Научная статья на тему 'Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление'

Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1184
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аномия / курсантская среда / межличностные конфликты / педагогическая профилактика / вербальная агрессия / коммуникативная компетентность / anomy / cadets' environment / interpersonal conflicts / pedagogical prevention / verbal aggression / communicative competence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Саппа Николай Николаевич

В статье рассматривается ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие межличностных конфликтов в курсантской среде. Для уменьшения их воздействия необходимо включение в программу подготовки командиров курсантских подразделений, прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии; по обучению методикам эффективного разрешения конфликтов и их педагогической профилактики. Выявлено, что при развитии коммуникативной компетентности курсантов происходит существенное снижение уровня межличностных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Саппа Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interpersonal conflicts in the cadets' environment and their resolution

The author examines a range of external and internal factors affecting development of interpersonal conflicts in the cadets' environment. To decrease their influence it is necessary to include in the programme of cadets' commanders' training applied courses of pedagogy, psychology, conflict resolution studies, methods of effective conflict resolution and their pedagogical prevention. The article reveals that cadets' developed communicative proficiency decreases the interpersonal conflicts rate.

Текст научной работы на тему «Межличностные конфликты в курсантской среде и их преодоление»

психологическая напряженность и конфликтология

УДК 81.1

I МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ I В КУРСАНТСКОЙ СРЕДЕ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ

Н. Н. Саппа

В статье рассматривается ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие межличностных конфликтов в курсантской среде. Для уменьшения их воздействия необходимо включение в программу подготовки командиров курсантских подразделений, прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии; по обучению методикам эффективного разрешения конфликтов и их педагогической профилактики. Выявлено, что при развитии коммуникативной компетентности курсантов происходит существенное снижение уровня межличностных конфликтов.

Ключевые слова: аномия, курсантская среда, межличностные конфликты, педагогическая профилактика, вербальная агрессия, коммуникативная компетентность.

В периоды промышленных, экономических и социально-политических кризисов в обществе возникают особые социально-психологические состояния, которые Э. Дюркгейм назвал аномическими (от франц. anomie — отсутствие закона, организации). Когда государство и общество ослабляют свой контроль за поведением индивидов, отсутствуют общепринятые нормы и ценности, наблюдаются дезинтеграция и распад системы норм, их недостаточность, присутствуют равнодушие, отчужденность, агрессия и недоверие людей друг к другу, теряется стабильность социальных институтов '. В аномиче-ских состояниях общества на почве дистрессов возникает особый тип массового (и индивидуального) сознания (назовем его кризисным сознанием) с присущими кризису психологическими мотивациями и социальной активностью кризисного социума. Кризисное сознание как ощущение человеком общественного кризиса в ряде случаев ведет к изменению его психологических установок и, соответственно, к изменению поведения 2.

Практически непрерывно в последние 100 лет в Российской империи, в СССР и в постсоветских государствах происходят активные социальные изменения, сопровождающиеся экономическими и социально-политическими кризисами. В возникшем вследствие этого аномическом состоянии общества идет определенное ослабление правовых и социально-психологических механизмов его регуляции. Это наблюдается и в той соци-

альной группе, которая по поручению общества должна как поддерживать существующий правовой порядок, так и корректировать его в соответствии с социальными изменениями. Эта социальная группа состоит из людей, формирующих правила и законы общественной жизни, и тех, кто обязан поддерживать установленный в обществе правовой порядок. Указанные процессы неизбежно отражаются на профессиональных установках правоохранителей, в результате чего изменяется их система ценностей и мотиваций к выполнению служебных обязанностей, и в их среде распространяются указанные негативные социальные и психологические явления 3.

Формированию профессионализма, психологической устойчивости правоохранителей — актуальной проблеме современного общества — посвящено много работ 4, ряд из них касается воспитания профессиональных качеств еще на стадии обучения будущих офицеров. Специалисты-психологи и педагоги утверждают, что масштабные социально-экономические кризисы негативным образом влияют на уровень конфликтности и агрессии как в целом в обществе, так и в курсантской среде правоохранительных и военных вузов.

Нестабильность социально-экономической обстановки в обществе нередко вызывает у курсантов состояние тревожности, раздражительности и агрессивности, что приводит к различным по глубине и содержанию межличностным конфликтам 5. Однако это не единственная причина конфликтогенности в курсантской среде. Важные факторы — сложившаяся система преподавания и отношений в вузах указанного направления. В связи с этим необходимо выяснить природу конфликтов в курсантской среде и пути их преодоления.

По нашему мнению, основные внешние факторы, влияющие на развитие конфликтов в курсантской среде (наряду с социально-экономическим состоянием общества), — специфические особенности обучения будущих офицеров:

— относительная пространственная ограниченность жизнедеятельности и ограниченность разнообразия социальных связей курсантов в вузах системы МВД и в военных вузах;

— высокая интенсивность и нередко формализованный характер социального взаимодействия в курсантском коллективе;

— преимущественно административно-командный стиль взаимоотношений офицеров — командиров курсантских подразделений и преподавателей с курсантами.

К основным внутренним факторам, приводящим к межличностным конфликтам, следует отнести:

— личные антипатии и психологическую несовместимость с отдельными членами замкнутого коллектива;

— психологическую усталость от взаимодействия с ограниченным кругом людей;

— низкую культуру общения и взаимоотношений;

— психологические особенности юношеского возраста — борьба за престиж и влияние в коллективе, маскулинность поведения.

Все перечисленные факторы способствуют повышению агрессии и низкому уровню толерантности большинства курсантов.

Разумеется, управленческая деятельность командиров курсантских подразделений и преподавателей вузов предусматривает в качестве одной из функций предупреждение возникновения межличностных конфликтов в курсантских подразделениях и устранение конфликтных ситуаций. Анализ практической деятельности показывает, что офицеры часто формально выполняют свои управленческие функции, действуя исключительно административно-командными методами. Нередко наблюдается их пассивность в изучении индивидуальных особенностей курсантов и характера отношений в коллективе, слабое знание положения дел в подчиненных им подразделениях.

Далеко не всегда командиры курсантских подразделений обладают достаточной педагогической и психологической подготовкой, необходимой для работы в молодежных коллективах. Этим объясняются и серьезные ошибки в деятельности многих командиров, связанные с организацией педагогической профилактики конфликтов, которая может содержать систему мероприятий, направленных на устранение причин, приводящих к возникновению межличностных конфликтов или конфликтных ситуаций. А также мероприятий, направленных на формирование мировоззренческих и целевых установок, на развитие (с помощью педагогических технологий) толерантности и конфликтологической компетенции курсантов, сплочение их в подразделениях, что должно способствовать конструктивному решению конфликтов в курсантской среде 6.

Эффективная педагогическая профилактика конфликтов в курсантской среде возможна лишь при условии сформированной мотивационной готовности офицеров к педагогической профилактике межличностных конфликтов среди курсантов, при повышении профессионально-педагогического мастерства офицеров в разрешении и профилактике конфликтов в курсантских подразделениях. Это указывает на необходимость включения в программу командирской подготовки офицеров в вузах МВД и военных вузах специальных прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии; особо следует обратить внимание на формирование и внедрение в практическую деятельность офицеров-командиров курсантских подразделений про-

грамм и методик эффективного разрешения и педагогической профилактики конфликтов среди курсантов.

Анализ конфликтов в курсантской среде позволяет разделить их на две группы:

— связанные с нарушением дисциплины и правил распорядка курсантами;

— межличностные (между курсантами, их командирами и преподавателями).

Обычно дисциплинарные конфликты устраняются дисциплинарным наказанием, соответствующим тяжести нарушения, о чем известно нарушителю заранее. Профилактика конфликтов подобного рода — преподавание норм и требований, предъявляемых к курсантам.

Для профилактики межличностных конфликтов необходимо проведение различных организационных действий по ослаблению внешних и внутренних конфликто-генных факторов, перечисленных выше. Практически во всех ситуациях, когда обычное недоразумение в межличностном общении переводится в конфликтное поле, общей особенностью таких коммуникаций является склонность оппонентов к агрессии. В психологических словарях агрессия (от лат. ১ге88ю — нападение) трактуется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)7. В качестве одного из распространенных видов агрессии выделяют вербальную: выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань).

В условиях аномии агрессивность (как составляющая кризисного сознания) является распространенной формой реакции на неблагоприятную и враждебную окружающую социальную среду. В данном случае агрессивность — это устойчивая характеристика и качество личности, отражающие ее склонность к поведению, цель которого — причинение вреда объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), что наносит им физический ущерб, оскорбление лиц, не желающих подобного обращения, что вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. д.). С этих позиций агрессивные действия рассматриваются как:

— средства достижения какой-либо значимой цели;

— способ психической разрядки в виде проявления негативного психоэмоционального состояния, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

— удовлетворение потребности в самореализации и самоутверждении.

Агрессивные действия можно описать, опираясь на некоторые шкалы: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая, основной из которых является шкала «физическая агрессия — вербальная агрессия» 8. В организованных коллективах, к которым относятся и курсантские подразделения, физиче-

скую агрессию обычно квалифицируют как дисциплинарное нарушение. Физической агрессии в межличностном конфликте среди курсантов нередко предшествует агрессия вербальная, в том или ином виде она является тем самым фактором, который переводит выяснение возникшего межличностного недоразумения в конфликтное взаимодействие.

Лингвист и педагог Ю. В. Щербинина отмечает сложность определения понятия вербальная (языковая) агрессия, полагая, что «данный феномен нельзя считать единственной формой поведения, отражающей какое-то одно побуждение. Этот термин употребляется применительно к разным речевым действиям, очень неоднородным по мотивации, ситуациям проявления, формам словесного воплощения» 9. Другие определения языковой агрессии исходят из понимания ее как многоаспектного явления, включающего психологические, социальные и политические составляющие.

В психологии вербальная (или языковая) агрессия рассматривается как использование языковых средств для выражения негативных эмоций неприязни, враждебности по отношению к кому-либо или чему-либо, как определенная манера речи, оскорбляющая чье-то самолюбие или достоинство. Некоторые исследователи рассматривают вербальную агрессию в ракурсе коммуникативного поведения, связывая это явление с определенным психологическим состоянием адресанта. С этой точки зрения речевая агрессия — установка человека на антидиалог. Данный тип речевого поведения характеризуется двойной позицией. С одной стороны, это сознательная ориентация адресанта на субъектно-объектный тип отношений (прагматический вектор), который может быть выражен как через содержание высказывания, так и через деструктивные формы речевого поведения. С другой стороны, в агрессивном общении (вне зависимости от типа коммуникации) обязательно присутствует выражение негативного отношения к адресату либо к предмету речи (аффективный вектор) 10.

В речевом поведении вербальная агрессия направлена на:

— явное и настойчивое навязывание собеседнику определенной точки зрения;

— неаргументированное или недостаточно аргументированное, открытое или латентное вербальное воздействие на адресата, в целях изменения его ценностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. п.) или поражения в полемике;

— умышленную нацеленность на оскорбление или негативное влияние в целях причинения вреда собеседнику или другому лицу.

По своей интенциональной направленности акт вербальной агрессии является девиантным действием: он нарушает границы нормативной вербальной коммуникации, создает конфликтные отношения и провоцирует их дальнейшую эскалацию. Ситуация усугубляется тем, что акты вербальной агрессии происходят на психологическом фоне социальной аномии общества. Подобные девиации наблюдается в коммуникативном поведении курсантов военных вузов и вузов системы МВД.

Так, в межличностном и групповом общении курсантов часто присутствуют языковая агрессия, жаргонные выражения, языковые штампы —все это на фоне несоблюдения этических и коммуникативных норм 11. В разных ситуациях межличностного взаимодействия встречается и агрессивное сквернословие — форма речевого поведения, направленая на оскорбление или причинение вреда другому человеку.

По нашему мнению, интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения в процессе обучения курсантов в состоянии преодолеть указанное девиантное психоэмоциональное состояние и снизить уровень конфликтности в их среде. На одно из направлений этой деятельности мы указывали выше: необходимо повышение профессионально-педагогического мастерства командиров курсантских подразделений и преподавателей в военных вузах и вузах МВД по разрешению и профилактике конфликтов в курсантской среде.

Развитие коммуникативной компетентности будущих офицеров должно способствовать снижению уровня конфликтности среди курсантов. Одновременно с этим деятельность по развитию у курсантов навыков общения при решении коммуникативных задач различного характера и в различных ситуациях находится в русле трансформации стратегии деятельности правоохранителей в демократическом обществе с карательной на сервисную службу по предоставлению правозащитных услуг населению. Именно в рамках этого учебного направления на учебных занятиях и психологических тренингах с курсантами и офицерами-воспитателями полезно проводить работу по преодолению склонности к языковой агрессии.

Подготовить специалиста-полицейского, способного к эффективной коммуникации с населением, — одна из актуальных задач современного профессионального образования. Реализация данной задачи требует комплексных изменений в организации учебного процесса в высших учебных заведениях. Развитие коммуникативной компетентности будущих правоохранителей должно обеспечиваться учебными методиками и формами организации учебно-воспитательного процесса, проверенными временем, а также рядом инновационных учебных программ, внедряемых в последнее время. Укажем лишь немногие учебные программы и дисциплины, использование которых поспособствует формированию стойких навыков коммуникации с разными аудиториями, умений публичных выступлений, ведения беседы, способности слушать в ситуации диалога, что снизит конфликтогенность в курсантской среде. Это «Риторика», «Ораторское искусство» с включением тем «Искусство самопрезентации», «Взаимодействие оратора и аудитории», курс-тренинг «Основы толерантных отношений», психологический тренинг «Профессиональная коммуникация», видеотренинги, раскрывающие особенности поведения курсанта и его коммуникативные навыки.

Проведенный нами анализ возникновения конфликтов в курсантской среде и возможных путей их преодоления и предупреждения позволяет сделать следующие выводы:

1. В настоящее время ведущим внешним фактором, влияющим на развитие конфликтов в курсантских подразделениях и в обществе в целом, является его аномическое состояние, обусловленное длительными социально-экономическими кризисами. Повышению агрессивности и низкому уровню толерантности среди курсантов способствуют специфические особенности обучения в вузах МВД и военных вузах, приводящие к межличностным конфликтам.

2. Повышенным уровнем конфликтности в курсантской среде обусловлено и повышение требований, предъявляемых к качеству педагогической и психологической работы командиров курсантских подразделений. В программу их подготовки необходимо включение специальных прикладных курсов по педагогике, психологии, конфликтологии, по обучению методикам эффективного разрешения конфликтов и их педагогической профилактики.

3. В основе межличностных конфликтов среди курсантов лежит вербальная агрессия, которая по своей ин-тенциональной направленности является девиантным действием: она нарушает границы нормативной вербальной коммуникации, создает конфликтные отношения и провоцирует дальнейшую эскалацию конфликта. Организационный и интеллектуальный потенциал высшего учебного заведения позволяет в процессе подготовки курсантов существенно снизить и преодолеть указанное девиантное психоэмоциональное состояние, снизить уровень конфликтности в их среде. Этому должно содействовать развитие коммуникативной компетентности курсантов, которое обеспечивается учебными методиками и формами организации учебно-воспитательного процесса, проверенными временем, а также инновационными учебными программами.

1 Бачинин В. А. Социология. Три курса лекций студентам-юристам. Харьков, 2003. С. 223-225.

2 Саппа Н. Н. Социальная аномия и кризисное сознание: отражение в стихах о Гражданской войне в России // Трагиче-

ские контексты отечественной культуры ХХ века и современность (к 95-летию начала Гражданской войны) : мат-лы между-нар. науч.-практ. конф. (26 ноября 2013 г.) Симферополь, 2014. С. 56-60.

3 Шеховцова Е. В. Формирование профессиональных установок будущих правоохранителей // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2(57). С. 8-11.

4 Приходько И. И. Психологическая безопасность личности специалиста экстремального вида деятельности: концепция, трансформационная модель, психологические механизмы // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. СПб., 2013. № 4. С. 88-95 ; Ластовец И. В., Жданова И. В. Особенности личностного развития курсантов МВД и психологические условия его гармонизации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. №3. С. 20-22.

5 Осипов С. А. Педагогическая профилактика межличностных конфликтов в курсантских подразделениях первого года обучения в вузах внутренних войск МВД России : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 20 с. ; Исаева И. С. Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза : автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2008. 20 с.

6 Синеок В. В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 19 с. ; Караваев А. Ф. Профилактика конфликтов и способы разрешения конфликтных ситуаций в служебном коллективе // Профессионал. 2015. № 6(128). С. 16-22 ; Мальцева Т. В. Подходы к преодолению внутриличностных конфликтов у сотрудников органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 72-76 ; 2014. № 2. С. 69-72.

7 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003. С. 19.

8 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001. С. 30.

9 Щербинина Ю. В. Вербальная агрессия. М., 2006. С. 14.

10 Глебов В. В., Родионова О. М. Особенности речевой агрессии. URL: http://www.rost-prof.ru/union/partners/rudn/ articles/agr.html (дата обращения: 20.10.2015).

11 Изучение агрессивности и враждебности у курсантов военного вуза / В. С. Елагина [и др.]. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=17902 (дата обращения: 20.10.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.