Научная статья на тему 'Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан'

Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
255
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блаженкова Наталья Михайловна, Гайсина Альбина Рашатовна

В статье рассматривается создание социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма Республики Башкортостан и их влияние на социально-экономическое развитие региона. Проведен обзор региональной законодательной базы по вопросам создания социально ориентированных некоммерческих организаций и развития социального туризма в Республике Башкортостан. Отражены возможности и перспективы социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма Республики Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Блаженкова Наталья Михайловна, Гайсина Альбина Рашатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан»

Социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма Республики Башкортостан Social entrepreneurship in the sphere of tourism of the Republic of Bashkortostan

Блаженкова Наталья Михайловна, профессор, д.э.н., зав. кафедры Финансов и банковского дела Уфимского государственного университета экономики и сервиса (УГУЭС);

Гайсина Альбина Рашатовна аспирантка

кафедры Финансов и банковского дела Уфимского государственного университета экономики и сервиса (УГУЭС),

E-mail: a99377a@yandex.ru;

Аннотация: В статье рассматривается создание социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма Республики Башкортостан и их влияние на социально-экономическое развитие региона. Проведен обзор региональной законодательной базы по вопросам создания социально ориентированных некоммерческих организаций и развития социального туризма в Республике Башкортостан. Отражены возможности и перспективы социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма Республики Башкортостан.

The summary: This article discusses the creation of socially-oriented non-profit organizations in the field of social tourism of the Republic of Bashkortostan and their impact on the socio-economic development of the region. A review of the regional legal framework for the creation of socially-oriented non-profit organizations and the development of social tourism in the Republic of Bashkortostan. Reflected the possibilities

and prospects of socially-oriented non-profit organizations in the field of social tourism of the Republic of Bashkortostan.

Ключевые слова: социально ориентированные некоммерческие организации, туризм, социальный туризм Республики Башкортостан, социально-экономическое развитие Республики Башкортостан.

Keywords: socially oriented non-profit organizations, tourism, social tourism of the Republic of Bashkortostan, the socio-economic development of the Republic of Bashkortostan.

Формирование инновационной экономики является одной из первоочередных задач правительства страны, поэтапный переход к которому является социально ориентированным. Курс построения инновационной социально ориентированной модели развития экономики страны осуществляется в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662 - р [1].

В Концепции определены направления перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития. В рамках рассматриваемой темы автор предлагает выделить некоторые:

- поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирования развития малого бизнеса;

- создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;

- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта.

Эти направления перехода являются взаимоувязанными, задающие курс развития социальной сферы, в частности развития социального

предпринимательства в сфере туризма в России и в Республике Башкортостан (далее - республика).

В целях поддержки и развития социально ориентированных некоммерческих организаций республики утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 марта 2013 года № 100 республиканская целевая программа «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан на 2013-2015 годы», разработанная в рамках Закона Республики Башкортостан от 11 июля 2012 года № 565-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Башкортостан» (далее - Закон № 565-з) [5].

Законом № 565-з определены общие принципы, формы и порядок оказания государственной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в республике, а также определен порядок отнесения некоммерческих организаций к социально ориентированным, их виды деятельности и формы государственной поддержки.

Социально ориентированными некоммерческими организациями (СО НКО) признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие виды деятельности, предусмотренные Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом № 565-з, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (пункт 1 статья 3 Закона № 565-з).

Социально ориентированные некоммерческие организации могут осуществлять виды деятельности определенные пунктом 2 статьи 3 Закона № 565-з, и рассмотрим следующие:

- социальная поддержка и защита граждан;

- содействие обеспечению занятости и трудоустройству населения.

Законом № 565-з определены формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций:

- финансовая поддержка, осуществляемая путем предоставления субсидий, а также последующий контроль за их целевым использованием и своевременность предоставления отчета об использовании выделенных бюджетных средств;

- имущественная поддержка, осуществляемая путем передачи во владение и (или) в пользование государственного имущества на долгосрочной основе, и его использование по целевому назначению);

- информационная поддержка, осуществляемая путем создания республиканских информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования);

- консультационная и методическая поддержка (организационно-методическая работа, дача консультаций, издание методических материалов, проведение обучающих тематических семинаров и научно-практических конференций);

- поддержка в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев;

- предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

- иные.

В 2011-2012 годах была запущена Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан (далее -Программа) с общим объемом финансирования из бюджета республики более 322 млн. рублей в рамках реализации постановления Правительства Республики

Башкортостан от 21 октября 2011 года № 365 «О программе поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Башкортостан на 20112012 годы» [5].

Законодательной основой для разработки Программы явились постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» и приказ Минэкономразвития РФ от 8 сентября 2011 года № 465 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 года № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» [4].

Финансовая поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в форме предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств по итогам конкурсного отбора.

По итогам проведенного в IV квартале 2011 года конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций победителями стали 49 субъектов, среди которых и Республика Башкортостан, с общим объемом софинансирования 600 млн. рублей [4].

Конкурсный отбор субъектов Российской Федерации был проведен на основании приказа Минэкономразвития РФ от 30 сентября 2011 года № 528 «О проведении конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».

Конкурсный отбор проводится при участии Координационного совета по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, созданный при Минэкономразвития РФ для решения вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (приказ

Минэкономразвития РФ от 14 октября 2011 года № 576 «О Координационном совете по государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций»).

Размер субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан составил 23,774 млн. руб [5].

В свою очередь Министерством экономического развития Республики Башкортостан было объявлено о проведении конкурсного отбора среди социально ориентированных некоммерческих организаций на право получения субсидии для реализации социально значимых программ.

На участие в конкурсном отборе подало заявку 126 некоммерческих организаций, в том числе по видам деятельности:

- профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства - 25 организаций;

- повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов - 14 организаций;

- социальная адаптация инвалидов и их семей - 22 организации;

- развитие молодежных инициатив - 8 организаций;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан - 6 организаций;

- развитие научно-технического и художественного творчества, массового спорта - 12 организаций;

- краеведение и экология - 10 организаций;

- развитие толерантности и межнационального сотрудничества - 7 организаций;

- оказание юридической помощи на безвозмездной и льготной основе гражданам и некоммерческим организациям - 9 организаций;

- информационно-консультационная и методологическая поддержка - 7 организаций;

- иные - 6 организаций.

Из 126 организаций право на получение субсидий из федерального бюджета в 2012 году по итогам конкурсного отбора - 40 некоммерческих организаций по следующим видам деятельности:

- профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства - 9 организаций;

- повышение качества жизни пожилых людей, ветеранов - 6 организаций;

- социальная адаптация инвалидов и их семей - 10 организации;

- развитие молодежных инициатив - 2 организаций;

- профилактика социально опасных форм поведения граждан - 2 организаций;

- развитие научно-технического и художественного творчества, массового спорта - 6 организаций;

- иные - 5 организаций.

Таким образом, в республике активно развивают и поддерживают социально ориентированные некоммерческие организации, что подтверждается получением субсидии из федерального бюджета.

На 2013-2015 годы также разработан проект Республиканской целевой программы поддержки социально ориентированных организаций Республики Башкортостан, прошедший общественное слушание членами Общественной палаты Республики Башкортостан, представителями республиканских и муниципальных органов исполнительной власти, образовательных учреждений, некоммерческих организаций, средств массовой информации.

Отметим, что Минэкономразвития РФ установлены значения максимального и минимального уровня софинансирования за счет субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. Так, на 2013 год для Республики Башкортостан были установлены максимальный уровень софинансирования в размере 93% и минимальный уровень - 7% [4].

По предварительным данным на 2014 год значения максимального и минимального уровня софинансирования для Республики Башкортостан снижаются до 88% и 12% соответственно.

На 2014 год размер субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Башкортостан для софинансирования расходных обязательств в рамках реализации программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в рамках реализации подпрограммы «Повышение эффективности государственной

поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» составил 3,850 млн. рублей [4].

Из рассмотренных 126 некоммерческих организаций нет ни одной социально ориентированной некоммерческой организации по развитию и продвижению социального туризма республики.

В рамках поэтапного перехода на инновационную социально ориентированную модель экономического развития республики туристическая отрасль становится одной из весомых инструментов подъема экономики и решения социальных проблем. Сфера туризма стала весьма привлекательной для предпринимательства отраслью.

Республика является одним из лидирующих регионов России и имеет всю необходимую инфраструктуру и социально-экономическое положение для формирования и развития социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма.

Социально ориентированная некоммерческая организация в сфере социального туризма станет одной из перспективных направлений развития туристической отрасли республики, способствующей развитию и продвижению социальных маршрутов для незащищенных категорий населения (пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями), и их трудоустройству.

Целью создания социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма в первую очередь является решение социальных проблем:

- обеспечение социальной поддержкой социально уязвимых категорий населения, снижения социального неравенства;

- повышения уровня и качества жизни населения, создания общества равных возможностей;

- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма для пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями.

Прежде всего, социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма республики позволят незащищенным категориям населения проводить отпуск внутри своего региона (страны) и восстановить здоровье и трудоспособность с минимальными затратами, а также будут ориентированы на:

- предоставление туристической информации о достопримечательностях и возможностях инфраструктуры республики;

- развитие специализированных туристических программ для людей с ограниченными возможностями, детей, лиц старшего поколения;

- организацию туристических фестивалей, праздников, исторических реконструкций в культурных центрах;

- создание привлекательных туристических объектов и комплексов и много другое.

При создании социально ориентированной некоммерческой организации в сфере социального туризма учредитель может принять решение о выборе одного из направлений вида деятельности, перечисленные в пункте 2 статьи 3 Закона № 565-з, либо выбрать виды деятельности в совокупности. Так, по мнению автора, одним из перспективных видов деятельности - это обеспечение социальной поддержкой и защитой уязвимых категорий населения (пожилых людей и людей с ограниченными физическими возможностями) и содействие в их трудоустройстве.

Создание социально ориентированных некоммерческих организаций по развитию и продвижению социального туризма является возможным в рамках Программы развития социального туризма, реализуемой в республике с 2011 года.

В 2011 году предложения по маршрутам социальных туров выдвинули 17 туристических операторов, из существующих 26 туристических операторов.

В настоящее время в республике маршруты социальных туров предлагают 12 туристических оператора: ООО «Абзаково», ООО «Башкурорт», ООО «Буранбай», ООО «Доплайн», ООО «Башэкотур», ОО «Нотера», ООО «Роза ветров», ООО «Туристическая фирма «КРЕКС», НП «ЭО Тенгри», ООО «ЦТИ РБ», ООО «Хазина», ООО «Центр туризма «Легенда Урала».

К социальным маршрутам отнесены: маршруты по Республике Башкортостан; маршруты по Республике Башкортостан (санатории); маршруты по Российской Федерации; маршруты по зарубежным странам; туры для инвалидов колясочников; маршруты для воспитанников детских домов республики.

По результатам проведенного анализа стоимость одной туристической путевки социального тура в 2013 году составила:

- по маршрутам Республики Башкортостан - от 14 285,0 по 21 700,0 рублей;

- по маршрутам Республики Башкортостан - санатории - от 14 300,0 по 34 000,0 рублей;

- по маршрутам Российской Федерации - от 14 300,0 по 19 950,0 рублей;

- по зарубежным странам - от 21 135 рублей;

- туры для инвалидов колясочников - от 14 300,0 по 17 675,0 рублей [7].

Стоимость туристической путевки для каждой категории участника

формируется индивидуально с учетом выбранного направления туристического продукта (Республика Башкортостан, Республика Башкортостан - санатории, Российская Федерация, зарубежные страны), продолжительности, условий проживания (размещения), питания, лечения, транспортных расходов и иных дополнительных услуг.

При этом согласно программе развития социального туризма значительная часть стоимости туристической путевки финансируется за счет средств бюджета республики и внебюджетных источников.

Учитывая, что средний размер пенсии в республике по итогам 2012 года составила 8611,1 рублей, а максимальный размер ежемесячный денежной выплаты для инвалидов составляет 2532,78 рублей (по состоянию на 1 апреля 2011 года), софинансирование стоимости путевки со стороны государства является значительной поддержкой для незащищенной категории населения.

Несомненно, что создание социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере социального туризма является необходимым, поскольку в общей численности населения республики (по итогам 2012 года - 4 064 245 чел.) доля пенсионеров составила 27 % (в 2012 году - 1089,2 тыс. чел.) и инвалидов - 8%

(в 2012 году - 325 141,0 чел). Незащищенная категория населения, занимая существенную долю в общей численности населения республики, подтверждает необходимость их поддержки не только со стороны государства, но и бизнеса.

Поэтому, создание социально ориентированных некоммерческих организаций и развитие социального туризма является актуальной и социально значимым рычагом для укрепления социально-экономического положения республики. В то же время развитие социального туризма в республике эта ступень для создания социально ориентированных некоммерческих организаций по его продвижению и содействию в трудоустройстве незащищенных категорий населения.

Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации в сфере социального туризма будут способствовать:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) улучшению социально-экономического положения республики и развитию сектора социально ориентированных некоммерческих организаций;

2) повышению имиджа Республики Башкортостан как региона для туризма «без барьеров» в рамках программы развития социального туризма;

3) формированию в республике развитой инфраструктуры отдыха и туризма;

4) повышению конкурентоспособности туристической отрасли путем:

- повышения качества и доступности туристических услуг (продуктов);

- создания дополнительных рабочих мест для незащищенных категорий населения, способствующая снижению напряженности на рынке труда;

- привлечения российских и иностранных туристов;

- повышения качества обслуживания, и в целом создаст реальные условия для улучшения качества жизни граждан республики и страны.

Библиографический список:

1. Барков, А.В. Социальное предпринимательство в условиях формирования правовой модели рынка социальных услуг [Текст] / А.В. Барков // Предпринимательское право, 2012. - № 2. - С. 28-31.

2. Макаревич, А.Н. Сущность и специфика социального предпринимательства в России [Текст] / А.Н. Макаревич, Т.Ю. Сазонова // Российское предпринимательство, 2012. - № 24 (222). - С.52-56.

3. Сагинова, О.В. К вопросу определения понятия социального предпринимательства [Текст] / О.В. Сагинова, Ю.Л. Сагинов // Российское предпринимательство, 2012. - № 6 (204). - С. 47-54.

4. http://www.economy.gov.ru/ - офиц. сайт Министерства экономического развития Российской Федерации

5. http://minecon.bashkortostan.ru/ - офиц. сайт Министерства экономического развития Республики Башкортостан

6. http://mintrudrb.ru/ - офиц. сайт Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан

7. https://tourism.bashkortostan.ru/ - офиц. сайт Агентства по туризму Республики Башкортостан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.