Научная статья на тему 'Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях высшего образования: теоретический аспект'

Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях высшего образования: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / конфликт / педагогическая конфликтология / управление конфликтом / образовательный процесс / prevention / conflict / pedagogical conflictology / conflict management / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Феоктистова Анна Алексеевна

Актуальность: конфликты в образовательных организациях высшего образования – весьма распространенное явление, но при всей их актуальности малоизученное. Многие педагогические работники уверены, что конфликт обладает исключительно негативным характером, а также отрицательно влияет на образовательный процесс. В связи с этим существует необходимость в разъяснении всем субъектам педагогического взаимодействия сущности конфликта, отмечая его конструктивный потенциал. Целью профилактики конфликтов служит не только предупреждение конфликтных ситуаций, но и подготовка участников образовательного процесса к грамотному регулированию и разрешению различных проблемных, противоречивых ситуаций. Постановка проблемы: отсутствие единого подхода в теории социально-педагогической профилактики конфликтов в образовательной организации высшего образования (в настоящее время работа с конфликтом наблюдается преимущественно после его свершения, при этом выявляются авторитарный стиль управления, слабая подготовка руководителей в сфере работы с конфликтом, специфические черты современного молодого поколения и другие факторы, повышающие конфликтность педагогических отношений). Цель исследования: уточнить сущность понятий «профилактика» и «конфликт», получить новые знания о социально-педагогической профилактике конфликтов, проанализировав имеющиеся разрозненные знания о конфликтах в образовательных организациях высшего образования. Методы исследования: общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания, в том числе методы наблюдения, анализа, синтеза и др. Результаты и ключевые выводы: конфликт – это естественное явление человеческой жизни, его следует считать нормальной формой взаимодействия людей. Стремление к конструктивному диалогу – наилучший вариант для решения возникшего противоречия. Для того чтобы проводить профилактику конфликтов в образовательной организации высшего образования, необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтного взаимодействия, так и специфику самого образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Prevention of Conflicts in Educational Institutions of Higher Education: Theoretical Aspect

Relevance: conflicts in educational institutions of higher education are a very common phenomenon, but for all their relevance, little studied. Many teaching staff believe that the conflict has an exclusively negative character, and also negatively affects the educational process. In this regard, there is a need to explain to all subjects of pedagogical interaction the essence of the conflict, noting its constructive potential. The purpose of conflict prevention is not only to prevent conflict situations, but also to prepare participants in the educational process for competent regulation and resolution of various problematic, contradictory situations. Problem statement: the lack of a unified approach in theory of socio-pedagogical conflict prevention in an educational institution of higher education (currently, work with conflict is observed mainly after its completion, while authoritarian management style, poor training of managers in the field of conflict management, specific features of the modern young generation and other factors that increase the conflict of pedagogical relations are revealed). The purpose of the study: to clarify the essence of the concepts of “prevention” and “conflict”, to gain new knowledge about the socio-pedagogical prevention of conflicts by analyzing the existing disparate knowledge about conflicts in educational institutions of higher education. Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition, including methods of observation, analysis, synthesis, etc. Results and key conclusions: conflict is a natural phenomenon of human life, it should be considered a normal form of human interaction. Striving for a constructive dialogue is the best option to resolve the contradiction that has arisen. In order to prevent conflicts in an educational organization of higher education, it is necessary to take into account both the age and individual characteristics of participants in conflict interaction, as well as the specifics of the educational process itself.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях высшего образования: теоретический аспект»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анна Алексеевна Феоктистова,

адъюнкт кафедры педагогики учебно-научного комплекса служебной деятельности Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Российская Федерация, 117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д. 12

Е-mail: ani.feoktistova@mail.ru

Anna Alekseevna Feoktistova,

Adjunct of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Service Activities Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot Russian Federation, 117997, Moscow, Akademika Volgina str., 12 Е-mail: ani.feoktistova@mail.ru

Научная специальность: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

УДК 378

Scientific specialty:

5.8.7. Methodology and Technology

of Professional Education

Дата поступления: 13.03.2023

Дата принятия статьи в печать: 16.06.2023

Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях высшего образования: теоретический аспект

Socio-Pedagogical Prevention of Conflicts in Educational Institutions of Higher Education: Theoretical Aspect

Аннотация

Актуальность: конфликты в образовательных организациях высшего образования - весьма распространенное явление, но при всей их актуальности малоизученное. Многие педагогические работники уверены, что конфликт обладает исключительно негативным характером, а также отрицательно влияет на образовательный процесс. В связи с этим существует необходимость в разъяснении всем субъектам педагогического взаимодействия сущности конфликта, отмечая его конструктивный потенциал. Целью профилактики конфликтов служит не только предупреждение конфликтных ситуаций, но и подготовка участников образовательного процесса к грамотному регулированию и разрешению различных проблемных, противоречивых ситуаций.

Abstract

Relevance: conflicts in educational institutions of higher education are a very common phenomenon, but for all their relevance, little studied. Many teaching staff believe that the conflict has an exclusively negative character, and also negatively affects the educational process. In this regard, there is a need to explain to all subjects of pedagogical interaction the essence of the conflict, noting its constructive potential. The purpose of conflict prevention is not only to prevent conflict situations, but also to prepare participants in the educational process for competent regulation and resolution of various problematic, contradictory situations.

Problem statement: the lack of a unified approach in theory of socio-pedagogical conflict prevention in an educational institution of higher education (currently, work with conflict is observed

Постановка проблемы: отсутствие единого подхода в теории социально-педагогической профилактики конфликтов в образовательной организации высшего образования (в настоящее время работа с конфликтом наблюдается преимущественно после его свершения, при этом выявляются авторитарный стиль управления, слабая подготовка руководителей в сфере работы с конфликтом, специфические черты современного молодого поколения и другие факторы, повышающие конфликтность педагогических отношений).

Цель исследования: уточнить сущность понятий «профилактика» и «конфликт», получить новые знания о социально-педагогической профилактике конфликтов, проанализировав имеющиеся разрозненные знания о конфликтах в образовательных организациях высшего образования.

Методы исследования: общенаучные, частно-научные и специальные методы познания, в том числе методы наблюдения, анализа, синтеза и др.

Результаты и ключевые выводы: конфликт - это естественное явление человеческой жизни, его следует считать нормальной формой взаимодействия людей. Стремление к конструктивному диалогу -наилучший вариант для решения возникшего противоречия. Для того чтобы проводить профилактику конфликтов в образовательной организации высшего образования, необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности участников конфликтного взаимодействия, так и специфику самого образовательного процесса.

Ключевые слова: профилактика; конфликт; педагогическая конфликтология; управление конфликтом; образовательный процесс.

mainly after its completion, while authoritarian management style, poor training of managers in the field of conflict management, specific features of the modern young generation and other factors that increase the conflict of pedagogical relations are revealed).

The purpose of the study: to clarify the essence of the concepts of "prevention" and "conflict", to gain new knowledge about the socio-pedagogical prevention of conflicts by analyzing the existing disparate knowledge about conflicts in educational institutions of higher education.

Research methods: general scientific, private scientific and special methods of cognition, including methods of observation, analysis, synthesis, etc.

Results and key conclusions: conflict is a natural phenomenon of human life, it should be considered a normal form of human interaction. Striving for a constructive dialogue is the best option to resolve the contradiction that has arisen. In order to prevent conflicts in an educational organization of higher education, it is necessary to take into account both the age and individual characteristics of participants in conflict interaction, as well as the specifics of the educational process itself.

Keywords: prevention; conflict; pedagogical con-flictology; conflict management; educational process.

Современная наука принимает тот факт, что конфликт является неотъемлемой частью общественной жизни, обусловленной самой природой человека. Понятие «конфликт» является междисциплинарным, его изучают конфликтологи, социологи, психологи, педагоги, историки, политологи, философы и др. Проблемой конфликта на современном этапе отечественной педагогики занимаются такие ученые как Н. П. Гаврилюк [2], А. И. Куроч-кина [3], И. В. Никулина [4], С. С. Учадзе [7] и другие.

Гуманистическое направление в педагогике стремится искоренить авторитарное общение между субъектами образовательного процесса и закрепить отношения на основе сотрудничества, поэтому для педагогики изучение конфликта имеет большое значение. Педагогу важно создать благоприятную атмосферу в учебном коллективе. Для этого необходимо проводить

грамотную работу по профилактике конфликтов в образовательных организациях, в том числе высшего образования.

Понятие «профилактика» произошло от греческого прбфбАактгкод — предохранительный. В толковом словаре С. И. Ожегова профилактика объясняется как совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка [6].

Социально-педагогическая профилактика — это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития обучающихся и способствующих проявлению различных видов их активности.

Кроме того, социально-педагогическая профилактика направлена на изменение различных внутренних и внешних факторов и условий социального воспитания, а также на перестройку их взаимодействия. Специалист по работе с обучающимися (в школе — это социальный педагог,

33

34

в университете — сотрудник отдела воспитательной работы и т. д.), который реализует в своей деятельности социально-педагогическую профилактику, воздействует на микросоциум обучающегося, его личность, характер взаимоотношений с окружающими.

Исследователи тех или иных проблемных вопросов в области педагогики, психологии, социологии, медицины и др. опираются на трехуровневую систему профилактики:

1. Общесоциальный уровень предполагает разрешение противоречий во всех сфера жизнедеятельности человека на уровне государства и его социальных институтов.

2. Специальный уровень включает в себя целенаправленное решение проблем узкого характера, которое предполагает участие специалиста в соответствующем вопросе.

3. Индивидуальный уровень представляет собой профилактику в отношении конкретного лица, поведение которого имеет черты проблемности.

Социально-педагогическая профилактика преследует следующие цели:

— выяснение причин и условий, способствующих появлению и развитию проблемы;

— предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека;

— устранение возможных внутриличностных (психологических социальных, духовных) коллизий человека;

— сохранение и поддержание адекватного здорового жизненного стиля;

— содействие человеку в развитии его внутреннего потенциала и творческих способностей.

Одной из актуальных проблем, решаемых с помощью социально-педагогической профилактики, является конфликт.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение). А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов понимают под конфликтом «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1]. Наука, изучающая природу конфликта, называется конфликтологией.

Конфликты могут нести конструктивный и деструктивный характер.

Конструктивный характер предполагает совместный поиск решения проблемы всеми ее участниками, способствует сохранению и укреплению взаимоотношений, а также развитию личности, организации, коллектива (в зависимости от вида конфликта).

Деструктивный характер конфликта, напротив, препятствует разрешению конфликта, несет в себе отрицательные эмоции, что негативно сказывается на здоровье человека.

На современном этапе развития науки формируется новое теоретико-прикладное направление педагогики — педагогическая конфликтология. И. А. Курочкина указывает, что педагогическая конфликтология — практико-ориентированное направление педагогической науки, целями которого являются изучение характера и причин педагогических конфликтов, разработка методов их регулирования и разрешения [3, с. 3]. То есть педагогическая конфликтология предполагает формирование новых понятий и суждений для анализа конфликтов в образовательном процессе.

Конфликт в образовательном процессе, в зависимости от статуса его участников, может возникать между обучающимся и педагогом, обучающимся и обучающимся, обучающимся и администрацией образовательной организации, педагогом и администрацией образовательной организации и т. д.

Педагогическая конфликтология выделяет основные факторы, определяющие особенности конфликтов в среде обучающихся (школьников, студентов, курсантов, слушателей).

Во-первых, специфика конфликтов между обучающимися определяется особенностями возраста, который в значительной степени влияет на характер протекания конфликта, его причины, поведение личности в конфликте и, соответственно, его исход.

Во-вторых, на межличностные отношения между обучающимися влияет сама учебно-познавательная деятельность, содержание образования. Обучающиеся стремятся к одной цели — получение образования. На этом пути они помогают друг другу, выполняют общую работу, сообща постигают знания, а значит их обучение можно назвать совместной деятельностью. В таком случае, по мнению А. В. Петровского, осуществление совместной социально ценной деятельности обеспечивает становление коллективистских взаимоотношений, снятие противоречий между индивидуальным и групповым началами [5]. Это порождает особые межличностные отношения, которые характерны исключительно для коллектива (взаимопомощь, доверие, эмпатия к членам коллектива и др.), а также влияет на протекание конфликта.

Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях предполагает:

— возможность разрешения противоречий на стадии конфликтной ситуации (когда еще нет открытого противоборства сторон);

— формирование у обучающихся и других участников образовательного процесса конфликтологических знаний, умений и навыков грамотного разрешения конфликта;

— привитие гуманистических ценностей, уважительного и толерантного отношения друг к другу;

— развитие творческого мышления, способности принимать нестандартные решения, а также находить выход из любой ситуации.

Социально-педагогическая профилактика включает комплекс различных видов профилактических процедур. Специалисту важно вовремя увидеть или спрогнозировать назревающий конфликт для того, чтобы профилактика сработала эффективно.

И. В. Никулина говорит о том, что профилактика является одной из функций управления конфликтами в образовательной организации [4]. С. С. Учадзе отмечает, что педагогическое управление конфликтами в образовательном учреждении представляет собой целенаправленный субъект-субъектный процесс развития и конструктивного изменения межличностных отношений участников конфликтного взаимодействия средствами

Список литературы:

1. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2006.

2. Гаврилюк Н. П., Зыкова Н. А. Педагогическая конфликтология : моногр. Нижневартовск : НВГУ, 2020.

3. Курочкина И. А., Шахматова О. Н. Педагогическая конфликтология : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013.

4. Никулина И. В. Управление конфликтами в образовательной организации // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т. 25. № 1.

5. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. Москва : Политиздат, 1982.

6. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Азъ, 1994.

7. Учадзе С. С. Технологии педагогического управления конфликтами в образовательном учреждении // Гуманизация образования. 2012. № 6.

Для цитирования:

Феоктистова Анна Алексеевна. Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях высшего образования: теоретический аспект // Педагогика и психология: академический журнал. 2023.

и приемами учебно-воспитательного характера [7, с. 25]. Управление конфликтами — важная часть работы специалистов образовательных организаций, непосредственно работающих с людьми (учителя, преподаватели, сотрудники воспитательных отделов и др.).

Социально-педагогическая профилактика конфликтов в образовательных организациях — это процесс предупреждения конфликтного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Она является частью педагогического управления конфликтом и предполагает компетентное участие специалистов в этой области. Поскольку конфликт — это постоянное явление в образовательной среде, то в любой образовательной организации должен быть специалист, отвечающий за налаживание конструктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

References:

1. Ancupov A. Ya, Baklanovskij S. V. Konflik-tologiya v skhemah i kommentariyah : ucheb. posobie. Sankt-Peterburg : Piter, 2006.

2. Gavrilyuk N. P., Zykova N. A. Pedagogiches-kaya konfliktologiya : monogr. Nizhnevartovsk : NVGU, 2020.

3. Kurochkina I. A, Shahmatova O. N. Pedagog-icheskaya konfliktologiya : ucheb. posobie. Ekaterinburg : Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2013.

4. Nikulina I. V. Conflict management in educational organization // Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2019. T. 25. № 1.

5. Petrovskij A. V. Lichnost'. Deyatel'nost'. Kollektiv. Moskva : Politizdat, 1982.

6. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 72 500 slov i 7 500 frazeologicheskih vyrazhenij / S. I. Oz-hegov, N. Yu. Shvedova ; Rossijskaya AN, In-t rus. yaz., Rossijskij fond kul'tury. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Az", 1994.

7. Uchadze S. S. Technologies of pedagogical control of conflicts in education institution // Hu-manization of education. 2012. № 6.

For citation:

Feoktistova Anna Alekseevna. Socio-Pedagogical Prevention of Conflicts in Educational Institutions of Higher Education: Theoretical Aspect // Pedagogy and Psychology Academic Journal. 2023. № 1 (1). P. 31-34.

№ 1 (1). С. 31-34.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.