Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Черемисина Александра Анатольевна, Черемисина Валерия Олеговна

Изменения, происходящие в российском обществе, связаны с внедрением различных информационных технологий в образовательный процесс, не всегда позитивно влияют на участников образовательных отношений. В статье актуализировано значение осмысления проблемы возникновения конфликтов между участниками образовательных отношений и нахождение путей их эффективной профилактики. Конфликты в образовании являются лакмусовой бумагой, свидетельствующей о неравномерном и не всегда правильном развитии различных аспектов в образовательном сообществе обучающихся и педагогов. Раскрыто содержание процесса профилактики конфликтов в образовательной организации, являющихся насущной потребностью, способствующей приобретения обучающимися и педагогами, по возможности родителями обучающихся, конфликтологической компетентности. Проанализированы особенности контингента образовательной организации, которым являются обучающиеся подросткового возраста, так, как с их непосредственным участием наиболее часто возникают конфликтные ситуации. Обосновано, что становление личности обучающегося подросткового возраста во многом зависит от таких социальных институтов, как школа, дружеские отношения и «уличное окружение». Несомненным является тот факт, что конфликт отражает и несет в себе одновременно огромный риск разрушения и открытие новых конструктивных возможностей, так необходимых в подростковом возрасте. Представлен анализ мнения ученых о конфликтах в образовательной организации, смысл которого заключается в том, что благодаря конфликтам в образовательной организации, открывается возможность к инновациям, активизации креативности и творческой реакции. По мнению авторов, основой профилактики всех форматов общения, адаптации обучающихся, педагогов и родителей к требованиям современного образования, минимизации конфликтности является мониторинг конфликтогенности образовательного социума. Охарактеризованы различные конфликтогенные педагогические ситуации в образовательной организации (конфликты в отношениях между обучающимися и преподавателями; конфликты эмоционально-личностного характера и другие). Авторами в процессе исследования внимание было уделено формированию навыка конструктивного взаимодействия у участников образовательных отношений как наиболее эффективного пути профилактики конфликтов среди участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Юлия Николаевна, Черемисина Александра Анатольевна, Черемисина Валерия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT PREVENTION IN AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

The changes taking place in Russian society are associated with the introduction of various information technologies into the educational process, and do not always have a positive effect on participants in educational relations. The article actualizes the importance of understanding the problem of conflicts between participants in educational relations and finding ways to effectively prevent them. Conflicts in education are a litmus test, indicating the uneven and not always correct development of various aspects in the educational community of students and teachers. The content of the conflict prevention process in an educational organization is revealed, which are an urgent need that contributes to the acquisition of conflictological competence by students and teachers, if possible by parents of students. The features of the contingent of the educational organization, which are students of adolescent age, are analyzed, since conflict situations most often arise with their direct participation. It is proved that the formation of the personality of a student of adolescence largely depends on such social institutions as school, friendly relations and «street environment». There is no doubt that the conflict reflects and carries with it at the same time a huge risk of destruction and the opening of new constructive opportunities, so necessary in adolescence. The analysis of scientists' opinion on conflicts in an educational organization is presented, the meaning of which is that due to conflicts in an educational organization, an opportunity for innovation, activation of creativity and creative reaction opens up. According to the authors, the basis for the prevention of all communication formats, the adaptation of students, teachers and parents to the requirements of modern education, the minimization of conflict is the monitoring of the conflictogenicity of the educational society. Various conflictogenic pedagogical situations in an educational organization are characterized (conflicts in the relationship between students and teachers; conflicts of an emotional and personal nature, and others). In the course of the study, the authors paid attention to the formation of the skill of constructive interaction among participants in educational relations as the most effective way to prevent conflicts among participants in educational relations.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Тем самым, педагогический процессе предусматривает практическое освоение конкурентоспособного поведения с учетом требований социокультурной среды, а проведенные по плану программы мероприятия ведут к развитию конкурентоспособной личности.

Выводы. Основной целью системы профессионального образования в настоящее время, время рыночных отношений, является подготовить на рынок труда конкурентоспобного специалиста, который мог бы адаптироваться к требованиям трансформирующихся условий труда и жизни. Конкурентная способность у обучающихся может быть развита в наших условиях лишь при создании в колледже целенаправленной системной работы подготовки востребованных кадров.

Таким образом, проведенное нами исследование развития конкурентоспособности студента в условиях Государственного бюджетного профессионально-образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) «Якутский индустриально-педагогический колледж им. В.М. Членова» показало, что:

- конкурентоспособность - интегративная характеристика, определяющаяся совокупностью личностных качеств таких, как интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая гибкость, которые позволяют студенту добиваться успеха в учебе, труде и саморазвитии;

- личностные качества конкурентоспособности, могут развиваться в процессе профессиональной подготовки, где образовательная среда является педагогическим условием развития конкурентоспособности студента;

- включение в педагогический процесс программы «Развитие конкурентоспособной личности» помогает студенту само развиваться как субъекта учебной деятельности и поддерживает приобретению опыта как участника межличностного общения и коммуникации.

Предлагаемая нами программа «Развитие конкурентоспособной личности» может способствовать развитию уровня конкурентной способности студентов и выпускников в рыночной системе. Во время учебного процесса у студентов должна вырабатываться собственная стратегия, позволяющая ориентироваться в изменяющемся мире. Поскольку современные работодатели заинтересованы в специалисте, который способен к постоянному саморазвитию, самообучению и самосовершенствованию, к умению адаптироваться в быстро меняющемся жизненным требованиям и реалиям.

Литература:

1. Андреев, В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности /

B.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 467 с.

2. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности: учебно-методическое пособие / Л.М. Митина. -2-е издание, стереотипное. - Москва: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. - 400 с. - (Библиотека школьного психолога).

3. Найн, А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований / А.Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. -

C. 44-49.

4. Новикова, В.И. Формирование конкурентоспособной личности старшеклассника в поликультурной среде лицея: автореферат дис. ...канд. пед. наук.: 13.00.01/ Ставроп. гос. ун-т.- Ставрополь, 2005. - 25с.

5. Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: дис.д-ра пед. наук. - Челябинск, 1992. - 403 с.

Педагогика

УДК 159.9:316.6

доктор педагогических наук, профессор Егорова Юлия Николаевна

Оренбургский институт путей сообщения (филиал) Федерального государственного

бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Самарский государственный университет путей сообщения» (г. Оренбург);

кандидат педагогических наук, доцент Черемисина Александра Анатольевна

Институт педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург);

студент Черемисина Валерия Олеговна

Институт непрерывного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Изменения, происходящие в российском обществе, связаны с внедрением различных информационных технологий в образовательный процесс, не всегда позитивно влияют на участников образовательных отношений. В статье актуализировано значение осмысления проблемы возникновения конфликтов между участниками образовательных отношений и нахождение путей их эффективной профилактики. Конфликты в образовании являются лакмусовой бумагой, свидетельствующей о неравномерном и не всегда правильном развитии различных аспектов в образовательном сообществе обучающихся и педагогов. Раскрыто содержание процесса профилактики конфликтов в образовательной организации, являющихся насущной потребностью, способствующей приобретения обучающимися и педагогами, по возможности родителями обучающихся, конфликтологической компетентности. Проанализированы особенности контингента образовательной организации, которым являются обучающиеся подросткового возраста, так, как с их непосредственным участием наиболее часто возникают конфликтные ситуации. Обосновано, что становление личности обучающегося подросткового возраста во многом зависит от таких социальных институтов, как школа, дружеские отношения и «уличное окружение». Несомненным является тот факт, что конфликт отражает и несет в себе одновременно огромный риск разрушения и открытие новых конструктивных возможностей, так необходимых в подростковом возрасте. Представлен анализ мнения ученых о конфликтах в образовательной организации, смысл которого заключается в том, что благодаря конфликтам в образовательной организации, открывается возможность к инновациям, активизации креативности и творческой реакции. По мнению авторов, основой профилактики всех форматов общения, адаптации обучающихся, педагогов и родителей к требованиям современного образования, минимизации конфликтности является мониторинг конфликтогенности образовательного социума. Охарактеризованы различные конфликтогенные педагогические ситуации в образовательной организации (конфликты в отношениях между обучающимися и преподавателями; конфликты эмоционально-личностного характера и другие). Авторами в процессе исследования внимание было уделено формированию навыка конструктивного взаимодействия у участников образовательных отношений как наиболее эффективного пути профилактики конфликтов среди участников образовательных отношений.

Ключевые слова: конфликт, конфликтоустойчивость, профилактика, конфликтологическая компетентность, подростковый возраст.

Annotation. The changes taking place in Russian society are associated with the introduction of various information technologies into the educational process, and do not always have a positive effect on participants in educational relations. The article actualizes the importance of understanding the problem of conflicts between participants in educational relations and finding ways to effectively prevent them. Conflicts in education are a litmus test, indicating the uneven and not always correct development of various aspects in the educational community of students and teachers. The content of the conflict prevention process in an educational organization is revealed, which are an urgent need that contributes to the acquisition of conflictological competence by students and teachers, if possible by parents of students. The features of the contingent of the educational organization, which are students of adolescent age, are analyzed, since conflict situations most often arise with their direct participation. It is proved that the formation of the personality of a student of adolescence largely depends on such social institutions as school, friendly relations and «street environment». There is no doubt that the conflict reflects and carries with it at the same time a huge risk of destruction and the opening of new constructive opportunities, so necessary in adolescence. The analysis of scientists' opinion on conflicts in an educational organization is presented, the meaning of which is that due to conflicts in an educational organization, an opportunity for innovation, activation of creativity and creative reaction opens up. According to the authors, the basis for the prevention of all communication formats, the adaptation of students, teachers and parents to the requirements of modern education, the minimization of conflict is the monitoring of the conflictogenicity of the educational society. Various conflictogenic pedagogical situations in an educational organization are characterized (conflicts in the relationship between students and teachers; conflicts of an emotional and personal nature, and others). In the course of the study, the authors paid attention to the formation of the skill of constructive interaction among participants in educational relations as the most effective way to prevent conflicts among participants in educational relations.

Key words: conflict, conflict tolerance, prevention, conflictological competence, adolescence.

Введение. В связи с происходящими в мире информационно - глобальными переменами, влекущими за собой изменение требований к деловой и образовательной деятельности, всем участникам образовательных отношений приходится осваивать новые условия взаимодействия в информационном обществе, что чревато раздражением и многими дискомфортными состояниями у обучающихся, педагогов, родителей в образовательных организациях.

Конфликтность в освоении приоритетов реального и виртуального форматов жизни, работы и учебы, переживается почти каждым, и является острой характеристикой образования в информационную эру.

Конфликты в образовании были, есть и будут, выполняя сигнальную функцию оповещения о неравномерном развитии различных аспектов в образовательном сообществе обучающихся и педагогов. Поскольку в любой группе (большой или малой, формальной или неформальной) создается обширное поле социальных взаимодействий, где сталкиваются противоречивые цели, интересы, рассогласованные ожидания и потребности участников образовательного процесса. Возникает насущная потребность в снижении конфликтности субъектов образовательных отношений (педагог -обучающийся - родитель), в необходимости приобретения обучающимися и педагогами, по возможности родителями обучающихся, конфликтологической компетентности как способности управлять конфликтами, минимизировать и предупреждать их.

В связи с этим рассмотрение проблемы профилактики конфликтов в образовательной организации, особенно возникающих среди обучающихся подросткового возраста, имеющего свои специфические особенности, становится необходимым и своевременным.

Изложение основного материала статьи. Актуализируя исследуемую проблему, можно отметить, что в настоящее время наблюдается недостаточной конфликтологической компетентностью всех участников образовательных отношений, что в свою очередь не соответствует специфике информационного общества с постоянно возрастающей тенденцией проявления скрытых конфликтов и рисков в образовательной деятельности.

Конфликтологическая компетентность обязательно должны быть в той или иной степени сформирована у всех участников образовательных отношений, так как она становится трендом времени, неотъемлемой чертой толерантного стиля поведения, позволяя проектировать развитие индивидуальности и получение позитивного опыта урегулирования конфликта; осуществлять самоактуализацию и полноценную самореализацию как личности учителя, так и личности обучающегося; использовать диалогичности в равноправном сотрудничестве.

Несмотря на то, имеются различные возможности образовательной организации в предупреждении и минимизации конфликтов между участниками образовательных отношений, они не в полной мере освоены и используются ими. В связи с чем, на наш взгляд, четко определяется потребность реальной образовательной практики в научно-методическом обеспечении рассматриваемого нами процесса профилактики и предупреждения конфликтов в образовательной организации.

Конфликтоустойчивость каждого субъекта образовательных отношений сегодня является важной с позиции необходимости осуществления продуктивного взаимодействия для наиболее эффективного достижения цели всего образовательного процесса, что отражено в ряде принятых государственных программ: «Стратегии развития информационного общества в РФ» 2017-2030 гг., «Развитие образования до 2025 г.», регламентированных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29 декабря 2012 года, ФГОС общего среднего образования, подчеркивающих ценность умений бесконфликтного взаимодействия обучающихся в глобальной образовательной среде на уровне приоритетных задач в перспективе. В целом, данные документы, обращают наше внимание на то, что реалии современного цифрового общества, требуют воспитания грамотного, культурного и понимающего профессионала, имеющего опыт слаженного взаимодействия с окружающими в процессе получения образования на всех его ступенях.

Вопрос о месте конфликта в системе человеческих взаимоотношений изучали Л. Козер, А.Г. Здравомыслов и другие [4; 5]. В педагогике проблеме профилактики конфликтов между участниками образовательных отношений в своих работах уделяли внимание В.И. Андреев, Н.В. Гришина, В.И. Журавлев и другие. Они изучали особенности учительско-ученических конфликтов, детско-родительских и подростковых [1; 2; 3].

Ученые, рассматривающие природу конфликтов и пути их разрешения в образовательной организации (Л.В. Мардахаев, М.В. Шакурова), особое внимание уделяли профилактической работе по предупреждению конфликтов как важную часть педагогической деятельности [6; 8].

Понятие «конфликт» разрабатывается в междисциплинарном пространстве философских, социологических и психолого-педагогических наук. С некоторых пор знания теории конфликта признаются как имеющие универсальный характер, что отражено в форматах он-лайн междисциплинарных словарей, содержащих определения конфликта как столкновения интересов, амбиций, несовместимость целей (позиций).

Как противоречивая ситуация, конфликт отражает и несет в себе одновременно огромный риск разрушения и открытие новых конструктивных возможностей, возможно в этом заключается суть философии конфликта.

О неизбежности и неотвратимости конфликта писал социолог А.Г. Здравосмыслов, подчеркивая созидательную роль конфликта в развитии жизнеспособности и устойчивости социальной системы. При обострении отживших отношений в конфликте есть шанс подспудно увидеть новые движущие силы развития социальной системы, которые делают систему более жизнеспособной и устойчивой [4].

В.И. Андреев подчеркивает, что конфликты предотвращают окостенение системы, расчищая дорогу инновациям, как стимул к изменениям, как вызов, активизирующий креативность и творческую реакцию [1]. Относительно системы образования, на наш взгляд, конфликт также можно рассматривать как стимул к изменениям во взаимоотношениях между участниками образовательных отношений, требующих перехода на качественно новый уровень. Специфика развития конфликтов в образовательном процессе отражена в педагогической конфликтологии, представленной в трудах В.И. Андреева, В.И. Журавлева и других [1; 3].

Анализ результатов мониторингов конфликтогенности образовательного социума является основой профилактики всех форматов общения, адаптации обучающихся, педагогов и родителей к требованиям современного образования, минимизации конфликтности.

Профилактика предполагает осознанное контролирование происходящего во взаимоотношениях между участниками образовательных отношений, на каждой из стадий: обнаружение первых симптомов и противоречий; диагностика ситуации, и уточнение противоречий; прогнозы развития конфликтов и эффективность выбора средств их урегулирования; предупреждение столкновений и собственно профилактика самих конфликтов, возникающих из-за неумения, особенно подростками, контролировать собственные эмоции, регулировать свое поведение.

Рассматривая проблему профилактики конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений, возникает необходимость обращения к особо конфликтному из-за психологических, физиологических, социальных особенностей возрасту - подростковому.

Ученые, на различных этапах развития человеческого общества, постоянно пытаются выявить отличительные черты подростков. В настоящее время, данный возраст, на наш взгляд, представляется как момент завершения детства, вырастания человека, переходный от детства к взрослой жизни, особенно если подросток начинает осваивать азы своей будущей профессии.

В подростковый период происходят большие перемены не только на уровне физиологии, но и в душевной организации подрастающей личности. Основными потребностями подростка являются стремление к объединению с ровесниками, стремление к самостоятельности и в отделении от взрослых. Нередко между сверстниками возникает конфликт. Парни на данном этапе делят между собой звание лидера, а девушки же соперничают за внимание, получаемое от противоположного пола.

Подросток сталкивается с немалым количеством затруднений. Неумение контролировать свои эмоции, излишняя вспыльчивость, недопонимание своего возраста, приводят к конфликтным ситуациям, разрешить которые в образовательной организации помогают педагоги, психологи, социальные педагоги. Подростки сравнивают себя и со взрослыми, и с детьми, которыми они недавно являлись сам. В итоге, человек данного возраста постепенно начинает чувствовать себя взрослым, появляется желание признания этой взрослости, связываемой подростками с самостоятельностью и значимостью, окружающими.

В изучаемом нами возрастном периоде становления личности обучающегося, помимо родителей имеют огромное значение такие социальные институты, как школа, дружеские отношения и «улица». В связи с чем, подросток в большинстве случаев заменяет истинные ценности, ценностями, навязанными, «модными на данном этапе развития общества» от сверстников, что влечёт за собой пагубные последствия.

Наше исследование проводилось на базе Оренбургский техникум железнодорожного транспорта Оренбургского института путей сообщения - филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный университет путей сообщения», в котором участвовали студенты первого курса различных специальностей.

В поле нашего зрения оказались конфликтогенные педагогические ситуации, которые можно поделить на конфликты в отношениях между обучающимися и преподавателями; конфликты эмоционально-личностного характера; конфликты, возникающие из-за поведения на занятиях, а также поступков вне стен образовательной организации (например, в студенческом общежитии), отражающие нарушения норм и правил внутреннего распорядка образовательной организации; конфликты, связанные с деятельностью по выполнению заданий, как в аудиторное, так и во внеаудиторное время.

Процесс действенного предупреждения конфликтов среди обучающихся подросткового возраста на практике в образовательной организации осуществляется недостаточно оптимально. Наше внимание было уделено навыку конструктивного взаимодействия у участников образовательных отношений, их способности разрешать межличностные конфликтов, особенно среди тех обучающихся подросткового возраста, которые являются участниками конфликтов со стабильной частотой, что и приводит к преобладанию деструктивных стратегий поведения у таких обучающихся. Также нами изучалась конфликтность обучающихся в целом, рассматривались и выявлялись профилактические методы конструктивного разрешения конфликтов, наиболее оптимально подходящих к условиям конкретной образовательной организации, ее специфике.

Опираясь на особенности диагностики конфликтности личности, нами были выбраны наиболее адекватные исследовательские методы, например, дающие как можно больше информации о тех или иных параметрах поведения в конфликтной ситуации. В нашем случае, это был выбор наиболее конструктивной стратегии поведения в конфликтах и степень конфликтоустойчивости. Обучающимся было предложено оценить то, как используются некоторые поговорки, устоявшиеся истины в их поведенческой практике. Например, «Мягко стелет, да жестко спать», «Кто сильнее, тот и правее», «Сражение выигрывает тот, кто верит в победу» и другие, всего 35 метафор. Исходя из того, как ответил обучающийся на тот или иной вопрос, при подведении итогов он был отнесен к определенной группе, характеризующейся конкретной стратегией достижения личных целей и стратегией сохранения межличностных отношений [7].

Так, из 75 обучающихся, участвующих в опросе, 16% в конфликтной ситуации предпочитали «уйти в себя», не стремясь достичь позитивных изменений с окружающими; 8% достигали бы в конфликтной ситуации цели любой ценой, оставаясь победителем в конфликте; 12% приняли бы сторону оппонента, только за то, чтобы быть принятым и понятым, хоть и в ущерб собственным целям. Отрадным был тот факт, что наиболее целесообразным способом урегулирования конфликтов обучающимися виделся выход на сотрудничество, уступки, компромисс - 39%; 25% - обучающихся в решении конфликтной ситуации ценят и собственные цели, и взаимоотношения со сверстниками.

Психолого-педагогическая трактовка явления выражается в понимании конфликта в образовательной организации как сигнальной ситуации, вскрывающей противоположно направленные интересы и цели участников образовательных отношений, имеющей большой ресурс личностного и партнерского развития, побуждающей к изменениям в конструктивном взаимодействии субъектов образовательных отношений. Ряд отличительных особенностей

(коммуникативная компетентность во взаимодействии с субъектами различных социальных статусов, с разницей в возрасте и жизненном опыте, в понимании событий и их причин участниками; ответственность и компетентность педагога в выборе средств) наделяют конфликт в образовательных отношениях воспитательным и профилактическим смыслом. При раскрытии сущности конфликтов в образовательных отношениях важны знания основ педагогической конфликтологии, фокусирующей внимание практиков на понимании природы педагогических конфликтов, их причин, на анализе стратегий и выборе способов минимизации, разрешения и профилактики конфликтов.

Выводы. Таким образом, анализ изменений в характеристиках образовательной деятельности позволили сформулировать следующие возможности образовательной организации в профилактике конфликтов между участниками образовательных отношений: информативно-образовательные (получение ориентиров в понимании природы конфликта, роли конфликта в развитии личности и отношений; поощрение практики анализа возникновения конфликта и применение известных методов урегулирования конфликта); мотивирующее-ориентирующие (активизация и инициирование конструктивного взаимодействия в конфликте); нацеливающее-позитивный контент в снятии напряженности в коммуникациях; применение широкого спектра средств в различных форматах живого и виртуального общения.

Литература:

1. Андреев, В.И. Конфликтология: Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов / В.И. Андреев. -М.: «Народное образование», 1995. - 126 с.

2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2008. - 538 с.

3. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник / В.И. Журавлев. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 184 с.

4. Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта : учеб. пособие для вузов / А.Г. Здравомыслов. - М.: Аспект-пресс, 1996. - 317 с.

5. Козер, Л. Функции социального конфликта / Л. Козер; Пер. с англ. яз. О. Назаровой; Под. общ. ред. Л.Г. Ионина. -М.: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000. - 205 с.

6. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учеб. для студентов вузов / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.

7. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 488 с.

8. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студентов вузов / М.В. Шакурова. - М.: ACADEMIA, 2004. - 265 с.

Педагогика

УДК 37.013.3

кандидат педагогических наук, доцент Егошина Надежда Гермогеновна

Поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола)

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИНОЯЗЫЧНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Рассматриваются понятия профессиональных и универсальных навыков. В числе последних выделяется компетенция «Партнерство и взаимодействие» и перечисляются ее основные индикаторы. Делается краткий обзор о степени изученности проблемы развития навыков коллективной работы обучающихся на разных этапах получения образования. Анализируется понятие совместной деятельности и выделяются ее основные типы на основе теории Л.И. Уманского о параметрической группе. Охарактеризованы особенности каждого вида совместной деятельности и указаны типы коммуникации в каждом из них. Проводится соотношение видов совместной деятельности с уровнем развития группы. Приводятся практические примеры организации совместной деятельности студентов в процессе иноязычного образования. Среди них показаны примеры учебной исследовательской работы, проектной методики, игровых технологий в виде интеллектуальных и ролевых игр, проблемного обучения в виде решения межкультурных кейсов. Обосновывается целесообразность того или иного вида совместной деятельности с разными учебными группами. Автор приходит к выводу, что работа по формированию универсальных навыков носит длительный характер; вклад в их развитие должны вносить все учебные дисциплины.

Ключевые слова: универсальный навык, работа в команде, совместная деятельность, типы совместной деятельности, английский язик.

Annotation. The notions of hard and soft skills are examined. Among the latest is highlighted the competence "Partnership and interaction" and are listed its main indicators. The brief review of opinions on the issue of development of team skills on different stages of getting education is presented. The notion of collective work is analyzed; various types of co-working according to the concept of L. Umansky, Russian psychologist about the parametric group are pointed out. The specific features of each type of joint work are characterized and types of communication in each of them are mentioned. The correlation between the type of collective work and the level of development of the group is carried out. Numerous practical examples of joint work of students in the English learning process are given. Among them are introduced samples of educational research and project work, game technologies in the form of intellectual quizzes and role plays, problem-based education in the form of cross-cultural cases' solution. The expediency of each type of co-working with different students' groups is reasoned. The author comes to the conclusion that formation of universal skills is a long process and requires efforts from teachers and professors of all academic disciplines.

Key words: universal/soft skill, team work, collective activity, types of joint activities, English.

Введение. Современный федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования предусматривает формирование у студентов - будущих специалистов обязательных профессиональных навыков (hard skills), которые предполагают усвоение определенной суммы знаний и которые можно проверить с помощью экзамена/теста. Кроме того, стандарт предусматривает развитие у студентов так называемых «мягких» навыков (soft skills), которые представляют собой набор компетенций, необходимых специалисту для успешной карьеры, при этом они не относятся к профессиональным навыкам и не зависят от специфики полученного образования [16]. Навыки подобного рода многие исследователи называют компетенциями будущего. Полагаем, что пути, механизмы и стратегии их формирования должны составлять важную часть методического «багажа» современного педагога. Это обусловливает несомненную актуальность данной статьи. Цель статьи - перечислить основные технологии, формы и методы, применяемые для развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.