Научная статья на тему 'Социально-культурные факторы развития ценности семьи в юношеском возрасте'

Социально-культурные факторы развития ценности семьи в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1025
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТЬ / СЕМЬЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / VALUE / FAMILY / SOCIO-CULTURAL FACTORS / NATIONAL FEATURES / RELIGION / YOUTHFUL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мерзлякова Светлана Васильевна

Статья посвящена анализу связи ценности семьи с местом жительства, национальностью, вероисповеданием. Представленные в статье результаты исследования показывают, что при формировании ценностного отношения к семье социально-культурные факторы, обусловленные особенностями среды проживания, национальными свойствами, традициями, религиозным сознанием, в большей степени оказывают влияние на юношей, чем на девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-Cultural Factors of Family Value Development at the Youthful Age

This article is devoted to the analysis of connection between the family value and residence, nationality, religion. The results of research presented in the article show that during the valuable relation to the family forming the socio-cultural factors caused by the specific features of living environment, national properties and traditions, religious consciousness influence the girls in a greater degree, than the young man.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные факторы развития ценности семьи в юношеском возрасте»

УДК 159.9:316.614.5 ББК 88.4+88.5

Мерзлякова Светлана Васильевна

кандидат психологических наук, доцент

кафедра психологии развития, акмеологии Астраханский государственный университет г. Астрахань Merzlyakova Svetlana Vasilievna Candidate of Psychology,

Assistant Professor Chair of Development Psychology and Acmeology Astrakhan State University Astrakhan

Социально-культурные факторы развития ценности семьи в юношеском

возрасте

Socio-Cultural Factors of Family Value Development at the Youthful Age

Статья посвящена анализу связи ценности семьи с местом жительства, национальностью, вероисповеданием. Представленные в статье результаты исследования показывают, что при формировании ценностного отношения к семье социально-культурные факторы, обусловленные особенностями среды проживания, национальными свойствами, традициями, религиозным сознанием, в большей степени оказывают влияние на юношей, чем на девушек.

This article is devoted to the analysis of connection between the family value and residence, nationality, religion. The results of research presented in the article show that during the valuable relation to the family forming the socio-cultural factors caused by the specific features of living environment, national properties and traditions, religious consciousness influence the girls in a greater degree, than the young man.

Ключевые слова: ценность, семья, социально-культурные факторы, национальные особенности, вероисповедание, юношеский возраст.

Key words: value, family, socio-cultural factors, national features, religion, youthful age.

Трансформация социально-экономических и социокультурных основ российского общества деструктивно повлияла на институт семьи и брака. В результате изменения образцов гендерных взаимодействий, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и семье происходит процесс размывания системы поведенческих норм в сфере брачно-семейных отношений и представлений о содержании семейных ролей, увеличивается количество разводов, наблюдается развитие альтернативных форм семьи, внебрачных рождений, уменьшение количества детей в семьях, растет детская

беспризорность. Для современного поколения приоритетно выражение индивидуальности, самореализация в профессиональном плане, достижение социального успеха и определенного уровня материального благополучия, свобода выбора и эмансипация, в результате чего происходит девальвация ценности семьи, снижается социальная значимость материнства и отцовства. На этом фоне особую актуальность приобретает проблема изучения ценностного отношения к семье, семейных ценностей, поиска факторов, определяющих повышение престижа семьи и семейного образа жизни в молодежной среде.

Одним из значимых факторов формирования семейных ценностей является территория проживания, которая характеризуется географическими и климатическими особенностями, степенью развития производства, состоянием и развитием социальной инфраструктуры, концентрацией населения, уровнем цивилизованности общественной жизни, благоустройством, традициями и обычаями. Социально-территориальная общность выступает как условие жизнедеятельности индивида и предпосылка включения его в социальные отношения. Целью проведенного нами эмпирического исследования являлось выявление социально-культурных факторов становления и развития ценности семьи современной молодежи на примере Астраханской области.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что значимыми факторами развития ценности «счастливая семейная жизнь» современных юношей и девушек являются место жительства (город или село), национальность и вероисповедание.

Для достижения поставленной цели, статистической проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены и решались следующие задачи.

1. Провести сравнительный анализ значимости ценности семьи городской и сельской молодежи.

2. Выявить национальные особенности развития ценности «счастливая семейная жизнь».

3. Оценить характер связи ценности семейного образа жизни с вероисповеданием респондентов.

С помощью методики М. Рокича «Ценностные ориентации» мы изучили значимость ценности «счастливая семейная жизнь» в системе ценностных

ориентаций современной молодежи. Для проведения аналитического этапа мы использовали математико-статистические методы, которые позволили нам установить достоверность результатов исследования. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы ЗРББ 19. В анализ включались описательные статистики, непараметрические критерии Манна-Уитни и Краскела - Уоллеса.

В исследовании приняли участие 290 студентов 1-11 курсов Астраханского государственного университета и филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Астрахани. Из них 157 юношей и 133 девушки. В городе проживают 122 чел., в сельской области - 168 чел.

С помощью непараметрического критерия Манна-Уитни мы сравнили иерархию ценности «счастливая семейная жизнь» городской и сельской молодежи. Выявлена тенденция к достоверным различиям: значение критерия и = 1741 и уровень значимости р = 0,084. При этом ценность семьи является более важной для молодых людей, проживающих в сельской области. Объясняется это сохранением патриархального семейного уклада, обуславливающего реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи.

С помощью критерия Манна-Уитни между городскими и сельскими девушками достоверных различий в значимости ценности семьи не выявлено: И = 221 и р = 0,63. В группе юношей выявлена тенденция к достоверным различиям: И = 708 и р = 0,0615. Ценность семейного образа жизни является более важной для сельских юношей (нижняя квартиль Q 1 = 7, Q 2 = 14, Q 3 = 16), по сравнению с городскими (нижняя квартиль Q 1 = 11, Q 2 = 15, Q 3 = 18).

В группе городской молодежи между юношами и девушками в значимости ценности «счастливая семейная жизнь» достоверных различий не существует, так как значение критерия Манна-Уитни И = 471, а уровень значимости р = 0,7518. Половых различий в выборке сельской молодежи также не выявлено: И = 381,5 и р = 0,3169.

В исследовании национальных особенностей формирования ценности семейного образа жизни приняли участие 150 русских (76 юношей, 74 девушек), 79 казахов (44 юношей, 35 девушек), 35 татар (16 юношей, 19

девушек), 23 представителя народностей Кавказа: аварцы - 1 чел., ногайцы - 5 чел., чеченцы - 4, лезгины - 2 чел., армяне - 2 чел., кумыки - 2 чел., азербайджанцы - 4 чел., табасараны - 2 чел., черкесы - 1 чел. (19 юношей, 4 девушки), 3 калмыка (2 юношей, 1 девушка).

С помощью критерия Краскела - Уоллеса выявлены достоверные различия в значимости ценности «счастливая семейная жизнь» в зависимости от национальной принадлежности: значение критерия Н = 20,15653 и уровень значимости р = 0,0005. Ценность семьи наиболее значима для казахов и татар. 25 % представителей указанных национальностей поставили ценность

«счастливая семейная жизнь» на 1-3 ранговые места, так как минимальное значение равно 1, а значение нижней квартили Q 1 = 3, то есть ценность семейного образа жизни входит в «ядро» ценностного сознания личности. У 50 % казахов (значение медианы Q 2 = 6, верхней квартили Q 3 = 13) и татар ^ 2 = 6, Q 3 = 14) ценность семьи имеет статус средний и ниже среднего, согласно иерархической типологии Н.И. Лапина [3] входит в «структурный резерв» (занимает 5-9 ранговые места) и «периферию» (ранговые места 10-14). У менее 25 % казахов и татар ценность семьи занимает 14-18 ранговые места («хвост»), то есть является малозначимой. 25 % русских присвоили ценности «счастливая семейная жизнь» 1-6 ранги: минимальное значение — 1, Q 1 = 6. У 50 % опрошенных ценность семьи входит в состав «структурного резерва» и «периферии» ^ 2 = 11, Q 3 = 16). Для более 25 % русских семейный образ жизни обладает ценностью низшего статуса, то есть составляет «хвост» ценностного сознания. У 75 % представителей народов Кавказа ценность семьи имеет статус ниже среднего и низший: Q 1 = 10, Q 2 = 13, Q 3 = 17, максимальное значение - 18. Только для 25 % респондентов ценность «счастливая семейная жизнь» имеет высокий и средний статус.

Далее, мы разбили весь массив данных на две группы по половому признаку. Первую группу составили юноши - русские, татары, казахи, народности Кавказа. В группе юношей с помощью критерия Краскела -Уоллеса выявлены достоверные различия в значимости ценности «счастливая семейная жизнь» в зависимости от национальной принадлежности: значение

критерия H = 13,55402 и уровень значимости р = 0,0036. Из рис. 1 видно, что ценность семьи высокозначима для юношей-татар ^ 2 = 6), имеет средний статус для казахов ^ 2 = 10) и юношей, представляющих народности Кавказа ^ 2 = 12), семейный образ жизни наименее важен для русских юношей ^ 2 = 14).

■ Казахи ■ Народы Кавказа ■ Русские ■ Татары

О *-----------------------1---------------

Юноши Девушки

Рис. 1. Сравнительный профиль значимости ценности семьи в зависимости от национальной принадлежности юношей и девушек

В группе девушек в результате расчета критерия Краскела - Уоллеса выявленные достоверные различия для параметра «счастливая семейная жизнь» в зависимости от национальной принадлежности: значение критерия

Н = 8,475749 и уровень значимости р = 0,0371. Семейные ценности практически одинаково важны для девушек казахской ^ 2 = 5), татарской ^ 2 = 6) и русской ^ 2 = 7) национальностей, низкая значимость семейного образа жизни наблюдается в выборке девушек, представляющих народности Кавказа ^ 2 = 16). Установленный факт является для нас неожиданным. Возможно, объяснением является малочисленность группы (4 чел.) и то, что в нее вошли девушки кавказской национальности, перед которыми в первую очередь стоит задача получение высшего профессионального образования.

Для определения влияния национальности на формирование ценности семьи и полоролевое поведение молодежи мы с помощью критерия Манна-Уитни провели сравнительной анализ значимости ценности «счастливая семейная жизнь» между юношами и девушками (см. табл. 1). Выявлены достоверные различия для группы русских испытуемых, а также тенденция к

достоверным различиям в выборке казахов. Для девушек русской и казахской национальностей ценность семьи является более значимой по сравнению с юношами. Для представителей татарской национальности половых различий не обнаружено, причем семья является приоритетной ценностью. Между юношами и девушками кавказских национальностей не выявлено достоверных различий. Ценность семейного образа жизни является маловажной в юношеском возрасте народностей Кавказа.

Таблица 1

Половые различия в значимости ценности «счастливая семейная жизнь» у представителей различных национальностей

Национальность Значение медианы Значение и -критерия Уровень значимости

юноши девушки

Казахи 10 5 600 0,093392

Народности Кавказа 12 16 26 0,330391

Русские 14 7 1892,5 0,000547

Татары 6 6 146,5 0,855486

Заметный вклад в национальное самосознание, развитие культуры, быта и традиций вносит религия. Жители Астраханского края исповедуют несколько традиционных религий - православие, ислам, буддизм, иудаизм. Несмотря на то, что в современном обществе религия является «выбором» отдельного человека, проведение религиозных обрядов при создании семьи, рождении детей, смерти кого-либо из членов семьи, обращение к религиозным предписаниям в решении семейных вопросов считается для россиян традиционным и желательным. Наряду с государственными праздниками население страны отмечает и религиозные: Пасха, Курбан-байрам и т.д. Религия выступает одним из механизмов социализации, важнейшим источником общественной морали, фактором, воздействующим на изменения в семье и браке.

С помощью анкетирования установлено, что 142 опрошенных исповедуют православие, 75 чел. - ислам, 73 респондента являются атеистами.

В результате применения критерия Краскела - Уоллеса достоверных различий в значимости ценности семьи между атеистами, православными и

мусульманами не выявлено: Н = 4,3877 и р = 0,1115. Однако, 50 % верующих поставили ценность семьи на 1-5 ранговые места ^ 2 = 5), в то время как 50 % неверующих указали 1 - 10 ранги ^ 2 = 10). Для православных и мусульман ценность «счастливая семейная жизнь» составляет «ядро» ценностного сознания личности. Схожесть ценности семейного образа жизни можно объяснить не только длительным совместным проживанием, но и тем, что христианство и ислам оказывают позитивное воздействие на развитие и укрепление института семьи и брака, формируют такие семейные ценности, как крепкий брак, рождение и воспитание детей, уважение к старшему поколению.

В.Н. Дружинин отмечает, что ни одна мировая религия не отводит в системе вероучения столь важное место семье, как христианство [1]. Цели заключения брака определил Святитель Иоанн Златоуст: «Две цели, для которых установлен брак: чтобы мы жили целомудренно и чтобы делались отцами. Но главнейшая из этих двух целей - целомудрие» [6, с. 10]. В браке происходит преображение человека, расширение его личности, только в семье можно научиться любить и быть великодушным. Ислам также придает большое значение созданию крепкого брака: «Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости» (Коран, 24:32) [2, с. 380]; «Брак - моя традиция, а тот, кто отворачивается от моей традиции, не со мной», «Вступивший в брак наполовину уже исполнил предписание своей веры» (хадиса пророка

Мухаммада) [4, с. 65].

Для православных и мусульман традиционна многодетность, так как их религия запрещает прерывать беременность. В Коране сказано: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей - тяжкий грех» (Коран, 17:31) [2, с. 304].

Православие и ислам проповедуют уважение к родителям. В Новом Завете детей учат слушаться своих родителей: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3, 20) [5 , с. 70]. В Коране говорится: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому,

кроме Него, и делать добро родителям. Если достигнет возраста преклонного один из родителей или оба, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся с ними уважительно. Склони пред ними крыло смирения и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком» (Коран, 17:23-24) [2,

С.444.]

Религиозное сознание и мировоззрение определяет нормативную модель поведения мужчины и женщины в браке. В православной и исламской семье мужчина является главой семьи, ее опорой и защитой. «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество пред другими, и потому что они расходуют из своего имущества ...» (Коран, 4: 34) [2, С.97]. В обязанности женщины входит управление домом и воспитание детей.

Полоролевая дифференциация в распределении прав и обязанностей поставила перед нами необходимость в сравнительном анализе значимости ценности семьи в зависимости от вероисповедания юношей и девушек. В группе юношей существуют достоверные различия по шкале «счастливая семейная жизнь» в зависимости от вероисповедания: Н = 8,7158 и р = 0,0128. На рис. 2 видно, что ценность семейного образа жизни является приоритетной для мусульманских (0 2 = 4), важной для православных (0 2 = 6), малозначительной для неверующих (0 2 = 11) юношей. В группе девушек достоверных различий не выявлено: Н = 2,9402 и р = 0,2299.

Рис. 2. Сравнительный профиль значимости ценности семьи в зависимости от

вероисповедания юношей и девушек

Итак, по результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.

1. Ценность «счастливая семейная жизнь» является более значимой для сельской молодежи. Социокультурный фактор формирования ценности семьи, обусловленный особенностями среды проживания, в большей степени оказывает влияние на юношей, чем на девушек. Ценность семейного образа жизни является более важной для сельских юношей по сравнению с городскими. В выборке девушек достоверных различий не выявлено.

2. Национальная принадлежность является значимым фактором формирования семейных ценностей. Национальные особенности жизнедеятельности, обычаи и традиции оказывают существенное влияние на актуализацию ценности «счастливая семейная жизнь», полоролевое поведение молодежи. Семья является приоритетной ценностью для юношей и девушек татарской национальности. Для казахских и русских девушек ценность семьи является более значимой по сравнению с юношами. Ценность семейного образа жизни является маловажной в юношеском возрасте для представителей народностей Кавказа.

3. Религия - важный фактор, оказывающий позитивное влияние на развитие и укрепление института семьи и брака. Православие и ислам культивируют такие семейные ценности, как крепкий брак, рождение и воспитание детей, уважение к старшему поколению. Установлено, что ценность «счастливая семейная жизнь» является приоритетной для мусульманских, важной для православных, малозначительной для неверующих юношей. Для девушек ценность семьи является значимой не зависимо от их вероисповедания.

Библиографический список

1. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996.

2. Коран / Пер.смыслов Э.Р. Кулиева. - М.: Издательский дом «УММА», 2004. - 688 с.

3. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст] //Социологические исследования.-1996.-№5.

4. Нуруллина Г. Женщина в исламе / Г. Нуруллина. - М.: Издательский дом «УММА», 2003. - 383 с.

5. Таинство Венчания и православный брак. - М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви. Издательство «ДАРЪ», 2006. - 256 с.

6. Щеголева Е. Как создать православную семью. 250 мудрых советов мужу и жене / Е. Щеголева. - М..: ДАРЪ, 2005. - 253 с.

Bibliography

1. Druzhinin, V. N. Family Psychology. - М., 1996.

2. Koran / Transl. of Senses by E.R. Kuliev. - М.: «ЦММА» Publishing House, 2004. -

688 p.

3. Lapin, N.I. Modernization of Basic Values of the Russians [Text] // Sociological Research. - 1996. - № 5.

4. Nurullina, G.A. Woman in Islam / G.A. Nurullina. - М.: «ЦММА» Publishing House, 2003. - 383 p.

5. Sacrament of Wedding and Orthodox Marriage. - М.: The Russian Orthodox Church Publishing Council. - M.: "DAR" Publishing House, 2006. - 256 p.

6. Shchegoleva, E. How to Establish an Orthodox Family: 250 Wise Advice to Husband and Wife / E. Shchegolev. - М.: DAR, 2005. - 253 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.