Научная статья на тему 'Социально-педагогическая компетентность как основа формирования личности учителя'

Социально-педагогическая компетентность как основа формирования личности учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
CОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПЛЕКС / ЖИЗНЕННО-ФУТУРОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПЛЕКС / СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / PUPIL''S PERSONALITY DEVELOPMENT / SOCIO-PEDAGOGICAL COMPETENCE / COMMUNICATIVE COMPLEX / LIFE-FUTURIST COMPLEX / INDIVIDUAL PERSONAL COMPLEX / SOCIALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычева Зоя Ивановна, Суртаева Надежда Николаевна

В статье рассматриваются возможности образовательной среды вуза для формирования личности учителя на основе развития его социально-педагогической компетентности, социально значимых личностных качеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-pedagogical competence as the basis of the teacher’s personality development

The article deals with opportunities of the university educational environment for the teacher’s personality development on the basis of developing his/her socio-pedagogical competence, and socially significant personal qualities

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая компетентность как основа формирования личности учителя»

З. И. Колычева (Тобольск), Н. Н. Суртаева (Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматриваются возможности образовательной среды вуза для формирования личности учителя на основе развития его социально-педагогической компетентности, социально значимых личностных качеств

Проблема личностного начала в образовании всегда была актуальной, остается таковой она и в настоящее время. В последние годы наиболее острыми и обострившимися являются тенденции деперсонализации, обезличивания, «вывода» личности учителя из образовательного процесса. В данных тенденциях, по мнению большинства исследователей, отразился системный кризис современной технократической цивилизации, черты которого достаточно ярко проявились и в сфере образования.

Особенно ярко и отчетливо тенденция деперсонализации проявляется в преувеличении роли технических средств обучения, абсолютизации образовательных технологий (особенно информационно-коммуникационных технологий и дистантного обучения], в подмене творческого труда учителя механическим составлением программ, тестов, контрольно-измерительных материалов.

Указанные явления и тенденции проявляются также в разрушении классического понимания принципа социальной иерархии, разрушении префигуративной культуры, характеризующихся почитанием, уважением старших, педагогов, наставников, с одной стороны, и ответственности последних за воспроизводство духовного опыта социума - с другой. Социальная функция учителя низводится до установления «партнерских» отношений с обучающимися, когда предполагается, что они самостоятельно ставят образовательные цели, выбирают учебный материал, который могут освоить. Помощь со стороны взрослого часто рассматривается как «посягательство» на свободу личности ученика. Значительной трансформации подверглись ценностные основания образования, его воспитательные аспекты.

Если мы обратимся к принятым на сегодня стратегическим и тактическим документам, определяющим вектор развития образования в России и его содержание (Закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа развития образования в РФ на 2013-2020 гг., Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного] общего образования и др.], то найдем в них в качестве приоритетных задач развитие личности обучающихся, развитие их личностной и социальной культуры. Указанные документы отражают также «Портрет выпускника школы» как идеальный образ ученика к окончанию образовательной организации. Стандарт и фундаментальное ядро содержания общего образования предлагают школе «систему координат» в плане аксиологического основания - систему базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни.

Сегодня мы можем наблюдать на государственном, законодательном уровнях возвращение на новом витке общественного развития к аксиологическим основаниям образования, значимости личностного начала, что должно найти отражение в деятельности образовательных организаций и педагогов.

В условиях социально-экономических перемен меняется статус учителя, его социальные функции; соответственно меняются и требования к его профессиональной компетентности, что и отражается в названных выше документах. Важнейшей и главнейшей функцией является социальное развитие обучающихся, воспитание их личности.

Профессиональная компетентность понимается как «интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей» [1]. В исследовании М. И. Лукьяновой показано, что системообразующим элементом в структуре профессиональной компетентности педагога являются профессионально-значимые личностные качества, «без которых никакой профессионал не сформируется, несмотря на любые знания и опыт» [7]. Профессия педагога относится к тому виду деятельности, который в принципе не может быть стереотипизирован. Отсюда можно сделать вывод: если речь идет о повышении профессиональной компетентности учителя в плане социального развития школьников, то в первую очередь необходимо развивать профессионально значимые личностные качества.

Для успешного осуществления профессиональной деятельности по социальному развитию обучающихся и воспитанию их личности учителю необходимо овладеть социально-педагогической компетентностью. Мы рассматриваем социально-педагогическую компетентность (как и социальную компетентность вообще] в качестве атрибута личности, формирующегося в процессе подготовки студентов в вузе. В широком смысле социально-педагогическая компетентность - это характеристика личности учителя (будущего учителя], достигшей высокого уровня осознания, усвоения и присвоения социальных аспектов педагогической деятельности и высокого уровня готовности к решению социально-педагогических задач и проблем.

Социально-педагогическая компетентность есть способность учителя решать социально-педагогические задачи и проблемы, соответствовать социальным требованиям профессиональной педагогической деятельности. В более узком смысле под социальнопедагогической компетентностью можно понимать личностный способ осознания социально-педагогических проблем, взаимодействие с педагогической реальностью с позиции субъекта профессиональной деятельности [4].

Основной задачей вузовского обучения является формирование готовности студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников. Данную готовность можно определить как психологическое и личностное новообразование, обеспечивающее избирательную активность будущего педагога в профессиональной деятельности. Основными компонентами готовности являются гуманитарная направленность мышления, социально значимые личностные качества [2, 5].

Социально значимые личностные качества и их поведенческие характеристики как свойства личности являются основой социальной зрелости и социально-педагогической компетентности [4].

В ходе проведенного исследования нами были выявлены социально значимые личностные качества, смоделирован так называемый «желаемый социальный портрет личности», отражающий современную, жизнеспособную и перспективную личность [5]. При использовании методики «социальный профиль личности», суть которой заключается в балльном оценивании участвующими в эксперименте лицами тех социальных качеств личности, которые, по их мнению, являются наиболее важными, значимыми, необходимыми для продуктивной жизнедеятельности человека, способствующими как самореализации личности, так и перспективному развитию общества. В эксперименте участвовали студенты, преподаватели, учителя профессиональных учебных заведений, а также люди из категорий, не имеющих отношения к сфере образования и педагогической профессии.

Нами выявлялись те социально значимые личностные качества учителя, которые позволили бы ему успешно решать профессиональные задачи, в первую очередь социально-педагогические, значимые для педагогической поддержки, содействия и сопровождения социального развития и воспитания школьников.

Социально значимые личностные качества, образующие «желаемый социальный портрет личности», при участии экспертов были проанализированы на предмет их значимости для педагогической деятельности и сгруппированы в несколько взаимосвязанных комплексов - коммуникативный, жизненно-футурологический и индивидуально-

личностный. Учитывались не только мнения экспертов, но и результаты исследований, в которых выявлена взаимосвязь (взаимозависимость] между исходными ключевыми личностными качествами педагога, его поведенческими характеристиками, приемами педагогического воздействия и др. [2, 3, 8].

В коммуникативный комплекс вошли такие социально значимые качества, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству. К жизненно-футурологическому комплексу отнесены самостоятельность, работоспособность, прогностичность, инициативность, инновационность. Индивидуально-личностный комплекс составили адекватность самооценки, самоактуализация, саморазвитие и готовность к саморазвитию, самосознание, ответственность. Подчеркнем еще раз, что выделение именно данных комплексов и включение в них перечисленных свойств личности обосновывалось результатами психолого-педаго-гических исследований, экспертной оценкой и методологическими основаниями.

Профессия учителя относится к категории социономических, ее основным содержанием являются общение и взаимодействие в системе «человек-человек». Обучение и воспитание по своей сути - коммуникативные процессы; успешность педагогической деятельности во многом определяется характером и содержанием взаимодействий и взаимоотношений. В связи с этим центральным в указанной системе комплексов выступает коммуникативный. Социальное развитие личности может происходить только в общении и взаимодействии; успешность его определяется тем, насколько учитель умеет всякое свое действие по отношению к учащимся, коллегам, родителям организовать как социальное взаимодействие, несущее в себе личностный интерес, педагогический смысл и значимость.

Опираясь на модель профессионального развития, полагаем, что компетентность проявляется и реализуется в настоящем, но она ориентирована на будущее, с чем связано выделение жизненно-футурологического комплекса социально значимых личностных качеств. Личностные качества данного комплекса необходимы будущим учителям для проектирования профессиональной деятельности, в целом - жизнедеятельности, реализации намеченных планов по самореализа-

ции как в профессии, так и социальных взаимоотношениях, способствуют ориентации на успех, а на не избегание неудач. Индивидуально-личностный комплекс включает индивидуальные качества, способности личности, накладывающие неповторимый оттенок на все другие.

Для коммуникативного и жизненно-футурологического комплексов социально значимых личностных качеств были определены поведенческие характеристики - способность к сотрудничеству, общительность, гибкость, эмпатия, рефлексия.

Поведенческие характеристики жизненнофутурологического комплекса социально значимых личностных качеств включают самостоятельность, работоспособность, про-гностичность, инициативность, инновационность.

Проявленность указанных выше качеств в поведении студентов может свидетельствовать об уровне социально-педагогической компетентности и их социального развития, поскольку основное внимание в данном случае уделяется именно поведенческим характеристикам, проявляющимся в деятельности, на что и был направлен проводимый нами эксперимент и для чего осуществлялась диагностика.

Полученные данные свидетельствуют о том, что изменились все компоненты профессионально-педагогического развития, при этом наибольшая динамика наблюдается в росте нравственно-волевого, организационного, самоуправленческого и коммуникативного компонентов.

Систематизация результатов проведенного исследования позволила сделать следующие выводы:

- качественное решение задач, стоящих на современном этапе перед школой, будет более продуктивным при условии полноценного социального развития школьников и формирования их личности, требующих постоянной поддержки и содействия со стороны учителя;

- преобразование педагогического процесса в вузе, затрагивающее все его элементы, включая ориентацию преподавателей, является действенным средством подготовки студентов к профессиональной деятельности по социальному развитию школьников и воспитанию их личности.

Литература

1. Андриенко Е. В. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной зрелости учителя : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Новосибирск, 2002. - 37 с.

2. Губанова М. И. Система формирования готовности будущего учителя к педагогическому сопровождению социального самоопределения старшеклассников : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08. - Кемерово, 2004. - 43 с.

3. Дмитриева Е. Н. Смысловая парадигма как основа совершен-

ствования профессиональной подготовки педагогов в вузе : автореф. дис..д-ра пед. наук : 13.00.01. - Н. Новгород, 2004. - 40 с.

4. Колычева З. И. Система подготовки студентов педагогического вуза к социальному развитию школьников : автореф. дис. . д-ра пед. наук : 13.00.08. - М., 2011. - 43 с.

5. Колычева З. И. Социальное развитие субъектов образовательного процесса : моногр. - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2010. - 224 с.

6. Колычева З. И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе: учебное пособие. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена ; Тобольск : ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005. - 150 с.

7. Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.

8. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. - М. : Институт практической психологии ; Воронеж : Модэк, 2002. - 400 с.

9. Суртаева Н. Н. Социальная компетентность - критерии и технологии развития // Педагогическая нива. - 2012. - №4 (6]. -С. 39-44.

---------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.