Научная статья на тему 'Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций'

Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
435
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ / ИНИЦИАТИВА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пашкина Л. Н.

В статье рассматривается процесс воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций, раскрыто педагогическое содержание понятия «инициативность», выделена совокупность социально-культурных условий (педагогические, содержательно-деятельностные, социально-психологические условия), апробированных автором в деятельности Российского союза молодежи (РСМ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций»

няшняя молодежь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодежная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем» (4, с. 8).

Потому сегодня в первую очередь следует отказаться от негативистских предубеждений и при исследовании молодежной субкультуры использовать дифференцированный подход при оценке отличных от общепринятого мировоззрения и деятельности современных формальных и неформальных молодежных объединений в учреждениях культуры.

Следовательно, необходим системный подход к воспитанию общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры с государственной поддержкой.

Примечания

1. Дрейфуя в море рекламы // Пробудитесь! - 1998. - 22 авг.

2. Лисовский В. Т. Советское студенчество: социологические очерки / В. Т. Лисовский. - М., 1990.

3. Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 1.

4. Сикевич 3. В. Молодежная культура: «за» и «против» / З. В. Сикевич. - Л., 1990.

5. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. - М., 1994.

Л. Н. Пашкина

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье рассматривается процесс воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций, раскрыто педагогическое содержание понятия «инициативность», выделена совокупность социально-культурных условий (педагогические, содержа-тельно-деятельностные, социально-психологические условия), апробированных автором в деятельности Российского союза молодежи (РСМ). Ключевые слова: социально-культурная деятельность, общественные организации, воспитание молодежи, инициатива, социально-культурная деятельность.

Развитие и реализация инициативности молодежи в современных условиях являются актуальными научно-практическими проблемами, к решению которых обращены исследования многих ученых - представителей различных отраслей науки и областей психолого-педагогического знания, а всемерное развитие творческих устремлений и общественной инициативности россиян, в целом, определено в качестве одной из приоритетных задач государства.

Между тем анализ сложившегося положения дел показывает, что государственные структуры не всегда адекватно оценивают социокультурный потенциал общественных объединений и организаций, потому что зачастую не видят реальных «технологий» его использования в решении социальных проблем. Несомненно, искусственное сдерживание социальной активности молодежи создает проблемы не только в социальном, но и в личностном плане, осложняет процесс формирования инициативности, переводит его в русло негативных, асоциальных или криминогенных проявлений.

Становление инициативных качеств личности происходит в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте (Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Петровский,

И. В. Дубровина, М. Р. Гинзбург, Д. И. Фельдштейн и др.), в коллективе сверстников, в различных молодежных общественных организациях. Эти организации выступают важнейшим институтом социализации и оказывают формирующее влияние на процесс воспитания инициативности, вовлекая молодых людей в активную социально-культурную деятельность (М. А. Ариарский, А. Д. Жарков, Ю. Д. Красильников, Ю. А. Стрельцов, В. Я. Суртаев, Б. А. Титов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и др.).

В 1990-е годы членами общественных объединений в нашей стране являлись от 2 до10% детей и молодежи, а в современной России членами и участниками общественных объединений в целом являются 32% детей и молодежи. По возрастным группам число участников общественных объединений распределено неравномерно: в группе респондентов до 17 лет (ранний юношеский возраст) участвуют 54%, в группе молодых людей (18-30 лет) - только 10%. Социологические исследования, организованные Российским союзом молодежи, показали, что 64,5% детей и молодежи считают необходимым создавать и развивать общественные объединения для молодежи и детей (4, с. 8).

Высокая социальная потребность в организации молодежных общественных организаций подтверждается результатами многочисленных социологических исследований: если бы сегодня педагогам (не являющимся членами действующих общественных объединений) предложили инициировать создание детской организации, то 21,7% из них создали бы добровольческую организацию, 16,7% - пионерскую, 15,5% - патриотическую, 8,1% - скаутскую; на вопрос, нужна ли детям общественная организация (объединение), 84,9% опрошенных родителей ответили «да »; 67% взрослых указали на личный интерес к созданию детского движения по месту своего проживания; 18% родителей уже являются членами общественных объединений детей и молодежи (4, с. 7-8).

Наши данные свидетельствуют о том, что участники молодежных общественных организаций, в частности Российского союза молодежи, высоко оценивают их влияние на становление своей гражданской позиции и инициативности (74% считают такое воздействие определяющим, 20% - достаточно сильным и лишь 6% - не имеющим значения).

Понятие «инициативность» образовано от слова «инициатива», которое имеет достаточно широкий смысловой диапазон. Происхождение понятия в «Этимологическом словаре русского языка» П. Я. Черных выстраивается от латинского корня. Инициатива — это «позднее (на франц. почве) новообразование на основе латин. initium — "начало", "вступление", откуда initio — "ввожу в культовые таинства" > "посвящаю", "обучаю" (в конечном счете — к ineo — "вхожу", "вступаю", "начинаю" » (7, с. 348). Этимология этого слова тесно связана с понятием «инициации», которое хорошо известно этнологам, психологам и историкам культуры как комплекс действий, в основном обрядовых, посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит его включение в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций и полномочий (3, с. 138—139).

В. И. Даль приводит несколько синонимов, раскрывающих смысл слова «инициатива» — это «начинание, починание,зачинание, вчинание, учинание;вчин, начин, почин, учицъ» (1, с. 102). Большинство из этих слов вышло из активного речевого оборота и постепенно было заменено обобщающим словом «инициатива». Однако интерпретация В. И. Даля дает нам основание утверждать, что инициатива как действенный акт имеет внутреннюю структуру, включающую различные его этапы: начинание, починание, зачинание, вчинание. Речь идет о существовании важного с педагогической точки зрения феномена — сущностного единства актов, порождающих новые формы деятельности и различия этапов, которые личность проходит, полноценно и всеобъемлющи реализуя свою инициативность.

В большинстве случаев слово «инициатива» раскрывается через «почин, побуждение к началу какого-либо дела», а в личностном аспекте - через «предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям» (7, с. 348), способность к самостоятельности, проявление находчивости; какое-либо действие или начинание (5); выдвижение предложения для обсуждения (6).

В педагогической трактовке понятие «инициатива» раскрывается как разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. Инициатива выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берёт на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм» (2, с. 367).

Специфика инициативы как особого проявления личностной активности в большой мере определяется её способностью быть направленной как на положительные, так и на отрицательные изменения. При этом новаторское содержание инициативы часто оказывается неожиданным для общественного мнения, поэтому даже самая благонамеренная инициатива обычно сопряжена с риском для личности, выступившей с инициативой, так как она не в состоянии предвидеть все последствия, которые могут не оправдать надежды общества и быть вменены ей в вину. Это обстоятельство должно учитываться в программах и проектах, направленных на целенаправленное изменение инициативного поведения личности, особенно молодых людей, которые не всегда обладают достаточным жизненным опытом для адекватной оценки последствий своих дел и поступков.

Педагогам хорошо известно, что масштабы и глубина влияния инициативы (как позитивного, так и негативного) зависят не только от действий инициатора, но и от ответной реакции на инициативу других людей. Следовательно, педагогически значимым становится воспитание не только инициативных качеств личности, но и формирование особой социально-психологической атмосферы в детско-юношеском и молодежном коллективе, которая позволит поддержать полезные и предотвратить отрицательные инициативные действия.

Инициативность заключается в способности человека к самостоятельным волевым проявлениям. Инициативность выражается в самостоятельной постановке целей и в самостоятельной организации действий, направленных на достижение этих целей.

В структуре инициативного поведения личности, то есть в процессе реализации её инициативности, мы выделяем четыре взаимосвязанных этапа (фазы): первый этап — решает задачу всестороннего понимания и оценки сложившейся обстановки, в которой приходится действовать; второй этап — решает задачу тщательного продумывания того, что надо сделать, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработки плана действий; третий этап — связан с формированием решения на самостоятельное действие, то есть на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия; четвертый этап — это этап практической реализации инициативного поведения, постоянное поддержание волевой и мотивационной активности, направленной на достижение поставленной цели.

Таким образом, мы рассматриваем инициативность как развивающуюся в коллективе способность личности к самостоятельным, целенаправленным, активным поэтапным социально значимым действиям в процессе социально-культурной деятельности. В структуре инициативного поведения молодежи можно выделить следующие компоненты: мотивационно-волевой, процессуально-деятельностный, рефлексивно-оценочный.

Следовательно, социально-культурная деятельность участников молодежных

общественных организаций, ориентированная на воспитание инициативности личности, должна учитывать сложную структуру инициативного поведения, иметь соответствующие ей формы, методы, содержание и др. Речь идет о необходимости выделения совокупности социально-культурных условий, которые отражают сущность процесса воспитания инициативности участников общественных организаций, а также учитывают специфику развивающих средств социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей, а также сферой приложения усилий общественных организаций, средством рационального использования свободного времени различных групп населения, прежде всего молодежи.

Таким образом, мы выделяем совокупность следующих социально-культурных условий:

- педагогические условия - осуществление поэтапного формирования инициативного поведения личности и включения ее в реальные социально значимые отношения, моделируемые в социально-культурной деятельности в молодежной общественной организации;

- содержательно-деятельностные условия - организация социально-культурной деятельности молодежной общественной организации с опорой на личный жизненный опыт её участников и четкой увязкой с особенностями социальной ситуации (решаемыми социальными проблемами), а также на основе развивающего потенциала технологий социально-культурной деятельности (культуроохранные, культуротворческие, рекреативно-оздоровительные, информационно-просветительные и др.);

- социально-психологические условия - формирование социально-психологической ситуации, способствующей селекции инициатив участников молодежной общественной организации, способствующей поддержке положительных и социально одобряемых инициатив, блокирования негативных, асоциальных инициативных действий в молодежной среде. Этому способствует создание в молодежном коллективе ощущения успеха, стимулирующего закрепление навыков инициативного поведения и реализации их в последующих ситуациях социально-культурной деятельности.

Данные условия были апробированы в ходе широкомасштабной опытно-экспериментальной работы, проведенной нами в Ассоциации учащейся молодежи (АУМ) «Содружество» Российского союза молодежи (РСМ). Учитывая то, что программы РСМ рассчитаны именно на учащихся, студентов, работающую молодежь, реализация выделенных нами социально-культурных условий позволила существенно оптимизировать процесс воспитания инициативности личности, формирования навыков организаторской деятельности и лидерских качеств.

Молодежные общественные объединения разного толка от различных типов и форм стихийных молодежных движений до четко оформленных организаций и объединений, в том числе общественно-политических - обладают педагогическим потенциалом для реализации социально-культурных условий воспитания инициативности молодежи.

Примечания

1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - Т. 2.

2. Корабельников А. Н. Инициатива / А. Н. Корабельников // Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия ». 1993. - Т. 1.

3. Психология: словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1990.

4. Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Итоги социологического исследования / [временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А. В. Соколова]; науч. ред.-сост. С. В. Тетерский. - М.: Российский союз молодежи, 2005. - 248 с.

5. Социологический словарь / пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 420 с.

6. Социологический энциклопедический словарь / [редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов]. - М.: Издательская группа ИН-ФРАМ - НОРМА, 1998. - 488 с.

7. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка: 13 560 слов: Т. 1-2. / П. Я. Черных. - М.: Рус. яз., 1993. - Т. 1.

А. А. Журавков

ГЕНЕЗИС СУБКУЛЬТУРЫ ФУТБОЛЬНЫХ ФАНАТОВ В РОССИИ

Статья посвящена анализу возникновения и развития субкультуры футбольных фанатов в России. Перечислены основные исторические этапы данного явления. Дана оценка состоянию и масштабам фанатского движения в наши дни. Проведено сравнение отечественной и зарубежной субкультуры футбольных фанатов. Обоснована необходимость дальнейшего изучения данной темы. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, субкультура, футбольные фанаты, генезис.

This article is devoted to the emergence and development of subculture of football fans in Russia. The main historical stages of this phenomenon are shown. The condition and extent of fan-subculture are estimated. There is comparison between domestic and foreign subcultures of football fans. The necessity of further research of this topic is proven. Keywords: socio-cultural activity, subculture, football fans, genesis.

Футбол по праву считается самым популярным видом спорта на Земле. За его более чем столетнюю историю у него появилось огромное количество почитателей. И во все времена находились люди, рьяно и самозабвенно поддерживающие национальные и местные команды, выступающие в разных лигах. Во все времена находились любители футбола как зрелища, болельщики, готовящие баннеры, устраивающие красочные шоу, распевающие песни на трибунах, и те, кто отстаивает честь своей команды не только на, но и за стадионом. Для многих людей футбол гораздо больше, чем просто игра. Для них - это мировоззрение и образ жизни. Речь идет о футбольных фанатах.

Футбольными фанатами в нашем исследовании мы будем называть футбольных болельщиков, принадлежащих к специфической субкультуре и действующих в соответствии с её нормами и ценностями, выполняющими специфические практики, использующих определённую символику. Термин «фан-движение» будет употребляться для обозначения общероссийского движения, объединяющего в себе всех фанатов, и обозначения объединения людей, поддерживающих какой-либо конкретный футбольный клуб.

Молодежная околоспортивная субкультура довольно бурно развивалась в России и в настоящий момент достигла своего апогея. «Россия практически не участвовала в процессе создания этой субкультуры. Фан-движение в России возникло в тот

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.