Научная статья на тему 'Государственная власть и деятельность русской православной церкви на Юге России (1990-2000 гг. )'

Государственная власть и деятельность русской православной церкви на Юге России (1990-2000 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
157
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЦЕРКОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / ЮГ РОССИИ / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATE AND CHURCH RELATIONS / STATE RELIGIOUS POLITICS / SOUTH OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белоусов Сергей Степанович

В статье рассматриваются взаимоотношения органов государственной власти и Русской православной церкви на Юге России в первые постсоветские десятилетия. Автором выявлены особенности государственно-церковных отношений в регионах и дан возможный прогноз будущего их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Authorities and Work of Russian Orthodox Church in the South of Russia (1990-2000)

The article touches upon the problem of mutual relations between state authorities and the Russian Orthodox Church in the South of Russia during the 0 rst post soviet decades. The author reveals features of the state and church relations in the regions and suggests the possible forecast of their future development.

Текст научной работы на тему «Государственная власть и деятельность русской православной церкви на Юге России (1990-2000 гг. )»

Славные боевые традиции российского народа, складывавшиеся в многовековой совместной борьбе с внешними врагами по защите Отечества, наиболее ярко проявились в годы Великой Отечественной войны. В этой битве с немецкими захватчиками достойную героическую страницу вписали в военную историю Калмыкии бойцы и командиры 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии, личный состав которой представлял многонациональное население Калмыцкой АССР.

Список источников

Государственный архив Ростовской области (ГА РО). Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).

Научный архив Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (НА КИГИ РАН). Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК).

Литература

Белоусов С. С. Оборонительные бои на Нижнем Дону весной — летом 1942 г. по воспоминаниям военнослужащих 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии // Великая Отечественная война в пространстве исторической памяти российского общества: Материалы международной научной конференции (28-29 апреля 2010 г.). Ростов-на-Дону: ЮНЦ РАН, 2010. С. 225-231.

Боевой и численный состав Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.): стат. сб. М., 1994-1995. Стат. сб. № 2. М., 1994. 228 с.

Боевой и численный состав Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.): стат. сб. М., 1994-1995. Стат. сб. № 3. М., 1994. 231 с.

Боевой и численный состав Вооруженных Сил в период Великой Отечественной войны (19411945 гг.): стат. сб. М., 1994-1995. Стат. сб. № 4. М., 1995. 230 с.

В боях за Дон. Воспоминания воинов 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1969. 180 с.

В годы суровых испытаний: боевой путь 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии. 3-е изд., испр. и доп. Элиста: Калм. кн. изд-во,

2003. 238 с.

Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание новейшее справочное издание / сост. Г. Ф. Кривошеев,

B. М. Андроников, П. Д. Буриков, В. В. Гуркин. М.: Вече, 2010. 384 с.

Великая Отечественная война: Ставка ВГК: Документы и материалы. 1942. Т. 16. (5-2). М.: ТЕРРА, 1999. 368 с.

Гречко А. А. Битва за Кавказ. 2-ое изд., доп. М.: Во-ениздат, 1971. 494 с.

Еременко А. И. Сталинград: Участникам великой

битвы под Сталинградом посвящается. М.: АСТ: Хранитель, 2006. 555 с.

Калмыкия в годы Великой Отечественной войны. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2005. 780 с.

Кичиков М. Л. Во имя победы над фашизмом. Очерки истории Калмыцкой АССР в годы Великой Отечественной войны. Элиста: Калмиздат, 1970. 208 с.

Коленкур А. Мемуары: Поход Наполеона в Россию / пер. с фр. М. Жуковского. М.: Кучково поле, 2002. 589 с.

Куманев Г. А. Сталинградская битва (Краткий военноисторический очерк, документы, материалы). М.: МППА «БИМПА», 2007. 832 с.

Макензен Э. От Буга до Кавказа // От Буга до Кавказа / пер. с нем. Е. Первушиной; коммент. В. Гончарова. М.: Издательство АСТ: ООО Транзиткнига,

2004. С. 326-328.

Максимов К. Н. Военная интеграция калмыков с донскими казаками в первой четверти XVIII века // Вестник КИГИ РАН. Элиста: КИГИ РАН, 2010. № 2. С. 5-10.

Очиров У. Б. Вклад калмыцкого народа в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Т. 1. Элиста: ЗАОр НПП «Джангар», 2010.

C. 208-214.

1812. Бородинская битва. М.: Эксмо, 2009. 320 с.

Убушаев В. Б. Боевой путь 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии: защита донских рубежей // Вклад регионов Юга России в Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Материалы Российской научно-практической конференции. 20-22 апреля 2010 г. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2010. С. 10-13.

Хаупт Вернер. Сражения группы армий «Юг». Взгляд офицера вермахта / пер. с нем. С. Липатова. М.: Яуза, Эксмо, 2006. 448 с.

Штеменко С. М. Генеральный штаб в годы войны: От Сталинграда до Берлина. М.: Издател. группа АСТ, 2005. 752 с.

УДК 21.009:322 + 211.5(091) + 23/28 ББК 86.372

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ЮГЕ РОССИИ (1990-2000 гг.)

С. С. Белоусов

В постсоветский период религия стала оказывает существенное влияние на наиграть заметную роль в общественно-поли- строения населения и активно участвует в тической жизни России.Этого не может не формировании общественного мнения. Сре-учитывать государство, поскольку церковь ди россиян преобладает позитивная оцен-

ка религии, и, как свидетельствуют большинство исследований, рейтинг доверия к церкви превышает 50 %. Среди действующих на территории Российской Федерации религиозных конфессий наибольшее число последователей и религиозных организаций имеет Русская православная церковь (далее — РПЦ). Не является исключением в этом плане и Южный Федеральный округ (далее — ЮФО). По состоянию на 1 января 2008 г. в ЮФО функционировало около 3 300 религиозных организаций, зарегистрированных территориальными органами Минюста России, из числа которых насчитывается 1 206 (37 %) организаций РПЦ, 71 (2,2 %) других православных церквей и старообрядцев [Митрохин 1998: 54]. На территории Юга России православные приходы размещены неравномерно: большинство их расположено в областях, краях и в Республике Северная Осетия-Алания, в ряде других национальных республик их численность незначительна или намного уступает мусульманским организациям.

Возрождение РПЦ было обусловлено процессами демократизации общества, начавшимися с политики «перестройки» во второй половине 80-х гг. прошлого столетия. После крушения СССР и падения коммунистической идеологии этот процесс пошел быстрыми темпами. Разочарование в прежних идеалах и неспособность новой российской власти предложить альтернативную, более привлекательную идеологическую и нравственную основы духовной жизни побудили многих обратиться к религии.

В южнороссийском регионе в 1990-е гг., как и по всей стране, наблюдался массовый приток новых верующих в ряды РПЦ, что обусловило появление задачи организационного оформления церковной жизни. В эти годы резко увеличилось количество новых приходов, что привело к созданию новых епархий, образовавшихся путем выделения из крупных церковно-административных округов. Особенно высокие темпы церковного строительства были отмечены в 1988-1994 гг., когда количество открывающихся за год храмов в южнороссийских регионах составляло 20-30 % от общего их количества в епархии, с 1995 г. наметилась тенденция снижения открытия храмов до 10 храмов в год на одну епархию [Митрохин 1998: 54].

Открытие новых приходов и оживление церковной жизни вызвали изменения в ад-

министративном делении епархий. В 1990е гг. из Саратовской епархии выделилась Волгоградская епархия, из Екатериноград-ской и Кубанской — Майкопская и Адыгейская, из Ставропольской и Владикавказской — Элистинская и Калмыцкая епархия, в 1998 г. была восстановлена Бакинско-Прикаспийская епархия.

К началу XXI в. создание православной инфраструктуры Московского патриархата на Юге России практически завершилось. К этому времени уменьшились и поток желающих приобщиться к православию, и темпы открытия новых приходов (как следствие первого).

Сформированная в 1990-е гг. церковная инфраструктура РПЦ, а также усиление акцента в сторону православия в религиозной политике государства на рубеже веков создали благоприятную ситуацию для усиления ее позиций в российском обществе. В первое десятилетие XXI в. отношения между властью и РПЦ значительно упрочились, при этом каждая из сторон имела свой интерес. Для власти важным было использовать возросший авторитет РПЦ для укрепления своих политических позиций, а РПЦ в свою очередь стремилась с помощью государственных структур усилить свое влияние на российское общество и потеснить своих конкурентов в лице протестантов и представителей новых сект. На Юге России данная тенденция проявилась в регионах с преобладанием русского населения и практически не обозначилась в национальных республиках с доминированием мусульманского населения.

В Волгоградской области русские и украинцы в своей совокупности составляют около 90 % ее населения, поэтому здесь доминирующей конфессией является православие. На начало 2009 г. удельный вес православных организаций в общем числе зарегистрированных религиозных структур составлял 61 % [Карапетов 2011]. Они играют в местной политической жизни достаточно весомую роль, которая, как правило, возрастает в период избирательных кампаний. Главные претенденты на выборные должности, рассчитывающие завоевать значительную часть регионального электората, не могут не учитывать этот фактор в своей предвыборной кампании.

До конца 1990-х гг. «фактор православия» в политической жизни Волгоградской области активно использовался в период

предвыборных кампаний представителями русских национальных организаций и отдельными кандидатами, позиционировавшими себя в качестве государственников. Деятельность такого характера, как правило, ограничивалась символическим участием некоторых кандидатов на выборные должности в церковных праздниках и встречами с руководством Волгоградской епархии. Эти факты и благожелательные высказывания священнослужителей по отношению к таким кандидатам всячески тиражировались лояльными СМИ.

Наиболее активно «фактор православия» использовал в своей предвыборной борьбе предприниматель Е. П. Ищенко. До своего избрания на пост мэра г. Волгограда он пожертвовал крупные суммы на строительство храмов и другие церковные нужды. В ответ руководство Волгоградской епархии практически открыто поддержало его в ходе предвыборных кампаний 1999 и 2003 гг., несмотря на недовольство других кандидатов.

После ареста Е. П. Ищенко 30 мая 2006 г. по обвинению в незаконном предпринимательстве руководство епархии активно выступило в его защиту. Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман предложил отпустить Е. П. Ищенко под залог, выразив готовность быть его поручителем, с его благословения был организован ряд акций в защиту арестованного, включая службы за освобождение «невинно оболганного раба Божьего Евгения», молитвенные стояния. Поддержка Е. П. Ищенко со стороны руководства Волгоградской епархии даже привела к конфликту с правоохранительными органами. 18 декабря 2006 г. милиция прекратила организованное с благословения митрополита молитвенное стояние верующих у расположенной в самом центре города часовни Александра Невского, конфисковав хоругви, плакаты и отпечатанные молитвы об освобождении Е. П. Ищенко.

«Фактор православия» использовался политиками и в выборах нового мэра г. Волгограда. В той или иной степени свою приверженность православным ценностям в ходе предвыборной кампании высказывали кандидаты на пост мэра Р. Т. Херианов (и. о. мэра г. Волгограда), В. И. Галушкин (кандидат от «Единой России»), Р. Г. Гребенников (депутат областной думы) О. Л. Михеев (президент группы компаний «Диамант»),

С. В. Терентьев («Русская община — Союз русского народа») [Голунов 2011].

Если не считать некоторого противостояния, имевшего место между областными и епархиальными властями в деле Е. П. Ищенко, отношения между ними в целом развиваются в духе сотрудничества. Так, в 2006 г. руководству епархии удалось добиться одобрения Волгоградской областной Думой проекта закона о передаче в собственность религиозным организациям земли, до этого принадлежавшей им на правах бессрочного пользования [Поляков 2011].

Областное руководство поддержало инициативы епархиальной власти по созданию при храмах детских садов и введению преподавания в средней школе предмета «Основы православной культуры». В Волгоградском государственном педагогическом университете под руководством профессора

В. И. Супруна налажена подготовка преподавателей по предмету «Православная культура». В настоящее время в нескольких районах области создано более десяти центров православной культуры и образования.

Волгоградским отделением «Единой России» в областной Думе разработана «Концепция образовательной политики в восстановлении духовного и культурноисторического наследия РПЦ при администрациях муниципальных образований Волгоградской области», согласно которой Главам муниципальных районов и городских округов рекомендовано создавать Советы по восстановлению духовного и культурноисторического наследия РПЦ. Такие Советы будут заниматься организацией факультативного курса «Основы Православной культуры» в средних и высших учебных заведениях, церковно-приходских школ, созданием творческих групп и ансамблей [За духовность ... 2011].

В другом нижневолжском регионе — в Астраханской области — русское население тоже составляет большинство населения (70 %), хотя и не столь внушительное, как в Волгоградской области. Этот факт, а также наличие в Астраханской области мусульманского населения накладывает определенный отпечаток на государственно-церковные отношения. В 2009 г. из 193 зарегистрированных религиозных объединений области православными были 68 (35,2 %), протестантскими — 49 (25,4 %), мусульманскими — 43 (22,2 %) [Лукин 2011]. При губернаторе А. П. Гужвине (1991-2004) об-

ластным руководством проводилась «политика баланса» между религиозными организациями. Власть старалась обеспечивать равные «стартовые возможности» для развития традиционных религий, к которым она относила православие, ислам, старообрядчество, католицизм, лютеранство, баптизм и пятидесятничество, и ограничивать деятельность новых религиозных течений. С приходом нового губернатора А. А. Жилкина областная власть стала считать традиционными только православие и ислам и приняла меры по ограничению миссионерской деятельности религиозных организаций, относившихся ранее к числу традиционных. Вместе с тем необходимо отметить, что и сближения руководства области с астраханскими епархиальными властями не произошло. Как отмечает исследователь Р. Н. Лункин, «смена ориентиров в чиновничьей среде никак не отразилась на реальной поддержке общественной деятельности епархии» и характерное для федеральной власти «стремление придать православию большее значение» в Астраханской области «так и остается некоторой формальностью» [Лукин 2011].

Помощь местных властей РПЦ оказывается в реставрации памятников церковной архитектуры и в строительстве храмов и кафедральных соборов, имеющих особое значение. Однако местное руководство не приветствует участия религиозных организаций в политической деятельности, не оказывает РПЦ поддержки в социальной работе и в иных сферах деятельности.

Поскольку в граничащей с Астраханской и Волгоградской областями Республике Калмыкия пропорционально соотносимыми по численности этносами являются калмыки и русские, большое внимание руководство республики уделяет и буддизму, и православию, способствуя оптимизации межконфессиональных отношений. В своей политике органы власти всячески подчеркивают свое уважительное отношение к РПЦ, способствуют ее деятельности на территории и оказывают ей организационную помощь.

На территории Калмыкии число православных организаций за последние двадцать лет увеличилось с 2 до 16. В первой половине 1990-х гг. в г. Элисте были построены кафедральный Казанский собор и церковь в селе Приютное. Они возводились за счет личных пожертвований, в том

числе большой вклад в строительство внес первый Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов. Увеличение числа прихожан, открытие новых приходов и строительство церквей, а также существовавшая в эти годы в административной жизни РПЦ тенденция к разукрупнению епархий способствовали преобразованию в октябре 1995 г. православного благочиния в Элистинскую и Калмыцкую епархию. Принятию решения РПЦ об организации Элистинской и Калмыцкой епархии способствовало руководство республики. Вновь организованную епархию возглавил возведенный в сан архиепископа настоятель православных приходов Калмыкии Зосима (В. М. Остапенко).

В приходах действуют воскресные школы, ведется благотворительная работа среди пожилых людей и в малообеспеченных семьях. С 1997 г. в епархии выпускается газета «Преображение», которая с 2002 г. стала называться «Православная Калмыкия». При кафедральном соборе создан состоящий из профессиональных певцов архиерейский хор под руководством А. О. Талицкого.

Епархия успешно взаимодействует с органами исполнительной власти и местного самоуправления в области укрепления духовно-нравственных основ народов Калмыкии. В рамках этого направления проводятся образовательные, культурные и миссионерские мероприятия. Епархиальное руководство при поддержке органов государственной власти ежегодно организует в республике празднование «Рождества Христова», «Масленицы», «Пасхи», проводит Кирилло-Мефодиевские чтения. Сотрудники епархии организовывают различные конкурсы, фестивали и выставки. Руководство Элистинской и Калмыцкой епархии поддерживает связи с Ватиканом, организует паломничество к общехристианским и православным святыням. В организации паломничества к священным местам большое содействие в 1990-х гг. оказывало общественное движение «Уралан, Калмыкия!».

В Ростовской области православие играет весомую роль в жизни общества: здесь действуют 253 зарегистрированные в органах юстиции религиозные организации РПЦ (53,6 % от общего количества религиозных организаций в области). В области функционируют Ростовский филиал Московского Свято-Тихоновского гуманитарного университета (на пяти курсах обучается 209 чел.), Ростовское духовное

училище миссионерской направленности при Ростовской епархии (30 чел.), более 60 воскресных школ и несколько духовных центров. В епархии издаются газета «Церковный вестник» и ежемесячный детский журнал «Свечечка», кроме этого, 7 благочи-ний выпускают небольшие газеты тиражом в несколько сотен экземпляров. Ростовская епархия имеет интернет-сайт, собственные типографию и телестудию «Православный Дон», размещая свои материалы на различных телеканалах. Свои интернет-сайты создали также 6 благочиний Ростовской области [Ростовская-на-Дону Епархия 2011].

Администрация области на протяжении ряда лет оказывает поддержку и помощь в восстановлении православных храмов, в проведении миссионерской деятельности, в работе с молодежью. Только в 2003 г. на эти цели было выделено из бюджета около миллиона рублей. Главам всех муниципальных образований рекомендовано создавать в городах и районах попечительские советы, оказывать помощь православным организациям по вопросам, имеющим общественную и государственную значимость. Благожелательную позицию руководство Ростовской области занимает и в вопросе введения преподавания предмета «Основы православной культуры». Этот предмет в 2008 г. изучался в 200 школах области [Почти в 200 школах ... 2011].

Власти епархии также сотрудничают с областным руководством в вопросах благотворительности и попечительства. Из самых известных совместных акций в этом направлении в последние годы следует выделить проект «Православная деревня», который реализовывается совместными усилиями администрации области, епархиальным управлением и благотворительным фондом «Покровский». Всего планируется построить 7 домов площадью 150-200 м2 для семей, взявших на воспитание по 5-6 детей, родители которых лишены родительских прав. Первые пять домов этой деревни были торжественно открыты в присутствии губернатора В. Ф. Чуба и архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона в августе 2009 г. в с. Петровка Мясниковского района. В своем выступлении губернатор отметил: «Если бы нам иметь подобные деревни в каждом районе и городе, наверное, счастливы были бы не только дети, но и все мы, взрослые. Это огромный пример, рожденный нашими строителями,

благотворителями и предпринимателями, которые и средства выделили, и людей организовали. Это огромное богоугодное дело. Я буду всячески содействовать и пропагандировать, чтобы подобные Православные деревни возникали у нас везде на территории области. Причем это гораздо выгоднее для государства, для нас всех с вами, налогоплательщиков, в финансовом плане. Ну, а если брать моральную сторону — человек, выросший в семье, конечно, отличается от того, кто рос в детском доме. За таким воспитанием будущее» [В Ростовской области ... 2011].

Среди южнороссийских регионов по степени влияния РПЦ на общественно-политическую ситуацию и по количеству верующих выделяется Краснодарский край. Согласно статистическим данным Федеральной Регистрационной службы, по количеству действующих организаций РПЦ Краснодарский край занимает третье место в России после Московской и Нижегородской областей. РПЦ имеет на Кубани 359 организаций, что составляет 52 % от числа зарегистрированных религиозных организаций на территории Краснодарского края. Руководством Екатеринодарской и Кубанской епархии учреждены и действуют 6 монастырей, в 2006 г. в г. Краснодаре открыта духовная семинария, издается ежемесячная газета «Православный голос Кубани». В большинстве приходов РПЦ организованы воскресные школы для детей и взрослых, издается духовная литература. Ежегодно проводятся традиционные Всеку-банские духовно-образовательные Кирил-ло-Мефодиевские чтения. На уровне местного самоуправления организуются ежегодные зональные духовные чтения, в которых принимают участие благочинные и главы администраций нескольких районов края. К чтениям обычно приурочивается заключение соглашений епархии с различными органами власти [Григорова 2011].

Русское православие на Кубани неотъемлемо связано с казачеством. Духовенство является активным участником всех казачьих и светских мероприятий, преподаются «Основы православной культуры» в школах, в кадетском казачьем корпусе. Со своей стороны Всекубанское казачье войско оказывает епархии политическую поддержку, лоббирует ее интересы в законодательных и исполнительных структурах власти. При политической и финансовой поддержках

казачества в ряде станиц были построены церкви.

В религиозной жизни Краснодарского края роль казачества значительна по сравнению с другими регионами. Во-первых, оно привносит свое более анархичное и демократическое понимание православия и одновременно более жесткое по отношению к иноверцам. Во-вторых, казачья тема занимает важное место в идейных установках епархии [Григорова 2011].

В последние годы на Кубани возникла определенная православно-казачья идеология «героического православия». Ее сформулировал духовник Всекубанского казачьего войска священник Сергий Овчинников. Русское православие, по его мнению, всегда тяготело к смирению, аскетизму и мистицизму, в то время как церковный организм нуждается в дополнение к этому и в так называемом «героическом исповедании», без которого оно погибает. «Героическое исповедание» подразумевает защиту православного отечества как форму христианского служения. Смерть за православие автоматически обеспечивает попадание в рай. По убеждению С. Овчинникова, казаки принципиально отличаются от других православных тем, что и лично, и коллективно открыто декларируют свою принадлежность РПЦ. В отличие от православных центральной и северной России, считает

С. Овчинников, казачество не признает идеала Святой Руси. Для него характерно представление о некоем «освященном пространстве Кубани», где господствуют запорожские обычаи [Григорова 2011].

Идеологии своеобразного казачьего патриотизма и духовности противостоит часть православной общественности и духовенства во главе с протоиереем Алексием Касатиковым, духовником миссионерского центра. По его мнению, нельзя выделять некое особое казачье православие, так как казаки не являются отдельным этносом, хотя и чувствуют свою обособленность и от России, и от Украины.

Определенную опасность для Екатери-нодарской и Кубанской епархий, по мнению главы епархии митрополита Исидора, представляет сепаратизм украинцев и греков. Самую большую угрозу для Московского Патриархата (МП) Исидор видит в попытках Украинской Православной Церкви создать свои приходы на Кубани, так как значительная часть, если не большинство жите-

лей края, имеют украинские корни. Исидор, опасаясь украинского сепаратизма в церкви, не принимает в епархию священников-укра-инцев и в 1993 г. с помощью властей пресек попытку создать в г. Ейске приход Украинской автокефальной церкви Киевского патриархата [Григорова 2011].

Исследователи и священники епархии отмечают: несмотря на то, что кубанское казачество играет в жизни епархии большую политическую и идеологическую роль, его участие непосредственно в церковной жизни невелико, практикующих казаков мало. Их участие в основном ограничивается почетным караулом во время архиерейских богослужений. Формальных признаков религиозности у казаков почти нет: они не посещают богослужения и вообще редко ходят в храм.

Успехи православного строительства на Кубани стали возможны во многом благодаря администрации края. В отличие от других регионов России здесь политика государственной поддержки православия утвердилась еще с начала 1990-х гг. По свидетельству бывшей заведующей сектором по связям с религиозными организациями в администрации Краснодарского края Л. А. Зуб, суть проводимой религиозной политики краевой администрации заключалась в «соблюдении закона при негласном приоритете РПЦ МП» [Григорова 2011].

С 1997 г. в крае получила распространение практика выделения на развитие епархии средств из местного бюджета (например, в 1997 г. 1 млрд. 200 тыс. рублей), ей были переданы практически все церковные здания. Краевая администрация участвует в строительстве церквей, а также помогает РПЦ осуществлять благотворительные проекты. Законодательным собранием Краснодарского края было принято постановление «Об утверждении краевой целевой программы поддержки предприятий строительного комплекса и других организаций, участвующих в строительстве, восстановлении и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 годы». Эта программа предусматривает финансирование строительных и реставрационных работ в 18 храмах [Краснодар ... 2011].

Весной 1997 г. между администрацией Краснодарского края и епархией было заключено «Долгосрочное соглашение о сотрудничестве в целях духовного возрождения Кубани», которое предусматрива-

ет сотрудничество в области образования, культуры, здравоохранения, социальной сферы, учреждение Координационного совета сотрудничества и экспертизы в области религиозного просвещения, создание на базе медицинских учреждений православных сестричеств, организацию совместной комиссии по сохранению православных памятников, духовной подготовке молодежи к службе в армии и др.

Большое значение в реализации религиозной политики играют также личные связи чиновников с православным духовенством. Губернатор А. Н. Ткачев регулярно приглашает митрополита Исидора на конфиденциальные беседы и сам живо откликается на просьбы Исидора о встрече.

Екатеринодарская епархия заключила договоры о сотрудничестве с МВД, Минюстом, ГУИН, налоговой службой, с департаментом по делам образования, молодежи, с Госнаркоконтролем и др.

При участии губернатора была разработана совместная программа РПЦ и администрации об обязательном внедрении преподавания в школах в качестве факультатива «Основ православной культуры». В 2002 г. на Всекубанских Кирилло-Мефодиевских чтениях А. Н. Ткачев, в частности, заявил о необходимости ввести во всех общеобразовательных школах преподавание Закона Божьего [Филатов, Лункин 2011]. В публичных выступлениях А. Н. Ткачев неоднократно говорил об особом значении православной веры, которая была всегда на первом месте на Кубани [Григорова 2011].

В субъектах Северо-Кавказского региона, ныне выделенного из ЮФО в самостоятельный округ, положение РПЦ и ее влияние на местную общественную и политическую жизнь напрямую зависят от этнического состава и административного статуса субъекта. В Ставропольском крае, где доминирует славянское население, РПЦ имеет прочные позиции и пользуется поддержкой властей. Администрация оказывает помощь в передаче РПЦ культовых сооружений, согласно местному законодательству. Краевой Думой принят закон, освободивший православные приходы Ставрополья от уплаты земельного налога.

Как и в других «русских» регионах Юга России, православие в Ставропольском крае поддерживается казачеством. Казаки всячески декларируют свою приверженность православию, строят храмы, выбирают себе

духовников из числа православных священников, участвуют во всех крупных мероприятиях, проводимых РПЦ. Однако на Ставрополье казачество в массе своей не посещает регулярно храмы, не исполняет христианских таинств, что ставит под сомнение его воцерковленность1, по терминологии духовенства. Казаки также порой пытаются навязать духовенству свое понимание церковных вопросов и вмешиваться в дела церкви.

В северокавказских республиках с преобладанием мусульманского населения сложилась иная ситуация: позиции РПЦ в них весьма слабые. Руководство республик декларирует свое уважительное отношение к православию, однако не проявляет достаточного интереса к проблемам православных. Средства на строительство храмов не выделяются, закрытые в годы советской власти храмы передаются крайне неохотно, духовенство почти не имеет доступа на территорию государственных учреждений. По этой причине влияние РПЦ на общественно-политическую жизнь республик с мусульманским населением крайне незначительно.

Завершая обзор деятельности православных организаций на Юге России, отметим, что, несмотря на явные успехи православного возрождения в последние двадцать лет и рост авторитета РПЦ, клерикализации общества не произошло. Обращение к православию части населения было вызвано, прежде всего, разочарованием в коммунистической идеологии и ее нравственными ценностями, а не глубинными процессами формирования религиозного сознания. В результате восприятие православия для большинства оказалось поверхностным, внешним и настоящего воцерковления не произошло. Созданная в постсоветский период православная инфраструктура значительно повысила возможности церкви в борьбе за умы людей, однако в целом она не в состоянии в корне изменить ситуацию в духовной сфере в настоящий момент. Ведущаяся в

1 Воцерковленные — церковный термин, который используется в практике Русской Православной Церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Это наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии — пытающихся жить по-православному. Воцер-ковленным считается тот, кто регулярно причащается и регулярно посещает службы; обычно он поддерживает также социальные отношения в пределах своей церковной общины [Воцерквленный 2011].

российском обществе массированная пропаганда не свойственных традиционному обществу потребительских ценностей, присущих современному западноевропейскому обществу, фактически перекрывает возможности РПЦ для популяризации своих идеалов и ценностей.

Будущее русского православия на Юге России зависит от ряда факторов (прежде всего демографического). Так как этническую основу православия составляют восточнославянские народы, сфера влияния РПЦ, в том числе на политическую и общественную ситуации в регионах Юга России, находится в прямой зависимости от миграционных и демографических условий. Миссионерская деятельность в национальных республиках ограничена, поэтому не предвидится массового пополнения верующих за счет неславянских народов. В регионах с преобладанием русского населения православие будет сохранять свои доминирующие позиции и оказывать заметное влияние на общественно-политическую обстановку.

Литература

Воцерквленный [материал из Свободной энциклопедии «Википедия»] // URL: http://ru.wikipedia. org/wiki/Воцерковленный (дата обращения

2.03.2011).

В Ростовской области открылась «Православная деревня» [Электронный ресурс] // URL: http://www. regnum.ru/news/fd-south/society/1193679.html (дата обращения: 19.03.2011)

Голунов С. В. Православие как фактор региональной политической жизни [Электронный ресурс] // URL: http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/72_22.

htm (дата обращения: 29.03.2011).

Григорова Н. А. Анализ религиозной ситуации в Краснодарском крае [Электронный ресурс] // URL: http://www.leningradskaya.org/f/index.php?s howtopic= 1039&mode=threaded&pid=21405 (дата обращения: 10.03.2011).

За духовность и нравственность / Общественная приемная Председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина в Волгоградской области [Электронный ресурс] // URL: http://www.edin-ros34.ru/articles/59/ (дата обращения: 22.03.2011).

Карапетов А. Все люди — братья! [Электронный ресурс] // URL: http://www.molodoi-gazeta.ru/ar-ticle-5402.html (дата обращения: 19.03.2011).

Краснодар Православный. 2008. 26 сентября [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/ db/text/465784.html (дата обращения: 02.03.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лункин Р. Н. Астрахань: между «федеральной традиционностью» и религиозным балансом [Электронный ресурс] // URL: http://damir26. ya.ru/replies.xml?item_no=352 (дата обращения:

23.03.2011).

Митрохин Н. А. Православие на Северном Кавказе // Факторы этно-конфессиональной идентичности в постсоветском обществе. М.: Carnegie Endowment for International Peace, 1998. С. 1-80.

Поляков А. Депутаты Волгоградской областной думы передали Церкви земли, принадлежавшие ей до революции [Электронный ресурс] // URL: http:// www.messia.ru/novosti/2006/2.htm (дата обращения: 20.03.2011).

Почти в 200 школах Ростовской области начали преподавать православную культуру [Электронный ресурс] // URL: http://www.interfax-religion. ru/?act=news&div=27335 (дата обращения:

21.03.2011).

Ростовская-на-Дону епархия [Электронный ресурс] // URL: http://drevo-info.ru/articles/3515.html (дата обращения: 19.03.2011).

Филатов С. Б., Лункин Р. Н. Краснодарский край. Атлас современной религиозной жизни России [Электронный ресурс] // URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=1673 (дата обращения:

19.03.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.