Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан'

Особенности формирования и развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ПОТЕНЦИАЛ / CAPACITY / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL MODERNIZATION / СТАДИИ МОДЕРНИЗАЦИИ / THE STAGE OF MODERNIZATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATION DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Валиахметов Рим Марсович, Лавренюк Наталья Михайловна, Баймурзина Гузель Римовна

Статья посвящена проблемам и ресурсам развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан в условиях современной межрегиональной конкурентной среды. Анализируются количественные и качественные параметры уровня вовлечённости Башкортостана в процессы модернизации, объективные и субъективные ограничения и потенциальные возможности для развития региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Валиахметов Рим Марсович, Лавренюк Наталья Михайловна, Баймурзина Гузель Римовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization Potential of the Republic of Bashkortostan: Problems and Development Resources

The article is devoted to the problems and resources of development of modernization potential of the Republic of Bashkortostan in the conditions of the modern interregional competitive environment. Quantitative and qualitative parameters of level of an involvement of Bashkortostan in the modernization processes, available objective and subjective restrictions and potential opportunities for its development are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан»

Валиахметов Р. М., Лавренюк Н. М., Баймурзина Г. Р.

Особенности формирования и развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан1

Валиахметов Рим Марсович —

кандидат социологических наук, директор-организатор Башкирского филиала Института социологии РАН, директор ГБНУ «Институт социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан» E-mail: rim_m_sifat@inbox.ru Тел.: +7 (347) 273 43 88

Лавренюк Наталья Михайловна — кандидат социологических наук, доцент, старший научный сотрудник Башкирского филиала Института социологии РАН E-mail: nmlavr2009@yandex.ru

Баймурзина Гузель Римовна —

кандидат экономических наук,

старший научный сотрудник Башкирского филиала

Института социологии РАН

E-mail: guzrim@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблемам и ресурсам развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан в условиях современной межрегиональной конкурентной среды. Анализируются количественные и качественные параметры уровня вовлечённости Башкортостана в процессы модернизации, объективные и субъективные ограничения и потенциальные возможности для развития региона.

Ключевые слова: модернизация, потенциал, социокультурная модернизация, стадии модернизации, инновационное развитие.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. Проект «Трудовые ресурсы, занятость и человеческое развитие», № 12-13-02018 а (р).

Статья подготовлена в рамках реализации общероссийского проекта «Социокультурный портрет регионов России», выполняемого в регионах Российской Федерации под руководством члена-корреспондента РАН Н. И. Лапина и аналогичного исследования «Социокультурный портрет Республики Башкортостан», проведённого Башкирским филиалом Института социологии РАН и Институтом социально-политических и правовых исследований Республики Башкортостан1. В соответствии с методикой комплексного анализа социокультурного портрета региона активно использованы данные официальной статистики, в частности социологического мониторинга «Социально-политическое и экономическое развитие Республики Башкортостан»2.

Уровень вовлечённости Республики Башкортостан в процессы модернизации, проблемы и ресурсы для его развития характеризуются не только определёнными количественными параметрами, но и соответствующим качественным состоянием. Согласно результатам вычислений регион находится на стадии индустриальной (первичной) модернизации (ПМ) и ещё не вошёл в её высшую

1 Проект «Социокультурный портрет Республики Башкортостан» выполнен БФ ИС РАН и ИСППИ РБ пометодике Центра изучения социокультурных изменений ИФ РАН в рамках общероссийского проекта «Социокультурный портрет регионов России». Объём выборки — 1292 человека в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка: стратифицированная по типу населённого пункта и социально-экономическому подрайону Республики Башкортостан с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по возрасту, полу, национальности и уровню образования. Метод исследования: личное интервью по месту жительства. Сроки полевых работ: 20 ноября 2011 г. — 20 января 2012 г. Уровень ошибки выборки — 2, 5 %.

2

2 Республиканский социологический мониторинг «Социально-

политическое и экономическое развитие Республики Башкортостан». 1 волна:

объём выборки — 1040 человек в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка: маршрутная, случайно-вероятностная. Метод исследования: личное интервью по месту жительства, отбор респондента по «ближайшему дню рождению».

Инструментарий: инструкция интервьюерам, карточки, маршрутные листы,

бланк контроля, анкета № 1 и № 2 (с ротацией вариантов ответа). Сроки полевых работ: 12 сентября — 02 октября 2010 г.; V волна: объём выборки — 1577 человек в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка: стратифицированная по типу населённого пункта и социально-экономическому подрайону Республики

Башкортостан с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по возрасту, полу, национальности и уровню образования. Метод исследования: личное интервью по месту жительства. Сроки полевых работ: 7 октября —

9 ноября 2011 г.;У1 волна: объём выборки — 1 022 человек, в возрасте от 18 до 75 лет. Выборка: случайно-вероятностная, стратифицированная по типу населённого пункта и социально-экономическому подрайону Республики Башкортостан с квотированием на этапе отбора в домохозяйстве по возрасту, полу, национальности и уровню образования. Метод исследования: личное интервью по месту жительства. Сроки полевых работ: 23 января — 20 февраля 2012 г. Уровень ошибки выборки мониторинга не более 3%.

фазу — фазу перехода к информационной (вторичной) стадии модернизации (ВМ). Эти стадии модернизации протекают последовательно, но преломляются в интегрированной модернизации (ИМ). Интегрированная модернизация отражает одновременный переход общества и к индустриальному, и к постиндустриальному типам развития1.

Среди субъектов Российской Федерации Башкортостан в 2010 г. занимал по индексу ПМ 31 место, по индексу ВМ — 40 место, по индексу ИМ — 41 место. Как и Приволжский федеральный округ (ПФО) в целом, по уровню ВМ регион занимает срединный уровень развития, о чём свидетельствуют значения индексов модернизации. Среди субъектов ПФО Башкортостан также на срединной позиции. Опережают республику Нижегородская область (лидер ПФО), Пермский край, Самарская область, Ульяновская область, Республика Татарстан и Пензенская область.

Процессы модернизации в Республике Башкортостан протекают не однозначно, но в целом имеют позитивный тренд. Однако значения индексов модернизации в республике ниже, чем в России. По состоянию на конец 2010 г., индекс ПМ отстаёт от среднего значения по России на 2 пункта, индекс ВМ — на 11 пунктов, а индекс ИМ — на 5 пунктов. Регион наравне с Россией находится в фазе зрелой стадии ПМ (см. таблицу 1). В отношении ВМ Россия вступила в фазу высокого среднего развития, а Башкортостан вступил в фазу срединного развития. Процессы ИМ в России уже на среднем-среднем уровне, в Башкортостане — на низком-среднем уровне.

Таблица 1

Вовлечённость Республики Башкортостан в процессы модернизации

Регион Уровень ВМ Индексы Фазы стадий, значение

ПМ ВМ ИМ ПМ ВМ

Российская Федерация Выше среднего 99 72 62 Зрелость 3,5 0,75

Приволжский федеральныйокруг Средний 98 66 61 Зрелость 3,25 1

Республика Башкортостан Средний 97 61 57 Зрелость 3,0 0,25

Согласно методике исследования, акценты в комплексном измерении глубинных изменений цивилизационного характера связаны с когнитив-но-инновационноймодернизацией (когнитивный субиндекс (ПМ), субиндекс

1 Расчёты выполнены по методике Центра исследований модернизации Китайской академии наук, адаптированы для России — Центром изучения социокультурных изменений Института философии РАН (рук. чл.-корр. РАН Лапин Н. И.), для Башкортостана — Башкирским филиалом Института социологии РАН и Институтом социально-политических и правовых исследований РБ (рук. Валиахметов Р. М.)

трансляции знаний, субиндекс инноваций в знаниях (ВМ) и субиндекс знаний (ВМ)); экономической модернизацией (экономический субиндекс (ПМ), субиндекс качества экономики (ВМ) и экономический субиндекс (ВМ)) и с социальной модернизацией (социальный субиндекс (ПМ), субиндекс качества жизни (ВМ) и социальный субиндекс (ВМ)). Динамика процессов модернизации отражена в таблице 2. Наиболее благополучно в республике протекают процессы, связанные с социальной модернизацией, наименее успешно — с экономической. Когнитивная модернизация занимает промежуточное положение.

Субиндексы, характеризующие экономическую модернизацию, замыкают региональные рейтинги в индексах и ПМ, и ВМ, и ИМ на протяжении 2000-2010-х гг.

Таблица 2

Динамика индексов модернизации Республики Башкортостан, 2000, 2005, 2010 гг., %

Ф

Индексы первичной (ПМ), вторичной (ВМ) и интегрированной (ИМ) модернизаций 2000 2005 2010

Индекс ПМ 88 93 97

Когнитивный субиндекс 98 100 100

Социальный субиндекс 98 99 100

Экономический субиндекс 72 84 97

Индекс ВМ 51 54 61

Субиндекс качества жизни 81 82 92

Субиндекс трансляции знаний 57 76 83

Субиндекс качества экономики 36 37 44

Субиндекс инноваций в знаниях 29 22 24

Индекс ИМ 45 50 53

Социальный субиндекс 69 69 73

Субиндекс знаний 30 40 48

Экономический субиндекс 35 41 39

#

Примечание. В рамках ВМ когнитивная модернизация характеризуется средним арифметическим значением субиндексов трансляции знаний и инновации знаний, значения которых в 2000 г. - 43%, в 2005 г. - 49%, в 2010 г. -54%. Это выше значений экономического субиндекса в соответствующие годы.

Индекс ПМ региона за 2000-2010 гг. изменился на 5 пунктов и составил 97%, индекс ВМ — на 10 пунктов и достиг 61%, индекс ИМ — на 8 позиций, достигнув 53%. При сохранении существующих темпов динамики Башкортостан завершит ПМ через 6 лет, ВМ — через 39 лет, ИМ — не раньше, чем через полвека.

Основные сложности в Башкортостане связаны со ВМ и с ИМ. В обоих видах слабые зоны — это процессы экономической модернизации и культурно-когнитивной модернизации. В экономической модернизации ключевыми проблемами являются невысокий и сильно дифференцированный уровень жизни населения и ограничения в развитии института предпринимательства. В образовательно-инновационной модернизации ключевые противоречия проявляются в финансовых ограничениях в развитии института генерации инновации — науки и в низком уровне информационной, инновационной культуры населения. Проблемной зоной являются экологические последствия модернизации, которые сказываются на продолжительности жизни населения. Несмотря на высокую обеспеченность врачами, ухудшение здоровья населения и высокая смертность сдерживают процессы модернизации.

Социально-демографические возможности и ограничения. По численности населения регион находится на первом месте в ПФО и на седьмом — в Российской Федерации. По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) численность населения республики составила 4072,1 тыс. чел. и по сравнению с предыдущей переписью она сократилась на 32 тыс. чел.[Информационные материалы..., 2013].

Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), критический уровень самоубийств определяется как 20 суицидов на 100 тыс. человек населения. Башкортостан входит в число регионов, где уровень самоубийств выше критического в 3,5-4 раза и достигает 69-85 суицидов на 100 тыс. жителей.

По уровню смертности населения среди регионов России Башкортостан в 2010 г. был на 24 месте, по уровню рождаемости — на 23 месте. С 2009 г. в регионе идёт прирост населения.

В республике прослеживается тенденция, характерная для успешно модернизирующихся стран — повышение возраста женщин при рождении первого ребенка. С1990 г. женщины в среднем стали рожать первых детей не в 23,1, а в 24,7 г. По данным официальной статистики, в 2009 г. женщины-горожанки фертильного возраста были старше женщин-селянок, впервые родивших детей (25,3 и 23,6 года соответственно). В целом параметр не однозначен, поскольку существуют медико-биологические предпосылки, рекомендующие женщинам рожать первых детей до 24 лет.

Территориально-поселенческие возможности и ограничения модернизации. Башкортостан имеет развитую территориально-поселенческую структуру. В 54-х административных муниципальных районах республики — 4532 сельских населённых пункта и 2 посёлка городского типа. Городов всего 21, наиболее крупные из них — Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский. Столица Республики Башкортостан — г. Уфа является одним из крупнейших городов России. В Уфе проживают более 1 млн чел., что составляет 1/4 часть населения республики.

Социально-территориальной особенностью Башкортостана является и то, что здесь больше сельских жителей по сравнению с другими субъектами РФ (по ВПН-2010 — 39,6%). Существенное влияние на представительство городского и сельского населения оказали административная реформа 2004-2005 гг., вследствие которой у 39 посёлков городского типа изменился статус с городского на сельский (см. таблицу 3).

Таблица 3

Соотношение городского и сельского населения Республики Башкортостан по данным переписей 1989, 2002, 2010 гг.

Вид поселения 1989* 2002* 2010*

Город 63,8 64,0 60,4

Село 36,2 36,0 39,6

Всё население 100 100 100

Источники:

"Население Башкортостана: XIX-XXI века: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики. - Уфа, 2008. С 12.

""Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. // [Электронный ресурс]Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free doc/ new site/perepis2010/perepis itogi1612.htm (Дата обращения: 14.03.2013).

Социально-образовательные возможности и ограничения. Население республики обладает достаточно высоким образовательным потенциалом. По данным ВПН-2010, в сравнении с ВПН-2002 увеличилась доля лиц с высшим и средним профессиональным и сократилась доля лиц с начальным профессиональным образованием. Однако, согласно данным таблицы 4, число лиц с высшим образованием в 2010 г. ещё не достигло среднего для России значения 2002 г. Общий уровень образования в регионе повышается, но отстаёт от средних значений по России. Позитивным для развития республики является то, что за отчётный период в 2,6 раза возросло число тех, кто имеет послевузовское образование.

Таблица 4

Уровень профессионального образования населения Российской Федерации и Республики Башкортостан от 15 лет, %

Уровень профессионального образования Российская Федерация Республика Башкортостан

2002 2010 2002 2010

ВПО 19,4 27,5 11,6 17,5

СПО 32,9 36,7 28,3 33,4

НПО 15,4 6,6 18,4 9,4

Источник: Уровень образования населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень - Уфа: Башкортостанстат, 2012 - С. 7

Социально-экономические ограничения и возможности. В Республике Башкортостан уровень доходов населения растёт медленно. Среднедушевые денежные доходы населения ниже среднего уровня по России. Примерно половина участников исследования «Социально-культурный портрет Республики Башкортостан» (2011 г.) отнесли себя к группам со средним уровнем дохода. Практически ни в чём себе не отказывают 3,3% респондентов. Почти каждому восьмому опрошенному денег не хватает на повседневные нужды, а у каждого седьмого респондента на это уходят все деньги.

Удовлетворённость жизнью в целом ощущает примерно каждый пятый опрошенный. Каждый второй житель республики скорее удовлетворён своей жизнью, чем нет. Совсем не удовлетворённых своей жизнью респондентов 3,1%.

В сфере занятости население республики больше ориентировано на стабильность. Около половины респондентов (47,3%) считают наиболее приемлемой для себя работу пусть с небольшим, но твёрдым заработком, которая даёт уверенность в завтрашнем дне. Каждый пятый опрошенный готов на определённый риск ради большого заработка, пусть и без особых гарантий на будущее. Ещё меньше тех, кто готов организовать собственное дело с целью заработка (11,5%). Это создаёт существенное ограничение для модернизации и социокультурного развития региона.

Другим замедляющим развитие Башкортостана фактором является высокий уровень социально-экономической дифференциации населения. Коэффициент фондов, отражающий соотношение размеров средней заработной платы 10% наиболее оплачиваемых и 10% наименее оплачиваемых работников, в 2005-2011 гг. сократился вдвое и составил в 2011 г. 11,1 раз (см. таблицу 5).

Таблица 5

Динамика коэффициентов фондов в Республике Башкортостан и Российской Федерации в 2005-2011 гг., в разах

Фонды 2005 2006 2007 2009 2011

Российская Федерация 24,9 25,3 22,1 14,7 16,1

Республика Башкортостан 22,9 23,2 21,4 12,4 11,1

Источник: Труд и занятость в России. 2012: Стат. сб. / Росстат. - М.: 2012. С. 421.

Относительно общероссийских показателей дифференциации данный уровень выглядит значительно лучше. Вместе с тем, согласно исследованиям Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, оптимальный уровень коэффициента фондов составляет 7-9 раз. При поддержании этого уровня большая часть населения сможет реализовывать

свои потребности в экономическом и репродуктивном поведении, в сохранении своего здоровья, наращивании человеческого потенциала и т. п.1

Об актуальности проблемы экономического неравенства в Республике Башкортостан свидетельствует и индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), который неуклонно рос с начала 2000-х гг. и в 2009 г. составил 0,436 (см. рис. 1).

0,50 -,

0,40 -0,30 -

0,20 -

0,10

0,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1995

2000

2005

2010

Рис. 1. Динамика коэффициента Джинни в Республике Башкортостан в 1995-2011 гг.

Источник: Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики Интерактивная витрина URL: http://cbsd.gks.ru/# (Дата обращения: 14.03.2013).

В 2010 году ситуация изменилась: впервые за более чем 10-летний период он снизился и составил 0,429. Однако коэффициент Джини в республике также превышает предельно допустимую норму — 0,38, рассчитанную для регионов, величина ВРП на душу населения которых лежит в интервале 10-20 тыс. долл. [Бобков и др., 2010: 4].

Особенностью региона является и его внутренняя социально-экономическая территориальная дифференциация. На территории Башкортостана специалисты выделяют семь социально-э-

1 Согласно подсчётам ИСЭПН РАН, в случае, если бы коэффициент фондов не превышал в 2000-2007 гг. 7-10 раз, то рост ВВП в этот период мог быть выше фактического на 30-50%, а при годовом росте реальных доходов на 10%, можно было бы выйти на положительный естественный прирост населения в размере 3,3 промилле. Источник: Шевяков А. Ю. Социальное неравенство: тормоз экономического и демографического роста // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 5. С. 39.

кономических регионов: центральный, южный, западный, северо-западный, северный, северо-восточный и уральский, каждый из которых отличается по уровню социально-экономического развития, степени урбанизации, характеру социально-демографических процессов, а также по этническому составу населения [Республика Башкортостан..., 2009].

Наиболее развитые регионы республики — центральный, южный, западный и северо-западный — имеют диверсифицированную отраслевую структуру экономики и развитую социальную инфраструктуру. В них производится более 90% объема промышленной и около 80% сельскохозяйственной продукции РБ.

Развитые города и районы центрального и южного регионов обладают более развитой инфраструктурой, сферой услуг, новыми технологиями, готовят и привлекают квалифицированные кадры, являются центрами миграционного притяжения. В центральном и южном регионах проживают около 60% населения республики, 66% из которых городские жители. К динамично развивающимся регионам относятся также западный и северо-западный регионы Башкортостана.

Более наглядно степень социально-экономической дифференциации регионов республики иллюстрируют данные таблицы 6.

Таблица 6

Дифференциация регионов-лидеров и регионов-аутсайдеров по основным социально-экономическим показателям в 2009 г.

Показатели Развитые регионы Отстающие регионы

Центральный и Южный Западный и Северозападный Уральский Северный и Северовосточный

Доля населения, % 57,8 25,3 10,4 6,1

Средняя доля занятых, % 36,8 31,1 30,0 25,6

Средняя заработная плата, руб. 14 570 (112% от среднереспубликанской) 12 988 (99,6% от среднереспубликанской) 11 171 (85,7% от среднереспубликанской) 10 061 (77% от среднереспубликанской)

Объем отгруженной продукции, % 58,5 9,6 5,1 0,83

Доля производства продукции сельского хозяйства, % 43,3 34,1 10,6 11,9

Доля инвестиций в основной капитал, % 74,0 16,2 6,4 3,0

Оборот розничной торговли, % 78,6 14,3 5,7 1,4

Источник: Реализация принципов концепции Достойного труда в России: региональный аспект (на примере Республики Башкортостан) /Г. Р. Баймурзина, Р. М. Валиахметов, Р. П. Колосова. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. С. 152.

Социально-инновационные возможности и ограничения. По данным социологических исследований, перевес возможностей над ограничениями инновационной деятельности позволяет говорить о ценности реализуемых преобразований для населения республики. Участники исследования с высоким уровнем потенций в сфере инноваций имеют более высокий социальный статус и социальное положение в обществе, большую уверенность в завтрашнем дне.

В той или иной мере готовы к изменениям около 28% респондентов, поскольку 72% участников опроса 2011 г. ответили, что за последние 12 месяцев не участвовали в создании новых продуктов, технологий, фирм. Среди причин, мешающих респондентам использовать свой инновационный потенциал в решении проблем, первое место занимает отсутствие материальных средств, второе— отсутствие опыта, далее — желание жить спокойно и боязнь рисковать.

Процессы в инновационной сфере региона протекают недостаточно эффективно. В научном секторе наблюдается сокращение персонала, занятого научными исследованиями и разработками. Объём затрат на НИР в республике составляет 0,5-0,6% от ВРП. Развитые в инновационном отношении страны расходуют в среднем 2-5%. В предпринимательском секторе доля инновационной продукции предприятий за последние 10-12 лет не превышает 5%, хотя именно в инновационной экономике эта доля должна составлять не менее 10%. По данным Института развития информационного общества за 2009 г., Башкортостан по уровню готовности к информационному обществу в России был на 45 месте, а в Приволжском федеральном округе — на 10 месте. Все это позволяет констатировать, что в Башкортостане существует ряд ограничений для социокультурного развития.

Политико-управленческие возможности и ограничения. По данным социологических исследований уровень политического доверия населения к органам власти и СМИ в Башкортостане невысок. Наименьшим доверием у граждан республики пользуются средства массовой информации (13,5%), милиция (12,8%) и региональные отделения политических партий (10,6%). Респонденты объясняют такое положение дел отсутствием реального равенства всех граждан перед законом, неоднозначностью принимаемых властными структурами решений, высоким уровнем коррупции.

Уровень проявления гражданской активности в регионе относительно низкий. Неучастие населения в общественной жизни 41,3% респондентов объяснили бесполезностью подобного участия. При этом 12% не знают, как это делать, а 11,2% опасаются быть вовлечёнными в противоправные действия. Около трети респондентов не готовы принять участие в акциях протеста против снижения уровня и качества жизни, прав и свобод человека. Полную готовность к выражению протестного потенциала заявляют 13,8% опрошенных.

Изменить ситуацию государственные структуры региональной власти пытаются с помощью инновационной политики, которая реализуется путём мобилизации наличных и потенциальных ресурсов. При этом ресурсные возможности для модернизации региона сильно дифференцированы и по отдельным аспектам социокультурного развития республики сложно сказать однозначно, достаточно ли наличных ресурсов для преодоления существующих ограничений.

Возможности ускорения модернизационного роста Башкортостана. Для достижения умеренно сбалансированной социокультурной консолидации руководство республики предпринимает шаги повышения активности субъектной роли в процессах модернизации.

Во-первых, в регионе чётко определена стратегия инновационного развития. Институционально в инновационное развитие Башкортостан включился в 2006 г. Условно период инновационного развития разбит на три этапа (см. таблицу 7). Сейчас республика находится на втором этапе программируемого инновационного развития.

Таблица 7

Этапы программируемого инновационного развития

Этапы Содержание этапа

2006-2010 Формирование нормативной правовой базы в области инновационной деятельности, формирование инновационной инфраструктуры (технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры

2011-2015 Формирование инновационных кластеров, территориальное развитие инноваций, развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, формирование системы поддержки научных исследований

2015-2020 Создание системы и инструментов привлечения новых бизнесов, иннохабы, иннополисы, непрерывное образование, включение в глобальную систему трансферта инноваций

Источник: Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики Республики Башкортостан URL: http://www.minpromrb.ru/innovation/ (Дата обращения: 23.07.12).

Во-вторьх, в инновационном развитии региона упор сделан на развитии института инновационно-потенциальных кластеров. Для этого создан Центр кластерного развития. В соответствии с программными задачами, формируются и развиваются кластеры: химии и биотехнологий, лёгкой и сверхлёгкой авиации, фармацевтической и медицинской промышленности, информационных технологий, нефтесервисный кластер, кластер наноматериалов и производства изделий из них и энергомашиностроительный кластер.

В третьих, в качестве факторов развития региональной инновационной системы определены корпоративные организационные формы и современные методы инновационного менеджмента.

Башкортостан включился в межрегиональную инновационную кооперацию. Республика вошла в состав регионов-участников Ассоциации инновационных регионов России, присоединившись к Калужской, Новосибирской, Томской и Иркутской областям, Республикам Мордовия и Татарстан, Красноярскому и Пермскому краям, первоначальным участникам ассоциации вместе с Самарской, Липецкой, Ульяновской областями.

Региону ещё предстоит решить ряд значимых задач, направленных на развитие институтов инновационной сферы жизнедеятельности. Эти задачи связаны с генерацией, обеспечением материального и нематериального производства и воспроизводства ценных инноваций. Важно оптимизировать процессы диффузии инноваций в сознании, в социальном и территориальном пространстве. Для ускорения модернизации необходимы инфраструктурные инвестиции в территории с концентрацией населения в крупные города для снижения «экономического расстояния», городское планирование и горизонтальная координация развития территорий в составе агломераций, а не администраций; снижение коррупционных барьеров для бизнеса, финансовая самостоятельность городов в развитии инфраструктуры, реально избираемое и подотчётное населению местное самоуправление для эффективного использования бюджетных средств [Зубаревич, 2010: 153].

Помимо кооперации, выделения технологических приоритетов и программируемого механизма институционального развития инновационного потенциала регионального сообщества необходимо более вариативно использовать потенциал населения региона, превращая его в компетенции накопления социокультурного капитала.

Таким образом, комплексный анализ имеющихся ресурсов, ограничений и потенциальных возможностей для развития модернизационного потенциала Республики Башкортостан позволяет сделать вывод о том, что в условиях современной межрегиональной конкурентной среды необходимо постоянно уточнять, корректировать и совершенствовать не только стратегию социально-экономической политики и практики, но и саму траекторию движения, ориентированную на инновационное развитие региона и его человеческого потенциала.

Литература

Бобков В. Н., Гулюгина А. А., Одинцова Е. В., Васильев В. П. Неравенство качества и уровня жизни населения России: межстрановой и региональный аспекты (2000-2009 гг.) // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - № 5.

Глазьев С. Ю., Локосов В. В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // Вестник РАН. 2012.Том 82. № 7.

Зубаревич Н. В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. — М.: Независимый институт социальной политики. 2010. 286 с.

Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/perepis_itogi1612.htm (Дата обращения: 14.03.2013)

Население Башкортостана: XIX-XXI века: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статисти-ф ки. — Уфа, Китап, 2008. 448 с. ф

Реализация принципов концепции Достойного труда в России: региональный аспект (на примере Республики Башкортостан) /Г. Р. Баймурзина, Р. М. Валиахметов, Р. П. Колосова. — Уфа: АН РБ, Гилем, 2012. 216 с.

Республика Башкортостан. Доклад о развитии человеческого потенциала за 2008 г. / Под общ. ред. Валиахметова Р. М., Бурхановой Ф. Б., Хилажевой Г. Ф. — Уфа: «Восточная печать», 2009. 352 с.

Социокультурный портрет региона. Типовая программа и методика. Материалы конференции «Социокультурная карта России и перспективы развития российских регионов». Москва, 27 июня — 1 июля 2005 г. / Под ред. Н. И. Лапина, Л. А. Беляевой. М.: ИФРАН, 2006. — 325 с.

Уровень образования населения Республики Башкортостан по данным Всероссийской переписи населения 2010 года: статистический бюллетень — Уфа: Башкортостанстат, 2012.

Шевяков А. Ю. Социальное неравенство: тормоз экономического и демографического роста // Уровень жизни населения регионов России. 2010. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.