Научная статья на тему 'Проблема конфликтности личности курсантов военного института'

Проблема конфликтности личности курсантов военного института Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ВОИНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / CONFLICT / PRONENESS TO CONFLICT / CONFLICT OF MILITARY STUDENTS / MILITARY TEAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сивак Александр Николаевич, Полушина Ольга Борисовна

В статье раскрывается сущность понятий «конфликт», «конфликтность». Конфликтность личности проявляется в процессе конфликта, но не сводится к нему. В статье выделены особенности воинских коллективов, провоцирующих формирование конфликтности. В первую очередь к ним относятся: гомогенность по признаку пола, социальная изоляция, высокая степень межличностной конкуренции. Курсанты военного института обладают психоэмоциональной устойчивостью; в зависимости от вида конфликта по горизонтали или вертикали меняется инициатива оппонентов в конфликте; не склонны к враждебности и агрессивности, достаточно высокий уровень подчиняемости по вертикали. При этом обладают позитивной агрессивностью. На основе полученных результатов исследования представлены основные направления деятельности в военном институте с целью профилактики и коррекции конфликтности курсантов: нормативно-правовой блок; социально-психологический блок; воспитательный блок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of conflict of military students

The article reveals of the concepts of "conflict" and "proneness to conflict". Proneness to conflict of the person manifests in the process of conflict, but does not reduce that to it. The article highlights characterics of military personnel, that provoke the formation of conflict. First of all, they include: homogeneity on the basis of gender status, social isolation, a high degree of interpersonal rivalry. Military students have psycho-emotional fixation, depending on the kind of conflict (horizontally or vertically); that changes the initiative of the opponents in the conflict. They are reluctant to hostility and aggression, have a fairly high level of vertical subordination. At the same time, they have positive aggression. Based on the results of the study, the main activities in the military institute are presented with the aim of preventing and correction of military students: legislative block, psychosocial block and educative block.

Текст научной работы на тему «Проблема конфликтности личности курсантов военного института»

РО! 10.34216/2073-1426-2019-25-4-150-154 УДК 355.23

Сивак Александр Николаевич

доктор педагогических наук

Полушина Ольга Борисовна

кандидат психологических наук, доцент Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации nio@spvi.ru, polushina.olga2016@yandex.ru

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА

В статье раскрывается сущность понятий «конфликт», «конфликтность». Конфликтность личности проявляется в процессе конфликта, но не сводится к нему. В статье выделены особенности воинских коллективов, провоцирующих формирование конфликтности. В первую очередь к ним относятся: гомогенность по признаку пола, социальная изоляция, высокая степень межличностной конкуренции. Курсанты военного института обладают психоэмоциональной устойчивостью; в зависимости от вида конфликта по горизонтали или вертикали меняется инициатива оппонентов в конфликте; не склонны к враждебности и агрессивности, достаточно высокий уровень подчиняемости по вертикали. При этом обладают позитивной агрессивностью. На основе полученных результатов исследования представлены основные направления деятельности в военном институте с целью профилактики и коррекции конфликтности курсантов: нормативно-правовой блок; социально-психологический блок; воспитательный блок.

Ключевые слова: конфликт, конфликтность, курсанты, воинский коллектив.

Конфликтность личности изучается в разных теориях и науках: конфликтологии, психологии, социологии, политологии, правоведении, лингвистике, культурологии и пр. Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили разработке теории конфликта свои исследования. Наиболее известные среди них: А.Я. Анцупов, Е.Г. Баранов, Н.В. Гришина, Л. Козер, Ю.И. Мягков, К. Томас, А.И. Шипилов, Л. Эрон и др.

Очень часто понятия «конфликтность» и «конфликт» рассматривают в качестве синонимов. Наиболее вероятно, это связано с тем, что конфликтность личности ярко проявляется именно в конфликте. Конфликт заключается в столкновении конфликтующих сторон из-за различных убеждений, позиций, мнений и пр. Уровни проявления конфликта подразделяют на внутриличностный, межличностный и межгрупповой. Люди с низким уровнем конфликтности также могут быть втянуты в конфликт. Но потенциальным инициатором конфликта является конфликтная личность.

В своих исследованиях учёные дают различные определения понятию «конфликтность»: Л.А. Петровская рассматривает конфликтность как «состояние готовности личности к конфликтам, ее степень вовлеченности в развитие конфликта» [10, с. 116]. Е.А. Рыльская определяет конфликтность через количество и интенсивность конфликтных диа-дных взаимодействий [12, с. 13]. В.А. Лабунская считает, что конфликтность - это неосознаваемая или частично осознаваемая установка личности на конфликт [8, с. 75]. По мнению Е.П. Ильина кон -фликтность является совокупностью эмоциональных свойств, которая состоит из вспыльчивости, обидчивости и мстительности» [5, с. 229]. Вспыльчивость носит временный характер, а обидчивость периодически актуализируется в поведении человека, несет в себе разрушительный потенциал. Так,

например, Е.Н. Корнеева считает: «...обидчивость усиливает отрицательные переживания, внешние события перестают существовать, становятся малозначимыми, а ответные реакции на них поражают окружающих враждебным, конфликтным отношением. И вследствие не прощеной обиды развивается мстительность, причиной которой является обидчивость личности» [7, с. 15-17].

Часто вместе с понятием «конфликтность» используют дефиницию «конфликтная личность». Само определение конфликтной личности первыми использовали А. А. Бодалев, А.Н. Сухов [9]. Конфликтная личность стремится к инициации негативных и деструктивных конфликтов. Значительная часть представителей возрастной психологии связывают конфликтность личности с возрастным кризисом. В период кризиса, по мнению А.Н. Алексеевой, Л.И. Божович проявляются недостатки, нарушение деятельности, формируются негативные черты характера. Л.И. Божович определяет конфликтность следующим образом: «...конфликтность характерна возрастному кризису, обостряется в случае депривации новых потребностей личности в сфере общения и деятельности» [1, с. 151]. Условия учебно-профессиональной деятельности курсантов как раз не позволяют реализовать в юношеском возрасте актуальную потребность в широких социальных контактах, с другой стороны, курсант вынужденно вовлечен в постоянные межличностные отношения, поэтому потребность в избирательных социальных контактах реализо-вывать затруднительно. С учётом вышеизложенного профилактика в курсантской среде потенциальных конфликтов напрямую связана с контролем и коррекцией конфликтности личности.

В нашей статье, конфликтность будем определять как сложный социальный феномен, который проявляется наиболее остро в период возрастных

150

Вестник КГУ ^ 2019

© Сивак А.Н., Полушина О.Б., 2019

Таблица 1

Описательные статистики показателей конфликтности

Показатели конфликтности М б V

Вспыльчивость 5,81 1,802 31

Напористость 5,67 1,883 33

Обидчивость 4,19 1,924 46

Неуступчивость 4,63 2,113 46

Компромисс 6,61 2,543 38

Мстительность 4,31 2,289 53

Нетерпимость 4,37 1,784 41

Подозрительность 5,09 1,794 35

Позитивная агрессивность 10,30 3,407 33

Негативная агрессивность 8,69 3,255 37

Конфликтность 16,61 3,461 21

Примечание: М - среднее значение, 5 - среднее квадратичное отклонение, V - коэффициент вариации

кризисов и в процессе значительного для личности изменения социальной обстановки. Конфликтность личности обеспечивает потенциальный уровень способности решать межличностные проблемы с использованием конфликта.

Компоненты конфликтности личности выделила в своём исследовании А.И. Сорокина [13, с. 6], определив их как: «...чувственный, мыслительный и деятельностный». Чувственный компонент отражает способность личности к эмпатии, сопереживанию. Мыслительный компонент представлен конфликтным мышлением (рассудительность, сосредоточенность, дивергентность). Деятельност-ный компонент определяет уровень развития конфликтного поведения, влияние на эффективность деятельности.

Конфликтность же определяется рядом таких качеств личности, как: характер, темперамент, уровень агрессивности и др. По мнению А.В. Гончарова на конфликтность в позднем юношеском возрасте влияет самоотношение [2]. Следовательно, одним из направлений в профилактике развития конфликтности личности курсантов будет работа по формированию профессионального самосознания, формирования положительной Я-концепции личности.

Многие исследователи выделяют такие особенности курсантских коллективов, которые провоцируют повышенную конфликтность: однородность коллектива по полу, относительная социальная изоляция, высокий уровень состязательности, мно-гонациональность и многоконфессиональность и пр. Многие курсанты испытывают проблемы с развитием социального интеллекта, трудности в прогнозе поведения другого человека, оценке его качеств, мотивов и пр. Поэтому изучение психологического блока дисциплин является мощнейшим профилактическим фактором. На практических занятиях по многим курсам учебного плана факультета морально-психологического обеспечения проводятся занятия направленные на формирование социального интеллекта.

В исследовании Д.В. Давыдова [3] показан высокий уровень конфликтности курсантов (данные получены на выборке курсантов Пермского ВИ ВНГ РФ, 2016 г.), кроме того курсанты недооценивают свой уровень конфликтности.

По данным В.В. Пехтерева [11] и А.С. Каша-пова [6] были выделены типы реагирования военнослужащих на конфликт: агрессия, уход и оптимальное разрешение. В исследовании приняли участие: военнослужащие по призыву, курсанты военного вуза и студенты гражданского вуза. Был реализован сравнительный анализ конфликтности трех групп испытуемых. На основе полученных данных была создана типология поведения в конфликте. Военнослужащие, склонные к тревожности не склонны к конфликтности. В случае если оппонентом в конфликте является командир, «старослужащий» или равный по положению, но более сильный в моральном или физическом плане сослуживец военнослужащие предпочитают уступить. Курсанты не склонны избегать ситуации конфликта. Поэтому конфликтность курсантов выше, чем у военнослужащих по призыву. В тоже время у курсантов более развиты настойчивость, лидерские качества. Те курсанты, которые используют уход от конфликта, имеют низкие показатели социальной адаптации. Уход от конфликта может в данном случае выполнять механизм защиты. Такие курсанты склонны к внутренним переживаниям, при этом внешне выглядят замкнутыми, поэтому окружающие, как правило, не оказывают им психологическую поддержку.

М.М. Кашапов [6] указывает, что курсанты, ориентированные на уход от конфликта не проявляют креативность, не умеют конструктивно разрешать конфликт. У военнослужащих же по призыву уход от конфликта определяется гибкостью поведения. Выпускникам межличностные отношения становятся не важны, и уход закрепляется как ведущая стратегия поведения. Чем меньше у курсанта развиты гибкость мышления, скорость формирования

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

151

новых навыков тем выше вероятность избегания конфликта. Военнослужащие по призыву отвергающие социальные нормы обладают высоким уровнем конфликтности. В свою очередь конфликтность курсантов объясняется соперничеством, духом состязательности. Курсанты более спонтанны в поведении. Чаще других склонны к агрессии курсанты, сомневающиеся в искренности других людей. Тогда как курсанты с низким уровнем конфликтности активны, деятельны, легко адаптируются к новым условиям. Студенты гражданских вузов менее агрессивны в конфликте, чем военнослужащие по призыву и курсанты. По степени конфликтности участников исследования можно расположить следующим образом: студенты гражданских вузов, курсанты военных вузов, военнослужащие по призыву (от минимальной конфликтности к максимальной). Следовательно, образ жизни, специфика деятельности оказывают существенное влияние на развитие конфликтности личности.

Целью эмпирического исследования явилось изучение конфликтности личности курсантов военного института и анализ возможных направлений деятельности по контролю и профилактике конфликтности. В исследовании приняли участие курсанты факультета морально-психологического обеспечения Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии России в количестве 154 человек. Возраст испытуемых варьирует в пределах от 19 до 25 лет, средний возраст испытуемых 21,3 года.

Для оценки конфликтности личности использовали методику «Личностная агрессивность и конфликтность» [4, с. 142-146].

Методика оценки конфликтности личности представляет собой опросник, состоящий из 80 вопросов. Отвечая на вопросы методики, испытуемые выбирают один из двух вариантов ответа: да или нет. В методике выделяют следующие шкалы: вспыльчивость; напористость, наступательность; обидчивость; неуступчивость; компромиссность; мстительность; нетерпимость к мнению других; подозрительность. По сумме первичных шкал вычисляются вторичные шкалы: позитивная агрессивность; негативная агрессивность; конфликтность.

Представим кратко результаты эмпирического исследования.

Для курсантов, как правило, характерен средний уровень вспыльчивости (данные представлены в таблице 1). Испытуемые достаточно легко переходят в состояние раздражительности, но при потере объекта угрозы приходят в состояние эмоционального равновесия, умеют контролировать свои непосредственные реакции, могут излишне эмоционально отреагировать в ситуациях, когда насмехаются, унизительно отзываются об их способностях и личном достоинстве. В ситуации горизонталь-

ных конфликтов по отношению к оппоненту берут на себя инициативу. Наступательная стратегия в конфликте не характерна, ситуативна. Курсанты наступление будут использовать с друзьями, близкими людьми. Обидчивость не выражена. Испытуемые не считают, что ситуация у других людей складывается более благоприятно, чем у них, на справедливую критику реагируют адекватно, не чувствительны к отсутствию положительного внимания со стороны командиров, преподавателей. Неуступчивость не проявляется. Подчиняются правилам, даже если они им не нравятся. В противоречивых ситуациях курсанты скорее проявят уступчивость. Месть не считают эффективным способом разрешения противоречий. Адекватно реагируют на возражения в конфликте, уважают мнение оппонента, но и свое отстаивают. Понимают ответственность, которая лежит на командире по регулированию конфликтов между подчиненными. Любезность может насторожить, к излишне доброму отношению проявляют подозрительность. Похвалу воспринимают как попытку манипуляции с последующей постановкой задачи. Позитивная агрессивность позволяет испытуемым проявлять наступательность и неуступчивость в конфликте, добиваться защиты собственных интересов. Выраженность негативной агрессивности слабо выражена. Курсанты терпимы к мнению других общая конфликтность ниже среднего.

Профилактику и коррекцию конфликтности в военном вузе можно подразделить на отдельные блоки: нормативно-правовой блок; социально-психологический блок; воспитательный блок. В рамках нормативно-правового блока курсанты формируют необходимые для профессиональной деятельности психолога и заместителя командира роты по работе с личным составом правовые знания и навыки. Данные знания формируются как в процессе аудиторной работы, так и в ходе стажировок. Социально-психологический блок содержит в себе работу по развитию социальных навыков взаимодействия в рамках поликультурного общества. Необходимые личностные качества могут быть сформированы в рамках изучения психологических дисциплин, особенно на практических занятиях. Воспитательный блок предполагает проведение культурно-до-суговых мероприятий, в рамках которых курсанты имеют возможность расширить социальный опыт, научиться взаимодействовать с другими курсантами в неформальной обстановке. Проводимые мероприятия обеспечивают развитие и формирование компетентности общения в межнациональном коллективе. Межнациональное и межконфессиональное общение основано на навыках толерантного общения, конфликтологической компетентности.

Задача будущего офицера научиться обеспечивать благоприятный морально-психологический климат в воинском коллективе. Необходимо

152

Вестник КГУ 2019

формировать отношения, основанные на равноправных позициях сослуживцев, с учетом национальных и культурных традиций членов воинского коллектива.

Для коррекции высокой степени конфликтности курсантов можно использовать следующие направления деятельности:

- обеспечение в воинском коллективе активного полезного досуга;

- активное вовлечение курсантов в общественно-значимую деятельность вуза;

- анализ условий семейного воспитания курсантов, с целью выявления неблагополучных семей, которые имеют отрицательный асоциальный и антисоциальный опыт;

- реализация социально-психологических тренингов направленных на развитие коммуникативных навыков, обеспечение адаптации курсантов к условиям обучения в военном вузе;

- проведение практических занятий, круглых столов, конференций с курсантами по вопросам конфликтности в рамках военно-научного общества.

Основными условиями обеспечения эффективности коррекции конфликтности курсантов военного вуза, являются: психолого-педагогическое сопровождение в процессе всего периода обучения курсантов; организация общественно-значимой деятельности курсантов; формирование рефлексивных способностей.

Исходя из представленного материала можно сформулировать следующие выводы: 1) достаточно много исследований посвящено изучению теорий конфликта, но недостаточно изучается проблема конфликтности личности, которая является основой деструктивного поведения в конфликте; 2) конфликтность проявляться на разных уровнях социального взаимодействия; 3) конфликтность является свойством личности, в рамках которого можно выделить три основных компонента: когнитивный, аффективный, конативный.

В силу объективных и субъективных причин конфликтность курсантов военного вуза выше среднего, она имеет содержательное наполнение по отношению к студентам гражданских вузов. Необходимо учитывать специфику учебно-профессиональной деятельности курсантов, особенности воинского коллектива. Курсанты наиболее эффективно решают конфликты на горизонтальном уровне. С другой стороны в этих же конфликтах больше проявляется напористость, нетерпимость, настойчивость. В конфликтах по вертикали склонны использовать взаимные уступки. Адекватно реагируют на критику и замечания со стороны командиров.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. -464 с.

2. Гончаров А.В. Изучение влияния самоотношения на конфликтность личности студентов // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. -№ 1. - С. 237-240.

3. Давыдов Д.В. Особенности организации воспитательного процесса курсантов военных вузов, направленного на формирование конфликтологической культуры // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1: Психологические и педагогические науки. - 2014. - Вып. 2, ч. 1. - С. 33-42.

4. Диагностика эмоционально-нравственного развития / под ред. И.Б. Дерманова. - СПб.: Речь, 2002. - 171 с.

5. ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.

6. Кашапов А.С. Конфликтоустойчивость как личностная детерминанта адаптивного поведения студентов // Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия: Социология, психология, педагогика и управление персоналом. - 2011. - № 4. - С. 60-61.

7. Корнеева Е.Н. Если в семье конфликт... -Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2001. - 189 с.

8. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бре-ус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001. - 288 с.

9. Основы социальной психологии / под ред. А.Н. Сухова. - М.: Кнорус, 2018. - 242 с.

10. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Социальная психология: Хрестоматия / сост.: Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 475 с

11. Пехтерев В. В. Детерминанты типов реагирования военнослужащих на конфликт: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2011. - 189 с.

12. Рыльская Е.А. Влияние свойств личности учителя на особенности его конфликтов в педколлективе: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 1996. - 16 с.

13. Сорокина А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте: дис. ... д-ра психол. наук. - Уфа, 2001. - 50 с.

References

1. Bozhovich L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste. - M.: Prosveshchenie, 1968. - 464 s.

2. Goncharov A.V Izuchenie vliianiia samootnosheniia na konfliktnost' lichnosti studentov // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. - 2010. - T. 16. - № 1. -S. 237-240.

3. Davydov D.V. Osobennosti organizatsii vospitatel'nogo protsessa kursantov voennykh vuzov, napravlennogo na formirovanie konfliktologicheskoi

Педагогика. Психология. Социокинетика J 14 4

153

kul'tury // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriia № 1: Psikhologicheskie i pedagogicheskie nauki. -2014. - Vyp. 2, ch. 1. - S. 33-42.

4. Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiia / pod red. I.B. Dermanova. - SPb.: Rech', 2002. - 171 s.

5. Il'in E.P. Emotsii i chuvstva. - SPb.: Piter, 2001. - 752 s.

6. Kashapov A.S. Konfliktoustoichivost' kak lichnostnaia determinanta adaptivnogo povedeniia studentov // Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniia). Seriia: Sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika i upravlenie personalom. -2011. - № 4. - S. 60-61.

7. Korneeva E.N. Esli v sem'e konflikt... -Iaroslavl': Akademiia razvitiia; Akademiia Kholding, 2001. - 189 s.

8. Labunskaia V.A., Mendzheritskaia Iu.A., Breus E.D. Psikhologiia zatrudnennogo obshcheniia. -M.: Akademiia, 2001. - 288 s.

9. Osnovy sotsial'noi psikhologii / pod red. A.N. Sukhova. - M.: Knorus, 2018. - 242 s.

10. Petrovskaia L.A. O poniatiinoi skheme sotsial'no-psikhologicheskogo analiza konflikta // Sotsial'naia psikhologiia: Khrestomatiia / sost.: E.P. Belinskaia, O.A. Tikhomandritskaia. - M.: Aspekt Press, 2003. - 475 s.

11. Pekhterev VV Determinanty tipov reagirovaniia voennosluzhashchikh na konflikt: dis. ... kand. psikhol. nauk. - Iaroslavl', 2011. - 189 s.

12. Ryl'skaia E.A. Vliianie svoistv lichnosti uchitelia na osobennosti ego konfliktov v pedkollektive: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Kazan', 1996. - 16 s.

13. Sorokina A.I. Konfliktnye proiavleniia kak forma pozitivnoi aktivnosti v detskom vozraste: dis. ... d-ra psikhol. nauk. - Ufa, 2001. - 50 s.

Вестник КГУ 2019

154

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.