Научная статья на тему 'Социально-нравственные проблемы современной студенческой молодежи'

Социально-нравственные проблемы современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Марцева Лидия Михайловна, Лунева Анна Сергеевна, Карташова Елена Георгиевна

Мир вступил в ХХI век. в ближайшие полстолетия образ мировой истории будет определять молодежь. Молодое поколение еще только вступает в период социально активной жизни, но уже сейчас в нем формируются качества, которые смогут решительно повлиять на развитие российского общества в недалеком будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-нравственные проблемы современной студенческой молодежи»

Л. М. МАРЦЕВА А. С.ЛУНЕВА Е. Г. КАРТАШОВА

Омский государственный университет путей сообщения

УДК 172-057.875

СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

МИР ВСТУПИЛ В XXI ВЕК. В БЛИЖАЙШИЕ ПОЛСТОЛЕТИЯ ОБРАЗ МИРОВОЙ ИСТОРИИ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ МОЛОДЕЖЬ. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЕЩЕ ТОЛЬКО ВСТУПАЕТ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЖИЗНИ, НО УЖЕ СЕЙЧАС В НЕМ ФОРМИРУЮТСЯ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ СМОГУТ РЕШИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НЕДАЛЕКОМ БУДУЩЕМ.

Молодежь - самая энергичная часть социума. Она легче других социальных групп адаптируется к новейшим тенденциям постиндустриального, информационного общества. Юноши и девушки нового поколения учились и воспитывались в условиях реформирования всей системы образования, затронувшей как организационные структуры, так и содержательную его часть. В этом смысле молодежь является теперь уже реальным носителем плодов образовательной реорганизации и реформирования нашего общества в целом, а старшее поколение получает возможность увидеть и ощутить на себе «плоды» собственных реформ.

Как всякая социальная группа и сословие, молодежь, к которой принято относить юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет, имеет внутреннюю социальную неоднородность, связанную с ее профессионально - квалификационным потенциалом.

Студенчество является особой социальной группой среди молодежи, поскольку оно образуется из наиболее интеллектуально развитых, подготовленных к учебному труду юношей и девушек. Оно имеет относительно выраженные жизненные установки на дальнейшее получение образования, приобретение конкретной специальности, более других связано с информационными потоками и новейшими технологиями. Студенческая среда всегда составляет интеллектуальный потенциал общества на ближайшую перспективу.

Социальные перспективы страны зависят, однако, не только от профессиональных знаний, но и от нравственных и гражданских качеств готовящихся специалистов, т.е. от того типа личности, который сегодня формируется в стенах высших учебных заведений.

Какие же они - наши студенты? Как они чувствуют себя в изменяющемся мире и нашем обществе? На что надеются? К чему готовятся? Какие ценности исповедуют? Как оценивает студенческая молодежь жизненные позиции старших поколений? Что из накопленного ими опыта считает приемлемым для себя? На эти и многие другие вопросы дают ответы результаты социологического исследования, посвященного 70-летию Омского государственного университета путей сообщения.

Исследование проводилось в ноябре - декабре 2000г. Анкета включала 40 вопросов с соответствующими вариантами ответов. Вопросы разделены по разделам: профессиональные - образовательные ориентации; социально-психологические ориентации; нравственные ориентации; досуг и воспитательная работа. В ходе исследования было опрошено по одной группе студентов 1 -5 курсов всех институтов и факультетов, входящих в ОмГУПС, всего 470 человек.

На рубеже столетий в вузах учится очень разная молодежь, не имеющая какой-то общей мировоззренческой и нравственной определенности, часто выражающая прямо противоположные социально- психологические ценности. Это соответствует общему состоянию экономической и идеологической раздробленности нашего общества. Соотношение молодежи с разными социально-нравственными ориентациями отражает картину современного российского

социума. Доминирующая часть - это хорошая, доброжелательная, трудолюбивая, целеустремленная, критически мыслящая молодежь. Эта большая часть, составляющая порядка 2/3 студентов, занимает позицию «вдумчивого наблюдателя», понимающего необходимость для себя высшего образования и готового к конструктивной социальной деятельности, если она позволяет соединять личные и общественные интересы.

Остальную часть - около 1/3 студентов, разделившихся примерно пополам, можно отнести к крайним индивидуалистам, скептикам и нигилистам (от 8 до 15% по разным вопросам) и наиболее активную часть молодежи, стремящуюся к личному участию в университетской и общественной жизни (от 10 до 18% по разным вопросам). Эта реальная противоречивость нравственного и мировоззренческого состояния университетской молодежи отражает характерные особенности всего нашего общества.

Студенты, обучающиеся в ОмГУПС, имеют разную мотивацию в получении высшего образования. Половина респондентов (50%) правомерно считают, что «высшее образование увеличивает шанс найти достойную высокооплачиваемую работу». Более четверти (26%) опрошенных убеждены, что «высшее образование - обязательное условие для карьеры». Обращает внимание небольшое число студентов (3%), для которых получение высшего образования является не необходимостью или потребностью, а своего рода приятным времяпрепровождением с не совсем ясными перспективами: «иметь высшее образование престижно, хотя оно может и не пригодиться в жизни». Помимо прагматических и в определенном смысле меркантильных мотивов, часть молодежи объясняет свое стремление к получению образования подлинным интересом к знаниям и творческой деятельности. 16% молодых людей ответили, что «высшее образование открывает возможность для творческого труда в системе современных технологий и организации труда». Примечательно, что свои надеиады в этом направлении они связывают с железнодорожной отраслью.

Социальный портрет наших студентов ярко отражает отраслевое железнодорожное назначение университета. Результаты ответов показывают, что около трети студентов становятся железнодорожными специалистами уже не в первом поколении своей семьи и получают высшее образование по «сложившейся семейной традиции». При этом 21 % студентов из семей железнЬДорожников сознательно «хотят продолжить семейную традицию», а 17% хотят связать свою судьбу с железной дорогой, поскольку им «нравится вся система российских железных дорог». Заметим, что в социальных науках утвердилась точка зрения, по которой интеллигентность (совестливость) как особое качество личности формируется в семье к четвертому поколению людей с высшим образованием. Смена поколений происходит через 25 лет. Можно предположить, что университет за свое 70-летнее существование постепенно развивает традицию подготовки собственно железнодорожной интеллигенции - достаточно корпоративной части в общей профессионально - квалификационной структуре российской интеллигенции (по примеру

педагогической, медицинской, военной, художественной и

т. д.).

Это подтверждается тем, что 28% (на 7% больше, отмеченных 21% ответов, «продолжающих семейную традицию») собираются после окончания института «обязательно работать по специальности». В целом же 87% студентов нашего университета хотят работать на железной дороге. К указанным 28% добавляются 44%, которым «система МПС внушает доверие» и они «хотят закрепиться в этой системе, став высококлассными специалистами», и 15% тех, кто сознательно поступал в университет и «кому нравится его будущая специальность». Результаты опроса показывают, что подавляющая часть студентов университета сознательно учится в нашем университете и хочет работать в железнодорожной отрасли.

Относительная стабильность работы железнодорожного транспорта в период реформ тоже является серьезным мотивом в выборе студентами нашего университета. Об этом свидетельствуют 16% ответов: «Меня привлекает уровень заработка на железнодорожном транспорте и стабильность его работы». В то же время опрос показал, что в нашем вузе учатся люди, попавшие сюда случайно: 7% студентов поступили учиться в ОмГУПС по договору с предприятием, и у них не было выбора, 4% - потому что в наш университет было легче поступить, чем в другие вузы. Есть и такие юноши и девушки, которые выбрали университет по «романтическим» соображениям, руководствуясь эстетическими вкусами: 4% заявили, что им «просто хотелось учиться в одном из самых красивых вузов Омска». В этом смысле, реставрация главного корпуса университета, имеющего историческую ценность федерального значения, и реконструкция всего комплекса университетских сооружений, безусловно, повышают привлекательность нашего вуза.

Профессиональная специфика университета ставит определенные проблемы учебно-воспитательной работы, которая должна проводиться с учетом способностей и интересов наших студентов. Многим из них трудно даются гуманитарные дисциплины: история, философия, культурология, психология (в среднем до 33%). Примерно столько же студентов отметили трудности при изучении естественных предметов: математики, физики, информатики, теоретической механики (32%). Только 7% студентов затрудняются в освоении технических дисциплин и 2% признаются, что им «вообще трудно учиться в вузе». Можно предположить, что это именно те, кто поступал в ОмГУПС с «помощью родителей и знакомых» (6%), руководствуясь при выборе нашего университета не профессиональными склонностями, а возможностями родителей и их близкого окружения.

«Не испытывают никаких затруднений при учебе» 26% студентов, при этом к старшим курсам их число увеличивается вдвое. По-видимому, это свидетельство того, что в технических вузах учатся «технари», для которых характерно конкретное мышление, часто мешающее не только осваивать гуманитарные дисциплины, но вообще комплексно и универсально оценивать происходящие события.

Конкретность технического мышления будущих инженеров железнодорожного транспорта, возможно, проявилась в слабых общеисторических и общекультурных знаниях железнодорожной отрасли. На вопрос: «Знаете ли Вы историю железнодорожного транспорта?» только 12% ответили утвердительно «Да». Столько же (12%) ответили отрицательно «Нет». А основная масса студентов (76%) ответили, что знают «частично». На вопрос: «Знаете ли Вы протяженность железных дорог России?» только одна треть студентов (32%) ответила утвердительно, а две трети (68%) ответили, что не знают. Надо признать, что введенный недавно в учебные планы предмет «История железнодорожного транспорта» является исключительно своевременным.

Анализ ответов по разделу исследования показывает неустойчивость и противоречивость профессионально-

образовательных ориентации современной студенческой молодежи. С одной стороны, доминируют устойчивые ценности высшего образования, сознательный выбор вуза и своей будущей работы в железнодорожной отрасли системы общественного труда, ориентации на государственные структуры организации хозяйства. С другой стороны, в среднем примерно треть студентов выражают склонность к либеральным формам профессионально-трудовой деятельности (указанные 22%) или вообще не определились в своих стремлениях. В целом ответы отражают общий расклад сил в нашем обществе и тенденции их влияния на молодежное сознание.

Итоги проведенного в Омском государственном университете путей сообщения социологического исследования показывают, что на рубеже столетий в частности в технических вузах учится молодежь с противоречивыми социально-психологическими ориентациями.

Противоречивость и неопределенность социально-психологических установок среди студентов выражается в противоречивости их отношения к старшему поколению и вообще к авторитетам. С одной стороны, результаты исследования свидетельствует о невысоком авторитете взрослых и соответствующем стремлении к самостоятельности. Так, в принятии решений 37% студентов руководствуются «собственным мнением», 48% - самостоятельным анализом и оценками фактов, 1 % - мнением друзей и только 14% прислушиваются к советам родственников. Формирование личности всегда связано с преемственностью поколений, которая может выражаться, по крайней мере, в двух вариантах: критическое восприятие социального и нравственного опыта предыдущих поколений или его критическое отторжение. Результаты исследования свидетельствуют, что потенциал доверия к старшему поколению опустился до черты «ниже среднего».

Также неоднородность социально-психологического самочувствия студенческой молодежи связана с неодно-родностьюее материального, экономического положения. На вопрос: «Какой доход имеет Ваша семья?» только 2% студентов' ответили — «высокий, позволяющий себе ни в чем не отказывать». Интересно в данном случае то, что такой ответ дала только одна девушка, а остальные ответившие - юноши. Можно высказать предположение, что в основном те, которые уже работают или подрабатывают в каких-то структурах экономики. Наряду с 2% «богатых» в университете учится 9% тех, кто признался, что доход их семьи «ниже среднего, когда приходится на всем экономить». Надо полагать, что такое соседство между молодыми людьми с неустойчивыми по причине возраста нравственными установками, создает дополнительные трудности социально-психологической адаптации. Обстановка между крайними полюсами экономического состояния разряжается тем, что существенная часть студентов (33%) живет в семьях с доходом «выше среднего, достаточным для обеспечения семьи всем необходимым, включая медицинское обслуживание и отдых». Но основная масса студенческой молодежи (56%) живет в материальном плане нелегко, принадлежа к семьям, которые имеют доход «средний, которого хватает на самое необходимое: оплату жилья, питание, одежду». Возникает вопрос: ощущается ли экономическое расслоение острее в молодежной среде, психология которой еще не обременена устойчивыми комплексами зависти и конкуренции, или в старшем поколении со сложившимися психологическими установками. Эта тема может представлять интерес для социально-психологических исследований.

Трудности социально-психологической адаптации в новых экономических условиях не вызывают сомнений, о чем свидетельствуют различия и неопределенность в оценках происходящих процессов. Так, 22% молодых людей считает, что государство должно ограничивать доходы богатых людей, а 38% считает, что не должно. Более трети опрошенных студентов (40%) не смогли высказаться

я

г

я

определенно и «затруднились ответить». Это показатель размытости мировоззрения, отсутствия способности к более-менее самостоятельному суждению по принципиальным вопросам.

Не выявилось каких-то относительно общих тенденций в психологических установках студентов по вопросу: «Какие условия имеют решающее значение для жизненного успеха?» Ответы показывают крайний разброс ориентации в этом вопросе. Факторами жизненного успеха половина студентов (51%) считает прирожденные способности и талант -11%; высокий профессионализм - 20%, трудолюбие - 20%. Но другая половина студентов называет другие факторы жизненного успеха: «деньги» - 10%; «связи с нужными людьми» -12%; «предприимчивость» -13%; «удача, везение, случай» - 7%; «общественное положение родителей, помощь, родственные связи» - 3%. Кроме того, 1 % признают таким фактором «удачный брак» и 1 % - «умение обойти закон». К этому можно добавить обнаруженный удивительный факт, что на «содействие государства» не надеется ни один из опрошенных. Данные свидетельствуют о высокой степени социально-психологической дезинтеграции, что вполне объяснимо в условиях устранения государства от своих социальных обязательств.

В то же время студенческая молодежь демонстрирует значительную социально-психологическую устойчивость в отношении своего будущего. Оптимистично относятся к своему будущему 84% студентов: 19% уверены, что у них «в будущем все сложится хорошо» и 65% считают, что «мое будущее зависит от моих усилий и способностей». Представляется, что ответы демонстрируют преимущественно демографическую особенность - оптимизм, характерный для молодого поколения людей во все, даже драматические, времена. Однако, кроме «неуверенных» (5%) и «не думающих» (6%) о будущем, есть 5% студентов, которые «надеются уехать из России и устроить свою жизнь за ее пределами». Но в общем, оптимистическом настроении молодежи эта доля студентов решающей в пользу пессимизма роли не играет.

Оптимизм, свойственный молодости «вообще», не должен вводить в заблуждение и затуманивать конкретные социально-психологические проблемы современных юношей и девушек. Как показало исследование, таких проблем у молодежи много и они вызывают живой отклик и беспокойство.

Можно сказать, что в студенческой среде сохраняются традиционные для молодежи социально-психологические ориентации и ценности, главными среди которых остаются дружба, доверие, благородство и порядочность. На вопрос: «Какой вид взаимоотношений Вы особенно цените?» подавляющая часть (85%) отметили именно такого рода взаимоотношения. Ценят «дружеские, доброжелательные отношения» 32% студентов и 53% студентов отдают предпочтение отношениям «порядочным, когда есть уверенность, что тебя не предадут и не обманут в корыстных целях». Широко рекламируемые в последние годы «партнерские, взаимовыгодные» отношения устраивают всего 9% участников опроса, а 3% хотели бы иметь с окружающими отношения «нейтральные, чтобы ко мне никто не лез и ни к чему не обязывал». Это, к сожалению, немалая доля, составляющая 12% в общей сложности от числа юношей и девушек, опрошенных в ходе исследования. На их фоне совсем незначительной частью выглядят 3% молодых людей, ориентированных на отношения, основанные «на духовном взаимопонимании, общем мировоззрении».

Социально-психологический портрет современной студенческой молодежи дополняется характеристикой нравственных ценностей и ориентации молодого поколения. Вопрос, связывающий эти два раздела, был поставлен так: «В чем Вы видите смысл жизни?» Полученные ответы вновь подтверждают большую неоднородность представлений молодежи о смысле жизни. Часть студентов (в сумме 20%) ориентирована на высокие моральные ценности.

Из них 12% считают, что смысл жизни в том, чтобы «оставить о себе хорошую память, сделать что-то хорошее для людей», 8% - «сохранить честь и совесть при любых обстоятельствах». Другая часть студентов выражает ценности чувственной культуры (Сорокин П. А.) и видит смысл жизни в достижении прагматических целей. Из них 7% полагают, что смысл жизни в «достижении личного материального благосостояния», а 15% - в «продвижении по служебной лестнице, карьере». В сумме «прагматиков» (22%) чуть больше, чем «романтиков» (20%).

Но велико и число тех, кто считает подобные вопросы скучными, праздными и кому «хочется просто хорошо жить и не думать о «высоких материях» (14 %). К ним можно добавить тех, кто вообще не видит смысла в жизни (3%). Мы получаем общий результат а 17%. Таким образом, в студенческой среде почти поровну с небольшими различиями представлены «романтики», «прагматики» и те, кого американские социологи называют «жвачными», а в российской традиции мещанством, имея в виду людей, нравственные ценности которых ориентированы просто на «хорошую жизнь». Вспомним, что перестройка, предварявшая реформы, ознаменовалась широкой популярностью мексиканского сериала «Просто Мария», за которым до сих пор следуют многочисленные сериалы о любовных страданиях на фоне красивой жизни. Результаты нашего исследования показывают их высокую пропагандистскую эффективность и роль в смене нравственных ценностей.

Единственной относительно объединяющей нравственной установкой является «создание прочной семьи и воспитание детей порядочными людьми», в чем 41% студентов и видят смысл жизни.

Возрастающая нравственная оценка семьи, привлекательной стабильностью и требующей ответственности, выглядит позитивной тенденцией на фоне общей нестабильности в стране. При этом студенческая молодежь высказывается за прочные семейные отношения, регулируемые законным (56%) или церковным (15%)браком. В то же время почти треть студентов считают предпочтительней для себя гражданский брак (15%) и свободную любовь (14%). Анализ данных показывает, что в основном это студенты 1-ю и 2-го курсов, т.е. совсем юные молодые люди, только недавно расставшиеся со школой, для которых семейная жизнь пока не актуальна.

В связи с уникальностью религиозной ситуации на пространстве не только России, но и ближнего зарубежья, где бывшие советские республики превратились в национальные теократии или близкие к тому государства, в анкету были включены вопросы по религиозной проблематике. Ответы показывают, что 38% убеждены, что религия влияет на нравственность отдельного человека и общества в целом. К этому надо добавить 14% тех, кто считает, что религия влияет на нравственность непосредственно, и «люди становятся добрее, честнее, совестливее». На фоне этих 52% убежденных в положительном воздействии религии на нравственность индивида и общества 22% молодежи высказались отрицательно в отношении значения для общества религии: 17% - «не влияет», 5% - «влияет отрицательно, люди «расслабляются», утрачивают активность».

Вместе с тем, 26% студентов затрудняются ответить на вопрос о взаимосвязи религии, культуры и нравственности общества. Безусловно, такие затруднения и неопределенность связаны с тем, что атеизм в качестве государственной идеологии имел прецедент только в СССР и больше никогда ни в одной стране мира. Почти такое же число (23%) затруднились ответить и на вопрос: «Считаете ли Вы себя верующим человеком?». Возможно, именно эта «затрудняющаяся» молодежная среда является в условиях идеологического вакуума особенно беззащитной перед лицом пороков и искушений нашего времени, включая наркотики. Тревогу могут вызывать 8% молодых людей, которые заявили, что они верят «не в Бога, а в сверхъ-

естественные силы, включая астрологию, магию, заговоры, энергетизм, «высший или космический разум». Эти верования носят известный языческий характер, исторически преодоленный развитыми культурами, к которым по праву относится и российская культура.

Регулярность социологических исследований позволяет отслеживать динамику изменения нравственных ценностей. В 1998 г. было проведено исследование по проблемам нравственного состояния студентов, инициаторами которого были сами студенты, обеспокоенные «падением морали» в своей среде. Это замечательно само по себе, и отказать им было просто непростительно. Зато теперь можно сравнить некоторые показатели исследований 1998 г. и 2000 г. Сравнение ответов позволяет выявить динамику формирования нравственных ценностей студенческой молодежи за последние три года. Ответы на вопрос: «Каким качествам в людях Вы отдаете предпочтение?» изменились следующим образом:

«профессионализму» - 7,4% (1998 г.), 10% (2000 г.); «общему уровню интеллектуального развития» -14% (1998 г), 16% (2000г.);

«материальному достатку» -1% (1998 г.), 2% (2000 г.); «доброте и отзывчивости» - 43,5% (1998 г.), 16% (2000 г.); «честности и порядочности» - 33,7% (1998 г.), 29% (2000 г.).

Сравнительный анализ показывает, что ценность и привлекательность «профессионализма», «высокого интеллектуального уровня развития», «материального достатка» увеличились на 1 - 3% в среднем. Почти на 5% снизилась привлекательность «чести и порядочности», с 33,7% до 29%. Можно сказать, резко упала ценность «доброты и отзывчивости» с 43,5% до 16%. Это естественная тенденция в условиях, когда во взаимоотношениях людей возрастает роль денег. Где деньги, там нет места таким иррациональным чувствам, как доброта, отзывчивость, сострадание, сочувствие. Молодое поколение особенно остро реагирует на дефицит этих обязательных качеств нравственной личности и нравственного общества.

В 2000 г. студенты отмечают новую привлекательную черту личности, 23% считают наилучшими качествами «умение приспособиться к обстоятельствам и достичь жизненного успеха». Возникает вопрос: есть ли в университете столько преподавателей с такими способностями, нужны ли они именно в преподавательской профессии и какого отношения от студентов ждать преподавателям, не умеющим «приспосабливаться» к сомнительным обстоятельствам нашего времени? Только 2% студентов ценят «скромность» и 2% - «трудолюбие».

Студенческая жизнь - прекрасная пора, воспетая поэтами и музыкантами. Жизнь студента не ограничивается только учебой, а продолжается за ее пределами со всеми радостями и горестями, свойственными молодости. Первый вопрос, который был задан студентам из этой области: «Что Вы любите делать в свободное время?» Ответы показали большое разнообразие в проведении досуга юношей и девушек. Часть из них любит активный отдых: 7% любят ходить на дискотеку, танцевать, веселиться, заводить новые знакомства; 8% занимаются спортом; 6% любят путешествовать; 10% предпочитают при всякой возможности выбираться из города на природу, где только и можно отдохнуть. Другая часть студентов склонна к пассивному отдыху, нешумной камерной обстановке, даже к безделью. Это показывают ответы: 6% любит читать художественную литературу; 12% - «смотреть телевизор, слушать музыку, ничего не делать и просто отдыхать»; 7% редко имеют свободное время и мечтают «просто отоспаться»; 1% любит ходить по магазинам, ярмаркам и торговым комплексам. «Любовь» к магазинам, как видно, занимает незначительное место в досуге студенческой молодежи. Самая большая ее «любовь» -общение, поэтому 43% любят встречаться с друзьями, с которыми сложились хорошие отношения. Это свидетельствует о естественной общительности, присущей студен-

там как особой социально-демографической группе населения и традиционной для всех поколений.

Важной проблемой, по мнению студентов, является наркомания. Ясно, что это - общероссийская трагедия. Исследование показало, что 4% студентов «периодически употребляют» наркотики и 29% признаются, что им «приходилось их пробовать». Если допустить максимальную искренность в ответах на столь деликатный вопрос, то выходит, что третья часть юношей и девушек в нашем университете (33%) так или иначе знакомы с проблемой не понаслышке. При внешней общительности они нередко остаются один на один со своей личной и нашей общей бедой.

Наиболее эффективный путь лежит в привлечении к этой работе самих студентов. Тем более что на вопрос: «Кто должен бороться с распространением наркотиков среди молодежи?» 45% ответили: «Сама молодежь». Кроме того, 20% опрошенных считают, что бороться должно «государство посредством обеспечения надежного контроля своих границ» (17%), а наше учебное заведение имеет государственный статус, и это тоже возлагает на воспитательную работу университета определенные обязательства в отношении общегосударственной «больной» проблемы. Только 17% надеются на правоохранительные органы, 4% - на родителей, 1% - на ректорат и администрацию университета. Надо отметить и 13% «демократов» и «борцов за права человека», которые считают, что с наркоманией бороться «никто не должен: это свободный выбор самого человека». Весь свободный мир, однако, нещадно борется с наркобизнесом и порождаемыми им болезнями.

Склонность к освоению культурных ценностей проявляют многие юноши и девушки нашего технического вуза. Камерные концерты в нашем университете периодически посещают 30% студентов. Это, конечно, не самый большой успех на фоне 67% тех, кто на концертах «не был ни разу» и 1% тех, кто посещает их всегда. Музыка, однако, дело тонкое, и далеко не каждому дано ее слышать. В связи с этим студентам был предложен вопрос: «Какую музыку Вы любите?». Часть респондентов (7%) прямо заявила о своем равнодушии к музыке. Остальные ответы дают представление о разнообразии музыкальных вкусов современной молодежи: больше всего любят эстрадную (47%) и рок-музыку (28%). Эти данные отражают общие социально-демографические особенности молодежи. Небольшая группа молодых людей (4%) любит народные песни в их современной инструментальной обработке и исполнении. Но вот неожиданность: в любви к классической музыке призналось 14% студентов. Почему же тогда на университетские музыкальные вечера «всегда» ходит только 1%?

Половина наших студентов -театралы: 30% очень любит театр и часто ходит туда самостоятельно с друзьями, родителями, знакомыми, а 20% всегда участвует в коллективных походах в театр. Однако среди юношей и девушек есть и те, кто вообще «не любит и не ходит в театр» (31%), а также те, кто не может себе позволить посещение театра, т. к. «для меня цены на театральные билеты слишком дороги» (19%). Немного лучше картина с музеями: только 10% студентов не любят или не знают омские музеи - «Ни разу не ходил: это лишняя трата времени и денег». Остальные 90% в разной степени знакомы с омскими музеями: 42% бывают в музеях «только вместе с организованными экскурсиями во время учебы в нашем университете», 31% - помимо экскурсий, иногда самостоятельно ходит в музеи, а 17% - устойчивые поклонники изобразительного искусства, любят посещать не только музеи, но и художественные выставки.

Значительная часть студентов (40%) подрабатывают или стремятся к этому. Они хотели бы иметь больше свободного времени и, следовательно, возможностей для дополнительного заработка. В условиях современной экономической ситуации в стране такое желание естественно, поскольку для многих это объективная

* в

необходимость для завершения обучения и получения высшего образования.

Совсем другую, противоположную по смыслу проблему создают те 24% студентов, которые в свободное время не хотят заниматься «ничем». Эта публика составляет почти четвертую часть всех студентов. Она может провоцировать своим бездельем различные формы поведения, неадекватного для высшего учебного заведения, и в этом ее неприемлемость для вуза. В то же время и сами студенты указанной категории нуждаются во внимании. Возможно, им просто надо помочь найти занятие, которое заинтересовало бы и увлекло их.

Конкретно-социологические исследования по социально-нравственным проблемам студенческой молодежи в вузах железнодорожного транспорта признаны эффективным средством повышения качества подготовки специалистов.

Ю. В. ПАТРОНОВА Б. Н. ЕПИФАНЦЕВ

Омский государственный технический университет

Сибирская автомобильно-дорожная академия

УДК 369.011.4:51-77

Стратегической целью любого государства является выравнивание его регионов в социально-экономическом развитии. Региональная дифференциация приводит к неэффективности управления, ослаблению силы и единства государства.

Для количественной оценки региональной дифференциации в свете экономических и социальных показателей используется характеристика "уровень жизни населения" (УЖН).

Существует несколько способов оценки УЖН: одиночные однокомпонентные показатели; двухкомпонентные и целые наборы показателей - от отдельных фрагментов или всей системы показателей уровня жизни.

В качестве однокомпонентных показателей наиболее часто применяют:

- величина валового внутреннего продукта (или валового регионального продукта) на душу населения,

- душевое потребление продуктов питания (или среднесуточное количество килокалорий и граммов белка),

- среднедушевой доход населения, заработная плата и величина прожиточного минимума.

Однако эти показатели дают неполное относительное представление о реальном УЖН, так как не учитывают социальный аспект его жизни. Большей информативностью, сточки зрения влияния социальных показателей, обладают двухкомпонентные показатели, выражающие соотношение категорий дохода и стоимости жизни, которые могут иметь различные конкретные выражения. В частности, это показатель отношения среднедушевого дохода к прожиточному минимуму или отношения доходов и расходов. Часто последний показатель бывает представлен в форме превышения доходов над расходами.

Приведенные выше способы оценки уровня жизни населения акцентируют отдельные весьма важные составляющие и исходные моменты формирования понятия УЖ. Однако наибольший интерес представляют комплексные методики определения УЖН, охватывающие характеристики различных сфер жизнедеятельности человека.

Опыт показывает, что регулярное проведение таких исследований позволяет отслеживать количественные и качественные изменения в студенческой молодежной среде.

Таким образом, материалы исследований дают не столько готовые ответы, сколько повод задуматься над происходящими процессами, о новых проблемах в среде молодежи.

МАРЦЕВА Лидия Михайловна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории, философии и культурологии Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС).

ЛУНЕВА Анна Сергеевна, студентка 3-го курса ИАТИТ ОмГУПС.

КАРТАШОВА Елена Георгиевна, студентка 3-го курса ИАТИТ ОмГУПС.

В 1995 году была предпринята попытка комплексной оценки УЖН по экономическим и социальным показателям [1 ], но количественные соотношения для такой оценки не приведены. Поэтому на сегодняшний день остается актуальной проблема разработки комплексного показателя УЖН и его количественного описания.

Такой показатель можно построить, используя идеи, предложенные в [2]. На основании этих идей несложно получить композиционный индекс УЖН, то есть количественное выражение, объективную характеристику, описывающую все множество рассматриваемых показателей.

С этой целью найдем балльные оценки по значениям каждого из показателей, характеризующих различные аспекты социального и экономического положения населения. Отобранные показатели имеют позитивную или негативную интерпретацию, то есть более высокое числовое значение показателя свидетельствует о качественном приращении (в лучшую или худшую сторону) характеристики уровня УЖН. Показателям, имеющим негативное значение, например, "смертность населения или уровень преступности", даются отрицательные баллы (-), показателям, имеющим положительное значение - положительные баллы (+).

Для получения балльных оценок строится шкала диапазонов реальных значений по каждому из показателей. Диапазоны определяются исходя из минимальных и максимальных значений данного показателя. Диапазоны разбиваются на 10 равных интервалов, где каждый интервал соответствует определенному количеству баллов, равному номеру интервала ( от 1-го до 10-го). Сумма балльных оценок по всем показателям, выведенная в соответствии с 10-балльной шкалой, и составляет "индекс УЖН".

УЖН

где N - число показателей;

а. - весовое значение каждого показателя; - балльная оценка, соответствующая значению I - го показателя.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ИНДЕКСА

ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНОМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.