Научная статья на тему 'Особенности формирования процессов социализации у детей, родившихся в местах лишения свободы'

Особенности формирования процессов социализации у детей, родившихся в местах лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
295
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
девиантное материнство / беременные женщины-осужденные / пенитенциарная система / дети / родившиеся в местах лишения свободы / deviant motherhood / pregnant women convicted / prison system / children born in places of deprivation of liberty

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов, Надежда Владимировна Цуркан

В статье рассматриваются теоретические аспекты содержания детей, родившихся в местах лишения свободы, отношение матерей-осужденных к своим детям, формирование у них феномена девиантного материнства. На основании анализа существующих точек зрения предложено два варианта решения проблемы социализации у детей, чьи матери отбывают наказание в местах лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алексей Викторович Варзунов, Надежда Владимировна Цуркан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Socialization Processes of Children Born in Places of Deprivation of Liberty

The article deals with theoretical aspects of the detention of children born in places of deprivation of liberty, the attitude of convicted mothers towards their children and the formation of the phenomenon of deviant motherhood. On the basis of an analysis of existing views, two options were proposed to solve the problem of socialization in children whose mothers were serving their sentences in places of deprivation of liberty.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования процессов социализации у детей, родившихся в местах лишения свободы»

УДК 159.99 ББК 37

DOI 10.24411/2073-3305-2019-10211

Особенности формирования процессов социализации у детей, родившихся в местах лишения свободы

Features of Socialization Processes of Children Born in Places of Deprivation of Liberty

Алексей Викторович ВАРЗУНОВ,

преподаватель Вологодского института права и экономики ФСИН России

Надежда Владимировна ЦУРКАН,

курсант Вологодского института права и экономики ФСИН России

E-mail: alex vv90@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические аспекты содержания детей, родившихся в местах лишения свободы, отношение матерей-осужденных к своим детям, формирование у них феномена девиантного материнства. На основании анализа существующих точек зрения предложено два варианта решения проблемы социализации у детей, чьи матери отбывают наказание в местах лишения свободы.

Ключевые слова: девиантное материнство; беременные женщины-осужденные; пенитенциарная система; дети, родившиеся в местах лишения свободы

Abstract. The article deals with theoretical aspects of the detention of children born in places of deprivation of liberty, the attitude of convicted mothers towards their children and the formation of the phenomenon of deviant motherhood. On the basis of an analysis of existing views, two options were proposed to solve the problem of socialization in children whose mothers were serving their sentences in places of deprivation of liberty.

Keywords: deviant motherhood; pregnant women convicted; prison system; children born in places of deprivation of liberty

Одним из актуальных вопросов современной уголовно-исполнительной системы является отношение к беременным женщинам-осужденным, а именно условия их содержания в местах лишения свободы. Дети, проживающие в местах лишения свободы совместно с матерями, подвергаются влиянию криминогенной среды, что может послужить причиной их будущего асоциального поведения.

Цель данного исследования — изучение условий для создания правильного развития процессов социализации у детей, появившихся на свет в местах лишения свободы, разработка путей решения проблемы социализации у детей, родившихся в местах лишения свободы.

На данный момент на территории Российской Федерации имеется 13 колоний, при которых есть дома ребенка. Наполняемость этих учреждений — от 800 до 900 мест. Существуют и

небольшие дома ребенка, где могут разместиться 100—120 чел.

Дети, родившиеся в учреждениях УИС, с самого рождения находятся в условиях ограниченной свободы.

В ст. 100 Уголовно-исполнительного кодекса 1997 г. было прописано, что матерям предоставляются право общаться с детьми в свободное от работы время без ограничения и право на совместное проживание. На сегодняшний день большинство матерей, осужденных, обвиняемых и заключенных, отказываются кормить своих детей.

В 2001—2002 гг. неправительственная организация Penal Reform International (Международная тюремная реформа) организовала совместное проживание мам и детей в Доме ребенка при женской колонии № 2 в Мордовии.

В 16 женских колониях России функционируют дома ребенка, в которых проживает 851 ре-

бенок. Материнская функция у таких женщин сводится, как правило, к прогулке с ребенком в течение нескольких часов в день (в среднем — 2 часа). В случае объявления карантина на территории исправительного учреждения мать теряет возможность общаться с ребенком на длительное время, в некоторых случаях — на месяц и более. Все это не способствует формированию адекватного материнского поведения: дети, которые проживают в комнатах ребенка в пенитенциарной системе, являются социальными сиротами, хотя их матери проживают рядом с ними, на одной территории, но не могут себе позволить видеть своего ребенка каждый день.

Как показывают результаты психологического исследования, проведенного студентами факультета социальной работы и управления Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, содержание, которое осуществляется по такой модели, приводит к тем же отклонениям (физического, личностного, эмоционального и познавательного развития), что и у воспитанников детских домов: симптомы эмоциональной и сенсорной депривации, задержка психического и физического развития, расстройства поведения, деформация потребно-стно-мотивационной сферы, педагогическая и социальная запущенность, плохое состояние здоровья [4, с. 133].

В ИК № 2 Республики Мордовия в виде эксперимента осуществляется совместное проживание матери и ребенка. Для того чтобы мать смогла проживать совместно с ребенком, существует ряд требований. Самое основное из них — недопущение злостных нарушений. Злостными нарушениями женщин, осужденных к лишению свободы, являются: выкуривание сигарет; употребление алкоголя, наркотических средств или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных в настоящей статье правонарушений, а равно активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин [1].

По статистике ФСИН России, семь из десяти женщин, выходя из тюрьмы, отказываются от детей. Матери в учреждениях УИС характеризуются следующими особенностями взаимодействия: пассивность к ребенку, грубые фразы, окрики, неодобрительные взгляды, отсутствие физического контакта, ласки. Мать, которая периодически приходит к своему ребенку, не осознает свою материнскую роль, а сотрудники, работающие в домах ребенка (воспитатели, медицинский персонал), не могут заменить ему семью, это отражается на развитии личности ребенка. Большинство матерей происходят из неблагополучных семей: не имеют дома, родителей, мужей, соответственно, социальные связи теряются, и женщины со своими детьми оказываются одиноки и не нужны ни обществу в целом, ни мужьям [6, с. 123].

Стоит уделить внимание тому, что женщины, отбывающие наказание в учреждениях УИС, не способны после освобождения организовать свой быт. Они не знают, как воспитывать своих детей, потому что у них не было образца для подражания, нет возможности обеспечить свои детям необходимые бытовые условия. Несколько часов в день, проведенных матерью вместе с ребенком, не позволяют обеспечить полное взаимодействие [7].

Выделяют ряд условий, не являющихся благоприятными для ребенка:

(1) условия содержания матери и ребенка. Мать и ребенок, за исключением экспериментальных колоний, содержатся раздельно. Ребенок должен находиться рядом с матерью, чтобы мать могла удовлетворить потребности ребенка;

(2) медицинские противопоказания. Стоит упомянуть, что в учреждениях УИС осужденные, обвиняемые или заключенные в большей степени подвержены риску развития инфекционных заболеваний (разного рода заболевания, кожи, ангина, конъюнктивит, туберкулез, ВИЧ, чесотка) [2, с. 96]. Это нельзя отнести к факторам, благоприятно воздействующим на молодой растущий организм. Младенца необходимо после рождения оберегать от всех внешних раздражителей: домашних животных, пыли, дуновения ветра, громкого звука. В учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, на младенца влияет огромное количество внешних раздражителей;

(3) в пенитенциарной системе в последнее время выделяют так называемое девиантное

материнство. Этот термин был предложен К. Боннэ. В дальнейшем разработку данной проблематики продолжили В.И. Брут-ман, М.С. Радионова, С.Н. Ениколопов, М.С. Панкратова, Г.Г. Абрамченко, Г.И. Брех-ман, Ж.В. Завьялова и др. Данный термин характеризуется нарушением отношения матери к ребенку, что служит причиной снижения эмоционального состояния ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенчестве, раннем и дошкольном возрасте. Выделяют ряд черт, характеризующих девиантное материнство [4, с. 134]:

■ открытое пренебрежение: мать брезгует, боится брать ребенка на руки, избегая таким образом привязанности;

■ насилие по отношению к ребенку. Ввиду того, что женщины-осужденные зачастую являются асоциальными личностями, страдают их дети, которые не видят других образцов воспитания в изолированном от общества учреждении. Они подвергаются оскорблениям, унижениям, крикам;

■ невыработанная привязанность. Матери, которые проводят с ребенком 2—3 часа в день в момент развития младенца, не успевают выработать привязанность: не могут обеспечить необходимым количеством тепла и ласки;

■ деформация эмоционального присоединения к ребенку: как на физическом, так и на эмоциональном уровне мать не готова проявлять свои эмоции по отношенииек ребенку.

В УИС отношения между матерью и ребенком складываются особенным образом и часто носят девиантный характер. Доказано, для того чтобы удачно сложились детско-материнские отношения, мать должна быть эмоционально привязана к ребенку. Этот процесс, обусловленный биологическими инстинктами, должен проходить планомерно, естественно. Но требования законодательства и необходимость изоляции женщин в случае совершения ими преступления препятствуют появлению эмоционально-биологических связей матери и ребенка [10, с. 342].

Установив специфику отношений между матерью и ребенком, психолог УИС имеет возможность оптимизировать их взаимодействие, откорректировать проявления девиантного материнства. При благоприятном исходе это приводит к гармонии между родителем и ребенком, что является положительным моментом, препят-

ствующим нарушению детско-родительских отношений.

Несмотря на то, что дети обеспечены повышенными нормами питания по калорийности пищи и ассортименту, для них созданы улучшенные материально-бытовые условия, организуется специализированное медицинское обслуживание, им не хватает самого главного — любви, тепла, ласки, заботы, свободы.

Нами предложено два варианта решения проблемы социализации у детей, чьи матери отбывают наказание в местах лишения свободы.

Первый вариант. Можно разработать на базе женских тюрем комнаты для совместного проживания осужденной матери и ребенка до 3 лет. Таким образом, дети с первых дней жизни до 3 лет ежедневно смогут находиться с матерями. Но это не гарантирует им привязанности, заботы, тепла и ласки, которые так необходимы в этом возрасте. То есть можно предложить создать не одну экспериментальную колонию с совместным проживанием ребенка и матери, а пропорционально числу таких матерей с детьми, где каждый ребенок будет находиться 24 часа в сутки с матерью. По исполнении 3 лет ребенок будет передан в органы опеки. Стоит учесть, что в случае передачи ребенка в органы опеки, как это происходит на сегодняшний день, будет утеряна связь матери и ребенка. Очень часто так и происходит: матери отказываются от детей из-за невозможности обеспечить им соответствующие санитарно-бытовые условия и необходимое количество заботы и внимания. После прекращения кормления ребенка грудным молоком его забирают у матери, а в условиях тюремной изоляции, стресса матери и других факторов это происходит раньше положенного срока. Ребенку важно познавать окружающий мир, но в условиях ограничения свободы матери это нереализуемо. Дети заключены под стражу с 3 лет вместе с матерью. Вопрос, который затронут, заключается в гуманности по отношению к детям, которые не получают должного материнского внимания, не видят сверстников, находятся на изолированной территории за колючей проволокой. Эти дети на ранних этапах своей жизни лишены возможности познавать окружающий мир, изучая его только по картинкам книг и журналов.

Матери, отбывающие наказание в виде лишения свободы, потеряв возможность ежедневно осуществлять уход за собой (распорядок дня, готовая пища дезадаптируют мать для выполнения материнских функций), не могут ухаживать за новорожденным ребенком, который требует

постоянного ухода и контроля. У женщин наблюдается процесс десоциализации, который характеризуется «выпадением» личности из среды [9, с. 152].

Случаи, когда женщины, выходя из мест лишения свободы, забирают своих детей из приютов, единичны. Это происходит только при условии, если социальные связи матери не потеряны, близкие родственники готовы принять ее домой, если мать уже ждут дома дети, тогда она способна ухаживать за собой и новорожденным [5, с. 53].

В большинстве случаев женщины после освобождения не способны отказаться от курения, самостоятельно оплатить счета. Именно по этой причине после освобождения из мест лишения свободы женщины отказываются от детей. Они не готовы осуществлять базовые действия по уходу за собой. У человека, который несколько лет провел вне социума, не всегда есть возможность найти вещи первой необходимости, заработать первые деньги, отказаться от курения. Поэтому не может быть речи о том, чтобы взять ребенка домой после освобождения из мест лишения свободы [3, с. 223].

Впоследствии, если от ребенка отказывается мать, это приводит к комплексам, которые будут длиться с раннего детства и до старости, проходя через все возрастные периоды и нарушая их стабильность. Как будет себя чувствовать человек во все возрастные периоды жизни? Как он будет переживать подростковый период, когда молодой человек зависим в большей степени от мнения окружающих. Дети остро реагируют на насмешки окружающих — это также важно учитывать при принятии такого решения. Следует учитывать, что отрыв от матери — причина десоциализации у ребенка [8, с. 123].

Второй путь решения данной проблемы — передача ребенка почти сразу после рождения в дом малютки, где у него будет больше шансов на достойное будущее. По статистике, дети, родившиеся в тюрьме, в конечном счете туда и попадают, так как с самого рождения уже находятся в местах лишения свободы. Если учесть, что около 70% матерей, отбывающих наказание, отказываются от детей после освобождения, можно подарить им шанс обрести любящую семью, которая будет готова взять заботу о ребенке на себя. Предположим, что ребенка можно сразу передать в дом малютки, где его в ближайшее время усыновят. Как правило, родители, принявшие решение усыновить ребенка, берут его из детского дома как можно раньше, до 3 лет. У усыновленного в этом возрасте ребенка появля-

ется шанс реализовать себя в жизни. В детском саду он не будет слышать насмешки, ощущать косые взгляды, так же как и в школе, в подростковый период он не будет подвергаться издевательствам со стороны сверстников, не будет обделен вниманием противоположного пола. Ребенок будет развиваться, получать образование и необходимую заботу.

Возможен вариант развития событий, при котором ребенок, повзрослев, выберет для себя службу в органах внутренних дел. Что делать тогда? Если у его близких родственников нет судимости, при наличии определенных способностей молодой человек сможет добиться поставленной цели. Но при наличии судимости у биологической матери, совместно проживающей с этим ребенком, у него не будет возможности, например, служить Закону. С одной стороны, это может показаться недостаточно гуманным — лишение возможности ребенка и матери сосуществовать вместе. С другой стороны, ребенок может получить от приемных родителей все то, что ему не смогла бы дать его биологическая мать.

Подводя итоги, следует учитывать, что самые важные базовые процессы доверия и недоверия формируются именно в возрасте до 1 года. Необходимо рассматривать всевозможные варианты развития событий и выбирать наиболее благоприятные для ребенка. Мы определили, что для ребенка возможно два исхода развития событий: (1) совместное проживание ребенка и матери в первые три года жизни, но этот вариант не гарантирует того, что после освобождения из мест лишения свободы мать заберет ребенка из детского дома; (2) передача ребенка в органы опеки для благоприятного формирования его будущего.

Важно осознавать, что ребенок требует должного внимания, а мать, отбывающая наказание в местах лишения свободы, не всегда способна обеспечить ребенка всем необходимым. Складывается неоднозначная ситуация, требующая детального изучения и обсуждения. Нельзя однозначно сказать, что будет лучше для самого ребенка — расстаться с матерью в возрасте до 3 лет или оторвать ребенка от матери-осужден-ной в раннем возрасте, но это даст возможность ребенку реализоваться, социализироваться, развить свои способности, получить достойное образование, устроиться на престижную работу. Стоит думать о том, что все-таки сделает ребенка счастливым. Какая бы мать ни была, она все-таки мать. Но если она, вероятнее всего, откажется от ребенка, не лучше ли будет сразу создать, насколько это возможно, наиболее благо-

приятные условия? При решении этой проблемы стоит учитывать все возможные наиболее благоприятные варианты для развития самого ребенка.

Список литературы

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_12940/0bfb98583689b5775d 7039daaf9fce1448881362

2. Григорьев В.Н., Копыткин СЛ., Назарова А.Б. Социально значимые заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы как повод для применения мер профилактического воздействия // Юристъ-Правоведъ. 2019. № 1. С. 96—101. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sotsialno-znachimye-zabolevaniya-v-uchrezhdeniyah-ugolovno-ispolnitelnoy-sistemy-kak-povod-dlya-primeneniya-mer-profilakti-cheskogo

3. Лесников Г.Ю. Осужденные женщины, имеющие детей и беременные: проблемы исполнения наказания в исправительных колониях // Социально-политические науки. 2016. С. 222— 224. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osuzhdennye-zhenschiny-imeyuschie-detey-i-beremennye-problemy-ispolneniya-nakazaniya-v-ispravitelnyh-koloniyah

4. Луговская С.В. Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения // Человек и образование. 2018. Т. 4. С. 133. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologi-

cheskiy-portret-osuzhdennyh-zhenschin-imeyus-chih-detey-v-usloviyah-penitentsiarnogo-uchrezh-deniya

5. Луговская С.В., Ширшов В.Д. Дом ребенка в пенитенциарном учреждении // Специальное образование. 2019. Т. 2. С. 50—57. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/dom-rebenka-v-penitentsiarnom-uchrezhdenii

6. Минстер М.В. Проблемы охраны здоровья женщин, содержащихся в местах лишения свободы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2019. Т. 6. С. 120—125. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZproblemy-ohrany-zdorovya-zhenschin-soderzhaschihsya-v-mestah-lisheniya-svobody

7. Москвитина М.М. Формирование привязанности к матери у детей в домах ребенка при исправительных учреждения [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id= 24773664 (дата обращения: 12.09.2019).

8. Онищенко И.С. Некоторые вопросы регулирования и реализации прав женщин, осужденных к лишению свободы, имеющих малолетних детей // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 3. С. 120—124. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-voprosy-regulirovaniya-i-realizatsii-prav-zhenschin-osuzhdennyh -k-lisheniyu-svobody-imeyuschih-maloletnih-detey

9. Тищенко Н.В. Тендерные аспекты тюремной субкультуры в современной России. Саратов, 2007.

10. Ушатиков А.И., Б.Б. Казак. Основы пенитенциарной психологии: Учебник / Под ред. С.Н. Пономарева. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.