Научная статья на тему 'Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника'

Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА / AESTHETIC ACTIVITY / PRINCIPLES AND ORGANIZATIONAL FACTORS OF AESTHETIC ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGICAL APPROACH / SOCIAL ACTIVITY / AESTHETIC EDUCATION SPACE / SOCIALIZATION AS THE PROCESS STEPS OF FORMING A SOCIAL ACTIVITY SCHOOLBOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрунина М. А.

В статье рассматривается социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника, которая включает характеристику целей, факторов, подходов и принципов к организации эстетической деятельности. Смыслообразующим подходом является социально-педагогический как методологический базис, включающий совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIO-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF AESTHETIC ACTIVITY SCHOOLBOY

The article examines the socio-pedagogical orientation of aesthetic activity schoolboy, which includes characterization objectives, factors, approaches and principles of the organization of aesthetic activity. Semantic approach is socio-pedagogical as a methodological basis, including the collection of scientific ideas and provisions of socializing factors emphasizing the educational process.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника»

Bibliography

1. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273 - FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» // Vestnik Obrazovaniya Rossii. - 2012. - № 3-4.

2. Cheskidov, V.V. Upravlenie kachestvom podgotovki specialistov v sfere srednego professionaljnogo obrazovaniya (na primere kolledzha): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2006.

3. Shamova, T.I. Klasternihyj podkhod k razvitiyu obrazovateljnihkh sistem // Vzaimodeyjstviya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i institutov sociuma v obespechenii ehffektivnosti, dostupnosti i kachestva obrazovaniya regiona: materialih X MOF, BelGU, MPGU. - Belgorod, 2006. - Ch. I.

4. Yavorskiyj, O.E. Obrazovateljnihyj klaster kak forma socialjnogo partnerstva tekhnikuma i predpriyatiyj gazovoyj promihshlennosti: dis. ... kand. ped. nauk. - Kazanj, 2008.

5. Averbukh, R.N. Integraciya obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj i klassifikaciya ee organizacionnihkh form. - SPb., 1998.

6. Surkova, E.N. Kompetentnostnihyj podkhod v pedagogicheskoyj deyateljnosti // Obrazovateljnihe tekhnologii. - 2001. - № 10.

7. Maron, A.E. Teoretiko-metodologicheskie osnovih proektirovaniya tekhnologiyj obucheniya vzroslihkh. - SPb., 2000.

8. Nikulina, I.L. Pedagogicheskie usloviya upravleniya kachestvom professionaljnoyj podgotovki studentov kolledzha: avtoref. kand. ped. nauk. -Magnitogorsk, 2006.

9. Saljnikova, T.P. Pedagogicheskie tekhnologii. - M., 2010.

10. Toporovskiyj, V.P. Razvitie issledovateljskoyj kuljturih direktora shkolih: ucheb. posobie. - SPb., 2000.

11. Yusupov, V.Z. Osnovih pedagogicheskogo proektirovaniya v obrazovanii. - Kirov, 2003.

12. Yasvin, V.A. Obrazovateljnaya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. - M., 1997.

Статья поступила в редакцию 12.01.14

УДК 371.3

Petrunina M.A. THE SOCIO-PEDAGOGICAL ORIENTATION OF AESTHETIC ACTIVITY SCHOOLBOY. The article examines the socio-pedagogical orientation of aesthetic activity schoolboy, which includes characterization objectives, factors, approaches and principles of the organization of aesthetic activity. Semantic approach is socio-pedagogical as a methodological basis, including the collection of scientific ideas and provisions of socializing factors emphasizing the educational process.

Key words: aesthetic activity , principles and organizational factors of aesthetic activity, socio-pedagogical approach, social activity, aesthetic education space, socialization as the process steps of forming a social activity schoolboy.

М.А. Петрунина, канд. пед. наук, доц. ОГПУ, г. Оренбург, E-mail: pyakimov@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается социально-педагогическая направленность эстетической деятельности школьника, которая включает характеристику целей, факторов, подходов и принципов к организации эстетической деятельности. Смыслообразующим подходом является социально-педагогический как методологический базис, включающий совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования.

Ключевые слова: эстетическая деятельность, принципы и факторы организации эстетической деятельности, социально-педагогический подход, социальная активность, эстетическое образовательное пространство, социализация как процесс, этапы формирования социальной активности школьника.

Социокультурная ситуации современного российского общества характеризуется кризисом эстетических идеалов, снижением уровня духовного развития подрастающего поколения, что обостряет востребованность социально активной личности, способной к коррекции жизненных перспектив на основе понимания прекрасного в жизни и искусстве. Особую значимость с первых лет обучения в школе приобретает эстетическая деятельность, в условиях которой закладываются мировоззренческие основы, познавательные интересы и эстетические ориентиры младшего школьника при включении его в различные виды образовательной деятельности.

Однако в образовательных учреждениях начального звена наблюдается ослабление внимания к вопросам формирования социальной активности младшего школьника, по-прежнему отдается предпочтение обучению предметным знаниям без должного внимания к проблеме активизации личностных качеств ученика. При этом целесообразно было бы рассматривать формирование социальной активности личности на основе занятий искусством, обеспечивающих творческое созидание и опыт взаимодействия с внешним миром, с окружающими людьми, самим собой.

Одним из эффективных средств формирования социальной активности младшего школьника выступает эстетическая деятельность, в которой активизируется социальная позиция и социально одобряемое поведение подрастающего поколения. Наиболее успешно развитие социальной активности младшего школьника происходит в социально значимых музыкально-твор-

ческих занятиях, пробуждающих чувство прекрасного, умение оценить окружающую действительность по законам красоты.

Имеющийся педагогический потенциал эстетической деятельности и недостаточная разработанность научно-методического обеспечения социоориентированной направленности эстетического воспитания школьника обусловили обращенность к решению данной проблемы.

В этой связи в период модернизации российского образования, перехода на стандарты нового поколения возрастает роль школы как важнейшего фактора гуманизации общественных отношений, формирования новых жизненных установок личности, позволяющих понимать прекрасное на основе знаний его объективных критериев. При этом необходимы изменения во взаимоотношениях людей, расширение аспектов самореализации личности в мире, обеспечение развивающей эстетической среды.

Социально-педагогический подход к эстетической деятельности школьников по своей сущности - это методологически значимая совокупность научных идей и положений об акцентировании социализирующих факторов процесса образования, доминантой которого утверждается становление личности, способной полноценно социализироваться в обновляющемся обществе, реализовать возможности свободного развития [1].

Несмотря на признание важности социально-педагогического подхода в различных областях знаний, к настоящему времени отсутствуют сформулированные принципы по отношению к организации эстетической деятельности школьников как ведущего фактора социального воспитания личности. Социально-

педагогический подход как методологический ориентир эстетической деятельности рассматривается нами в аспекте анализа научных подходов в воспитании и образовании (аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный подходы), особенностей структурно-содержательного построения процесса образования (системный, информационный, технологический подходы). Ограниченность названных подходов очевидна и заключается в значительном сужении возможностей описания социальных аспектов как составляющих теории образования, которые присутствуют, влиятельно участвуют в воспитании личности и игнорировать их нельзя [12].

В условиях обновления и модернизации образования необходимо в полной мере учитывать социально-ориентированные, субъектно-личностные его детерминанты и именно социальнопедагогический подход обеспечивает целостность и всесторонность, гармоничность и органичность процессов, касающихся образования в целом и эстетической деятельности в частности, целью и результатом которой выступает социальная активность личности, являющая собой направленность на эстетическую гармонию с миром на основе объединения таких биосоциальных начал как разум, тело и душа человека.

Социально-педагогический подход определяет ориентиры образовательной политики в целом и эстетической деятельности, в частности, как целенаправленной системы деятельности субъектов по претворению в жизнь согласованных общенациональных, государственных и личностных потребностей в сфере образования, обеспечивает глубокое осмысление и выбор перспективных социальных целей и культуросберегающих моделей социального развития, а также - определение технологий их реализации.

Таким образом, эстетическая деятельность - это та сердцевина становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих формирование и удовлетворение духовных потребностей личности, сочетающихся с требованиями социальных слоев, различных общностей людей, конфессий, национальнорегиональных особенностей; прогноза последствий, оказываемых на духовное развитие личности общественно-экономических трансформаций; достижение сбалансированности между личными интересами и интересами государства при уникальности самого образовательного учреждения [3].

С позиций социально-педагогического подхода познание социума в эстетической деятельности необходимо трактовать как совместную деятельность сообщества педагогов и детей по освоению разновеликих и разносодержательных культурных полей социальной среды, имеющей микро-, мезо-, макро-уровень, предполагающую особое взаимодействие человека с окружающим миром, активизирующую процесс развития эмоциональночувственной сферы, эстетических переживаний, продуктивного воображения в целях формирования эстетического отношения к действительности.

Определить социально-педагогическую направленность эстетической деятельности школьников можно, лишь соотнеся ее с процессами социализации. Так для реализации эстетической деятельности младших школьников имеют важное значение научные разработки А.В. Мудрика, рассматривающие социализацию как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культур. При этом необходимо учитывать, что традиционный механизм социализации - усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения. Институциональный механизм действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями. Стилизованный механизм рассматривается в рамках субкультуры. Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. Специфический рефлексивный механизм опосредуется рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, свойственные различным институтам общества [4].

Д.И. Фельдштейн структурирует социализацию как процесс, содержание которого определяется, с одной стороны, прикосновением, освоением всей совокупности социальных влияний мирового уровня цивилизации, культуры, общечеловеческих качеств; с другой - отношением ко всему этому самого индивида, актуализацией его «Я» [5]. Актуальным представляется учет ведущих факторов социализации младших школьников в эсте-

тической деятельности, поскольку в системе эстетического развития детей не сложилось единого, общезначимого представления о сущности, этапах, формах проявления, основных направлениях и механизмах их социализации.

Анализ различных точек зрения на вопросы социализации младших школьников позволяет выявить приоритет общественного воздействия на личность и приоритет активности личности. При таком подходе личность в процессе социализации выступает одновременно и как объект, и как субъект общественных отношений: объект - при интериоризации социальных норм в индивидуальное сознание; субъект - при активном овладении и воспроизводстве социального знания.

Таким образом, решение вопросов социализации предполагает реализацию нескольких подходов: объективного, определяющего тип человека, которого стремится сформировать конкретное общество; субъективного, отражающего активность личности в процессе социализации и уровень поддержки этой активности со стороны общества; экологического, характеризующего объективные факторы и обстоятельства, влияющие на социализацию; процессуального, показывающего, какими путями и способами осуществляется социализация; институционального, выявляющего, какие институты, организации осуществляют социализацию личности.

Следовательно, эстетическую деятельность необходимо осуществлять на основе сбалансированности между сервисно-стью системы образования (удовлетворение потребностей, интересов личности, в том числе эстетической направленности действий) и требованиями государственных интересов при учете уникальности образовательных учреждений и традиций жизнедеятельности российского общества в аспекте обращенности к эстетическим образцам деятельности.

В этой связи современное образование представляет собой социокультурное поле для накопления и осмысления эстетических знаний и опыта младшего школьника, поскольку в школьном образовании синергетически взаимосвязаны нестабильность и тенденция к развитию, что является действенным механизмом внутреннего переустройства, обновления, а не внешнего насилия.

Практическая потребность в эстетической деятельности на основе мотивированного самообразования, самопознания и самореализации в условиях образовательного процесса и наличие теоретических оснований для ее организации позволили осуществить моделирование эстетической деятельности на основе оптимального сочетания социальных, педагогических и личностных предпосылок развития школьников.

Структурное единство эстетического образовательного пространства для формирования социальной активности младших школьников представлено тремя взаимодополняющими этапами, обеспечивающими целостность организуемого процесса: организационно-адаптационный, координационно-деятельностный и диагностико-аналитический. С заявленных позиций эстетическая деятельность рассматривается как педагогический фактор развития социальной активности младшего школьника, проявляющейся в качествах личности, в отношении к действительности, социальной дееспособности личности.

Основополагающим принципами организации эстетической деятельности являются: принцип целенаправленности и социальной ориентированности, отражающий взаимосвязь целей личности и социума; принцип свободы выбора занятий и паритетных отношений взрослых и детей; принцип целостности и эстетической гармонии во взаимодействии личности и среды на основе общечеловеческих ценностей; принцип природосооб-разности и культуросообразности образования; принцип личностной самореализации, имеющий направленность на личностную включенность в деятельность и заинтересованность в продуктивном протекании процесса.

Организационно-адаптационный этап обеспечивает социально ориентированный контекст взаимодействия, объединение усилий и создание многообразных взаимосвязей сотрудничества педагогов, родителей и школьников, участвующих в организации эстетической деятельности, благодаря чему прогнозируется возможность мотивации к формированию социальной активности младшего школьника в эстетическом освоении действительности. В этой связи деятельность педагога подчиняется следующей логике: изучение потенциальных возможностей эстетически организованной среды и обоснование выбора ее компонентов для повышения качества эстетического воспитания

школьника; создание коллектива единомышленников из числа педагогов, родителей, привлечение к сотрудничеству других заинтересованных лиц; создание условий для самореализации каждого ребенка посредством разработки и реализации эстетической деятельности школьника; обеспечение принятия заявленных идей большинством детского сообщества независимо от уровня их подготовленности.

Таким образом, организационно-адаптационный этап помогает педагогу удержаться в контексте приоритетных идей, имеющих стратегический характер для личностного развития школьника.

Координационно-деятельностный этап содействует формированию социальной активности младшего школьника на основе интеграции различных образовательных областей и предполагает сопряженность обязательных и вариативных программ, направленных на обеспечение продвижения учащихся на более высокий уровень формирования социальной активности в эстетической деятельности. Новизна данных программ заключается в том, что они направлены на удовлетворение индивидуальных потребностей, интересов и способностей школьника, творческой самореализации каждого субъекта образовательного процесса.

Существенное отличие программ эстетической деятельности от тематических планов внеклассной и внешкольной работы заключается в возможности выстраивания индивидуальных маршрутов творческого развития для каждого воспитанника, если таковыми окажутся хотя бы один, два, три ученика. Привлечение достаточного количества разнообразных образовательных областей позволяет максимально гибко применять такую программу, соотнося ее с потребностями и возможностями каждого субъекта образовательного процесса (искусство (музыкальный цикл, танец и театр) и социальная практика (приобретение знаний об основных сферах социальной жизни, осознание чувственно-эмоциональных начал социального поведения личности, приобретение эстетического опыта участия в жизни общества).

Социально-педагогическая направленность эстетической деятельности связана с познанием социально и личностно значимых процессов, предлагаемых социокультурной ситуацией в обществе и образовании; получением учащимися практического знания в эстетической деятельности: представлений о красоте окружающего мира, эстетической тяги к произведениям искусства, к эстетической гармонии с миром, практического применения эстетически направленных действии; овладение способами эстетической деятельности.

Диагностико-аналитический этап обусловливает корректировку проявления социальной активности младшего школьника. В ходе апробации социально-педагогических условий совершенствования эстетической деятельности как фактора формирования социальной активности младшего школьника следует исходить из того, что эстетическая деятельность - процесс длительный, не ограничивающийся только начальной школой, а также более индивидуализированный, субъектно-личностный, нежели в традиционном образовательном процессе.

В этой связи эстетическую деятельность мы преднамеренно ориентируем на решение задач формирования социальной активности школьника, обусловленной изменением отношения к миру, окружающим людям и самому себе. Лишь в таком случае отмечается нарастание интеллекта (эстетического знания), самостоятельности и активности в обучении, приносящем удовлетворение учащимся, обеспечивая эстетическую направленность и безопасность вступления в будущую жизнь.

Реалии сегодняшнего дня отмечены интенсивным поиском новых идеалов и целей эстетической деятельности, путей и средств их воплощения в жизнь. Однако доминирование в современном российском образовании традиционных представлений о ценностях и целях воспитания, кризис эстетических идеалов, снижение уровня духовного развития подрастающего поколения, аморфность меры проявления социальной дееспособности личности потребовали внедрения новых подходов: организации эстетической деятельности младшего школьника.

Библиографический список

1. Петрунина, М.А. Реализация социально-педагогического подхода в эстетической деятельности школьника. Гуманитарно-педагогические технологии современного образования: концептуальные подходы, разработка и апробация: монография / сост. и науч. ред. проф. В.И. Попова. - Оренбург, 2013.

2. Сальцева, С.В. Концептуально значимые характеристики социально-педагогического подхода. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: материалы международной научно-практич. конф.: в 2 ч. - Волгоград, 2005. - Ч. 1.

3. Петрунина, М.А. Воспитание школьников в условиях эстетической деятельности // Философия отечественного образования. История и современность: сб. материалов II Всероссийской научно-практич. конф. - Пенза, 2006.

4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. - М., 2000.

5. Фельдштейн, Д.И. Психология взаимодействия Взрослого Мира и Мира Детства. - М., 2006.

6. Русакова, Т.Г. Становление духовного опыта ребенка в художественно-коммуникативной среде: монография. - М., 2005.

Bibliography

1. Petrunina, M.A. Realizaciya socialjno-pedagogicheskogo podkhoda v ehsteticheskoyj deyateljnosti shkoljnika. Gumanitarno-pedagogicheskie tekhnologii sovremennogo obrazovaniya: konceptualjnihe podkhodih, razrabotka i aprobaciya: monografiya I sost. i nauch. red. prof. V.I. Popova. - Orenburg, 2013.

2. Saljceva, S.V. Konceptualjno znachimihe kharakteristiki socialjno-pedagogicheskogo podkhoda. Aktualjnihe problemih sovremennogo vospitaniya: celostnihyj podkhod: materialih mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf.: v 2 ch. - Volgograd, 2005. - Ch. 1.

3. Petrunina, M.A. Vospitanie shkoljnikov v usloviyakh ehsteticheskoyj deyateljnosti W Filosofiya otechestvennogo obrazovaniya. Istoriya i sovremennostj: sb. materialov II Vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. - Penza, 2006.

4. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika. - M., 2000.

5. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya vzaimodeyjstviya Vzroslogo Mira i Mira Detstva. - M., 2006.

6. Rusakova, T.G. Stanovlenie dukhovnogo opihta rebenka v khudozhestvenno-kommunikativnoyj srede: monografiya. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 18.01.14

УДК 378.1

Popova V.I, Nenahova A.V. EDUCATIONAL PRACTICE STUDENT IN THE CONTEXT OF EDUCATION AS A SPECIAL WAY OF LIFE. The article discusses the factors of education development. The analysis of cultural and humanistic orientation of modern education. The features of educational practice in the context of student education as a special way of being in correlation with the formation of student educational positions. Stated logic of educational practice student, benchmarks anthropological education.

Key words: cultural and humanistic education, anthropological landmarks education, the subject base of educational practice.

В.И. Попова, д-р. пед. наук, проф. ОГПУ, г. Оренбург;

А.В. Ненахова, аспирант ОГПУ, г. Оренбург, E-mail: pyakimov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.