Научная статья на тему 'Социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся'

Социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIALIZATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONALITY OF FORMATION OF CULTURAL EXPERIENCE / AESTHETIC ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина М.А.

В статье рассматривается социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся в эстетической деятельности. Представлены особенности эстетической деятельности, в условиях которой расширяются социальные связи обучающихся, складываются взаимоотношения растущего человека, происходит соединение механизмов социализации и индивидуализации. Утверждается, что базовым компонентом культурного опыта личности является способность каждого человека определять не только направленность, но и способы своей деятельности и поступков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL DEPENDENCE OF CULTURAL EXPERIENCE OF STUDENTS

The article deals with socio-pedagogical dependence of formation of cultural experience of students in the aesthetic activity. The features of aesthetic activity, under which students' social relations expand at social networks are noted. The author tells about growing human relationships which form in the modern society. The research allows identifying connection and kinship of mechanism of socialization and individualization. The author strongly stresses that the basic component of the cultural experience of a person is an ability of each person to determine not only the direction, but also ways of their activities and actions.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся»

(создание эмоционально стабильного, положительного настроя учащегося на свое выступление, вне зависимости от полученного результата, тщательный выбор программы, обыгрывание

Библиографический список

конкурсной/экзаменационной программы в смоделированной ситуации предстоящего события, соответствующий дресс-код и т. д.).

1. Борисова Е.Н. Психолого-педагогические особенности развития коммуникативного компонента педагогической деятельности музыканта в процессе профессиональной подготовки. Вестник академии права и управления. 2015; 4 (41): 175 - 182.

2. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008.

3. Ванскова Е.Л. Психологические особенности формирования надёжности студентов-пианистов в концертном выступлении. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2015.

4. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2010.

5. Борисова Е.Н., Махова А.И. Становление флейтового исполнительства в России и за рубежом: историко-педагогический аспект. Мир науки, культуры, образования. 2015; 3 (52): 28 - 30.

References

1. Borisova E.N. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti razvitiya kommunikativnogo komponenta pedagogicheskoj deyatel'nosti muzykanta v processe professional'noj podgotovki. Vestnik akademii prava i upravleniya. 2015; 4 (41): 175 - 182.

2. Bochkarev L.L. Psihologiya muzykal'noj deyatel'nosti. Moskva, 2008.

3. Vanskova E.L. Psihologicheskie osobennosti formirovaniya nadezhnosti studentov-pianistov v koncertnom vystuplenii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2015.

4. Gribkova O.V. Teoriya ipraktika formirovaniya professional'nojkul'tury pedagoga-muzykanta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010.

5. Borisova E.N., Mahova A.I. Stanovlenie flejtovogo ispolnitel'stva v Rossii i za rubezhom: istoriko-pedagogicheskij aspekt. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 28 - 30.

Статья поступила в редакцию 31.12.15

УДК 371.3

Petrunina M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia),

Е-mail: marinaalex30@mail.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL DEPENDENCE OF CULTURAL EXPERIENCE OF STUDENTS. The article deals with socio-pedagogi-cal dependence of formation of cultural experience of students in the aesthetic activity. The features of aesthetic activity, under which students' social relations expand at social networks are noted. The author tells about growing human relationships which form in the modern society. The research allows identifying connection and kinship of mechanism of socialization and individualization. The author strongly stresses that the basic component of the cultural experience of a person is an ability of each person to determine not only the direction, but also ways of their activities and actions.

Key words: socialization, social and pedagogical conditionality of formation of cultural experience, aesthetic activity.

М.А. Петрунина, канд. пед. наук, доц. Оренбургского государственного педагогического университета, г. Оренбург,

Е-mail: marinaalex30@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье рассматривается социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта обучающихся в эстетической деятельности. Представлены особенности эстетической деятельности, в условиях которой расширяются социальные связи обучающихся, складываются взаимоотношения растущего человека, происходит соединение механизмов социализации и индивидуализации. Утверждается, что базовым компонентом культурного опыта личности является способность каждого человека определять не только направленность, но и способы своей деятельности и поступков.

Ключевые слова: социализация, социально-педагогическая обусловленность становления культурного опыта, эстетическая деятельность.

Социально-педагогическая обусловленность содержания образования и приобретения обучающимся культурного опыта рассматривается в современных исследованиях с разных точек зрения. Опыт, по мнению С. Соловейчика, складывается из множества мелочей, и передавать его надо в процессе выполнения каких-либо действий [1].

Важно учитывать, что социализация личности - многоаспектный процесс становления человека как члена сообщества. При этом становление культурного опыта, как процесс приближения к определённому состоянию, осуществляется в условиях вхождения растущего человека в социальную среду и социальные связи. Всё это предполагает не только естественное взаимодействие человека с окружающей действительностью, но и воздействие на него жизненных обстоятельств либо целенаправленного воспитания.

«Преобладают два вектора анализа культурного содержания образования - формулировка общих целей и построение учебных культурологических курсов для школьников и студентов» [2]. В традиционной системе образования знание являлось одним из основных требований к школьнику в целях приобщения

к ценностям, смыслам и нормам культуры. Однако культурные нормы не осваивались обучающимися на необходимом для социализации уровне, так как не были связаны с их жизненными планами и приобретаемым жизненным опытом.

Возникает вопрос, какова социально-педагогическая обусловленность приобщения обучающихся к культурному опыту не только на уровне учебной информации, но и в процессе познания окружающего мира по законам красоты в эстетической деятельности. Следует исходить из того, что эстетическая деятельность обучающегося и педагогическое сопровождение данного процесса остается актуальной проблемой, требующей своего разрешения в социально-педагогическом ключе. Речь идёт о социально-педагогической обусловленности становления культурного опыта как индивидом, так и социальной группой, обществом в целом.

Эстетическая деятельность составляет основу воспитания у обучающегося потребности в познании и созидании красоты в окружающей действительности. Социально-педагогическими основаниями эстетической деятельности являются: целенаправленность (познание школьником искусства); содержание (спец-

ифичная для каждого возраста деятельность по интересам); перспектива (приобретение культурного опыта в определенных жизненных условиях и межличностных отношениях). Всё это создаёт возможности для проявления социальной зрелости школьника.

Таким образом, эстетическая деятельность направлена на становление культурного опыта в эстетической деятельности, в основе которой лежат личностные потребности обучающихся. Воздействие музыки и других видов искусства активизирует эстетическое восприятие, выбор видов деятельности в искусстве для пробуждения устойчивого интереса как личностной ценности.

Идеи К. Роджерса повлияли на расширение представлений человека о себе (самости), при этом проявленность самого себя в эстетической деятельности основывается на заложенной в нем тенденции к самопознанию и самореализации. Всё это позволяет направить образование не на освоение обучающимися информации, а на выработку желаний действовать на основе культурных норм, принятых и освоенных им самим. В этих условиях изучение гуманитарных (и не только) наук должно дополняться разнообразными практиками по интересам, в том числе эстетической деятельностью во внеурочное время по интересам.

Так, Д. Дьюи рассматривал опыт как практику освоения окружающего мира (социальный опыт) и вхождения в него (моральный опыт). В условиях эстетической деятельности появляется необходимость выявить как интересы, так и затруднения обучающихся, определить проблему, выдвинуть предположение по её решению, наметить план действий.

Основой опыта, по мнению Н.Б. Крыловой, является «не сумма впечатлений от получаемых знаний и попыток их «приложить», опыт имеет накопительно-конструктивный, реконструктивный и субъектный (и субъективный) характер» [2].

В эстетической деятельности обучающийся приобретает направленность своих действий при решении конкретных задач и осмысление культурных норм по законам красоты. При этом важно учитывать социально-педагогическую обусловленность эстетической деятельности, которая направлена на познание окружающего мира и себя в этом мире. Эстетическая деятельность предоставляет возможность в рамках одного пространства создать разнообразные эстетические подпространства для того, чтобы определить каждому своё дело по интересам.

Ведущей целью эстетической деятельности является формирование способности понимать, оценивать, любить искусство, удовлетворять потребности в создании эстетических ценностей [3, с. 414].

Библиографический список

Так, в младшем школьном возрасте закономерно происходит осознание самого себя и других, можно говорить о проявленности субъектной позиции. При этом успешность социализации младшего школьника и приобретение культурного опыта в эстетической деятельности имеет свои особенности.

Направленность эстетической деятельности на становление культурного опыта школьника содержательно проявляется в том, что общечеловеческие ценности осваиваются в процессе познания окружающего мира по законам красоты; этнонациональные и региональные ценности содействуют предметной ориентированности на ребёнка в разнообразных видах деятельности; индивидуальные запросы учитываются в деятельности по интересам и содействуют определению жизненных планов [4].

Таким образом, идеи педагогов, психологов, культурологов позволяют выявить пути приобретения обучающимся культурного опыта в интересной для него деятельности: проектной, исследовательской, прикладной и эстетической. Для эстетической деятельности значимы как внешние (социокультурные) условия, так и внутренние, которые в каждом индивидуальном случае дают совершенно различные результаты собственного развития. Так в эстетической деятельности происходит соединение механизмов социализации и индивидуализации.

В этой связи актуальна позиция О. Газмана о том, что базовым компонентом культурного опыта личности является способность каждого человека определять не только направленность, но и способы своей деятельности и поступков. Всё это повышает «культуроёмкость образования», способствует созданию культурного фона воспитания, проявляющегося в совместном творчестве, сотрудничестве, сводном выборе действий [5].

Воспитание с позиции ребёнка «есть творческое освоение социокультурного опыта через формирование межличностного общения и индивидуального самоопределения» [2]. Опыт со-бытиен, так как при решении возникающих проблем происходит осмысление и переосмысление приобретенного знания, которое включено во внутренний мир обучающегося и его картину мира [6; 7]. Культурный опыт - «осмысление положения человека в мире, практики его деятельности и отношений... Именно собственный, а не чужой опыт - элемент развития каждого человека» [2, с. 25].

Таким образом, эстетическая деятельность обучающегося рассматривается нами как возможность овладения нормами и образцами поведения, которые приобретаются через индивидуальный опыт. В эстетической деятельности осуществляется развитие способности конструировать собственный эстетический опыт, позволяющий осваивать новые практики по законам красоты.

1. Соловейчик С. Непрописные истины воспитания: избранные статьи. Москва, 2011.

2. Крылова Н.Б. Развитие культурного опыта школьника в образовании. Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2010.

3. Петрунина М.А. Опыт подготовки студента педвуза к развитию эстетической активности школьника. Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2010.

4. Петрунина М.А. Социально-педагогические основы формирования эстетической активности школьника: учебное пособие. Оренбург, 2008.

5. Газман О. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Москва, 1989.

6. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография. Составитель и научный редактор профессор В.И. Попова. Оренбург, 2013.

7. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики: монография. Под научной редакцией С.В. Сальцевой. Оренбург, 2010.

References

1. Solovejchik S. Nepropisnye istiny vospitaniya: izbrannye stat'i. Moskva, 2011.

2. Krylova N.B. Razvitie kul'turnogo opyta shkol'nika v obrazovanii. Opyt kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya socializacii sub'ektov obrazovatel'nogo processa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2010.

3. Petrunina M.A. Opyt podgotovki studenta pedvuza k razvitiyu 'esteticheskoj aktivnosti shkol'nika. Opyt kak vazhnejshaya sostavlyayuschaya socializacii sub'ektov obrazovatel'nogo processa: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Saratov, 2010.

4. Petrunina M.A. Social'no-pedagogicheskie osnovy formirovaniya 'esteticheskoj aktivnosti shkol'nika: uchebnoe posobie. Orenburg, 2008.

5. Gazman O. Bazovaya kul'tura lichnosti: teoreticheskie i metodicheskie problemy. Moskva, 1989.

6. Gumanitarno-pedagogicheskie tehnologii sovremennogo obrazovaniya: konceptual'nye podhody, razrabotka i aprobaciya: monografiya. Sostavitel' i nauchnyj redaktor professor V.I. Popova. Orenburg, 2013.

7. Social'naya pedagogika: genezis nauchnogo issledovaniya ponyatij, idej, problematiki: monografiya. Pod nauchnoj redakciej S.V. Sal'cevoj. Orenburg, 2010.

Статья поступила в редакцию 11.01.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.