Совершенствование методов государственного регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма в Республике Башкортостан
Improvement of government regulation and support methods of the tourism organizations in the Republic of Bashkortostan
Э.Г. Салишева
БашИФК (филиал) ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет
физической культуры»
Кафедра технологии и организации сервиса и туризма
Статья посвящена актуальной проблеме - совершенствованию методов государственного регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма в Республике Башкортостан.
Автором в качестве приоритетного направления совершенствования в исследуемой области предложено развитие государственно-частного партнерства, основанного на совместном осуществлении маркетинговых мероприятий.
The article is devoted to an actual problem - Improvement of government regulation and support methods of the tourism organizations in the Republic of Bashkortostan. The author offer development of the public-private partnership based on joint implementation of marketing actions as the priority direction of improvement in studied area.
Ключевые слова: туризм, организации сферы туризма, государственное
регулирование, государственная поддержка, Республика Башкортостан.
Keywords: tourism, organizations of the sphere of tourism, state regulation, state support, Republic of Bashkortostan
В условиях ускоряющихся процессов глобализации крайне важно обеспечить нормальное функционирование территориальных экономических систем, за счет использования имеющихся потенциальных возможностей и поиска новых резервов роста экономики.
Так, одним из перспективных направлений роста экономики Республики Башкортостан является развитие туризма. Наличие в Республике Башкортостан нетронутых уголков природы, лечебных ресурсов позволяют развивать многие виды туризма. В то же время существующий потенциал республики в области туризма используется недостаточно эффективно, вследствие неразвитости инфраструктуры туризма, отсутствия налаженного взаимодействия между частным бизнесом и органами управления туризмом, неразвитости методов государственного регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма.
Особенности развития туризма в Республике Башкортостан предопределяют необходимость объединения усилий частного бизнеса, общественных организаций, органов государственной власти. Принятие этих направлений на основе развития государственного регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма позволит наиболее эффективно использовать имеющийся туристский потенциал региона.
Решение данных задач невозможно без теоретического и методического обеспечения государственного регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма с учетом специфики и особенностей развития туристского рынка республики.
На деятельность организаций в сфере туризма в Республике Башкортостан оказывает влияние реализация республиканских программ: «Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы» (Рис.1).
Согласно Республиканской программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012 год к приоритетным видам деятельности отнесена деятельность гостиниц и ресторанов, турагентств в муниципальных районах Республики Башкортостан. Эти субъекты малого и среднего предпринимательства, могут воспользоваться следующими видами поддержки [4]:
-гранты (субсидии) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого (первоначального, авансового) взноса при заключении договора лизинга (сублизинга) оборудования;
-гранты (субсидии) начинающим субъектам молодежного предпринимательства (студентам и выпускникам образовательных учреждений профессионального образования);
-субсидирование ранее понесенных затрат (части страховых взносов, лизинговых платежей, затрат по участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединением к объектам электросетевого хозяйства (до 500 кВт).
Все субъекты малого предпринимательства Республики Башкортостан (в том числе и организации, осуществляющие деятельность в сфере туризма) могут участвовать в конкурсе на предоставление поручительств за счет средств гарантийного фонда. Кроме этого, в регионе осуществляют деятельность информационно-консультационные центры и бизнес-инкубаторы, действует система микрофинансирования.
Тем не менее, проведенный нами анализ показал, что существующие методы государственной поддержки деятельности организаций в сфере туризма не учитывают в полной мере особенностей функционирования туристского бизнеса.
Для получения микрозайма необходимо иметь серьезное залоговое обеспечение, которое может предоставить очень ограниченное число организации сферы туризма. Максимальный период кредитования 3 года, максимальный размер - 3 млн. рублей. На этих условиях возврат кредита сопряжен со сложностями, в связи с коротким периодом кредитования.
Поручительство гарантийного фонда подразумевает наличие договора между гарантийным фондом и заемщиком, предусматривающим денежное вознаграждение за услугу поручительства. Целевое использование ограничено и может быть использовано только на приобретение, доставку и монтаж оборудования, реконструкцию производственных помещений для размещения оборудования. «Размер гарантийного фонда в Башкортостане один из самых больших - он составляет 560 млн. рублей. Однако, по данным Национального банка РБ, эти средства осваиваются предпринимателями далеко не в полном объеме, что представители Национального банка объясняют неосведомленностью бизнесменов» [1].
Информационно-консультационные центры и бизнес-инкубаторы действуют только в 3 городах РБ, их специализация не рассчитана на консультацию представителей турбизнеса.
Отсутствует система грантов и субсидий для туроператоров по внутреннему и въездному туризму, не разработаны методы, позволяющие оказать поддержку организациям сферы туризма в период межсезонья.
Одним из эффективных методов поддержки является субсидирование части процентной ставки по банковским кредитам, но данная система не распространяется ни на одну организацию сферы туризма.
Организационно-финансовая поддержка государства
Рис. 1. Структура государственной поддержки деятельности организаций в сфере туризма в Республике Башкортостан
Организации инфраструктура поддержки
Поэтому необходима разработка и внедрение методов регулирования и поддержки деятельности организаций в сфере туризма, основанных на результатах анализа текущей ситуации, учитывающих особенности функционирования турбизнеса в Республике Башкортостан, а также на опыте успешных в туристском отношении зарубежных стран.
В условиях усиливающейся конкуренции между странами и регионами важным становится управление, ориентированное на потребителя, учет его быстроменяющихся потребностей, удовлетворения его ожиданий. Недостаточно просто повысить качество, снизить издержки, увеличить объемы продаж, необходимо принимать во внимание быстро меняющуюся конъюнктуру рынка, применять концепцию, ориентированную на спрос и выявление потребностей рынка. Анализ показал, что в Республике Башкортостан практически отсутствуют работа по анализу направляющих рынков, элементы продвижения регионального турпродукта за рубежом. Существующие методы продвижения регионального турпродукта не основаны на маркетинговых исследованиях.
Большинство организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма являются субъектами малого предпринимательства, что не позволяет им осуществлять глубокие маркетинговые исследования, на основе которых можно было бы разрабатывать и продвигать конкурентоспособный турпродукт. Поэтому требуется усиление поддерживающей и регулирующей роли государственных структур всех уровней, государственно-частное партнерство в целях совместного проведения маркетинговых мероприятий.
Основной целью данной формы государственно-частного партнерства является создание конкурентоспособного регионального турпродукта, позволяющего удовлетворить потребности потенциальных туристов, решить социально-экономические проблемы, привлечь иностранную валюту в регион, обеспечить пополнение бюджетов всех уровней, повысить уровень занятости населения. Государственно-частное партнерство в целях совместного проведения маркетинговых мероприятий в туризме подразумевает совместное проведение таких мероприятий как: развитие бренда, исследование рынка, Интернет-
маркетинг, маркетинговая коммуникация, оперативный маркетинг, стратегический маркетинг (Рис. 2).
Основой всех маркетинговых действий должно стать полное исследование рынка, которое должно включать следующие мероприятия:
-анализ прибытий с целью выявления основных направляющих рынков -опрос туристов (как во время их пребывания в республике, так и потенциальных туристов, с целью выявления пожеланий к качеству, цене, предпочтений, потребностей); -определение важнейших тенденций в сфере туризма в мире;
-анализ предложений конкурентов.
Данные функции должны выполняться совместно. Опрос потенциальных туристов на направляющих рынках за рубежом, анализ предложений конкурентов, выявление направляющих рынков сопряжен в первых случаях с большими финансовыми затратами, в последнем - с недоступностью информации, поэтому данные функции должны выполняться за счет бюджетных средств и с участием представителей органов власти.
Интернет-маркетинг должен выполнять функцию продвижения (маркетинговой коммуникации), реализации (сбыта) регионального турпродукта, а также исследования рынка в виде он-лайн опросов туристов.
Маркетинговая коммуникация (продвижение) должна осуществляться путем: -рекламных мероприятий: издание рекламно-полиграфических материалов,
поддержание профессиональный сайтов, использование сувенирной продукции;
-коммуникационных мероприятий: участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, директ-мейл, работа с журналистами, реклама в СМИ.
В функции государства может входить организация выставок, финансирование рекламы на телевидении, радио. В функции общественных организаций в сфере туризма
может входить организация и финансирование рекламных мероприятий: издание
полиграфической продукции, директ-мейл, которые могут осуществляться с участием частного бизнеса. При этом должна предусматриваться налоговая льгота, субсидии на понесенные затраты. Организации, вступившие в государственно-частное партнерство должны ежегодно проводить совещания для координации деятельности в рамках маркетинговой стратегии. Большое внимание в маркетинговой стратегии должно уделяться вопросу продвижения регионального турпродукта:
-формирование имиджа комфортного и безопасного центра туризма с возможностью отдыха в любое время года;
-разработка и обеспечение узнаваемости туристского бренда;
-формирование эффективной системы соответствия услуг международным стандартам качества;
-организация спортивных, событийных мероприятий мирового уровня, особенно в «низкий сезон»;
-организация рекламно-ознакомительных туров для представителей направляющих рынков, а также представителей прессы, специализирующихся на туризме;
-поощрение государственных и частных организаций к выходам на зарубежные
рынки;
-содействие в рекламной деятельности организаций сферы туризма за рубежом; -организация круглых столов с участием органов управления туризмом из зарубежных направляющих рынков;
Государственно-частное партнерство в целях реализации маркетинговой стратегии продвижения и реализации регионального турпродукта
Организационно-финансовая поддержка
Государственные меры
-осуществление координации,
организационной и финансово-экономической поддержки маркетинговой деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма
-формирование долгосрочного и годового плана проведения маркетинговых мероприятий и контроль за его реализацией -подготовка предложений и методических рекомендаций по повышению уровня организации и проведения маркетинговых мероприятий
-осуществление сбора, накопления, анализа оперативных и статистических данных, характеризующих рынок туризма, подготовки прогнозных выводов и предложений -содействие проведению в республике мероприятий, направленных на развитие международных контактов и обмен опытом
Субсидии, льготы представителям турбизнеса
Отчет о выполненных мероприятиях
Меры общественных организаций и представителей турбизнеса
-интернет-маркетинг
-директ-мейл
-поддержка сайта о туризме -опрос туристов
-издание полиграфической продукции -организация рекламно-ознакомительных туров для иностранных партнеров -поддержание и расширение партнерских отношений с представителями бизнеса на внешних направляющих рынках -участие в совещаниях, проводимых органами власти
-участие в формировании и корректировке годового плана маркетинговых
мероприятий
-участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях
Отчет о выполненных мероприятиях
Рис. 2. Схема взаимодействия государства и частного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства в целях реализации маркетинговой стратегии в туризме
-поощрение (в т.ч. финансовое) деятельности зарубежных компаний по рекламе туристских возможностей РБ;
-открытие сети представительств в зарубежных странах;
-работа с национальными туристическими организациями, консульскими службами и торговыми представительствами иностранных государств.
Информационную базу для реализации маркетинговой стратегии должны составить материалы Башстата, ФМС, Росстата, результаты анкетирования туристов.
Методами продвижения регионального турпродукта должны в первую очередь стать: -усиление взаимодействия со средствами массовой информации;
-проведение рекламных туров для российских и иностранных журналистов, а также представителей зарубежных туроператоров;
-широкое использование Интернет-рекламы;
-мониторинг популярных выставок в мире, исходя из финансовых средств, выделенных на реализацию маркетинговой стратегии. В качестве потенциальных объектов может быть рассмотрена выставка 1ТВ-ВегНп, выставки в Китае.
-координация и поддержка выставочной деятельности;
-развитие системы электронных продаж;
-создание базы высококачественных фильмов о республике;
-размещение наружной рекламы: билборды, электронные панно, вывески;
-размещение телевизионной рекламы в виде демонстрационных клипов на основе долевого участия с участниками ГЧП;
-создание и внедрение радиорепортажей;
-размещение рекламы в общественных местах (как внутри региона, так и за его пределами): на вокзалах, остановках, метро и т.д.
Маркетинговая деятельность должна осуществляться на уровнях региональных и муниципальных органов управления туризмом, общественных организаций и турбизнеса, которые должны действовать на основе норм, установленных государственными органами республики. Деятельность всех структур должна координироваться Агентством по туризму Республики Башкортостан при Правительстве РБ.
Реализация предложенной формы государственно-частного партнерства будет способствовать развитию организаций сферы туризма, повышению эффективности их деятельности, стимулированию образования новых организаций, активизации внедрения новых конкурентоспособных турпродуктов, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налоговых поступлений, росту благосостояния населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асадуллина А. Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реалии // Линии торговли, журнал для профессионалов торгового бизнеса. 20.12.12 Ц^: (http://www.linestorg. ru/news/finances/421/)
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы
3. Подпрограмма «Развитие социального туризма в Республике Башкортостан» на 2012 год долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Башкортостан на 2012-2016 годы»
4. Республиканская программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012 год