Научная статья на тему 'Совершенствование процесса подготовки будущих преподавателей специальных дисциплин'

Совершенствование процесса подготовки будущих преподавателей специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
профессиональное образование / обучение / дисциплина / современная система / деятельность / компетентность / компетентностный подход / творческая направленность / professional education / training / discipline / modern system of activities / competence / competence approach / creative direction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алимов Аъзам Анварович

Аннотация: в статье представлен компетентностный подход раскрывающий сущность перехода студента к «живым знаниям» в процессе профессиональной подготовки на практических занятиях по специальным дисциплинам. Теоретическое изучение и анализ проблемы подготовки кадров на основе компетентностного подхода и формирование компетентности специалиста для современных условий труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the process of preparation of the future teachers of special subjects

Abstract: this article presents competence-based approach reveals the essence of the student's transition to a «living knowledge» in the process of training at practical training on special subjects. The theoretical study and analysis of the problem the training based on competence approach and the formation of professional competence for the modern working conditions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса подготовки будущих преподавателей специальных дисциплин»

Improving the process of preparation of the future teachers of special subjects

Alimov A. (Republic of Uzbekistan)

Совершенствование процесса подготовки будущих преподавателей специальных

дисциплин

Алимов А. А. (Руспублика Узбекистан)

Алимов Аъзам Анварович /Alimov Azam - старший научный сотрудник, соискатель,

Институт повышения квалификации и переподготовка кадров системы среднего профессионального образования,

Ташкент, Руспублика Узбекистан

Аннотация: в статье представлен компетентностный подход раскрывающий сущность перехода студента к «живым знаниям» в процессе профессиональной подготовки на практических занятиях по специальным дисциплинам. Теоретическое изучение и анализ проблемы подготовки кадров на основе компетентностного подхода и формирование компетентности специалиста для современных условий труда.

Abstract: this article presents competence-based approach reveals the essence of the student’s transition to a «living knowledge» in the process of training at practical training on special subjects. The theoretical study and analysis of the problem the training based on competence approach and the formation of professional competence for the modern working conditions.

Ключевые слова: профессиональное образование, обучение, дисциплина, современная система,

деятельность, компетентность, компетентностный подход, творческая направленность.

Keywords: professional education, training, discipline, modern system of activities, competence, competence approach, creative direction.

Подготовка современного педагога профессионального обучения является сложной научно-практической проблемой, которая обусловлена интегрированной структурой его деятельности. Деятельность педагога профессионального обучения - это сплав труда инженерного и педагогического.

По сути, педагог профессионального обучения - это специалист с высшим образованием, осуществляющий педагогическую, учебно-производственную и организационно-методическую деятельность по профессиональной подготовке учащихся в системе профессионального образования.

К проблемам подготовки педагога профессионального обучения можно отнести следующее: не секрет, что специальность «Профессиональное обучение» является не престижной - относительно низкая заработная плата при ненормированном рабочем дне; высокая моральная ответственность; в отдельных случаях сложные условия труда; необходимость постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, кроме того это сложность самого процесса обучения в вузе - необходимо наряду с педагогическими дисциплинами, усвоить практически такой же объем специальных дисциплин.

Практика подготовки педагогов профессионального обучения в технических вузах показала, что ориентация их только на преподавание теоретических дисциплин не отвечает возросшим требованиям системы профессионального образования. Для подготовки квалифицированных рабочих необходим специалист, совмещающий теоретическое и производственное обучение учащихся в профессиональных колледжах, а также выполняющий функции воспитателя наравне с мастером производственного обучения.

Таким образом, сегодня требуется педагог профессионального обучения, умело сочетающий профессионально-технические и педагогические качества. То есть педагог профессионального обучения -это монопрофессия, представляющая собой органический сплав технического и педагогического образования и соответствующая объективным потребностям современной системы профессионального образования.

Всякая деятельность требует определенных умений и навыков. В процессе деятельности они вырабатываются. Умения и навыки - необходимое внутреннее условие успеха всякой деятельности. Они дают возможность человеку владеть своими силами, целесообразно ими пользоваться, экономить их, ускорять процесс достижения цели, повышать продуктивность своей деятельности. На современном этапе одного лишь профессионального опыта уже недостаточно; необходимы образованность, культура, основательная педагогическая подготовка, любовь к детям, к своей профессии, владение искусством воспитания [1].

В современных условиях Узбекистана возрастают требования к интеллекту и мировоззрению человека, его научному и культурному уровню, профессиональному мастерству и творческим способностям, следовательно, возникает проблема сформировать у каждого члена общества потребность в постоянном повышении своего образовательного уровня (мотивацию учения). Наличие такой потребности -необходимый признак гармонично развитой личности. Решая важную задачу - научить молодых людей учиться самостоятельно - необходимо сделать акцент на развитие индивидуальных особенностей каждого, в том числе и индивидуальных особенностей мотивации. На основе государственных образовательных стандартов реформируется содержание образования, включающее его гуманизацию, обучение и воспитание

кадров на основе принципов национальной независимости, опоры на богатый духовный и интеллектуальный потенциал [2].

Нас призывают к перестройке, к поиску нового, к творчеству. Что это значит?

Прежде всего, необходимо найти такие формы работы с учащимися, которые позволили бы активизировать учебный процесс, перевести его на качественно новый уровень и, наконец, надо научиться интересно проводить занятия.

Основой совершенствования профессионального образования является компетентностный подход к подготовке специалистов, заключающийся в развитии у учащихся общих и профессиональных компетенций, определяющих успешную адаптацию в обществе и готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Будущий специалист должен обладать такими общими компетенциями, как способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникационные технологии, работать в коллективе и команде, ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности, заниматься самообразованием и др. [3].

Процесс формирования профессиональных интересов на занятии профессионального обучения имеет психологические особенности, учитывая которые мастер сумеет повысить эффективность своей деятельности.

В процессе производственного обучения в учебных механических мастерских на каждом уроке необходимо:

- указывать необходимую значимость данной темы в осваиваемой профессии, например: при обучении токарей, фрезеровщиков, научить оставлять наименьший припуск при отрезке заготовки - значит, повысить производительность труда при дальнейшей обработке и помочь экономному расходованию металла;

- доказывать взаимосвязь содержания учебно-производственной деятельности и эффективности осваиваемой профессии, например, при точении: а) постоянно располагать детали и инструмент в зоне правой руки - значит, сокращать пути движения руки; б) правильная наладка контроля (при этом важна его своевременность); в) захват детали так, чтобы ее можно было бы, не переворачивая, сразу закрепить в патрон - сокращает число вспомогательных движений; г) правильный зажим в патроне предупреждает перекос детали и сокращает время на исправление дефекта и т. д.;

- раскрывать возможности развития профессиональных способностей (например, при обработке фасонных поверхностей - какой инструмент необходимо использовать, чтоб сократить количество проходов).

Рекомендуется в вводно-подготовительном периоде и в период обучения в учебных мастерских ставить перед учащимися не одну, а несколько целей:

- конечную цель учебно-производственной деятельности (изготовить деталь в соответствии с требованиями на чертеже);

- содержательную цель (повысить эффективность своего труда или улучшить качество своей работы);

- развивающую цель (применить требуемые в данной работе профессиональные способности);

- поэтапные цели (результаты этапов предстоящей деятельности, планирования, самоконтроля, выполнения основных и вспомогательных операций, коррекции).

Образовательная функция обучения, определяющая конечную цель, в настоящее время включает и подготовку учащихся к техническому творчеству. А это предполагает такую организацию процесса обучения, при которой формирование знаний, умений, и навыков и обучение техническому творчеству выступает как единый процесс обучающей деятельности педагога и учебно-познавательной деятельности учащегося. С этой целью необходимо использовать специальную систему производственно-технических задач, связанных с конструированием и изготовлением приспособлений, самостоятельной разработкой технологических процессов, самостоятельной работой с использованием патентной информации, справочной литературы и т. д. [4].

Литература

1. Тамарин Н. И., Шафаренко М. С. «Справочная книга мастера производственного обучения», Москва, 1988, с. 22.

2. Каримов И. А. «Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана», Ташкент, 1998, с. 55.

3. Вербицкий А. А. «Активное обучение в высшей школе: контекстный подход», Москва, 1991, с. 45.

4. Кухарев Н. В. «На пути к профессиональному совершенству», Москва, 1990, с. 3.

5. Азизходжаева Н. Н. «Педагогические технологии и педагогическое мастерство», Ташкент, 2005, с. 77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.