Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / психопрофилактика конфликтов / уголовноисполнительная система / образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний / курсанты / коллектив / межличностные отношения / conflict / psychoprophylaxis of conflicts / penal enforcement system / educational organizations of the Federal Penitentiary Service / cadets / staff / interpersonal relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Вадимовна Шатохина, Светлана Витальевна Панина

В статье рассматривается проблема конфликтов в курсантских коллективах образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Подчеркивается значимость и необходимость поиска причин возникновения конфликтов в целях их предотвращения и профилактики. Изучен социометрический статус коллективов курсантов ВИПЭ ФСИН России и Академии ФСИН России, определены уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент взаимности и изолированности коллективов, а также личностные особенности ее членов. В результате проведенного исследования подтверждена значимость различий показателей в изученных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONFLICTS AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

The article deals with the problem of conflicts in cadet collectives of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. The importance and necessity of searching for the causes of conflicts in order to prevent and prevent them is emphasized. The sociometric status of the cadets of the VIPE cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia and the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia was studied, the level of well-being of relationships, the coefficient of reciprocity and isolation of the collectives, as well as the personal characteristics of its members were determined. As a result of the conducted research, the significance of differences in indicators in the studied collectives was confirmed.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 316.6:343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).105-114

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ СРЕДИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Лариса Вадимовна Шатохина1, Светлана Витальевна Панина2

1 Академия ФСИН России, г Рязань, Россия, Shatohina.Larisa@rambler.rn. ИИрзУ/огас!. огд/0000-0003-2414-4546

2 УФСИН России по Рязанской области, г Рязань, Россия, panina.svetik1998@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1624-1656

Аннотация. В статье рассматривается проблема конфликтов в курсантских коллективах образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний. Подчеркивается значимость и необходимость поиска причин возникновения конфликтов в целях их предотвращения и профилактики. Изучен социометрический статус коллективов курсантов ВИПЭ ФСИН России и Академии ФСИН России, определены уровень благополучия взаимоотношений, коэффициент взаимности и изолированности коллективов, а также личностные особенности ее членов. В результате проведенного исследования подтверждена значимость различий показателей в изученных коллективах.

Ключевые слова: конфликт, психопрофилактика конфликтов, уголовно-исполнительная система, образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний, курсанты, коллектив, межличностные отношения

Для цитирования

Шатохина Л. В., Панина С. В. Психологическая характеристика конфликтов среди курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 105-114. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).105-114.

© Шатохина Л. В., Панина С. В., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 106 APPliedlegalPsychology, 2023, iss. 3(64), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Original article

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CONFLICTS AMONG CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Larisa Vadimovna Shatohina1, Svetlana Vital'evna Panina2

1 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, Shatohina.Larisa@rambler.ru. https:// orcid.org/0000-0003-2414-4546

2 The FPS of Russia for the Ryazan region, Ryazan, Russia, panina.svetik1 998@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-1624-1656

Abstract. The article deals with the problem of conflicts in cadet collectives of educational organizations of the Federal Penitentiary Service. The importance and necessity of searching for the causes of conflicts in order to prevent and prevent them is emphasized. The sociometric status of the cadets of the VIPE cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia and the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia was studied, the level of well-being of relationships, the coefficient of reciprocity and isolation of the collectives, as well as the personal characteristics of its members were determined. As a result of the conducted research, the significance of differences in indicators in the studied collectives was confirmed.

Keywords: conflict, psychoprophylaxis of conflicts, penal enforcement system, educational organizations of the Federal Penitentiary Service, cadets, staff, interpersonal relations

For citation

Shatohina, L. V., Panina,S. V. 2023, 'Psychological characteristics of conflicts among cadets of educational organizations of the Federal Penitentiary Service', Applied legal psychology, iss. 3(64), pp. 105-114, doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64). 105-114.

Совершенствование организации деятельности уголовно-исполнительной системы (УИС), в том числе формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала, является актуальным направлением, определенным Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Значимую роль в его реализации играют образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), перед которыми стоит задача

профессионального развития обучающихся - будущего уголовно-исполнительной системы.

Профессиональная деятельность сотрудника имеет особое значение для общества, заключающееся не просто в содержании под стражей лиц, преступивших закон,а в их ресоциализации,социальной адаптации и недопущении в будущем рецидива преступления [4]. Психологическое сопровождение специалистов на этапе профессионального становления способствует формированию стабильного

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

высокопрофессионального кадрового состава. Умение выстраивать конструктивные межличностные отношения с коллегами, а также профилактировать разного вида конфликты с осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях, является значимым профессиональным качеством сотрудника уголовно-исполнительной системы. Развитие способностей курсантов представляется чрезвычайно важным, так как в последующем сформированные умения и навыки будут способствовать росту их профессионализма в служебной деятельности [5].

Пенитенциарные психологи, такие как В. М. Поздняков, С. В. Горностаев, А. М. Киселев, А. В. Кокурин, И. Ф. Бережная, Д. С. Мосеева, Е. Д. Соколов, М. Г. Деболь-ский, А. В. Осинцева и др., указывают на то, что на этапе вузовской подготовки будущих специалистов возникают определенные сложности, особое значение имеют конфликты, возникающие в среде курсантов.

Развиваясь, любой учебный коллектив образовательных организаций ФСИН России проходит определенные этапы, характеризующиеся наличием специфических зон риска - конфликтных взаимодействий. Так, первый этап формирования курсантского коллектива состоит во взаимном восприятии индивидов, происходит контакт и оценка, в результате чего образуется социальное единство. Повышению риска развития конфликтов способствуют трудности, связанные с построением конструктивных взаимоотношений, возрастные психологические особенности, определенные кризисами развития в юношестве. Специфика образовательных организаций ФСИН России также является провоцирующим конфликтогенным фактором, поскольку в данных условиях процесс обучения и служебной деятельности объединены и неразрывно связаны. Однако это способствует и формированию дис-

циплины, как учебной, так и служебной, способности осуществлять деятельность в режиме многозадачности.

На следующем этапе происходит формирование товарищества, когда достоинства и недостатки членов коллектива осознаются и анализируются. Эмоциональный аспект выходит на первый план; переживания могут способствовать нарастанию напряженности. Через формирование доверия или недоверия, уважения или неуважения, удовлетворенности или неудовлетворенности, содействия или противодействия обстоятельствам устанавливаются межличностные отношения внутри курсантского коллектива [3].

Снижение конфликтности проявляется на следующем этапе, когда возникает единство желаний и действий, убеждений и интересов курсантского коллектива, преобладает положительный морально-психологический климат, позитивно влияющий на развитие членов коллектива и построение конструктивных взаимоотношений между ними [3]. Отношения развиваются и выстраиваются на основе внутренних потребностей личности.

Так, на этапе становления курсантского коллектива в условиях образовательных организаций ФСИН России происходит адаптация, связанная с жизнью в новом социуме, освоением разных видов деятельности. Новыми для юношей и девушек становятся казарменные условия жизни с соблюдением режима дня и его распорядка. Трудности в учебной деятельности обусловлены освоением новых дисциплин, в эмоциональной сфере - появлением новых людей и обязанностей. Далеко не каждый курсант способен самостоятельно преодолевать препятствия, возникающие в межличностном общении, на фоне адаптации к психофизиологическим нагрузкам, другой социальной роли с соответствующими обязанностями. Все это объясняет важность психопрофилак-

Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 108 APPlied>e9a>Psychology, 2023, iss. 3(64), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

тических мер именно на этапе адаптации в коллективе.

Существенное посредническое влияние на разрешение межличностных конфликтов, возникающих у курсантов, имеют младшие командиры. Разрешение межличностных конфликтов и эффективность деятельности курсантских групп зависит от уровня конфликтной компетентности ее руководителей. Высокая конфликтная компетентность является эффективным фактором в предупреждении и разрешении конфликтов, она же выступает основой индивидуального стиля деятельности командира [2]. Важные качества при этом -готовность и умение строить взаимный контакт с людьми на разной психологической дистанции. От уровня коммуникативных навыков командира зависит организация взаимодействия внутри курсантского коллектива в учебной и служебной деятельности, обусловленной определенными правилами и нормами, которых придерживаются участники общения.

Авторитарная и независимая позиция командиров по отношению к подчиненным курсантам закономерно приводит к конфликтным ситуациям на этапе формирования коллектива. Каждый командир выбирает для себя ролевую линию поведения по отношению к коллективу, предопределяющую характер служебной деятельности в рамках внутригруппово-го взаимодействия [1]. От данного стиля зависят эффективность выстраивания взаимоотношений с руководителями подразделения, профессорско-преподавательским составом и подчиненным личным составом, а также профилактика конфликтов внутри группы. Благодаря верно выбранному стилю поведения командиры грамотно ставят те или иные служебные задачи, четко и ясно объясняют объективные причины перераспределения обязанностей. Таким образом, психологическое сопровождение командиров групп, состо-

ящее в повышении их коммуникативной компетентности, а также помощи в принятии роли руководителя, является важной составляющей в профилактике конфликтов в курсантском коллективе.

Противоречия, возникающие в конфликте и выступающие его предметом, могут служить способом устранения конфликтной ситуации. Именно поэтому при психологической профилактике указанных негативных проявлений в среде курсантов необходимо исходить из того, что для возникновения и развития конфликта противоречие должно быть воплощенным во взаимодействии конфликтующих сторон с противоречащими ценностями, целями, мотивами, то есть быть актуализированным.

Результативность психопрофилактики конфликтов в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России зависит от психологического мониторинга отношений, создания благоприятного психологического климата в учебных коллективах, развития навыков коммуникативной культуры, конфликтологической компетентности личного состава. Немаловажным профилактическим фактором является применение тренинговых программ социально-психологической направленности.

Таким образом, психопрофилактика конфликтов в курсантских коллективах образовательных организаций ФСИН России должна быть направлена на развитие ценностной ориентации как отдельной личности, так и всего коллектива, организационного единства, то есть слаженности, создание благоприятного социально-психологического внутригруппово-го климата. Система психопрофилактики включает в себя осуществление аналитической, диагностической, прогностической, организационной, исполнительной и контрольно-корректировочной деятельности.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Задача психологической профилактики конфликтов в коллективах курсантов образовательных организаций ФСИН России состоит в глубоком изучении реального состояния межличностных отношений внутри их, а также причин, провоцирующих конфликты. Это позволяет принять эффективные меры, направленные на разрешение и профилактику противоречий.

Нами было осуществлено исследование коллективов образовательных организаций ФСИН России (ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, и Академия ФСИН России, г. Рязань) с позиций социометрического статуса курсантов, уровня благополучия взаимоотношений, взаимности и изолированности в учебном коллективе, а также индивидуальных особенностей (агрессивность и конфликтность).

Результаты изучения социометрической структуры (методика «Социометрия» Дж. Морено) обследуемых учебных коллективов представлены на рисунке 1.

Анализ разностатусных категорий курсантов, выявленных в нашем исследовании и получивших в социометрическом исследовании наибольшее число положительных выборов, показал, что к «звез-

дам» относятся 12 % курсантов Академии ФСИН России и 12 % курсантов ВИПЭ ФСИН России. Выделенная группа наиболее эмоционально привлекательна для остальных членов коллектива.

«Предпочитаемыми» являются 52 % курсантов Академии ФСИН России и 44 % курсантов ВИПЭ ФСИН России. Данные курсанты считаются популярными в своей группе, поскольку получили большое число положительных выборов и незначительное число отвержений.

36 % курсантов Академии ФСИН России и 40 % курсантов ВИПЭ ФСИН России отнесены к «принятым», то есть к тем членам группы, которые получили малое число отвержений и большое количество положительных выборов со стороны коллектива и являются популярными его членами.

«Непринятые» курсанты, активно не принимаемые группой, составляют 4 % (ВИПЭ ФСИН России). Они получили только отвержения, ни одного положительного выбора. Непринятие другими членами коллектива обусловливает особенности поведения «непринятых», их личностные качества и привычки.

Различия в коэффициентах взаимности в исследуемой группе курсантов обра-

■ | I I

ш Академия ФСИН России (г. Рязань) ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда) Рис. 1. Распределение социометрических статусов в структуре учебных групп курсантов, %

Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 110 Applied legal psychology, 2023, iss. 3(64), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Академия ФСИН России С г. Рязань) ВИПЭ ФСИН России (г. Вологда) Рис. 2. Значения коэффициентов взаимности учебных групп курсантов, %

зовательных организаций ФСИН России представлены на рисунке 2. Для Академии ФСИН России коэффициент составил 61,7 %, для ВИПЭ ФСИН России - 63,1 %.

Уровень благополучия взаимоотношений в первой группе курсантов составил 65,9 %, во второй - 72,2 %. Показатели в двух учебных коллективах являются высокими, что говорит о здоровом морально-психологическом климате, то есть большинство курсантов признаны сверстниками и успешны в системе межличностных отношений, а также испытывают удовлетворенность в общении.

Что касается показателя «взаимности» в группе, то результаты социограммы свидетельствуют о достаточной сплоченности и взаимной привязанности курсантов, а также о дружелюбной обстановке, участии в жизни друг друга.

Данные индекса изолированности указывают на то, что коллектив курсантов Академии ФСИН России является благополучной средой, поскольку в ней не были выделены «непринятые» члены. Что касается курсантов ВИПЭ ФСИН России, то в результате исследования выявлено 4 % обучающихся, являющихся «непринятыми» коллективом.

В результате исследования социометрического статуса было отмечено достаточно благоприятное положение как девушек, так и юношей, свидетельствующее об

отсутствии сложностей в общении между членами группы разных полов.

Резюмируя анализ психологических характеристик учебных групп, стоит отметить, что благоприятный социометрический статус наблюдается в большинстве обследуемых курсантских групп образовательных организаций ФСИН России. Уровень благополучия взаимоотношений в группе высокий и создает благоприятную обстановку для большинства курсантов в системе межличностных отношений. Учебный коллектив характеризуется оптимизмом, взаимопомощью, сотрудничеством, доброжелательностью. Курсанты охотно участвуют в совместных мероприятиях и делах, часто проводят свободное время вместе. У обучающихся сформированы стремление к превосходству и социальный интерес.

Исследование склонности курсантов к конфликтности и агрессивности (методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева) показало, что наиболее выраженными показателями склонности к конфликтности и агрессивности у курсантов Академии ФСИН России являются наступательность, напористость и бескомпромиссность, у курсантов ВИПЭ ФСИН России - обидчивость и подозрительность. Результаты исследования склонности кур-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

сантов к конфликтности и агрессивности представлены на рисунке 3.

Определение общего уровня агрессивности личности курсантов в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России (методика «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера) показало, что для большинства курсантов как Академии ФСИН России, так и ВИПЭ ФСИН России характерна умеренная выраженность агрессивности, проявляющейся в межличностных отношениях (рис. 4).

80

бО 52

40 зг

20 О

бО

Межличностные отношения курсантов носят доброжелательный характер, но в то же время не исключается существование разногласий. Курсанты пользуются уважением в учебном коллективе и испытывают принятие однокурсниками.

Для курсантов с умеренной выраженностью агрессивности, проявляющейся в межличностных отношениях, как правило, характерно то, что они не являются инициаторами ссор и конфликтов со сверстниками, но в случаях столкновения интересов

72 76

Г 44

I I

48

16

О о

л

о ш

о о

(U

о аз

о о

ю О

о о

о 0)

о о

о о

о

о а) из

о о

т

л ^

Ф

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(D

О

0

1

л ^

О)

о ■=1 о

■ Академия ФСИН России ( г. Рязань) ВИПЭ ФСИН России ( г. Вологда) Рис. 3. Выраженность склонности курсантов к конфликтности и агрессивности, %

Академия ФСИН России (г. Рязань) ВИПЭ ФСИН России ( г. Вологда) Рис. 4. Графическое представление общего уровня агрессивности курсантов учебных коллективов образовательных организаций ФСИН России, %

Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). ISSN 2072-8336 (print). ISSN 2712-7745 (online) 112 Applied legal psychology, 2023, iss. 3(64), ISSN 2072-8336 (print), ISSN 2712-7745 (online)

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таблица

Результаты сравнительного анализа данных эмпирического исследования курсантов Академии ФСИН России и курсантов ВИПЭ ФСИН России

Шкала методик Количество курсантов (п = 50)

Академия ФСИН России ВИПЭ ФСИН России (г Рязань), п = 25 (г. Вологда), п = 25

Методика «Социометрия» Дж. Морено

«Звезды» 256

«Предпочитаемые» 289

«Принятые» 241

«Непринятые» 236

Опросник «Ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой

Игровая роль жертвы 249

Социальная роль жертвы 234

Общая виктимность 204**

Личностный опросник «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири

Авторитарный 276

Эгоистичный 253

Агрессивный 281

Подозрительный 244

Подчиняемый 236

Зависимый 221**

Дружелюбный 164*

Альтруистический 233

Методика «Оценка агрессивности в отношениях» А. Ассингера

Уровни агрессивности 291

Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева 283

Вспыльчивость 294

Наступательность, напористость 176*

Обидчивость 245

Неуступчивость 276

Бескомпромиссность 239

Мстительность 248

Нетерпимость к мнению других 231

Подозрительность 262

Методика «Исследование восприятия индивидом группы» Е. В. Залюбовской

Индивидуалистический 291

Коллективистический 231

Прагматический 113*

Примечание: *различия достоверны для 2-й группы; **различия достоверны для 1-й группы.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

способны отстаивать собственную точку зрения. Среди них могут выделяться курсанты-лидеры либо те курсанты, которые активно претендуют на лидерство в коллективе.

Сравнительный анализ показателей эмпирического исследования курсантов Академии ФСИН России и курсантов ВИПЭ ФСИН России на основе математической статистики с применением и-кри-терия Манна - Уитни показал значимость различия в показателях социометрического статуса, преобладающих характерологических тенденций, уровня агрессивности личности, склонности к конфликтности у курсантов Академии ФСИН России и курсантов ВИПЭ ФСИН России (табл.).

Таким образом, только знание причин конфликтных ситуаций дает возможность устранить их источники. В результате формируется надежная преграда на пути конфликтогенных факторов, предупреждающая их появление, тем самым обеспечивается конструктивное взаимодей-

ствие в коллективах курсантов образовательных организаций ФСИН России. Для создания позитивной направленности в межличностном взаимодействии в среде курсантов необходимо формировать такие индивидуальные психологические качества личности, как сотрудничество и независимость в сочетании с низкой агрессивностью, зависимостью, скептицизмом, а также способность к альтруизму. Так, основными критериями успешности профилактики конфликтов в учебных коллективах образовательных организаций ФСИН России являются: создание благоприятного психологического климата в учебных коллективах; совершенствование коммуникативной культуры, компетентность в решении конфликтных ситуаций, мониторинг психологической службы обстановки внутри групп, а также регулярное применение тренинговых целевых программ социально-психологической направленности.

Список источников

1. Герасимов В. Н., Ивашкин В. И. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в воинских коллективах // Мир образования - образование в мире. 2017. № 2(66). С. 171-177.

2. Кернберг О. Ф. Конфликт, лидерство, идеология в группах и организациях / пер. с англ. С. Комарова. М. : Класс, 2015. 419 с.

3. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. М. : Питер, 2013. 793 с.

4. Шатохина Л. В., Постика Ю. А. Психологические особенности обучения сотрудников силовых ведомств в системе профессиональных ценностей // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Рязань : Академия ФСИН России, 2020. С. 901-906.

5. Шатохина Л. В., Панина С. В. Самоэффективность личности курсантов как показатель успешности служебной деятельности // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сб. науч. тр. по материалам VI Междунар. науч.-практ. конф. Саранск : Морд. гос. пед. ун-т им. М. Е. Евсевьева, 2022. С. 28.

Reference

1. Gerasimov, V. N., Ivashkin, V. I. 2017, 'Pedagogical prevention of interpersonal conflicts in military collectives'. The world of education - education in the world. iss. 2(66), pp. 171-177.

2. Kernberg, O. F. 2015, 'Conflict, leadership, ideology in groups and organizations', translated from the English by S. Komarova. M. : Class, 419 p.

3. Majers, D. 2013, 'SocialPsychology. 7th ed. Moscow : Peter, 793 p.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

4. Shatohina, L. V., Postika, Ju. A. 2020, 'Psychological features of training law enforcement officers in the system of professional values'. Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development. Ryazan : Academy of the FPS of Russia, pp. 901-906.

5. Shatohina, L. V., Panina, S. V. 2022, 'Self-effectness of cadets' personalities as an indicator of the suitability of duty duty'. Integration of science and education in the XXI century: psychology, pedagogy, defectology : collection of scientific tr. based on the materials of the VI International Scientific. practical conf. Saransk: Mordovian Generally Accepted Pedagogical University named after M. Or. Evseveva, p. 28.

Информация об авторах

Л. В. Шатохина - кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры общей и педагогической психологии;

С. В. Панина - инспектор.

Information about the authors

L. V. Shatohina - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of General and Pedagogical Psychology;

S. V. Panina - inspector.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред

Статья поступила в редакцию 28.06.2023, одобрена после рецензирования 17.07.2023, принята к публикации 01.08.2023.

The article was submitted to the editorial office on 28.06.2023, approved after review on 17.07.2023, accepted for publication on 01.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.