УДК 379.8
ОРЛОВА Л.Н.
кандидат политических наук, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности, Орловский государственный институт культуры E-mail: [email protected]
ORLOVA L.N.
Candidate of Political Sciences, Head of the Department of Social and Cultural Activities, Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОГО ПИОНЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ:
ПУТИ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
SOCIO-CULTURAL POTENTIAL OF THE MODERN PIONEER MOVEMENT: WAYS TO PRESERVE AND DEVELOP
Статья посвящена исследованию состояния современного пионерского движения как института гражданского общества, перспектив развития социально-культурного потенциала пионерства, моделей взаимодействия с государством и обществом.
Пионерские объединения классифицированы по характеру, организации деятельности, региональным особенностям, отношению к их деятельности со стороны общества и государства. Рассмотрены также общие тенденции, пионерского движения, имидж современной пионерии, отраженный в Пионерской Декларации.
Доказано, что логика развития детских и молодежных объединений подчиняется определенным закономерностям, которые наиболее ярко проявляются в многолетней истории пионерской организации.
Рассмотрены меры, предпринятые в пионерском сообществе, направленные на создание единого информационного пространства в целях сохранения специфики пионерства во всем многообразии детского движения, поиск путей и форм пионерской интеграции в соответствии со спецификой управления в общественных системах.
Высказан тезис, что идея создания общероссийской пионерской организации позволит создать условия для выхода современного пионерского движения из кризиса и, таким образом, для начала нового этапа в его развитии. А это, в свою очередь, позволит Пионерии в большей мере реализовать заложенный в ней социально-культурный потенциал.
Ключевые слова: пионерское движение, гражданское общество, молодежная политика, интеграционные процессы, социально-культурный потенциал, молодежные и детские объединения.
The article deals with the current state of the pioneer movement as a civil society institution, its socio-cultural perspectives, patterns of interaction with the government and the public society.
Pioneer organizations are classified according to the character and types of their activities, their regional peculiarities, patterns of interaction with the government and the public society. Also, the article covers the common tendencies of the pioneer movement and features of the modern image of the organization which are listed in the Pioneer Declaration.
Undoubtedly, evolution of children's and youth organizations follows certain laws which are vividly illustrated by the long-term pioneer history.
The article focuses on measures taken by the pioneer organization to build the integral information space in order to preserve the specific features of the pioneer movement and find new ways of interaction with the public society in generaland other youth organizations in particular.
The author comes up with the statement that the formation of the All-Russia Pioneer Organization will pave the way to overcoming the crisis and creating new conditions for its development. In its turn, it will lead to the full realization of its socio-cultural potential.
Keywords: pioneer movement, civil society, youth policy, integration processes, socio-cultural potential, youth and children's associations.
Феномен пионерской организации в настоящее время, как и в течение многих предыдущих десятилетий, остается актуальным для осознания политологов, социологов, педагогов, общественности. И феномен этот, на наш взгляд, заключается в быстрых темпах развития от немногочисленных и незначительных по своему влиянию групп до многомиллионной системной организации, являющейся основой для воспитания граждан своей страны в рамках государственной идеологии. Примечательно, что чем более сложные периоды переживала наша страна, тем активнее и влиятельнее становилась пионерская организация.
Это влияние пионерской организации на умы и сердца детей, педагогов и общественников, понимание ее важной воспитательной роли не могло быть разрушено так же стремительно, как структура и идеология советского государства. Несмотря на многовекторность современной общественно-политической ситуации, современное пионерское движение рассматривается наряду с другими молодежными и детскими общественными объединениями как неотъемлемая часть гражданского общества. Типология пионерских объединений, система ценностей, пути к сохранению специфики и развитию социально-культурного по-
© Орлова Л.Н. © Orlova L.N.
тенциала изучаются учеными и методистами-практиками.
Пионерские объединения сегодня продолжают свою деятельность как в России, так и на постсоветском пространстве. С 1990 года, когда после X Всесоюзного пионерского слета, Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина была реорганизована в Международный союз детских общественных объединений (СПО-ФДО), она прошла серьезное испытание временем, выстояла, а, значит, потенциал, заложенный в ней, оказался значительным. Конечно, напрямую соотносить развитие пионерского движения с направленностью политических процессов и социальных тенденций, имеющихся в государстве, возможно, не совсем корректно, но синхронность процессов присутствует [1]. Так в связи с определенными шоковыми трансформациями идеологии российского общества возникла проблема социально-культурного имиджа пионерских организаций. Разрушенный в массовом сознании в начале девяностых годов образ красногалстучной организации свел, по сути, на нет позитивный образ пионерии.
Возникло настороженное отношение к ее деятельности со стороны общества и государства, число пионерских дружин и пионеров уменьшилось в сотни раз. И лишь энтузиасты, обладающие устойчивостью сознания и волевыми качествами, умеющие противостоять стихийным разрушительным тенденциям, продолжали возглавлять первичные, муниципальные, региональные пионерские объединения. Затем, через 15-20 лет, в связи с определенной стабилизацией социально-экономической ситуации, развитием гражданского общества в современной России стабилизировалось и обновленное пионерское движение.
Действительно, в настоящее время развитие пионерских объединений как в России, так ив странах ближайшего зарубежья может быть представлено как движение (отсутствует централизованная система руководства, общие организационные структуры, но в то же время имеются единые базовые ценности, традиции, частично сохраняются цели и символика).
Особенностью развитого гражданского общества применительно к детскому и молодежному движению является то, что государство призвано создавать благоприятные условия для деятельности социально ориентированных объединений детей и молодежи, поддерживать их, способствовать реализации интереса, на основе которого создавалась данная организация.
В настоящее время нельзя ограничиться и каким-то уже имеющимся локальным опытом в пределах одной региональной или межрегиональной организации, насколько идейной сущностью он ни был бы близок другим объединениям и ассоциациям России.
Стратегия, тактика, формы и методы работы в различных региональных детских и молодежных общественных объединениях зависит, прежде всего, от политических приоритетов региональной власти, характера взаимодействия с социально-культурными институтами.
В данном случае речь идет о так называемом институциональном взаимодействии, иными словами говоря, взаимовлиянии государства и гражданского общества как системообразующих институтах общества. Изучение взаимодействия государства и детских, молодежных объединений как части гражданского общества позволяет определить особую институциональную сферу взаимов-
лияния их между собой.
Построение взаимодействия государства и детских, молодежных (в том числе пионерских) общественных объединений может осуществляться по нескольким направлениям. Это может быть совместная деятельность субъектов, направленная на укрепление нормативной правовой базы регионов Российской Федерации в сфере молодежной политики, развития детского и молодежного общественного движения. Это может быть разработка и представление общественным объединением законопроектов, концепций с последующим анализом и дополнениями со стороны государственных структур. Именно благодаря подобным инициативам гражданского общества, демонстрировавшего социально ответственную позицию, к примеру, в Орловской области к концу 90-х годов прошлого века была сформирована концепция развития молодежной политики, стратегия развития детского движения. Программа областной пионерской организации «Орлята» в 1996 году на пять лет стала воспитательной программой для всех образовательных учреждений Орловской области.
Более распространенная модель взаимодействия - это решение каких-либо социально значимых, социально-культурных проблем. Государство обозначает проблему и предлагает те или иные материально-технические ресурсы (частичное финансирование, предоставление помещения, аренда оргтехники и т.д.) для ее решения. Детское, молодежное объединение, в свою очередь, предоставляет человеческие ресурсы, конкретные программы, технологии, способствующие ее решению. Сегодня все чаще основными формами подобного взаимодействия являются государственный социальный заказ, государственный социальный грант, государственное социальное спонсорство и т.д. Представленная модель является достаточно эффективной с точки зрения успешности решения той или иной социальной проблемы, при условии соблюдения принципа субсидиарности.
Суть данного принципа в необходимости вместе с передачей полномочий по решению той или иной задачи от государства к молодежному или детскому объединению передать и соответствующие для ее реализации средств [2].
Пионерское движение имеет неравномерное развитие по регионам Российской Федерации в зависимости от политической ситуации и конъюктуры. С точки зрения классификации пионерских объединений существенным видится характер их взаимосвязи с базовыми компонентами социально-культурной сферы общества. Это обусловлено тем, что именно этим определяются важнейшие черты пионерского движения как важной составляющей гражданского общества: степень самостоятельности, возможность реализовывать приоритетные цели и осуществлять свою деятельность.
Общая картина развития пионерского движения в России и странах ближнего зарубежья в настоящее время может быть представлена в самом общем виде следующим образом:
1. В ряде субъектов Российской Федерации и странах СНГ сохранились массовые пионерские организации, которые не прерывали свою деятельность в постсоветское время. Они, хотя и подверглись определенной трансформации, но при этом не потеряли свою индивидуальность и сохранили лучшие черты Всесоюзной пио-
нерской организации. Данные объединения занимают центральную нишу в системе регионального детского движения. Таковыми, к примеру, являются Белорусская республиканская пионерская организация, Республиканская организация «Пионеры Башкортостана», Орловская областная пионерская организация «Орлята». Это фактически общественно-государственные организации, так как степень взаимовлияния и взаимодействия с государственными структурами очень высока. При реализации отдельных направлений государственной молодежной политики данные объединения выполняют государственный заказ на проведение системы досуговых, воспитательных мероприятий с детьми и молодежью. Пионерские объединения включены в систему общеобразовательных учреждений.
2. В Российской Федерации также действуют другие детские организации, не прерывавшие своей деятельности после 1990 года. Они являются правопреемниками пионерской организации, даже в названии сохранили слово «пионерский». Однако по сути данные объединения стали «зонтичной структурой», объединившей как пионерские, так и непионерские объединения региона. В данном случае в непионерских формированиях все же сильны пионерские традиции. Яркий пример тому - Союз пионерских организаций Нижегородской области; Курский союз детских и пионерских организаций. Детские объединения в данных регионах также включены в систему общеобразовательных учреждений и занимаются реализацией отдельных направлений государственной молодежной политики. Иными словами, институциональное взаимодействие также присутствует.
3. В ряде регионов сохранились и все эти годы действовали относительно небольшие по численности пионерские объединения, как, например, Московская городская пионерская организация. В данном случае дислокация пионерских объединений - на базе учреждений дополнительного образования, но государство фактически не взаимодействует с пионерскими объединениями.
4. В составе подавляющего большинства региональных детских организаций действуют пионерские объединения (в основном, первичные: отряды, дружины). Они не являются юридическими лицами, но используют опыт, символику традиции пионерской организации. Это произошло вследствие того, когда в начале 90-х годов прошлого века региональные организации Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина были ликвидированы и заменены на другие объединения. Такое явление можно наблюдать в Мурманской, Ленинградской, Тверской областях. Эту ситуацию можно рассматривать как результат стойкости взрослых и детей, готовых отстаивать идею пионерства. Данные объединения также функционируют на базе внешкольных учреждений. Здесь, как и предыдущем случае, взаимодействие между государством и пионерскими объединениями не происходит, так как имеются иные юридические лица - общественные объединения, которым оказывается государственная поддержка.
5. Близка к вышеуказанной ситуация, когда в регионах пионерские объединения при смене политического режима в начале 90-х годов также были ликвидированы, однако в последние годы региональные пионерские организации были вновь восстановлены силами энтузиастов-общественников, зачастую по инициативе региональной
власти, общественных или политических сил. Подобный расклад можно наблюдать в Иркутской, Волгоградской и ряде других территорий Российской Федерации. Такие пионерские формирования действуют параллельно существующим детским объединениям, и так как региональная власть к ним «благоволит», то и институциональное взаимодействие ярко выражено.
6. Кроме названных категорий, существуют также детские объединения, которые можно отнести к категории объединений «пионерского типа». В сложное время им пришлось отказаться от слова-символа, но они сохранили при этом многие базовые сущностные характеристики пионерства.
7. Особое положение занимают так называемые «припартийные» пионерские формирования, созданные и поддерживаемые КПРФ. Их относительно немного (ряд пионерских объединений Московской области, пионерские организации Приморья), но они стоят особняком. В основном работа в этих объединениях сводится к организации массовых приемов в пионеры и к привлечению детей к участию в отдельных партийных мероприятиях [3].
Такая разноплановость пионерства имеет как отрицательные, так и положительные особенности. К отрицательным относится, прежде всего, отсутствие в настоящее время сильного центра на уровне Российской Федерации, что порождает не только организационную, но и идеологическую раздробленность, в том числе, и в понимании смысла и сущности современного Пионерства.
К положительным можно отнести общие тенденции, закрепленные в Пионерской Декларации, которые объединяют все организации.
Пионерство - это система ценностей, которая положена в основу жизнедеятельности пионерских объединений. Пионерство - это образ жизни человека, основанный на соответствующей системе ценностей, которые исторически сложились за практически вековой путь развития. Важнейшие из них: патриотизм, гражданственность, интернационализм, гуманизм, альтруизм (бескорыстие), забота, созидание, стремление улучшить свою и окружающую жизнь, коллективизм, товарищество, демократизм, самодеятельность, творчество, игра, романтика [4].
Пионерство - это жизненная позиция члена общественной организации по отношению к миру, к людям, к своей организации и себе самому. Заключается она в оказании помощи товарищам в познании и улучшении окружающего мира и себя, в гражданском становлении; в ярко выраженной социально-культурной направленности деятельности.
Именно социально-культурная направленность, обращенность в широкий спектр общественных отношений, причастность к важнейшим событиям, в том числе политическим, происходящим в стране и в мире, всегда отличало и отличает пионерскую организацию от других детских объединений и организаций. Пионерское движение является важной формой гражданского воспитания подростков, первой школой демократии.
Пионерское движение способствует интеграции ребенка в систему общественных отношений через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, традиционной культуры общества. Члены пионерской
организации включаются в различные виды общественной деятельности [6].
Пионерскому движению присущи исторически сложившиеся традиции: символика, атрибутика, ритуалы; нормы жизнедеятельности объединения (законы, обычаи); формы работы (сборы, слеты, военно-спортивные игры «Зарничка», «Зарница», песенный репертуар); структура органов управления и самоуправления.
Наряду с общими традициями, в пионерской организации оформились специфические, отраженные в целях, символике, идеологических ценностях, которые явились важными характеристиками определенного уровня зрелости членов пионерской организации как граждан страны, способности активно участвовать в реализации государственной молодежной политики [5].
Разнообразные по численному составу, структуре, организационному строению пионерские организации России в последние годы активно стремятся к взаимодействию, сотрудничеству, созданию единого информационного поля в целях сохранения специфики пионерства [4] во всем многообразии детского движения, поиск путей и форм пионерской интеграции в соответствии со спецификой управления в общественных системах.
Необходимо отметить, что в пионерском сообществе, начиная с начала 90-х годов, предпринимался ряд шагов, направленных на решение указанных проблем.
Так, в 1991-1995 годах прошла серия встреч руководителей пионерских организаций России, в рамках сборов ФДО «Юная Россия» на базе ВДЦ «Орленок» проводились «Пионерские клубы», где между руководителями была достигнута договоренность о мерах по консолидации усилий по развитию пионерского движения. Также в «открытом письме» участниками одного из сборов впервые была сделана попытка нарисовать типичный облик пионера 90-х и его организации.
С 1992 года начинается разработка документов, в которых предпринимается попытка осмыслить сущность пионерского движения. В частности, созданы Пионерская Декларация, договор о «Пионерском содружестве», в которых намечались шаги по сближению пионерских объединений, договор о взаимодействии пионерских объединений Российской Федерации. Были инициированы общепионерские операции «Эстафета радости» (1992), «Венок славы»
(1994-1995), «От сердца к сердцу» (1999-2001) [3].
Постепенно стало формироваться ядро пионерских объединений, заинтересованных в активном взаимодействии. Наиболее сильными стали Белорусская республиканская пионерская организация (г. Минск), Орловская областная пионерская организация «Орлята» (г. Орел), Московская городская пионерская организация (г. Москва),
С 1997 года проводились сборы пионеров стран СНГ с участием Белорусской республиканской пионерской организации и пионерских организаций Украины. III Сбор пионеров стран СНГ, проходивший в г Брянске, решил, что необходимо найти приемлемую форму объединения и принять меры для его юридического оформления [4].
Таким образом, в декабре 1999 года была создана межрегиональная детская общественная организация «Пионерское Содружество» (центр- г. Орел). В нее вошли пионерские организации Орловской, Брянской, Калужской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Тульской областей, Краснодарского края, Республик Северная Осетия-Алания, Марий-Эл.
Данная организация просуществовала до 2006 года. За это время была наработана целая система социально-культурных мероприятий, направленная на продвижение образа современной пионерской организации (фестивали организаций, конкурсы вожатского мастерства, палаточные лагеря, встречи пионерского актива и т.п.); создана система взаимодействия и координации субъектов «Пионерского содружества».
Таким образом, интеграционный процесс в пионерском движении продолжается и его нельзя назвать завершенным, несмотря на то, что в последнее время в связи со сменой лидеров в ряде пионерских организаций он несколько притормозился.
Однако центростремительная тенденция сохраняется, что проявилось в ходе празднования 95-летия пионерской организации в мае 2017 года. На наш взгляд, идея создания общероссийской пионерской организации получила сегодня достаточно широкую поддержку.
Данная идея позволит создать условия для выхода пионерского движения из кризиса и, таким образом, для начала нового этапа в его развитии. А это, в свою очередь, позволит Пионерии в большей мере реализовать заложенный в ней социально-культурный потенциал.
Библиографический список
1. БогуславскийМ.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. Тверь: научная книга, 2007. 112 с.
2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи (теоретические вопросы). М.: Социум, 1999, с.79
3. Лебедев Д.Н. К вопросу о сущностных характеристиках современных пионерских объединений и чертах их социально-педагогического потенциала [Текст] / Д.Н. Лебедев Детская самоорганизация: от первичного объединения до региональной организации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 12-15 мая 2004 г. Под ред. И. Н. Антоновой и др. Уфа: БИРО, 2004. 122 с.
4. Лебедев Д.Н. В тебя, Пионерия, верю я! Шагай вперёд, Пионерия!: Сборник документов и материалов [Текст] / Д.Н. Лебедев (сост.). М.: Русская рекламная компания, 2007. 92 с.
5. Алиева Л.В. Традиции отечественного детского движения - ресурс его позитивного развития как субъекта гражданского общества/ Партнерство во имя ребенка. Сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции/коллективная монография под ред. А.В.Волохова /М: 2012, 306 с.
6. Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума / Педагогика. 2010, 84 с.
References
1. BoguslavskiyM.V. Detskoye dvizheniye v Rossii: mezhdu proshlym i budushchim. Monografiya. - Tver': nauchnaya kniga, 2007. 112 с. (Boguslavsky M.V. Children's movement in Russia: between past and future. Monograph. Tver: scientific book, 2007. 112 с.)
2. KovalevaA.I., Lukov V.A. Sotsiologiya molodezhi (teoreticheskiye voprosy). M.: Sotsium, 1999, с.79 (Kovaleva A.I., Lukov V.A. Sociology of youth (theoretical issues). M.: Sociium, 1999, с.79)
3. Lebedev D.N. K voprosu o sushchnostnykh kharakteristikakh sovremennykh pionerskikh ob"yedineniy i chertakh ikh sotsial'no-ped-
agogicheskogo potentsiala [Tekst] / D.N. Lebedev Detskaya samoorganizatsiya: ot pervichnogo ob"yedineniya do regional'noy organizatsii. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 12-15 maya 2004 g. Pod red. I. N. Antonovoy i dr. Ufa: BIRO, 2004. 122 ^ (Lebedev, D.N. To the question of the essential characteristics of modern pioneer associations and the features of their social and pedagogical potential [Text] / D.N. Lebedev Children's self-organization: from the primary association to the regional organization. Materials of the All-Russian scientific-practical conference. May 12 - 5, 2004. Ed. I.N. Antonova et al. - Ufa: BIRO, 2004. 122
4. Lebedev D.N. V tebya, Pioneriya, veryu ya! Shagay vperod, Pioneriya!: Sbornik dokumentov i materialov [Tekst] / D.N. Lebedev (sost.). M.: Russkaya reklamnaya kompaniya, 2007. 92 ^ (Lebedev, D.N. In you, Pioneer, I believe! Step forward, Pioneer !: Collection of documents and materials [Text] / D.N. Lebedev (comp.). M .: Russian advertising company, 2007. 92 c)
5. AliyevaL.V. Traditsii otechestvennogo detskogo dvizheniya - resurs yego pozitivnogo razvitiya kak sub"yekta grazhdanskogo obshchest-va/ Partnerstvo vo imya rebenka. Sbornik nauchnykh statey uchastnikov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii/kollektivnaya monografiya pod red. A.V.Volokhova /M: 2012, 306 ^ (Aliyev L.V. Traditions of the national children's movement is a resource for its positive development as a subject of civil society / Partnership for the sake of a child. Collection of scientific articles of the participants of the International scientific-practical conference / collective monograph, ed. A.V.Volokhova / M: 2012, 306 c)
6. Aliyeva L.V. Detskiye obshchestvennyye ob»yedineniya v vospitatel'nom prostranstve sotsiuma / pedagogika. 2010, 84 ^ (Aliyev L.V. Children's public associations in the educational space of society / pedagogika. 2010, 84 c)