Научная статья на тему 'Социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями в процессе профессионального обучения'

Социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT / PROFESSIONAL EDUCATION / PHYSICALLY HANDICAPPED STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеева Наталья Юрьевна

В статье рассматриваются компоненты социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в условиях профессионального образования. Раскрыты проблемы профессионального образования и пути выбора подростками будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Pedagogical Support of Physically Handicapped Students in the Professional Education Process

This article deals with the components of socio-pedagogical support for physically handicapped students in the education process. The problems of professional education and choosing a future profession are revealed.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями в процессе профессионального обучения»

УДК 371.9:371 ББК 74.5:74.66

Корнеева Наталья Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра педагогики и психологии профессионального образования Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Korneeva Natalya Yurievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of the Pedagogics and Psychology of Professional Education Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями в процессе профессионального обучения Socio-Pedagogical Support of Physically Handicapped Students in the Professional Education Process

В статье рассматриваются компоненты социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в условиях профессионального образования. Раскрыты проблемы профессионального образования и пути выбора подростками будущей профессии.

This article deals with the components of socio-pedagogical support for physically handicapped students in the education process. The problems of professional education and choosing a future profession are revealed.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, профессиональное обучение, учащиеся с ограниченными физическими возможностями.

Key words: socio-pedagogical support, professional education, physically handicapped students.

Осуществляемый в стране процесс модернизации образования призван

обеспечить благоприятные условия для дальнейшего развития позитивных тенденций, наметившихся в образовании, в том числе и в процессе социальнопедагогической поддержки. В Конвенции ООН о правах ребенка, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году, говорится о необходимости создания благоприятных условий для физического, умственного, нравственного, духовного развития, самоопределения и становления личности.

Российская педагогика переживает один из интереснейших этапов своего развития. Меняется общий взгляд на образование, понимаемое как культурный процесс, суть которого проявляется в гуманистических ценностях и культурных формах взаимодействия его участников (Е.В. Бондаревская, Л.П.Буева,

В.Н.Иванов, И.С.Кон и др.) Ученика перестают воспринимать как объект целенаправленных педагогических воздействий. Он становится субъектом образования и своей жизни, инициатором и творцом процесса собственного учения, его системообразующим началом.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России.

В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн. человек. В перспективе их численность будет расти.

Практические основы педагогической поддержки О.С.Газман заложил еще в 70-х гг. Говоря о педагогической поддержке как особой педагогической категории, он подчеркивал, что в условиях поддержки и заботы ребенок начинает проявлять себя не просто в активных и позитивных формах поведения. Он вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослым.

В контексте гуманизации образования педагогическая поддержка представляет собой систему способов, средств, которая реально поможет детям и подросткам в их нравственном, гражданском, профессиональном выборе; обеспечит условия для самостоятельного преодоления трудностей их саморазвития в коммуникативной и досуговой деятельности.

В нашей стране специальные исследования по поддержке учащихся с ограниченными физическими возможностями с привлечением педагогов для решения этой проблемы постепенно активизируются. Разработкой проблемы особенности детей с различными нарушениями в развитии занимались (Л.С. Выготский, В.В. Коркунов, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, И.В.Цукерман); проблемами социально - педагогической поддержки детей (И. А. Зимняя, Л.Я. Оли-ференко, П.С. Рагожин и др.)

Анализ психолого-педагогической литературы (А.Р.Лурия, В.И.Лубов-ский, Э.И.Леонгард и др.) позволил выявить особенности развития личности учащихся с ограниченными физическими возможностями к которым относятся:

- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;

- трудность словесного опосредствования;

- замедление процесса формирования понятий.

- трудностями в общении с окружающими и невозможностью полноценного усвоения социального опыта посредствами речи;

- существенным недоразвитием разных видов деятельности (предметной, игровой, элементарно трудовой), в процессе которых идет освоение социального опыта и формирование личностных качеств.

В Международных и отечественных нормативно-правовых актах декларируются принципы равенства прав лиц с ограниченными физическими возможностями на получение полноценного образования и приоритетного удовлетворения своих особых потребностей.

В современных педагогических исследованиях разрабатываются различные модели, типы, условия интегрирующего образования учащихся с ограниченными физическими возможностями с их здоровыми сверстниками, подчеркивается роль профессионального образования, учреждений культуры и спорта, социализации и педагогической поддержки данной категории (А.В.Батова, Д.А.Быков, В.П.Гудонис, О.С.Рыжова, Е.Н.Сорочинская, Л.М.Шипицина и др.).

Опираясь на психолого-педагогические особенности учащихся с ограниченными физическими возможностями, социально-педагогическая поддержка в условиях профессионального образования - это педагогически организованный процесс, направленный на оказание помощи в социальном становлении личности, в профессиональном самоопределении, развитии способностей к общению и творчеству, проявление социально-одобряемых форм поведения, в целях интеграции субъекта в общество и возможности социального функционирования в нем в качестве полноправного участника гражданских отношений.

Принципами социально-педагогической поддержки, на наш взгляд, могут служить следующие: согласие подростка на помощь и поддержку; опора на личные силы и потенциальные возможности личности; вера в эти возможности;

ориентация на способность подростка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоце-ночность.

Мы выделяем следующие компоненты процесса социально-

педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями в условиях профессионального обучения:

1) Цель - оказание помощи в профессиональном и социальном становлении личности подростка с ограниченными физическими возможностями

2) Содержание, представленное программой социальнопедагогической поддержки.

3) Принципы: гуманистической направленности, сотрудничества,

природосообразности, личностного подхода, культуросообразности, согласие ребенка на помощь и поддержку, опора на личные силы и потенциальные возможности личности, вера в эти возможности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; совместность, сотрудничество, содействие; доброжелательность и безоценочность; реализация принципа «Не навреди».

4) Социально-педагогические технологии, включающие: индивидуальные программы, консультации, коррекционно-педагогические занятия; профориентация; арт-игро-психотренинг; семейная психотерапия; общевоспитательные мероприятия; библиотерапия; проигрывание конфликтных ситуаций; ролевые игры; инсценировки; активизация мышления, памяти, внимания.

5) Педагогические условия содействия реализации социальнопедагогической поддержки:

- обеспечение вариативности содержания деятельности с подростками на основе индивидуальных программ социально-педагогической поддержки;

- реализация субъект-субъектных отношений, которые обеспечивают взаимодействие всех участников образовательного процесса в условиях профессионального образования через коррекционно-развивающую деятельность;

- осуществление психолого-педагогической помощи семье в процессе профориентации подростка.

6) Мониторинг результатов социально-педагогической поддержки: для выявления уровня социального развития учащегося в учреждении профессионального образования были выделены следующие критерии и показатели: способность к общению, участие в профессиональной деятельности, социально-одобряемые формы поведения.

Помощь учащемуся в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Как известно, человек реализует себя в общественно полезном, а главное - в личностно значимом труде, поэтому ещё в глубокой древности подготовка ребёнка к любому труду освящалась ритуалами и была даже связана с мифологией. Но со временем, по мере общественного разделения и дифференциации труда на профессии управленческие и исполнительские, на труд умственный и физический, общественная ценность и личностная значимость труда становятся неодинаковыми. На первое место всё больше выходят так называемые «престижные» профессии. Меняется (а фактически - уже давно изменился) и характер профориентационной помощи молодому человеку. Как пишут некоторые современные авторы, главное при построении «успешной карьеры» - это «добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода»...

Таким образом, в современном мире идёт процесс разделения профессий на «лучшие» и «худшие». Соответственно и люди всё больше делятся на «лучших» (элиту) и «худших» (массу). Естественно, у многих при этом возникает внутренний протест против такого разделения, но, к сожалению, надо быть реалистами, тем более в условиях, когда такое разделение профессий и людей мастерски пропагандируется средствами массовой информации и общественное мнение принимает это как должное. В итоге получается, что профориентация всё больше оказывается в центре самых острых, актуальных общественных проблем.

Проблема профессиональной ориентации имеет достаточно разработанную теоретическую основу. Значительный вклад в обоснование профориентации внесли А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т.Шацкий, И.Н. Шпильрейн, Н.Д. Левитов, С.Г. Геллерштейн, А.И. Щербаков, Н.А. Рыбников и др.

Даже при самых благоприятных обстоятельствах выбор профессии становится все более трудной задачей, поскольку само общество становится все более сложным.

Многие теоретики пытались описать процесс поиска и выбора профессии.

Так, в своей теории компромисса с реальностью Эли Гинзберг обращал особое внимание на тот факт, что выбор профессии - это развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному выбору. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Например, решение не поступать в техникум или вуз, а вместо этого пройти курсы коммерции делает впоследствии затруднительным получение высшего образования. На исправление допущенных ошибок требуется много времени, сил, а иногда и денег. По мере того как дети взрослеют, они приобретают знания, и перед ними открываются новые возможности. Они учатся понимать самих себя и свое окружение и приобретают способность делать осознанный выбор. Как правило, такой выбор подразумевает сравнение идеала и реальности.

При формировании личности ребенка с отклонениями в развитии значимость семьи существенно возрастает. От взаимоотношений с родителями зависит, на сколько адекватным будет их взаимодействие с окружающей средой.

Ученые Н. Лопес и Р. Андреас [2] выделили множество способов, с помощью которых родители оказывают влияние на выбор профессии их детьми.

Один из вариантов - прямое наследование профессии: сын или дочь принимает дело родителей, продолжение семейного бизнеса представляется более легким и мудрым решением, чем начало своего собственного.

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или специализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены. Зачастую подростки с ограниченными физическими возможностями не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, чтобы сделать им приятное или просто оттого, что сами не знают, чего хотят. Одним из мотивов такого «произвола» со стороны родителей может быть желание видеть, что ребенок приобрел специальность, которой они сами всегда интересовались, но так и не смогли ее получить. В этом случае родители хотят осуществления своей мечты через детей.

На выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности. Но влияние родителей ослабевает и все более усиливается роль других факторов, таких как средства массовой информации или образование. Также на выбор профессии молодых людей влияют сверстники. Исследования относительного влияния родителей и сверстников на образовательные планы молодых людей (связанные больше с выбором уровня профессии, чем конкретной специальности) дают несколько противоречивые результаты. Фактически большинство молодых людей согласуют свои планы и с родителями и с друзьями. Как правило, мнение друзей подкрепляет пожелания родителей, потому что молодые люди общаются со сверстниками, цели которых во многом совпадают с целями родителей.

Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, и тому имеется много причин.

Во-первых, интеллект является важным фактором, определяющим способность человека принимать решения. Существует более высокая вероятность, что способные подростки сделают соответствующий их интеллектуальным способностям, интересам, знаниям и возможности получить обучение профессиональный выбор. Менее одаренные молодые люди чаще делают не-

реалистический выбор. Они чаще выбирают эффектные или высокопрестижные профессии, для которых у них нет необходимых данных, и которые их интересуют только из-за своей престижности. В своем выборе они руководствуются скорее мнением родителей или сверстников, а не собственными способностями.

Во-вторых, интеллект оказывает большое влияние на уровень стремлений молодого человека. Учащиеся, проявляющие высокие способности к приобретению знаний, как правило, ставят перед собой более высокие цели, чем менее способные.

В-третьих, способность индивида достичь успеха или потерпеть неудачу в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта.

Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Существует проверенная на практике теория, согласно которой чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Иными словами, вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большой степени подобны интересам тех, кто уже добился признания в Данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. На основании результатов теста подростку советуют обратить особое внимание на те сферы деятельности, к которым был выявлен наибольший интерес.

Важным фактором при выборе работы является финансовое вознаграждение за труд. Появляется все больше данных, свидетельствующих об изменении целей и мотивации молодых людей при выборе специальности перед поступлением в профессиональное училище, колледж и пр. Сегодня, в 2000-е годы, выпускники выбирают профессии более престижные и дающие больше возможностей для развития карьеры (наиболее популярны компьютеры и бизнес). Студенты рассматривают учебу как путь к достижению успеха и благополучия на избранном поприще.

Социально-педагогическая поддержка имеет свою специфику, т.к. учитывает влияние биологических (природных) и социальных (поведенческих) факторов, что объясняет сущность содержательных компонентов данного процесса.

На практике встречаются случаи, когда учащиеся обучаются профессии, противопоказанной им по состоянию здоровья. Социально-педагогическая поддержка учащихся с ограниченными физическими возможностями предполагает помочь молодому человеку из группы близких профессий выбрать ту, которая отвечает его интересам и возможностям организма.

Анализ теоретических источников и практического опыта позволяет выделить следующие проблемы, возникающие в учреждениях начального и среднего профессионального образования и затрудняющие процесс социальнопедагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями:

1. Обучение учащихся с ограниченными физическими возможностями, в основном, профессиям, не пользующимся большим спросом.

2. Психолого-педагогическая неготовность педагогических коллективов училищ к работе с учащимися данной категории.

3. Негативное отношение здоровых учащихся к учащимся с ограниченными физическими возможностями, которое больше всего проявляется в условиях совместного проживания в общежитии.

Социально-педагогическая поддержка возможна при определенных отношениях, сложившихся в профессиональном учреждении между преподавательским составом и учащимися с ограниченными физическими возможностями. Социально-педагогическая поддержка может быть реализована, если учащийся согласен на помощь и поддержку со стороны педагога; педагог верит в позитивные возможности и потенциал личности; педагог придерживается принципов защиты прав, здоровья, человеческого достоинства личности учащегося, если применяется рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам социальнопедагогической поддержки особенного, своеобразного, заложенного в данном индивиде от природы или приобретенного в индивидуальном опыте.

Библиографический список

1. Борисова, Е.М. Индивидуальность и профессия /Борисова, Е.М., Логинова, Г.П.- М: Изд-во «Маяк», 2005.-80с.

2. Буякас, Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением // Вестн. Моск. ун-та Сер. 14. Психология. - 2007.- №2.- С.69-77.

3. Социальная работа с инвалидами / под ред. Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих. -М.: Изд -во АПО, 2008. -280 с.

Bibliography

1. Borisova, E.M., Loginova, G.P. Individuality and Profession / E.M. Borisova, G.P. Loginova. - Moscow: «Mayak», 2005. - 80 p.

2. Buyakas, T.M. Education Process as a Dialogue Between Professional and Personal Development // Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. - 2007. - № 2. - P .69 - 77.

3. Social Work with Physically Handicapped People / Edited by E.I. Kholostova, A.I. Osad-chikh. -M.: Printing House of APO, 2008. - 280 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.