Научная статья на тему 'Проблемы и направления развития самозанятости в сельской местности'

Проблемы и направления развития самозанятости в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1671
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Елена Викторовна, Дакирова Светлана Тлековна

Статья посвящена изучению причин развития самозанятости в сельской местности современной России, оценке проблем, с которыми сталкиваются будущие и нынешние самозанятые селяне, а также определению направлений развития самостоятельной занятости. Предложены мероприятия по дальнейшему совершенствованию политики в сфере поддержки самозанятости сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES AND WAYS OF DEVELOPMENT OF SELF-EMPLOYMENT IN RURAL AREAS

The article addresses the causes of development of self-employment in contemporary Russian rural areas, discusses the challenges the future and present self-employed rural residents face and determines the ways of development of self-employment. It also presents measures for further improvement of the policies encouraging rural self-employment.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления развития самозанятости в сельской местности»

2 Яницкий О. Н. Социальные движения : теория, практика, перспектива. М. : Новый хронограф, 2013. С. 304-305.

3 Там же.

4 Великий П. П. Российское село. Процессы постсоветской трансформации. Саратов : Научная книга, 2012. Далее выдержки из интервью приведены в тексте курсивом по этому изданию.

5 См.: Абдрашитова А. Т., Гусманов Р. У. Современное состояние земельных отношений // Глобализация и аграрная экономика России : тенденции, возможные стратегии и риски / ред. А. Петриков. М. : ВИАПИ им. А. А. Никонова : «Энциклопедия российских деревень», 2011. С. 263-265.

6 Использованы данные Комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения» в 2011 году. Выборка ограничена занятыми респондентами, проживающими в сельской местности. Общий объем выборки по данному критерию составил 2815 человек, из которых работают по найму 93,7% и 6,3% заняты не по найму. Среди работающих не по найму самозанятые составляют 75,8%.

7 См.: Великий П. П. Неоотходничество, или Лишние люди современной деревни // Новые идеи в социологии. М. : ЮНИТИ, 2013. С. 444-445.

8. Обследование населения по проблемам занятости.

М., 2002. С. 365-386 ; Обследование населения по проблемам занятости. М., 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b11_30/Main.htm (дата обращения: 18.11.2013) ; Обследование населения по проблемам занятости. М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_30/Main. htm (дата обращения: 18.11.2013).

9 Обследование населения по проблемам занятости. М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_30/Main. htm (дата обращения: 18.11.2013.).

10 Обследование населения по проблемам занятости. М., 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_30/Main. htm (дата обращения: 17.11.2013).

11 См.: Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. URL: http://www.rshb.ru/gosprograms/now/agro.php (дата обращения: 10.11.2013).

12 См.: Федеральная служба по труду и занятости. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (2009-2011). URL: http://www.rostrud.ru (дата обращения: 07.11.2013).

13 Гурова Т., Ивантер А. Мы ничего не производим // Эксперт. 2013. № 30-3 (861). С. 3, 6.

14 См.: Регионы России. Социально-экономические показатели. М., 2012 г. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2013).

15 См.: Поступление страховых взносов от ИП выросло всего на 2%. URL: http://www.journal.dasreda.ru_(дата обращения: 14.10.2013).

УДК 316.334.23

проблемы и направления развития самозанятости в сельской местности

Е. В. Бочарова, с. Т. дакирова

институт аграрных проблем ран, Саратов E-mail: dakirova-ne@mail.ru

Статья посвящена изучению причин развития самозанятости в сельской местности современной россии, оценке проблем, с которыми сталкиваются будущие и нынешние самозанятые селяне, а также определению направлений развития самостоятельной занятости. Предложены мероприятия по дальнейшему совершенствованию политики в сфере поддержки самозанятости сельских жителей.

Ключевые слова: самозанятость, сельские жители, занятость, государственная политика.

Challenges and Ways of Development of self-employment in Rural Areas

E. V. Bocharova, s. Т. Dakirova

The article addresses the causes of development of self-employment in contemporary Russian rural areas, discusses the challenges the future and present self-employed rural residents face and determines

the ways of development of self-employment. It also presents measures for further improvement of the policies encouraging rural self-employment.

Key words: self-employment, rural residents, employment, public policy.

Одной из актуальных проблем современного развития российского социума является формирование в сельской местности рыночных отношений и механизмов их регулирования в целях создания новых рабочих мест для сельских жителей и обеспечения достойного уровня их жизни. В настоящее время сельский рынок труда функционирует не в полную силу. После банкротства колхозов и совхозов, уменьшения объемов сельскохозяйственного производства, резкого сокращения числа рабочих мест в сфере социальной инфраструктуры большинство сель-

© Бочарова Е. В., Дакирова С. Т., 2014

ских жителей оказались в кризисной ситуации. В этих условиях многие селяне были вынуждены рассчитывать исключительно на собственные силы при минимальной поддержке со стороны государства, вырабатывая личную стратегию социально-экономической адаптации. Постоянный поиск своего места в меняющемся пространстве жизнедеятельности - один из путей обеспечить приемлемый уровень благополучия для современного жителя сельской местности. Сельские жители активно прибегают к различным вариантам диверсификации источников доходов, как одному из способов выживания. Таким образом, в российском селе получила распространение самозанятость, эффективное развитие которой определяет нынешнюю и будущую социально-экономическую ситуацию в сельской местности.

Большинство исследователей определяют самозанятость как общественно полезный труд, основанный на личной инициативе, работа только на себя1. Официальные структуры, такие как служба занятости РФ, определяют самозанятость как форму организации безработными гражданами, ищущими работу, собственного дела с оформлением государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или созданием юридического лица2. При обследовании занятости населения в РФ к самозанятым категориям относят лиц, работающих на индивидуальной основе, занятых в собственном домашнем хозяйстве, владельцев собственного бизнеса без привлечения работников на постоянной основе, а также членов производственных кооперативов.

На основе проведенного анализа состояния проблемы предложено определение «самозанятость», которое рассматривается как форма экономической активности, когда индивид обеспечивает свое существование за счет самостоятельного поиска источника доходов и занимается экономической деятельностью, которая не противоречит принятым в государстве нормативно-законодательным документам.

Основными причинами развития самостоятельной занятости в сельской местности являются:

1) экономические: в результате непродуманной аграрной реформы, проводимой в 90-х гг. XX в., большинство сельских жителей лишились своих рабочих мест, были отпущены в свободное плавание. Увольнение, сокращение штатных единиц, банкротство организаций, задержка с выплатой заработной платы, а также низкий ее уровень способствовали переходу части населения в сферу

обслуживания, торговли, строительства и т. д. Наличие своего хозяйства позволило накопить определенный стартовый капитал для ведения собственного бизнеса;

2) социальные: немаловажной причиной самостоятельного поиска источников средств существования является интерес к предпринимательской деятельности, желание самореализоваться, быть независимым. Самозанятость имеет особую социальную ценность, так как она укрепляет гражданскую активность путем преодоления иждивенчества, выжидательных позиций, социальной апатии. Самостоятельная занятость укрепляет веру индивида в свои собственные силы и способности;

3) правовые: закрепление на законодательном уровне различных форм предпринимательской деятельности (крестьянско-фермерское хозяйство, индивидуальное предпринимательство и т. д.). Благодаря улучшению ситуации по обеспечению селян благами и возможностями в сфере информационных коммуникаций произошло повышение нормативно-правового самосознания жителей села;

4) экологические: наличие благоприятных экологических условий для развития самозанятости в сельской местности;

5) социокультурные: культурные особенности сельских жителей, национально-психологические традиции в сельской среде, интеграция этнонаци-ональных способов ведения сельского хозяйства в современную рыночную экономику.

Одной из основных причин развития самостоятельной занятости в сельской местности является низкий уровень располагаемых ресурсов. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве по-прежнему остается на одном из последних мест среди всех видов экономической деятельности и в 2012 г. составила 14 129,4 руб. (53,1% от среднероссийского уровня) (таблица). В то время как, например, в отраслях по производству кокса и нефтепродуктов среднемесячная заработная плата в 2012 г. находилась на уровне 59 195,0 руб. (222,3%).

В первом полугодии 2013 г. среднемесячная заработная плата работников по полному кругу организаций в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве составила 14 523,8 руб., что на 12,1% выше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, однако меньше среднего показателя по всем отраслям экономики Российской Федерации в два раза (28 787,6 руб.). В 16 субъектах страны

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ за 2000-2012 гг. (руб.)3

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Вся экономика 3240,4 4360,3 5498,5 6739,5 8554,9 10633,9 13593,4 17290,1 18637,5 20952,2 23369,2 26628,9

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 1434,6 1876,4 2339,8 3015,4 3646,2 4568,7 6143,8 8474,8 9619,2 10668,1 12464,0 14129,4

зафиксирована средняя зарплата в отрасли более 20 000 руб. В 11 субъектах, среди которых Забайкальский край, Северная Осетия-Алания, Калмыкия и Дагестан, заработная плата была ниже 10 000 рублей в месяц4.

Следует ожидать, что начавшийся процесс технической и технологической модернизации, диверсификация структуры рынка труда в сельской местности потребует незамедлительного формирования новых, более эффективных механизмов по стимулированию разнообразных видов занятости в сельской местности, в том числе самозанятости. Выделим ключевые проблемы, с которыми сталкиваются самозанятые сельские жители.

Во-первых, это несовершенство законодательной базы. На сегодняшний день в Российской Федерации действует 448 программ поддержки малого и среднего предпринимательства, из них 273 программы субъектов РФ и 175 муниципальных программ5. Несмотря на большое количество федеральных, региональных и местных законодательных и нормативных актов в области малого бизнеса, отсутствуют четкие механизмы их реализации. Решение отдельных вопросов рассредоточено по различным программам. С момента принятия Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»6 предприняты меры, которые должны существенно облегчить ведение собственного бизнеса, среди которых: оказание поддержки в виде субсидий и грантов для субъектов самозанятости, дальнейшее совершенствование налогообложения, принятие на федеральном уровне программ развития малых форм хозяйствования, уменьшение административных барьеров.

В соответствии с задачами, поставленными Президентом РФ В. В. Путиным, к 2020 г необходимо увеличить занятость населения в секторе малого и среднего предпринимательства до 50%. Однако прогнозные оценки Министерства экономического развития весьма осторожны. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 г. вырастет в 1,3 раза, до 7,7 млн, отмечают представители ведомства в прогнозе

долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 г. Причем в это число войдут и 5,4 млн индивидуальных предпринимателей7. В данном прогнозе учитываются негативные тенденции последнего времени. Статистика Федеральной налоговой службы свидетельствует, что за первые полгода 2013 г. количество индивидуальных предпринимателей, закрывших свой бизнес, достигло 531,9 тыс. человек. С января по июнь 2013 г. количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств сократилось с 4 млн до 2,636 млн8. Это связано в том числе и с непоследовательной политикой государства в отношении самозанятых граждан. С 1 января 2013 г. на основании Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования»9 произошло двукратное увеличение страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Отчисления выросли с 17 208,25 руб. до 35 664,6 руб. в год. С одной стороны, создаются программы поддержки, с другой - делается шаг по разрушению уже существующего состава. В результате совместных усилий государства и общественных организаций удалось добиться компромисса. С 1 января 2014 г. для индивидуальных предпринимателей с годовым доходом до 300 000 руб. размер фиксированного взноса на обязательное пенсионное страхование составит один МРОТ. Введен дифференцированный подход для самозанятых категорий населения с годовым доходом свыше «порогового» значения (т. е. 300 000 руб.)10.

Правительство разработало порядок предоставления патентов для самозанятых граждан, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Они смогут приобрести патент за 1000 руб. в месяц сроком до полугода. Мера направлена на возвращение из неформального в формальный сектор экономики самозанятых категорий населения. По данным Росстата, только за период с 2008 по 2012 г. неформальная занятость сельского населения увеличилась с 30,7 до 32,3%. (рисунок)11.

Распределение численности занятых в неформальном секторе, в % от общей численности занятого населения (по данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, в среднем за год)

Выдача патента на срок до полугода фактически означает, что самозанятый по истечении этого срока будет обязан оформиться как индивидуальный предприниматель. Такая мера вряд ли привлечет большое количество работающих в неформальном секторе самозанятых сельских жителей. Более действенной может оказаться мера по переводу самозанятых категорий населения на постоянную патентную основу за символическую плату.

Во-вторых, для самозанятых необходимы меры экономической поддержки, включая налоговые льготы. Несовершенство системы налогообложения является еще одной важной проблемой, с которой сталкиваются представители самозанятых категорий сельского населения. Налоговое законодательство противоречиво, сложно в исполнении. В результате многие селяне не готовы легально и полноценно осуществлять свою деятельность.

Основным элементом стратегии социально-экономического развития села должна стать сельская самозанятость, которая ориентирована на вовлечение жителей в трудовые процессы и участие в сельскохозяйственной деятельности.

В-третьих, в стране отсутствует четкая статистическая информация, позволяющая составить полноценный портрет самозанятого. Нет полноценной статинформации о деятельности субъектов самозанятости как в селе, так и в городе. Данные выборочных обследований населения по проблемам занятости с использованием постоянно меняющихся методик расчета не позволяют составить картину реального положения дел в среде самозанятых. Официальная статистика не предоставляет информацию по количеству самозанятых, их половозрастному составу, сферам экономической деятельности и т. д.

В-четвертых, профессиональная подготовка самозанятых селян не отвечает современным требованиям работы в рыночных условиях. По данным Комплексного наблюдения условий жизни населения России, проведенного в 2011 г. во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N° 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения», большая часть респондентов (61%) работает не по специальности. Не получали дополнительную профессиональную подготовку для нынешней работы 92% опрошенных сельских самозанятых. Это связано с отсутствием специализированной системы подготовки к предпринимательской деятельности сельских жителей.

В-пятых, несмотря на существующую финансово-кредитную поддержку субъектов малого бизнеса, самозанятые сельские жители стремятся аккумулировать собственные денежные ресурсы,

использовать помощь родственников и хороших друзей, обходясь без дорогостоящих банковских кредитов. Опора на собственные финансовые ресурсы защищает их от возможных рисков, но развитие, как правило, замедляется. Основная часть полученной прибыли идет на личное потребление, а оставшаяся - на инвестиции для поддержки существующего дела. Расширение бизнеса зачастую затруднено проблемами со сбытом произведенной продукции или неподготовленностью предпринимателя к увеличению производства12.

По данным опроса, проведенного Центром социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ в 2011 г.13, основные предпочтения жителей сельской местности в случае потери работы и получении субсидии на организацию своего дела в необходимом размере распределились следующим образом. Сельскохозяйственным предпринимательством готовы заняться 45,4% респондентов, работающих в организациях и на предприятиях. На втором месте - сельская торговля (29,3%), на третьем - бытовое обслуживание (13,7%). Заготовкой и переработкой дикорастущих трав займутся 5,0% опрошенных селян. Сельский туризм как сфера альтернативной занятости привлекает внимание около 6,0% респондентов. Народными промыслами готовы заняться в случае потери работы 4,3% жителей. Таким образом, основные предпочтения сельского населения по-прежнему сосредоточены на сельскохозяйственной отрасли.

Определенные финансовые вложения в вышеперечисленные направления развития самостоятельной занятости могут послужить серьезным импульсом к запуску более крупных инвестиционных проектов.

Приоритетные направления по развитию самозанятости в сельской местности должны включать:

принятие на федеральном уровне закона «О самозанятости», в котором понятие «самозанятое население» выделено как самостоятельная категория предпринимательства. В документе должна быть прописана максимально четкая и простая процедура регистрации и налогообложения самозанятых;

внедрение региональных программ поддержки самозанятых, обеспечивающих постепенное включение института самозанятости в рыночную систему;

разработка программ развития самозанятости на уровне конкретного муниципалитета, сельского поселения. Существующие программные документы зачастую носят плановый характер и не учитывают современных реалий. Необходимо дополнение местных программ стратегическими планами развития занятости в сельской местности;

принятие на уровне сельского поселения конкретных бизнес-проектов по направлениям самозанятости (растениеводство, животноводство,

туризм, сфера услуг, народные промыслы и т. д.). Оказание конкретной финансово-экономической, информационной, организационной помощи по их внедрению. Подобные бизнес-проекты привлекут инвесторов в развитие сельскохозяйственной и других отраслей, а также сельских территорий. Грамотно предложенный бизнес-проект - одно из условий получения выгодного для самозанятого селянина кредита, а также субсидий в рамках государственных программ поддержки. Проработанный проект позволяет реально оценить эффективность вложений и степень риска инвестпроекта;

развитие социально-экономической интеграции домашних хозяйств с сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Кооперативные образования являются одной из самых приемлемых организационно-правовых форм самоорганизации сельского социума. В этом процессе особая роль должна принадлежать образовательным учреждениям через включение в существующие образовательные программы новых дисциплин, которые способны развивать у будущих предпринимателей определенные навыки, знания и умения;

совершенствование инфраструктуры для поддержки самозанятых категорий сельских жителей. Для обеспечения доступа к консультационной, методической, информационной помощи важно обеспечить эффективную работу бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и других консультационных организаций, специализирующихся на выездных формах работы в сельских населенных пунктах. В каждом регионе целесообразно создание фондов поддержки инициатив самозанятых граждан, которые позволят привлечь инвестиции для создания и расширения своего дела. В сельской местности представителями фондов могут выступать социально активные жители, общественники и предприниматели;

организация научно-практических конференций с международным участием, а также круглых столов по вопросам самозанятости сельского населения с приглашением ученых, представителей властных структур, специалистов-практиков, самозанятых граждан с дальнейшим освещением результатов работы в средствах массовой информации.

Государство предпринимает определенные усилия по созданию благоприятных условий для развития самозанятости в сельской местности. Однако механизмы реализации программных мероприятий обеспечены не в полной мере. Аграрная политика должна включать не только разработку и принятие многочисленных целевых программ на уровне государства, региона, муниципалитета, выделение финансовых средств, но также учитывать мнение местного сообщества, инициативных граждан, креативных личностей. Меры поддержки самозанятых граждан должны быть дифференцированными по видам деятель-

ности, территориям, удаленности рынков реализации продукции. После вступления России во Всемирную торговую организацию особенно актуальным становится создание институциональной среды, которая будет способствовать адаптации самозанятых в современном агропромышленном комплексе.

Примечания

1 См.: Жеребин В. М., Романов А. Н. Самостоятельная занятость населения. Основные представления и опыт кризисного периода. М. : ИНФРА-М, 2010 ; Дукарт С. А., Слета Е. В. Проблемы оценки трансформации рынка труда в условиях модернизации экономики // Изв. Том. политех. ун-та. 2010. Т. 316, № 6. С. 8-12 ; Бреев Б. Д. Занятость населения в России : современность и перспективы // Экономическая наука современной России. 2001. № 4. С. 59-74.

2 См.: Термины и значения // Служба занятости. 2011. № 9. С. 72. URL: http://panor.ru/journals/sz/archive/ index.php?ELEMENT_ID=47917 (дата обращения: 12.01.2014).

3 Федеральная служба государственной статистики : [сайт] URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 15.12.2013).

4 См.: О состоянии рынка труда в сельской местности // Министерство сельского хозяйства РФ : [интернет-портал]. URL: http://www.mcx.ru/news/news/ show/14820.355.htm (дата обращения: 05.12.2013).

5 См.: Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. URL: http://smb.gov.ru (дата обращения: 22.12.2013).

6 Программа поддержки субъектов РФ // О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ с изм. и доп. от : 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа, 27 декабря 2009 г., 5 июля 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 2, 23 июля 2013 г. URL: http://base. garant.ru/12154854/ (дата обращения: 11.11.2013).

7 См.: Березина Е. Задержка в развитии // Российская бизнес-газета. URL: http://www.rg.ru/ 2013/02/05/ predpriyatia.html (дата обращения: 23.12.2013).

8 Малый бизнес ждет в тени. URL: http://www.gazeta.ru/ business/2013/06/06/5370215.shtml (дата обращения: 06.06.2013).

9 Доступ из информ.-прав. портала «Гарант».

10 О внесении изменений в статью 22 Федерального Закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Доступ из информ.-прав. портала «Гарант».

11 Обследование населения по проблемам занятости. М., 2002. С. 365-386 ; Обследование населения по проблемам занятости. М., 2011. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b11_30/Main.htm (дата обращения: 10.11.2013) ; Обследование населения по проблемам занятости.

М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_30/Main. htm (дата обращения: 10.11.2013).

12 См.: Бочарова Е. В. Внутренние социальные ресурсы формирования потенциала самозанятых сельских жителей // Закономерности развития региональных агро-продовольственных систем : материалы Всерос. школы

удк 316.42

молодых ученых. Саратов : Изд-во ИагП РАН, 2013. С.125-128.

См.: Бондаренко Л. В. Занятость на селе и ресурсное обеспечение организаций малого бизнеса сельскими безработными // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 12. С. 61.

социально-модернизационныи потенциал управления человеческим развитием

Башкортостана

р. М. Валиахметов, н. М. Лавренюк

13

институт социально-политических и правовых исследований

республики Башкортостан, уфа

E-mail: rim_m_sifat@inbox.ru, nmlavr@yandex.ru

в статье рассматривается уровень вовлеченности Башкортостана в процессы модернизации россии. обозначаются стратегические цели инновационного характера и меры профилактики проблемных ситуаций.

Ключевые слова: развитие региона, управление человеческим развитием республики, модернизация, социально-модер-низационный потенциал.

social-control Modernization Potential Human Development Bashkortostan

R. M. Valiahmetov, N. M. Lavrenyuk

The article deals with the level of involvement of Bashkortostan in Russia's modernization. Designated by the innovative nature of the strategic goals and prevention of problematic situations. Key words: regional development, human development of the republic, modernization, social modernization potential.

Актуальность и своевременность изучения социально-модернизационного потенциала управления человеческим развитием Башкортостана обусловлена рядом обстоятельств. Переход к инновационному, социально ориентированному типу развития России и ее регионов возможен только в условиях, обеспечивающих высокий уровень и качество человеческих ресурсов, эффективное использование социально-модернизационного потенциала. Достойный уровень развития человеческих ресурсов региона является приоритетным направлением долгосрочной стратегии России. Проблемы инновационной модели развития человеческого потенциала рассматриваются в ней комплексно. Главное, что из теоретической и научно-методической плоскости они переходят на уровень стратегической государственной политики. Конечной целью этой политики и вложений в производство, инновации, экономику знаний является развитие самого человека, его здоровья и социального благополучия, потенциальных возможностей в реализации и накоплении своих способностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Башкортостан как единица социокультурного пространства россии

Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации, обладает достаточно диверсифицированной и солидной экономической базой. Несмотря на сложную этнодемографическую структуру населения, регион отличается высокой социальной стабильностью. Особенностью является внутренняя социально-экономическая и территориальная дифференциация республики. На территории Башкортостана специалисты выделяют семь социально-экономических регионов (Центральный, Южный, Западный, Северо-западный, Северный, Северо-восточный и Уральский), каждый из которых отличается по уровню социально-экономического развития, степени урбанизации, характеру социально-демографических процессов, а также по этническому составу населения. Все это оказывает прямое влияние на развитие человеческого потенциала и его реализацию.

развитие человеческих ресурсов в республике

Насколько сбалансированным и комплексным является социальное развитие того или иного региона Российской Федерации, можно проследить по тем значениям индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), которые ежегодно публикуются в российских Докладах о человеческом развитии.

Республика Башкортостан входит в группу регионов с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Это положение соответствует основным макроэкономическим показателям, характеризующим социально-экономическое развитие республики. Они свидетельствует о том, что Башкортостан располагает не только природным и экономическим потенциалом, но и ресурсами для социального развития, грамотно проводит социальную политику, ориентированную на сохранение и накопление человеческого потенциала.

Отметим, что эксперты выделяют Башкортостан среди немногих российских регионов

© Валиахметов Р. М, Лавренюк Н. М., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.