Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ / СТУДЕНТ / БАКАЛАВР / МЕНЕДЖЕР СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL DESIGN / PROJECT / STUDENT / BACHELOR / MANAGER OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL SPHERE / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабаян Анжела Владиславовна

Статья посвящена социально-культурному проектированию в подготовке бакалавров - будущих менеджеров социально-культурной деятельности. Показана актуальность изучения будущими менеджерами социально-культурной сферы теоретических и практических аспектов социально-культурного проектирования, утверждается, что социально-культурное проектирование может способствовать достижению поставленных целей учреждений культуры путем реализации социально-культурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL DESIGN IN THE PREPARATION OF BACHELORS - FUTURE MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

The article is devoted to socio-cultural design in the preparation of bachelors - future managers of socio-cultural activities. The relevance of studying theoretical and practical aspects of socio-cultural design by future managers of the socio-cultural sphere is shown.it is argued that socio-cultural design can contribute to achieving the goals of cultural institutions by implementing socio-cultural projects.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

SOCIO-CULTURAL DESIGN IN THE PREPARATION OF BACHELORS - FUTURE MANAGERS OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Babayan Anzhela Vladislavovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Department of Creative and Innovative Management and Law, Pyatigorsk State University Pyatigorsk

The article is devoted to socio-cultural design in the preparation of bachelors - future managers of socio-cultural activities. The relevance of studying theoretical and practical aspects ofsocio-cultural design by future managers of the socio-cultural sphere is shown.it is argued that socio-cultural design can contribute to achieving the goals of cultural institutions by implementing socio-cultural projects.

Keywords: socio-cultural design; project; student; bachelor; Manage/ of socio-cultural activities; socio-cultural sphere; socio-cultural activities,

DOI 10.24923/2222-243X.2020-35.36

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ удк 378

В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ - БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ ВАК РФ 13.00.08 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена социально-культурному проектированию в подготовке 6а- @ БабаянА.В., 2020 калавров - будущих менеджеров социально-культурной деятельности. Показана актуальность изучения будущими менеджерами социально-культур-ной сферы теоретических и практических аспектов социально-культурного проектирования, утверждается, что социально-культурное проектирование может способствовать достижению поставленных целей учреждений культуры путем реализации социально-культурных проектов. Ключевые слова: социально-культурное проектирование; проект; студент; бакалавр; менеджер социально-культурной деятельности; социально-культурная сфера; социально-культурная деятельность.

Международный исгорико-педагогический опыт свидетельствует о том, что эффективное функционирование и развитие системы высшего образования зависят от гуманизации и технологизации образовательного процесса [2, с. 38], Высокое качество получаемого образования имеет решающее значение для социально-экономического роста страны, именно образованию принадлежит ключевая роль в формировании качества человеческого капитала, его ценности. Многосторонняя деятельность современных образовательных учреждений высшего образования состоит из перечня факторов, способствующих подготовке квалифицированных специалистов, а от того, как организован данный процесс, зависит глубина и прочность знаний и умений будущего специалиста, успешность будущей профессиональной деятельность [1, 135]. Преподавателю высшей школы А.П, Горбунов рекомендует организовывать процесс обучения исходя из того, что во главу угла результативности процесса обучения, включающего получение научно-исследовательс-ких результатов и воспитание личности, должно быть поставлено формирование у студентов мышления, оперирующего знаниями и способного самостоятельно вырабатывать знания и использовать их в практике деятельности [4,130].

В ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" на протяжении ряда лет успешно реализуется основная профессиональная образовательная программа высшего образования (ОПОП ВО) по направлению подготовки 51.03.03 "Социально-культурная деятельность" (профиль "Менеджмент социально-культурной деятельности"). Целью реализации данной ОПОП определена подготовка выпускника, способного успешно работать в сфере управления социально-культурной деятельностью, обладающего универсальными и предметно-специализированными знаниями и навыками, которые будут способствовать социальной мобильное-

Б А БАЯНА нжела Владиславовна, доктор педагогических наук, профес сор, кафедра Креа тивно • инновационно -го управления и права, Пятигорский государственный университет, Пятигорск

LH

s ^

о

LH

< et

LH

# * *

178

ти и устойчивости выпускника на рынке труда, а также ОПОП нацелена на удовлетворение требований социально-культурной сферы в управленческих кадрах, которые владеют (методологическими основами управления, орга-низационно-правовыми аспектами управления, современными технологиями принятия решений и т.д. [6].

Миссия данной ОПОП в ФГБОУ ВО "Пятигорский государственный университет" состоит в подготовке высокопрофессиональных, креативно мыслящих, инновационно действующих, соревновательно способных, конкурентно устойчивых кадров в сфере социально-культурной деятельности, у которых сформированы актуальные профессиональные и ключевые социальные компетенции [6].

Исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов ФГБОУ 80 "Пятигорский государственный университет" программа бакалавриата ориентирована на такие виды будущей профессиональной деятельности выпускников, как научно-методическая, организационно-управленческая, проектная, творческо-производственная. Подготовка к осуществлению проектной деятельности предусматривает сформированность компетенций, позволяющих успешно участвовать в разработке и обосновании социально-культурных проектов и программ; участвовать в педагогическом проектировании инновационных систем социально-куль-турного творчества, рекреации, организации туристического досуга; осуществлять экспертизу проектов социально-культурной направленности; оказывать консультационную помощь по разработке инновационных проектов и программ в социально-культурной сфере [6].

Анализ учебно-методических материалов названной ОПОП свидетельствует о том, что данные материалы соответствуют современному уровню развития науки, предусматривают логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

В учебный план в число дисциплин вариативной части образовательной программы включена дисциплина 'Основы социально-культурного проектирования", которая изучается в 4-5 семестрах обучающимися очной и заочной форм обучения. Целью данной дисциплины является формирование у обучающихся знаний общих принципов разработки социокультурных проектов, умений и практических навыков социально-культурного проектирования,

В ходе изучения дисциплины "Основы социально-культурного проектирования" формируются компетенции, предусматривающие способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность, готовность к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-куль-турной сферы, способность проектировать социально-культурную деятельность, оценивать социально-культурные проекты и программы, социально-культурные технологические системы (рекреационные, зрелищные, игровые, информационные, просветительские, коммуникативные, реабилитационные}.

Социально-культурное проектирование А,П. Марков определяет как специфическую технологию, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем, выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [5, с 14}. Студенты в ходе лекций и практических занятий изучают такие темы, как теория социально-культур-ного проектирования, социальный проект, разработка социально-культурного проекта, жизнеспособность социально-культурного проекта, человеческий фактор в управлении социально-культурными проектами, функциональные области управления социально-культурными проектами. Изучение дисциплины предполагает курсовое проектирование. Студенты выполняют курсовую работу - учебную работу научно-исследовательского и научно-инновационного характера, содержащую инновационные результаты теоретических и прикладных исследований по дисциплине.

*** Статьи Раздела соответствуют отрасли - 13.00.00 Педагогические науки, по которой KANT включен в список рецензируемых журналов ВАК России.

Целесообразность изучения студентами -будущими менеджерами социально-культур-ной деятельности основ социально-культур-ного проектирования обусловлена тем, что в условиях современных преобразований, происходящих в России и мире, успешность учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в социально-культурной сфере, во многом зависит от способности их специалистов проектировать культурно-массовые мероприятия. Активное развитие рынка социально-культурных услуг в начале XXI века оказало значительное влияние на расширение и образование новых видов и жанров культурно-мас-совых мероприятий, благодаря этому менялось содержание, появлялись новые средства и методы эмоционального воздействия на людей, культурно-массовые мероприятия стали привлекать внимание широких слоев населения [9, с.65).

Важной чертой развития сферы культуры в настоящее время стало появление технологий социально-культурного проектирования, направленного на стимулирование активной культурной деятельности сообществ и отдельных людей. Реализация социально-культурных проектов и программ позволяет сочетать традиции и инновации в культуре, способствует росту культурного многообразия. Актуальность изучения будущими специалистами социально-культурной сферы теоретических и практических аспектов социально-культурного проектирования обусловлена повышением роли культуры в российском обществе. Проектирование в социально-культурной сфере следует рассматривать в качестве управленческой и организационной активности субъектов культурной политики по анализу существующих проблем в этой сфере и определению способов их разрешения в определенный отрезок времени. Проектирование можно рассматривать как форму регулирования социально-культурных процессов. Социально-культурное проектирование может способствовать достижению поставленных целей учреждений культуры путем реализации социально-культурных проектов.

Современные исследования показывают, что организация различных форм куяьтур-но-массовой работы, которые заинтересуют участников и запомнятся им, требует высококвалифицированного специалиста социально-культурной сферы, способного осуществить систематический контроль всего процесса подготовки, от разработки общей идеи, планирования проекта, утверждения

сценария у руководства до этапа подведения итогов. Также организатор культурно-массо-вых мероприятий должен ориентироваться на рынке развлекательных услуг, уметь налаживать контакты с подрядчиками, обладать способностью четко устанавливать цели и работать в условиях ограниченных ресурсов (время и бюджет}. Некачественно организованное мероприятие будет препятствовать решению поставленных задач, приведет к финансовым потерям и повредит имиджу организации 19, с. 67].

Актуальность подготовки бакалавра - менеджера социально-культурной деятельности в процессе социально-культурного проектирования к будущей профессиональной деятельности определяется, во-первых, запросами самой личности к качеству образования и формированию у нее необходимых компетенций, запросами работодателей к подготовке высококвалифицированных кадров, способных решать многочисленные профессиональные задачи, запросами общества и государства, заинтересованных в повышении качества социально-культурных услуг при сохранении их доступности для населения и обеспечения конкурентоспособности организаций социально-культурного сферы [7, с.255].

Изучая основы социально-культурного проектирования, студенты привыкают к роли субъекта деятельности, ко взаимной ответственности и активной позиции участников проектирования, творческой самореализации в профессии еще на этапе профессиональной подготовки в вузе. Социально-культурное проектирование активизирует процесс социализации студентов. Следует отметить, что совместная работа группы студентов - будущих менеджеров социально-культурной деятельности над одним проектом не только развивает их креативность, но и формирует мастерство, которое в дальнейшем служит основой для личностного развития и профессионального развития.

Будущие менеджеры социально-культурной деятельности в ходе социально-культурного проектирования учатся осуществлять научную деятельность. Результаты научных исследований проблем социально-культурного проектирования проходят апробацию в ходе выступлений студентов на конференциях различного уровня, в ходе обсуждения докладов и публикации научных статей. Также результаты исследований студентов находят отражение в коллективных монографиях и учебных пособиях, издаваемых в ФГБОУ ВО

"Пятигорский государственный университет" [9; 10].

Важно отметить, что, работая вместе, студенты учатся разрабатывать проекты, выступая сплоченным коллективом креативной группы, и далее реализуют проект на практике в образовательной среде университета и социально-культурной среде региона, Соци-аяьно-культурное проектирование в подготовке бакалавров - будущих менеджеров со-циально-культурной деятельности позволяет обучающимся соответствовать требованиям времени. Сегодня сфера социально-культур-ной деятельности ежедневно требует новых подходов к решению разнообразных задач, креативных подходов в процессе формирования культурной жизнедеятельности человека.

Опыт реализации в ФГ60У 80 "Пятигорский государственный университет" ОПОП по направлению подготовки 51.03.03 "Социально-культурная деятельность" (профиль "Менеджмент социально-культурной деятельности") показал, что именно социально-культурное проектирование как уникальная технология, предполагающая совмещение разнообразных видов деятельности, одновременное решение многих проектных задач, требует от обучающихся проектирования конкретных представлений о конечном социально-культурном продукте, разработки системы мер по реализации проекта, а также осмысления и анализа результатов деятельности. Освоение социально-куль-турного проектирования способствует формированию у будущих менеджеров социально-культурной деятельности умений и навыков разрабатывать качественный социально-куль-турный продукт, продвигать его на рынок услуг.

Анализ нашего опыта преподавания дисциплины "Основы социально-культурного проектирования" показал, что ее освоение будущими менеджерами социально-культурной сферы в ходе подготовки к профессиональной деятельности позволит в дальнейшем повысить конкурентоспособность учреждений со-циально-культурной сферы и качество их услуг, Социально-культурное проектирование напрямую влияет на развитие социально-куль-турной сферы, организацию эффективной со-циально-культурной работы, решение различных социально-культурных проблем. Специфика технологии социально-культурного проектирования состоит в том, проектирование выступает алгоритмом действий, может при-

меняться для решения актуальных задач и проблем конкретного учреждения и отрасли в целом. Студенты осваивают способы проектирования социально-культурных процессов, явлений, направленных на внесение изменений в социально-культурную среду, создание новых продуктов.

Литература:

% Бабаян A.B. Из истории организации самостоятельной работы студентов вузов в дореволюционной России// Фундаментальные исследования. -2008.-- №9.-0 35-137.

2. Бабаян А.8., Везиров Т.Г. Обеспечение эффек тивности профессиональной подготовки магистров на основе дистанционных образовательных технологий // Высшее образование сегодня. -2016. - №1. - С.38-41.

3. Васияьковская М.И. Социально-культурное проектирование как форма культурно досуговой деятельности молодежи // Ученые записки (Ал-тайская государственная академия культуры и искусств). - 2017. - №2(12). - С. 43-45.

4. Горбунов А.П. Инновационное управление как средство достижения нового качества университета // Вестник Пятигорского государственного лингвисгическогоуниверситега. 2007. - №3-4, -С. 129-131.

5. Луков S.A. Социальное проектирование; учебное пособие. - М. ä Изд-во Моск. гуманит. ун-та; Флинта, 2009.-240 С.

6. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки - 51.03.03 "Социально-культурна я деятельность. Направленность (профиль) - Менеджмент социально культурной деятельности // https://pgu.ru/upload/iblock/9c3/Opop-SKD s-listami-aktualiza tsii.pdf

7. Плотникова Г.Г. Проектирование дидактической системы подготовки бакалавра к профессиональной деятельности в социально-культурной сфере : материалы Научной и научно-методичес кой конференции профессорско преподавательского состава Кубанского государственного уни еерсигета физической культуры, спорта и туризма. -2017.-№1,-С. 255.

8. Развитие проектного обучения в организациях сферы услуг: монография / С.Ё. Клинков; отв. ред. С.А, Гусев;Московский финансово-юридичес кийуниверситетМФЮА. - М. :МФЮА, 2019. - 128 с.

9. Социально-культурная деятельность: теоретические и технологические основы: коллективная монография / под ред. Е.В. Ефимовой, A.B. Бабаян. - Пятигорск: ПГУ, 2019. - 199с. Ю.Социально-культурная деятельность: теория и практика проектирования : учебное пособие / под ред. Е.В. Ефимовой, A.B. Бабаян. - Пятигорск : ПГУ, 2019.- 136 с.

11.Технология проектного обучения в этнокультурном музыкальном образовании студентов: монография. / И.Б. Игнатова, Л.Н. Сушкова. - Бел город: Изд-во БГИИК, 2014. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.