Научная статья на тему 'Социально-методические проблемы обучения учащихся начальной школы естественным и научным знаниям на основе компетентностного подхода'

Социально-методические проблемы обучения учащихся начальной школы естественным и научным знаниям на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знания / умения / навыки / компетенции / компетентностный подход / креативность / эффективность / содержание образования / теория и принципы обучения / концепции / задатки / практическая деятельность / естественно-научное мировоззрение / knowledge / skills / competencies / competence-based approach / creativity / efficiency / educational content / theory and principles of education / concepts / makings / practical activities / natural science worldview

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Очилов Фариддун Изатуллоевич

в данной статье рассматриваются некоторые социально-методические проблемы преподавания естественных и научных знаний на основе компетентностного подхода к учащимся начальной школы и их решения, на основе анализа имеющихся научных источников основное внимание уделяется взглядам специалистов и ученых, различным концепциям и принципам в повышении эффективности образования на новый уровень качества. Автор считает, что компетентностный подход определяет эффективность, научность и поднятие образовательного процесса на качественно новый уровень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Очилов Фариддун Изатуллоевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-METHODICAL PROBLEMS OF TEACHING PUPILS OF THE PRIMARY SCHOOL NATURAL AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE BASED ON THE COMPETENCE APPROACH

this article discusses some of the socio-methodological problems of teaching natural and scientific knowledge based on the competence-based approach to primary school students and their solutions, based on an analysis of available scientific sources, focuses on the views of specialists and scientists, various concepts and principles in improving the effectiveness of education quality level. The author believes that the competence-based approach determines the effectiveness, science, and elevation of the educational process to a qualitatively new level.

Текст научной работы на тему «Социально-методические проблемы обучения учащихся начальной школы естественным и научным знаниям на основе компетентностного подхода»

SOCIO-METHODICAL PROBLEMS OF TEACHING PUPILS OF THE PRIMARY SCHOOL NATURAL AND SCIENTIFIC KNOWLEDGE BASED ON THE COMPETENCE APPROACH Ochilov F.I. (Republic of Uzbekistan) Email: Ochilov561@scientifictext.ru

Ochilov Fariddun Izatulloyevich - Doctorant (PhD), SCIENTIFIC RESEARCH INSTITUTE OF PEDAGOGICAL SCIENCES OF UZBEKISTAN NAMED AFTER T.N. KORINIYOZIY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses some of the socio-methodological problems of teaching natural and scientific knowledge based on the competence-based approach to primary school students and their solutions, based on an analysis of available scientific sources, focuses on the views of specialists and scientists, various concepts and principles in improving the effectiveness of education quality level. The author believes that the competence-based approach determines the effectiveness, science, and elevation of the educational process to a qualitatively new level. Keywords: knowledge, skills, competencies, competence-based approach, creativity, efficiency, educational content, theory and principles of education, concepts, makings, practical activities, natural science worldview.

СОЦИАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЕСТЕСТВЕННЫМ И НАУЧНЫМ ЗНАНИЯМ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Очилов Ф.И. (Республика Узбекистан)

Очилов Фариддун Изатуллоевич - докторант (PhD),

Научно-исследовательский институт педагогических наук Узбекистана им. Т.Н. Кори Ниязи,

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые социально-методические проблемы преподавания естественных и научных знаний на основе компетентностного подхода к учащимся начальной школы и их решения, на основе анализа имеющихся научных источников основное внимание уделяется взглядам специалистов и ученых, различным концепциям и принципам в повышении эффективности образования на новый уровень качества. Автор считает, что компетентностный подход определяет эффективность, научность и поднятие образовательного процесса на качественно новый уровень. Ключевые слова: знания, умения, навыки, компетенции, компетентностный подход, креативность, эффективность, содержание образования, теория и принципы обучения, концепции, задатки, практическая деятельность, естественно-научное мировоззрение.

Анализ существующих научных источников показывает, что существуют различные подходы к содержанию обучения и методикам преподавания. Всесторонее изучение теории обучения показывает, что социальное развитие общества имеет первостепенное значение при определении содержания образования. Первым из философов на данную проблему обратил внимание Платон.

На протяжении всей истории педагогики были созданы различные теории и учебные заведения, посредством поиска ответа на вопрос «чему учить?» учащихся. Мы сосредоточились на анализе ряда подходов, которые служат методологической основой для выбора содержания образования в Узбекистане сегодня.

В XVII-XVIII веках содержание образования имел элементы, которые относятся ко всем сферам деятельности и объединял в себе систему знаний, умений и навыков. В XIX веке, наряду с обучением знаниям, умениям, навыкам, были также определены дополнительные цели

обучения. Однако решение этих задач недостаточно обеспечено в процессе обучения. В то же время появились образовательные теории по внедрению в практику различных педагогических подходов. Это направление положило начало развитию теории образования. Согласно этому подходу, учащиеся обучаются использовать навыки самостоятельного мышления, у них формируется опыт практической деятельности. Этот подход был признан педагогическим сообществом в то время.

В этот период при выборе содержания образования особое внимание обращено не только на приобретение большого объема знаний, навыков, но и на развивающее влияние содержания образования.

Специаслистами подтверждено, что на развитие учащегося влияет изучение математики, языков, классической литературы, включающих в себя упражнения развивающие умственные способности учащихся.

Наши предки и специалисты во все времена утверждали, что развитие умственных способностей обучаемых должно осуществляться посредством творческого и логического мышления, развития познавательных процессов, памяти и мышления. В соответствии с этой концепцией, содержание обучения включает в себя не только конкретные факты, но и учебные предметы состоящие из «инструментального» материала. Этому напримером может служит родной язык и математика. А естественные и гуманитарные дисциплины не входят в данную категорию.

В течение долгого времени недостаточное внимание уделялось знаниям, жизненной и практической значимости ценностей, которые их составляют. Педагоги не обращали внимание на важное значение всех предметов в развитии способностей учеников. Считалось, что профессиональные навыки учителя составляют развитие мышления учащегося с помощью учебных материалов. В течение многих лет не было достаточно уделено внимание на обучение учащихся художественно-эстетическим и естественно--научным знаниям. Это было причиной того, что у учащихся не было достаточно сформировано естественно-научное, художественно -эстетическое мировоззрение [2].

Сегодня приоритетным является необходимость уделение внимания продуктивности в практической деятельности и эффективности знаний при выборе содержания обучения. В то же время требуется формирование у учащихся естественно-научных знаний, обеспечение практически значимыми учебными материалами, множеством фактов, ценностными ориентациями. Крайне важно предоставить учащимся естественно-научные знания, чтобы они могли всесторонне осознать материальную реальность.

Обучение учащихся естественно-научным знаниям на основе компетентностного подхода имеет определенные преимущества: укрепление полученных знаний, через практическую деятельность; создание условий, позволяющих развить независимое мышление учащихся, глубже воспринять материальную реальность; формирование художественно-эстетического, естественно-научного мировоззрения и т.д.

В процессе обучения важное значение приобретает усвоение знаний учащимися, развитие личности и приобретение практического опыта. В этом отношении необходимо опираться на компетентностный подход. Так как, прежде всего, учащиеся усваивают определенный объем знаний и информацию, и применяют их в своей практической деятельности.

В результате процесс развития учеников ускоряется, а их возможности в подготовке к социальной жизни расширяются. В рамках компетентностного подхода большое внимание обращается на формирование практических умений и навыков. А знания являются основой данных умений и навыков. Учебный процесс ориентируется на овладение учащихся жизненно-практическим опытом на основе приобретенных знаний.

Некоторые специалисты рассматривают образование как фактор усвоения, обогащения и непрерывное восстановление опыта. Проблемный подход, предполагающий предоставление содержание образования как систему междисциплинарных знаний при выборе содержания обучения; игровое обучение или ввод игровых элементов в учебный процесс составляет основу компетентностного подхода. Это особенно важно в учебном процессе, организованном по предметам «Окружающая среда» и «Естествознание».

63

Одной из ключевых особенностей компетентностного подхода является обеспечение продуктивности учебных материалов. Второе, формирование у учащихся умений самостоятельного мышления, творчества и активности посредством предоставления учебных материалов модульной форме.

Многими зарубежными специалистами в содержание образования включены знания и понятия, развивающие чувства, эмоции и отношения (Т. Брамелд, США) [4].

В работах педагогов, считавших, что основная цель обучения - это интеллектуальное развитие учащихся, подчеркивается важность отбора знаний. Также важное значение имеют взгляды Дж. Брунера [3], который предложил теоретические идеи в обобщении ведущих элементов содержания обучения. Адаптация содержания образования к потребностям учащихся в самосознании, самореализации должна иметь приоритетное значение. Для этого требуется гуманизация учебного процесса.

Самосознание ученика, навыки общения и построение позитивного отношения с окружающими должны служить ключевым критерием при выборе содержания обучения на основе компетентностного подхода [1]. В содержании образования должно гармонично отражаться знания, концепции, информация и социальный опыт народа.

Специалисты отмечают, что содержание образования должно подбираться на основе определенных принципов. Они включают в себя: интеграцию содержания учебных предметов, то есть предоставление учащимся основ учебного процесса в сочетании знаний и концепций, характерных для различных учебных предметов; внедрение компетентностного подхода в содержание образования.

Образовательный процесс, основанный на компетентностном подходе, имеет оптимальный характер. Основным критерием выбора содержания такого образования является возможность индивидуализации своей работы учащегося и применять свои знания при решении практических задач. Данная теория характеризуется следующим: обучение является непрерывным процессом усвоения и восстановления опыта личностью; ранее разработанные курсы должны быть модернизированы; учебный материал должен быть приближен к опыту и повседневной жизни учащегося; качество образования зависит от степени усвоения учащимися компетенций.

Таким образом, компетентностный подход определяет эффективность, научность и подъем образовательного процесса на качественного новый уровень. В рамках данного подхода поощряется индивидуальная работа учащихся, у них повышается активность по проверке своих знаний на практике. К ним относятся приготовление пищи, изготовление различных предметов, работа с листьями деревьев, сбор гербария. Эти знания, умения и навыки объединяют в себе еще больше информации.

Список литературы /References

1. Бошлангич таълим концепцияси. / тузувчилар: Р.Г.Сафарова ва бошкалар. Т.: РТМ, 2015.

2. Йулдошева Д.Н. Кадрлар тайёрлаш миллий дастури талаблари асосида таълим максадини белгилашнинг дидактик асослари. Пед. фан. ном. дисс. Тошкент, 2007. 29 б.

3. БрунерДж. Процесс обучения [Текст]: пер. с англ. / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1962. 412 с.

4. Brameld T. Philosophies of Education in Cultural Perspective. N.Y., 1955. P. 145-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.