Научная статья на тему 'Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи'

Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2024
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ДОСУГА / CREATION OF PERSONALITY / MAKING UP / FORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жарков Анатолий Дмитриевич

Социально-культурная деятельность воспитывает, развивает и одухотворяет человека; в то же время ее теория есть результат практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural activity brings up develops and inspires a person educates at the same time its theory is a result of practical activity. Socio-cultural activity as a specialized field of knowledge is an objective factor in relation to different social and cultural systems and personalities.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная деятельность в воспитании современной молодежи»



ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ В МИРОВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:

евразийские традиции межкультурных коммуникаций

и современность

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

мировые тенденции и евразийский контекст воспитания современной молодежи

сю

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

С

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 351.858

А. Д. Жарков

Московский государственный университет культуры и искусств

Социально-культурная деятельность воспитывает, развивает и одухотворяет человека; в то же время ее теория есть результат практической деятельности.

Ключевые слова: социально-культурная активность, творческая индивидуальность, формы досуга.

Socio-cultural activity brings up develops and inspires a person educates at the same time its theory is a result of practical activity. Socio-cultural activity as a specialized field of knowledge is an objective factor in relation to different social and cultural systems and personalities.

Keywords: socio-cultural activity, creation of personality, making up, formation.

Истинность познания социально-культурной деятельности заключается в том, что это непрерывный, динамичный процесс, зависящий от множества факторов. Прежде всего, это отношение общества к социально-культурной деятельности, которое во многом определяет уровень зрелости самого общества, его способности отличать подлинную культуру, возвышающую, воспитывающую, красоты, в отличие от ложных ценностей.

Для нормального полноценного развития социально-культурной деятельности необходима инфраструктура, которой пока еще нет. Преемственность культурных традиций, качественное практическое воспитание новых поколений требуют соответствующих политических, социальных и экономических условий, а целенаправленная поддержка со стороны государственных структур, финансовое, организационно-методическое обеспечение гарантируют развитие творчества, обеспечение возможностей выбора форм досуга для наиболее полного эстетического и художественного самовыражения каждого

индивида, а также доступности культурного продукта для широких слоев населения.

Поэтому прогнозируя, моделируя и организовывая социально-культурные процессы, обществу необходимо опираться на общественное мнение, традиционную народную мудрость. В физике, химии и других науках открытие новой теории или закона может перечеркнуть два десятка прежних, а в социально-культурной деятельности новое никогда не зачеркивает и не подвергает сомнению старое, оно дополняет, развивает или отмирает, если прежнее оказалось нежизнеспособным.

Поэтому теоретически социально-культурная деятельность является целостной сущностью каждого общественного явления, процесса, события, вещи, составляя при этом бесконечно сложную многомерную структуру. Возникшая на идеях гуманизма культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности социально-культурная деятельность в философском контексте развивается по законам диалектики: прерывного и непрерывного процесса, обще-

$

108

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2813 188-112

^ Социально-культурная деятельность

го, особенного и единичного, содержания и формы, разнообразных типов культур и эпосов.

Не случайно Н.Я. Данилевский рассматривал культуру как локализованную в пространстве и циклически развивающуюся во времени социально-духовную общность. Культурно-исторический процесс складывается из одновременно или разновременно существующих типов культур и их независимого друг от друга развития. Эти культурно-исторические типы возникают из бесконечно разнообразных этнографических элементов, и каждый проходит путь от зарождения к расцвету и гибели [2, с. 28].

Следовательно, социально-культурная деятельность как специализированная область знания выступает объективным фактором по отношению к различным социальным и культурным системам и личностям. В то же время люди порождают, поддерживают и изменяют те или иные компоненты и элементы своей «социальной» и «культурной» деятельности, данной общественной Ф системы. Поэтому социально-культурная

деятельность в ее историческом движении как философская система норм и ценностей данной общественной системы, наряду с социально-политической, социально-экономической подсистемами государства, функционирует, развивается и изменяется, и вместе с ней меняются нормы и ценности всего населения.

Отсюда социально-культурная деятельность, ее теория, методика и организация становятся предметами и объектами многочисленных исследований. Особое внимание сегодня следует уделять анализу конкретного вклада той или иной социальной общности или системы в развитие социально-культурной деятельности как специализированной области общественной практики, ибо у каждой общности есть свой собственный социально-культурный ресурс. Новое знание позволит более четко выделить те факторы, которые в данной социокультурной ситуации способствуют поддержанию устойчивых культурных явлений и процессов, и те, что

влияют на их изменения.

Знание генезиса и проблем становления, сохранения и развития социально-культурной деятельности предполагает изучение комплекса общих закономерностей динамики функционирования общества и его подсистем. Социально-культурная деятельность включает изучение системы созданных и используемых людьми знаний, идей, представлений, ценностей, предметов, несущих смысловые нагрузки различных понятий, регулирующих отношения личности в социуме и общества с личностью.

Это предполагает развитие научного знания и изучение практического состояния социально-культурной деятельности, которая пробивается как специализированная область общественной практики вместе с целями общественного развития. Главная проблема состоит в том, чтобы центром внимания для ученых и профессиональных специалистов стал поиск специфики практических форм, методов, выразительных средств, адекватных состоянию общества и социума. В связи с этим для функционирования социально-культурной деятельности большое значение имеет пространство-время в конкретных исторических условиях. В этих орбитах именно цели социально-культурной деятельности определяют направление ее развития, связанное с потребностями, которое функционирует порой в разном режиме, различных его структурных систем, диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Отсюда возрастает роль стратегии и тактики в педагогическом регулировании социально-культурной деятельности в динамически изменяющейся социокультурной ситуации, что оказывает зачастую решающее влияние и на социально-политическую, и на социально-экономическую подсистемы. Внутри этих подсистем есть факторы, которые коренным образом влияют на человека. Еще со времен Античности люди верили, что место проживания, в том числе и климат, может многое сказать о личности и ее характере. Первым мысль о том, что климат силь-

$

109

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

но влияет на характер человека и общество, более других факторов, популяризировал французский философ Шаль Монтескье. Он утверждал, что люди, живущие в северных странах, являются холодными и невозмутимыми, а жители южных стран — теплыми и вспыльчивыми. В наше время наиболее популярна идея о том, что социально-культурная среда, в которой проживают люди, оставляет заметный отпечаток на каждом человеке. Канадцы считаются чрезвычайно вежливыми, голландцы — скаредными, а англичане — обладающими хорошим чувством юмора и т.д.

Понятно, что сегодня невозможно исследовать социально-культурный процесс во всей его полноте, но всегда существует возможность углубленного понимания этого процесса. Авторское видение социально-культурного процесса производно от идей о человеке, личности. Поэтому каждая научная программа исследования социально-культурной деятельности может стать реальным шагом в разработке ее методологии, теории, методики и организации.

Следовательно, от ученых и специалистов, занимающихся изучением социально-культурной деятельности, требуется понимание закономерностей развития общественного процесса, состояния его практики, что необходимо для познания и выявления специализированной области ее общественной практики.

Ключевым моментом, одновременно с показателями понимания современной социально-культурной деятельности, организованной профессионально занятыми людьми, является понятие личности.

Три тысячи семьсот пять участников, включенных в 40 различных выборок из 34 регионов по всей территории Российской Федерации, участвовали в опросном исследовании, в котором их просили оценить личностные черты типичного русского, живущего в их регионе. Исследование проводилось с помощью Опросника национального характера с 30 пунктами (National Character Survey, NCS). По сравнению с усредненным

кросскультурным профилем автостереотипов, построенным на основе данных 49 национальных выборок (Теггасс1апо и др., 2005), полученные оценки показали, что типичный русский редко чувствует себя эмоционально угнетенным или неполноценным. Он является доминирующим, волевым и говорит без колебаний, имеет живое воображение, яркую фантазию и интеллектуальное любопытство, способен произвести переоценку социальных и политических ценностей. На широкой территории от Камчатки до границ Европейского союза наблюдался лишь один стереотип типичного русского без какой-либо заметной географической или иной закономерной изменчивости от выборки к выборке. Профили типичного русского имели слабую конвергенцию с оцененными чертами личности молодого, но не старшего поколения этнических русских. Сильная связь установлена между социальным капиталом (social capital) и стереотипами национального характера: люди, которые склонны верить в честность других людей и доверять им, также были расположены характеризовать типичного русского в более социально желательных терминах [4, с. 3].

Значит, понятие личности необходимо поставить в центр исследования социально-культурной деятельности.

В отечественной психологии главный акцент был сделан А.Н. Леонтьевым [3] на то, что личность человека «производится», создается социальными отношениями, в которые человек вступает в своей более поздней жизни. Личность понималась А.Н. Леонтьевым и его последователями как социально и культурно детерминированная особая организация, которая координирует всю деятельность индивида с его окружающим миром.

Это во многом расходится с пониманием личности в современной англоязычной психологии, в которой содержится предпосылка о том, что личность характеризуется способом взаимосвязи со средой.

Большинство отечественных исследователей понимают характеристики личности как

$

110

ф

ГИЛ

^ Социально-культурная деятельность

устойчивые тенденции думать, чувствовать и вести себя согласованным образом нормам и правилам общежития, уклада жизни. Например, экстраверты во многих ситуациях более общительны, добросовестные люди склонны к длительной методичной и упорной деятельности, а доброжелательные люди имеют тенденцию быть непосредственными и отзывчивыми в большинстве своих социальных отношений. Исследования последних десятилетий показали, что индивидуальные различия в личностных чертах удивительно устойчивы: личностные черты, оцененные двукратно с интервалом более 30 лет, демонстрируют замечательную степень сходства. Вариативность на межличностные различия по всем чертам личности не только по более физиологически обусловленным «темпераментным» чертам включает две линии натурального и социокультурного развития. Вместе эти данные заставляют некоторых психологов предполагать, что базисные черты личности являются эндогенными биологическими диспозициями, относительно не затрагиваемыми культурой, жизненным опытом и социальными влияниями. Безусловно, мысли, чувства и поведение личности в определенных ситуациях находятся под влиянием многочисленных факторов, способы поведения людей в идентичных обстоятельствах являются устойчивыми во времени и пространстве и поэтому ведущей характеристикой здесь становится мышление. В.С. Библер считает, что «вообще современное мышление строится по схематизму культуры, когда "высшие" достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры... И в этом — в диалоге разных культурных смыслов бытия — суть современного понятия, современной логики мышления» [1, с. 6—7].

Следовательно, социально-культурная де-

ятельность как специализированная область знаний и общественной практики развивается по схематизму общепланетарной культуры, когда мышление строится как общепла-нетарская потребность, диктуется социальным заказом, потребностями различных категорий населения, практическими задачами жизнедеятельности каждого человека, развития и саморазвития личности.

Э.А. Орлова эту мысль выразила следующим образом: «Изучение динамики культуры позволяет понять не только то, чем являются ее составляющие и почему, но и то, каково их происхождение, какие преобразования они претерпели и что с ними может случиться... понимание механизмов динамики культуры, особенно на микроисторической шкале времени, открывает широкие возможности для разработки помощи людям при их адаптации в сложном и изменчивом социокультурном окружении за счет изменения стереотипов поведения, структур взаимодействия, навыков, ценностных ориентаций и т.п.» [5, с. 18—19]. Это говорит о том, что нельзя каждый раз строить «новую культуру» на обломках прошлого, прерывая историко-культурную связь времен и поколений.

Эпоха перемен, через которые проходит Россия, характеризуется заметными противоречиями в объективном развитии социально-культурного процесса. Разрыв целостной социальной ткани весьма ощутим, вновь зарождается процесс, синтезирующий культурное, нравственное и религиозное единство народа. Однако здесь же и именно в это время, как нигде в России, велика опасность утраты социальных и культурных национальных ценностей вследствие бездумного подражательства Западу. Положение России — особенное, поскольку инородное семя «вестернизации» российской культуры прорастает, прежде всего, в крупных городах.

Примечания

1. Библер, В. С. Школа диалога культур / В.С. Библер. — Москва, 1992.

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. — Москва : Книга, 1991.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — Москва, 1975.

$

111

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^

4. Международный научный журнал «Культурно-историческая психология». — 2009. — №1.

5. Орлова, Э. А. Динамика культуры и целеполагающая активность человека / Э.А. Орлова // Морфология культуры: структура и динамика. — Москва, 1994.

ЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИЙ МЕНЕДЖМЕНТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 351.858; 379.8 В. М. Чижиков

Московский государственный университет культуры и искусств

Статья посвящена новым технологическим моделям менеджмента, обеспечивающим быструю экономическую отдачу и эффективность социокультурных программ и проектов, позитивное общественное мнение, открытость и доступность культурных продуктов и услуг в культурном обслуживании населения. Приоритеты технологий управления: моральные стимулы, личный пример, авторитет, внутренняя потребность, осознанный долг. Модульные блоки технологий управления: научный, деятельностный ресурс, экономический и социальный ресурс, организационно-кадровый ресурс, персонал-технологии, документальный и институциональный ресурс.

Ключевые слова: сфера культуры, реформы, технологии, ресурсы, модели управления, механизмы управления, эффективность.

The article is devoted to the new technological management models to ensure rapid economic returns and efficiency of social and cultural programmes and projects a positive public opinion, openness and accessibility of cultural products and services in the public service. Priorities management technology: moral incentives, personal example, authority, internal necessity, an informed debt. Modular units of management technology: activity resource, economic and social resource, organizational and human resources staff, technologies and institutional documentary resource.

Keywords: culture, reform, technology, resources, management, model management, the effectiveness of the mechanisms.

Развитие рыночных отношений в стране существенным образом сказалось не только на ее экономике, но прежде всего на группе управленческих отраслей, традиционно находившихся под бюджетной опекой государства. Изменения в первую очередь затронули управленцев сферы культуры, особенно муниципального уровня, которые вынуждены работать в условиях жесткого финансового дефицита. Это привело к тому, что эта небогатая отрасль экономики стала все более зависимой от эффективности управленческих

ресурсов администраторов и менеджеров культуры. Управленческий персонал сферы культуры в российских регионах вынужден на ходу менять правила игры.

Необходимость соответствовать новым рыночным условиям потребовала от управленцев сферы культуры перейти к управлению по модели минимизации затрат. Довольно быстро стало ясно, что стратегия экономии ресурсов и так называемая оптимизация структуры учреждений культуры не в состоянии решить проблемы, накопившиеся в сфере

112 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 112-118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.