Научная статья на тему 'Социально-культурная анимация: анализ ведущих исследований проблемы'

Социально-культурная анимация: анализ ведущих исследований проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2555
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ANIMATION / SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION / ANIMATION WORK / ANIMATOR / ANIMATION PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тараторин Е.В., Курапина Е.В.

Данная статья посвящена анализу ведущих исследований отечественных и зарубежных ученых на проблему социально-культурной анимации. В тексте обоснованы основные принципы организации анимационной работы, функциональные характеристики и задачи социально-культурной анимации, отличительные особенности социально-культурного образовательного пространства, а также различные подходы к классификации видов современной анимации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ANIMATION: ANALYSIS OF LEADING RESEARCH PROBLEMS

This article is devoted to the analysis of the leading researches of domestic and foreign scientists on the problem of social and cultural animation. The main principles of organization of animation work, functional characteristics and tasks of socio-cultural animation, distinctive features of socio-cultural educational space, as well as various approaches to the classification of modern animation types are substantiated in the text.

Текст научной работы на тему «Социально-культурная анимация: анализ ведущих исследований проблемы»

SOCIO-CULTURAL ANIMATION: ANALYSIS OF LEADING RESEARCH PROBLEMS

Taratorin E.,

candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social and cultural activities, head of the creative and performing center of the «Orel state Institute of culture»

Kurapina E.

candidate ofpedagogical Sciences, associate Professor of the Department of social and cultural activities, leading specialist in creative and performing work of the «Orel state Institute of culture»

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ: АНАЛИЗ ВЕДУЩИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ПРОБЛЕМЫ

Тараторин Е.В.,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, начальник

творческо-исполнительского центра ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»

Курапина Е.В.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, ведущий специалист по творческо-исполнительской работе ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт

культуры»

Abstract

This article is devoted to the analysis of the leading researches of domestic and foreign scientists on the problem of social and cultural animation. The main principles of organization of animation work, functional characteristics and tasks of socio-cultural animation, distinctive features of socio-cultural educational space, as well as various approaches to the classification of modern animation types are substantiated in the text.

Аннотация

Данная статья посвящена анализу ведущих исследований отечественных и зарубежных ученых на проблему социально-культурной анимации. В тексте обоснованы основные принципы организации анимационной работы, функциональные характеристики и задачи социально-культурной анимации, отличительные особенности социально-культурного образовательного пространства, а также различные подходы к классификации видов современной анимации.

Keywords: animation, social and cultural animation, animation work, animator, animation program.

Ключевые слова: анимация, социально-культурная анимация, анимационная работа, аниматор, анимационная программа.

На сегодняшний день социально-культурная анимационная деятельность является одной из относительно молодых отраслей социальной педагогики и социальной психологии, которые многие исследователи обозначают как педагогику социально-культурной деятельности и педагогику досуга. Анимация представляет собой феноменальную деятельность, в которой заложен культурный, эстетический, морально-нравственный, гражданский потенциал, направленный на формирование внутреннего мира человека. Социально-культурная анимация содействует свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы, при этом она создает особые психолого-педагогические условия, которые способствуют процессу преодоления психологических препятствий для социального взаимодействия. Она является важным инструментом проникновения в природу человека и изучения его сущности.

Основное отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, в основе которой лежит идея привнесения культуры в массы как чего-то внешнего, заключается в том, что она является специфической областью педагогической деятельности, характеризую-

щейся совокупностью методов деятельности, позволяющих специалистам-аниматорам вовлекать членов общества в социальную и культурную жизнь. Социально-культурная анимация начинает развиваться во Франции как свободная деятельность общественных объединений в сфере искусства и культуры после введения закона о создании разнообразных неполитических ассоциаций. Сегодня анимация приобретает всё большее значение, становится ориентиром для духовного оздоровления общественных отношений и одухотворения личности.

Коренной основой термина «анимация» является слово «anima», которое в буквальном переводе с латинского означает «душа», а глагол «animo» -одушевлять, оживлять. Понятие «анимация» определяет цели анимационной деятельности, обозначает ее консолидирующий и одухотворяющий характер, а также выявляет духовный аспект взаимоотношений, которые содержат подлинное сопереживание, сочувствие, содействие в процессе организации анимационной деятельности. При этом она определяет психолого-педагогические подходы, основанные на обращении к высшим духовным ценностям, таким как истина, добро и красота. Являясь особым видом социально-культурной

деятельности как отдельных людей, так и общественных групп, социально-культурная анимация основана на современных социально-культурных и педагогических технологиях активизации людей с учетом разной окружающей социальной локации.

Сегодня понятие «анимация» достаточно подробно рассмотрено в специальной литературе, стало предметом изучения ряда диссертационных исследований (И.И. Булыгина, Т.В. Михайлова, Е.М. Приезжева, В.Ю. Киселев, Л.И. Горбенко, Т.В. Гальперина, Л.В. Тарасов, Ю.И. Жуков, А.В. Дегтя-ренко, М.С. Петрова, Л.В. Сайкина. Т.В. Дедурина, А.Ю. Андреева, Н.Ф. Веретнова, И.М. Миннехаме-това, А.В. Дмитриева), а также в многочисленных выпускных квалификационных работах высших учебных заведений культуры и искусств России. При этом социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса клубов, отелей, санаториев, баз отдыха, торговых центров, молодежных развлекательных заведений и праздничных акций и событий.

По мнению А.Ю. Андреевой, появление термина «анимация» перекликается с развитием мультипликации. Данный вид искусства посредством специализированных технологий осуществляет процесс «оживления» и «одушевления» рисованных картинок, что вызывает впечатление движения живых персонажей. Спустя годы анимационное кино становится самостоятельным видом искусства, а специалист, который занимается данным видом кинематографического дела, художником-аниматором («дающим жизнь») [1].

В 80-90-е годы XX столетия в специальной литературе начали появляться первые публикации, посвященные рассмотрению сущностной характеристики понятия «социально-культурная анимация» (Е.Б. Мамбеков, К. Чекалов, Г.С. Вовк, Е.П. Яценко и др.). В 2000 году в свет выходит основополагающая работа доктора педагогических наук, профессора Московского государственного института культуры Н.Н. Ярошенко [16], посвященная изучению социально-культурной анимации. В этом пособии социально-культурная анимация рассмотрена не как рекреация или развлечение, а как социальная практика, которая призвана содействовать гражданской активности и духовному развитию населения. В работе охарактеризованы основополагающие определения, обоснованы философские и педагогические подходы к теоретическому и практическому осмыслению данного явления.

Н.Н. Ярошенко на основе собственного анализа теоретической и практической части французской анимации отмечает, что «не следует ограничивать сущность и специфику данного явления лишь внешними проявлениями, потому как весьма важная составляющая социально-культурной анимации - это ее духовный, мировоззренческий потенциал». Автор уточняет, что понятие «анимация» дает возможность в полной мере охарактеризовать цели социально-культурной деятельности, выявить ее одухотворяющий характер, а также обозначить собственно духовный аспект взаимоотношений

субъектов педагогического процесса в сфере досуга [16].

Сегодня социально-культурная анимация - это современное направление социально-культурной деятельности, интенсивно развивающееся и подвергающееся различным научным исследованиям. Данное явление на основе ценностей культуры призвано обеспечить реализацию программы интенсивного отдыха, творческой реабилитации, социально-психологической консолидации общественных групп и объединений. По мнению Н.Н. Ярошенко, новизна анимационной деятельности заключается в прикладных технологиях, а также целях, задачах, которые определяют процесс оптимизации межгрупповых и межличностных взаимоотношений, развития духовных и творческих качеств личности. Как грамотно отмечает автор, социально-культурная анимация в своем поле деятельности задействует жанры и виды художественного творчества, ставшими традиционными, для «одухотворения» и «оживления» отношений между личностями. Данный факт признает социально-культурную анимацию как альтернативное направление развития современной культурно-досуговой деятельности.

Социально-культурная анимация определяет личность уникальной целостностью, представляющей собой «открытую возможность» самоактуализации, которая соответствует только человеку. Н.Н. Ярошенко выявляет основные принципы, на которых выстраивается процесс организации анимационной работы. К ним относятся:

- человек изучается и принимается в его целостности;

- каждый человек уникален, в виду чего анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;

- человек всегда открыт миру, отчего главной психологической реальностью является процесс переживания человеком мира и себя в мире;

- человеческая жизнь рассматривается как единый процесс бытия и становления человека;

- человек всегда стремится к непрерывной самореализации и развитию как неотъемлемой части своей природы;

- человек в силу определенных смыслов и ценностей, которыми он руководствуется в своем выборе, имеет некую степень так называемой свободы от внешней детерминации;

- человек представляет собой интенциональ-ное, активное творческое существо, которое всегда стремится к самоактуализации.

Отводя социально-культурной анимации важное место в практике современной социально-культурной деятельности, А.В. Дмитриева [5, с.37] определяет ее как особую сферу профессиональной деятельности педагогов, организаторов, менеджеров, режиссеров и аниматоров. Социально-культурную анимацию исследователь трактует как одну из возможных технологий в преодолении гражданской пассивности всего общества, которая интегрирует все в единую собственную линию, характери-

зующуюся переходом от воздействия к взаимодействию участников процесса. Данное положение является основой для реализации проектных технологий социально-культурной деятельности, где преобладают анимационное содержание, формы, методы и средства.

Отечественный культуролог М.А. Ариарский отмечает, что социально-культурная анимация -одно из направлений прикладной культурологии, которая полностью определена культурным содержанием. Он выделяет следующие основные этапы становления личности: инкультурация, хоминиза-ция, индивидуализация, социализация. Инкульту-рацией автор считает формирование у человека эстетического восприятия действительности, способности точного восприятия ценностей культуры, полноценное обучение навыкам и умениям художественного творчества, привнесение эстетического начала в досуг и быт человека. Также он указывает на индивидуализацию как процесс самореализации творческого начала, когда индивидуальность сможет раскрыть свои культуросозидающие возможности, вносит в сферу социально-культурной деятельности свое «Я», свою неповторимость и оригинальность. Именно по этой причине культурное развитие личности является ценным в связи с ее духовным развитием, на которое, в первую очередь, и направлена социально-культурная анимация [5, с.40].

Исследователь теоретических и исторических аспектов современной социокультурной анимационной деятельности И.М. Никитский [10, с.30] считает Жана Фридмана основоположником социокультурной анимации. По мнению автора, Жан Фридман предложил идею, которая заключается в формировании гармоничного единства ребенка и той среды, в которой он развивается. После Правительство включило данную идею в систему первоочередных программ государственной политики. Замысел идеи состоял в том, что все государство становится воспитательной нацией. Такие решения потребовали значительных общесоциальных и педагогических изменений: следовало переосмыслить весь научный аппарат теории и практики воспитания, разработать и внедрить концепцию воспитательных элементов и сил социума, которые смогут «оживить» окружающую среду и вообще социальное бытие. Вследствие чего, сначала 70-х годов XX столетия начали осуществляться исследования, посвященные педагогики анимации, работе и предназначению аниматоров, их образования, психологии и целеполагания, аудитории социально-культурной деятельности, осуществляемой в ее рамках, ее учреждений. В результате к концу XX века социально-культурная анимация получила статус самостоятельного направления психологической и педагогической деятельности в досуговой сфере.

В отличие от российской науки социально-культурная анимация рассматривается зарубежными исследователями значительно шире. В середине 50-х годов XX века французский ученый, со-

циолог Ж. Дюмазедье ввел в научный оборот понятие «социокультурная анимация». В это понятие ученый вкладывал социокультурные процессы в сфере досуга и свободного времени. Здесь личность занимает центральное место, выступая со своим внутренним миром, полным противоречий и проблем, которые логично возникают в условиях технократического общества. Также исследователь выявил два целевых аспекта социально-культурной анимации: регулятивный и освободительный. Необходимым моментом человеческого существования, имеющего глубинную экзистенциальную основу, является его стремление к социальному творчеству без рамок и ограничений. По его мнению, «личность отстаивает свое право социальную включенность против любых противозаконных, пагубных влияний, на свободу» [18, с.196].

При этом французский социолог обосновывает четыре функциональных характеристики социокультурной анимации (в прямом переводе):

1. Специфический социальный контроль свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «Я» личности.

2. Ограничение и направление рынка потребительства, на котором реализуются делания личности.

3. Установление равновесия между досуго-выми запросами личности или коллектива и их социально-профессиональной деятельностью.

4. Социальный контроль, направленный на неформальное образование личности, ее самообразование [18].

Теоретик социокультурной анимации О. Бенар обращает внимание на требования, предъявляемые постоянно изменяющимся современным обществом. По этому поводу он высказывает мысль о том, что «в ближайшем будущем анимация предстанет основным регуляционным, компенсаторным, катализирующим феноменом, который будет смягчать культурный износ, обновлять взгляды, поведение, будет способствовать самостоятельности и приспособлению. Анимация - это социальный ответ на специфические проблемы, которые возникают в ходе ее же эволюции» [17, с. 16].

Исследователь Р. Лабури заявляет о двоякости феномена анимации: как социальная терапия и метод приспособления, так и идеология освобождения через участие. Ученый характеризует популярные определения понятия «социально-культурная анимация» и приходит к выводу о том, что большое количество взглядов имеют педагогический смысл, что направляет анимацию на рост самосознания, активного социального творчества и саморазвития.

В современной западной психолого-педагогической науке применение понятия «анимация» используется в большинстве случаев для характеристики отношений. В этом плане следует упомянуть мысль французского исследователя проблематики социокультурной анимации Анн-Мари Гурдон о том, что при упоминании слова «анимация» речь идет не об оживлении тела и неживой материи, а об оживлении отношений между индивидуумами и социальными группами. Схожую мысль выражает и

М. Симоно, который в определении социально-культурной анимации также придерживается идеи оживления социальных отношений. Исследователь пишет: «Социокультурная анимация - это область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенное изменение поведения и межличностных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики недирективных или активных методов» [19, с.24].

Специалист по неформальному образованию, доктор философии, профессор М.К. Смит в научных трудах отмечает, что анимацию довольно часто связывают с созданием мультфильмов, но во «многих европейских странах, особенно во Франции и Италии, анимация близка к неформальному образованию, социальной работе и педагогике. При этом различные общества и объединения, молодежные группы, школы и специализированные центры являются территорией для анимационной работы». Далее ученый определяет несколько базовых моделей анимационной деятельности: «экспрессивно-творческую анимацию, социально-культурную анимацию и досуговую анимацию» [20].

Наиболее важными отличительными особенностями анимационного социально-культурного образовательного пространства считаются шесть парадоксов П. Палмера:

1. Пространству необходимо быть открытым и закрытым.

2. Пространству необходимо быть гостеприимным и «напряженным».

3. Пространству необходимо быть выразителем не только индивидуальных, но и групповых интересов.

4. Пространство должно сочетать в себе индивидуальные истории из жизни тех, кто именно «втянут» в деятельность обучения, и обширную связь событий и обычаев.

5. Пространству нужно ориентировать человека на одиночество и взаимодействие с обществом.

6. Пространству необходимо содействовать речевой активности человека и молчанию.

В начале XXI века выдающимися идеологами движения анимации в Южной Америке стали А. Боаль и П. Фрейре. Последний в свою очередь внес значительный вклад в неформальное и популярное образование, в его идеях можно выделить следующие аспекты анимации:

- анимация - это не столько процедура образования людей чему-то, сколько сам процесс диалогического общения между ними;

- анимация представляет собой практическую деятельность, которая дает возможность независимым и мыслящим людям воздействовать на социум;

- анимация - это процедура повышения компетентности участников для трансформации реальности;

- анимация - создание просветительных ситуаций, основывающихся на имеющимся опыте соучастников;

- анимация - это непостижимость ролей «ученика» и «учителя», основано на постоянном росте осознания ученика и необходимости «самоубийства» убеждений педагога.

Другой видный идеолог анимации, руководитель театра и писатель Аугусто Боаль считает, что именно в конфигурациях деятельности театра весьма наглядно реализуются основы социально-культурной анимации, так как с его помощью люди могут себя видеть. У обычного театра есть граница между сценой и зрительным залом. Здесь появляется новый объект - актер-зритель, который в то же время принимает участие в самом действии и наблюдает его. Это дает возможность участника усваивать собственную обыденную жизнедеятельность как результат и размышлять над ней ответственно.

Диссертационное исследование Е.Б. Мамбе-кова «Организация досуга во Франции: анимационная модель» (защищена была в 1992 году в городе Санкт-Петербурге) послужила отправной точкой в деле исследования социально-культурной анимации в России. В этой работе автор провел анализ системы организации досуга во Франции и на тот период (конец 90-х годов XX века) это исследование, посвященное изучению социально-культурной анимации за рубежом, было единственным. Один из ведущих отечественных специалистов в области культурно-досуговой деятельности определяет социокультурную анимацию как часть воспитательной и культурной системы современного общества, которая представлена в виде специфической модели организации социально-культурной деятельности:

- как совокупность элементов (государственные органы, добровольные ассоциации, учреждения, организации, аудитория, аниматоры), которые находятся в регулярных отношениях;

- как совокупность занятий, отношений и видов деятельности, отвечающие интересам личности, касающиеся ее культурной жизни и свободного времени;

- как своеобразная социально-педагогическая система, в которой главную роль исполняют профессиональные или добровольные аниматоры, которые имеют специальную подготовку и используют в своей работе методы активной педагогики [8].

Данное развернутое определение отчетливо отражает специфику и структуру анимационной деятельности, которая проявляется на организационном (кто), деятельностном (что), методическом и технологическом (как) уровнях. При этом важной составляющей социокультурной анимации, по мнению исследователя, является ее мировоззренческий (смысловой) потенциал. Само понятие «анимация» позволяет достаточно точно характеризовать цели социально-культурной деятельности, выявлять ее

консолидирующий (объединяющий) характер, обозначать внутренний аспект взаимоотношений субъектов педагогического процесса.

Как замечает исследователь Л.В. Тарасов [13, с.34], по увеличению количества исследований за прошедшие десятилетия можно определить все более возрастающее положение социально-культурной анимации в педагогической науке. В последние годы в научном мире регулярно появляются научно-исследовательские работы, формирующие теоретические основы рассматриваемой практической деятельности. Очевиден интерес к этому направлению в сфере подготовки профессиональных кадров, который определяется количеством исследований и числом изданной учебно-методической литературы. овнях. ском и технологическом ()тливо отражает специфику и структуру анимационной деятельности, которая прявляется ьтурной жи

Педагоги Краснодарского государственного института культуры А.В. Дмитриева и А.А. Горбачев определяют социально-культурную анимацию как педагогику посредничества и понимания, которая призвана устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, общении и творчестве. Социально-культурная анимация посредством использования технологий педагогической антропологии позволяет человеку решать задачи определения своих творческих качеств и самопознания [4, с.127]. При этом исследователи смело называют социально-культурную анимацию средством искусства и культуры, ведь именно анимационная деятельность как деятельность, «одухотворяющая», «вдыхающая жизнь», «оживляющая общественные отношения» или «одушевляющая», «направляющая к духовному» - содержит в себе наиболее фундаментальные и значимые отношения человека с миром и с самим собой.

Исследователи Л.В. Сайкина и О.В. Шарапова [12, с.294], занимающиеся изучением технологий социально-культурной анимации в профилактике девиантного поведения подростков, указывают на то, что опора социокультурной анимации на психологизацию деятельности предполагает умение специалистами в этой области изучать условия окружающей социальной и природной среды. При этом выявлять факторы благотворного или отрицательного ее влияния на психическое состояние личности, создавать средствами и методами анимации условия для восстановления душевного равновесия, устойчивого положительного настроения, предупреждать болезненные психические реакции в процессе общения, обеспечивать психологический комфорт во время отдыха, учитывать, что человек в период рекреации старается избавиться от перегрузок повседневной жизни, стремится к восстановлению душевных и физических сил и вид отдыха выбирает, следуя не только интересам, но и состоянию здоровья, советам и врачам и прочее.

Исследователь педагогической анимации И.И. Шульга обозначает, что на сегодняшний день нет единого понимания анимации как профессионального феномена, но существуют разные уровни трактовки данного феномена. Можно выделить три таких уровня: первый определяет самостоятельный статус сферы свободного времени, как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Он позволяет использовать возможности социальных институтов общества: учреждений образования, семьи, культуры, спорта, молодежных объединений, масс-медиа, шоу-бизнеса.

Второй уровень можно рассматривать как элемент воспитательной системы общества и социально-педагогическую подсистему в виде совокупности специальных (государственных), общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить социально-одобряемые виды досуга молодых людей, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.

Педагогическая анимация как профессиональная деятельность педагога - третий уровень понимания и интерпретации. Она определяется как многомерная и многоплановая деятельность педагога, которая целенаправленно обеспечивает формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность [15].

Исследователь Е.В. Кулагина наделяет анимацию функциями социального явления. Автор определяет ее как разносторонний и многовариативный досуг, обеспечивающий удовлетворение различных потребностей и интересов участников взаимодействия.

По мнению Т.И. Власовой [3, с.9], социально-культурная анимация служит не только снятию накопившегося психологического и физического напряжения, но и содействует раскрытию способностей человека, его творческого потенциала, обогащает его новыми знаниями и навыками, помогает преодолевать имеющиеся у человека комплексы и включает его в реальное действие.

Анимационную деятельность Л.В. Курило трактует как совокупность социально значимых действий личности, направленных на интенсивное осознанное ее взаимодействие с окружающей средой и освоение социокультурных ценностей, в процессе удовлетворения релаксационно-восстанови-тельных, культурно-образовательных и культурно-творческих потребностей и интересов [7].

Анализ исследований проблематики современной социально-культурной анимации показывает, что у нее существует научное и вполне конкретная методологическая основа. Данный анализ позволил выявить основные задачи социально-культурной анимационной деятельности:

- преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;

- профилактика социальных отклонений (де-виантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.);

- реабилитация критических состояний личности.

Для решения представленных задач в социально-культурной анимации выделяются три взаимосвязанных процесса:

1) процесс создания условий для раскрытия личности или группы;

2) процесс установления межличностных отношений;

3) процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.

В научной статье «Социально-культурная анимация как средство профилактики девиантного поведения детей-сирот» М.Г. Моисеева описывает следующие функции анимационной деятельности:

- адаптационную - позволяет перейти от повседневной обстановке к свободной, досуговой;

- компенсационную - освобождает человека от физической и психической усталости повседневной жизни;

- стабилизирующую - создает положительные эмоции и стимулирует психическую стабильность;

- оздоровительную - направлена на восстановление, развитие физических сил человека;

- информационную - позволяет получить новую информацию о стране, регионе, людях и т.д.;

- образовательную - позволяет приобрести и закрепить в результате ярких впечатлений новые знания об окружающем мире;

- совершенствующую - приносит физическое и интеллектуальное усовершенствование [9, с.122].

Исследователь Н.В. Никитский [10, с.32] выделяет регулятивную функцию социокультурной анимационной деятельности. По его словам, эта функция обозначается как главная, исходя из понимания того, что личность живет в обществе не изолированно, она вовлечена в деятельность социальных институтов, а для регулирования взаимоотношений между ними необходима функция социального контроля. Этот социальный регулятивный контроль должен способствовать использованию свободного времени для саморазвития и более активного участия личности в социальной жизни общества.

Интересно мнение Р.Г. Белянского [2, с.129] о структуре анимационной деятельности, которая включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию. При этом исследователь выделяет следующие основные характеристики анимационной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

- основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

- предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;

- формирует и развивает личность;

- способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;

- удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.

В силу развития индустриализации общества и усиления актуальности вопроса организации свободного времени населения анимационная деятельность получила широкое распространение в работе с разными социальными группами, в связи с чем, по мнению Е.В. Кулагиной, выполняет следующие функции:

- профилактическую - создание благоприятных условий для социализации в различных общественных, профессиональных организациях, предприятиях;

- психотерапевтическую - формирование устойчивой самооценки личности, активного самовыражения, удовлетворения межличностными контактами, приобретения нового опыта коллективного взаимодействия;

- реабилитационную - восстановление навыков конструктивного социального поведения и гармоничного развития личности;

- досуговую - организация досуга разных слоев населения в соответствии с их интересами и потребностями.

Исследователь А. Петров предлагает следующую классификацию видов анимации:

1. Праздничная и событийная (тематическая) анимация.

2. Туристическая анимация:

- анимация в домах отдыха, отелях, детских оздоровительных лагерях;

- анимация на корпоративных мероприятиях.

3. Детская анимация.

5. Клубная анимация:

- тематические программы для молодёжи;

- анимационные программы на дискотеках.

6. Рекламная анимация:

- анимационные программы на промо- и рекламных акциях;

- анимационные программы в торговых и развлекательных центрах [11, с. 1].

Исследователь Т.Н. Третьякова [14. с.69-70] различает типологии форм анимационной деятельности следующим образом: по субъекту деятельности (форма массовой, групповой, индивидуальной деятельности); по месту осуществления (домашние и внедомашние культурно-досуговые виды деятельности); по характеру организации (институционные, общественно-организационные и личностные формы культурно-досуговой деятельности).

Анимационная деятельность, по мнению, Т.Н. Третьяковой [14, с.70], является качественной характеристикой способа человеческой деятельности, которая превращает его в средство раскрытия и реализации сущностных сил человека. Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает у них новые потребности и прежде всего потребность в творчестве.

Цель анимационной деятельность Л.М. Загорская [6, с.59] видит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие на его жизнь, на все виды деятельности. В задачу анимационной деятельно-

сти входит организация культурного отдыха, который является средством не только избавления от усталости, но и нейтрализации негативных воздействий повседневности жизни.

Таким образом, сущность понятия социально -культурной анимации выражается в активизации полноценной рекреационной, социально-культурной, досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение. Социально-культурная анимация может рассматриваться как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андреева, А.Ю. Технологии социально-культурной анимации как средство патриотического воспитания молодежи: дисс. ...канд.пед.наук / А.Ю. Андреева. - Тамбов, 2009.

2. Белянский, Р.Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения // Вестник ТГУ. Гуманитарные науки. Педагогика и психология / Р.Г. Белянский. -Выпуск 7 (99), 2011.

3. Власова, Т.И. Анимационный менеджмент в туризме: учеб. пособие / Т.И. Власова, А.П. Ша-рухин, Н.И. Панов. - М., 2010.

4. Горбачев, А.А., Дмитриева, А.В. Социально-культурная анимация и ее особенности в педагогической антропологии / А.А. Горбачев, А.В. Дмитриева // Вестник МГУКИ, 2015. 3 (65) май-июнь.

5. Дмитриева, А.В. Педагогические условия функционирования социально-культурной анимации в процессе воспитания коллективизма у детей и подростков: технологический подход: дисс. ...кан.пед.наук / А.В. Дмитриева. - Краснодар, 2018.

6. Загорская, Л.М. Теория и практика социально-культурного сервиса: учебное пособие / Л.М. Загорская. - Новосибирск, 2013.

7. Курило, Л.В. Теория и практика анимации: Ч.1. Теоретические основы туристкой анимации: учебное пособие / Л.В. Курило. - М., 2009.

8. Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: дисс. ...канд.пед.наук / Е.Б. Мамбеков. - СПб, 1992.

9. Моисеева, М.Г. Социально-культурная анимация как средство профилактики девиантного поведения детей-сирот / М.Г. Моисеева // Вестник ТГУ, выпуск 12 (92), 2010.

10. Никитский, М.В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности / М.В. Никитский // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2008. -Вып. 3(10).

11. Петров, А. Анимация / А. Петров // Праздник. - 2008. - №2.

12. Сайкина, Л.В., Шарапова, О.В. Технологии социально-культурной анимации как средство коррекции девиантного поведения подростков / Л.В. Сайкина, О.В. Шарапова // Гуманитарные наук. Педагогика. - М., 2012.

13. Тарасов, Л.В. Современное состояние изучения социально-культурной анимации в российской педагогической науке: аналитико-библиогра-фический обзор / Л.В. Тарасов // Актуальные проблемы педагогики. - М., 2009.

14. Третьякова, Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие для вузов / Т.Н. Третьякова. - М., 2008.

15. Шульга, И.И. Педагогическая анимация: Развитие профессионального образования организаторов досуга / И.И. Шульга. - Новосибирск, 2008.

16. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация: учеб. пособие / Н.Н. Ярошенко. - М., 2000.

17. Besnard P. // Cahier de l' Animation. 1972.

№1.

18. Dumazedier J. Revolution culturelle du temps libre. 1968-1988. P., 1988.

19. Simonot M. Les animateurs socioculturels. Etude d'une aspiration a une activite siciale. Rouen, 1974.

20. Smith K. Animateurs, animation, learning and change. The encyclopaedia of informal education. Available at: www. infed.org/animate/b -animat. htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.