целом и психологическое время личности. Образ мира как личностный миф выступает как основа определения уровня сложности ситуации и, соответственно, выбора поведения в ней.
Итак, анализ ситуации обуславливает организацию ресоциализационного процесса, направленного на создание «переходного пространства» и безопасных условий, в которых становится возможным выход человека из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), восстановление связи с самим собой, миром людей и обществом, реконструк-
ция субъективного образа мира и освоение новых моделей поведения. Использование в данном процессе технологического ресурса социально-культурной деятельности позволяет создать оптимальные условия, направленные на устранение или ослабление влияния неблагоприятных факторов, восстановление статуса личности, оказание помощи в освоении социальных ролей в соответствии со статусом личности, изменение поведения, интеллектуальной деятельности, получение образования на основе переобучения и социального воспитания.
Примечания
1. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс [при участии Карен Бердсолл]; пер. с англ. - Изд. второе, [выполн. по четвертому англ. изд., полностью перераб. и доп.] - М.: URSS, 2005. - 629 с.
2. Леонтьев, А. Н. Эволюция психики : Избр. психол. тр. / А. Н. Леонтьев. - М.: Моск. психол.-соц. ун-т ; Воронеж: МОДЭК, 1999. - 410 с.
М.: Ин-т практ. психо-
3. Мясищев, В. Н. Психология отношений / В. Н. Мясищев; под ред. А. А. Бодалева. -логии; Воронеж: МОДЭК, 1998. - 362 с.;
4. Осухова, Н. Г. Человек в трудной жизненной ситуации: феноменология и психологическая помощь // Человек в трудной жизненной ситуации: [материалы I и II научно-практических конференций 24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г.] / под ред. Е. А. Петровой - М.: Издательство РГСУ, 2004. - С. 55-58.
5. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер с англ. В. Б. Ольшанского. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 538 с.
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Т. Р. Сабиров
Московский государственный университет культуры и искусств
В данной статье рассматривается влияние Русской православной церкви (РПЦ) на современное общество, которое направлено на духовное и религиозное развитие личности.
Ключевые слова: личность, духовное развитие, религия, общество.
This article is considered the influence of Russian Orthodox Church in the modern society, which directed on spiritual and religious development of the person.
Key words: the person, spiritual development, religion, society.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 133-138
134 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
В наш век глобализации, когда мир вокруг быстро меняется, а темп жизни в мегаполисе увеличивается с каждым днем, становится важным помнить о духовной составляющей нашей жизни. Культурные и духовные личностные ценности начинают замещаться бытовыми моментами, такими как работа, поездка в магазины, поиски парковочного места, нехватка времени для решения поставленных задач и прочими делами, которые нас окружают. Зачастую в процессе своей ежедневной деятельности человек забывает о своих друзьях, знакомых, о родных и близких, и самое главное - забывает о самом себе. В таком быстром ритме, который присущ большому городу, крайне важно периодически делать паузу, вспомнить о своем внутреннем мире, вспомнить о душе, а самое главное - вспомнить о Боге.
На сегодняшний день представители религиозных сообществ уделяют максимум внимания духовному развитию личности. Если обратиться к недалекому прошлому, то еще двадцать лет назад походы в храм не были настолько популярны, как сейчас. Двадцать лет назад наше государство переживало важнейший этап в своей истории - смену государственного политического строя, ценностей общества. Предыдущие устои были сметены волной новизны на всех уровнях. Многие называли те годы «временем рождения новой России». И в этом новом государстве религия вновь стала играть важную роль в социальной жизни индивидуума. Возобновилось строительство новых и восстановление старых церквей и мечетей, стали возрождаться общины верующих. Итогами произошедших изменений в начале 90-х годов ХХ века сегодня мы можем считать существенное усилие влияния религиозных организаций на современное общество. Но до настоящего момента проблема выстраивания «гармоничных отношений в системе "государство - общество - религия" сохраняет свою актуальность. Это связано, прежде всего, с необходимостью преодоления деструктивных тенденций в духовной сфере» (1, с. 441).
В постсоветский период Российская православная церковь (РПЦ) стала предметом исследования представителей различных наук (3). Одним из «молодых» направлений в рамках социологии религии стало изучение РПЦ с помощью методов открытой социологии. Наиболее заметными и критикуемыми представителями нового течения стали исследователи Института изучения религии в странах СНГ и Балтии (4).
Русская православная церковь в качестве основной религиозной организации на территории Российской Федерации имеет сильное влияние на различные стороны государственной и общественной жизни. В системе государственного образования появился такой школьный предмет, как «Основы православной культуры», в системе вузовского образования представлено направление «Теология».
Такая роль РПЦ обусловлена в немалой степени общей атмосферой в стране, утратой идеологических опор в обществе, а общества без идеологии не может быть. Идеология -система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии) (2).
Именно в условиях идеологического вакуума была востребована религия. Какая? Вполне логично, что речь шла прежде всего о православии; его представители первыми среди конфессий России обратились к государству с предложением о сотрудничестве.
И сегодня идут многочисленные обращения с просьбой об открытии кафедр, факультетов теологии. В августе 1999 года был подписан Договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской патриархией. Решение Межведомственного совета о введении в Перечень направлений и специальностей «Теологии» - одно из прояв-
Социально-культурная деятельность 135
лений этой общей тенденции.
Для тех, кто не ставит своей целью профессионально изучить религию, в церквях и храмах существуют воскресные школы. В данных учебных заведениях желающие могут получить основы знаний о христианстве, пообщаться со священником, получить ответы на интересующие вопросы. Нередко, когда в результате регулярных посещений воскресных школ и приходов, люди находят ответы на волнующие их вопросы, обретают духовного наставника в лице священника, нередки случаи, когда прихожане принимают послушание и начинают вести мирскую жизнь по законам христианства.
Дальнейшее расширение влияния Русской православной церкви приходится через средства массовой информации. Существуют православные каналы на кабельном телевидении, идет вещание в радиоэфире. На центральных телеканалах проходят трансляции религиозных празднований с участием первых лиц государства, также в эфире можно увидеть передачи с участием видных православных деятелей, выступающих в качестве экспертов по обсуждению тех или иных вопросов.
Важную роль в связи церкви с молодым поколением играет Синодальный отдел по делам молодежи РПЦ. В зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя проводятся мероприятия, фестивали, концерты с участием молодёжных и взрослых творческих коллективов России и стран СНГ. Данные мероприятия посещают видные деятели политики, культуры и церкви, в том числе и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Основной целью данных культурно-досу-говых мероприятий является предоставление возможности молодёжи из епархий Центрального федерального округа проявить и развить свои таланты, а также собраться и самоорганизоваться на базе фестивальной программы. Таким образом, молодежь получает православную альтернативу в социальных и духовных ценностях, образе жизни, в том числе и питании, в отличие от пропаганды массовой культуры, которая разлагает современное
общество и оказывает крайне негативное влияние на подрастающее поколение. Для многих уже далеко не секрет, что влияние западной культуры и образа жизни направлено на разложение и уничтожение русских как нации и России как государства. Роль молодежи крайне важна, так как сознание молодого человека или девушки с неокрепшей психикой и несозревшим сознанием, подобно вспаханной плодородной почве - вырастет то, что будет посеяно. И что сеет в сознание российской молодежи иностранная культура: незнание истории своего народа и государства, неуважение к родителям и более старшему поколению, отсутствие семейных ценностей и семьи как института - родители и дети живут раздельно или стремятся к этому. Но и своей полноценной семьи, отдельно от родителей, молодое поколение создать не может, так как идет активная пропаганда свободных отношений между мужчиной и женщиной, отсутствия обязательств и ответственности друг перед другом, беспорядочных половых связей, что ведет к увеличению количества матерей-одиночек и детей, растущих в неполных семьях, или просто брошенных, которые, в лучшем случае, попадают на воспитание к своим бабушкам и дедушкам. И главная проблема в том, что эти дети, не видя достойного примера семьи в собственной жизни, не смогут дать достойного и полноценного воспитания своим детям и вложить в их сознание семейные ценности. У дерева без корней нет будущего. Именно поэтому, когда родители, в силу разных причин, не уделяют необходимого внимания своим детям и их воспитанию, наставническая роль церкви становится наиболее актуальной.
Стоит также отметить, что сейчас в церквях входит в активную фазу культурно-просветительская работа. Это связано с тем, что для многих граждан посещение церкви носит не духовную направленность, а является их имиджевой составляющей. Очень часто люди ходят в церковь потому, что это стало модно, так все делают, это считается правилом хорошего тона сходить в воскресенье в церковь.
136 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь
При этом, посещая храм Божий, эта прослойка общества не соблюдает христианских законов, зачастую даже не знает элементарных правил посещения православного храма! Крестных родителей выбирают из друзей, родных, знакомых, при этом не задумываясь о том, что крестные родители должны быть людьми достойными, живущими по законам веры, богобоязненными и молящимися. Крестные - это те, кто будет молиться за крестника, помогать ему развиваться духовно, и крестные становятся крестнику даже ближе, чем родители плотские. К сожалению, многие об этом не знают или не придают серьезного значения выбору крестных родителей для своих детей. Еще родители несут крестить младенцев, потому что хотят, чтобы у ребенка была защита. Возникает вопрос: какая защита? От пуль, от дождя и ветра, от дурного глаза? И, как правило, ответ во всех случаях утвердительный, родители искренне полагают, что после того, как проведут таинство крещения и на ребенка оденут крест, он станет неуязвим для всяческого зла и напастей. При этом можно продолжать не соблюдать церковных заповедей и жить прежней неправедной жизнью.
Именно в связи с этим Патриарх Московский и всея Руси Кирилл разослал наставления по всем приходам, церквям и храмам, что, прежде чем проводить таинство крещения, родители, желающие окрестить своего ребенка, должны сначала встретиться со священником для духовной беседы, получить разъяснения и наставления и, самое главное, понять, что крещение - это не просто обряд, а это большая ответственность, которую они возлагают на себя и ребенка. Подобная просветительская деятельность является очень важной в современном обществе.
Помимо сферы образования и социальной сферы Русская православная церковь ведет активную работу в Вооруженных Силах РФ. В воинских частях строятся храмы и часовни, в которых проводятся службы, что позволяет военнослужащим соблюдать христианский долг наравне с воинским. Некоторые
рода войск имеют святых покровителей, например, пророк Илия является покровителем воздушно-десантных войск, Святой равноапостольный великий князь Владимир является небесным покровителем Отдельной Дивизии Особого Назначения (дивизия имени Дзержинского) - элиты ВВ МВД РФ. Внутренние войска МВД России обрели своего небесного покровителя в 2002 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В истории России святой равноапостольный великий князь Владимир почитается в памяти народной как просветитель Руси и собиратель земель славянских народов. На киевском престоле он правил 37 лет. Дружины во главе с подчинёнными ему воеводами - посадниками в городах и землях Руси стали регулярной вооружённой силой, во многом способствовавшей централизации власти, созданию единого государства со столицей в Киеве. Так зачинались единые исторические, культурные, религиозные и воинские традиции и идеалы. Внутренние войска МВД России через тысячелетие продолжают дело, начатое святым равноапостольным великим князем Владимиром. Они - надёжный щит и острый меч государства в разрешении межнациональных конфликтов, в непримиримой борьбе с сепаратистскими, националистическими и религиозными агрессивными попытками разрушить целостность Российской Федерации. Главная икона внутренних войск МВД России - образ святого равноапостольного великого князя Владимира.
В последнее время довольно часто именами святых стали называть боевые машины. «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы! Приспело время вашей купли!». Такими словами провожал преподобный Сергий Радонежский монахов-воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю на Куликовскую битву, возложив на них схимническое облачение, заменившее воинские доспехи.
Сегодня эти святые воины снова в боевом строю: их имена присвоены большим десант-
Социально-культурная деятельность 137
ным кораблям Тихоокеанского флота ВМФ РФ. Имя Пересвет без переводов понятно и современному русскому человеку, Ослябя -человек, готовый помочь немощному, ослабить его тяготы. Даже сами эти имена связаны со святостью и с возрождением России.
За последние годы у нас появляется все больше кораблей, носящих имена славных сынов нашего Отечества, например прославленных флотоводцев. На Северном флоте у нас есть корабль «Георгий Победоносец». Но это событие особенное, как в плане нравственно-патриотического воспитания людей, так и для всего флота и страны в целом. Это замечательно, что наши матросы могут теперь на вопрос: «С какого ты корабля?», отвечать не безлико: «С БДК-101», а «С корабля "Пересвет"», «С корабля "Ослябя"». На флот приходят ребята со всех уголков России, и они потом будут рассказывать своим детям о том, как они служили на этих кораблях.
На кораблях ВМФ организована воспитательная работа с участием Русской православной церкви. К примеру, епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий прошел подо льдами Арктики на подводной лодке «Томск». Воспитательная работа священнослужителей Русской православной церкви среди личного состава очень эффективна. Кто знает, скольких ребят священник воодушевляет просто разговором. Конечно, имеются определенные организационные трудности в повсеместном появлении корабельных священников. Хотя в свое время бывший Главнокомандующий ВМФ заявлял, что первым, кто официально вернет священников, будет флот, потому что это русская традиция: на каждом корабле был священник, и он играл очень большую роль. Можно сказать одно: там, где есть священник, годы службы не пройдут для матроса даром, он сможет увидеть красоту православия, которая не в золоте куполов или блеске риз духовенства, а в том мужестве, которое проявляют православные священнослужители и
православные воины.
Еще одним из важных социально-культурных направлений в деятельности Русской православной церкви является организация выставочной деятельности. На сегодняшний день только в Москве проводится до трех и более православных выставок в месяц. Большая часть из них приурочена к православным религиозным праздникам, например, таким как Крещение Руси, Покрова Пресвятой Богородицы. Организацией выставок занимаются православные фонды, организации, прошедшие аккредитацию и получившие одобрение и благословление от РПЦ или епархии, на территории которой они расположены, или от лица которой они ведут свою деятельность.
Обладая широким спектром возможностей, РПЦ сегодня активно влияет на реальную сторону жизни современного общества. Человек является главным субъектом, на которого направлена социально-культурная деятельность религиозной организации. Церковь обращается к ценностным ориентациям, которые могут формировать жизненные приоритеты и мотивировать человека к определенным действиям. В современном мире человек зачастую находится под влиянием различных культур, общественных стереотипов поведения, навязанных целей и ценностей, становясь простым потребителем материальных благ, который стремиться соответствовать эталонному образу. Создавая новую модель личностного поведения, православная церковь в качестве общественной организации создает духовные приоритеты.
В связи с этим особую актуальность обретают те ценностные установки, которые церковь внедряет в сознание людей, которые нередко противоречат современным псевдоидеалам массовой культуры. Также необходимо оценить огромный вклад и влияние Русской православной церкви на социальные процессы, культурное развитие и становление молодежи в современном обществе.
138 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^
Примечания
1. Логинов, А. В. Власть и вера: Государство и религиозные институты в истории и современности / А.В. Логинов. - М., 2005.
2. Семигин Г. Ю. Идеология / Г.Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2000. - Т. 2.
3. См.: Бойко, В. В. Социально-культурная деятельность Русской Православной Церкви в современном российском обществе, 1988 - 1997.: дис. ... канд. филос. наук / В.В. Бойко. - М., 1997; Никишина, Е. А. Финансовое обеспечение деятельности православных религиозных организаций: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Е.А. Никишина. - М., 2006; Сафронов, С. Г. Русская православная церковь в конце ХХ века: территориальный аспект / С.Г. Сафронов; МГУ. - Режим доступа: pubs.carnegie.ru/ •стюгкрареге/2001/1. Яз. рус.; Тарасевич, И. А. Конституционно-правовой статус Русской Православной Церкви в Российской Федерации.: дис. ... канд. юрид. наук / И.А. Тарасевич. - Тюмень, 2006.
4. См.: Митрохин, Н. Епископы и епархии Русской Православной Церкви / Н. Митрохин, С. Тимофеева. - М., 1997; Тимофеев, Л. М. Экономическая деятельность Русской Православной Церкви и ее теневая составляющая / Л.М. Тимофеев, Н.А. Митрохин, М.Ю. Эдельштейн. - М., 2000; Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы / Н.А. Митрохин. - 2-е изд., испр., доп. - М., 2006.
СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ
А. В. Кузьмин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
В статье представлен историко-культурный анализ экстремизма, раскрываются этапы социальной профилактики, которые тесно связаны с историей России. Дается анализ современного этапа, в котором преобладают социально-культурные факторы.
Ключевые слова: экстремизм, профилактика экстремизма, молодёжь, социально-культурная деятельность.
In article the historical and cultural analysis of extremism is presented, stages of social preventive maintenance which are closely connected with history of Russia reveal. The present stage analysis in which welfare factors prevail is given.
Key words: extremism, extremism preventive maintenance, youth, welfare activity.
Первое десятилетие XXI века ярко продемонстрировало стремление человечества возродить социальный потенциал культуры, основанной на «ценностях, необходимых для будущего», по словам А.И. Арнольдова (1, с. 3). Такая оценка свидетельствует о повышении
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 138-144
роли культуры в системе социального взаимодействия, особенно этот потенциал востребован в системе профилактики различных общественно опасных девиаций, проявлений насилия, экстремизма.
Сегодня в российском обществе особую