УДК 791.6 В.П. Курбатов
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В КУЛЬТУРОЛОГИИ
В статье рассматриваются понятия «социальная» и «художественная деятельность», особенности, отличительные черты и функции социально-культурной деятельности. Приводится структура общения как процесса деятельности и рассматриваются особенности социальной и художественной деятельности на примере массового праздника.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, общение, особенности.
V.P. Kurbatov
ACTIVITY APPROACH IN THE CULTUROLOGY
The concepts "social" and «art activity», peculiarities, distinctive features and functions of social and cultural activity are considered in the article. The dialogue structure as the activity process is given and the peculiarities of social and art activity on the mass holiday example are considered.
Key words: social and cultural activity, dialogue, peculiarities.
В любой науке исследование человеческой деятельности является одной из главных задач. Развитие любого общества осуществляется при необходимом участии человека, его сознательной активности, вследствие чего преобразовательную деятельность зачастую ассоциируют с движением социальной формы материи. Бесспорным является то, что общетеоретическая категория деятельности имеет определенную делимость на различные виды и формы. В связи с этим исследование феномена социальной деятельности представляется как изучение одной из форм сознательной человеческой активности, специфика которой заключается в раскрытии сущности «социального» как ее определения, т.е. соответствующей сферы реализации деятельности. Отсюда необходимо выяснить определения деятельности как таковой, уточнить понятие социальной деятельности и определить ее структуру, виды и формы.
Под деятельностью в науке понимают специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.
Деятельность - одно из базовых понятий классической философской традиции, отражающее акт взаимодействия целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и имманентных, объективных параметров бытия, с другой. В данном контексте в структуре деятельности вычленяются объектная (предмет, продукт, орудия деятельности) и субъектная (целеполагающий фактор) составляющие (Курсив В.К.) [5, с. 342].
Современная разработка проблем деятельности берет свое начало, как считается, в немецкой классической философии и активно развивается в диалектике Гегеля и Маркса.
Гегель использовал (применительно к деятельности мышления в первую очередь) категории цели, средства и результата; по-видимому, именно отсюда идет достаточно распространенное понимание деятельности как «единства цели, средства и результата, представленного в процессе». В то же время Гегель понимал деятельность как момент движения, переводящий условия в предмет; при этом условия -это нечто имеющее более или менее самостоятельное существование, а предмет - совокупность реализованных условий, объединенных в единое целое. Он писал: «Когда все условия имеются налицо, предмет необходимо должен стать действительным, и сам предмет есть одно из условий, ибо, будучи вначале лишь внутренним, сам он есть лишь некое предположенное» [1, с. 322].
К. Маркс рассматривал в качестве всеобщей формы деятельности человеческий труд, основными моментами выделяя в нем субъекта, предмет, орудия, процесс и продукт, в котором материализуются все компоненты и который, становясь в процессе обмена товаром, кладет начало целой системе общественноэкономических отношений [3].
В рамках традиционных форм философствования также принята дифференциация деятельности по предметному критерию: материальная как реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства (так называемая орудийная); социальная деятельность как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная - как реализуемая в интеллектуальном или художественном творческом усилии. Но нас интересует социальнокультурная форма деятельности как влияние человека на социальные процессы и благоустройство общественной жизни.
Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальнополитические, культурологические, идеологические и т. п. [6, с. 174].
Человеческая деятельность многообразна. Кроме социальной существует и художественная деятельность.
Духовное производство в системе социальной деятельности человека называется художественной деятельностью - это деятельность, в процессе которой создаются и воспринимаются произведения искусства. Художественная деятельность включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из других человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено художественной деятельности - произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. И все это благодаря художественному образу, который является конечным результатом художественной деятельности в любом виде искусства.
Художественная деятельность имеет непосредственное отношение к культуре. Поэтому, говоря о деятельностном подходе в культурологии, мы должны говорить о социально-культурной деятельности, которую и рассмотрим на примере массового праздника, по каким законам и правилам происходит, непосредственно в празднике синтез деятельности социальной и художественной.
Механизмы синтеза, или особенности социальной и художественной деятельности человека, включают множество факторов, в то же время в творческом процессе участвуют разные виды человеческой деятельности.
Деятельностный подход достаточно распространен в отечественной культурологии (Маркарян
Э.С., Каган М.С., Давидович В.Е., Жданов Ю.А. и др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность - целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Только человеческая деятельность может быть направлена на совершенно любые цели, которые человек выбирает сознательно, руководствуясь не инстинктами, а разумом и собственными потребностями. Ее орудийный характер означает, что только в ходе деятельности человека природные явления и вещи превращаются в систематическое орудие или средство достижения практических целей. Из природных материалов человек создает сложные приспособления и машины, помогающие ему вести сельское хозяйство, производить промышленные товары, облегчать бытовые тяготы и т.д. Продуктивность деятельности заключается в достижении совершенно новых, творческих результатов в ходе преобразования природы.
Если все бытие человека представляет собой деятельность, то культура - это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется не в прикладном смысле (как характеристика производственного процесса), а в общетеоретическом, обозначая исторически изменяющуюся совокупность приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задает алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической, художественной, научной, религиозной и т.д.), выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни. Всем этим процедурам, приемам и нормам деятельности каждое новое поколение обучается вновь, поскольку культура имеет небиологический характер и не передается по наследству. В качестве примера одного из классических определений в рамках деятельностного подхода приведем формулировку Э.С. Маркаряна, подытоживающую эти рассуждения. По его мнению, культура представляет
собой «специфический способ человеческой деятельности, включающий в себя чрезвычайно сложную и многогранную систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется активность людей в обществе» [4, с. 85].
Среди существующих подходов к культуре разделяют антропологический, аксиологический, нормативный, знаково-символический и т.п. Деятельностный подход является предельно широким и, пожалуй, основным. Однако в отличие от антропологических определений он проводит различие между социальной и культурной сферами жизни человека и одновременно подчеркивает, что в реальности они составляют трудноразличимое диалектическое единство, представляя как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека) или социально-культурную деятельность.
В разные исторические периоды социально-культурная деятельность называлась:
- внешкольное образование (до 1920 г.);
- политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.);
- культурно-просветительская работа (с 1970 по 1990 г.);
- культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов);
- социально-культурная деятельность (с середины 90-х годов).
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. После путча деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название - СКД.
СКД - это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) - составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.).
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов, как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году - «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности [2].
Особенности СКД:
- осуществляется в свободное время;
- отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.;
- характеризуется многообразием видов.
Отличительные черты СКД:
- гуманистический характер;
- культурологический характер;
- развивающий характер.
Функции СКД:
- развивающая;
- информационно-просветительская;
- культурно-творческая;
- рекреационно-оздоровительная.
Обязательным элементом в структуре любой деятельности, особенно социально-культурной, является ее субъект, т.е. осуществляющий ее индивид. А для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:
1) между реальными субъектами (например, между двумя людьми);
2) реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);
3) реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);
4) воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.
Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением. Мы считаем, что общение - способ осуществления деятельности. Особенно это проявляется в массовом празднике.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.
В общении можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Механизмы синтеза, или особенности социальной и художественной деятельности человека, включают множество факторов, в то же время в творческом процессе участвуют разные виды человеческой деятельности. О них мы говорили выше.
Рассмотрим более подробно процесс создания праздника, в котором можно будет определить структуру синтеза социальной и художественной деятельности.
Все начинается с замысла праздника, который возникает у режиссера, и вот здесь этот процесс может идти в нескольких направлениях.
1. Замысел возникает от конкретного социального заказа, который формулируется в виде сверхзадачи всего праздника.
2. Замысел может возникнуть от предложенного или собранного материала, необходимого для организации праздника.
3. Замысел может продиктовать конкретное место, где будет проходить праздник, если оно является историческим или особо значимым для данного социума (имеется в виду населенный пункт, отдельно взятый коллектив или определенная социальная группа - скауты, пионеры, пенсионеры и т.п.).
4. Аудитория имеет немаловажное значение при возникновении замысла, потому что она влияет на подбор материала и выбор изобразительно-выразительных средств, которые будут использоваться в празднике.
В данном случае процесс деятельности идет в сознании создателя праздника, то есть психологическая деятельность человека, которая, прежде всего, подчинена социальным законам, но в соотнесении их с последующей художественной, образной деятельностью. Это будет первым этапом социально-художественной (культурной) деятельности. Результатом этой деятельности является формирование замысла. А сформированным его можно считать только тогда, когда постановщик сможет четко ответить на следующие вопросы: что я буду делать, для кого и где. На данном этапе приоритетной и главной выступает социально-психологическая деятельность, а художественная базируется на ней.
После этого наступает второй этап психофизической деятельности, подчиненной социальнохудожественной. Режиссер начинает выбирать необходимые для воплощения замысла художественные образы. Для этого он анализирует и «прикидывает» реально существующие образы, предложенные ему реальностью бытия данного социума. Отобрав необходимые, он создает новые, искусственные, необходимые ему для творчества. И вот здесь на первое место выходит художественная деятельность. Ибо для создания этих образов необходимы действия, используемые для создания художественного образа, об этом мы писали выше. Таким образом, в результате сложных творческих преобразований внешнего и внутреннего мира произведения искусства создаются сначала в сознании творца, а потом переносятся на холсты, в музыкальные и литературные произведения, необходимые для праздника или используются уже готовые и подходящие для использования. Здесь главенствует художественная деятельность. Социальная
выступает как вспомогательная, направленная на организацию необходимого количества людей, необходимых для преобразования реальной действительности в художественную.
Третий этап. У каждого художника (художника в широком смысле) - свои приемы, свой оригинальный стиль, поэтому искусство есть творческий отбор и синтез различных видов внешних и вновь созданных художественных образов.
Режиссер, исходя из замысла и своих творческих взглядов и убеждений, проводит монтаж образов, реальных и искусственных, вновь созданных, в единую систему праздника. И на этом этапе на первое место выдвигается художественная деятельность художника.
Четвертый этап. Он включает в себя сам процесс прохождения праздника. Главенствующей здесь выступает художественная деятельность актеров, направленная на социум, который, согласно социальным установкам, принятым в обществе, воспринимает эту художественную деятельность (рис.). Рассмотрев этапы создания праздника, видно, что социальная и художественная деятельность существуют одновременно и взаимоссвязано, уступая одна другой ведущее место на каждом этапе.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.
1. Процесс социальной и художественной деятельности при создании праздника тесно взаимосвязаны и взаимодействуют по принципу изменения первостепенности.
2. Социальная и художественная деятельность может существовать индивидуально, вне зависимости друг от друга, но в празднике они не могут существовать одна без другой, а художественная деятельность в целом всегда подчинена социальной. Сравните праздники Римской империи периода республики и диктатуры или праздники фашистской Германии и праздники других стран Европы. К сожалению, анализ названных праздников лежит вне сферы данной работы и является основой для другой самостоятельной работы.
3. Деятельностный подход к культуре, на примере массового праздника, показывает, что он является основным и мотивирует существование других подходов и видов деятельности.
Литература
1. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. - М.: Мысль, 1974. - Т. 1. - 452 с.
2. Российская Федерация. Закон. Основы законодательства РФ о культуре: федер. закон: [принят Гос. думой 09.10.1992. №3612-1.].
3. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал: в 50 т. Т. 1. - М., 1955-1981. - Т. 23. - 522 с.
4. Маркарян Э.С. Системное исследование человеческой деятельности // Вопр. философии. - 1972. -№ 10. - С. 85.
5. Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.
6. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Г.В. Осипова. - М., 1995. - 939 с.
'--------♦-----------
УДК 141.312 Ж.В. Пампура
КУЛЬТУРНЫЕ СМЫСЛЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДИАЛОГА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ
В данной статье анализируется категория «смысл» в разных научных традициях и дисциплинах, исследуется смысл как конструкт понимающего сознания. Семиотика рассматривается как наука, которая занимается смыслами как всеобщими формами сознания.
Ключевые слова: диалог, культура, коммуникация, информация.
Zh.V. Pampura
CULTURAL SENSES AS A RESULT OF THE DIALOGUE IN THE MODERN COMMUNICATION THEORY
«Sense» category in different scientific traditions and disciplines is analyzed, the sense as the understanding consciousness term is researched in the article. Semiotics is considered as a science which deals with senses as general forms of consciousness.
Key words: dialogue, culture, communication, information.
Категория «смысл» рассматривается в разных дисциплинах, таких, как философия, психология, теория социальной коммуникации, поэтому применение междисциплинарного подхода вполне оправдано. Более того именно такой подход оказывается полезным для понимания роли и перспективных направлений развития такой науки как семиотика и ее взаимодействии с теориями коммуникациями. Данная статья содержит попытку рассмотрения категории смысл в разных источниках, а также анализ репрезентации и передачи культурных смыслов в семиотической традиции.
По мнению Е. Никитиной, семиотика, хоть и самостоятельная наука, но она родственна риторике, которая со времен Аристотеля и до наших дней позволяла модулировать различные смыслы именно в диалоговой ситуации их порождения. Сегодня процесс говорения превратился в социальное действие, и место риторики заняла теория коммуникации. Сама теория коммуникации выступает согласованной областью ме-тадискурсивных практик, утвердившись в качестве своеобразного междисциплинарного информационноаналитического центра для коммуникативных дисциплин. Существует множество различных способов теоретического осмысления коммуникации, иначе - ее символического конструирования. В семиотической традиции коммуникация рассматривается как межсубъектное взаимодействие, опосредованное знаками. Проблемы коммуникации в семиотической традиции - это в первую очередь проблемы репрезентации и передачи смыслов [3].
Таким образом, семиотика - наука, которая занимается смыслами как всеобщими формами человеческого сознания. Семиотика не ограничивается формальной стороной знака. Обратимся к экспликации понятия «смысл» в различных дисциплинах и различными авторами.
В толковых словарях разговорного языка смысл получает расплывчатое определение. Например, в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даль указывает: «Смысл - сила, значение, толк, разум,