Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность В. Н. Терского в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского'

Социально-педагогическая деятельность В. Н. Терского в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ИГРА / ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА / А.С. МАКАРЕНКО / В.Н. ТЕРСКИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Е.А.

Интересный опыт работы организатора, педагога-игровика, энциклопедиста В.Н. Терского в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского по созданию здоровой среды для социальнопедагогического влияния на личность воспитанника, по организации рационального досуга воспитанников. Многопрофильность внешкольной работы в колонии и коммуне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность В. Н. Терского в колонии имени А. М. Горького и коммуне имени Ф. Э. Дзержинского»

Социально-педагогическая деятельность В.Н. Терского в колонии

имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского

Е.А. Ефимова,

кандидат педагогических наук, старший методист, Музей истории детского движения Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Воробьевы горы», Москва, Россия ea-efimova@yandex.ru

В статье рассмотрен интересный опыт работы замечательного организатора, педагога-игровика, энциклопедиста В.Н. Терского в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского по созданию здоровой среды для социально-педагогического влияния на личность воспитанника, по организации рационального досуга воспитанников. Подчёркнута многопрофильность проводимой В.Н. Терским внешкольной работы в колонии и коммуне: разнообразные трудовые и творческие занятия, умственные и подвижные игры, игры на местности и пр.

• история педагогики • социальная педагогика

• игра • внешкольная работа • А.С. Макаренко

• В.Н. Терский

Виктор Николаевич Терский — ближайший соратник А.С. Макаренко, педагог огромной эрудиции и разносторонних умений. Он проработал в колонии имени М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского более 15 лет учителем рисования и черчения, одновременно возглавляя в этих учреждениях внеклассную клубную работу. Именно эта часть его опыта даёт богатейший материал по социально-педагогической организации рационального досуга детей, их воспитанию и социализации. Специалисты подчеркивают, что социально-педагогической целью педагогических коллективов, возглавляемых А.С. Макаренко, была не только организация воздействия на личность воспитанника в условиях социальной среды [4], но и организация здоровой среды для адекватного влияния на личность. Создание такой среды стало уникальным социально-педагогическим явлением: «Безрецидивное преодоление антиобщественного поведения у трех тысяч выпускников Макаренко до сих пор не имеет аналогов в отечественном и зарубежном опыте пенитенциарных учреждений» [14, с. 23].

В достижении этой цели значительную роль сыграли В.Н. Терский и применявшиеся им формы работ с воспитанниками.

Е.А. Ефимова •

Социально-педагогическая деятельность В.Н. Терского в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского

Личное обаяние, изобретательность, педагогическая самоотдача, присущие В.Н. Терскому, вместе с жизнерадостным настроем (мажором), характерным для колонии и коммуны, дали яркий социально-педагогический опыт.

О конкретных формах работы В.Н. Терского можно составить представление по произведениям А.С. Макаренко и самого Терского, представляющих собой педагогическую рефлексию и беллетризованные воспоминания, созданные по запискам и воспоминаниям бывших коммунаров.

Работа В.Н. Терского с непростым контингентом колонии началась, как и у А.С. Макаренко, с завоевания авторитета у воспитанников; в этом деле на помощь ему пришли традиционные формы досуговой работы: рассказывание и игра. Вызвав своей смелостью и талантом рассказчика интерес и уважение ребят, он сумел повести их за собой: «Антон Семёнович улыбнулся и очень дружески заявил, что «для начала это неплохо». И действительно, вскоре я стал своими «играми» и «сказками» привлекать внимание всех, а блеск рассказов вожаков группировок под лестницей померк, так как они не смогли придумать ничего страшнее и интереснее, чем я» [7, с.124].

От интереса В.Н. Терский перешел к воспитанию и перевоспитанию: «дело не только в том, чтобы увлечь ребят, понравиться им; необходимо и как можно активнее воспитывать их, развивать у них новые привычки, взгляды, убеждения» [11, с. 60]. В своей клубной (внешкольной) работе он стремился найти подход к каждому колонисту и коммунару.

Внешкольная работа в колонии и коммуне, организуемая В.Н. Терским, носила многопрофильный характер. Мастер на все руки, он умел передать свои знания и умения воспитанникам, а главное — увлечь их творческой де-

ятельностью, вдохновенным трудом, изобретательством.

Кроме изокружка, включавшего в себя разнообразнейшие трудовые и творческие занятия [см.: 10; 13], В.Н. Терский вел драмкружок, а также организовывал регулярные выпуски стенгазету «Шарошка» и «ребусник», умственные и подвижные игры, игры на местности. Его авторитет среди воспитанников был основан на всеобъемлющей компетентности педагога. Он был «прекрасный художник, чудесный актер, создатель сказок, игр-импровизаций, изобретатель приборов. Умел обращаться со всеми существующими инструментами, знал правила всех игр, был знаком с устройством всех машин. Отличный шашист, лучший рыболов области. Был руководителем секции велосипедистов, тренировал юных самбистов. Вместе с ребятами выпускал стенгазеты длиной 20 метров. Принимал участие в постановке спектаклей, где исполнял и женские роли» [15].

«Он переродил наши вечера, наполнил их стружкой, точкой, клеем, спиртовыми лампами и визгом пилы, шумом пропеллеров, хоровой декламацией и пантомимой», — писал А.С. Макаренко [5, с. 414 — 415]. «Он возбудил вокруг себя кипящий водоворот многообразной деятельности, задавая ребятам крепкую мозговую трёпку ребусами, шарадами, расчётами, загадками, играми, и открывался им всё больше как добрый волшебник» — вспоминал о В.Н. Терском бывший коммунар Л.В. Конисевич [3, с. 249-250].

Сам В.Н. Терский подчеркивал, что широта его деятельности имела истоком «слова Макаренко, советовавшего мне всегда исходить из существующих интересов ребят и постепенно поднимать их до уровня интересов передового советского человека» [11, с. 59].

Общепризнано, что А.С. Макаренко в своей многогранной педагогической

деятельности высоко ставил воспитательное значение игры. Сам В.Н. Терский называл главнейшей частью игровой системы А.С. Макаренко ребус-ник, свою новаторскую разработку [9, с. 21]. В узком смысле ребусник был конкурсом с авторскими головоломками, занимательными задачами и трудовыми заданиями, составленными детьми (колонистами и коммунарами) и педагогами. В широком смысле, по определению Л.А. Чубарова, это было «комплексное, длящееся несколько учебных месяцев состязание» [13, с. 53 — 54]. «Художественно оформленный ребусник вывешивается на общем листе», — писал о ребуснике А.С. Макаренко. «Задачи можно давать самые разнообразные — от простой арифметической до сложной производственной. Даются и шуточные задачи. Таких задач на ребусном листе появляется больше двухсот» — говорил он [5, с. 79]. Значительное количество заданий ребусника было связано «с повседневной деятельностью детей», например, существовали задачи для юных конструкторов или задания по ремонту палаток [10, с. 98].

В этой работе, как и во всей внешкольной, клубной деятельности, В.Н. Терский опирался на актив воспитанников: «Целая коллегия редакционная, находят в журналах — тащат, сами придумывают и т. д.» [5, с. 175]. На волне рационализаторства и изобретательства, новаторского движения, развернувшегося в промышленности СССР в 1930-х гг., В.Н. Терский помещал в ре-бусники (или вдохновлял на это ребят) задания на знание техники и практическое применение знаний по механике, электротехнике и пр. Результаты выполнения многих из этих заданий были по сложности и по практикоориенти-рованности на одном уровне с рационализаторскими предложениями рабочих и техников промышленных предприятий страны.

А.С. Макаренко, по словам В.Н. Терского, видел огромные педагогические возможности ребусника, прочил ему большое будущее [8, с. 83, 97, 98]. В своих позднейших работах В.Н. Терский давал многоплановое определение ре-бусника:

• это массовая форма внеклассной работы с детьми, где сочетаются игра, труд, наука, искусство, отдых, забавы;

• это способ организации соцсоревнования в пионерской дружине;

• это система усложняющихся требований, предъявляемых к детскому коллективу.

Он указывал, что эта форма работы «в значительной мере способствует повышению общего уровня развития детей, успешной учебе, воспитанию мастерства, решению задач политехнического воспитания и образования, развитию мышления детей, воспитанию у них любви к труду, <...> воспитывает волю, настойчивость в труде, трудовую выносливость, необходимое трудовое терпение, повышает культуру и точность в работе» [2, с. 3, 81-83]. В 1950-х — 1960-х гг. ребусник был весьма популярной формой работы с детьми, получившей название «Конкурс смекалки» [1].

Важно подчеркнуть связь игры и труда в педагогическом творчестве В.Н. Терского: «Ведя детей через игру к труду, надо по возможности сохранять полезную игровую увлеченность, здоровый задор, дух азарта, соревнования, любовь к самой деятельности. <. > Труд же постоянно в какой-то форме имеет в себе элементы игры. Это в первую очередь соревнование, игра фантазии, это постоянная веселость, боевой задор» [6, с. 49, 51].

Обращаясь с возможным вниманием к каждому воспитаннику, учитывая его интересы и наклонности, В.Н. Терский

Е.А. Ефимова •

Социально-педагогическая деятельность В.Н. Терского в колонии имени А.М. Горького и коммуне имени Ф.Э. Дзержинского

вместе с тем подчёркивал: «моя собственная работа, как и работа любого нашего педагога, была нацелена не на отдельных детей, не только на мою группу детей, но и на всех ребят нашего коллектива» [11, с. 60].

Социально-педагогическая деятельность замечательного организатора, педагога, энциклопедиста В.Н. Терского во многом сформировала социально-педагогическое лицо макаренковских коллективов, оказав огромное влияние на воспитание и жизненный путь воспитанников. Как писал уже в 1980-е гг. журналист В. Хилтунен: «Без Терского коммуна бы не выжила» [12].

Литература

1. Ефимова Е.А. Из истории применения умственных игр в очно-заочной работе с детьми («Конкурс смекалки»). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/агис1е/п^^^гп-primenemya-umstvennyh-igr-v-ochno-zaochnoy-rabote-s-detmi-konkurs-smekalki

2. Кель О.С. Игра «конкурс смекалки» в школе (опыт школы-интерната). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 88 с.

3. Конисевич Л.В. Нас воспитал Макаренко. Записки коммунара. Челябинск: Кн. изд-во, 1993. 330 с.

4. Липский И.А. Социальная педагогика: парадигмы формирования и развития // Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. М.: МГСУ, 2002. С. 21-31.

5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. М.: Педагогика, 1983- 1986.

6. Терский В.Н. Вожатый, ты педагог! М.: Молодая гвардия, 1973. 95 с.

7. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. // А.С. Макаренко. К 75-летию со дня рождения: Сборник. М.: Учпедгиз, 1963. С. 124-142.

8. Терский В.Н. Клубные занятия и игры в практике А.С. Макаренко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 159 с.

9. Терский В.Н. От игры к труду // Школа-интернат. 1963. № 6. С. 18-23.

10. Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. М.: Просвещение, 1966. 303 с.

11. Терский В.Н. Коммунистическое воспитание — воспитание коллективное // Мастерство воспитателя. М.: Молодая гвардия, 1970. С. 57-78.

12. Хилтунен В. Откройте Макаренко! // Комсомольская правда. 1987. 4 октября.

13. Чубаров Л. Изокружок по-макарен-ковски // Юный техник. 1988. № 12. С. 53-56.

14. IV Международные Макаренковские чтения. Неомакаренковская педагогика в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и становления ювенальной юстиции: международный и российский опыт / Гл. упр. Федеральной службы исполн. наказаний РФ по Красноярскому краю. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; Канск: [б. и.], 2012. 318 с.

15. Проект А. Федосова. Макаренко Антон Семенович. Интернет-источник: http:// www.makarenko.edu.ru/tersky.htm (дата обращения: январь 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.