ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
УДК 378.016:36 Т.В. Амельченко
Социально-ориентированная педагогическая ситуация как средство профессионального
становления будущего специалиста
Одним из стратегических направлений профессиональной подготовки студентов педвузов является развитие способностей и качеств будущего специалиста. Статья раскрывает вопросы, связанные с формированием ориентаций в социально-педагогической ситуации как средства профессионального развития будущего специалиста.
Ключевые слова: специалист социальной сферы, социально-ориентированная педагогическая ситуация, профессиональное и личностное развитие.
Т. V Ате/сйепко
Social oriented pedagogical situation as the means of professional formation of future expert
One of strategic directions of vocational training of students at pedagogical higher institutions is development of abilities and qualities of future expert. The article reveals the questions, connected with formation orientations of socio-pedagogical situation in the professional training of the social sphere specialists.
Keywords: the social sphere specialist, socio-oriented pedagogical situation, the professional self-determination.
В основе образовательно-профессиональной деятельности будущего специалиста социальной сферы находится социально-ориентированная педагогическая ситуация, органически связанная с его будущей профессиональной деятельностью. Социально-ориентированная педагогическая ситуация всегда конкретна, она создается или возникает в процессе социальнопедагогического взаимодействия и
характеризует определенный факт, жизненную историю, с которой столкнулся педагог в своей повседневной работе и которая породила педагогическую задачу, требующую решения. Таким образом педагогическая ситуация переходит в педагогическую задачу.
«Особым механизмом развертывания субъектно-деятельностного содержания
субъектного развития педагога выступает трансформация предметного знания в знание учебное, заключающее в себе способы профессиональных действий. Это станет возможным, если профессионально-
педагогические задачи, к решению которых готовится будущий специалист, преобразуются в задачвдуие бшьнаш6вз1:ляд, становится актуальным обращение к фактически сложившемуся интегративному личностно-ситуационному подходу, представление которого, по мысли
Н.В. Гришиной, «способствует новому пониманию отношений “личности” и “среды” [5, а 6].
Ситуационный подход берет свое начало с теоретических положений, разработанных К. Левиным, в основе которых было понятие цели как детерминации сил в динамическом поле личности: «Поведение не зависит ни от
прошлого, ни от будущего, оно зависит от сегодняшнего состояния поля. Это поле в настоящий момент имеет известную временную «глубину». Оно заключает в себе «психологическое прошлое», «психологическое настоящее» и «психологическое будущее», поскольку составляет одно из измерений данного на определенный момент времени жизненного пространства» [5, с. 39]. Жизненное пространство личности является неким полем, на котором сталкиваются различные силы, детерминирующие тенденции поведения, ее устреСиеЗыготский вводит понятие социальной ситуации развития как «исходного момента для всех динамических изменений, происходящих в развитии», определяющего строго закономерно образ жизни ребенка и те новообразования которые в первую очередь изменяют его социальное сознание» [2, с.258-259].
С позиций нашего исследования ситуационный подход необходимо рассматривать в трех аспектах: 1) с личностного, социального и про-
фессионального становления и развития будущего специалиста социальной сферы, его самоидентификации, поскольку социальные ситуации определяют его жизненное пространство и оказывают влияние на его формирование, выстраивание его жизненной стратегии; 2) клиента социально-педагогической деятельности, выбор жизненного пути которого также зависит от социальной ситуации и той помощи, которую ему может оказать специалист; 3) ориентирующей, конструктивно-проектирующей, рефлексивно-корректирующей деятельности будущего специалиста социальной сферы по решению профессиональных социально-педагогических задач.
Социально-ориентированная педагогическая задача - это осмысленная педагогическая ситуация, требующая познания и преобразования имеющегося феномена, это концентрированное выражение социальнопедагогического процесса и педагогической системы в социуме в их временном пространстве. Сущность любой социальнопедагогической ситуации (задачи) заключается в наличии в ней противоречия, его развитии и разрешении. Поэтому любая ситуация - по сути про&лрмящежсе формирования профессиональной компетентности будущего специалиста социальной сферы актуальным, на наш взгляд, является и вопрос об определении подходов к анализу ситуаций. Различают структурный и содержательный аспекты анализа ситуаций.
Структурный аспект позволяет определить ситуацию как некий гештальт,
характеризующийся сочетанием четырех компонентов - действующих лиц, осуществляемой ими деятельности, а также ее временем и местом (А. Первин) [5].
Содержательный аспект находит отражение в работах Д. Магнуссона, который выделяет в ситуации следующие моменты: 1) анализ
особенностей восприятия ситуаций; 2) анализ мотивационной стороны; 3) анализ реакций на ситуацию [Там же].
Основными объектами социальнопедагогической деятельности являются, с одной стороны, личность, субъект социальной и профессиональной деятельности, с другой - ситуация (социальная, жизненная, проблемная), среда. Современные психолого-педагогические исследования интегрируют эти понятия, выводя на первый план ситуационную детерминацию по-
ведения, которая в одних подходах объясняется личностными факторами, в других - особое значение придается ситуационным факторам.
Личностные факторы выявляют
определенные диспозиции личности, ее свойства, качества, которые проявляются при вхождении человека в ту или иную ситуацию. Ситуационные факторы связаны с тем, что детерминанты поведения выводятся из самой ситПуаоцнияити. е ситуации сегодня еще недостаточно разработано, что объясняется связью его со сложными проблемами изучения поведения человека в социуме. Приоритет в четкости формулировки концепта «определение
ситуации» принадлежит американскому социологу У. Томасу: «Ситуация - это набор ценностей и установок, с которыми индивид или группа имеют дело в процессе активности и в соответствии с которыми эта активность планируется и ее результаты оцениваются» [5, с. 29]. Из комментария к его работе следует, что под ценностями ученый понимает «объективные культурные элементы
социальной жизни», под установками -«субъективные характеристики членов
социклЕйийструниыхфЕжтоже^юдчеркивал роль ситуации, ситуационной обусловленности в поведении человека, но делал акцент на возможности его адекватного объяснения лишь с помощью понимания субъективного значения ситуации для данного индивида. По мнению ученого, определение ситуации не просто детерминирует следующие из данного определения действия индивида, но и «весь образ жизни личности следует из цепи таких
определений». Важным для формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы является высказывание У. Томаса, который определяет основной смысл, ценностные ориентиры в социально-педагогической профессиональной деятельности: «Мы должны поставить себя в позицию субъекта, который пытается найти свой путь в этом мире, и мы должны помнить, прежде всего, что среда, которая влияет на него и к которой он пытается адаптироваться, это не объективный мир науки, это его мир, природа и общество, как он видит их, а неДаугик рапрматришат узуншйюгТажонструйта раскрывают несколько иной его смысл, но вместе с тем дополняют и уточняют его. Так, например, Т. Шибутани отмечает, что определение ситуации «происходит посредством придания значения
объективной ситуации. Тем самым она становится субъективной» [5, с.136]. Таким образом, он подчеркивает, что поведение человека обусловлено не столько внешним окружением, сколько его интерпретацией этого окружения.
С позиций наших отечественных психологов понятие ситуации трактуется как «когнитивный конструкт личности, который отражает часть объективной реальности, существующей в пространстве и времени и характеризующейся тем или иным социальным контекстом» [Там же, с.137]. процессе обучения происходит содержательное наполнение компонентов образа профессии новыми смыслами и значениями, обогащается опыт, развивается рефлексия выраженности собственных
профессионально важных качеств, формируется устойчивое отношение к выбранной
профессиональной деятельности.
Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. Э. Ф. Зеер определяет данное понятие как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личности [3]. Здесь происходит устойчивое согласование индивидуальных признаков, условий и содержания профессии, обеспечивающее
достижение на конкретном этапе определенного субъективного уровня профессионализма, обусловливающее дальнейший
профессиональный рост и возможность перОенборсаазосвфатоерлмьинроо-впарнонфыесхсиноавныалкьонвоие умений в приет]а;а11нВ)ГЕо/сличиа(;гти1те^В|Звис;:ти.лишь частью личностного, и то, как человек выстраивает свой профессиональный путь, зависит от его личностных качеств, однако и
профессиональная деятельность оказывает влияние на личность и является фактором личЛниочснтноосгтоь самво развкиотнитяе.ксте современного профессионального образования выступает, прежде всего, как активный деятель и творец своего профессионального «Я».
Профессиональное образование обеспечивает становление профессиональной позиции личности, способствует освоению ценностных ориентаций современного общества, расширяет индивидуальное «Я» до пределов общества.
Личность выстраивает свой жизненный путь исходя из приоритетов собственных целей, ценностных ориентаций, мотивов.
В работах российских психологов отмечается также, что ядро личности составляет сквозная система личностных смыслов как отражение в сознании разнообразных мотивационных отношений: мотива и цели, мотива и эмоции, мотива и воли и других отношений (А.Г. Асмолов, В.А. Иванников, Е.В. Эдман и др.). С учетом всего сказанного развитие личности рассматривается через становление, рост функциональных психологических систем, ментальных образований, артефактов, артеактов, доминант, акцентуаций, новообразований и т.д.
А.В. Петровский, В.П. Зинченко полагают, что основу изучения смысловых образований составляет анализ извлечения смыслов из ситуации или приписывание ситуации. Отражая исходное событие, смыслы запечатлеваются в структуре субъективного жизненного опыта, тем самым определяя смысловую саморегуляцию, смысловую стратегию повП^ниммФрование образовательного процесса профессиональной подготовки специалиста социальной сферы основывается на модели будущего специалиста, ориентированной на заказ формирования кадровых ресурсов для социальных служб, учреждений социальной запПрыф ессиональная компетентность будущего специалиста социальной сферы должна проявляться в его способности адекватно понимать социальную реальность, правильно оценивать социально-педагогическую
ситуацию и в умении применять полученные знания. К ее определяющим показателям мы относим коммуникативно-этические,
перцептивные способности, эмпатийность, развитое профессиональное мышление, способность самоуправления, духовнонравственные качества и собственно профессиональные характеристики
спеДиалопраделения личностных особенностей студентов и решения социально-педагогических задач мы разработали тест, состоящий из 20 ситуаций частного и общего характера [1]. Студентам предлагалось прочитать внимательно каждую из 20 предложенных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности, сделать выбор из четырех предложенных решений (обозначенных буквами А, В, С и Д) наиболее приемлемого и отметить его в таблице.
Выбор того или иного варианта (А, В, С, Д) решения каждой из предложенных ситуаций зависит от того, как понял испытуемый предложенную ситуацию, как сориентировался на свой опыт социального педагога, какими доминирующими интересами и мотивами руководствовался при ответе. В тесте
измеряются четыре типа склонностей (ориентаций) испытуемого на выражение своей личной позиции во взаимоотношениях с
людьми! - ориентация на авторитарность,
властность, принятие жестких
административных мер;
ОРА - ориентация на авторитет родителей, опытных педагогов, на решение проблемы с привлечением людей, близких к ребенку (подростку);
ОАЖ - ориентация на вовлечение ребенка (подростка) в активную общественную жизнь;
ОЭС - ориентация на эмпатию, сопереживание, глубокое проникновение в ситуацию, составление плана индивидуальной работы с подростком.
Обработка результатов тестирования заключается в сопоставлении ответов с «ключом», в котором колонки ОАМ, ОРА, ОАЖ, ОЭС (обозначающие типы ориентаций) содержат перечни ответов на ситуации, выражающие тот или иной тип ориентации.
Подсчитав количество ответов по колонкам, может возникнуть некоторое представление об испытуемом как личности, обладающей определенными склонностями, так или иначе решать вопросы социально-педагогической деятельности, когда речь идет о воспитании подрастающего поколения.
В проводимом нами тестировании приняло участие 164 студента 1-5 курсов факультета социальной политики, психологии и культуры Читинского государственного университета.
Одним из заданий теста был следующий: Выберите наиболее правильный и точный ответ на вопрос: «В каком случае, на Ваш взгляд, социально-педагогическая технология может быть более эффективной?» Студентам предлагались ответы:
A. ...если она актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развития.
B. ... если она учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка),
самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет.
С ... если она учитывает в первую очередь требования администрации школы -соблюдать субординацию в отношениях с
Д ... если она соответствует требованиям родителей детей к их воспитанию.
При выборе решения студенты всех курсов в первую очередь сориентировались на ответ «В. ...если она учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка), самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет» и на ответ «А: ...если она актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развитии»: студенты 1 курса - 52 и 32% соответственно; 2 курса - 30,8 и 46,1%; 3 курса -66,7 и 27,8%; 4 курса -64 и 28,4%; 5 курса - 57 и 29%, что свидетельствует о приоритетах гуманистической направленности в выборе студенческих решений. Такое же подтверждение дается при анализе решений и
Например, при ответе на вопрос: В одной из школ вспыхнули мальчишечьи бои. Почти каждый день после уроков подростки собирались во дворе школы и под возгласы зрителей начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались домой с синяками, в разорванной одежде, а родители приходили в школу с жалобами. Возникшую ситуацию предложили разрешить социальному педагогу.
Как бы вы поступили в создавшейся ситуации?
Студентам предлагались ответы:
A. Прежде всего попытаться выявить лидеров
в данной ситуации, используя их лидерские качества, разубедить, привлечь их к организации и руководству общим школьным делом. Изучить перспективы развития коллектива и эффективность взаимодействия подростков, поставить перед коллективом новые перспективные задачи совместной
деятельности, направить внимание и энергию подростков на это общее школьное дело с целью установления атмосферы сотрудничества и
B. Обратиться за помощью и поддержкой к администрации школы и административным путем разрешить конфликт, наказав зачинщиков конфликта.
C. Прежде всего выбрать актив, поручить ему разобраться и предложить меры по нормализа-
ции обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку администрации и общественных организаций.
Д. Обратиться за помощью и поддержкой к родителям, родительскому комитету школы и опираясь на авторитет родителей, разрешить конфликт.
Студентам предлагались ответы:
Ориентированность решений студентов была такова: позицию А выбрали среди
первокурсников 64%, студенты 2 курса - 38,5 %, студенты 3 курса - 61,1%, студенты 4 курса -59%, среди пятикурсников - 62%. Выбор
решений свидетельствует о том, что студенты понимают, что тактика поведения специалиста в любом случае состоит в предвидении его последствий, в выборе соответствующего стиля и тона взаимодействия с подростками, времени и места педагогического действия, а также в проведении своевременной их корректировки.
В целом результаты тестирования показали следующее: решение большего числа
социально-педагогических ситуаций носит гуманистическую направленность - 45%,
будущие социальные педагоги
продемонстрировали свою готовность в проявлении интереса и любви к детям как отражение потребности к педагогической деятельности, эмпатию как умение вчувствоваться в состояние другого. Ориентация на вовлечение ребенка (подростка) в активную общественную жизнь нашла отражение примерно в трети всех принятых студентами решений (29%). Разрешение ситуаций с опорой на авторитет родителей, опытных педагогов, привлечением людей, близких к ребенку (подростку), составило пятую часть всех решений - 21%. Ориентация на авторитарность, властность, принятие жестких административных мер составляет незначительную долю (5%). Обобщенные
резДаншш десгррмвошшБнределввтвушгнамиспа
чтаграмдещие специалисты социальной сферы осознают общественную значимость, ценность своего труда, проявляют адекватное осмысление ситуации в общем, культурном аспектах и адекватное общение в различных ситуациях с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия, а также стараются прогнозировать исход событий с учетом их верТятимсйбразом, социально-ориентированные педагогические ситуации органически связаны с
будущей профессиональной деятельностью специалистов социальной сферы, методами и приемами его социально-педагогической деятельности в целом, с технологиями анализа возникшей ситуации, определения цели, формулирования гипотезы, выбора решения, прогнозирования возможных последствий, их корректирования. Именно здесь будущий специалист социальной сферы становится субъектом сначала учебно-познавательной, а в дальнейшем образовательно-профессиональной деятельности: соотносит цели на основе собственного ценностно-смыслового отношения к действительности, выбирает пути, средства и способы решения проблемы, корректирует, контролирует и оценивает принятое решение при обсуждении в группе, участвуя в дискуссиях, творчески переосмысливает изучаемое.
Диаграмма. Определение личностных особенностей студентов по решению социальнопедагогических задач
Потребность в освоении понятия «социальная ситуация» как средства познания и раскрытия его сущностного смысла в контексте решаемых задач в разных сферах профессиональной подготовки будущего специалиста социальной сферы становится все более актуальной, так как в связи с ускорением темпов, ритмов, увеличением разнообразия профессиональной деятельности, появлением новых профессий в социальной области повышаются требования к профессиональной подготовке молодых специалистов, к углублению субъектной позиции в их профессиональной деятельности.
Литература
1. Амельченко, Т.В., Верхотурова Н.В.
Ресурсно-технологическое обеспечение
формирования профессиональной компетентности специалиста социальной сферы: учеб. пособие. -Чита: Изд-во ЧитГУ, 2011. - 150 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы возраста//Собр. соч. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М., 2003.
4. Зинченко, В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 304с.
5. Психология социальных ситуаций / сост. и ред. Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2001. - 416 с.
6. Сластенин В.А. Педагогическое образование: вызовы XXI века // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 16-17 сентября 2010 г.). - М., 2010. - 48 с.
Амельченко Татьяна Васильевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной политики Читинского государственного университета, академик Академии социального образования, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.
Amelchenko Tatyana Vasilievna, , candidate of pedagogical sciences, professor, department of social policy, Chita State University, academician, Academy of Social Education, corresponding member, International Academy of Sciences of Pedagogical Education.
г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30, e-mail: [email protected]
УДК 373.21.036 Р.Ж Аубакирова
Использование технологии театральной педагогики в условиях предшкольной подготовки
В работе описаны особенности использования технологии театральной педагогики в предшколе, многообразие форм, средств, методов и приемов театрализованной деятельности.
Ключевые слова: предшкольная подготовка, технология театральной педагогики, театрализованные игры, игры - драматизации, театрализованные представления
Я Zh. Аибак/гога
The use of theatrical education technology under preschool preparation conditions
In the article the features of the use of theatrical education technology in preschool, variety of forms, means, methods and ways of theatrical activity have been described.
Keywords: preschool preparation, theatrical education technology, theatrical games, dramatized games, theatrical performances.
Одной из актуальных проблем современной педагогики является воспитание подрастающего поколения средствами театрального искусства. Театральная деятельность - это эффективный способ формирования личности ребенка предшкольного возраста. Именно она призвана развивать в ребенке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать его телесную пластичность и формировать творческую жизненную активность. В данной работе нами предпринята попытка раскрыть
технологические особенности использования теаТралюашйиягдаештЕаяъшпр едедшоеики подразумевает широкое использование театрализованных игр, инсценировку сказок и стихотворений, других литературных произведений, игр-драматизаций и т.д. Она предполагает знание детьми текста литературного произведения и
импровизацию словом и интонацией, действием, жестом, мимикой при исполнении роли. Родители и педагоги должны помнить о том, что в театральной деятельности у ребенка раскрывается творческий потенциал, проявляется инициатива, самостоятельность. Поэтому необходимо хвалить малышей за оригинальность импровизации, удачную имитацию, творческий подход.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей предшкольного возраста. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, а самое главное -театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему возможность адаптироваться в социальной среде.
Самоактуализации личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей