СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ МОЛОДЁЖИ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10216
Екатерина Юрьевна КОСАЧЕНКО,
аспирантка кафедры менеджмента и технологий социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассмотрен понятийно-категориальный аппарат формирования патриотического самосознания молодёжи, в том числе в условиях развивающей социально-культурной деятельности. Показано, что сущность патриотизма и процессы его воспитания определяются прежде всего иррациональным, ценностно-смысловым отношением человека к государству, гражданином которого он является, где смысловым ядром выступает чувство патриотизма, гордости за свою страну. Патриотическое самосознание выступает как целостная система представлений молодого человека о себе, включая его самооценку как гражданина и патриота. При этом социально-культурные условия, обеспечивающие необходимые возможности молодёжи для всестороннего формирования патриотического самосознания, содержат всю совокупность возможностей социокультурной среды, включая целенаправленную деятельность учреждений культуры, дополнительного образования, общественных организаций, а также все целенаправленно конструируемые формы воздействия и взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности. В системе социально-культурных условий автором выделены две подсистемы (подсистема личностно ориентированных методов, приёмов и форм социально-культурной деятельности и организационно-управленческая подсистема), эффективно обеспечивающие формирование патриотического самосознания личности в учреждениях культуры, дополнительного образования, общественных организациях.
Ключевые слова: патриотизм, самосознание личности, патриотическое самосознание, воспитание патриотического самосознания, социально-культурная деятельность, социально-культурные условия.
SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS OF FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF THE YOUTH
Ekaterina Yu. Kosachenko, graduate student of the Department of Management and Technologies of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article deals with the conceptual and categorical apparatus of young people patriotic consciousness formation, including in terms of developing social and cultural activity. It is shown that the essence of patriotism and the processes of its education
are determined primarily by the irrational, value-semantic attitude of a person to the state of which he is a citizen, where the semantic core is a sense of patriotism, pride for his country. Patriotic consciousness acts as a holistic system of the young mans representations about himself, including his self-esteem as a citizen and patriot. At the same time, the social and cultural conditions that provide the necessary opportunities for young people to fully develop Patriotic consciousness contain the full range of the social and cultural environment opportunities, including the purposeful activities of cultural institutions, additional education, public organizations, as well as all purposefully designed forms of influence and interaction of subjects of social and cultural activities. In the system of social and cultural conditions, the author identified two subsystems (subsystem of personality-oriented methods, techniques and forms of social and cultural activity, and organizational and management subsystem), effectively ensuring the formation of Patriotic identity in cultural institutions, additional education, public organizations.
Keywords: patriotism, self-consciousness of the person, Patriotic self-consciousness, education of Patriotic self-consciousness, social and cultural activity, social and cultural conditions.
Многочисленные социальные проблемы современности - это результат культурных изменений, происходящих под влиянием глобализации и субкультурной дифференциации, которые трансформируют все стороны общественной жизни. В молодёжной среде отмечаются нарушения социализации, повышение конфликтности, в том числе на межэтнической основе, рост агрессивности, проявлений деструктивного поведения. Эти явления сопровождаются снижением ценностно-смысловой наполненности жизни молодёжи, социальной апатией и негативизмом по отношению к традициям, устоявшимся общественным нормам, необоснованными оценками отдельных периодов истории страны.
При этом в основе большинства проблем в системе социального воспитания молодёжи лежит неразвитость её патриотического самосознания, его направленности на идеалы служения Отечеству.
Увеличение числа негативных проявлений среди молодёжи, с одной стороны, и недостаточное использование воспитательного потенциала социально-культурной деятельности в формировании патриотического самосознания молодых людей - с другой, формируют потребность в уточнении понятийно-категориального аппарата в целях научного понимания ключевых закономерностей формирования патриотического самосознания молодёжи, в том числе в условиях развивающей социально-культурной деятельности.
А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев, рассматривая феномен патриотического воспитания молодёжи в современном российском обществе, верно определили «важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине» [1, с. 5].
Между тем современное понимание патриотизма значительно шире, чем это принято в стандартных словарных определениях и раскрывается как «любовь к своей стране», «любовь к Родине». Это действительно отражает основное значение термина в самом общем смысле, понятном и доступном в повседневном использовании. Однако в настоящее время идёт оживлённая научно-теоретическая дискуссия о сущности патриотизма, его моральных устоях, форматах его воспитания, которая не только не ослабевает, но и приобретает черты одной из ведущих тем как зарубежных [10], так и отечественных гуманитарных исследований.
Со ссылкой на исследования Стивена Натансона (Stephen Nathanson) «Стэнфордская энциклопедия философии» даёт несколько определений патриотизма:
• особая привязанность к собственной стране;
• чувство личной идентификации со страной;
• особая забота о благополучии страны;
• готовность жертвовать ради блага страны [10].
Здесь акцент сделан на процессе идентификации человека по отношению к своей стране, и такая идентификации выражается в глубинных гражданских чувствах: «в гордости за заслуги и достижения своей страны и в переживании за её упущения или преступления (когда они признаются, а не отрицаются)» [10].
Однако, на наш взгляд, сущность патриотизма и процессы его воспитания определяются прежде всего иррациональным, ценностно-смысловым отношением человека к государству, гражданином которого он является, где смысловым ядром выступает чувство патриотизма, гордости за свою страну. Именно такой акцент делается в российских исследованиях патриотизма, осуществляемых с позиций философии, психологии, педагогики.
Практически во всех определениях патриотизма доминируют характеристики иррациональные, эмоционально-чувственные, раскрывающие многогранность этого «природного чувства», в котором «соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели» [3, с. 185].
Сегодня трудно переоценить значение патриотизма, ибо он раскрывается как «мощный мобилизационный ресурс развития личности, коллектива, общества и государства, активизирующий энергию граждан в решении проблем общественного и государственного развития на высокую самоотдачу ради достижения общей цели - сохранения и развития России, стремления сохранить и способствовать развитию государственности, социально-экономической и духовной сферы, общественных идеалов и ценностей» [1, с. 51].
В исследованиях патриотизма А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева, О. В. Лебедевой М. В. Циулиной и других подчёркивается, что сфор-
мированное мировоззрение личности молодого человека является основой самосознания.
С одной стороны, формирование патриотического самосознания нужно признать частью общего процесса становления самосознания личности, а с другой - составной частью процесса патриотического воспитания. Обе эти линии - становление самосознания и патриотическое воспитание - достаточно хорошо исследованы с позиций общей и социальной психологии, педагогики.
Основные направления исследований самосознания личности определены в фундаментальных психологических трудах Л. С. Выготского, Л. С. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других и конкретизированы в исследованиях общих и частных уровней самосознания личности (Э. В. Ильенков, И. С. Кон и другие), соотношения самосознания и деятельности личности (А. Н. Леонтьев, В. В. Столин и другие), роли активности в становлении самосознания (К. А. Абульханова-Славская и другие).
Педагогический анализ закономерностей развития самосознания личности активно проводится в рамках парадигмы личностно ориентированного образования (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие), открывающей возможности для исследования различных аспектов становления субъектности личности, её социально-культурной и творческой активности (М. А. Ариарский, Ю. А. Стрельцов, Н. В. Шарковская, Н. Н. Ярошенко и другие), что предполагает, прежде всего, наличие развитого самосознания как системы представлений индивида о самом себе, которая в полной мере определяет особенности социального взаимодействия личности и отношения к себе.
«В становлении самосознания большое значение имеет свободное соотнесение личностью своего рационального "Я" с тем идеальным "Я", которым имманентно каждая личность обладает, хотя, разумеется, критерии этого идеального весьма разнообразны и во многом субъективно-иррациональны. Тем не менее идеальное "Я" включает представление личности о себе в "нарисованном" ею идеале себя» [1, с. 70].
Такое понимание содержания и специфики самосознания личности даёт возможность выделять его отдельные стороны и направления, одним из которых является осознание человеком собственного, субъективно-иррационального отношения к Родине, к себе как патриоту. В этом случае правомерно говорить о формировании патриотического самосознания личности. Так, например, А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев утверждают, что «патриотическое самосознание гармонизирует человека с самим собой, природой, коллективом, обществом и государством и является основой формирования индивидуальной философии жизнедеятельности,
повышения личностного потенциала человека, открытия новых путей его развития, что является необходимым условием подготовки компетентных, творчески мыслящих, адаптированных к новым, быстро меняющимся условиям работы специалистов разного профиля» [1, с. 65].
По мнению Е. Л. Райхлиной сущностной характеристикой патриотического самосознания является «ориентация на базовые ценности -основания развития национальной культуры в контексте и тесной связи с общечеловеческой, гуманистической культурой» [5, с. 226].
Е. Л. Райхлина даёт следующее определение патриотического самосознания молодого человека, связывая его со статусом студента педагогического вуза как профессионально важного свойства будущего преподавателя: важнейшей характеристикой патриотического самосознания «выступают самовосприятие себя как патриота и как педагога
- воспитателя патриотизма ... Несмотря на то, что самовосприятие
- это динамический процесс, тем не менее оно формируется на основе мировоззрения, убеждений, мотивации и психологических установок» [5, с. 228].
Развивая эти положения Е. Л. Райхлина предлагает рассматривать патриотическое самосознание как целостную систему представлений молодого человека о себе, «включающую осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества, убеждение в ценности Родины, самооценку себя как гражданина и патриота, выделяются когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты» [4, с. 136]. Одно из безусловных достоинств данного определения - сведение сложного и многосоставного явления к логичной и функционально оправданной системе компонентов.
Формирование основ патриотического самосознания молодёжи -это педагогический процесс, «логика которого отражает поэтапное развёртывание "образа Я" в обретаемом опыте служения Отечеству и реализуется следующей последовательностью: цель - личностный смысл - мотив выбора жизненной стратегии - знания о себе ("образ Я")
- знания об Отечестве и требованиях к личности, служащей ему, -самооценка личностных качеств в соответствии с требованиями к защитнику и созидателю славы России - соотнесение "образа Я" с образом служения Отечеству - "образ Я" как готовность к созиданию и защите Родины» [1, с. 74].
Результаты педагогических исследований формирования патриотического самосознания (А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, Е. Л. Райхлина и другие) дают нам основания указать на то, что основные параметры самопознания и отношения личности к себе формируются в процессе её социокультурного становления [9].
При этом социально-культурные условия должны обеспечивать необходимые возможности молодёжи для всестороннего формирования патриотического самосознания, которое предполагает наличие устойчивого внутреннего самовосприятия себя патриотом, осознанное позиционирование этого ощущения в пространстве социального взаимодействия.
Социально-культурные условия должны отражать всю совокупность возможностей социокультурной среды, включая целенаправленную деятельность учреждений культуры, дополнительного образования, общественных организаций, а также все целенаправленно конструируемые формы воздействия и взаимодействия субъектов социально-культурной деятельности.
Исходя из признания того, что в структуре педагогических условий всегда «присутствуют как внутренние элементы, обеспечивающие воздействие на развитие личностной сферы субъектов образовательного процесса, так и внешние элементы, которые призваны содействовать формированию процессуальной составляющей всей педагогической системы» [6, с. 1022], в структуре социально-культурных условий, обеспечивающих формирование патриотического самосознания, могут быть выделены:
• во-первых, подсистема личностно ориентированных методов, приёмов и форм социально-культурной деятельности, эффективно обеспечивающих формирование патриотического самосознания личности. Ведущим компонентом, определяющим содержание личностно ориентированной подсистемы формирования патриотического самосознания должна стать актуализация образов служения Отечеству, языковой и культурной идентичности [2, с. 170-178], побуждение личностной активности участников историко-культурных, гражданско-патриотических программ и проектов социально-культурной деятельности;
• во-вторых, организационно-управленческая подсистема, предполагающая отбор методов управления (социокультурного менеджмента), проектного и ресурсного обеспечения, способных оптимально, основываясь на принципах систематичности, планомерности, последовательности этапов, выстроить процесс деятельности учреждений культуры в целях формирования патриотического самосознания личности.
Совокупность личностно ориентированных и организационно-управленческих социально-культурных условий обеспечивает успешное решение задач целостного педагогического процесса формирования патриотического самосознания молодёжи. И главным здесь становится «деятельностная опосредованность педагогического воздействия на
личность молодых людей, обусловленного эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности» [8]. Это достигается в формах концертной работы, организации праздников, творческих и социально ориентированных проектов.
Таким образом, изучение исследований и подходов к определению условий формирования патриотического самосознания личности [2; 7; 9] позволяет заключить, что это сложный и многосоставный процесс, предполагающий в содержании форм и методов социально-культурной деятельности наличие личностно ориентированных и организационно-управленческих условий формирования у молодого человека особого ценностного отношения к самому себе как субъекту служения Отечеству. Эти социально-культурные условия предполагают всестороннее укрепление культурной идентичности личности, приобщение её к истории культуры России, региона проживания, а также помощь в творческой самореализации. Через социально-культурное творчество, пробуждающее патриотические чувства, открывается путь к формированию глубокого патриотического самосознания, определяющего поведение, отношение и деятельность молодых россиян.
Литература
1. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в
современном российском обществе : монография. - Волгоград : Авторское перо, 2006. - 186 с.
2. Мацукевич О. Ю., Салтыкова М. В. Формирование патриотического самосознания молодёжи в процессе воспитания языковой личности: этнофунк-циональный подход // Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. - 2017. - № 5 (79). С. 170-178.
3. Патриотизм // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. - С. 185.
4. Райхлина Е. Л. Концептуальные подходы к формированию патриотического
самосознания студентов педагогического вуза в условиях развития гражданского общества в современной России // Казанский педагогический журнал. - 2010. - № 5-6 (83-84). - С. 135-140.
5. Райхлина Е.Л. Роль воспитательно-образовательного пространства педа-
гогического вуза в развитии патриотического самосознания студентов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 226-229.
6. Хушбахтов А.Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой учё-
ный. - 2015. - № 23. - С. 1020-1022. - URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/
7. Шарковская Н. В. Социально-культурные основы педагогики досуга // Вест-
ник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 2 (76). - С. 122-130.
8. Яковлев П. И. Социально-культурная деятельность общественных объедине-
ний по формированию гражданского самосознания молодёжи : автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Яковлев Павел Игоревич. - Тамбов, 2011. - 24 с.
9. Ярошенко Н. Н. Потенциал социально-культурной деятельности в процессе
формирования национальной идентичности россиян // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 4 (60). - С. 70-78.
10. Primoratz I. (2019) Patriotism. The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Spring Edition), Edward N. Zalta (ed.), URL: https://plato.stanford.edu/archives/spr2019/ entries/patriotism/