Научная статья на тему 'Дисциплина «Валеология» в высшем учебном учреждении'

Дисциплина «Валеология» в высшем учебном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СТУДЕНТЫ / VALEOLOGY / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / HEALTHY LIFESTYLE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирходжаева Захро Саидгаффаровна

Преподавание предмета «Валеология» продолжается в высших и средних учебных заведениях и является основой для подготовки специалистов по пропаганде и воспитанию здорового образа жизни среди населения республики. Валеологическое образование это валеологическая культура человека, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE "VALEOLOGY" IN THE HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The teaching of the subject "Valeology" continues in higher and secondary educational institutions and is the basis for training specialists in the promotion and education of a healthy lifestyle among the population of the republic. Valeological education is a human valeological culture that presupposes a person’s knowledge of their genetic, physiological and psychological capabilities, methods and means of control, preserving and developing their health, and the ability to spread valeological knowledge to those around them.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Валеология» в высшем учебном учреждении»

ДИСЦИПЛИНА «ВАЛЕОЛОГИЯ» В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ Мирходжаева З.С. Email: Mirhodzhaeva1157@scientifictext.ru

Мирходжаева Захро Саидгаффаровна - старший преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: преподавание предмета «Валеология» продолжается в высших и средних учебных заведениях и является основой для подготовки специалистов по пропаганде и воспитанию здорового образа жизни среди населения республики. Валеологическое образование - это валеологическая культура человека, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Ключевые слова: валеология, высшее учебное учреждение, здоровый образ жизни, студенты.

DISCIPLINE "VALEOLOGY" IN THE HIGHER EDUCATIONAL

ESTABLISHMENT Mirhodzhaeva Z.S.

Mirhodzhaeva Zahro Saidgaffarovna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT, TASHKENT INSTITUTE OF IRRIGATION AND AGRICULTURAL MECHANIZATION ENGINEERS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the teaching of the subject "Valeology" continues in higher and secondary educational institutions and is the basis for training specialists in the promotion and education of a healthy lifestyle among the population of the republic. Valeological education is a human valeological culture that presupposes a person's knowledge of their genetic, physiological and psychological capabilities, methods and means of control, preserving and developing their health, and the ability to spread valeological knowledge to those around them.

Keywords: valeology, higher educational institution, healthy lifestyle, students.

УДК 37.1174

В числе важнейших социальных задач, стоящих перед независимым Узбекистаном -достижение благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества, укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности активной жизни. Перед здравоохранением поставлена важная задача, обеспечения всего населения Узбекистана не только квалифицированной медико-санитарной помощью, не уступающей по своим характеристикам аналогичной помощи в развитых странах мира, но и возможностью развития духовного, интеллектуального и физического потенциала. Изменения в области охраны и укрепления здоровья граждан в современном, независимом Узбекистане требует решительной перестройки всей системы здравоохранения, широкого и смелого использования новых прогрессивных технологий, внедрения в практику достижений современной науки, укрепления материальной технической базы здравоохранения, развития профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни. Успешное плодотворное выполнение своего профессионального долга, осуществления задач поставленных государством, требует интенсивного подъема уровня медицинской и технической подготовки кадров здравоохранения, достижения нового, высшего качества медицинских работников. И в этом велика ответственность высшей медицинской школы. В

соответствии с законом Республики Узбекистан «Об образовании» (29/YIII-97r.) и Указом президента Р.Уз. №YII-2107 от 10 ноября 1998г «О государственной реформе здравоохранения » начиная с 1999/2000 учебного года в медицинских вузах проводится подготовка специалистов по профессии врач общей практики. В целях совершенствования этого процесса в высших учебных заведениях в современных условиях требуется пересмотреть формы педагогических коммуникаций, разработать и внедрить качественно новые подходы к передаче знаний и оценке их усвоения, применить новые технологии для более успешного управления учебной деятельности.

В связи с осуществлением реформ в системе здравоохранения и подготовки медицинских кадров в Республике Узбекистан возникла, острая необходимость в подготовке бакалавра владеющего не только специальными знаниями по предмету, но и способного консолидировать эти знания со знаниями, полученными при обучении на других кафедрах, способного гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, умеющего самостоятельно критически мыслить, находить пути рационального решения возникающих в реальной действительности проблем и способного грамотно работать с поступающей информацией.

Преподавание дисциплины предусматривает применение обучающих компьютерных программ, электронных учебников, проектного обучения, применение кейс технологий, органайзеров, деловых игр, тестов, применение Интернет - данных для самоподготовки студентов и работы над проектами, использование видеотехники при проведении лекций и практических занятий, применение заключительного тестового контроля с помощью компьютерных программ [1].

В Узбекистане преподавание предмета «Валеология» продолжается в высших и средних учебных заведениях и является основой для подготовки специалистов, по пропаганде и воспитанию здорового образа жизни среди населения республики.

Студенты представляют категорию населения с повышенными факторами риска, к которым относятся нервное и умственное перенапряжение, постоянные нарушения режима питания, труда и отдыха. В образе жизни студентов часто наблюдается отсутствие заботы о здоровье: неупорядоченность, хаотичность, выражающиеся в несвоевременном приеме пищи, систематическом недосыпании, малом пребывании на свежем воздухе, недостаточной двигательной активности; отсутствие закаливающих процедур; выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна; наличие вредных привычек. Накапливаясь в течение учебного года и всего обучения в вузе (5-6 лет), негативные последствия оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов [2].

Одной из наиболее актуальных проблем является, как признается исследователями, неспособность молодежи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья молодежи предопределяют невозможность ее противостояния неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с социально-политическими и экономическими изменениями.

Физическое совершенствование является основой обеспечения здоровья и способствует гармоничному развитию личности и воспитанию молодежи. Главная задача процесса воспитания - усиление динамизма и стабильности воспитательной деятельности, гарантирование более высоких результатов воспитания, которые основываются на личности педагога, учитывающего индивидуальные характеристики обучающегося.

В настоящее время предложены самые различные методики по определению степени их влияния на здоровье человека и общества. Комплексные социальные исследования установили интересные закономерности. Например: размер жилой площади особого влияния на здоровье не оказывает, а доход семьи, внутрисемейные отношения, психологический климат влияют непосредственно и прямо пропорционально. Семейные отношения во многом формируют здоровье и являются доминирующими факторами, например: при исходе родов или решении женщины делать аборт, например преждевременные роды, происходят в 4 раза чаще у женщин, не состоящих в браке. Доля часто болеющих детей до трех лет жизни в не полных семьях в 1 ^ - 2 раза выше, чем в нормальных семьях. При

100

плохой психоэмоциональной обстановке в семье среди детей в 2-3 раза больше риск появления язвенной болезни, в 4 раза пневмонии и т.д. При соблюдении режима дня в семьях хорошее состояние здоровья выявлено у 59% обследуемых, 35% удовлетворительное, 6% неудовлетворительное, а в семьях, не соблюдающих режим дня соответственно 45: 47: 8%.

Эффективность формирования у молодежи здорового образа жизни обусловлена тем, что жизненная позиция молодых людей только вырабатывается, а все возрастающая самостоятельность делает обостренным их восприятие окружающего мира, формирующих свое жизненное кредо. То, что заложено в юности, становится фундаментом на всю последующую жизнь.

Это связано и с тем, что педагогика разработке основ теории и методики, как и самим занятиям оздоровительной (профилактической) физкультурой, не уделяло достойного внимания. Это одна из причин того, что молодежь с возрастом не становится, как правило, здоровее.

В процессе валеологического образования у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего творчества и духовного мира, к осознанному восприятию и отношению к социуму.

Результатом валеологического образования должна стать валеологическая культура человека, предполагающая знание человеком своих генетических, физиологических и психологических возможностей, методов и средств контроля, сохранения и развития своего здоровья, умение распространять валеологические знания на окружающих.

Список литературы /References

1. ИбадуллаеваХ.Т. Основы валеологии. Учебное пособие. Ташкент. ТГЭУ, 2010.

2. Шкондина И.Е. Валеология. Учебно-методическое пособие. Ташкент, ТИИЖТ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.