университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.11.2022). - DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9
7. Секерина, Е.Н. Проблема низкого уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Е.Н. Секерина // Актуальные вопросы современной науки и образования Сборник статей международной научно-практической конференции. - СПб., 2020. -С. 162-165
8. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учеб. пособие для студ. педвузов / В.В. Ткачева. - Москва: АСТ; «Астрель», 2007 - 318 с.
Педагогика
УДК 376.63
кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ
ЖЕНЩИН
Аннотация. Предлагаемая статья имеет прикладной характер. Она посвящена проблеме использования дидактической игры в обучении взрослых людей. Традиционно в педагогике данная форма применяется в работе с детьми. Автор предпринял попытку посмотреть на потенциал дидактической игры в работе с осужденными, находящимися на этапе подготовки к освобождению. В предлагаемой статье представлена авторская разработка - дидактическая игра для осужденных женщин «Дорога к дому». Она завершает обучение по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!». Описание дидактической игры затрагивает ее основные элементы: дидактическая задача, игровая задача, игровой материал, игровые действия, правила игры, подведение итогов. С особой детализацией автор статьи описывает макет игрового поля настольной игры-бродилки. Кроме того, приводится возможный план занятия с использованием дидактической игры. В заключение приводятся привлекательные для практических работников стороны использования подобных форм и имеющиеся на этом пути сложности.
Ключевые слова: дидактическая игра, игровой материал, дидактическая задача, игровая задача, обучение взрослых, подготовка к освобождению.
Annotation. The proposed article has an applied nature. It is devoted to the problem of using didactic games in adult education. Traditionally, in pedagogy, this form is used in working with children. The author has made an attempt to look at the potential of didactic play in working with convicts who are at the stage of preparation for release. The proposed article presents the author's development - a didactic game for convicted women "The Road to home". She is completing her studies under the long-term socio-pedagogical program of preparation for liberation "I am a Woman!". The description of a didactic game touches on its main elements: a didactic task, a game task, game material, game actions, game rules, summing up. With special detail, the author of the article describes the layout of the playing field of a board game. In addition, a possible lesson plan using a didactic game is given. In conclusion, the sides of using such forms that are attractive to practitioners and the difficulties that exist in this way are presented.
Key words: didactic game, game material, didactic task, game task, adult education, preparation for liberation.
Введение. Традиционно в педагогике дидактическая игра используется для обучения и воспитания детей. Это удобная форма работы, если необходимо сделать так, чтобы учебное начало было скрыто от обучающихся. Дидактическая игра позволяет в ненавязчивой форме дать необходимые знания, развить коммуникативные компетенции, проверить качество усвоенной информации и умение ее использовать.
Взрослые люди, особенно отбывающие наказание в исправительных учреждениях, не стремятся оказаться в ученической позиции, если это не связано с получением образования. При этом все осужденные за 6 месяцев до окончания срока зачисляются в школу подготовки к освобождению, где проходят обучение по проблемам социального функционирования. Логично, что оно должно завершаться каким-то срезом знаний. Для взрослых людей необходимость проходить аттестационные процедуры является стрессом. Мы предлагаем для подобных целей использовать дидактическую игру.
В данной статье мы представим авторскую разработку - дидактическую игру «Дорога к дому». Она завершает обучение осужденных женщин (в том числе беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет) по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!».
Предлагаемая дидактическая игра прошла апробацию в различных формах: непосредственно проведенные занятия, мастер-классы для сотрудников исправительных учреждений, обсуждения в рамках образовательного процесса со слушателями программ переподготовки и др.
Изложение основного материала статьи. Цель дидактической игры «Дорога к дому» (дидактическая задача) -актуализация и систематизация знаний, необходимых женщинам в постпенитенциарный период.
Подготовительный этап по разработке дидактической игры заключался в создании игрового материала (игровое поле, карточки вопросов и заданий, игровых бонусов, игровой кубик, игровые фишки), разработке сценария игры. Опишем игровой материал подробнее.
Игровые фишки - фишки, которые будут использоваться женщинами в игровом процессе. Именно они будут передвигаться по игровому полю. Игровые фишки могут иметь вид маленьких картонных кружочков с рисунком женских персонажей. Допустимо их изготовить самостоятельно (например, ориентируясь на наиболее популярные женские персонажи: Золушка, Скарлетт, Василиса Премудрая и др.). Также возможно использование любых маленьких фигурок (например, из наборов для песочной терапии, игрушек из шоколадных яиц). Количество игровых фишек должно превышать количество игроков, чтобы у них была возможность выбора.
Кубик - обычный игральный кубик с точками.
Карточки бонусов, вопросов и заданий для каждого участка игры должны иметь разный вид (например, разный цвет, разные эмблемы на обороте). Бонусы, вопросы и задания должны быть нанесены с одной стороны карточки, а обратная сторона должна быть единообразно оформлена для каждого участка.
Возможные игровые бонусы: помощь при прохождении испытания от других участников; подсказка от ведущего игры; дополнительный ход; выход из испытания без выполнения заданий; спасение другого игрока. Они могут быть использованы
игроком один раз в любой момент. Количество игровых бонусов должно превышать количество игроков примерно в 2-3 раза, т.к. каждый игрок может получить не один бонус.
Карточки вопросов и заданий разрабатываются заранее применительно к каждому участку игры. Требования: вопросы могут быть разнообразными, но строго по теме участка; вопросы и задания должны отражать темы, поднимавшиеся в рамках программы; вопросы должны быть актуальными, соответствующими тенденциям общественного развития, жизненным обстоятельствам осужденных женщин. Приведем примеры вопросов для различных участков: «Поликлиника» (Как бороться с токсикозом? Как часто следует прикладывать ребенка к груди? Нужно ли чистить уши ребенку? Каким образом? Как часто необходимо менять подгузник?); «Полиция» (Можно ли пить алкоголь на улице? Можно ли курить на балконе в своей квартире? Если вы случайно разбили банку с овощами в магазине, что делать?); «Детская игровая площадка» (Что такое «кризис трех лет» у ребенка? Какие меры безопасности для маленького ребенка в быту вы знаете?); «Перекресток» (Где правильно обходить трамвай? Где правильно обходить автобус, троллейбус?); «Опасный участок пути»: Как позвонить в экстренную службу с мобильного телефона? Что делать, если застрял лифт?); «Вокзал» (Нужно ли согласие родителей ребенка до 18 лет на пересечение границы Российской Федерации? Как вы планируете добираться до дома после освобождения? Опишите свой маршрут от двери до двери).
Игровое поле - лист ватмана, на котором нанесен пошаговый маршрут от исправительного учреждения до дома (визуально это может выглядеть как клетки, по которым передвигается участник). Оно может иметь вид Города (карта, схема), по которому путешествуют игроки.
На игровом поле есть основной маршрут, по которому идут игроки. На нем расположены: участки, затрудняющие продвижение (Торговый центр, Салон красоты, Ночной клуб, Кинотеатр и др.), участки, облегчающие продвижение (Социальный центр, Реабилитационный центр, Поддержка), участки с испытаниями (Поликлиника, Полиция, Детская игровая площадка, Перекресток, Опасный участок пути, Вокзал), случайные прохожие и попутчики, случайные объекты -источники быстрой наживы, разнообразные дорожные происшествия.
Также на игровом поле предусмотрены участки, расположенные вне основного маршрута (Больница, Изолятор временного содержания), где оказывается игрок, не сумевший выполнить задание испытаний или ответить на игровой вопрос (т.е. не сумевший обезопасить себя в ситуации риска, допустивший ошибку, которая может привести к серьезным последствиям в жизни). Эти участки отбрасывают игрока назад на несколько ходов и, находясь на них, игрок пропускает ход. Вернуться в игру возможно следуя по стрелке, указывающей ближайшую клетку Поддержка основного пути.
Существенные для разметки игрового поля объекты (макет игрового поля, который использовали мы):
1. Конечные точки маршрута, расположенные в противоположных углах игрового поля - Исправительное учреждение и Дом (по 1 клетке). Они соединены клетками, из которых выстраивается маршрут.
2. Объекты на маршруте (у каждого объекта на игровом поле целесообразно разместить инструкции, правила поведения, характер игровых действий; каждый участок на игровом поле необходимо разметить, в соответствии с необходимым количеством клеток, и подписать):
2.1. Участки, затрудняющие продвижение: участки с петлями и круговым движением, выходящие на одну и ту же клетку (например, Торговый центр, Салон красоты); участки, отбрасывающие игрока назад на определенные клетки поля или на определенное количество шагов (на выбор: Ночной клуб, Компьютерный клуб, Квартира); участки, замедляющие продвижение, когда необходимо пропускать 2 хода (например, Кинотеатр, Кафе). Правила их расположения:
- Торговый центр, Салон красоты - круговые маршруты, ловушки на основном пути. Ориентировочный расчет клеток: на основном маршруте точка входа и точка выхода и между ними 3 клетки (в случае сквозного прохода, если игрок не попал на точку входа), вокруг основного пути еще 8 клеток (без учета точек входа и выхода). Если игрок попадает на точку входа, он со следующего хода вынужден двигаться по стрелке по кругу. Если при движении по кругу, он останавливается на точке выхода, он может при следующем ходе вернуться на основной маршрут. Данные участки располагаются на разных участках маршрута ближе к началу и концу игры;
- Ночной клуб, Квартира (имитирующая встречу со старыми приятелями на квартире), Компьютерный клуб -потенциально опасные места, где в обычной жизни можно совершить много глупостей (потратить много времени и денег, потерять контроль, приобрести рискованные знакомства). Оказавшись на этом участке, игроку необходимо выделить факторы риска и сформулировать правила безопасного поведения. Данный участок имеет протяженность 2 клетки. Он соединяется стрелкой с участком Больница, который находится вне основного маршрута на несколько шагов назад. В случае, если игрок затрудняется с ответом, то он автоматически попадает на участок Больница (по стрелке назад на несколько клеток, в стороне от основного участка дороги), где вынужден пропустить следующий ход. Из Больницы он после пропущенного хода по стрелке возвращается в игру (на ближайшую клетку Поддержка основного маршрута);
- Кинотеатр, Кафе - участки, которые не несут существенной угрозы, но замедляют продвижение к дому (пропуск 2 ходов в каждом случае). Оба эти участка должны быть расположены на разных участках маршрута, каждый из них имеет протяженность 2 клетки.
2.2. Участки, облегчающие продвижение:
- Социальный центр - участок, позволяющий миновать определенную часть пути. Протяженность участка 4 клетки, он соединен стрелкой с клеткой, расположенной на несколько шагов впереди. Попав сюда, игроку необходимо привести пример социальных учреждений и оказываемых ими услуг. Если с этой задачей игрок справляется, то он продвигается по переходу (стрелке) на несколько клеток вперед на нейтральную клетку. Если не справляется, то остается на месте;
- Реабилитационный центр - участок, оказавшись на котором игрок приобретает игровые бонусы. Протяженность участка 4 клетки, рядом с ним располагается окно для карточек бонусов. Данный участок должен быть расположен ближе к началу игры, но после участка испытаний Вокзал;
- Поддержка - участок, оказавшись на котором, каждый участник получает эмоциональную, интеллектуальную поддержку или поддержку действием от других игроков. Этот участок имеет протяженность 1 клетку, но он встречается на поле несколько раз: на круге в Торговом центре (вне основного маршрута); на круге в Салоне красоты (вне основного маршрута); в местах игрового поля (основного маршрута), куда игроки будут возвращаться с участков Больница и Изолятор временного содержания.
Поддержка - ресурсный участок, он располагается после участков испытаний, или на участках, затрудняющих дальнейшее продвижение. Он предполагает участие в испытании не самого игрока, а всех остальных участников игры без исключения. Еще одно отличие данного испытания - оно проходит без штрафных санкций. Все игроки должны самостоятельно сориентироваться и выбрать подходящий обстоятельствам игры вид поддержки для участника, находящегося на этой клетке.
2.3. Участки с испытаниями (Поликлиника, Полиция, Детская игровая площадка, Перекресток, Опасный участок пути, Вокзал) имеют протяженность каждый по 6 клеток, рядом с ними должны быть расположены окна для карточек с вопросами и заданиями. Они требуют от игроков выполнения заданий для дальнейшего продвижения:
- Поликлиника - здесь обсуждаются вопросы гигиены, здоровья женщины и ребенка. Если игрок не отвечает на вопросы испытания, он попадает по стрелке на несколько шагов назад в Больницу, расположенную вне основного пути, и пропускает ход;
- Полиция - здесь обсуждаются вопросы виктимного поведения и противоправные действия, безопасное общественное взаимодействие. Если игрок не отвечает на вопросы испытания, он по стрелке переходит назад на участок вне основного маршрута Изолятор временного содержания, где пропускает ход. Вернуться в игру возможно следуя по стрелке, указывающей ближайшую клетку основного пути;
- Детская игровая площадка - здесь обсуждаются вопросы воспитания ребенка и взаимодействия с ним. Если женщина не отвечает на вопросы испытания, она пропускает ход;
- Перекресток - здесь обсуждаются правила дорожного движения и вопросы безопасности на дорогах. Если игрок не отвечает на вопросы испытания, он пропускает ход;
- Опасный участок пути (например, Место схода лавин, Пропасть, Обвалившийся мост) - здесь обсуждаются общие правила безопасности, правила поведения в экстремальных условиях. Если женщина не отвечает на вопросы испытания, она пропускает ход;
- Вокзал - здесь обсуждается индивидуальный маршрут до дома, способы проезда, правила приобретения билетов, путевые неожиданности и проч. Если женщина не отвечает на вопросы испытания, она автоматически возвращается назад в исправительное учреждение. Участок Вокзал должен быть первым на основном маршруте (ближайшим к Исправительному учреждению).
На игровом поле также могут встречаться произвольным образом расположенные участки, требующие от игроков описания возможных безопасных, наиболее целесообразных вариантов действия. Сюда относятся три группы участков (по 1 клетке каждый): случайные прохожие и попутчики, случайные объекты - источники быстрой наживы, дорожные происшествия. В качестве штрафа за неправильный ответ допустимо использовать следующие меры (на усмотрение ведущего игры): пропуск хода, шаг назад на 1-2 клетки. Инструкции к каждому участку можно прописать рядом с клеткой игрового поля или сделать отдельные карточки с заданиями. При описании действий на данных участках важно видение осужденными альтернатив. Каждый последующий игрок называет дополнительно к уже названным новый вариант действий.
2.4. Случайные прохожие и попутчики (всего 7 объектов). Каждый такой участок имитирует ситуацию, при которой от женщины требуется участие в ситуации встреченного человека и оказание ему помощи или напротив безопасное поведение и выход из общения. Прохожие и попутчики и примеры заданий: человек в обмороке - оказать первую медицинскую помощь; заблудившийся пожилой человек - необходимо помочь; плачущий ребенок -успокоить и помочь; привязчивый попутчик - описать опасности ситуации, корректно избавиться от его общества; навязчивый поклонник - описать риски, не поддаваться на провокации; ребенок, пытающийся перебежать дорогу в неположенном месте - грамотно среагировать на ситуацию; другой пассажир, занявший ваше место в транспорте - описать порядок действий.
2.5. Случайные объекты - источники быстрой наживы (всего 3 объекта). Каждый такой участок представляет объект, который содержит опасности для человека, но при этом обладает привлекательностью и соблазняет воспользоваться его возможностями. Сюда относятся: быстрые займы - необходимо описать уловки, используемые объектом, предлагающим услугу, проговорить реальные риски, возникающие в случае обращения к услугам данного объекта, выделить правила безопасного поведения; ломбард - необходимо проговорить реальные риски, возникающие в случае обращения к услугам данного объекта, выделить правила безопасного поведения; агентство, предлагающее быстрый и высокий заработок -описать уловки, используемые объектом, предлагающим услугу, проговорить реальные риски, возникающие в случае обращения к его услугам, выделить правила поведения.
2.6. Дорожные происшествия (всего 8 объектов). Каждый такой участок имитирует ситуацию, с которой женщина может столкнуться в дороге. Ситуация требует от игрока нахождения нескольких вариантов выхода из нее, описания этических норм поведения. Ситуации: обсчитали в магазине; не хватило денег на проезд; опоздала на последний рейс автобуса; проехала нужную остановку; приобрела несвежую еду в магазине; оказалась свидетелем получения травмы человеком; оказалась свидетелем аварии; сильно запачкала одежду в дороге.
Позиции 2.4, 2.5, 2.6 на игровом поле должны между собой отличаться (например, особым цветом клеток или общим знаком). На поле они могут быть расположены в случайном порядке, но на основном маршруте. Указанные участки могут быть закреплены на игровом поле в определенном порядке, т.е. через них могут проходить разные игроки неоднократно. В этом случае на игровое поле могут быть нанесены дополнительные объекты. Например, Люди, с которыми можно встретиться в пути, Общественный транспорт, объекты городской инфраструктуры, где могут происходить различные происшествия (Магазин, Столовая, Остановка и проч.). Может также использоваться другой вариант: на игровое поле наносятся условные обозначения для указанных участков и отдельно создаются карточки, которые будут вытаскивать игроки, оказавшиеся на определенной клетке. В этом случае не будут дублироваться ситуации, но и ряд из них не будет вовлечен в игровой процесс.
3. Объекты вне маршрута: Больница, соединенная стрелками с Квартирой и Поликлиникой, а также с Поддержкой на основном маршруте; Изолятор временного содержания, соединенный стрелками с Полицией, Поддержкой на основном маршруте.
Примерная последовательность основных участков и объектов: Исправительное учреждение; Вокзал; Реабилитационный центр; Торговый центр + Поддержка; Перекресток; Поддержка + Больница; Обвалившийся мост; Квартира; Кинотеатр; Поликлиника; Социальный центр; Поддержка + Изолятор временного содержания; Детская игровая площадка; Полиция; Салон красоты + Поддержка; Кафе; Дом. Примерное минимальное количество клеток основного маршрута 82 (без учета необходимых свободных (нейтральных) клеток).
Предложенный вариант игрового поля имеет рекомендательный характер. Такая игра рассчитана на большие временные затраты (90 минут на 6 игроков), поэтому в случае необходимости может быть сокращена (за счет сокращения игрового поля, игровых участков и ситуаций, количества игроков, изменения порядка прохождения участков.
Далее опишем сценарий и правила игры.
Цель игры (игровая задача) - добраться до дома, преодолев препятствия на пути к дому из исправительного учреждения.
Стратегия игры: женщины-игроки освобождаясь из исправительного учреждения пытаются как можно скорее добраться домой. На этом пути им предстоит преодолеть некоторые препятствия и пройти ряд испытаний, посетить ряд учреждений, общественных мест. Препятствия и испытания связаны с различными ситуациями, с которыми возможно придется столкнуться, и задачами, которые предстоит решать женщине после освобождения. Игра спланирована таким образом, что каждый участок с испытаниями обязательно должны преодолеть все игроки. Игра заканчивается, когда каждый игрок безопасно преодолел весь маршрут до дома.
Правила игры:
- в игре могут принимать участие до 8 женщин;
- игроки играют индивидуально (не в командах);
- каждый игрок по очереди бросает кубик и делает выпавшее количество шагов;
- в начале игры все игроки выстраиваются на линии Старта (Исправительное учреждение) и по очереди начинают продвижение к линии Финиша (Дом);
- ведущий следит за соблюдением очередности, правил игры, правильностью выполнения заданий;
- игроки в случае выпадения кому-то из них сектора Поддержка могут в качестве поддержки действием предлагать нестандартные варианты выхода из игровой ситуации: предложить поменяться местами на игровом поле, уступить свой ход и проч.;
- бонусы, полученные в начале игры, игрок может использовать один раз, но в любой момент;
- ряд заданий и вопросов не содержат единственно верных решений и ответов, в этом случае важна четкая аргументация. Засчитать ответ или нет, в случае возникновения спорной ситуации, решает ведущий игры;
- все участки игры (кроме нейтральных) требуют от игроков определенного поведения, определенных действий, знаний. В случае их нарушения, незнания или принятия неправильного решения к игроку применяются штрафные санкции (на каждом участке свои);
- правило последнего хода (применяется на усмотрение ведущего): если игроку выпало количество шагов большее, чем осталось клеток до финиша, то он начинает двигаться в обратном направлении (например, выпало число 5 , а осталось 3 шага - игрок делает 3 шага до финиша и 2 шага назад);
- каждому игроку и ведущему следует руководствоваться запретом на затягивание игры (пустые споры, пространные рассуждения, обиды).
Далее предлагаем примерный ход занятия:
1. Вводная часть:
1.1. Ведущий объясняет участникам цель, стратегию и правила игры.
1.2. Играющие знакомятся с игровым полем и выбирают игровые фишки.
1.3. Самопрезентация женщин как участниц игры (в соответствии с выбранной игровой фишкой). Данный этап не является обязательным.
2. Основная часть. Ход игры.
3. Заключительная часть:
3.1. Ведущий фиксирует очередность завершения игры участницами.
3.2. Ведущий инициирует обсуждение хода игры всеми участниками по следующим позициям: общие впечатления от игры; самочувствие во время игры, как оно менялось; с чем были связаны основные затруднения; что было самым простым; какие открытия были сделаны в процессе игры; что приближало к дому, а что удаляло от него и почему и др.
3.3. Ведущий инициирует формулирование основных результатов игры: какие индивидуальные результаты позволила достичь игра; о чем игра позволила задуматься, к чему подготовила; какие опасности могут подстерегать на пути домой, каких ошибок стоит избегать; какие общие правила безопасного и ответственного поведения можно сформулировать и др.
Выводы. Данная разработка получила положительную оценку со стороны практиков. Наиболее привлекательными ее характеристиками являются нестандартность в подходе к работе со взрослыми людьми, снятие барьеров и сокращение стрессовых переживаний, связанных с прохождением ими итоговой аттестации, развитие творческого потенциала, нестандартного мышления как сотрудников, так и осужденных и др.
В процессе разработки и проведения дидактической игры возможно столкновение специалистов со следующими затруднениями: трудоемкость и кропотливость разработки игровых материалов и сценария игры, необходимость прослеживания связи со всеми этапами обучения осужденных женщин по долгосрочной социально-педагогической программе подготовки к освобождению «Я - Женщина!».
В заключение хотелось бы призвать всех специалистов, занимающихся обучением неоднородной сложной взрослой аудитории, проявлять творчество, искать нетрадиционные способы решения типичных проблем.
Педагогика
УДК 376.63
кандидат педагогических наук, доцент Коновалова Наталья Александровна
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России» (г. Вологда)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ ОСУЖДЕННЫХ
ЖЕНЩИН «Я - ЖЕНЩИНА!»
Аннотация. Аннотируемая статья имеет практико-ориентированный характер. Она может быть интересна сотрудникам исправительных учреждений, занимающимся социальной, воспитательной и психологической работой с осужденными. Статья посвящена описанию социально-педагогической программы подготовки к освобождению осужденных женщин «Я - Женщина!». Программа имеет долгосрочный характер и рассчитана на весь период отбывания наказания в исправительном учреждении. Автор обосновывает структуру и содержание программы. Структура включает три самостоятельных блока. Их содержание отражает не только традиционные женские интересы, но и наиболее часто встречающиеся проблемы семейного и социального функционирования. Основным способом реализации программы является проведение с осужденными специализированных обучающих занятий. Автор дает рекомендации по формам проведения занятий, их количеству. В статье также предлагается универсальная схема разработки занятия для взрослой аудитории.
Ключевые слова: обучение взрослых, подготовка к освобождению, информирование, просвещение, повестка дня, школа подготовки к освобождению, учебное занятие, формы занятий.
Annotation. The annotated article is practice-oriented. It may be of interest to correctional officers engaged in social, educational and psychological work with convicts. The article is devoted to the description of the socio-pedagogical program of preparation for the release of convicted women "I am a Woman!". The program has a long-term nature and is designed for the entire period of serving a sentence in a correctional institution. The author substantiates the structure and content of the program. The structure includes three independent blocks. Their content reflects not only traditional women's interests, but also the most common problems of family and social functioning. The main way to implement the program is to conduct specialized training sessions with convicts.