Научная статья на тему 'В преддверии двухуровневой системы образования'

В преддверии двухуровневой системы образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В преддверии двухуровневой системы образования»

УДК 378.6:376.3

Н. Ю. Корнеева Челябинск

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

К УПРАВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКОЙ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-педагогическая поддержка; интеграция; учащиеся с ограниченными физическими возможностями.

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются проблемы обучения учащихся с ограниченными физическими возможностями. Анализируются компоненты социально-педагогической поддержки данной категории детей. Раскрываются педагогические условия и критерии социальнопедагогической поддержки.

N. Y. Korneeva Chelyabinsk

THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS

FOR SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT MANAGEMENT

OF PHYSICALLY CHALLENGED STUDENTS

KEY WORDS: social-pedagogical support; integration; physically challenged students.

ABSTRACT. The article deals with a problem of education for physically-challenged students. The components of social-pedagogical support of the mentioned group of children have been analised. The pedagogical conditions and social-pedagogical support criteria have been revealed.

В Российской Федерации сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты прав и интересов детей, обеспечения полноценного развития и поддержки учащихся, имеющих нарушения в развитии. Ведется профессиональная подготовка специалистов, работающих с детьми с различными нарушениями. Вводятся новые

специальности, постоянно обновляются программы обучения, раскрывающие специфику работы с такими учащимися. Изучение отечественного и зарубежного опыта, профилактика и поддержка учащихся инвалидов осуществляется в рамках Федеральной программы «Дети России» и подпрограммы «Дети-инвалиды». Данный вопрос находится под постоянным контролем Правительства Рос-

сийской Федерации, а также структур при Президенте и Государственной думе.

Процесс гуманизации отношения общества к лицам с ограниченными возможностями и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой категории населения России.

По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 млн людей с нарушениями психического и физического развития, что составляет уш часть жителей нашей планеты.

Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 млн детей с ограниченными возможностями.

В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн человек. В перспективе их численность будет расти.

Широкое внедрение в образовательную практику ведущих идей и технологий личностно-ориентированного образования придает всей системе образования, включая процесс социальнопедагогической поддержки, новый, гуманистический смысл и гуманитарную направленность, предполагает обеспечение с данной целью природосообразной и здоровьесберегающей среды для развития личности каждого учащегося. Процесс гуманизации отношения общества к лицам с отклонением в развитии и все более расширяющаяся интеграция их во все сферы социальной жизни в условиях социально-экономического кризиса в России побуждает искать новые наиболее эффективные формы реализации социальной помощи этой одной из самых уязвимых категорий населения. Наше исследование посвящено актуаль-

ной проблеме, связанной с определением содержания, способов, приемов, технологий управления процессом социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями. Необходимо привести в действие механизмы социализации:

коммуникативные умения и навыки, культуру общения; восстановление психического, нравственного здоровья и социального статуса учащихся с ограниченными физическими возможностями.

В контексте гуманизации образования педагогическая поддержка представляет собой систему способов,

средств, которая реально поможет детям и подросткам в их нравственном, гражданском, профессиональном выборе;

обеспечит условия для самостоятельного преодоления трудностей их саморазвития в коммуникативной и досуговой деятельности.

В нашей стране специальные исследования по поддержке учащихся с ограниченными физическими возможностями с привлечением педагогов для решения этой проблемы постепенно активизируются. Разработкой проблемы особенности детей с различными нарушениями в развитии занимались Л. С. Выготский, В. В. Коркунов, Э. И. Леонгард,

Н. Н. Малофеев, И. В. Цукерман; проблемами социально-педагогической поддержки детей — И. А. Зимняя, Л. Я. Оли-ференко, П. С. Рагожин и др.

На сегодняшний день в отечественной литературе выделено три основных типа педагогической поддержки:

1) физиолого-педагогическая поддержка — обеспечение физического здоровья, безопасности жизни и развитие организма путем удовлетворения витальных потребностей. Данная деятельность предполагает: во-первых,

выявление заболеваний у подростков и своевременное направление на лечение; во-вторых, помощь в освоении основ физической культуры;

2) психолого-педагогическая поддержка — совокупность методов и мер, направленных на оказание помощи в психологической стабилизации личности, на поддержание положительных эмоций, развитие психологической устойчивости, творческой активности личности, способности к самопознанию и самореализации;

3) социально-педагогическая поддержка — система средств, мероприятий, которая:

• помогает предотвращению межличностных конфликтов, формирует позитивные отношения между людьми;

• способствует развитию способностей и интересов личности, защите его прав;

• формирует и развивает личностные качества индивидов, необходимые для позитивной жизнедеятельности. Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему достигать позитивных результатов в общении, самовоспитании, образе жизни.

В международных и отечественных нормативно-правовых актах декларируются принципы равенства прав лиц с ограниченными физическими возможностями на получение полноценного образования и приоритетного удовлетворения своих особых потребностей.

В современных педагогических исследованиях разрабатываются различные модели, типы, условия интегрирующего образования учащихся с ограниченными физическими возможностями с их здоровыми сверстниками, подчеркивается роль профессионального образования, учреждений культуры и спорта, социализации и педагогической поддержки детей данной категории (А. В. Батова, Д. А. Быков, В. П. Гудонис,

О. С. Рыжова, Е. Н. Сорочинская, Л. М. Шипицина).

На развитие ребенка с ограниченными физическими возможностями огромное влияние оказывает его ближайшее окружение, социальная среда, в которой он воспитывается. Теорию социализации, социальной адаптации и реабилитации разработали в своих трудах Л. И. Божович, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, В. И. Загря-зинский, И. С. Кон, А. В. Мудрик и др.

Проводимый анализ теоретических основ исследуемой проблемы позволил определить, что сущность социальнопедагогической поддержки, под которой понимают процесс, направленный на содействие детям в преодолении их трудной жизненной ситуации, побуждение их к активной самопомощи, личностного развития, самореализации в обществе, состоит в совместном с подростком выявлении его интересов, способностей, целей, возможностей и путей преодоления существующих проблем жизнедеятельности (О. С. Газман, Н. Л. Гундарева, С. А. Маврин, А. В. Петровский, К. Роджерс).

Исходя из этого можно определить социально-педагогическую поддержку как социокультурный процесс индивидуального развития личности учащихся, осуществляемый педагогом и опосредованный системой общественных институтов, направленный на создание условий для саморазвития учащихся, которое происходит в процессе самоопределения (определение цели деятельности), самореализации (определение средств достижения цели), самоорганизации, самореабилитации (выбор условий для достижения цели с помощью выбранных средств).

Социально-педагогическая поддержка возможна при определенных отношениях, сложившихся между педагогом и ребенком. Социально-педагогическая поддержка может быть реализована, если:

— учащийся согласен на помощь и поддержку со стороны педагога;

— педагог верит в позитивные возможности и потенциал личности;

— между педагогом и ребенком сложились партнерские отношения, основанные на уважении, доверии, доброжелательности, сотрудничестве, содействии, безоценочности суждений и с той и с другой стороны;

— педагог придерживается принципов защиты прав, здоровья, человеческого достоинства учащихся;

— применяется рефлексивно-аналитический подход к процессу и результатам педагогической поддержки.

Мы определили условия эффективности процесса социально-педагогической поддержки личности учащихся.

Первое педагогическое условие — субъект-субъектные отношения, предполагающие равноправные, партнерские отношения педагога и учащихся. Субъ-ект-субъектные отношения педагога и учащихся требуют от педагога знаний по психологии общения, владения элементами психологической диагностики, тренингов эффективного общения, консультирования учащихся и родителей. Значит, руководителю нужно подумать о создании службы психологического сопровождения, которая могла бы решать подобные вопросы с детьми, педагогами, родителями.

Второе педагогическое условие — обеспечение вариативности содержания деятельности с учащимися с ограниченными физическими возможностями на основе индивидуальных программ социально-педагогической поддержки, то есть возможность образования поискового, представляющего ребенку выбор содержания, предмета, форм образования, педагога, формирующего у учащихся такую картину мира, которая обеспечивает ориентацию личности в любых жизненных ситуациях, стимулирующего процесс саморазвития.

Третье педагогическое условие — формирование профессиональной направленности, которая основывается на широком круге потребностей, интересов,

идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

В современных педагогических исследованиях разрабатываются различные модели, типы, условия интегрирующего образования учащихся с ограниченными физическими возможностями с их здоровыми сверстниками, подчеркивается роль профессионального образования, учреждений культуры и спорта, социализации и педагогической поддержки данной категории (А. В. Батова, Д. А. Быков, В. П. Гудонис, О. С. Рыжова, Е. Н. Сорочинская, Л. М. Шипицина и др.).

Мы определили критерии социальнопедагогической поддержки личности учащихся, по которым можно судить об эффективности реализации процесса.

1. Когнитивный, предполагающий познание учащимся самого себя, своих способностей и возможностей, окружающего мира, поиск своего места в социуме, жизненного пути, т. е. самоопределение. Педагог, работающий на принципах социально-педагогической поддержки, должен выстраивать товарищеские отношения с ребенком, предполагающие равноправие субъектов общения, уважение достоинства, права выбора и действия, самостоятельность, независимость учащихся, приверженность диалоговым формам общения. Такой педагог должен быть профессионально готов к работе в режиме социально-педагогической поддержки, владеть соответствующими педагогическими технологиями и методами работы, быть способным к самоанализу, иметь адекватную самооценку, эм-патийность, гибкость.

2. Мотивационный, заключающийся в осознании мотивов деятельности, помощи педагога в развитии мотивации к

познанию и творчеству. Для развития мотивации необходимы вариативность выбора видов познавательной, трудовой, игровой деятельности, форм социального общения и взаимодействия, направленность на достижение результатов в социальной деятельности и адекватная оценка участия в ней, наличие ситуации успеха для каждого учащихся, разнообразие путей решения проблем и достижение поставленной цели.

3. Деятельностный, позволяющий учащемуся реализовать свою индивидуальность в предметной сфере, сфере общения. Важно наличие многоуровневой психолого-педагогической, социокультурной системы в образовательном учреждении, позволяющей удовлетворить в деятельности разнообразные потребности и интересы личности от уровня формирования интереса, потребности до уровня профессионально ориентированной индивидуальной работы, формирования творческой самостоятельности.

Наше исследование конкретизирует определение социально-педагогической поддержки учащихся в процессе профессионального обучения, опираясь на пси-холого-педагогические особенности учащихся с ограниченными физическими возможностями: это целенаправленный педагогический процесс, способствующий оказанию помощи в социальном становлении личности, формированию профессиональной направленности учащихся, развитию их способностей к общению и творчеству, проявлению социально одобряемых форм поведения в целях интеграции субъекта в общество и возможности социального функционирования в нем в качестве полноправного участника гражданских отношений.

В процессе реализации системы социально-педагогической поддержки учащихся с ограниченными физическими возможностями была выявлена взаимосвязь между активизацией профессиональной деятельности и развитием твор-

ческой самостоятельности учащихся, которая выразилась в трех аспектах:

1) в содержательном аспекте — в адекватности содержания учебных программ, включающих практико-ориен-тированную подготовку учащихся, требованиям к творческой самостоятельности личности;

2) в методическом аспекте — в разработке и определении методов прак-тико-ориентированной подготовки учащихся, таких, как практические и лабораторные занятия, исследовательская работа, практика, методы решения управленческих и хозяйственных задач;

3) в организационном аспекте — в вы-

боре форм практико-ориентирован-ной подготовки: индивидуальных,

групповых, дифференцированных (спецкурсы по выбору, практика, научно-практические конференции). Подводя итог теоретико-методологическому анализу содержания и структуры социально-педагогической поддержки, следует сделать вывод о том, что процесс этот является целостным и комплексным; выпадение или пропуск того или иного направления или формы поддержки не только ведут к ущемлению возможностей социального функционирования для индивида, но также к неэффективной, неполной поддержке в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой взаимосвязаны, так и целостностью социального бытия. Дифференциация процесса социальнопедагогической поддержки по различным формам, выделение различных направлений является действием в известной мере условным, объясняемым требованиями и рамками отдельных организаций и структур.

Практика показывает, что не каждый преподаватель может работать с такими учащимися, эффективно организовывать

учебный процесс, добиваться ощутимых результатов в освоении профессии. Не у всякого педагога или мастера хватает готовности, эмоционально-психологической устойчивости, толерантности во

взаимоотношениях с учащимися. Часто трудно найти контакт, наладить доверительные отношения, управлять ситуацией, находить нестандартные приемы в решении конкретных задач.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БОРИСОВА, Е. М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. — М. :

Изд-во «Маяк», 2005.

2. БУЯКАС, Т. М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным ста-

новлением / Т. М. Буякас // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. — 2007. — №2.

3. СОЦИАЛЬНАЯ работа с инвалидами / под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. — М. : Изд-во АПО, 2008.

Получено 14.05.10 © Корнеева Н. Ю., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.