маркетинг в XXI столетии - 2007 / Материалы VIII Междунар. науч. конф. студ-в и молодых ученых. - Донецьк: ДонНТУ,2007. - С. 203-207.
Т.Р. Сабиров
Социально-культурное направление в деятельности Русской Православной Церкви
На сегодняшний день представители религиозных сообществ уделяют максимум внимания духовному развитию личности. Если обратиться к недалекому прошлому, то еще двадцать лет назад походы в храм не были настолько популярны, как сейчас. Двадцать лет назад наше государство переживало важнейший этап в своей истории - смена государственного политического строя, менялись ценности, менялось общество. Предыдущие устои были сметены волной новизны на всех уровнях. Многие называли те годы «временем рождения новой России». И в этом новом государстве религия вновь стала играть важную роль в социальной жизни индивидуума. Началось строительство новых и восстановление старых церквей и мечетей, стали возрождаться общины верующих. Итогом произошедших изменений в начале 90-х годов ХХ века стало существенное усилие влияния религиозных организаций на современное общество. При этом до настоящего момента проблема выстраивания «гармоничных отношений в системе «государство - общество - религия» сохраняет свою актуальность. Это связано, прежде всего, с необходимостью преодоления деструктивных тенденций в духовной сфере» [1: 441].
В постсоветский период РПЦ стала предметом исследования представителей различных наук [2]. Одним из «молодых» направлений в рамках социологии религии стало изучение РПЦ с помощью методов открытой социологии. Наиболее заметными и критикуемыми представителями нового течения стали исследователи Института изучения религии в странах СНГ и Балтии [3].
Русская Православная Церковь как основная религиозная организация на территории Российской Федерации имеет сильное влияние на различные стороны государственной и общественной жизни. В системе государственного образования появился такой школьный предмет, как «Основы православной культуры», в системе вузовского образования представлено направление «Теология». Ее продвижение в немалой степени было обусловлено общей атмосферой в стране, утратой идеологических опор в обществе, а общества без идеологии не может быть. Идеология - система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг
к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии) [4].
Именно в условиях идеологического вакуума была востребована религия. Какая? Вполне логично, что речь шла, прежде всего, о православии; его представители первыми среди конфессий России обратились к государству с предложением о сотрудничестве.
Для тех, кто не ставит своей целью профессиональное изучение религии, в церквях и храмах существуют воскресные школы. В данных учебных заведениях желающие могут получить основы христианства, пообщаться со священником, получить ответы на интересующие вопросы. Нередко, когда в результате регулярных посещений воскресных школ и приходов люди находят ответы на волнующие их вопросы, обретают духовного наставника в лице священника, нередки случаи, когда прихожане принимают послушание и начинают вести мирскую жизнь по законам христианства.
Расширение влияния Русской Православной Церкви (РПЦ) активно осуществляется через средства массовой информации. Открыты православные каналы на кабельном телевидении, идет вещание в радио эфире. На центральных телеканалах проходят трансляции религиозных празднований с участием первых лиц государства, также в эфире можно увидеть передачи с участием видных православных деятелей, выступающих в качестве экспертов по обсуждению тех или иных вопросов.
Важную роль в связи церкви с молодым поколением играет Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проводятся мероприятия, фестивали, концерты с участием молодежных и взрослых творческих коллективов России и стран СНГ. Данные мероприятия посещают видные деятели политики, культуры и церкви, и Патриарх Кирилл.
Основной целью данных культурно-досуговых мероприятий является возможность дать молодежи из епархий Центрального федерального округа проявить и развить свои таланты, а также стать площадкой сбора и самоорганизации молодежи на базе фестивальной программы. Таким образом, молодежь получает православную альтернативу в социальных и духовных ценностях, образе жизни, наставническая роль церкви становится весьма актуальной.
Стоит также отметить, что сейчас в церквях входит в активную фазу культурно-просветительская работа, организация выставочной и просветительской деятельности. На сегодняшний день только в Москве проводится до трех и более православных выставок в месяц. Большая часть из них приурочена к православным религиозным праздникам, например, таким как Крещение Руси, Покрова Пресвятой Богородицы. Организацией выставок занимаются православные фонды, организации, прошед-
шие аккредитацию, и получившие одобрение и благословление от РПЦ или епархии, на территории которой они расположены, или от лица которой они ведут свою деятельность. Чаще всего православные выставки проводятся на территории Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ), данные площадки известны верующим. Продолжительность каждой выставки - от пяти до семи дней. Для участия в данных выставках допускаются храмы, церкви, монастыри и прочие православные организации, которые представляют свою продукцию, как пищевую, так и промтовары - одежда из натуральных тканей, сувенирную продукцию, облачения для священнослужителей, печатную продукцию, ювелирные изделия. На данных выставках все желающие могут пообщаться со священниками, заказать требы, оказать посильную помощь храмам. Календарный план выставки затрагивает будние и выходные дни, что важно для посещения трудоспособным населением. Вход на православные выставки свободный. Помимо ВВЦ, такие выставки проводятся в выставочном центре Крокус Экспо и в Манеже. Информационная поддержка в электронных и печатных СМИ, на телевидении, звуковая реклама в поездах московского метрополитена, работа распространителей на улицах города позволяют максимально охватить аудиторию потенциальных посетителей и информировать религиозную общественность о предстоящем мероприятии.
Обладая широким спектром возможностей, РПЦ является не только духовной составляющей, но и активно влияет на реальную сторону жизни современного общества. Человек является главным субъектом, на которого направлена социально-культурная деятельность религиозной организации. Церковь обращается к ценностным ориентациям, которые могут формировать жизненные приоритеты и мотивировать человека к определенным действиям. В современном мире человек зачастую находится под влиянием различных культур, общественных стереотипов поведения, навязанных целей и ценностей, становясь простым потребителем материальных благ, который стремиться соответствовать эталонному образу. Создавая новую модель личностного поведения, Православная церковь как общественная организация создает духовные приоритеты.
В связи с этим, особую актуальность обретают те ценностные установки, которые церковь внедряет в сознание людей, которые начинают вступать в противоречие с современными псевдо идеалами. Также необходимо отметить огромный вклад и влияние Русской Православной Церкви на социальные процессы, культурное развитие и становление молодежи в современном обществе.
Литература
1. Логинов, А.В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности / А.В. Логинов. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 496 с.
2. Бойко, В.В. Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном российском обществе, 1988 - 1997 гг.: дис. канд. филос. наук: 09.00.06. / В.В. Бойко, РАГС. - Москва, 1997. -111 с.; Никишина, Е.А. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики: автореф. канд. эконом. наук: 08.00.10 / Е.А. Никишина, ГНИИСА СП РФ. - Москва, 2006 - 26 с.; Сафронов, С.Г. Русская православная церковь в конце ХХ века: территориальный аспект. - Москва: МГУ, 2001. [Электронный ресурс]. - URL: pubs.camegie.ru / workpapers / 2001 / 1 (14.11.2012); Тара-севич, И.А. Конституционно-правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации.: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / И.А. Тарасевич; Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень, 2006. - 22 с.
3. Митрохин, Н. Епископы и епархии Русской Православной Церкви / Н. Митрохин, С. Тимофеева. - Москва: Панорама,1997. - 452 с.; Митрохин, Н.А. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая / Н.А. Митрохин, М.Ю. Эдельштейн; Отв. ред. и авт. предисл. Л.М. Тимофеев. - Москва: РГГУ,2000. - 202 с.; Митрохин, Н.А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. / Н.А. Митрохин. - 2-е изд., испр., доп. - Москва: Новое литератур. обозрение, 2006. - 650 с.
4. Семигин, Г.Ю. Идеология // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. - Москва: Мысль, 2000 - 2001. - Т. 2.: Е-М. - 2001. - 634 с.
А.Д. Милявская
Фандрайзинг как средство развития современного любительского творчества
В основе любительского творчества лежит незыблемый принцип - добровольчество. По этому принципу люди начинают заниматься творчеством, организовываться в группы, давать концерты. Вся деятельность любительского коллектива пронизана любовью к творчеству и самовыражению. В современной России любительское творчество занимает важное место в досуге как молодежи, так и представителей других возрастов.
Жизнь современного человека многогранна и разнообразна в своих проявлениях. От того, как отдыхает человек, во многом зависит его самочувствие, здоровье и, в конечном счете, его работоспособность. Высокий ритм жизни, поток впечатлений и разнообразной информации оказывают прямое воздействие и на характер отдыха, способ использования свободного времени, на вкусы и потребности людей, их эстетические запросы. Вот почему в числе важных элементов досуга существенное место зани-
274