Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ'

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перепёлкина Наталья Александровна, Буракова Ирина Сергеевна, Новохатская Ирина Александровна

В статье рассматриваются вопросы проведения социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей-сирот в образовательном учреждении. К детям-сиротам принято относить детей, имеющих статус «социального сиротства», или оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа по профилактике девиантного поведения данной категории детей требует существенных изменений, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности. Недостаточность профилактики девиантного поведения ведет к рискованным формам поведения: употреблению алкогольных и психотропных веществ, бродяжничеству, деструктивным формам свободного времяпрепровождения. В статье приведены основные подходы к определению сущности девиантного поведения, даны их характеристики: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный. Подросткам присущи различные типы нарушения поведения, особенно тем детям, кто остался без попечения родителей. Главной отличительной чертой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса. Речь идет о нарушении процесса развития личности по большинству параметров, что, несомненно, отражается на их поведении. Авторы статьи рассматривают основные направления работы по профилактике девиантного поведения: необходимость проведения коррекционной работы по разбору конфликтных ситуаций на ранней стадии развития личности детей-сирот; проблема ирреальности восприятия действительности данной категорией детей в связи с искусственностью создания условий воспитания; предотвращение иждивенческих настроений, отсутствия стремления к труду, формирования склонности к противоправному заработку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перепёлкина Наталья Александровна, Буракова Ирина Сергеевна, Новохатская Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF ORPHANS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

The article deals with the issues of socio-pedagogical prevention of deviant behavior of orphans in an educational institution. It is customary to refer to orphans as children with the status of "social orphanhood", or left without parental care. Orphans belong to the category of children in a difficult life situation. Work on the prevention of deviant behavior of this category of children requires significant changes, filling with new content, using the potential of socio-cultural activities. Insufficient prevention of deviant behavior leads to risky forms of behavior: the use of alcoholic and psychotropic substances, vagrancy, destructive forms of free pastime. The article presents the main approaches to determining the essence of deviant behavior, their characteristics are given: social, psychological, psychiatric, ethno-cultural, age, gender. Adolescents are characterized by various types of behavioral disorders, especially those children who were left without parental care. The main distinguishing feature of orphans and children left without parental care is the presence of not individual types of deformities, but their complex. We are talking about a violation of the process of personality development in most parameters, which undoubtedly affects their behavior. The authors of the article consider the main directions of work on the prevention of deviant behavior: the need for corrective work to analyze conflict situations at an early stage of the development of the personality of orphans; the problem of unreality of perception of reality by this category of children due to the artificiality of creating conditions for upbringing; prevention of dependent moods, lack of desire for work and the formation of a tendency to illegal earnings.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

безразличию к различиям" [8]. Это не может в полной мере удовлетворить образовательные потребности детей с ограниченными возможностями.

Исследователи проблем школьного образования отмечают, что громоздкость программ, сверхбыстрые ритмы, система рейтинговых санкций, одержимость классификацией и соревнованиями приводит к тому, что дети, посещающие школу, их родители, учителя находятся под постоянным давлением, что провоцирует стрессы и невротические отклонения. Это не способствует качеству образования и развитию культуры взаимодействия [3].

Выводы. Разработка и применение учителями школы воспитательных приемов, направленных на формирование культуры взаимодействия в классе, организация товарищеских взаимоотношений, сплоченности, командного духа, формирует эффективную учебную среду. Практика российских школ базируется на теоретических положениях о влиянии коллектива на личность, на формирование компетенций связанных с умением и желанием общаться, начиная с первой ступени образования.

Анализ опыта организации взаимодействия в образовательном учреждении позволил выявить ряд актуальных вопросов и тенденций развития системы образования в России и в зарубежных странах. В Португалии тенденция в школьном образовании связана с изменением позиции учителя, который должен перестать быть контролером и критиком, его основная задача подвести детей к дискуссии, в ходе которой они получат необходимые компетенции. В США споры о направлении развития образования проходят вокруг поиска путей минимизации конфликтов в школе, спровоцированных тем, что обучающиеся - это дети из разных социальных слоев. Путь решение этой проблемы педагоги видят в активной работе с родителями.

Во Франции и Германии полемика связана с попыткой решить вопрос терпимости к культурному разнообразию, опираясь на религиозное образование. Для этих стран более чем актуальна проблема влияния исламской культуры в светских школах. Широкое поле для обсуждения находит ситуация связанная с совместным обучением девочек и мальчиков. Еще более распространенным можно считать вопрос об инклюзивном образовании. Общеевропейская тенденция сопряжена с отстаиванием идеи о всеобщей доступности образования. Однако нередко, программы поддержки учащихся с ограниченными возможностями - это формальное принятие недостатков. Модель современного общества можно определить, как способствующую "доброжелательному безразличию к различиям", но этно не может удовлетворить образовательные потребности всех обучающихся. Качество обучения зависит от развития культуры взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

Литература:

1. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел / И.П. Иванов. - Москва: Педагогика, 1989. - 206 с.

2. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова: Под общ. ред. Н.Л. Селивановой. - Москва: Педагогическое общество России, 2000. - 253 с.

3. Bourdon, P. KOHOUT-DIAZ Magdalena. L'éducation inclusive. Un processus en cours / KOHOUT-DIAZ Magdalena (dir.). Tous à l'école! Bonheurs, malentendus et paradoxes de l'éducation inclusiveToulouse: Érès, 2018, 149 p. / Bordeaux: Presses universitaires de Bordeaux, 2018, p. 137-145. - URL: http://journals.openedition.org/rfp/8260 (дата обращения 24.10.2021).

4. Bruno, M. L'école, la culture religieuse et le vivre-ensemble: une perspective comparative/School, religious knowledge and living-together: a comparative perspective. Revue française de pédagogie, 186/2014, p. 85-97. - URL: http://journals.openedition.org/rfp/4417 (дата обращения 25.10.2021).

5. Duru-Bellat, M. & Marin B. La mixité scolaire, une thématique (encore) d'actualité ? Revue française de pédagogie 2010/2, р. 5-8. - URL: http://journals.openedition.org/rfp/1860 (дата обращения 17.10.2021).

6. Guerreiro, A. & Serrazina, L. Communication as social interaction primary school teacher practices. Proceedings of CERME, 6, January 28th - February 1st 2009, Lyon (France). p. 1744-1750.

7. Jacobs, K.D. & Kritsonis, W.A. Utilizing Culture to Improve Communication and School Involvement with Parents from Diverse Backgrounds as a Means to Improve Student Achievements Levels in the United States: A National Focus. The Lamar University Electronic Journal of Student Research Fall 2007. p. 208-215.

8. Woollven, M. Ebersold Serge. Éducation inclusive: privilège ou droit? Grenoble: Presses universitaires de Grenoble, 2017, 224 p., p. 121-122. - URL: https://doi.org/10.4000/rfp.7323 (дата обращения 25.10.2021).

Педагогика

УДК 376.6

кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Перепёлкина Наталья Александровна

Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Буракова Ирина Сергеевна Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске (г. Железноводск); социальный педагог Новохатская Ирина Александровна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15 имени А.З. Потапова» (г. Георгиевск)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы проведения социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей-сирот в образовательном учреждении. К детям-сиротам принято относить детей, имеющих статус «социального сиротства», или оставшихся без попечения родителей. Дети-сироты относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа по профилактике девиантного поведения данной категории детей требует существенных изменений, наполнения новым содержанием, использования потенциала социально-культурной деятельности. Недостаточность профилактики девиантного поведения ведет к рискованным формам поведения: употреблению алкогольных и психотропных веществ, бродяжничеству, деструктивным формам свободного времяпрепровождения. В статье приведены основные подходы к определению сущности девиантного поведения, даны их характеристики: социальный, психологический, психиатрический, этнокультурный, возрастной, гендерный. Подросткам

присущи различные типы нарушения поведения, особенно тем детям, кто остался без попечения родителей. Главной отличительной чертой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является наличие не отдельных видов деформаций, а их комплекса. Речь идет о нарушении процесса развития личности по большинству параметров, что, несомненно, отражается на их поведении. Авторы статьи рассматривают основные направления работы по профилактике девиантного поведения: необходимость проведения коррекционной работы по разбору конфликтных ситуаций на ранней стадии развития личности детей-сирот; проблема ирреальности восприятия действительности данной категорией детей в связи с искусственностью создания условий воспитания; предотвращение иждивенческих настроений, отсутствия стремления к труду, формирования склонности к противоправному заработку.

Ключевые слова: дети-сироты, социальное развитие, девиантное поведение, профилактика девиантного поведения.

Annotation. The article deals with the issues of socio-pedagogical prevention of deviant behavior of orphans in an educational institution. It is customary to refer to orphans as children with the status of "social orphanhood", or left without parental care. Orphans belong to the category of children in a difficult life situation. Work on the prevention of deviant behavior of this category of children requires significant changes, filling with new content, using the potential of socio-cultural activities. Insufficient prevention of deviant behavior leads to risky forms of behavior: the use of alcoholic and psychotropic substances, vagrancy, destructive forms of free pastime. The article presents the main approaches to determining the essence of deviant behavior, their characteristics are given: social, psychological, psychiatric, ethno-cultural, age, gender. Adolescents are characterized by various types of behavioral disorders, especially those children who were left without parental care. The main distinguishing feature of orphans and children left without parental care is the presence of not individual types of deformities, but their complex. We are talking about a violation of the process of personality development in most parameters, which undoubtedly affects their behavior. The authors of the article consider the main directions of work on the prevention of deviant behavior: the need for corrective work to analyze conflict situations at an early stage of the development of the personality of orphans; the problem of unreality of perception of reality by this category of children due to the artificiality of creating conditions for upbringing; prevention of dependent moods, lack of desire for work and the formation of a tendency to illegal earnings.

Key words: orphans, social development, deviant behavior, prevention of deviant behavior.

Введение. Обеспечение социальной защиты отдельных слоев населения является одной из основных функций государства. Однако, не менее важным остается не только поддержка таких социально не защищенных слоев населения, но и поддержка их интеграции в общество. Одной из таких групп населения являются дети-сироты, которые относятся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Лишь 10% от общего числа таких детей на сегодняшний день находятся в специализированных образовательных учреждениях-интернатах, однако проблема данного статуса сохраняется и по сей день.

Изложение основного материала статьи. Основываясь на данных, представленных на рис 1, был сделан вывод о том, что ухудшение экономической ситуации в обществе способно провоцировать рост количества детей в трудной жизненной ситуации, в том числе и создавая тенденции роста количества ситуаций возникновения социального сиротства, когда дети имеют биологических родителей, которые, тем не менее, лишены родительских прав. При этом, права таких детей так же гарантируются такими документами как «Конвенция о правах ребенка», Конституция РФ. Именно поэтому с 2018 года в России объявлено «Десятилетие детства».

Соответственно, к детям-сиротам принято так же относить и детей, имеющих статус «социального сиротства», или оставшихся без попечения родителей. В соответствии с определением законодательства, под детьми-сиротами принято понимать лиц в возрасте до 18 лет, у которого умер один или оба родителя. При этом, под детьми, оставшимися без попечения родителей, следует понимать детей, у которых родители по определенному ряду причин не способны выполнять свои родительские функции [7].

600

500 463,98 481,08 481,28 475,95 475,74

400 360,82

321,86 ' _

297,32 щ

II

■ 103,3 ■ 104,6 ■ 99,2 ■ 96

: I I I I

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

■ Количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, тыс. чел.

■ Темпы роста реальных доходов населения России, %

Рисунок 1. Показатели динамики количества детей-сирот в России и темпов роста реальных доходов населения

(составлено на основе источника [8])

Наличие данного статуса у детей определяет так же наличие у них определенных жизненных трудностей, вызывающих нарушения в нормали их социального развития и формирования модели общественного поведения. Так, например, согласно исследованию Магомедовой А.Н., проведенному с учетом выделенных негативных факторов воздействия, был определен ряд негативных черт поведения, характерных для современных детей-сирот в России: 1) инфантилизм, не способность брать на себя социальную ответственность;

2) иждивенческий стиль мышления, основанный на осознании детьми-сиротами своего социального статуса и наличия особых прав, а также государственных мер поддержки, способствующий осуществлению ими манипулирования в отдельных ситуациях;

3) повышенная конфликтность, агрессивность, не способность к самостоятельному конструктивному решению конфликтов со сверстниками и взрослыми [4, С. 28].

Соответственно, указанные Магомедовой А.Н. особенности поведения данной категории детей дополнительно подтверждают их статус нахождения в сложной жизненной ситуации, так как именно эта реакция является естественной с точки зрения обеспечения собственной психологической защиты. Однако так же данные особенности определяют и склонность детей-сирот к реализации девиантного поведения.

Существует множество подходов к определению сущности девиантного поведения в социологии, психологии и других науках (табл. 1).

Особое внимание представляют каждый из перечисленных в таблице 1 подходов к определению девиантного поведения, так как каждый из них по-своему определяет актуальность проблемы необходимости профилактики девиантности поведения среди детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе и детей-сирот. С точки зрения психиатрического подхода, согласно исследованию распространенности психических и аддитивных расстройств среди исследуемой категории населения, проведенному Бодаговой Е.А., у 71,6% детей-сирот имеются те или иные расстройства и психические нарушения, и только у 28,4% детей психика находится в здоровом состоянии [2, С. 315].

Таблица 1

Походы к определению сущности девиантного поведения (составлено на основе источника [3, С72-74])

Подход Сущность понятия

Социальный Любой вид поведения, являющийся потенциально опасным для окружающих человека людей и природы, который не предполагает доминации влияния внутренних личностных комплексов над внешней адаптацией человека.

Психологический Поведение человека, при котором происходит блокирование собственного личностного роста и деградация личности в осознанной или не осознанной форме за счет отклонения собственного поведения от общественной нормали под воздействием определенных комплексов и барьеров.

Психиатрический Доболезненные особенности поведения личности, способствующие возникновению и развитию тех или иных расстройств и заболеваний.

Этнокультурный, возрастной, гендерный Поведение, отклоняющееся от норм, свойственных определенному микросоциуму, возрасту или гендеру.

Внимание же к вопросу роста криминогенности поведения выпускников детских домов была подчеркнута еще в 2016 году уполномоченным по правам ребенка Кузнецовой А. на основании установленной трехлетней тенденции роста числа детей-сирот в качестве заключенных колоний (например, в 2016 году наблюдалось резкое увеличение данного числа таких заключенных - плюс 23% по сравнению с 2015 годом).

Все высказанное указывает на необходимость профилактики девиантного поведения у детей-сирот. При этом, в связи с наличием психологических блоков и барьеров, направленных на стремление ребенка к потере уникальности и неосознанному стремлению к саморазрушению собственной личности, можно сделать вывод о том, что в такой ситуации ни сам ребенок, ни окружающие сверстники или взрослые не способны, без наличия определенных знаний и компетенций, помочь в преодолении указанных проблем и гармонизации развития личности исследуемой категории детей. Именно поэтому в основе такой профилактики, а также осуществления дальнейшей работы должна лежать специализированная педагогическая работа в образовательных учреждениях. Дополнительным аргументом могут так же являться результаты исследования Б.Ж. Балмаганбета, согласно которому одной из основных причин роста проблемности и сложности девиантного поведения у данной категории людей является явление их «педагогической запущенности», заключающейся в том, что традиционные меры воспитания и мотивации не имеются для детей значимой ценности и не способны компенсировать психологические дисфункции их личности. Именно поэтому педагогическая профилактика развития девиантного поведения должна, по его мнению, строиться из двух стадий, в ходе которых воспитателям детских домов и учителям в образовательных учреждениях необходимо, в первую очередь, реализовать условия, необходимые для развития корректной самоидентификации ребенка в окружающем мире (Рис. 2) [1, С. 56].

Тем не менее, если рассматривать систему профилактических действий, предлагаемую Б.М. Балмаганбетом, определяется проблемное поле, являющееся одной из основных причин недостаточной эффективности профилактики девиантного поведения - необходимость сдерживания негативного влияния взрослых и создания ситуаций переживания успехов, стимулирования позитивных начинаний в ребенке при одновременной необходимости формирования у ребенка волевого самовоспитания, способности к адекватному восприятию действительности.

Другими словами, даже при высокоэффективной работе социальных педагогов возникает ситуация искажения реальной картины мира, формирование со временем чувств безнаказанности, вседозволенности, которое и ложится в основу девиантного поведения взамен начальных психологических проблем и барьеров. Именно поэтому в качестве первой рекомендации предлагается пересмотреть вопрос о парадигме неспособности ребенка к самостоятельному восприятию проблем окружающей действительности на всем периоде его воспитания.

Профилактические действия

•ч— Первой стадии -ь- Второй стадии

Формирование доброжелательного отношения к ребенку, установление положительного контакта

Определение и учет в работе возрастных и индивидуальных свойств личности ребенка

Развитие ребенка, включение его в различные виды деятельности

Реализация последовательности воспитания для формирования адекватной позиции ребенка в отношении общественных норм и правил

Создание ситуации переживания успеха в учебной деятельности, развитие и стимулирование позитивных сторон ребенка

Построение индивидуального воспитательного процесса на основе особенностей и способностей детей

Сдерживание негативных проявлений значимых взрослых в отношении личности и деятельности ребенка

Формирование у ребенка волевого самовоспитания, отражающегося в возможности ограничения нежелательного поведения и действий

Рисунок 2. Система профилактических действий депривации поведения детей-сирот по Б.Ж Балмаганбету

(составлено на основе источника [1, C. 56])

Так, Цаплова И.Д. определяет необходимость проведения коррекционной работы по разбору конфликтных ситуаций с ребенком педагогом при наличии установления доверительных отношений на ранней стадии развития личности детей-сирот. В таком случае на основе имеющегося установленного доверительного контакта еще возможно будет определить реальные причины и мотивы девиантных действий ребенка и совместно с ним определить наиболее гармоничные пути решения проблемы, учитывающие не только общественные, но и личностные интересы ребенка [6].

Вторым проблемным полем в отношении профилактики девиантного поведения детей-сирот остается вопрос ирреальности восприятия действительности данной категорией детей в связи с искусственностью создания условий воспитания, стремлением к тотальной профилактике, как таковой. В связи с этим, по мнению Б.Ж. Балмаганбета, в значительной мере страдает эффективность воспитательного процесса и налаживания доверительных отношений между ребенком и воспитателем [1, C. 55].

Получается, что психологическое стремление человека к самостоятельному познанию мира требует его эмпирических исследований. Именно поэтому одной из мер, направленных на профилактику девиантного поведения детей-сирот, по нашему мнению, должна стать контролируемая экспериментальность познания мира самим ребенком на основании выявляемых склонностей, способностей и желаний, а не только ограничение с теоретизированным объяснением причин. Например, с целью предотвращения иждивенческих настроений, отсутствия стремления к труду и формирования склонности к противоправному заработку необходимо обеспечение возможности для реализации трудового потенциала таких детей с учетом действующего законодательства, направленного на предотвращение эксплуатации их труда. Другими словами, при работе с детьми-сиротами в части профилактики девиантного поведения в части формирования отношения к труду и способам заработка средств необходимо проводить большую практико-ориентированную работу с интеграцией ребенка в реальные ситуации, контролируемые педагогом, например, в части азартных игр или сомнительных способов легкого заработка, предлагаемых мошенниками.

Выводы. Таким образом, профилактика девиантного поведения детей-сирот является важным направлением воспитательной работы, однако на сегодняшний день имеет несколько основных значительных проблемных полей, препятствующих эффективности её реализации. Предложенные направления призваны обеспечить их сглаживание при должном уровне компетентностного педагогического подхода и обеспечить максимальное сближение процесса воспитания с реальными условиями социализации.

Литература:

1. Балмаганбет, Б.Ж. Девиантное поведение детей-сирот в условиях детского дома / Б.Ж. Балмаганбет // Инновационный потенциал молодежи: социальная, экологическая и экономическая устойчивость: материалы Междунар. молод. научн.-иссл. конф. (Екатеринбург, 1-2 октября 2018 г.). - Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 54-58.

2. Бодагова, Е.А. Распространенность психических и аддитивных расстройств среди детей, оставшихся без попечения родителей / Е.А. Бодагова // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30266 (дата обращения: 28.02.2022).

3. Кошарная, Г.Б. Основные подходы к изучению девиантного поведения / Г.Б. Кошарная, Л.Н. Мордишева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2010. №3(46). - С. 70-81.

4. Магомедова А.Н. Психологические особенности детей-сирот / А.Н. Магомедова // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3(46). - С. 27-29.

5. Степанова Д.Н. К вопросу о гарантиях по социальной поддержке детей-сирот / Д.Н. Степанова, Ю.Д. Уханов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2018. - Т. 6, № 4(24). - URL: https://esj.pnzgu.ru/files/esj.pnzgu.ru/stepanova_dn_ukhanov_yud_2018_4_22.pdf (дата обращения: 28.02.2022).

6. Цаплова, И.В. Профилактика девиантного поведения у подростков в общеобразовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И.В. Цапалова // Электронный информационно-аналитический

образовательный портал «ИнфоУрок». - URL: https://infourok.ru/profilaktika-deviantnogo-povedeniya-u-podrostkov-v-obsheobrazovatelnom-uchrezhdenii-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshihsya-bez-po-4076146.html (дата обращения:20.02.2022).

7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»/ Электронная справочно-правовая система «Консультант Плюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/079e7b4a2591fD6b6afD3599d9aabef165d65ec6/ (дата обращения:20.02.2022).

8. Федеральная служба государственной статистики. - 2021. - URL:https://rosstat.gov.ru/?http://www.gks.ru/ (дата обращения:01.12.2021).

Педагогика

УДК 316.6

кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна

Чувашский государственный аграрный университет (г. Чебоксары); доцент Глинкин Борис Николаевич

Чувашский государственный аграрный университет (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Садетдинов Дмитрий Шейисданович

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» (г. Казань) САМООПРЕДЕЛЯЕМЫЕ МОТИВЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация. В стате рассматривается вопрос о формирование самоопределяемых мотивов студентов высших учебных заведениях. Известно, что на сегодня вопросы о качестве образовании в высших учебных заведениях и снижении мотиваций к учебной деятельности у молодых людей являются актуальными. На сегодня среди студенческой молодежи заметно существует отсутствие мотивации к учебной деятельности. Это связано с тем, что они не видят взаимосвязь между мотивацией к обучению и успешностью в дальнейшей профессиональной деятельности. Известно, что студент, посещающий учебное заведение с удовольствием, интересом, положительно оценивая свою деятельность, имеет более высокие академические баллы. У многих студентов так и не формируется познавательная мотивация к концу обучения, вследствие чего, они не находят себя в профессии. К сожалению, в высшей школе наблюдается демотивация студентов к образовательной деятельности. Одними из приоритетных мотивов для успешной реализации учебной деятельности являются самоопределяемые мотивы. Они способствуют саморазвитию студента. Так же следует отметить их положительное влияние на все сферы жизни. Профессиональный рост не возможен без мотивации, а самоопределяемые мотивы являются основой для успешной карьеры. На формирование самоопределяемых мотивов влияет семейная и студенческая среда. Анализ литературы показал, что педагог в значительной мере влияет на самоопределяемые мотивы студентов. Это означает, что преподаватель играет ключевую роль в развитии этих мотивов. Следовательно, родителю сложно без участия преподавателя сформировать мотивацию. У преподавателя есть возможность дополнительно мобилизовать мотивацию молодых людей, так как ему легче распознать и определить трудности в обучение, предложить стратегии их исправления. Поэтому, преподаватель должен учитывать эти факты и грамотно использовать их в общение со студентами.

Ключевые слова: мотивация, самоопределяемые мотивы, учебная деятельность, преподаватель, студент.

Annоtation. The article deals with the formation of self-determined motives of students of higher educational institutions. It is known that today questions about the quality of education in higher education institutions and the decrease in motivation for learning activities among young people are relevant. Today, there is a noticeable lack of motivation for academic activities among students. This is due to the fact that they do not see the relationship between motivation to study and success in further professional activity. It is known that a student who attends an educational institution with pleasure, interest, and a positive assessment of his activities has higher academic scores. Many students do not form cognitive motivation by the end of their studies, as a result, they do not find themselves in the profession. Unfortunately, there is a demotivation of students to educational activities in higher education. One of the priority motives for the successful implementation of educational activities are self-determined motives. They contribute to the student's self-development. It should also be noted their positive impact on all spheres of life. Professional growth is not possible without motivation, and self-determined motives are the basis for a successful career. The formation of self-determined motives is influenced by the family and student environment. The analysis of the literature has shown that the teacher significantly influences the self-determined motives of students. This means that the teacher plays a key role in the development of these motives. Consequently, it is difficult for a parent to form motivation without the participation of a teacher. The teacher has the opportunity to further mobilize the motivation of young people, as it is easier for him to recognize and identify learning difficulties, to propose strategies for their correction. Therefore, the teacher should take these facts into account and use them competently in communication with students.

Key words: motivation, self-determined motives, educational activity, teacher, student.

Введение. В современном мире общественность все больше поднимает вопрос о качестве образовании в высших учебных заведениях и снижении мотиваций к учебной деятельности у молодых людей. На сегодня среди студенческой молодежи заметно возросло безразличное отношение к учебной деятельности. Это связано с тем, что они не видят взаимосвязь между мотивацией к обучению и успешностью в дальнейшей профессиональной деятельности. У многих студентов так и не формируется познавательная мотивация к концу обучения, вследствие чего, они не находят себя в профессии. Известно, что мотивация является основным движителем в получение знаний, которая побуждает к активным действиям. К сожалению, в высшей школе наблюдается демотивация студентов к образовательной деятельности.

Известно, что студент, посещающий учебное заведение с удовольствием, интересом, положительно оценивая свою деятельность, имеет более высокие академические баллы, большую усидчивость, лучшее самочувствие и уверенность в своём успешном трудоустройстве после окончания вуза. Тем не менее, люди, работающие со студентами, очень хорошо знают, что мотивировать их к учебе иногда бывает непросто. Следовательно, возникает целый ряд проблемных вопросов в формировании мотиваций [5].

Изложение основного материала статьи. Теория самоопределения может быть полезна для понимания вещей, которые могут мотивировать поведение. Быть самоопределенным, чувствовать автономию и свободу делая выбор, определяющий судьбу, важно для благополучия каждого человека. Когда преследуется то, что внутренне мотивировано и соответствует целям, появляется ощущение счастья и уверенность в умении делать правильный выбор. Следовательно, для студенческой молодежи имеет большое значение умение правильно ставить приоритеты в мотивации [6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.