Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде'

Педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / профилактика конфликтов / образовательная организация МВД России / курсантская среда / уровень агрессивности личности / групповая сплоченность / коллектив / conflict / prevention of conflicts / educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs / cadet environment / level of personal aggressiveness / group unity / collective

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Анна Алексеевна Феоктистова

Введение. Проблема конфликтного взаимодействия актуальна на сегодняшний день не только в социально-политической сфере, но и в образовании. Уметь грамотно и конструктивно разрешать конфликтное взаимодействие — одна из важнейших задач профилактики конфликтов в образовательных организациях МВД России. Материалы и методы. Для успешной профилактики конфликтов необходимо выявить уровень агрессивности личности и уровень групповой сплоченности курсантов. Применялась методика Л.Г. Почебут «Тест агрессивности» и методика «Психометрический тест К.Э. Сишора». В исследовании приняли участие 150 человек — курсантов 1-го курса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Результаты и обсуждение. Выявлены испытуемые, имеющие вербальную (50,7%) и эмоциональную агрессию (32,7%), что может чаще вызывать межличностные столкновения, недоверие со стороны других членов группы, нарушения коммуникации. Выявлено, что не все обучающиеся считают свою учебную группу сплоченной (42,7%), это может спровоцировать конкурентность, ревность, нездоровое лидерство и конфликты внутри группы. Отмечено, что курсанты также имеют сложности с социально-психологической адаптацией, что приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выводы. Конфликт — явление постоянное, закономерное, в случае адекватного и здорового решения может привести к положительному опыту. Выявлены актуальные методы модернизации образовательного процесса образовательных организаций МВД России в области профилактики конфликтов: регулярная практика работы со специалистом, внедрение современных педагогических технологий для формирования курсантского коллектива, развития и воспитания личности, активное взаимодействие курсантов с преподавателями, непосредственными руководителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Анна Алексеевна Феоктистова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Prevention of Conflicts in Cadet Environment

Introduction. The problem of conflict interaction is currently relevant not only in the socio-political sphere but also in education. The ability to competently and constructively resolve conflict interactions is one of the most important tasks of conflict prevention in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Materials and Methods. To effectively prevent conflicts it is necessary to identify the level of personal aggressiveness and level of group unity of cadets. The methodology of L.G. Pochebut “Test of Aggressiveness” and the method of C. E. Seashore “Psychometric Test” were used. The study involved 150 first-year cadets of V.Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. The authors reveal the respondents as having verbal (50.7%) and emotional aggressiveness (32.7%), which can cause interpersonal clashes, mistrust on the part of other group members and communication disorders more frequently. It was revealed that not all the students consider their study group to be cohesive (42.7%), which can provoke competition, jealousy, unhealthy leadership and conflicts within the group. It is noted that cadets also have difficulties with socio-psychological adaptation, which leads to intrapersonal and interpersonal conflicts. Conclusions. Conflict is a constant, natural phenomenon; in case of an adequate and reasonable solution, it can lead to a positive experience. Current methods for modernizing the educational process of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of conflict prevention have been identified: regular practice of working with a specialist, modern pedagogical technologies implemented in order to form a cadet team, develop and educate a person, active interaction of cadets with teachers and immediate supervisors.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде»

Научно-практическая статья

УДК 378 © Ульянова И. В., Феоктистова А. А., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-390-395

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде

Ирина Валентиновна Ульянова \ доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, академик Российской академии естествознания, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования; iva2958@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8603-0213

Анна Алексеевна Феоктистова \ адъюнкт кафедры педагогики; ani.feoktistova@mail.ru; https://orcid.org/0009-0005-1823-8214 1 Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, 117997, Москва, ул. Академика Волгина, 12, Россия Реферат

Введение. Проблема конфликтного взаимодействия актуальна на сегодняшний день не только в социально-политической сфере, но и в образовании. Уметь грамотно и конструктивно разрешать конфликтное взаимодействие — одна из важнейших задач профилактики конфликтов в образовательных организациях МВД России. Материалы и методы. Для успешной профилактики конфликтов необходимо выявить уровень агрессивности личности и уровень групповой сплоченности курсантов. Применялась методика Л. Г. Почебут «Тест агрессивности» и методика «Психометрический тест К. Э. Сишора». В исследовании приняли участие 150 человек — курсантов 1-го курса Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя. Результаты и обсуждение. Выявлены испытуемые, имеющие вербальную (50,7%) и эмоциональную агрессию (32,7%), что может чаще вызывать межличностные столкновения, недоверие со стороны других членов группы, нарушения коммуникации. Выявлено, что не все обучающиеся считают свою учебную группу сплоченной (42,7%), это может спровоцировать конкурентность, ревность, нездоровое лидерство и конфликты внутри группы. Отмечено, что курсанты также имеют сложности с социально-психологической адаптацией, что приводит к внутриличностным и межличностным конфликтам. Выводы. Конфликт — явление постоянное, закономерное, в случае адекватного и здорового решения может привести к положительному опыту. Выявлены актуальные методы модернизации образовательного процесса образовательных организаций МВД России в области профилактики конфликтов: регулярная практика работы со специалистом, внедрение современных педагогических технологий для формирования курсантского коллектива, развития и воспитания личности, активное взаимодействие курсантов с преподавателями, непосредственными руководителями.

Ключевые слова: конфликт, профилактика конфликтов, образовательная организация МВД России, курсантская среда, уровень агрессивности личности, групповая сплоченность, коллектив

Для цитирования: Ульянова И. В., Феоктистова А. А. Педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 4(95). С. 390-395. ^://Моге|/10. 24412/1999-6241-2023-495-390-395

Scientific and Practical Article

UDC 378 © Ulyanova I. V., Feoktistova A. A., 2023

doi: 10. 24412/1999-6241-2023-495-390-395

5.8.7. Methodology and Technology of Professional Education

Pedagogical Prevention of Conflicts in Cadet Environment

Irina V. Ulyanova \ Doctor of Science (in Pedagogy), Professor, Professor at the Chair of Pedagogy, Academician of the Russian

Academy of natural Science, corresponding Member of the International Academy of Sciences of pedagogical education;

iva2958@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-8603-0213

Anna A. Feoktistova \ Post-Graduate Student at the Chair of Pedagogy;

ani.feoktistova@mail.ru; https://orcid.org/0009-0005-1823-8214

1V. Ya. Kikot' Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 12 Akademika Volgina Street, Moscow, 117437, Russia

Abstract

Introduction. The problem of conflict interaction is currently relevant not only in the socio-political sphere but also in education. The ability to competently and constructively resolve conflict interactions is one of the most important tasks of conflict prevention in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Materials and Methods. To effectively prevent conflicts it is necessary to identify the level of personal aggressiveness and level of group unity of cadets. The methodology of L. G. Pochebut "Test of Aggressiveness" and the method of C. E. Seashore "Psychometric Test" were used. The study involved 150 first-year cadets of V.Ya. Kikot' Moscow University of the Russian Ministry of Internal Affairs. Results and Discussion. The authors reveal the respondents as having verbal (50.7%) and emotional aggressiveness (32.7%), which can cause interpersonal clashes, mistrust on the part of other group members and communication disorders more frequently. It was revealed that not all the students consider their study group to be cohesive (42.7%), which can provoke competition, jealousy, unhealthy leadership and conflicts within the group. It is noted that cadets also have difficulties with socio-psychological adaptation, which leads to intrapersonal and interpersonal conflicts. Conclusions. Conflict is a constant, natural phenomenon; in case of an adequate and reasonable solution, it can lead to a positive experience. Current methods for modernizing the educational process of educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs in the field of conflict prevention have been identified: regular practice of working with a specialist, modern pedagogical technologies implemented in order to form a cadet team, develop and educate a person, active interaction of cadets with teachers and immediate supervisors.

Keywords: conflict, prevention of conflicts, educational organization of the Russian Ministry of Internal Affairs, cadet environment,

level of personal aggressiveness, group unity, collective

Citation: Ulyanova I. V., Feoktistova A. A. Pedagogical Prevention of Conflicts in Cadet Environment. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 4(95). Pp. 390-395 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-495-390-395

Основные положения

1. Конфликт может положительно влиять на взаимодействие членов коллектива и на саму личность, если найдено конструктивное решение развязавшегося противоречия.

2. Конфликт в учебной группе тесно связан с такими показателями, как агрессивность личности и групповая сплоченность.

3. Обеспечить качественную профилактику конфликтов в курсантской среде позволят грамотный педагогический подход к обучению и воспитанию курсантов, экспертная поддержка курсантов в вопросах разрешения конфликтов, формирование слаженного внутригруппового взаимодействия.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Конфликт — это ситуация, где две или более стороны имеют противоположные интересы и желания, которые привели к столкновению. Конфликты могут возникать в различных сферах жизни, в связи с чем дифференцируются на семейные, профессиональные, политические, религиозные, педагогические и пр.

Конфликты могут быть разрешены путем переговоров, компромиссов, применения силы, могут разрешаться частично или оставаться неразрешенными. Важно понимать, что конфликты являются неотъемлемой частью жизни и способны приводить к развитию отношений, положительным изменениям, если решаются конструктивно и с уважением к другим сторонам.

Риск развязать конфликт, в том числе и деструктивный, может быть снижен проведением педагогической профилактики конфликтов, т. е. внедрением дополнительных мер воздействия на личность и коллектив, заключающихся в обучении теории конфликтологии, развитии гуманного отношения к людям, толерантности, умении конструктивного выхода из конфликтной ситуации, формированием благоприятного климата в коллективе и др. Вопросы педагогической профилактики конфликтов находятся в центре научных исследований А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова [1], В. Л. Боктаевой [2], Н. В. Гришиной [3], А. Г. Здравомысло-ва [4], О. А. Селивановой [5] и др.

Значимость и сущность проблемы. Профилактика конфликтов способствует предотвращению разрешимых и неразрешимых противоречий между людьми, группами, государствами. Проактивные меры и стратегии по предотвращению конфликтов помогают сократить риск проявления насилия, сохранить мир и стабильность в обществе, а также способствуют совершенствованию межличностных отношений. Развитие толерантности, взаимопонимания и сотрудничества в образовательной организации помогает процветанию и благополучию всех ее сторон.

Конфликты могут носить разрушающее действие, если их неправильно решать или быть не готовым к конфликтно-

му взаимодействию. В связи с этим необходимо проводить качественную эффективную программу профилактики конфликтов в образовательной среде, в том числе в образовательных организациях МВД России. Однако в настоящий момент подобные занятия имеют место от случая к случаю, лишь при возникновении крупных конфликтов. При этом индивидуальные и коллективные особенности курсантской среды не всегда берутся во внимание.

Теоретические предпосылки и степень разработанности проблемы. В исследованиях психологов, педагогов, социологов, философов и других ученых в областях, касающихся конфликта (М. М. Алдаганов [6], Л. Козер [7], В. А. Лефевр [8], К. А. Никитина [9], И. И. Сулейманов [10]), отмечается, что в конфликте участвуют две (или более) стороны, между которыми сложилось противоборство. Стороной конфликта, как правило, именуется индивид или группа. «Ситуация противостояния воспринимается сторонами как затрудняющая достижение личностно-значимых целей, в которой не удовлетворяются потребности, интересы, необъективно распределяются ресурсы. В результате может происходить кратковременное противодействие или длительное противоборство, в зависимости от взглядов, занимаемой позиции, статуса, складывающейся ситуации и личностных особенностей. Отношения противостоящих сторон, при этом, характеризуются психическим напряжением, негативными чувствами, отклоняющимся в деструктивную сторону поведением», — указывает И. Ю. Воронин [11, с. 18].

Конфликтам в силовых структурах, в том числе в органах внутренних дел, уделяли внимание А. Ф. Караваев [12], В. С. Карпов [13], Т. Н. Кильмашкина [14], Н. Ю. Лебедев [15], Н. Н. Саппа [16], В. Л. Цветков [17] и др. Большинство авторов сходятся во мнении, что конфликт — явление постоянное, требующее адекватного конструктивного решения. Для этого необходимо проведение дополнительных мероприятий с личным составом. В противном случае специалист (а также взвод, подразделение и др.) рискует снизить показатели эффективности своей служебной деятельности.

Один из отцов-основателей конфликтологии (науки о конфликтах) Л. Козер в свое время утверждал, что конфликт может оказывать не только отрицательное, но и положительное влияние на функционирование социальных групп. Это проявляется в развитии и лучшей адаптации социальных отношений внутри группы [7]. Изучение теории конфликта в разных научных сферах привело к тому, что в конфликте выделили конструктивные функции (А. Я. Ан-цупов [1], К. Боулдинг [18], И. Ю. Воронин [18], Р. Дарендорф [19; 20], Л. А. Петровская [21], В. А. Совин [22], Л. Н. Цой [23]:

— конфликт способен объединить группу, сформировать сплоченный, единый коллектив, мобилизовать силы группы;

— поддерживает жизнеспособность группы, сохраняя внутреннюю структуру межличностных и внутригруппо-вых отношений;

— может повлиять на работоспособность группы, подключить ее креатив и нестандартное мышление, он служит источником новшеств и инноваций, способен вывести на новый уровень качество индивидуальной деятельности;

— выступает как источник внутренней силы человека, способствует развитию его личности и отношениям с окружающими;

— помогает найти слабые стороны во внутригруппо-вом взаимодействии, содействует формулированию новых социальных норм в коллективе, помогает проявлять творческое начало;

— сигнализирует о возникших дисфункциях в группе;

— снижает эмоциональную нагрузку во взаимоотношениях, способствует их поддержанию и укреплению.

Конструктивный выход из конфликта играет важную роль в установлении мирных и продуктивных отношений между людьми. Правильное управление конфликтом может помочь разрешению проблем, укреплению взаимопонимания и созданию благоприятного окружения.

Профилактика конфликтных взаимоотношений способствует недопущению конфликтов, а также разрешению возникших мирным конструктивным путем. В связи с этим стоит особое внимание уделить уровню агрессии личности и групповой сплоченности [16; 24; 25].

Материалы и методы

В исследовании приняли участие первокурсники Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, обучающиеся по трем специальностям: 44.05.01 Психолого-педагогическое и правовое обеспечение работы правоохранительных органов с несовершеннолетними, склонными к девиантному поведению, 40.03.02 Оперативно-розыскная деятельность, 38.05.01 Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности. Всего к экспериментальной работе было привлечено 150 человек. Исследование проходило во втором семестре (февраль 2023 г.).

Опираясь на особенности диагностики конфликтной личности, мы предложили испытуемым два теста, определяющих уровень их агрессии и групповой сплоченности:

— тест агрессивности (опросник Л. Г. Почебут);

— методику определения индекса групповой сплоченности «Психометрический тест К. Э. Сишора».

Результаты и обсуждение

Виды агрессии в курсантской среде. Уровни агрессии и конфликтности могут быть взаимосвязаны, однако они представляют разные аспекты личности.

Агрессия — любая форма личностной, групповой вербальной, эмоциональной, поведенческой активности, направленной на оскорбление, унижение, причинение телесного, материального, социального, духовного вреда другому человеку или группе людей [26, с. 104]. Личности с высоким уровнем агрессии могут проявлять гнев, ярость, враждебность и иметь склонность к насилию в различных ситуациях. Повышению агрессивности и низкому уровню толерантности среди курсантов способствуют особенности обучения в вузах МВД и воен-

ных вузах, приводящие к межличностным конфликтам [16, с. 47].

Конфликтность личности относится к склонности индивида к вступлению в конфликты. Личности с высокой конфликтностью могут иметь тенденцию к частым спорам, ссорам и непримиримости.

Хотя высокие уровни агрессии и конфликтности могут наблюдаться у одной личности, они не всегда идут вместе. Некоторые люди могут быть агрессивными, но неконфликтными, а другие — конфликтными, но неагрессивными. Однако, если у человека высокий уровень агрессии, это может способствовать возникновению конфликтов, поскольку он склонен реагировать на ситуации агрессивным образом.

Высокий уровень агрессивности личности влияет на социальное поведение, способствует проявлению соперничества, конфронтации в отношениях с окружающими людьми, препятствует успешной деятельности [27, с. 200].

Обобщим результаты, полученные на основе опросника агрессивности (табл. 1).

Таблица 1. Результаты опросника Л. Г. Почебут, % (Table 1. Results of L.G. Pochebut Questionnaire, %)

Шкалы Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Вербальная агрессия 49,3 40,0 10,7

Физическая агрессия 65,0 32,0 3,0

Предметная агрессия 70,0 28,7 1,3

Эмоциональная агрессия 67,3 21,3 11,4

Самоагрессия 87,3 12,0 0,6

Можно заметить, что первокурсники в основном имеют низкие показатели агрессивности. Однако у половины курсантов наблюдается нежелательная для сотрудников полиции вербальная агрессия (на среднем и высоком уровнях). Стоит отметить и такой показатель высокого уровня, как эмоциональная агрессия, что также ставит проблему перед образовательной организацией в области профессиональной подготовки обучающихся.

Вербальный и эмоциональный виды агрессии могут значительно влиять на конфликтность личности.

Во-первых, личность с высоким уровнем вербальной и эмоциональной агрессии, как правило, проявляет острые, яркие реакции на различные ситуации. Такой человек склонен использовать оскорбления, угрозы, язвительные комментарии или злобные высказывания в конфликтных ситуациях, что лишь усилит конфликт, станет препятствием на пути принятия конструктивного решения.

Во-вторых, вследствие этого усиливается риск ухудшить отношения с окружением (близкими, друзьями, начальствующим составом), поскольку нарушается здоровая коммуникация, сторона может легко перейти на высокие тона в конфликте, высказать свое недовольство не только противоположным мнением, но и личностью самого оппонента. Такое поведение, как правило, вызывает недоверие и дистанцирование, порой страх со стороны окружающих людей.

В целом высокий уровень вербальной и эмоциональной агрессии способен усиливать конфликтность личности, создавать преграды для эффективного разрешения возни-

кающих противоречий и негативно влиять на отношения с обществом.

К сходным выводам пришел Н. Н. Саппа, который утверждает, что «в основе межличностных конфликтов среди курсантов лежит вербальная агрессия, которая по своей интенциональной направленности является девиантным действием: она нарушает границы нормативной вербальной коммуникации, создает конфликтные отношения и провоцирует дальнейшую эскалацию конфликта» [16, с. 47].

Групповая сплоченность и взаимодействие между курсантами. Второй показатель, который мы рассматривали, — это уровень групповой сплоченности.

Групповая сплоченность относится к степени солидарности, единства и взаимодействия между членами группы. Высокий уровень групповой сплоченности обычно характеризуется сильными связями, доверием, сотрудничеством и взаимной поддержкой.

А. В. Петровский и В. В. Шпалинский отмечают, что основной показатель сплоченности группы — это ценностно-ориентационное единство, которое определяется через совпадение мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам (лицам, явлениям, событиям), наиболее значимым для группы в целом [28]. Соответственно, при несовпадении мнений, оценок открывается широкая область рисков распространения конфликтов.

Когда сплоченность в группе низкая, возникают непонимание друг друга, конкуренция, ревность, безразличие к общему делу (идее), повышенная тревожность личности и, как правило, отсутствие позитивного результата совместной деятельности.

В целом низкая групповая сплоченность может создавать среду, в которой конфликты более вероятны, поскольку доброжелательные отношения и продуктивное взаимодействие между членами группы ослаблены. В связи с этим преподавателям, руководящему составу необходимо стремиться к развитию сплоченности и укреплению взаимодействия внутри группы.

Наряду с этим детальное изучение конфликтов в группе показывает, что необходимо конкретизировать и цели группы, а также выявлять ее лидеров, их личностные характеристики, уточнять культурные особенности группы, историю ее деятельности (события, традиции) и др.

Изучая групповую сплоченность курсантов университета МВД, мы получили показатели, отраженные в таблице 2.

Таблица 2. Результаты психометрического теста К. Э. Сишора,%

(Table 2. Results of C.E. Seashore Psychometrics Test,%)

Около половины курсантов не считает, что в их группе сплоченный коллектив, несмотря на уже пройденный период адаптации к специфике образовательной среды ведомственного заведения [29], не все курсанты оценивают учебно-служебную общность своего учебного взвода, видят слаженную группу, перспективу для формирования коллектива.

Согласно исследованиям И. А. Шашковой и Е. М. Гончаровой комфортно ощущать себя в коллективе курсанты Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя начнут к 4-му курсу, однако даже на этом этапе обучения имеются сложности с социально-психологической адаптацией, что непосредственно влияет на конфликты как внутриличностные, так и с окружающим миром [24, с. 281].

Исходя из результатов тестирования, мы можем наблюдать, что проблема агрессии и групповой сплоченности не просто актуальна, а в данном случае требует внесения дополнительных комплексных мероприятий, которые впоследствии станут эффективной профилактикой конфликтов в курсантской среде.

Анализ результатов проведенного анкетирования курсантов образовательных организаций МВД России на предмет конфликтного взаимодействия показал, что большинство конфликтов происходит между курсантами (около 67% респондентов подтверждают их наличие), на втором месте — конфликты между курсантами и руководителями курсов (29%). Стоит отметить, что за аксиому мы берем положение о невозможности создания бесконфликтной среды и что конфликт — явление нормальное и распространенное, однако полученные показатели привлекают внимание специалистов. При этом подавляющее большинство респондентов (82,5%) утверждают, что используют компромисс как основную стратегию поведения в конфликте. Учитывая вышесказанное, следует отметить, что «наиболее благоприятные условия для курсантского коллектива включают в себя умение грамотно и конструктивно разрешать возникшие внутри группы противоречия» [30], а значит, существует необходимость переориентировать курсантов на конструктивный путь соглашения в конфликтном взаимодействии.

Несмотря на особенности образования в ведомственных структурах (субординация, четкое исполнение устава, установленная система поощрений и наказаний, частично приказной характер взаимоотношений и др.) и бытующее мнение о том, что конфликт — это проблема и негативный аспект образования, многие курсанты, преподаватели и курсовые офицеры отмечают необходимость проведения профилактики конфликтов в курсантской среде (86,8% из 326 опрошенных).

Само понятие «профилактика» происходит от греческого лрбфиАактчкбс; — «предохранительный» и представляет собой предварительные меры по недопущению какого-либо явления, в данном случае конфликта. Иными словами, профилактика конфликтов — это деятельность, направленная на снижение риска возникновения конфликтов и его разрушающего воздействия на потенциальных участников — его субъектов (людей, общественных систем), а также подготовка к поиску конструктивных путей решения конфликтного взаимодействия. Исследователи, изучающие развитие конфликта в образовательном пространстве, указывают, что профилактика конфликта является частью педагогической деятельности [31; 32].

При профилактике конфликтов необходимо учитывать не только уровень конфликтности личности, ее возможные стратегии поведения в конфликте или умение конструктивно решать конфликтные взаимодействия, но также не-

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

14,0 28,7 57,3

обходимо оценивать уровень агрессии личности и уровень групповой сплоченности.

Выводы

Конфликт — явление, имманентно сопровождающее жизнь, отношения, в том числе встречающееся и в образовательных организациях МВД России (как в межличностном общении курсантов, так и в ходе образовательного процесса).

Несмотря на то что конфликт, обладая конструктивной направленностью, может способствовать повышению эффективности индивидуальной и коллективной деятельности, развитию самой личности, всегда несет с собой определенные риски (агрессии, непонимания, отчуждения и пр.). В связи с этим в условиях образовательного процесса необходимо проводить систематическую профилактику (предупреждение) конфликтов. Ее цель — предупреждение столкновений, подготовка обучающихся к конструктивному разрешению возникших противоречий, формированию коллектива.

В рамках исследования, проведенного на базе Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя, было выявлено, что на сегодняшний день актуальным направлением работы с курсантами выступает социально-педагогическая профилактика конфликтов, которая отмечается как самими курсантами, так и курсовыми офицерами и профессорско-преподавательским составом кафедр.

Изучая вопрос эффективности профилактической деятельности в области конфликтного взаимодействия обучающихся, мы пришли к выводу, что необходимо также исследовать два взаимосвязанных элемента: уровень агрессивности личности и уровень групповой сплоченности, которые напрямую влияют друг на друга и на возникновение конфликтов в курсантской среде. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дополнительных мероприятий с курсантами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При безусловной актуальности рассматриваемой темы в образовательных организациях МВД России последнее диссертационное исследование, касающееся профилактики конфликтов в курсантской среде, было защищено в 2013 г. [33], что говорит, во-первых, о выраженной новизне проблемы, заключающейся в совершенствовании конфликтов, теоретической базы конфликтологии, в изменениях внутри самих органов внутренних дел и других явлений, влияющих на развитие темы; во-вторых, о возможности применения новых технологий при решении конфликтных ситуаций, педагогических методов, средств и форм работы с курсантами для предотвращения возникших противоречий.

Рекомендации. Нами были разработаны рекомендации для субъектов, осуществляющих профилактику конфликтов в образовательных организациях МВД России:

— прежде всего необходимо позаботиться об общей атмосфере в группе: создать дружелюбную, поддержи-

вающую и безопасную среду, где обучающиеся чувствовали бы себя комфортно; важно выявлять и поощрять положительные стороны обучающихся, их полезный вклад в общее дело, достижения и усилия; выстраивать позитивные отношения с обучающимися, выражать интерес к жизни, традиционным ценностям, обеспечивать эмоциональное содействие;

— совместно с обучающимися разработать общие правила поведения в группе, которые будут способствовать взаимному уважению, доверительным отношениям, взаимопониманию, конструктивному диалогу, сотрудничеству в конфликтах. Выявить общие ценности и грамотно актуализировать их в ходе педагогической работы с обучающимися;

— включать в обучение и воспитание курсантов методы, стимулирующие развитие эмпатии, толерантности, ответственности, совершенствование навыков социального взаимодействия, а также умение вести себя в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга, уметь проигрывать;

— организовать совместную позитивно направленную общественную деятельность: проводить интерактивы, игры, разрабатывать проекты, экскурсии, придумывать конкурсы, такие мероприятия, которые способствуют сотрудничеству и сплочению группы, объединению для решения творческого задания, при этом участие каждого в мероприятиях должно быть обязательным и соответствовать его возможностям;

— пользоваться профессиональной помощью эксперта в вопросах профилактики конфликта, снятия агрессии и сплочения коллектива (психолога, специалиста по работе с личным составом и др.);

— обязательно проводить занятия, направленные на теоретическое изучение основ конфликтологии, с помощью практических методов обучения развивать умения и навыки работы с конфликтом (выстраивать конструктивный диалог, оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации, управлять конфликтом, предвидеть последствия конфликтного столкновения и др.).

Важно помнить, что повышение групповой сплоченности и снижение конфликтности требует времени, терпения и регулярности в применении указанных рекомендаций.

Перспективы. В качестве перспективы исследования социально-педагогической профилактики конфликтов в курсантской среде стоит выделить такие направления, которые бы расширили и детализировали некоторые аспекты изучения данной проблематики:

1. Выявление и анализ уровня агрессивности у обучающихся разных гендеров, поиск их взаимосвязи с конфликтами в женских и мужских учебных группах.

2. Совершенствование педагогического инструментария для повышения эффективности работы с учебными группами с низкой групповой сплоченностью.

Список источников / References

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология : учебник для вузов. М., 2000. 551 с.

2. Боктаева В. Л. Конфликт — феномен жизни студентов: причины, факторы, пути преодоления // Вестник современной науки. 2015. № 6(6). С. 99-103.

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. СПб., 2005. 533 с.

4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. 317 с.

5. Селиванова О. А. Профилактика школьных конфликтов: рабочая книга куратора школьной службы примирения : монография. Тюмень, 2015. 275 с.

6. Стребков А. И., Алдаганов М. М. Особенности развития и состояние отечественной конфликтологии // Вече. 2011. № 23. С. 173-199.

7. Козер Л. Функции социального конфликта. М., 2000. 205 с.

8. Лефевр В. А., Смолян Г. Л. Алгебра конфликта. М., 2009. 59 с.

9. Никитина К. А. Технология профилактики адаптационных конфликтов студентов-первокурсников : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2012. 165 с.

10. Сулейманов И. И. Общая теория конфликта: проблема, состояние, содержание // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1995. № 1(1). С. 24-31.

11. Воронин И. Ю. Преодоление межличностных конфликтов в спортивной команде : дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 236 с.

12. Караваев А. Ф. Конфликтология : курс лекций. Омск, 2009. 187 с.

13. Карпов В. С. Опыт психологического обеспечения сотрудников ОВД в условиях вооруженного конфликта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1997. № 1(5). С. 31-35.

14. Кильмашкина Т. Н. Предупреждение социального конфликта как элемент управления им // Труды Академии управления МВД России. 2015. № 1(33). С. 9-13.

15. Лебедев Н. Ю. К вопросу о необходимости обучения военнослужащих войск национальной гвардии приемам преодоления конфликтов, возникающих при осуществлении охраны общественного порядка // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. 2020. № 3. С. 44-46.

16. Саппа Н. Н. Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 2(65). С. 44-47.

17. Цветков В. Л. Разрешение служебных межличностных конфликтов как актуальная психологическая проблема в профессиональной деятельности сотрудников полиции // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. М., 2022. С. 416-418.

18. Боулдинг К. Конфликт и защита. Общая теория. М., 1963. 128 с.

19. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 145-147.

20. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М., 2002. 284 с.

21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического аспекта конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1977. С. 131-142.

22. Совин В. А. Роль и значение конфликтологической готовности курсантов в военно-профессиональной деятельности // Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 126-131.

23. Цой Л. Н. Организационный конфликтменеджмент. 111 вопросов, 111 ответов. М., 2012. 352 с.

24. Шашкова И. А., Гончарова Е. М. Особенности проявления внутриличностных конфликтов курсантов образовательных организаций МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 4. С. 280-283.

25. Зиммель Г. Человек как враг // Социологические исследования. 1994. № 2. С. 114-119.

26. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический ИМИДЖ. 2017. № 2(35). С. 104-113.

27. Фомишин А. М. Стили поведения и показатели агрессивности в межличностных взаимоотношениях курсантов высших военных учебных заведений // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. № 63-2. С. 200-204.

28. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1978. 176 с.

29. Ульянова И. В., Свинарева О. В. Педагогическая адаптация первокурсников к образовательному процессу и будущей профессии в системе гуманитарного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2016. № 179. С. 47-53.

30. Феоктистова А. А. К вопросу о необходимости социально-педагогической профилактики конфликтов в курсантской среде (результаты пилотажного исследования) // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32490 (дата обращения: 02.06.2023).

31. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник для студентов вузов. М., 2005. 269 с.

32. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. 265 с.

33. Осипов С. А. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России : дис ... канд. пед. наук. М., 2006. 261 с.

Поступила 12.06.2023; одобрена после рецензирования 28.06.2023; принята к публикации 30.08.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.