Научная статья на тему 'Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья'

Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
270
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА "MEDSYST" / ЗДОРОВЬЕ СПЕЦИАЛИСТА / УРОВНИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / FUNCTIONAL SYSTEM "MEDSYST" / HEALTH MODEL / ECOLOGICAL APPROACH / SPECIALIST HEALTH / HEALTH CULTURE LEVELS / SOCIALIMPROVING SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заплатина Ольга Алексеевна, Смык Федор Дмитриевич

В данный период человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху, в связи с чем формирование основ культуры здоровья рассматривается в ракурсе приоритетного распространения интеллектуально-информационного ресурса с позиций экологобезопасного и устойчивого развития модернизирующегося российского социума. Огромное внимание в контексте этой политики отводится системе высшего профессионального образования, имеющего целью подготовку специалиста в плане формирования фундаментальных знаний, профессионально важных качеств, экологической культуры и культуры здоровья. Хотя информационные ресурсы в сфере непрерывного эколого-валеологического образования с точки зрения их социально-философской обоснованности разнообразны и достаточно объемны, эти тенденции только начинают проникать во все области общественной жизни (в том числе и образовательную среду) и пока недостаточно отражаются на сфере непрерывного профессионального образования, особенно технического, а, как известно, именно здесь осуществляется подготовка специалистов нового типа, адекватных изменившимся условиям. В этой связи экологизация и валеологизация непрерывной подготовки приобретает наибольшую актуальность в сфере модернизации высшего профессионального образования. Также одной из актуальных задач становится подготовка специалистов, имеющих высокий уровень развития эколого-валеологического сознания, экологического мышления, определяющих функционирование системы «общество производство окружающая среда». Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке формирующихся специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области. Так как эколого-валеологическое образование в высшей профессиональной школе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда человек». Поскольку в современных условиях переустройства различных сторон жизнедеятельности особую актуальность приобретают пути сохранения и повышения уровня здоровья контингента различных возрастов, составляющих трудовой потенциал общества, особое внимание должно уделяться получению, обработке статистической информации, позволяющей в оптимальные сроки отслеживать тенденции повышения или снижения здоровья на уровне одной организации, сети организаций в рамках города, региона, страны и т.д. Цель. Разработка экологического блока в модели здоровья человека; разработка и программирование функциональных систем, позволяющих усовершенствовать процессы диагностики, прогнозирования, профилактики и наблюдения за состоянием здоровья формирующихся специалистов в системе высшего профессионального образования. Метод или методология проведения работы. Программирование, моделирование, эксперимент. Результаты. 1) Произведен анализ моделей здоровья человека. 2) Разработан экологический блок в модели здоровья человека. 3) Разработана, предложена в качестве интегративного эколого-валеологического подхода, успешно внедрена в процесс работы санатория-профилактория «Молодежный» Кузбасского технического университета им. Т.Ф. Горбачева система «Medsyst», позволяющая качественно, быстро и результативно вести наблюдения за состоянием здоровья будущих абитуриентов, а также студентов, выпускников, преподавателей и сторонних лиц, тем самым анализируя изучаемые показатели с целью получения интегративной оценки здоровья как системообразующего компонента антропоэкологии в условиях модернизации высшего технического образования. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в работе поликлиник, профилакториев, валеоториев и других учреждений, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND HEALTH-IMPROVING SERVICES AS A FACTOR OF CULTURE HEALTH ORGANIZATION

At present time mankindis entering upon a new information age, and therefore the foundations of culture health organization is considered as the perspective to distribute intellectual and information resources as ecologically sustainable development and modernizing of Russian society. Great attention in this regard is given to a higher education system, the aim of which is to prepare a specialist with fundamental knowledge, professionally important qualities, environmental culture and culture of health. Though information resources in the sphere of continuous environmental and valeological education, from the point of their socio-philosophical justification, are varied and quite extensional, these trends are just beginning to penetrate in all areas of social life (including the educational environment) and are not sufficiently reflected in continuing professional education, especially technical and, as it is know, technical education is preparing professionals of new type, adequate to changing conditions. In this regard, the ecologization аnd valeologization of continuous training acquires the greatest relevance in modernization of higher education. Also one of the urgent tasks is training of specialists, having high level of ecological and valeological consciousness development and ecological thinking; all these determine the functioning of the system «society-production-environment». According to these facts, it is possible to mention the necessity to solve the problems of environmental and valeological education in professional training of specialists, by means of global process modeling directly and indirectly related to this field. Since ecological and valeological education in higher schools must be based on regulatory support, as an important tool, used by the state in order to preserve the national health, as well as balances environmental management, it is necessary to note that at the state level the most important task is to promote the ideas of sustainable development and improvement of «environment-person» system. As in conditions of rebuilding of various aspects of life the questions of preserving and improving health of people of different ages (constituting labor potential of the society) are of special importance, special attention should be given to the production and processing of statistical information, allowing to trace trends of increase or decrease the level of health in any organization, a network of organizations within the city, region, country, etc. Purpose. The development of an ecological unit in the human health model; the development and programming of functional systems, that allow to improve diagnosis, prognosis, prevention processes and preventive health care of future specialists in higher education system. Methodology. Programming, modeling, the experiment. Results. 1) The analysis of human health models is done. 2) The environmental unit in the human health model is developed. 3) The system «Medsyst» is developed and proposed as an integrative environmental and health approach, it was successfully implemented in sanatorium «Youth» working in T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. It allows on high level, quickly and effectively to monitor the health of future applicants, students, teachers and third parties, thereby analyzing the studied parameters in order to obtain an integrative health assessment, as a system component of anthropo-ecology in modernization of higher technical education. Practical implications. The research results can be used in clinics, dispensaries and other health institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-оздоровительная услуга как фактор формирования культуры здоровья»

Б01: 10.12731/2218-7405-2014-11-13 УДК 304.2

СОЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ УСЛУГА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

Заплатина О.А., Смык Ф.Д.

В данный период человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху, в связи с чем формирование основ культуры здоровья рассматривается в ракурсе приоритетного распространения интеллектуально-информационного ресурса с позиций экологобезопасного и устойчивого развития модернизирующегося российского социума. Огромное внимание в контексте этой политики отводится системе высшего профессионального образования, имеющего целью подготовку специалиста в плане формирования фундаментальных знаний, профессионально важных качеств, экологической культуры и культуры здоровья.

Хотя информационные ресурсы в сфере непрерывного эколого-валеологического образования с точки зрения их социально-философской обоснованности разнообразны и достаточно объемны, эти тенденции только начинают проникать во все области общественной жизни (в том числе и образовательную среду) и пока недостаточно отражаются на сфере непрерывного профессионального образования, особенно технического, а, как известно, именно здесь осуществляется подготовка специалистов нового типа, адекватных изменившимся условиям.

В этой связи экологизация и валеологизация непрерывной подготовки приобретает наибольшую актуальность в сфере модернизации высшего профессионального образования. Также одной из актуальных задач становится подготовка специалистов, имеющих высокий уровень развития эколого-валеологического сознания, экологического мышления, определяющих функционирование системы «общество - производство - окружающая среда». Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке формирующихся специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области.

Так как эколого-валеологическое образование в высшей профессиональной школе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда - человек».

Поскольку в современных условиях переустройства различных сторон жизнедеятельности особую актуальность приобретают пути сохранения и повышения уровня здоровья контингента различных возрастов, составляющих трудовой потенциал общества, особое внимание должно уделяться получению, обработке статистической информации, позволяющей в оптимальные сроки отслеживать тенденции повышения или снижения здоровья на уровне одной организации, сети организаций в рамках города, региона, страны и т.д.

Цель. Разработка экологического блока в модели здоровья человека; разработка и программирование функциональных систем, позволяющих усовершенствовать процессы диагностики, прогнозирования, профилактики и наблюдения за состоянием здоровья формирующихся специалистов в системе высшего профессионального образования.

Метод или методология проведения работы. Программирование, моделирование, эксперимент.

Результаты. 1) Произведен анализ моделей здоровья человека. 2) Разработан экологический блок в модели здоровья человека. 3) Разработана, предложена в качестве интегративного эколого-валеологического подхода, успешно внедрена в процесс работы санатория-профилактория «Молодежный» Кузбасского технического университета им. Т.Ф. Горбачева система «Medsyst», позволяющая качественно, быстро и результативно вести наблюдения за состоянием здоровья будущих абитуриентов, а также студентов, выпускников, преподавателей и сторонних лиц, тем самым анализируя изучаемые показатели с целью получения интегративной оценки здоровья как системообразующего компонента антропоэкологии в условиях модернизации высшего технического образования.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в работе поликлиник, профилакториев, валеоториев и других учреждений, осуществляющих свою деятельность в области здравоохранения.

Ключевые слова: модель здоровья; экологический подход; функциональная система «Medsyst»; здоровье специалиста; уровни культуры здоровья; социально-оздоровительная услуга.

SOCIAL AND HEALTH-IMPROVING SERVICES AS A FACTOR OF CULTURE HEALTH ORGANIZATION

Zaplatina O.F., Smyk F.D.

At present time mankindis entering upon a new information age, and therefore the foundations of culture health organization is considered as the perspective to distribute intellectual and information resources as ecologically sustainable development and modernizing of Russian society. Great attention in this regard is given to a higher education system, the aim of which is to prepare a specialist with fundamental knowledge, professionally important qualities, environmental culture and culture of health.

Though information resources in the sphere of continuous environmental and valeological education, from the point of their socio-philosophical justification, are varied and quite exten-sional, these trends are just beginning to penetrate in all areas of social life (including the educational environment) and are not sufficiently reflected in continuing professional education, especially technical and, as it is know, technical education is preparing professionals of new type, adequate to changing conditions.

In this regard, the ecologization аnd valeologization of continuous training acquires the greatest relevance in modernization of higher education. Also one of the urgent tasks is training of specialists, having high level of ecological and valeological consciousness development and ecological thinking; all these determine the functioning of the system «society-production-environment». According to these facts, it is possible to mention the necessity to solve the problems of environmental and valeological education in professional training of specialists, by means of global process modeling directly and indirectly related to this field.

Since ecological and valeological education in higher schools must be based on regulatory support, as an important tool, used by the state in order to preserve the national health, as well as balances environmental management, it is necessary to note that at the state level the most important task is to promote the ideas of sustainable development and improvement of «environment-person» system.

As in conditions of rebuilding of various aspects of life the questions of preserving and improving health ofpeople of different ages (constituting labor potential of the society) are of special importance, special attention should be given to the production and processing of statistical information, allowing to trace trends of increase or decrease the level of health in any organization, a network of organizations within the city, region, country, etc.

Purpose. The development of an ecological unit in the human health model; the development and programming offunctional systems, that allow to improve diagnosis, prognosis, prevention processes and preventive health care offuture specialists in higher education system.

Methodology. Programming, modeling, the experiment.

Results. 1) The analysis of human health models is done. 2) The environmental unit in the human health model is developed. 3) The system «Medsyst» is developed and proposed as an integrative environmental and health approach, it was successfully implemented in sanatorium «Youth» working in T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University. It allows on high level, quickly and effectively to monitor the health of future applicants, students, teachers and third parties, thereby analyzing the studied parameters in order to obtain an integrative health assessment, as a system component of anthropo-ecology in modernization of higher technical education.

Practical implications. The research results can be used in clinics, dispensaries and other health institutions.

Keywords: health model; ecological approach; functional system «Medsyst»; specialist health; health culture levels; socialimproving service.

Еще десятилетие назад считали, что в условиях переустройства социально-экономического механизма нашей страны, появления и развития рынка труда, перехода к информационному обществу стала больше ощущаться потребность в специалистах с высоким уровнем интеллектуальной творческой активности, в углублении интеграции науки, производства и образования. Модернизация системы профессиональной подготовки специализированных кадров предполагала обеспечение экономики страны специалистами, способными работать в условиях информационного сообщества, готовыми осваивать и развивать новейшие технологи без ущерба для окружающей среды и человека.

Анализ опыта развития образования большинства развитых индустриально стран позволил выявить ряд наиболее значимых тенденций, общих для развития профессионального образования. Среди них расширение профиля подготовки специалистов, гуманизация естественно-

научного и технического образования, переход к проблемно-ориентированному образованию, преобразование его в систему непрерывного, включающего в себя различные гибкие образовательные структуры.

В связи с этим быстрый рост объема научных знаний, «множественность истины», необходимость этической оценки непредсказуемых открытий повернул человечество к образованию нового типа социокультурного наследования, овладению ранее не существовавшими методами содержания познания, рассогласованию творчески и практически ориентированной научной мысли и мировоззрения, осознанию приоритета человека как носителя нравственного здоровья, сочетающего профессиональное и духовное совершенствование как высшую ценность общества в непрерывном профобразовании.

Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркнула приоритет интеллектуального развития над нравственным, в то время как современным образованию, науке и производству в лице общества стала нужна позиция, способная объединить людей, которые ценят достоинство человека, осознают дефицит эколого-валеологических знаний, думают о будущем своей нации и всего человечества.

Поэтому проблема преемственности эколого-валеологического образования в профессиональной подготовке формирующегося специалиста стала проблемой не только образовательной и экономической, а нравственной, философской, - проблемой непрерывного осознания ответственности за ближайшие и отдаленные последствия своей деятельности.

В этой связи в условиях модернизации высшего профессионального образования произошел ряд изменений, касающихся Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Анализ ФГОС ВПО позволил выявить ряд новейших общекультурных компетенций, которыми должны овладеть будущие специалисты по окончании высшего учебного заведения. Социально значимые представления о здоровом образе жизни, его этических ценностях, способствующих увеличению количества индивидуального и группового здоровья ярко отражены в стандарте нового поколения.

В этой связи экологизация и валеологизация непрерывной подготовки приобретает наибольшую актуальность в сфере модернизации высшего профессионального образования. Также одной из актуальных задач становится разработка моделей подготовки специалистов, имеющих высокий уровень развития эколого-валеологического сознания, экологического мышления, определяющих функционирование системы «общество - производство - окружающая среда».

Традиционно в качестве действенного средства проверки истинности и полноты использования теоретических положений на практике в системе непрерывного образования чаще всего используют моделирование.

Моделирование в настоящее время является все более приоритетным методом различных исследований. Модель представляет собой целостную систему, которая характеризуется наличием цели, структурой как законом согласованности и взаимосвязи ее компонентов, функциями, а проектирование модели осуществляется от ее состава (из чего состоит) к структуре (каково внутренне строение) и к ее функциям как целостной системе (как действует).

В настоящее время модель эколого-валеологического образования, объединяющая воедино экологическое образование и просвещение, а также валеологические подходы в образовании, в системе непрерывной подготовки формирующихся специалистов отсутствует.

Большое количество научных трудов и исследований посвящены решениям отдельных вопросов данной проблемы. Так, например, методологические основы и условия решения проблем экологического образования как такового рассматривались в трудах известных философов (Д.М. Азаматов, Н.А. Бердяев, В.И. Вернадский, Э.О. Валитов, Э.В. Гирусов, В.Г. Горохова, В.А. Кобылянский и другие).

В.И. Вернадский справедливо замечал, что важнейшим условием успешного решения основных вопросов экологического образования, формирования высокой экологической культуры являются целенаправленные глубокие и прочные знания у каждого человека на всех ступенях образования, целостные представления о ноосфере, достижения понимания органической взаимосвязи и единства человечества и окружающей среды, осознание необходимости и значимости ее охраны и рационального использования ее ресурсов, воспитание личной ответственности за индивидуальное, групповое, популяционное здоровье и здоровье окружающей среды.

Решение вопросов экологического образования представлено также в психолого-педагогической литературе: методологические основы - в трудах Л.И. Пономаревой, Е.В. Муравьевой, А.Н. Захлебного и др.; интегративные подходы освещены в трудах М.М. Колесникова, Б.Т, Лихачева, О.В. Поповой и др. Вышеперечисленные авторы сходны в своих мнениях о том, что экологическое образование формирует знания об окружающей среде, причинах и последствиях экологических катастроф и является важной социально-философской проблемой на сегодняшний день.

В контексте преодоления противоречий между: 1) формирующейся стратегией преодоления глобального экологического кризиса и недостаточностью методологических оснований

формирования экологического сознания студентов различных специальностей, 2) традиционным антропоцентрическим содержанием экологического образования в высшем профессиональным образовании и отсутствием теоретических и методологических оснований для его замены на экоцентрическое, рассмотренных в исследовании Е.В. Муравьевой, автором для решения проблем экологического образования в высшей школе была предложена модель экологического образования студентов, базирующаяся на экоцентрическом подходе.

В модели отражены этапы формирования экологического сознания (эмоционально-мотива-ционный, информационно-познавательный, оперативно-деятельностный, личностно-ориенти-рованный, практико-ориентированный), указаны критерии развития экологического сознания (владение знаниями по инженерной специальности и знаниями экологических закономерностей развития ситуации в техносфере, способность прогнозировать влияние производства на здоровье и т.д.), определены умения, характеризующие экологическое сознание, среди которых и умение критически оценивать, предсказывать, прогнозировать, принимать оптимальные решения в чрезвычайных ситуациях с точки зрения здоровья.

Рассматривая эколого-валеологические подходы как регулятор социальной реальности системы «общество - производство - окружающая среда», обеспечивающей развертывание разнообразных свойств природы, в настоящее время находящихся в достаточно неустойчивом равновесии, а также обусловливающие влияние экологической обстановки на состояние здоровья человека как деятельного общественного субъекта, примем во внимание три основных аспекта:

1) эколого-валеологические отношения, направленные на природу, окружающую среду;

2) эколого-валеологические подходы, направленные на формирование, сохранение и укрепление здоровья человека;

3) преемственность и непрерывное отражение первых двух аспектов в процессе образования и жизнедеятельности людей.

Так, по мнению ученых-экологов, все возрастающее загрязнение окружающей среды напрямую связано с развитием производства, которое в свою очередь отражает характер взаимоотношений человека с факторами окружающей среды, обобщенным интегральным показателем качества которой является состояние здоровья человека. Эта взаимосвязь прослеживается в блочной модели экологии человека А.С. Левина, которая отражает интеграцию основных взаимосвязей между деятельностью человека и состоянием окружающего его природного пространства. Однако, рассматривая опосредованное деятельностное движение (развитие)

человека в системе иерархических уровней социальной организации (от микросоциумов ко взаимодействию в обществе в целом), в вышерассмотренной модели недостаточно отражена взаимосвязь валеологических знаний, умений и навыков человека и их проецирование на окружающую среду с учетом формирования экологического сознания и потребности сохранения индивидуального, группового и популяционного здоровья в той же иерархической системе - от микросоциумов до общества в целом - и соответствующее отношение к окружающему природному пространству с целью сохранения здоровья планеты.

Принимая во внимание тесную взаимосвязь здоровья человека и экологической обстановки, ряд ученых определяют здоровье как показатель конечного экологического эффекта воздействия природных и антропогенных факторов, формирующих модель здоровья (С. Varkevisser, 1995).

В связи с этим можем предположить, что эколого-валеологический блок будет более отражен в двух составляющих модели: окружающей среде и образе жизни при тесной их взаимосвязи со здоровьем (рис. 1).

Все это находит органическое отражение в модели структуры антропоэкосистемы.

Структура антропоэкосистемы возвращает нас к совершенствованию уровня экологического сознания, а также экологического образования, экологической культуры и культуры здоровья, формирование которых должно характеризоваться преемственностью в сфере образовательной профессиональной высшей школы.

Исходя из предложенной выше структуры эколого-валеологического блока, в условиях модернизации высшего технического образования все эколого-валеологические подходы «делят» на две большие группы:

1) направленные на индивида (субъекта воспитательно-образовательного процесса);

2) направленные на среду, окружающую индивида.

Эколого-валеологические подходы, направленные на индивида, имеют своей целью формирование у него «здорового поведения». Оптимальными предпосылками для этого будут следующие моменты: «здоровое поведение» принесет человеку большую или относительную личную пользу; данное поведение не потребует значительных затрат (материальных, временных, физических); проблемы, связанные с экологической обстановкой, будут разрешаться, если в обществе усиливается подход к здоровью как целостному, культурно-интегративному феномену [2].

Рис. 1. Структура эколого-валеологического блока в модели здоровья человека

«Сподвигнуть» формирующегося специалиста на ведение здорового образа жизни - задача непростая. Она предполагает определенные предпосылки или ступени формирования эколо-го-валеологического поведения. К ним относятся: осознание проблемы, информированность, мотивация, формирование необходимых умений и навыков, исполнение, поддержка. Эти предпосылки должны ориентироваться на следующие уровни формирования культуры здоровья населения:

1) профилактический (своевременное информирование и мотивация);

2) образовательно-практический (владение информацией и применение ее на практике);

3) радикально-политический (изменение внешних обстоятельств для внедрения эколого-валеологических подходов с целью достижения преемственности эколого-валеологиче-ского образования будущих специалистов).

Эколого-валеологические подходы, обращенные на окружающую среду, должны учитывать соотношение затрат-выгод и ориентироваться на следующие критерии: важность сферы, на которую предполагается оказать воздействие; возможность получения эффективных результатов; неизбежные недостатки или «побочные действия»; экономические, политические и этические соображения и величина финансовых затрат, объем ресурсов, необходимых для внедрения вышеуказанных подходов.

Исходя из вышесказанного, можем отметить необходимость решения проблем эколого-ва-леологического образования в профессиональной подготовке формирующихся специалистов путем глобального моделирования процессов, прямо и косвенно касающихся данной области.

Так как эколого-валеологическое образование в высшей профессиональной школе должно опираться на нормативно-правовое обеспечение, являющееся важным инструментом, используемым государством в интересах сохранения здоровья нации, а также рационального природопользования, необходимо обратить внимание, что важнейшей задачей в государственном масштабе остается пропаганда идей устойчивого развития и совершенствования системы «окружающая среда - человек».

Поскольку в современных условиях переустройства различных сторон жизнедеятельности особую актуальность приобретают пути сохранения и повышения уровня здоровья контингента различных возрастов, составляющих трудовой потенциал общества, особое внимание должно уделяться получению, обработке статистической информации, позволяющей в оптимальные сроки отслеживать тенденции повышения или снижения здоровья на уровне одной организации, сети организаций в рамках города, региона, страны и т.д.

Так как вышеуказанная задача в рамках предложенной модели эколого-валеологического образования должна была решаться в условиях стремительно развивающего информационного пространства, нами (Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, ООО «Творческая лаборатория ЗЕФ» и Башкирский государственный медицинский университет) была разработана и предложена в качестве интегративного эколого-валеологи-ческого подхода система «Medsyst», позволяющая кардинально усовершенствовать процессы диагностики, прогнозирования, профилактики и наблюдения за состоянием здоровья формирующихся специалистов в системе «школа - вуз - профессиональная деятельность».

Система была успешно внедрена в процесс работы санатория-профилактория «Молодежный» Кузбасского технического университета им. Т.Ф. Горбачева и позволила качественно, быстро и результативно вести наблюдения за состоянием здоровья будущих абитуриентов, а также студентов, выпускников, преподавателей и сторонних лиц, тем самым анализируя изуча-

емые показатели с целью получения интегративной оценки здоровья как системообразующего компонента антропоэкологии в условиях модернизации высшего технического образования.

Для обеспечения успешного функционирования системы «Medsyst» ООО «Творческая лаборатория ЗЕФ» ведет сопровождение и оказание услуг по информационному и программному обеспечению, что позволяет постоянно повышать квалификацию врачебного персонала и оптимизировать работу профилактория.

Система отражает взаимодействие и преемственность процессов эколого-валеологическо-го воспитания и образования на всех уровнях формирования культуры здоровья индивида, а также может позиционироваться как совокупность ряда интегративных эколого-валеологиче-ских подходов, направленных на окружающую индивида среду, ориентированную на сферу социально-оздоровительных услуг как социально-экономический объект с позиций социальной философии.

Поскольку социальная философия изучает развитие социума как особую область реального мира, то использование социально-философского анализа позволило нам не просто реализовать внедряемые разработки («Medsyst») в процесс эколого-валеологического образования студентов, но и позиционировать их как социально-оздоровительную услугу; показать механизм, посредством которого, моделируя данную услугу в рамках вышерассмтренной модели эколо-го-валеологического образования в профессиональной подготовке формирующихся специалистов, можно достичь интеграции эколого-валеологических подходов в процессе модернизации высшего профессионального образования в условиях экологизации российского социума.

Кроме того вышеуказанная система как социально-оздоровительная услуга связана с социальной формой, сопровождает жизнедеятельность контингента, составляющего трудовой потенциал общества, развивается вместе с ним.

В своей работе мы интерпретировали данную социально-оздоровительную услугу не только как теоретико-экономическое явление, но предложили практические аспекты ее реализации, тесным образом соприкасающиеся с социальной стороной действительности, с получением обратной связи от среды, окружающей индивида и осмыслением решаемых проблем.

Известно, что посредством социально-философского анализа понятий, характеризующих социум, оперируют категориальными схемами [3]. (К.С. Козлова).

Так, разработанная В.И. Разумовым категориально-системная методология предполагает использование нижеследующего ряда категориальных схем:

1) крестообразная схема противоречия;

2) универсальная схема взаимодействия;

3) модель категориального маятника - категориальный ряд центрального элемента;

4) модель компенсационного гомеостата;

5) гомеостатическая и категориально-символьная схемы;

6) схема функциональных систем П.К. Анохина;

7) аппарат теории динамических информационных систем;

8) модель «ряд информационных критериев»;

9) схема «гексаграмма».

Подробный анализ этих схем изложен в трудах таких ученых как Ю.М. Горский, В.О. Ло-бовиков, Н.С. Розов, К.С. Козлова и др. Методология концептуальных исследований описана А.Г. Теслиновым, категориально-системная методология, как уже было указано выше, В.И. Разумовым. [1; 4; 5; 6].

Принимая во внимание тезис о человеке как микрокосме - отображении и символа Вселенной - призванном использовать свои возможности в процессе совершенствования, общения, труда и творчества в обществе, попробуем рассмотреть соответствующую проекцию в функционировании вышеизложенных категориальных схем в микросоциумах, развивающихся по тем же законам, что и социум в целом, исходя их необходимости анализа конкретной социальной действительности с точки зрения общего, существенного и необходимого в настоящий момент.

В своей работе мы коснемся схемы построения функциональных систем, на наш взгляд в структуре которой наиболее точно может быть отражено функционирование предлагаемой нами социально-оздоровительной услуги (рис. 2).

Так, с точки зрения К.С. Козловой функциональные системы - это «системы, которые формируются с целью достижения определенного полезно-приспособительного результата». Функциональная система является «формализованным отражением» следующих главных особенностей «реальных и абстрактных управляющих систем: функционирования, правил построения более сложных управляющих систем из заданных и описания функционирования сложных систем по функционированию их компонент» [3].

Чтобы достичь определенного планируемого результата, который будет символизировать «выход» из функциональной системы к исполнителю применяется внешнее воздействие, которое выражается в «программировании его» на осуществление какого-либо действия.

Поскольку исполнитель является «частью системы», необходимо на основе «опыта (памяти)» и «посредством передачи исполнителю ресурса» осуществить постановку задачи, ис-

пользуя «язык (понятийный аппарат) системы», кроме того, на каждом этапе важно учитывать обратную связь. Данную схему целесообразно использовать для «детализации функционирования системы (напр. выделения этапов процесса, а также выявления циклов)».

Перевод на язык

Рис. 2. Схема функционирования функциональной системы по С.В. Яблонскому

Итак, рассмотрим систему «Medsyst» в контексте функционирования вышерассмотренной функциональной системы. Разработанная нами система многопользовательская. Одновременно в нем могут осуществлять свои функции несколько исполнителей, а также их группы. Каждый исполнитель выполняет в системе свою роль, которая ограничивает его пользовательские права и возможности. Назначение ролей и распределение функций осуществляется выполнением настроек системы, сервисом управления исполнителями, пользователями и их группами (рис. 3).

В блоке постановки задач выделен ряд подгрупп. Например, к задачам административного характера отнесены: ведение реестра амбулаторных карт, группировка пациентов по категориям за все годы наблюдения; поиск пациентов по базам данных (БД) вузов, учреждений при первичном посещении профилактория; создание документов об истории болезни на основании санаторно-курортных путевок и направлений врачей поликлиник, наблюдающих студентов вузов города, и другие (рис. 4).

К группе задач, взаимосвязанных с функциями врачебного персонала, отнесены такие как, например, аккумуляция антропометрических данных, формирование данных общего анамнеза

и объективных исследований; группировка данных состояния здоровья пациентов по категориям, сезонам, принадлежности к участкам для удобства и скорости составления отчетов о состоянии здоровья с применением ркличиьк филятров; добавление основного и сопутствующего диагнозов с использованием международного классификатора болезней (МКБ) и другие.

Рис. 3. «Medsyst» как функциональная система. Блок управления и активации функций исполнителей

При выборе услуг или медикаментов решаются задачи учета бюджетных и внебюджетных средств организации, к которой принадлежит профилактическое учреждение и пациент, идет резервирование средств со складов и списание их после выдачи пациентам, а также формирование прейскуранта услуг. Генерирование отчетов позволяет делать выборки по контингенту, сезону, принадлежности к факультету, институту и т.д., что значительно ускоряет процесс обмена данными о состоянии здоровья студентов, сотрудников, абитуриентов и других групп населения между организациями, тем самым обеспечивая совершенствование функционирования механизма обратной связи.

Управление исполнителями и их группами

Передача исполнителям и группам ресурса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

База пациентов

Услуги

Лекарственные ср-ва

Бухгалтерия

Справочники

Сервис

Подгруппы:

- административные;

- врачебные;

- управления бюджетными и внебюджетными средствами;

- управления услугами;

- генерирования отчетов и другие.

Рис. 4. «Medsyst» как функциональная система. Блок постановки задач

Блок программирования в системе постоянно совершенствуется и обновляется в зависимости от поступающих требований, условий и внешних воздействий (рис. 5).

Согласно мнению С.В. Яблонского, В.И. Разумова и К.С. Козловой, если система функционирует на «постоянной основе», то имеет смысл включать во «внутреннюю среду системы» и источник «внешнего воздействия», поскольку в процессе своего функционирования система не просто выполняет возложенные на нее задачи, но и «влияет на способ их постановки, следовательно, и на источник внешнего воздействия» [3; 5; 7].

Таким образом, сочетание и функционирование вышерассмотренных блоков в системе позволяет рассматривать формирование, а также функционирование непосредственно самой системы одновременно как процесс, а так же как разрешение ряда проблем, из которых проистекает решение конкретно-практических задач.

Формулируя вывод по данному исследованию сконцентрируем итоговый акцент на том, что схемы и системы в философском смысле использовались еще в допарадигмальный период развития науки. Это помогало синтезировать результаты мыслительной деятельности и представлять их как целостное явление или предмет. Применяемые в жизнедеятельности общества, совершенствующиеся одновременно с динамикой его развития функциональные системы позволяют строить успешное социальное действие.

и

s К

Щ H ÇJ И

îK <D Он I-.

ч СО S

О ц

со tu H

си s

о X 3 я f. о

о с

M и

CQ s

Блок программирования

о ю

Информационное и программное обеспечение и сопровождение

Сопровождение программного продукта «Medsyst»

Изменение функционала программного продукта функциональной системы «Medsyst»

Сопровождение и настройка Microsoft SQL Server 2008, Microsoft Server 2008

ГЕНЕРАЦИЯ ПРОГРАММ

- предоставление инсталляционного пакета;

- групповое, индивидуальное или удаленное обучение работе с программным обеспечением (НО);

- ознакомление исполнителей с новыми функциями и другие

- подготовка и установка обновлений ПО;

- дистанционное обслуживание;

- проведение регламентных работ с БД (сжатие, резервирование); -подготовка предложении, материалов по запросу, инструкций;

- анализ отклонений и возможные доработки системы и

другие

- технические задания; -программирование;

- конфигурирование;

- тестирование и др.

администрирование Microsoft SQL Server 2008, Microsoft Server 2008;

- обновление серверного ПО;

- дефрагментация индексов;

- реиндексапия таблиц БД

Орган-

исполнитель

Рис. 5. «Medsyst» как функциональная система. Блок программирования

При этом важно иметь ввиду, что установление взаимосвязей тех или иных явлений может быть подлинно научным лишь тогда, когда количественный анализ дополнен качественным, когда изучаются не только показатели, но и особенности функционирования общественных явлений, обусловленных свойствами общества в целом. На основании этого социально-философский анализ позволил зафиксировать, что в настоящее время наиболее очевидными структурно-социальными изменениями современного общества являются доминирующее преобладание сферы массовой коммуникации, глобальная информатизация и сопутствующее им развитие средств связи.

Список литературы

1. Горский, Ю.М. Основы гомеостатики. - Иркутск: изд-во ИГЭА, 1998. 397 с.

2. Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. Основы индивидуального здоровья человека. -М., 2000. 189 с.

3. Козлова, К.С. Сфера услуг (социально-философский анализ). - Омск, 2012. 128 с.

4. Лобовиков, В.О. Математическая логика естественного права и политической экономики (Математическая философия экономики и права). Ч. I, II. - Екатеринбург: УрО РАН, 2005. 658 с.

5. Разумов, В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. - Омск: Диалог-Сибирь. Изд-во «Наследие», 1998. 78 с.

6. Теслинов, А.Г. Концептуальное мышление в разрешении сложных и запутанных проблем. - СПб.: Питер, 2009. 288 с.

7. Яблонский, С.В. Функциональные построения в к-значной логике // Тр. Математич. ин-та АН СССР (Т. 51). 1958. С. 5-142.

References

1. Gorskiy, Yu.M. Osnovy gomeostatiki [Foundations homeostatics]. - Irkutsk: IGEA, 1998. 397 р.

2. Kazin, E.M., N.G. Blinova, N.A. Litvinova. Osnovy individual'nogo zdorov'ya cheloveka. [Based on individual health]. - M., 2000.189 р.

3. Kozlova, K.S. Sfera uslug (sotsial'no-filosofskiy analiz) [Services (social and philosophical analysis]. - Omsk, 2012. 128 р.

4. Lobovikov, V.O. Matematicheskaya logika estestvennogo prava i politicheskoy ekonomiki (Matematicheskaya filosofiya ekonomiki i prava). Ch. I, II. [Mathematical logic of natural law and political economy (Mathematical Philosophy of Economics and Law)]. - Ekaterinburg: UrO RAN, 2005. 658 р.

5. Razumov, V.I. Kategorial'no-sistemnaya metodologiya vpodgotovke uchenykh [Categorical system methodology in the training of scientists]. - Omsk: Dialogue Siberia: «Heritage», 1998. 78 р.

6. Teslinov, A.G. Kontseptual'noe myshlenie v razreshenii slozhnykh i zaputannykh problem [Conceptual thinking in solving complex and intricate problems] / A.G. Teslinov. - SPb.: Piter, 2009. 288 р.

7. Yablonskiy, S.V. Funktsional'nye postroeniya v k-znachnoy logike [Functional constructions in k-valued logic]. Tr. Matematich. in-ta AN SSSR (T. 51). - 1958. Рр. 5-142.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Заплатина Ольга Алексеевна, доцент кафедры физического воспитания, кандидат педагогических наук

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева ул. Весенняя, 28, г. Кемерово, Кемеровская область, 650000, Россия e-mail: zoa@kuzstu.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9887-2212

Смык Федор Дмитриевич, доцент кафедры физического воспитания Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева ул. Весенняя, д. 28, г. Кемерово, Кемеровская область, 650000, Россия e-mail: zoa@kuzstu.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Zaplatina Olga Alekseevna, Associate Professor, Department of Physical Education, Ph.D. in Pedagogical Science

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University

28, Vesennyaya St., Kemerovo, Kemerovo region, 650000, Russia

e-mail:zoa@kuzstu.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9887-2212

Smyk Fedor Dmitrievich, Associate Professor, Department of Physical Education

T.F. Gorbachev Kuzbass State Technical University

28, Vesennyaya St., Kemerovo, Kemerovo region, 650000, Russia

e-mail:zoa@kuzstu.ru

SPIN-код в SCIENCE INDEX: 9887-2212

Рецензент:

Азаматов Дамир Мустафиевич, д-р философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.