УДК 374.26(071.1)
П.Л. Волк
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО: НАУКА, ПРОФЕССИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В статье дан философский и культурологический анализ понятия «социально-культурная деятельность». Обнаруживаются и рассматриваются проблемы, возникающие при использовании данного понятия в названии специальности «Социальнокультурная деятельность и народное художественное творчество», по которой готовят специалистов ссузы культуры.
Специальность «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» — наиболее распространенная в учебных заведениях культуры. В ссузах это единая комплексная специальность 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», которая при переходе в высшее звено разделяется на два самостоятельных направления.
В то же время, если вдуматься в наименование специальности, невольно возникает вопрос: если специальность называется «социально-культурная деятельность», то почему из её предметного поля исключено, скажем, библиотечное направление? Или библиотечная деятельность — это не социально-культурная деятельность? С позиций государственного стандарта среднего профессионального образования — нет. А с позиций науки о культуре? Здесь мы обнаруживаем первый парадокс: социально-культурная деятельность как наука, социально-культурная деятельность как профессия и социально-культурная деятельность как образовательная программа — это разные понятия. Для русского языка, впрочем, ситуация достаточно распространенная.
Попытаемся оценить степень смысловых различий социально-культурной деятельности (СКД), применяемой в разных контекстах.
С позиций общефилософских вся деятельность социальна по своему характеру, культурно обусловлена по способу и культурогенна по содержанию. А.П. Огурцов и
Э.Г. Юдин в Большой Советской энциклопедии дают следующее определение деятельности: «Деятельность — это специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование» [3].
Рассмотренная генетически, человеческая деятельность предстает как двухуровневая биосоциальная система, складывающаяся благодаря превращению — как в филогенезе, так и в онтогенезе — жизнедеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа. Понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает специфику активности человека относительно иных форм активности в живой природе. Активность человека призвана обеспечить не только его биологическую, но и вне- или над-биологическую жизнь. Еще Сенека, вплотную приблизившийся к идее, составляющей смысловое ядро ряда современных концепций культуры, утверждал: человек есть единственное живое существо во Вселенной, постоянно выходящее за границы своего собственного существования в процессе создания мира, творимого им по своему образу и подобию. Человеческая активность в форме деятельности не имеет аналогов не только в живой природе. Она является единственной формой движения материи, в результате которой возникает её новая искусственная форма — культура. И. Кант в поисках смысла человеческого бытия писал: «Только культура может быть последней целью, которую мы имеем основание приписать природе в отношении человеческого рода, (а не его собственное счастье на земле и не его способность быть главным орудием для достижения порядка и согласия в лишенной разума природе вне его)» [2, с. 458].
Культура как специфически человеческий способ существования в исторической своей основе имела деятельность людей, в процессе деятельности она создавалась и продолжает создаваться по сей день.
Понимание деятельности как специфически человеческого способа отношения к миру базируется на том непреложном факте, что человеческое бытие обусловлено культурой настолько, насколько и культура обусловлена человеческим бытием. Деятельность — это активность в культуре и посредством культуры.
Категория деятельности у сторонников деятельностного подхода, от Г.С. Батищева до Г.П. Щедровицкого, фиксирует это несомненное фактическое положение дел, несмотря на существенные различия в его осмыслении. «С нашей точки зрения, — пишет М. Каган, — под «деятельностью» следует понимать способ существования человека и соответственно его самого правомерно определить как действующее существо» [1, с. 5 ].
Общее понятие деятельности предполагает следующие важнейшие характеристики:
1. Деятельность есть специфически человеческая форма отношения к миру, содержание которой составляет целенаправленное и целесообразное преобразование мира, творение людьми собственных общественных отношений и самих себя.
2. В отличие от целенаправленного биологического поведения в животном мире, деятельность предполагает свободное целеполагание, проектирование целей. При этом параметры проекта цели всегда опосредованы культурой.
3. Исторически выработанными социокультурными программами определяется и способ деятельности. Эти программы не только реализуются в деятельности, в ней они вырабатываются и изменяются. Следовательно, любая деятельность культурно обусловлена.
4. Наконец, первичной характеристикой деятельности является ее совместное, коллективное выполнение — её социальность.
Итак, деятельность социальна по своей сути; деятельность культурогенна — она не создает ничего, кроме культуры, и нет иных форм движения материи помимо деятельности, которые бы создавали культуру; деятельность культурно обусловлена — она осуществляется способом, определяемым культурой, в которой данная деятельность разворачивается.
Следовательно, сам оборот «социально-культурная деятельность» представляет собой определенную тавтологию: деятельность не может быть никакой иной, кроме как социальной по форме, культуроморфной по способу осуществления и культурогенной по содержанию. В этом смысле народное художественное творчество выступает как один из бесконечного множества вариантов деятельности, как часть по отношению к целому. А соединение социально-культурой деятельности и народного художественного творчества через союз «и» может иметь только один смысл: выяснение этой иерархии. Вряд ли можно предположить такую смысловую нагрузку в названии образовательной программы для ссузов.
Существуют многообразные классификации типов и форм деятельности по различным основаниям — разделение деятельности на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д.
Одним из вариантов является структурирование по целям, наиболее популярное среди психологов. Деятельность человека, созидающего культуру, имеет три общие цели, достижение которых и породило ее в процессе антропогенеза, обеспечивая переход от биологических форм существования животных к новым, социальным формам человеческого существования — таково было условие выживания нового рода живых существ — Homo sapiens. Эти цели: удовлетворение потребностей его реального бытия — и витальных, и внебиологических, социальных по их происхождению и смыслу — новыми, неизвестными предкам человека способами; передача накапливаемого опыта внебиологическими средствами, поскольку биогенетические механизмы не способны сохранять и транслировать прижизненно добываемый опыт; сближение человека с человеком в расширяющихся пределах объединяющих их коллективов — от родоплеменных через нации, сословия, религиозные и политические общности к человечеству как единому целому, совершенствование бытия которого и даже само его выживание оказываются в начале XXI вв. обусловленными его самосознанием как целостной общности и действиями, эту общность всесторонне укрепляющими.
В соответствии с этими объективными целями человеческой деятельности сформировалась ее специфическая структура. Она выражается, во-первых, в действиях утилитарного характера, т. е. таких, которые создают полезные предметы, призванные удовлетворять всевозможные материальные и духовные потребности людей. Во-вторых, делает эти предметы не только употребляемыми, но и смыслонесущими, т. е. способными передавать от поколения к поколению заключенную в них социальную информацию. В-третьих, вырабатывает средства внеути-литарного и внеинформативного общения людей, единственной целью которого является укрепление общности людей совместной самоцельной деятельностью, направленной преимущественно на получение положительных эмоций от самого, этого общения.
Достижение данных целей привело к расслоению деятельности человека на следующие структурные элементы: предметную деятельность, способную и опредмечиваться в своих продуктах, и распредмечивать их, извлекая заключенную в них информацию; деятельность общения, не создающую никаких предметов и способную выходить далеко за пределы обслуживания предметной деятельности, становясь игровой, самоцель-ной в широком смысле этого слова; синкретически-син-тетическую художественную деятельность, в которой первые две формы человеческой активности оказываются слитыми воедино во имя осуществления иллюзорнохудожественного общения.
Существует, однако, иной подход исследования структуры деятельности, который рассматривает её как отражение структуры субъекта деятельности — человека. Человек представляет собой триединство материального — душевного — духовного. Материальная ипостась человека определяет предметную подсистему деятельности, нацеленную на удовлетворение биологических потребностей человека, совершенствование систем его жизнеобеспечения в направлении возрастающего комфорта и безопасности, и воплощающуюся в системе материального производства. Душевная ипостась определяет интеллектуальную и эмоциональную подсистемы Библиографический список
деятельности, направленные, в конечном счете, на развитие человеческого интеллекта и его эмоциональной сферы. Эти подсистемы институцониализируются в науке, образовании, художественном творчестве. Наконец, духовная ипостась человека воплощается в подсистеме духовной деятельности, которая принимает самые разнообразные религиозные и внерелигиозные формы.
Что же, в таком случае, имели в виду авторы государственного образовательного стандарта (ГОС), называя образовательную программу «социально-культурная деятельность и народное художественное творчество»?
Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к истории. ГОС «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество» является преемником специальности «Культурно-просветительная работа». Прежнее название точнее отражало сущность подготовки, которую получал специалист: это действительно культурно-просветительская работа — конкретная функция по организации процесса инкультурации (окультуривания) населения через его вовлечение в народное художественное творчество. Выпускался специалист, который мог создать самодеятельный коллектив, сделать праздник и через эти формы организовать процесс приобщения населения к национальной культуре.
Чем принципиально отличается содержание подготовки по ГОС 071302 от программы «Культурно-просветительная работа»? На наш взгляд принципиальных отличий нет. Задачи остаются те же, содержание подготовки в основном также не изменилось, если не считать исключения той идеологической нагруженности, которая присутствовала в советский период.
Таким образом, содержанием специальности является не деятельность как таковая в её всеобъемлющем социально-культурном понимании, а лишь достаточно ограниченный сегмент, пределы которого (с высокой степенью условности) могут быть обозначены как «социально-культурная работа», где работа обозначает профессиональную деятельность, а не деятельность как общефилософскую категорию (особенности русского языка). А профессиональная квалификация может быть охарактеризована старым и сегодня практически не употребляемым понятием «культорганизатор».
Обнаруженное нами противоречие в названии специальности по сути своей является противоречием между формой и содержанием, когда потенция формы не получает адекватного наполнения. Ситуация в целом достаточно типична для художественной культуры: если музыкальное произведение написано в сонатной форме, это ещё не означает, что его содержание обладает глубиной и философской нагруженностью, свойственным этой форме. Наличие противоречия между формой и содержанием получает свое подтверждение и в своеобразном процессе «подтягивания» формой содержания до своего полного объема. Речь идет об уникальном для ГОС среднего специального образования обилии специализаций в рамках специальности 071302. Если на момент принятия стандарта в 2002 году их было всего 10, то сегодня количество специализаций перевалило на четвертый десяток и продолжает расти. «Социально-культурная деятельность» пытается дотянуть «народное художественное творчество» если не до своего полного содержания, то до максимально возможного объема. При этом необходимо отметить, что по содержанию каждая из этих специализаций — будь то «хореографическое творчество» или «народное хоровое творчество», «постановка театрализованных представлений» или «инструментальное творчество» — по сути своей есть самостоятельные профессии.
1.Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган.— М.: Политиздат, 1974.
2.Кант, И. Собрание сочинений: в 6 т. / И. Кант. — Т.6— М., 1996.
3.Огурцов, А.П. Деятельность / А.П. Огурцов, Э.Г. Юдин // БСЭ. — http://encycl.yandex.ru.