and-toddlers-are-living-with-their-mums-in-prison-we-need-to-look-after-them-better-117170 (дата обращения: 26.03.2020).

19. Blanchard, A., Bébin, L., Leroux, S., Roussey, M., Horel, M. A., Desforges, M., Page, I., Bidet, Y., Balen^on, M. Infants living with their mothers in the Rennes, France, prison for women between 1998 and 2013. Facts and perspectives // Arch Pediatr. 2018 Jan; 25(1). doi: 10.1016/j.arcped.2017.11.016. Epub 2017 Dec 14. — P. 28-34.

20. Byrne, M.W., Goshin, L. S., Joestl, S.S. Intergenerational transmission of attachment for infants raised in a prison nursery // Attachment & human development. — 12 (4). — P. 375-393.

21. Corrections Management (Women and Children Program) Policy 2015. 05.02.2015. — URL: https://www.legislation.act.gov.au/ni/2015-48/default.asp (дата обращения: 02.04.2020).

22. Incarceated women and girls. June 6. 2019. — URL: https: //www.sentencingproject.org (дата обращения 01.07.2019).

23. Justizvollzugsanstalt fur Frauen in Vechta. Mutter-Kind-Haus der JVA fur Frauen in Vechta. — URL: http://www.jva-fuer-frauen.niedersachsen.de/wir_ueber_uns/mutterkindhaus/das-mutter-kind-haus-der-jva-fuer-frauen-in-vechta-89798.html (дата обращения: 19.09.2020).

24. Kanaboshi, N., Anderson, J.F., Sira, N. Constitutional Rights of Infants and Toddlers to Have Opportunities to. Form Secure Attachment with Incarcerate Mothers: Importance of Prison Nurseries // International Journal of Social Science Studies. Vol. 5. No. 2. — February 2017. — URL: http://ijsss.redfame.com (дата обращения: 12.09.2020).

25. Laws on Children Residing with Parents in Prison. August 2014. 73 p. — URL: https://www.loc.gov/law/help/children-residing-with-parents-in-prison/children-residing-with-parents-in-prison.pdf (дата обращения: 25.03.2020).

26. Margolies, J.K. & Kraft-StolarT. When Free Means Losing Your Mother: The Collision of Child Welfare and the Incarceration of Women in New YorkState // NY. — 2006. — 74 p.

27. Minson, S. The sins and traumas of fathers and mothers should not be visited on their children: The Rights of Children when a Primary Carer is sentenced to Imprisonment in the Criminal Courts in Rachel Condry, Peter Scharff Smith (ed), Prisons, Punishment and the Family: Towards a new sociology of punishment? // Oxford University Press. — 2018. — P. 336.

28. Pregnancy and childcare in prison. — URL: https://www.gov.uk/life-in-prison/pregnancy-and-childcare-in-prison (дата обращения: 26.03.2020).

29. Progetto «Bambini e carcere» [Children and Prisons Project], Telefono Azzurro. — URL: http://www.azzurro.it/it/ cosa-facciamo/sul-territorio/progetto-bambini-e-carcere (дата обращения: 03.09.2020).

30. Riley, N. S. On prison nurseries. 22.03.2019. — URL: http://www.aei.org/publication/on-prison-nurseries (дата обращения: 21.06.2019).

31. Restrictions on Genetically Modified Organisms: United States. — URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title:42%20section:675%20edition:prelim) (дата обращения: 10.03.2020).

32. Shaw, R. Children of Imprisoned Fathers // London: Hodder and Stoughton. — 1987. — 94 p.

33. Smith, R. J. and Ogletree, C. and Wald, J., Coloring Punishment: Implicit Social Cognition and Criminal Justice (Chapter Synopsis) (May 5, 2012). Justin D. Levinson and Robert J. Smith (eds), IMPLICIT RACIAL BIAS ACROSS THE LAW, Cambridge University Press (May 2012). Available at SSRN. — URL: https://ssrn.com/abstract=2051344 (дата обращения: 20.03.2020).

34. Tomkin, J., Quaker United Nations Office, Orphans of Justice, in Search of the Best Interests of the Child when a Parent Is Imprisoned: A Legal Analysis 35 (Aug. 2009). — URL: http://www.quno.org/sites/ default/files/ resources/ENGLISH_Orphans%20of%20Justice.pdf (citing

European Court of Human Rights decision in Kleuver v, Norway, App. No. 45837/99 (Apr. 30, 2002).URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i= 001-22377) (дата обращения: 20.03.2020).

35. vanlJzendoorn, M. H., Juffer, F., Duyvesteyn, M.G. Breaking the intergenerational cycle of insecure attachment: A review of the effects of attachment-based interventions on maternal sensitivity and infant security // Child Psychol Psychiatry. — 1995. — P. 225-248. 10.1111/j.1469-7610.1995.tb01822.x.

36. Wheeler, L. Alternative GED program proposed for federal prisons.01.08.15. — URL: https://thehill.com/regulation/228892-alternative-ged-program-proposed-for-federal-prisons (дата обращения: 01.02.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Al'pern, L. Tyur'ma s chelovecheskim licom. O poseshchenii zhenskih penitenciarnyh uchrezhdenij v Pol'she [Prison with a human face. About visiting women's prisons in Poland]. URL: http://l.index.org.ru/journal/18/18-alpern-2.html (accessed 10/6/2020).

2. V dome rebenka pri IK-22 GUFSIN Rossii po Krasnoyarskomu krayu ustanovili razvivayushchee oborudovanie [In children's home at IK-22 of Russian Federal Penitentiary Service across Krasnoyarsk Krai installed the developing equipment]. URL: http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ID=398025 (accessed 9/13/2020).

3. Vetrova, I. V., Vorobej, S. V., Spasennikov, B. A. Problemy medicinskoj ohrany materinstva i detstva v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii [Problems of medical protection of motherhood and childhood in the penal system of Russia]. Vestnikinstituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2014, no. 3 (27), p. 18-23.

4. Konvenciya o pravah rebenka (Convention on the Rights of the Child (approved by the UN General Assembly 20.11.1989) (entered into force for the USSR 15.09.1990). In: Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR, vypusk XLVI [Compendium of International Treaties of the USSR, issue XLVI]. — 1993.

5. Kravchuk, N. V. Nailuchshie interesy rebenka: soderzhanie ponyatiya i ego mesto v semejnom za-konodatel'stve Rossii [The best interests of the child: the content of the concept and its place in the family legislation of Russia]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Current problems of Russian law], 2017, no. 5 (78), p. 97-103.

6. Latysheva L. A. Osobennosti soderzhaniya i resocializacii zhenshchin, imeyushchih maloletnih detej, v penitenciarnyh uchrezhdeniyah zarubezhnyh stran [Features of the maintenance and resocialization of women with young children in penitentiary institutions of foreign countries]. Penitenciarnaya nau-ka [PenalScience], 2018, no. 1 (41), p. 69-75.

7. Mal'ko, A. V. Problemy zakonnyh interesov [Problems of legitimate interests]. In: Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]. Textbook. Ed. M. N. Marchenko. Mos-cow,Yurist, 2001. P. 373-389.

8. Omel'chenko O. A. Mezhdunarodnye i evropejskie standarty v sfere sovmestnogo soderzhaniya osu-zhdennyh k lisheniyu svobody zhenshchin s det'mi [International and European standards in the field of joint detention of women sentenced to imprisonment with children]. Rossijskij sledovatel' [Russian investigator], 2006, no. 5, p. 33-38.

9. Osipova T. V., Pochivalova Zh. G., Kolyada O. V. Aktual'nye problemy prav rebenka i ego zashchity [Topical problems of the rights of the child and his protection]. Vestnik YUUrGU. Seriya "Obra-zovanie. Pedagogicheskie nauki [Bulletin of SUSU. Series "Education. Pedagogical sciences], 2018, vol. 10, no. 4, p. 6-14.

10. Ratnikova N. D., Kovtunenko L.V. Resocializaciya osuzhdennyh zhenshchin v Rossii na osnove mezhdunarodnogo opyta [Resocialization of convicted women in Russia on the basis of international experience]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Vedomosti of the penal system], 2012, no. 5, p. 2-17.

11. Rukovodstvo dlya administracii uchrezhdenij ispolneniya nakazanij i drugih dolzhnostnyh lic. Zhenshchiny v mestah zaklyucheniya. Seriya spravochnikov po ugolovnomu pravosudiyu. Guidelines for the administration of penal institutions and other officials. Women in Detention/Criminal Justice Handbook Series, New York, 2008. URL: https://www.unodc.org/documents/russia/Manuals/UNODC_women-and-imprisonment_RUS.pdf (accessed 10/9/2020).

12. Spasennikov B. A. Ditya i mat' v mestah lisheniya svobody [Child and mother in prison]. Zakon i pravo [Right and Law], 2018, no. 7, p. 92-93.

13. Spasennikov B. A., Vorobej S. V., Cherkasov S.N. Ohrana materinstva i detstva v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme Rossii [Protection of motherhood and childhood in the penal system of Russia]. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya i istorii mediciny [Problems of social hygiene, health care and the history of medicine], 2016, no. 3, p. 141-144.

14. Subochev V. V. Zakonnye interesy [Legitimate interests]. Problemy teorii gosudarstva i prava [Problems of the theory of state and law]. Ed. A. V. Mal'ko. Moscow, Yurlitinform, 2012. P. 362-380.

15. Utkin V. A. Penitenciarnye prava osuzhdennyh [Penitentiary rights of convicts]. Vestnik Kuzbasskogo institute [Bulletin of the Kuzbass Institute], 2020, no. 2 (43), p. 134-142.

16. Shmid M., Ogrohina E. A. Ob osnovnyh osobennostyah sistemy ispolneniya nakazanij i prinuditel'nyh mer Shvejcarii [On the main features of the penal system and coercive measures of Switzerland] .Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie [Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction], 2013, no. 4 (24), p. 78-83.

17. Arditti, J., Few, A. Maternal distress and womens reentry into family and community life. 2008. sep. 47 (3). — URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov (accessed 3/20/2020).

18. Baldry, E., Walker, J.R. Babies and toddlers are living with their mums in prison. We need to look after them better. 16.05.2019. — URL: https: //theconversation.com/babies-and-toddlers-are-living-with-their-mums-in-prison-we-need-to-look-after-them-better-117170 (accessed 3/26/2020).

19. Blanchard, A., Bebin, L., Leroux, S., Roussey, M., Horel, M. A., Desforges, M., Page, I., Bidet, Y., Balen^on, M. Infants living with their mothers in the Rennes, France, prison for women between 1998 and 2013. Facts and perspectives // Arch Pediatr. 2018 Jan; 25(1). doi: 10.1016/j.arcped.2017.11.016. Epub 2017 Dec 14. P. 28-34.

20. Byrne, M.W., Goshin, L. S., Joestl, S.S. Intergenerational transmission of attachment for infants raised in a prison nursery. Attachment & human development. 12 (4). P. 375-393.

21. Corrections Management (Women and Children Program) Policy 2015. 05.02.2015. — URL: https://www.legislation.act.gov.au/ni/2015-48/default.asp (accessed 4/2/2020).

22. Incarceated women and girls. June 6. 2019. URL: https: //www.sentencingproject.org (accessed 7/1/2019).

23. Justizvollzugsanstalt für Frauen in Vechta. Mutter-Kind-Haus der JVA für Frauen in Vechta. URL: http://www.jva-fuer-frauen.niedersachsen.de/wir_ueber_uns/mutterkindhaus/das-mutter-kind-haus-der-jva-fuer-frauen-in-vechta-89798.html (accessed 9/19/2020).

24. Kanaboshi, N., Anderson, J.F., Sira, N. Constitutional Rights of Infants and Toddlers to Have Opportunities to. Form Secure Attachment with Incarcerate Mothers: Importance of Prison Nurseries // International Journal of Social Science Studies. Vol. 5. No. 2. February 2017. URL: http://ijsss.redfame.com (accessed 9/12/2020).

25. Laws on Children Residing with Parents in Prison. August 2014. 73 p. — URL: https://www.loc.gov/law/help/children-residing-with-parents-in-prison/children-residing-with-parents-in-prison.pdf (accessed 3/25/2020).

26. Margolies, J.K. & Kraft-StolarT. When Free Means Losing Your Mother: The Collision of Child Welfare and the Incarceration of Women in New YorkState. NY. 2006. 74 p.

27. Minson, S. The sins and traumas of fathers and mothers should not be visited on their children: The Rights of Children when a Primary Carer is sentenced to Imprisonment in the Criminal Courts in Rachel Condry, Peter Scharff Smith (ed), Prisons, Punishment and the Family: Towards a new sociology of punishment? Oxford University Press. 2018. P. 336.

28. Pregnancy and childcare in prison. — URL: https://www.gov.uk/life-in-prison/pregnancy-and-childcare-in-prison (accessed 3/26/2020).

29. Progetto "Bambini e carcere" [Children and Prisons Project], Telefono Azzurro. URL: http://www.azzurro.it/it/ cosa-facciamo/sul-territorio/progetto-bambini-e-carcere (accessed 9/3/2020).

30. Riley N. S. On prison nurseries. 22.03.2019. URL: http://www.aei.org/publication/on-prison-nurseries (accessed 6/21/2019).

31. Restrictions on Genetically Modified Organisms: United States. URL: https://uscode.house.gov/view.xhtml?req=(title:42%20section:675%20edition:prelim) (accessed 3/10/2020).

32. Shaw R. Children of Imprisoned Fathers. London, Hodder and Stoughton. 1987. 94 p.

33. Smith R. J. and Ogletree, C. and Wald, J., Coloring Punishment: Implicit Social Cognition and Criminal Justice (Chapter Synopsis) (May 5, 2012). Justin D. Levinson and Robert J. Smith (eds),

IMPLICIT RACIAL BIAS ACROSS THE LAW, Cambridge University Press (May 2012). Available at SSRN. URL: https://ssrn.com/abstract=2051344 (accessed 3/20/2020).

34. Tomkin J., Quaker United Nations Office, Orphans of Justice, in Search of the Best Interests of the Child when a Parent Is Imprisoned: A Legal Analysis 35 (Aug. 2009). URL: http://www.quno.org/sites/ default/files/ resources/ENGLISH_Orphans%20of%20Justice.pdf (citing European Court of Human Rights decision in Kleuver v, Norway, App. No. 45837/99 (Apr. 30, 2002).URL: http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/pages/search.aspx?i= 001-22377) (accessed 3/20/2020).

35. VanIJzendoorn, M. H., Juffer, F., Duyvesteyn, M.G. Breaking the intergenerational cycle of insecure attachment: A review of the effects of attachment-based interventions on maternal sensitivity and infant security // Child Psychol Psychiatry. 1995. P. 225-248. 10.1111/j. 1469-7610.1995 .tb01822.x.

36. Wheeler, L. Alternative GED program proposed for federal prisons.01.08.15. URL: https://thehill.com/regulation/228892-alternative-ged-program-proposed-for-federal-prisons (accessed 2/1/2020).

Сведения об авторах

Екатерина Юрьевна Марухно: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. E-mail: katja-marukhno@yandex.ru

Людмила Александровна Латышева: ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда, Российская Федерация), доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета, кандидат юридических наук. E-mail: mila.latysheva.1988@mail.ru.

Юлия Александровна Борзенко: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: borzenkoua@mail.ru

Information about the authors

Ekaterina Yu. Marukhno: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Civil Law Disciplines. E-mail: katja-marukhno@yandex.ru

Lyudmila A. Latysheva: Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia (Vologda, Russia), associate Professor of the Chair of Criminal Law and Criminology, Faculty of Law, сandidate of law. E-mail: mila.latysheva.1988@mail.ru

Yulia A. Borzenko: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), chief of the Chair of Civil Law Disciplines, candidate of law, associate professor. E-mail: borzenkoua@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.