Научная статья на тему 'Социально-модернизационный потенциал управления человеческим развитием Башкортостана'

Социально-модернизационный потенциал управления человеческим развитием Башкортостана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
204
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ РЕСПУБЛИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Валиахметов Рим Марсович, Лавренюк Наталья Михайловна

В статье рассматривается уровень вовлеченности Башкортостана в процессы модернизации России. Обозначаются стратегические цели инновационного характера и меры профилактики проблемных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-CONTROL MODERNIZATION POTENTIAL HUMAN DEVELOPMENT BASHKORTOSTAN

The article deals with the level of involvement of Bashkortostan in Russia’s modernization. Designated by the innovative nature of the strategic goals and prevention of problematic situations.

Текст научной работы на тему «Социально-модернизационный потенциал управления человеческим развитием Башкортостана»

М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_30/Main. htm (дата обращения: 10.11.2013).

12 См.: Бочарова Е. В. Внутренние социальные ресурсы формирования потенциала самозанятых сельских жителей // Закономерности развития региональных агро-продовольственных систем : материалы Всерос. школы

удк 316.42

молодых ученых. Саратов : Изд-во ИагП РАН, 2013. С.125-128.

См.: Бондаренко Л. В. Занятость на селе и ресурсное обеспечение организаций малого бизнеса сельскими безработными // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 12. С. 61.

социально-модернизационныи потенциал управления человеческим развитием

Башкортостана

р. М. Валиахметов, н. М. Лавренюк

13

институт социально-политических и правовых исследований

республики Башкортостан, уфа

E-mail: rim_m_sifat@inbox.ru, nmlavr@yandex.ru

в статье рассматривается уровень вовлеченности Башкортостана в процессы модернизации россии. обозначаются стратегические цели инновационного характера и меры профилактики проблемных ситуаций.

Ключевые слова: развитие региона, управление человеческим развитием республики, модернизация, социально-модер-низационный потенциал.

social-control Modernization Potential Human Development Bashkortostan

R. M. Valiahmetov, N. M. Lavrenyuk

The article deals with the level of involvement of Bashkortostan in Russia's modernization. Designated by the innovative nature of the strategic goals and prevention of problematic situations. Key words: regional development, human development of the republic, modernization, social modernization potential.

Актуальность и своевременность изучения социально-модернизационного потенциала управления человеческим развитием Башкортостана обусловлена рядом обстоятельств. Переход к инновационному, социально ориентированному типу развития России и ее регионов возможен только в условиях, обеспечивающих высокий уровень и качество человеческих ресурсов, эффективное использование социально-модернизационного потенциала. Достойный уровень развития человеческих ресурсов региона является приоритетным направлением долгосрочной стратегии России. Проблемы инновационной модели развития человеческого потенциала рассматриваются в ней комплексно. Главное, что из теоретической и научно-методической плоскости они переходят на уровень стратегической государственной политики. Конечной целью этой политики и вложений в производство, инновации, экономику знаний является развитие самого человека, его здоровья и социального благополучия, потенциальных возможностей в реализации и накоплении своих способностей.

Башкортостан как единица социокультурного пространства россии

Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации, обладает достаточно диверсифицированной и солидной экономической базой. Несмотря на сложную этнодемографическую структуру населения, регион отличается высокой социальной стабильностью. Особенностью является внутренняя социально-экономическая и территориальная дифференциация республики. На территории Башкортостана специалисты выделяют семь социально-экономических регионов (Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северный, Северо-восточный и Уральский), каждый из которых отличается по уровню социально-экономического развития, степени урбанизации, характеру социально-демографических процессов, а также по этническому составу населения. Все это оказывает прямое влияние на развитие человеческого потенциала и его реализацию.

развитие человеческих ресурсов в республике

Насколько сбалансированным и комплексным является социальное развитие того или иного региона Российской Федерации, можно проследить по тем значениям индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), которые ежегодно публикуются в российских Докладах о человеческом развитии.

Республика Башкортостан входит в группу регионов с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Это положение соответствует основным макроэкономическим показателям, характеризующим социально-экономическое развитие республики. Они свидетельствует о том, что Башкортостан располагает не только природным и экономическим потенциалом, но и ресурсами для социального развития, грамотно проводит социальную политику, ориентированную на сохранение и накопление человеческого потенциала.

Отметим, что эксперты выделяют Башкортостан среди немногих российских регионов

© Валиахметов Р. М, Лавренюк Н. М., 2014

Р. М. Валиахметов, Н. М. Лавренюк. Соииально-модернпзаицюнный потенциал управления

со сбалансированным развитием социального и экономического потенциалов модернизации. По мнению экспертов Програмы развития ООН (ПРООН), именно сбалансированное развитие основных компонентов человеческого развития обеспечивает устойчивую стабильность и благополучие региона.

В рейтинге субъектов Российской Федерации Республика Башкортостан изначально находилась в десятке лидеров (в 1997 г. - 5-е место, в 2000 г.

- 4-е место) и сохраняла эти позиции до 2003 г. Однако, несмотря на общий растущий тренд, в последние годы она стала уступать эти позиции другим быстро развивающимся регионам России.

Так, по данным Доклада о развитии человеческого потенциала за 2011 г., Башкортостан находится лишь на 18-м месте. Замедление темпов роста индекса развития человеческого потенциала отразилось в его отставании с 2007 г. от среднероссийского уровня (рисунок).

0,85 0,84 0,83 0,82 0,81 0,8 0,79 0,78 0,77 Н 0,76

0,75

1996

0,84

0,825 уГ

0,817^*^ 0 827

ж п ям я

У 0,807

0,793

ЩГ^ \ 0,78 0.788 0,774

0,773 -•^0,766 0,761

' 0,763

1998 2000 2002 2004 ^^Россия ^^Башкортостан

2006

2008

2010

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в Российской Федерации и Республике Башкортостан, 1998-2009 гг.

Если же обратиться к анализу динамики компонентов ИРЧП, то увидим, что главным сдерживающим его рост фактором является снижение такого показателя, как охват населения образованием в возрасте от 6 до 23 лет. По данным Доклада о развитии человеческого потенциала в РФ за 2013 г., Республика Башкортостан находится на 25-ом месте по индексу дохода, на 26-ом - по индексу долголетия и только на 38-ом - по индексу образования.

Управление человеческими ресурсами региона

На примере Республики Башкортостан и ряда других субъектов Российской Федерации, имеющих индекс развития человеческого потенциала выше среднего российского значения, можно убедиться в том, что сбалансированное развитие региона является концентрированным выражением его социальной политики и практики управления. Наибольших успехов достигают те республики, края и области, в которых опыт социальной политики и практики не только обобщен, но и законодательно закреплен. В Республике Башкортостан приняты и реализуются следующие законы: «О молодежной политике в Республике Башкортостан», «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан», «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан»,

«Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан», «О социальном обслуживании населения в Республике Башкортостан», Семейный кодекс Республики Башкортостан и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что даже при таком широком спектре социально ориентированных и социально значимых законов субъекты управления часто не успевают адекватно реагировать на целый ряд актуальных проблем и вызовов модернизации.

социально-модернизационный потенциал Башкортостана

В условиях современного развития Башкортостан имеет средний уровень вовлеченности в процессы модернизации России. Согласно расчетам, реализованным по методике Центра изучения модернизации Китайской академии наук (проф. Хэ), республика переживает процессы интегрированной модернизации, которая включает первичную и вторичную модернизации. В Башкортостане стадия первичной модернизации (ПМ), характеризующая переход от традиционного общества к индустриальному, подходит к полному завершению. Начинается стадия вторичной модернизации (ВМ), отражающая переход от индустриальной стадии развития социума региона к постиндустриальной стадии. При этом социаль-но-модернизационный потенциал в республике

распределен неравномерно. Четкая дифференциация прослеживается в территориально-поселенческом разрезе. В Башкортостане почти каждый третий житель проживает в сельской местности и занят соответствующим трудом. Образование сельского населения ниже, чем уровень образования городского населения, ниже и уровень доходов, информатизации. Эти обстоятельства сдерживают общестратегические инновационные процессы перехода к информационному, постиндустриальному обществу. Одновременное протекание процессов первичной и вторичной модернизации характеризует интегрированную модернизацию (ИМ).

Управление человеческим развитием региона на основе социально-модернизационного потенциала

Социально-модернизационный потенциал управления человеческим развитием Башкортостана представлен потенциалом самоуправляемой и управляющей подсистем. Потенциал подсистемы представлен работниками государственных структур, муниципальных органов управления, менеджеров коммерческих и общественных организаций.

В численном выражении кадровый потенциал госслужащих растет. В 2011 г. по отношению к 2000 г. число работников государственных органов и органов местного самоуправления составило в ПФО 125,1%, а в РБ - 129,7%!.

Нагрузка на управленцев в человеческом измерении падает, поскольку сокращается численность населения. В 2011 г. число жителей ПФО составило 94,5% от численности 2000 г., в Башкортостане - 98,8%. Если в 2000 г. в республике на 1 госслужащего приходилось 171,9 человека, то в 2011 г. - 119,3 человека; в ПФО в 2000 г. - 129,8, а в 2011 г. - 98,1 человека.

В регионе накоплен огромный опыт государственного и муниципального управления. В период реформирования неоднозначно складывалась система научного обеспечения управленческих решений государственных, хозяйственных и общественных организаций. Однако внедрение итогов научных исследований в практику сдерживалось недостаточным уровнем профессиональных компетенций части управленческих кадров.

Процессы модернизации в регионе протекают неоднозначно. В целом, как и в России, в Башкортостане эти процессы имеют позитивный тренд. Значения индексов модернизации в республике ниже, чем в России. По состоянию на конец 2010 г., индекс ПМ отстает от среднего значения по России на 2 пункта, индекс ВМ - на 11 пунктов, а индекс ИМ - на 5 пунктов. Регион наравне с Россией находится в фазе зрелой стадии ПМ (таблица). В отношении ВМ Россия вступила в фазу высокого среднего развития, а Башкортостан вступил в фазу срединного развития. Процессы ИМ в России уже на среднем-среднем уровне, в Башкортостане - на низком-среднем уровне.

Барьеры управления человеческим развитием связаны с кадровым потенциалом. В 2004 г. социологами Авиационного государственного университета в сельских районах республики методом анкетирования по месту работы было проведено исследование кадрового обеспечения муниципальной службы2. Результаты анализа показали, что уровень образования работников местного самоуправления и их профессиональная подготовка во многом не соответствовали занимаемым должностям. Только 30% респондентов на момент опроса имели высшее образование, 57% среднее специальное образование, а 13% - общее.

Реформированию была подвергнута и система государственного и муниципального управления. В 2004 г. принят Указ Президента РБ «Об утверждении перечня мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкоркостан на 2004-2007 годы», в 2005 г. - законопроекты «О перечне специализаций муниципальных должностей муниципальной службы в Республике Башкоркостан», «О муниципальной службе в Республике Башкоркостан» и др. Сегодня остается целый ряд актуальных вопросов совершенствования государственного и муниципального управления, среди которых развитие демократических начал, формирование и использование финансово-экономический базы, развитие кадрового потенциала, управление на основе ИКТ.

Согласно информации, опубликованной в Паспорте информатизации субъекта РФ «Республика Башкортостан» (2010 г.), у органов исполнительной власти и органов местного самоуправления имеется стопроцентный доступ к

Вовлеченность Республики Башкортостан в процессы модернизации

Субъект Уровень Индексы Фазы стадий, значение

модернизации ВМ ПМ ВМ ИМ ПМ ВМ

Российская Федерация выше среднего 99 72 62 Зрелость 3,5 0,75

Приволжский федеральный округ средний 98 66 61 Зрелость 3,25 1

Республика Башкортостан средний 97 61 57 Зрелость 3,0 0,25

Примечание. Приведены расчеты сотрудников ИСППИ РБ по методике ЦИМ КАН (разработана профессором Хэ, адаптирована профессором Н. И. Лапиным, ИФ РАН).

44

Научный отдел

Р. М. Валиахметов, Н. М. Лавренюк. Соииально-модернпзаицюнный потенциал управления

Интернету. Удельный вес органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, публикующих на веб-сайтах перечень и порядок предоставления услуг, оказываемых гражданам и организациям, составляет 100%. Это означает, что граждане в любое время могут посетить веб-сайты и узнать, какие услуги, как и в каком порядке они могут получить. Всего количество оказываемых государственной и муниципальной властью услуг в электронном виде составляет 1863. Удельный вес организаций, использующих Интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, составляет всего 19%. Это говорит о неполной готовности других агентов.

В республике проводится мониторинг состояния использования ИКТ на уровне субъекта РФ и на уровне муниципальных образований. На основе этого вырабатываются рекомендации по итогам мониторинга в органы государственной и муниципальной власти, которые публикуются на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан.

Доля региональных органов исполнительной власти, использующих единую систему электронного межведомственного документооборота, составляет всего 14%. Здесь четко видна проблема отсутствия единой программы виртуального взаимодействия государственной власти, что затрудняет наиболее быстрое принятие управленческих решений. Доля работников органов власти региона, прошедших в 2010 г. подготовку (переподготовку) в области использования ИКТ, составила всего 1,3%.

В Башкортостане создаются определенные условия для повышения эффективности отдачи от социально-модернизационного потенциала человеческих ресурсов через механизм, включающий стратегические приоритеты и целевые инновационные ориентиры, инструменты инновационной политики, программные мероприятия инновационной направленности, увязанные по ресурсам, срокам и исполнителям, и конкретные проекты, актуальные в масштабах Российской Федерации, призванные подготовить республику к инновационному качественному преобразованию в развитии.

Субъектами управления региона должны быть обозначены не только экономические, но и социальные и ценностные ориентиры региональной и отраслевых стратегий, выявлены специфические особенности и инновационные модели модернизации как экономической, так и социальной сферы Башкортостана. Конструктивное обсуждение задач и механизмов реализации региональной и отраслевых стратегий модернизации и инновационного развития должно сопровождаться изучением и анализом наиболее актуальных социальных проблем региона, что является основой последующего их учета в реальной политике и практике.

Субъекты региональной системы управления и самоуправления в достаточно противоречивых и неоднозначных условиях осуществляют разноплановую инновационную деятельность, приближая тактическими мерами стратегические горизонты. Научно-исследовательский и предпринимательский секторы инновационной региональной системы испытывают ряд серьезных проблем и затруднений, связанных с накоплением и реализацией инновационного потенциала. Для научно-исследовательского сектора наиболее острыми являются старение ученых, сокращение кадрового потенциала, недостаток средств на исследования и разработки, износ основных фондов, видовая структура исследований, не всегда ориентированная на практический результат, и ряд других. Развитие предпринимательского сектора сдерживают факторы экономического, производственного и когнитивно-компетентностного характера. В этих условиях необходимо иннови-ровать систему профессиональной подготовки и переподготовки кадров как для госструктур, так и для научного, предпринимательского секторов инновационной системы республики, призванной выполнять функцию «локомотива» модернизации. Актуально повышать образовательный уровень и мотивировать население. Важно ориентировать систему управления и менеджмента в инновационной сфере республики на стратегические цели инновационного характера и меры профилактики проблемных ситуаций. Недоиспользование научно-технического потенциала, невнимание к его нуждам оборачивается проигрышем технологического качества, в итоге - проигрышем качества жизни.

Региону требуется определить свое место в глобальном разделении труда, использовать трудовой и интеллектуальный потенциал в реализации общенациональных социально-экономических целей и задач. Необходимо разрабатывать региональные приоритетные социально-модернизацион-ные проекты и программы, стратегические задачи инновационного и технологического развития; обеспечить стратегический аудит стратегий и инструментария социально-экономического развития.

В целях стимулирования реализации перспективных проектов и создания необходимых организационных основ эффективного развития человеческих ресурсов важно оказать содействие становлению стратегического партнерства научного и экспертного сообществ, органов государственной власти и управления, бизнес-структур, средств массовой информации, общественных и политических организаций, институтов гражданского общества, ответственных за модернизацию экономики и социальной сферы Республики Башкортостан. Необходимо также стимулирование инновационных проектов, фундаментальных и прикладных исследований, имеющих особую значимость для приоритетных областей социальной сферы и экономики.

Необходимо изучить фактическую конкурентоспособность Башкортостана в Российской Федерации и в мире, проанализировать основные ее системные показатели. Только на этой основе можно определить тот потенциальный социально-модернизационный эффект от управления человеческими ресурсами на территории Башкортостана.

Наряду с модернизацией экономики и социальной сферы, необходима модернизация самого государственного управления на уровне субъекта РФ. В этой связи актуальной становится проблема, связанная с обеспечением информационной прозрачности органов государственной власти и управления на региональном уровне.

Модернизация и инновационное развитие предполагают и неотложные меры в области совершенствования демографической политики и здравоохранения. Следует обеспечить системную стратегию сбережения нации, предполагающую охрану здоровья, снижение смертности, повышение рождаемости и возрождение системы физического воспитания и культуры здорового образа жизни, а также повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения, эффективную миграционную политику и т. д.

Разрабатываемые в Башкортостане Доклады о развитии человеческого потенциала

удк 316.47

являются инновационными научными и социальными проектами. Результаты комплексных исследований на основе концепции человеческого развития могут стать оригинальным научно-методическим инструментом разработки стратегий и программ модернизации и социального развития региона.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект «Трудовыересурсы, занятость и человеческое развитие», № 12-13-02018 а (р)).

Примечания

1 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012 : статсборник / Росстат. М., 2012. С. 158-159.

2 См.: Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Уфа, 18 ноября 2005 г.) / под ред. д-ра филос. н., акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина. Уфа : Гилем, 2006. С. 420.

3 См.: Валиахметов Р. М., Лавренюк Н. М., Баймур-зина Г. Р., Хилажева Г. Ф., Мажитова А. Р. Социокультурные возможности и ограничения развития модернизации (Республика Башкортостан) // Проблемы социокультурной модернизации регионов России / Институт философии РАН. М. : Academia, 2013. С. 192-204.

доверие и сфера предпринимательства: современные зарубежные исследования

а. В. ручин, Е. с. смолина

Саратовский государственный технический университет имени гагарина Ю. а.

E-mail: alexey.ruchin@mail.ru, katesmolina89@gmail.com

в статье обобщены результаты зарубежных исследований доверия в сфере предпринимательства, а именно: определены основные типы исследований и спектр смежных проблем. Ключевые слова: доверие, бизнес, предпринимательство, общество.

Trust and Business sector: Modern Foreign Research A. V. Ruchin, E. s. smolin

The article represents the results of foreign sociological research into the topic of trust in entrepreneurship, namely: the main types of studies devoted to this subject and the range of related problems were defined.

Key words: trust, business, entrepreneurship, society.

Исследования сплоченности и доверия в сфере предпринимательства становятся все более актуальными и приобретают практическую значимость не только для стран с формирующимися

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рынками, но и для стран, где предпринимательство институциализировалось в течение столетий. Мировой финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г. в США и постепенно захвативший Европу, в определенном смысле деформировал сферу предпринимательства, создав для малых предприятий особенно жесткие условия выживания. Кроме того, кризисная ситуация породила грандиозные социальные противоречия, связанные с доверием в обществе и, как резуьтат, с уровнем сплоченности внутри экономического базиса общества - предпринимательства. Такая динамика событий инициировала пересмотр целей и стратегий развития компаний, повышение их внимания к характеру отношений внутри коллективов в расчете на аддитивный эффект и его влияние на процесс формирования доверия покупателей к новым продуктам. Как следствие, глобальные социально-экономические перемены не могли не отразиться на системе общественных

© Ручин А. В., Смолина Е. С., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.