Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-СИРОТА / ОПТИМИЗАЦИЯ / ПРОЦЕСС СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА / CHILD WITHOUT PARENTAL CARE / OPTIMIZATION / PROCESS OF FAMILY PLACEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зуева Надежда Львовна

В статье представлены результаты научной и практической работы БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, ¹ 2» в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года ¹ 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Обоснована необходимость оптимизации процесса семейного устройства воспитанников в связи с изменениями в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, за счет роста количества детей «группы риска по семейному устройству» (дети-подростки, сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья). Названы основные педагогические условия, выполнение которых ведет к оптимизации процесса семейного устройства детей. Приведены технологии работы специалистов в рамках реформирования организации для детей-сирот в современных условиях, а также данные мониторингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зуева Надежда Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of family placement of the residents of an organization for orphans and children without parental care

The article presents the results of scientific and practical work of Budgetary Institution of Social Service of Vologda Oblast «Vologda center for assistance to children without parental care No. 2» in the framework of the Resolution of the government of the Russian Federation No. 481 «On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care.» It substantiates necessary optimization of the process of children without parental care family placement, which is connected with the changes in the state data bank of children left without parental care due to the increase in the number of children «at risk for family placement» (teenage children, siblings, children with disabilities). The paper specifies the basic pedagogical conditions, the implementation of which leads to the optimization of family placement of the children at risk. The author presents work technologies fitting the modern context of the reformation of organizations for orphan children, and monitoring data.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Обучение и воспитание по областям и уровням образования: теория и методика

УДК 376.6

Н. Л. Зуева

Оптимизация процесса семейного устройства воспитанников организации для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

Аннотация

В статье представлены результаты научной и практической работы БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2» в рамках реализации Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Обоснована необходимость оптимизации процесса семейного устройства воспитанников в связи с изменениями в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, за счет роста количества детей «группы риска по семейному устройству» (дети-подростки, сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья). Названы основные педагогические условия, выполнение которых ведет к оптимизации процесса семейного устройства детей. Приведены технологии работы специалистов в рамках реформирования организации для детей-сирот в современных условиях, а также данные мониторингов.

| Ключевые слова: ребенок-сирота, оптимизация, процесс семейного устройства.

N. L. Zuyeva

Optimization of family placement of the residents of an organization

for orphans and children without parental care

Abstract

The article presents the results of scientific and practical work of Budgetary Institution of Social Service of Vologda Oblast «Vologda center for assistance to children without parental care No. 2» in the framework of the Resolution of the government of the Russian Federation No. 481 «On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care.» It substantiates necessary optimization of the process of children without parental care family placement, which is connected with the changes in the state data bank of children left without parental care due to the increase in the number of children «at risk for family

placement» (teenage children, siblings, children with disabilities). The paper specifies the basic pedagogical conditions, the implementation of which leads to the optimization of family placement of the children at risk. The author presents work technologies fitting the modern context of the reformation of organizations for orphan children, and monitoring data.

I Keywords: child without parental care, optimization, process of family placement.

В рамках реализации Постановления Правительства РФ № 481 [1], впервые перед организациями для детей-сирот поставлена важная государственная задача обеспечения реализации права семьи и детей на защиту и помощь, в том числе через содействие устройству и реинтеграции воспитанника в семью, а при отсутствии данной возможности, созданию условий для воспитания полноценной социально-адаптированной личности.

Обусловлено это тем, что с 2007 года в результате активизации гражданского сообщества к приему детей-сирот в семьи, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, произошло существенное изменение за счет роста количества детей «группы риска по семейному устройству» (дети-подростки, сиблинги, дети с ограниченными возможностями здоровья). В последние годы, в организации для детей-сирот в основном поступают дети-подростки, уже состоящие на учете в КДН, имеющие за своими плечами многолетний негативный опыт асоциального поведения, опыт употребления наркотиков, привычку к алкоголю, курению. Поэтому прежде чем выполнить основную задачу государственной политики, необходимо провести серьезную реабилитационную работу по отработке травм поступившего ребенка. Процесс реабилитации подростка с девиантным и деликвентным поведением занимает длительное время и имеет отсроченный результат, что отмечено в работах профессора Е. А. Левановой [6, 7, 11]. Дети, возвращенные из замещающих семей, составляют определенную группу риска, с которыми требуется дополнительная работа специалистов по отработке психологической травмы [3, 5, 8, 9, 10].

Все это вызывает необходимость оптимизации процесса семейного устройства воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Само понятие «оптимизация» предполагает достижение цели в условиях множественного выбора разнообразных стратегий. Постановление Правительства РФ № 481 [1] предлагает вариатив-

ный набор новых опций — возможных направлений деятельности организации для детей-сирот таких как выявления детей, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; подготовка кандидатов в замещающие родители; сопровождение замещающих семей; сопровождение выпускников; подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и переходу в замещающую семью и другие [1].

Государство сегодня дает очень широкие возможности организациям для детей-сирот, при выполнении определенных условий, выстроить свою модель деятельности, учитывая индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка [4], оставшегося без попечения родителей.

Первое условие — реформирование организации для детей-сирот. Наше учреждение работает по проблеме семейного устройства воспитанников с 1995 года. За это время произошли изменения, которые повлекли за собой реформирование учреждения в соответствии с направлениями современной социальной политики: изменения в объекте управления (в структуре, в содержании, в методах работы, в организации воспитательного процесса и в работе с семьей); изменения в системе управления (в кадровых условиях, в системе мотивации сотрудников, в научно-методических условиях, в методах управления); изменения в материально-техническом обеспечении; изменения в правовых условиях.

Результатом данных изменений стало создание новой структурно-функциональной модели учреждения — ресурсного центра, обеспечивающей оптимизацию процесса семейного устройства воспитанников. На базе учреждения проходит процесс подготовки всех участников, сопровождение семьи, возврат воспитанника в кровную семью, взаимодействие с общественными организациями и средствами массовой информации [10, 11, 12].

Адресная направленность новой модели организации: воспитанники организации; кровные семьи воспитанников; кандидаты в замещающие родители; замещающие семьи; приемные родите-

Оптимизация процесса семейного устройства воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

ли — члены региональной волонтерской службы поддержки замещающей семьи; руководители и специалисты организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Вологодской области; дети, возвращенные из замещающей семьи (психолого-педагогическая помощь); дети «группы риска» по семейному устройству; население области.

Одним из основных педагогических условий оптимизации процесса семейного устройства детей «группы риска» является предварительная подготовка всех субъектов, участвующих в данном процессе: специалистов организаций, кандидатов в замещающие родители, самих воспитанников.

Ряд технологических этапов и видов деятельности по организации семейного устройства не закреплены в федеральном законодательстве и могут регулироваться нормативными актами субъектов Российской Федерации, при соблюдении требований федерального законодательства. К числу таких видов деятельности относится организация подготовки детей к жизни в замещающей семье; реализация программ сближения детей с замещающими родителями; мониторинг качества жизни детей в замещающих семьях; подготовка и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и организаций, участвующих в семейном устройстве.

Работа с кадрами это не только работа по подготовке и переподготовке педагогических кадров, но и работа по преодолению определенных психологических рисков, связанных с сокращением кадров и реформированием учреждения. Необходимо формировать готовность педагогов к работе в новых условиях, менять тактику и стратегию управления учреждением, которое должно стать ценностным управлением. Это — создание коллектива единомышленников, мотивация всех специалистов организации для детей-сирот на выполнение основной государственной задачи по семейному устройству воспитанников; изменение и расширение функциональных обязанностей специалистов; создание единого социально-развивающего и поддерживающего пространства; формирование кадрового потенциала.

Следующая категория, которая требует серьезной подготовки, — кандидаты в замещающие родители. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребёнка.

До вступления в силу Федерального закона № 351 [3] в 2012 г., предусматривающего обязательную подготовку для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, Вологодская область (уже с 2008 г.) имела эмпирический опыт по подготовке кандидатов в замещающие родители на базе нашего учреждения, где кандидаты по желанию проходили данную подготовку [2].

На базе нашего учреждения с 2008 по первое полугодие 2018 г. прошли подготовку 1099 кандидатов в замещающие родители, из них: 662 кандидата (60%) взяли детей сразу после прохождения подготовки; 374 гражданина (34%) встали на учет в органы опеки и попечительства и осуществляют сбор документов и подбор кандидатуры ребенка; отказался от идеи принять в свою семью ребенка после прохождения подготовки 61 человек (6%), отказ органов опеки и попечительства получили 2 человека (0,2%).

Следующая категория, требующая подготовки к переходу в семью — воспитанники организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Работа по семейному устройству воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает в себя два основных направления: возвращение (реинтеграция) воспитанника в кровную семью и устройство воспитанника в замещающую семью. Реализация данных направлений работы предполагает разные цели. При реинтеграции воспитанника в кровную семью основной целью работы становится восстановление утраченных детско-родитель-ских отношений, при устройстве воспитанника в замещающую семью — формирование новых дет-ско-родительских отношений. Приоритетной работой для коллективов организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является работа по возвращению воспитанника в кровную семью.

В рамках подготовки воспитанников к переходу в семью и к будущей самостоятельной жизни в учреждении разработана воспитательная программа «Моя семья». Целью программы является социальная реабилитация воспитанников БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 2», подготовка к будущей семейной жизни и переходу на семейные формы воспитания.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, является организационной основой подготовки, реабилитации и устройства воспитанников на семейные формы воспитания, подготовки

воспитанников к будущей семейной жизни, направлена на обеспечение реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на защиту и помощь, в том числе через содействие устройству и реинтеграции их в семью, а при отсутствии данной возможности — создание условий для воспитания полноценной социально-адаптированной личности и расширение сферы деятельности учреждения и функционала его сотрудников.

В связи с усиленным вниманием государства и общества к вопросу семейного устройства ребенка-сироты, большим эмпирическим опытом работы коллектива учреждения в ходе эксперимента возникла необходимость выделения в отдельный раздел работу с детьми, возвращенными из замещающей семьи и детьми «группы риска» по семейному устройству. В данный раздел входит психолого-педагогическая помощь по отработке посттравматического синдрома, переориентирование воспитанников на устройство в новую приемную семью, а также социальная реабилитация и интеграция воспитанника в социум.

Сопровождение ребенка в замещающей семье является не только этапом реализации технологии устройства воспитанников организаций для детей-сирот в замещающую семью, но и в связи с увеличением количества возвратов детей из приемных семей, одним из важных условий оптимизации данного процесса.

В Вологодской области в 2016 г. Департамент социальной защиты населения начал реализацию модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе замещающих. В рамках реализации данной программы Департаментом социальной защиты населения определен перечень организаций социального обслуживания, которые являются муниципальными операторами по сопровождению семьи, в том числе замещающей, в 26 муниципальных образованиях и двух городских округах (г. Вологда, г. Череповец) Вологодской области. Кроме этого, в области с 2009 г. в семи организациях для детей-сирот открыты отделения — службы содействия семейному устройству воспитанников, которые оказывают комплексную социальную помощь гражданам, желающим принять или приняв -шим на воспитание детей-сирот.

По результатам мониторинга за первое полугодие 2018 г., в Вологодской области — из 2781 замещающей семьи на сопровождении находится 891 семья. Специалистами организаций, сопровождающих семьи, оказано 11 805 услуг; привлеченными специалистами из других учреждений оказана 1671 услуга. За 2017 год нашим учреждением было оказано 1049 услуг приемным родителям, за

первое полугодие 2018 года — 566 услуг приемным родителям. Система мониторинга воспитания детей в замещающих семьях способствует оказанию помощи на ранних этапах проблемной ситуации и уменьшению случаев возврата детей из замещающих семей.

В связи с необходимостью создания системы общественного контроля, формирования открытого рынка социальных услуг, одним из важных условий оптимизации процесса семейного устройства воспитанников организаций для детей-сирот является вовлечение гражданского сообщества в решение данной проблемы.

Данное условие включает в себя следующие составляющие: организация добровольческого движения приемных родителей; взаимодействие с православной церковью; взаимодействие со средствами массовой информации по привлечению граждан; изменение и расширение содержания деятельности самой организации для детей-сирот через внедрение открытых мероприятий («День Аиста» в Москве, «Право на счастье» в Вологде, «Дни открытых дверей», «Родительские субботы», информативные сайты организаций и др.) для установления дополнительных социальных контактов.

Исходя из эмпирического опыта работы, мы можем констатировать тот факт, что очень хорошим дополнительным ресурсом, усиливающим эффективность работы по семейному устройству воспитанников являются замещающие родители, имеющие позитивный опыт воспитания приемных детей. В 2008 году наше учреждение стало инициатором создания двух общественных объединений: Региональной волонтерской службы поддержки замещающей семьи и клуба социальной журналистики «Время говорить».

Сегодня в Вологодской области сформировано профессиональное сообщество приемных родителей, создана региональная сеть волонтерских групп, функционирующих как система профессиональной экстренной помощи семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Оказываемая помощь осуществляется с использованием технологий «равный — равному», «семья — семье».

Важную роль в привлечении кандидатов в замещающие родители и изменении общественного мнения в отношении приемных семей играют средства массовой информации. В связи с распространением негативных стереотипов, касающихся детей-сирот, важно не только информировать население, но и его просвещать, демонстрируя положительный опыт воспитания приемных детей.

В состав клуба социальной журналистики «Время говорить!» входят 46 журналистов, за-

Оптимизация процесса семейного устройства воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

нимающихся социальной тематикой из 13 муниципальных районов и двух городских округов Вологодской области (Вологда и Череповец). Сотрудничество в рамках клуба идет с 26 печатными изданиями, из них 23 газеты и 3 журнала. Данный клуб объединил представителей средств массовой информации Вологодской области, занимающихся социальной тематикой и вопросами семейного устройства воспитанников детских домов. И что важно — в этой работе принимают непосредственное участие сами воспитанники, которые одновременно получают и навыки журналистской работы.

Решая задачу вовлечения гражданского сообщества в проблему семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, мы стараемся открыто работать с сетью социальных контактов.

В практике работы нашего учреждения — благотворительные мероприятия для жителей микрорайона на городских и областных праздниках, на шефствующих предприятиях; участие в региональных и всероссийских выставках и др. Целями данных мероприятий являются привлечение внимания широкой общественности к работе организаций для детей-сирот, формирование позитивного общественного мнения об успешной деятельности по социализации воспитанников. Наше учреждение с 2010 года в преддверии международного Дня защиты детей организует для жителей центрального микрорайона города Вологды, замещающих и кровных семей, будущих замещающих родителей ежегодную благотворительную акцию «Право на счастье», которую посещает большое количество населения г. Вологды.

Учитывая опыт работы центра содействия семейному устройству воспитанников в семьи граждан «Алые паруса» Москвы, с 1 июля 2015 г. специалисты БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родите-

лей, № 2» (ВЦПД № 2) совместно с Вологодской Епархией начали реализацию проекта «Призреть сироту — христианский долг каждого». В рамках реализации данного проекта на базе БУ СО ВО ВЦПД № 2 прошли подготовку 30 социальных работников и 15 настоятелей православных приходов вологодских храмов. Информация о данном проекте размещается на сайте Вологодской епархии «София», начата работа с прихожанами православных храмов Вологодчины по временному пребыванию воспитанников в семьях.

С января 2016 г. БУ СО ВО ВЦПД № 2 как учреждение, имеющее достаточное научно-методическое ресурсное обеспечение получило статус опорно-методической площадки Департамента социальной защиты населения Вологодской области по теме «Ресурсный центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального сопровождения семей с детьми (в том числе замещающих семей), семейных воспитательных групп».

Новая модель организации — ресурсного центра оптимизирует, выполняя все основные условия, процесс семейного устройства воспитанников, так как направлена на: реализацию индивидуальных потребностей в семейном устройстве каждого ребенка (на устройство воспитанника в замещающую семью, восстановление родителей в родительских правах и возвращение воспитанника в кровную семью); воспитание активного социально-адаптированного воспитанника; на организационно-методическое сопровождение специалистов; сопровождение семьи; региональные мониторинги семейного устройства воспитанников организаций для детей-сирот; просвещение гражданского общества по проблемам семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Литература

1. О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»): постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. № 481 // Собрание законодательства РФ от 2 июня 2014 г. № 22. — Ст. 2887. — 8 с.

2. О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Феде-

ральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ // Российская газета. — 2011. — 2 декабря (№ 272).

3. Булавлева, Т. В. Инновации в образовании: интеграция в процесс ресоциализации безнадзорных подростков / Т. В. Булавлева // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2018. — № 2. — С. 36-39.

4. Водяха, Ю. Е. Модель психолого-педагогического распознавания признаков интеллектуальной одаренности у подростков / Ю. Е. Водяха // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2016. — № 4. — С. 13-18.

5. Водяха, Ю. Е. Психологическая готовность старших подростков к единому государственному экзамену в услови-

ях образовательной организации / Ю. Е. Водяха, О. О. Ворошилова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 3. — С. 6-10.

6. Леванова, Е. А. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза / Е. А. Леванова, М. Н. Кожевникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 2. — С. 50-55.

7. Леванова, Е. А. Стратегия формирования практической готовности педагога к взаимодействию с подростками / Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Перспективы науки. — 2013. — № 3. — С. 191-194.

8. Москвина, Е. В. Социальная реабилитация подростков с девиантным поведением в специальных учреждениях / Е. В. Москвина // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — № 2. — С. 54-60.

9. Огородова, Л. Н. Педагогическое моделирование воспитательного пространства класса в целях развития социальной компетентности подростков-школьни-

References

1. O deyatelnosti organizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostav-shikhsya bez popecheniya roditeley, i ob ustroystve v nikh detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley ( vmeste s «Polozheniyem o deyatelnosti organizatsiy dlya detey-sirot i detey, ostavshikhsya bez popecheniya roditeley, i ob ust-roystve v nikh detey, ostavshikhsya bez popecheniya rodite-ley»): Postanovleniye Pravitelstva RF ot 24 maya 2014 g. № 481 [On the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care (with the «Statement on the activities of organizations for orphans and children left without parental care, and on the placement of children left without parental care»): Resolution of the government of the Russian Federation No. 481 of 24 May 2014] // Sobrani-ye zakonodatelstva RF ot 2 iyunya 2014 g [Collection of RF Legislation of 2 June 2014] № 22. — 2887 p. — P. 8.

2. O vnesenii izmeneniy v statyi 127 i 146 Semeynogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i statyu 271 Grazhdanskogo protses-sualnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii: Federalniy zakon ot 30 noyabrya 2011 № 351-FZ [On the Changes in articles 127 and 146 of the Family Code of the Russian Federation and article 271 of the Civil Procedure Code of the Russian Federation: Federal Law № 351-FZ of 30 November 2011] // Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. — 2011. — 2 December (№ 272).

3. Bulavleva, T. N. Innovations in education: integration into the process of resocialization of adolescents / T. N. Bulavleva // Innovative projects and programs in education. — 2018. — № 2. — P. 36-39.

4. Vodyakha, Yu. Ye. Psycho-pedagogical model feature recognition of intellectual giftedness in adolescents / Yu. Ye. Vodyakha // Municipal education: innovation and experiment. — 2016. — № 4. — P. 13-18.

5. Vodyakha, Yu. Ye. Psychological readiness of older teenagers to the unified state examination in terms of educational

ков / Л. Н. Огородова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2017. — № 5. — С. 59-65.

10. Семья, Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства / Г. В. Семья, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. — 2016. — № 1, т. 21. — С. 67-82.

11. Серякова, С. Б. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы — от концепции к оперантной модели / С. Б. Серякова, Е. Л. Леванова, Т. В. Пушкарева, Е. В. Звонова, Я. А. Баскакова, В. В. Серякова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 1. — С. 6-13.

12. Ткалич, С. К. Концептуальный подход к непрерывному воспитанию детей и подростков на примерах историко-культурного наследия России («художественное образование» будущих педагогов) / С. К. Ткалич, Г. И. Фазылзянова, В. В. Балалов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 1. — С. 77-84.

organizations / Yu. Ye. Vodyakha // Municipal education: innovation and experiment. — 2017. — № 3. — P. 6-10.

6. Levanova E. A. Integration of foreign students into the educational environment of the Russian university / E. A. Levanova, M. N. Kozhevnikova // Municipal education: innovation and experiment. — 2018. — № 2. — P. 50-55.

7. Levanova E. A. Strategy of Forming Teachers' Practical Readiness to Interaction with Teenagers / E. A. Levanova, T. V. Pushkareva // Science prospects . — 2013. — № 3. — P. 191-194.

8. Moskvina E. V. Social rehabilitation of adolescents with deviant behavior in institutions / E. V. Moskvina // Innovative projects and programs in education. — 2015. — №2. — P. 54-60.

9. Ogorodova L. N. Pedagogical modelling of upbringing space of class in order to promote social competency of teenage-student / L. N. Ogorodova // Innovative projects and programs in education. — 2017. — № 5. — P. 59-65.

10. Semya, G. V. Preventing Social Orphanhood: the Russian Model / G. V. Semya, G. O. Zaytsev, N. G. Zaytseva // Psychological science and education. — 2016. — № 1, t. 21. — P. 67-82.

11. Serykova, S.B. Social and pedagogical competency of a social sphere specialist: from the concept to the operant model / S. B. Seryakova, E. L. Levanova, T. V. Pushkaryo-va, E. V. Zvonova, Ya. A. Baskakova, V. V. Seryakova // Municipal education: innovation and experiment. — 2018. — № 1. — P. 6-13.

12. Tkalich, S. K. Conceptual approach to the continuous education of children and adolescents on the examples of the historical and cultural heritage of Russia («Arts education» future teachers) / S. K. Tkalich, G. I. Fazilzyanova, V. V. Bal-alov // Municipal education: innovation and experiment. — 2017. — № 1. — P. 77-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.