Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: "НАУЧНОСТЬ" ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ"'

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: "НАУЧНОСТЬ" ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ольшевский В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: "НАУЧНОСТЬ" ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО "ИСПОЛЬЗОВАНИЯ"»

необходимо получить среднее или высшее профессиональное образование, но все же главное для претендента - иметь высшее финансово-экономическое образование. Безусловно, преимуществом будет являться наличие аттестата профессионального бухгалтера или аудитора. Чтобы его получить, необходимо прослушать специальный учебный курс и сдать квалификационные экзамены. Надо помнить главное, что квалифицированный бухгалтер, разбирающийся во всех вопросах учета и налоговой политики, - бесценный работник.

Достаточно продолжительным и стабильным должен быть опыт работы для начинающего бухгалтера, стаж должен быть не менее одного года.

Быть бухгалтером - это призвание. А бухгалтерский учет - это целая система, которая строилась больше сотни лет и претерпела немало изменений, накопила бесценный мировой опыт.

Использованные источники: 1.Сергейчева Е.С., Навасардян А.А. Моя профессия - бухгалтер // Материалы II Всероссийской студенческой научной конференции «В мире научных открытий». - Ульяновск: УГСХА. - 2013. С. 267-270.

Ольшевский В. Г., канд. экон. наук, доцент

профессор

Российская академия естествознания Республика Беларусь, г. Минск СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: «НАУЧНОСТЬ» ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО «ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

Прежде всего оговоримся. Предлагаемая статья написана с позиции человека, прожившего жизнь в социально-гуманитарных науках, преподававшего более 40 лет во многих вузах, в том числе 18 лет в должностях заведующих кафедрами политической экономии, истории и политической экономии, экономической теории в России и Беларуси, в системах повышения квалификации работников образования, профсоюзных, советских, партийных кадров, прочитавшего тысячи лекций в трудовых коллективах промышленных и сельскохозяйственных предприятий, научных учреждений, органов управления и спецслужб, в аудиториях факультета Генерального штаба Вооруженных Сил. Более чем солидный возраст, накопленные знания и опыт, около 250 подготовленных публикаций по проблемам истории, экономики, политики, образования и воспитания, национальной безопасности, личные наблюдения как субъекта и объекта политических действий позволяют не только рассмотреть важнейшие проблемы содержания и преподавания социально-гуманитарных наук, но и дают моральное право высказать нелицеприятные оценки и критические замечания в адрес названных и неназванных уважаемых людей и структур.

Некоторые современные специалисты-методологи настаивают на том, что социально-гуманитарные науки «должны быть научными», считая основным направлением их развития и совершенствования углубление анализа общественных отношений. Суть проблемы усматривают в том, что не только у большинства «простых» людей, но и у многих ученых-гуманитариев отсутствует понимание науки как познания законов, нацеленности «объективно истинных знаний на раскрытие и постижение глубинных аспектов отражаемого ими явления, сущности, законов и противоречий его развития» [5, с. 18]. При этом ссылаются на известного российского философа и методолога науки В.П. Кохановского, который подчеркивал, что само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Проблема ставится предельно остро и безапелляционно: «Характеризуя науку, научное познание в целом, необходимо выделить ее главную задачу, основную функцию - открытие законов изучаемой области. Без установления законов действительности, без выражения их в системе понятий нет науки, не может быть научной теории. Перефразируя слова известного поэта, можно сказать: мы говорим наука -подразумеваем закон, мы говорим закон - подразумеваем наука» [26, с. 199].

Разумеется, познание законов общественной жизни как элементов научных теорий - важная задача развития и преподавания социально-гуманитарных наук. Но при этом необходимо соблюдать разумную меру, не вдаваться в крайности, абсолютизируя законы науки и отождествляя их с законами (закономерностями) реальной действительности. Нельзя переоценивать возможности теоретического осмысления сложного и противоречивого мира. Всегда остается пятнадцатый камень сада Рёандзи монастыря в японском Киото, который скрывается за четырнадцатью другими с любой точки наблюдения [31, с. 1-2]. Особенностью теоретического познания является первоначальная направленность его на самого себя, внутринаучная рефлексия. Разработка инструментария исследований, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата, методологии науки чрезвычайно важна. Однако ни одна наука не может отразить мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях. Отнюдь не случайно В.П. Кохановский пишет о законах «изучаемой области». Реальная действительность не может быть охвачена теоретическим мышлением целиком и полностью, она сложнее сформулированных отдельными науками законов, сущностей, понятий. На основе теоретического объяснения, познанных законов аналитики пытаются предвидеть будущее. Но прогнозирование общественной жизни в силу ее специфики и сложности имеет и не может не иметь стохастический (от греческого - догадка), вероятностный характер.

Абсолютизация законов общественной жизни изначально недопустима. Наука, формулируя абстракцию закона как выражение существенных, устойчивых, постоянно остающихся в явлениях причинно-

следственных связей, фиксирует статику отношений. Эта сторона объективных законов общественной жизни, проявляющихся через целеполагающую деятельность людей, основательно разработана в традиционном марксизме.

«Закон берет спокойное, - писал В.И. Ленин, - и потому закон, всякий закон, узок, неполон, приблизителен»..., «явление богаче закона» [11, с. 136, 137]. Законы общественной жизни тем и отличаются от законов природы и юридических законов, что они не абсолютны. Они, подчеркивал К. Маркс, «осуществляются весьма запутанным и приблизительным образом, лишь как господствующая тенденция, как некоторая никогда твердо не устанавливающаяся средняя постоянных колебаний» [14, с. 176]. Ф. Энгельс в письме К. Шмидту, характеризуя общественные законы, отмечал: «Все они не имеют иной реальности, кроме как в приближении, в тенденции, в среднем, но не в непосредственной действительности. Это происходит отчасти потому, что их действие перекрещивается с одновременным действием других законов, отчасти же вследствие их природы как понятий» [32, с. 355].

В структуре общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими законами. Их действие нельзя вычленить из совокупного результата их функционирования - общественных процессов. Как справедливо отмечалось в старых учебниках, даже «выделение отдельных законов возможно лишь в теоретическом анализе» [27, с. 5]. Взаимодействие законов порождает противоречия, которые в сравнительно недавнем прошлом дорого обошлись и науке и практике. В «советском обществоведении» много сил и средств было затрачено на исследование законов социальной жизни, механизмов их действия и использования. Но попытки их применения на практике часто имели не совсем тот или совсем не тот результат, которого можно было бы ожидать на основе устоявшихся представлений о действии того или иного закона, так сказать, в «чистом виде». Развитие социально-гуманитарных наук показало, что изучение законов функционирования и развития социумов позволяет выстроить теоретическую систему глубинного уровня, которая может развиваться относительно независимо от общественной практики. Но действие познанных законов «изучаемой области» в реальной действительности модифицируется действием законов других областей, а также множеством конкретных обстоятельств. В их числе важнейшее значение имеет и «естественность», адекватность представлений о человеке и обществе, какими они являются не в теории, а в повседневной жизни, и возможности взаимодействия науки и власти, и практическая деятельность «простых» людей, не знающих теории, но руководствующихся «обыденной мудростью», фактическими условиями повседневной деятельности. Знание законов различных сфер общественной жизни отнюдь не гарантирует понимания и адекватного отражения в сознании реальной действительности.

Наука начинается с наблюдения событий и явлений, накопления и классификации фактов, эмпирических данных (это тоже - научная деятельность), продолжается осмыслением причинно-следственных и иных связей между ними - выявлением далеко не всех законов и закономерностей, представления о которых подлежат постоянной корректировке в соответствии с диалектикой живой и неживой природы. Но без дальнейшего синтеза философских, экономических, социологических, политологических, культурологических и иных гуманитарных знаний «общественные науки», в том виде, в каком они преподавались в системе образования, могут остаться набором теоретических схем «ограниченного пользования» главным образом для сдачи зачетов и экзаменов и неблаговидного «классового» манипулирования сознанием молодежи и недостаточно грамотных взрослых. Разумеется, при достойном уровне преподавания они в большей или меньшей степени формируют основы общей культуры, индивидуальной идеологии и психологии молодых людей, но в современных условиях основной вопрос - какая это культура и идеология. Общепринятых, даже наиболее общих ориентиров здесь нет. И в Беларуси, и в России четких и непротиворечивых представлений о желаемом будущем пока что нет. Ограничивает реализацию потенциала социально-гуманитарных наук и осуществляемая в наших странах так называемая «оптимизация» этого блока высшего образования. Очевидно, не будет преувеличением утверждение о том, что она обусловлена в принципе преходящими, но становящимися хроническими финансовыми трудностями. Сказываются и стратегические интересы некоторых политических сил, их стремление ликвидировать плоды определенной «либерализации» социально-гуманитарного знания после распада (по форме - самоликвидации) СССР, фактически предотвратить дальнейшее приобщение широких народных масс к горькой правде нашего «непредсказуемого» исторического прошлого. С точки зрения тех, кто считает, что история не способствует, а препятствует формированию личности, это выглядит весьма «патриотично».

«Оптимизация» свелась главным образом к уменьшению учебного времени на изучение социально-гуманитарных наук. К примеру, Образовательный стандарт Республики Беларусь 2006 г. предусматривал изучение истории Беларуси, философии, экономической теории и политологии на неспециализированных факультетах вузов в объёме 68 аудиторных и 34 часов самостоятельной работы, социологии соответственно 34 и 20 часов [15, с. 5]. Новые программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь и действующие в настоящее время, предусматривают выделение на изучение истории 34 часа аудиторного времени, философии и экономической теории - по 42, социологии - 18, политологии - 34 часа. Похоже, во всех вузовских социально-гуманитарных дисциплинах утверждаются идеи известного экономиста и публициста первых лет советской власти Ю. Ларина (М. З. Лурье), требовавшего

перейти к изображению истории «большим мазком», без прорисовки «деталей». Сокращение аудиторного учебного времени предполагается компенсировать самостоятельной работой студентов. Однако, во-первых, многие сложные вопросы человеко- и обществоведения без помощи квалифицированных специалистов освоить трудно, а во-вторых, возможности самостоятельной работы при изучении «непрофильных» дисциплин во многих вузах чрезвычайно ограничены. Хотя у нас не принято сравнивать с «богатыми» странами, но все же небезынтересно то, что, например, в военных академиях США на первых курсах изучается современная мировая история в объеме (в часах) 120, на вторых курсах современная история войн и общества - 120; основы философии на первых курсах - 120 и философия (этика) - 120 на третьих курсах; на вторых курсах изучаются принципы экономики малых структур (микроэкономика) и принципы экономики крупных структур (макроэкономика) - соответственно 120 и 60; введение в политические науки - 60 и международная политика -80 изучаются на вторых курсах и взаимоотношения США с зарубежными странами - 60 на третьих курсах; военная политика - 120 на четвертых курсах. Кроме того изучают введение в науку управления и военное законодательство (соответственно 60 и 120 часов). Система обучения в вузах Европы и Америки существенно отличается от нашей большей самостоятельностью обучающихся, повышенным вниманием к владению устным и письменным словом, жесткими, вплоть до отчисления из вуза, наказаниями за списывание. Обучающиеся имеют реальную возможность изучения разнообразных и многочисленных спецкурсов по выбору. Например, в известном Массачусетском технологическом институте в перечне таких спецкурсов более 400 наименований.

Конечно, традиционная для постсоветских обществ система обучения и воспитания имеет свои преимущества с точки зрения доступности образования, сохранения социальных и духовных ценностей народов. Но не все элементы традиционной культуры прошлого выдержали проверку временем и соответствуют потребностям выживания и развития в современном конкурентном мире. В последние годы немало сказано о необходимости сохранения всего лучшего в СССР. Но при этом порой забывают о реальной диалектике жизни: «да» - это не только «да», оно содержит в себе и «нет» - учили социальные философы, «плюсы» неотделимы от «минусов». Нельзя оставить «хорошее», отказавшись от органически связанного с ним «плохого». Социальные возможности и международный авторитет советского общественного строя, в его рамках - и системы образования, ограничивали, в частности, политический и идеологический монополизм; отторжение и жесткое преследование инакомыслия; ничем не сдерживаемые чрезмерная централизация и бюрократизм; сохранение страха за себя и своих близких в мотивации поведения людей; социальный нарциссизм, непоколебимая уверенность в

том, что мы лучше всех знаем, что нужно не только нам, но и народам всех других стран.

Каждое историческое явление может считаться научно освоенным лишь после изучения его во всех взаимосвязях и опосредованиях, -указывали классики. Уже поэтому, в конечном счете, подлинно научное социально-гуманитарное знание всегда относительно, поскольку оно должно учитывать экономические, социальные, политические, духовные и иные аспекты явлений и процессов, т. е. быть междисциплинарным, но чаще всего таковым не является. Это остро ставит проблему оптимального сочетания и отражения в преподавании объективно обусловленной сложности процессов общественного развития и не допускающей профанации простоты в их объяснении.

Автор солидарен с уже упоминавшимся В.П. Кохановским в том, что в социально-гуманитарном познании, тем более - в преподавании социально-гуманитарных наук, следует избегать культивирования чрезмерного «умствования», формального знания, оторванного от реальной жизни, практики. В свое время Г.В.Ф. Гегель справедливо называл такое «умствование» «варварской философией рассудка», лишенной всякого объективного содержания, которая «вертится лишь в бесконечных сочетаниях категорий» (а точнее - слов, терминов). При этом «презренная действительность» остается рядом и ею совсем не интересуются, что не позволяет понять ее существенные характеристики и формообразования. Однако, как верно заметил великий математик Г. Вейль, ученый обязан пробиваться сквозь туман абстрактных слов и «достигать незыблемого скального основания реальности» [30, с. 244].

Нужны опора на факты, знание практики развития всех основных сфер общественной жизни, что само по себе в высшей степени проблематично. Общество - выделившаяся из природы, но тесно связанная с ней часть материального и идеального мира, включающая в себя все формы межличностных и вне- и надиндивидуальных отношений, связей и взаимодействия людей, развитие которой характерно сочетанием детерминированности и случайностей, непредсказуемости; самоорганизации и управляемости; сотрудничества и соперничества субъектов общественных действий; коллективизма и индивидуализма; не всегда объяснимых симпатий и антипатий индивидов и их сообществ. Его отличает большое количество структур, систем и подсистем.

Как известно, в современной социальной философии в структуре общества обычно выделяются четыре основных подсистемы, охватывающие связанные между собой общими законами и принципами процессы и явления, называемые сферами общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная, в которых, свою очередь, выделяются элементы, отношения, социальные институты. На основе имеющихся источников [см.: 1, 2, 29] важнейшие подсистемы социума, изучаемые

социально-гуманитарными науками, могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Экономическая сфера охватывает все виды хозяйственной деятельности людей, направленной на обеспечение материальных и иных условий жизни. Социальные философы предпочитают называть ее материально-вещественной, что в современных условиях нельзя считать вполне адекватной характеристикой, поскольку производство общественных благ в наши дни представляет собой единство материального и нематериального производства [см.: 28].

Элементами экономики являются производительные силы или ресурсы (сырье, материалы, инструменты, машины, оборудование; работники, обладающие рабочей силой, соответствующими техническому базису знаниями, навыками, общей и профессиональной культурой, в рыночной экономике - человеческим капиталом; транспортная и сосудистая подсистемы производства) и производственные отношения (производство, распределение, обмен, потребление, собственность; рынки, деньги, финансы, бюджет, налоги, банки, предпринимательская деятельность, взаимодействие экономики и государства).

Социальные институты и организации: экономика; собственность; рынок; деньги; семья как первичная производственно-потребительская ячейка; сельскохозяйственные, промышленные, торговые, транспортные, финансовые предприятия; учреждения, оказывающие (производящие) образовательно-информационные услуги, обеспечивающие подготовку и повышение квалификации кадров и др.

Экономика характеризуется, наряду с географическим и природно-климатическим потенциалом, уровнем развития созданных людьми производительных сил и экономических отношений, уровнем и характером разделения и кооперации живого и овеществленного труда, обусловленной ими эффективностью производства (производительностью труда, отдачей используемых машин и оборудования, технологических систем, сырья, материалов, топлива и энергии и т. д.). Экономический прогресс общества проявляется в повышении экономической эффективности, увеличении производства разнообразных благ и услуг.

Для правильного понимания социальной сферы необходимо учитывать, что термин «социальный» в буквальном переводе с латинского языка означает «общественный». В современных условиях он употребляется в широком и узком смысловых значениях. В широком смысле, от латинского БОшаИБ - общественный, социальные процессы (явления, отношения) охватывают всю совокупность феноменов в основных сферах общественной жизни.

Элементами социальной сферы в узком смысле являются социальная структура общества: социальные группы - классы, страты, сословия, касты, нации, демографические общности и пр.; социальная инфраструктура:

здравоохранение, образование, услуги, организация досуга; социальные интересы, потребности, мотивы и стимулы; принципы и требования социальной справедливости, условия ее осуществления; социальная мобильность и социальные лифты. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной или женщиной, рабочим или служащим, отцом или матерью семейства, городским или сельским жителем и т. д.

Социальная сфера в узком смысле охватывают условия труда и быта, здоровья и досуга, отношения между группами и слоями общества и внутри их. Иными словами социальные процессы в узком смысле охватывают отношения, связанные с условиями существования и развития человека как производительной силы (работника) и личности. К сфере социальных отношений относятся традиционный для данного общества уровень жизни, восстановление физической силы и здоровья работников, возможности умственного развития, отношения между группами и слоями общества, между нациями и внутри наций, между коллективами и внутри них, в том числе семейные отношения (поддержание здоровья, воспроизводство самой жизни, обучение и воспитание детей и подростков), общение между людьми.

Социальные в узком смысле слова институты и организации: семья, дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные учреждения. Социальный прогресс проявляется в развитии и улучшении положения человека в обществе.

Политическая сфера - одна из наиболее важных подсистем общества. Она охватывает деятельность государства, органов власти, партий, общественных организаций, больших групп людей по осуществлению власти, политического руководства, регулированию отношений между социальными общностями и внутри них и общественного самоуправления.

Основные элементы: политика; государство; власть; деятельность по осуществлению власти, управлению и самоуправлению; политические партии; политическая идеология и психология; политические нормы, обычаи, традиции; армия и другие силовые структуры; гражданское общество; политико-правовая система и др.

Политические отношения предписываются установленными властью законами и другими актами, уставами и программами относительно самостоятельных сообществ, писаными и неписаными правилами различных социальных групп. Включают отношения по поводу власти и управления обществом; связи и взаимодействия между участниками политического процесса, между политической системой в целом и обществом; между человеком и государством; между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр.

Политические институты и организации: государство; политика; политические партии; общественные организации, союзы и движения; армия; гражданское общество; право и др.

Особая роль политической сферы в развитии социума определяется не только тем, что государственная власть устанавливает политические и правовые нормы, порядок и характер своих отношений с различными социальными общностями, отдельными гражданами (политический режим), но и формулирует и реализует приоритетные цели и ценности общества, определяет основные ориентиры, выстраивает конкретные механизмы его воспроизводства, в том числе - социальной селекции людей, образования и воспитания новых поколений. Еще в 90-х гг. XIX в. французский социолог и философ, преподававший и педагогику в университетах Бордо и Сорбонне, Э. Дюркгейм (1858-1917), подчеркивал, что основная функция образования — передавать подрастающим поколениям ценности господствующей культуры [6]. Высказывание другого выдающегося мыслителя прошлого, утверждающего, что наступит день, когда уделом государственной политики будут лишь проблемы образования, воспринимается сегодня как фантастическое преувеличение, тем не менее, в тенденции, экономический и социальный прогресс, уровень духовности общества в возрастающей степени зависят от государственной организации интеллектуального и нравственного развития человека. С определенными оговорками можно утверждать, что эпоха self made men ушла в прошлое. В современных условиях во всех странах мира, независимо от характера их общественного строя, людей «делают». Государству в этом принадлежит наиболее ответственная, определяющая роль. По удачному выражению А.А. Овсянникова, образование сегодня — это система проектирования будущего [16, с. 73], по его состоянию и развитию можно судить о степени реализации одной из важнейших функций государства, с определенной степенью достоверности прогнозировать будущее и государства и общества. Поэтому именно государство должно способствовать достоверному и полному познанию нашего прошлого, чтобы с уверенностью смотреть в будущее. Политический прогресс проявляется в совершенствовании политического устройства, развитии системы управления и самоуправления народа, укреплении правового характера общественного устройства в интересах как человека, так и государства, общества в целом.

Духовная сфера - это пространство функционирования общественного сознания, охватывающее производство и распространение знаний (науку, образование); культуру как совокупность обычаев, традиций, норм, ценностных установок, религиозных верований данного общества, а также литературу и искусство; общественную и индивидуальную идеологию и психологию.

Элементы: образование; наука; культура; идеи, ценности, искусство; религия; вера; мировоззрение; мораль; нравственность; этика; эстетика и пр.

С точки зрения видов деятельности духовная сфера предстает как совокупность отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения,

художественных образов и т. п.). Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, жилище и т. д.), то духовная жизнь человека представляет собой удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств. Духовные потребности, в отличие от материальных, не задаются инстинктами, а формируются и развиваются в процессе социализации личности. Духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей. Духовное производство - процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Его продуктом являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные «производители» - наука, искусство, религия. Духовное потребление - удовлетворение духовных потребностей. Таким образом, духовная сфера обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания.

Социальные и социально-культурные институты и организации духовной сферы: образование, наука, искусство; культура; религия, мораль, право; общественное мнение; патриотизм; церковь, культурно-просветительские учреждения, творческие союзы, средства массовой информации и др. Духовный прогресс проявляется в обогащении духовного мира человека, в расширении и облагораживании его потребностей и интересов.

Все названные сферы общественной жизни образуют неразрывное целое, которое можно расчленить лишь в ходе теоретического анализа, но каждая из них развивается по собственным законам, не редуцируемым друг к другу, когда закономерности функционирования одной из них нельзя вывести из закономерностей другий, несмотря на взаимную обусловленность и связь между ними. Это не отменяет коэволюционной зависимости, определенной сопряженности, взаимного соответствия сфер общественной жизни. К примеру, эффективные рыночные отношения в экономике предполагают наличие системы социальных компенсаторов, требуют соответствующего политического оформления, идеологического и педагогического обеспечения.

В явлениях реальной действительности сочетаются элементы и взаимосвязи всех сфер. Например, экономика влияет на социальные структуры, определяет социальное положение человека. Место в социальной иерархии формирует определенные политические интересы, взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются политико-правовой системой страны, которая чаще всего формируется на основе духовной культуры народа, его традиций в области религии и морали, но, как показывает история нашего многострадального народа, могут

навязываться правящей политической элитой и вопреки традиционным ценностям. На различных этапах исторического развития взаимодействие и взаимовлияние различных сфер может изменяться и в каждый данный период времени ситуационно.

Приведенный краткий обзор основных элементов структуры общества и оценка возможностей их познания позволяет сделать некоторые выводы о содержании социально-гуманитарных наук, их «использовании» в практике государственного управления, их дальнейшем развитии.

Во-первых, по мнению автора, познание законов общественного развития различными социально-гуманитарными науками имеет объективно обусловленные пределы, препятствующие их непосредственному использованию в реальной жизни, тем более в практике государственного управления. Смысл изучения социально-гуманитарных наук состоит не в изучении законов, а в формировании, трансляции и трансформации гуманитарной культуры как «социальной памяти» своего народа и человечества в целом - спрессованного опыта многих поколений по осознанию себя и мира, устроительству внутренней жизни и международному взаимодействию, разрешению возникающих конфликтов [17]. Воплощенная в людях гуманитарная культура, базирующаяся на комплексном изучении прошлого, позволяет исключать грубые ошибки в деятельности субъектов общественных действий могущих привести к отрицательным последствиям недостаточно продуманных решений.

Законы тех или иных сфер общественной жизни не императивны. Во всяком случае, иногда выносимые в названия научных работ солидных авторов утверждения о том, что объективные законы какой-то одной сферы (например, экономики) являются основой формирования политики государства [см., напр.: 3], по меньшей мере, методологически несостоятельны. Нельзя также переоценивать возможности социально-гуманитарных наук, играя в учебной и исследовательской деятельности в науку «понарошку». Можно только посочувствовать не только студентам, магистрантам, аспирантам, но и самим маститым профессорам, докторам наук, когда они спрашивают у своих подопечных на различных защитах: «Что вы можете порекомендовать нашему президенту на основании ваших исследований?». В статьях и монографиях, в диссертациях по социально -гуманитарной тематике встречаются высказывания, поражающие и своей претенциозностью и в то же время, по меньшей мере, юношеской наивностью.

Допустимые размеры повествования вынуждают ограничиться весьма показательным примером доктора военных наук, гражданина Российской Федерации, полковника запаса, этнического белоруса, преподающего политологию в должности профессора военного вуза в Минске. В статьях, публиковавшихся в течение более двух лет в каждом номере журнала, включенного в список ВАК Республики Беларусь, обобщенных в изданной

монографии [10] предлагается «разработать и реализовать такую (принципиально отличную от всех предыдущих на всем протяжении русской и советской истории) стратегию развития государств единого евразийского пространства, чтобы удовлетворить требованиям как отдельной личности, так и общим, коллективным, т. е. всего общества и государства на фундаменте возрождения духовности» [8, с. 214].

Автор констатирует: «Отказавшись в 90-х годах в России от коллективизма (любить и быть) и поставив на индивидуализм (иметь, иметь, иметь), человек сам стал алчущим, помещенным в социальные матрицы и принужденным к беспощадному выполнению правил социально-ролевых игр Нового времени, т. е. вместо моральных регуляторов он вышел в деньги, деньги, деньги, чтобы не думать больше ни о чем... К счастью для всех нас, Беларусь сохранила в себе исторически присущие Великой России смыслы, что может позволить вернуться на наш путь и не только спасти свою цивилизацию, но и служить отправной точкой для остановки регресса западной цивилизации» [9, с. 147].

В качестве «личного вклада» в решение общей задачи предлагается проект «Духовность человека» как «альтернативная Западу всемирно-историческая модель развития России» [7], для реализации которого императивно предписывается «министерствам здравоохранения, культуры, образования евразийских государств (под единым управлением). разработать целостную систему формирования гармоничной личности, обладающей высокой общей, политической, правовой культурой, создать оптимальные социальные условия для развития ее способностей, полноценной самореализации, обеспечения соблюдения и защиты индивидуальных прав и свобод от всех видов насилия - нравственного, физического, политического, экономического и религиозного. Следует без промедления: интенсифицировать интеграционные процессы России на постсоветском пространстве.; выдвигать, обсуждать, принимать и реализовывать внятную идеологию евразийского толка; . провести духовную и научную мобилизацию общества для укрепления идентичности народов Евразийского союза.; провести в элите полноценный «евразийский отбор» лучших и достойнейших по критериям профессионализма, высокой нравственности и образованности.» [7, с. 107-108; 10, с. 163-164].

Можно было бы считать эти формулировки стилистическими погрешностями человека, эмоционально и по-военному воспринимающего реальные противоречия современной действительности, специалиста, правильно понимающего значительную роль духовной сферы в назревших преобразованиях. Однако, нельзя согласиться с тем, что духовная сфера не только отрывается, но и противопоставляется экономике, допускается возможность разорванного во времени, последовательного решения задач различных сфер общественной жизни: «Если главная задача государства -формирование сознания - решена, создание экономики или армии есть

вытекающие отсюда следствия и вопрос времени... Против создаваемой вот уже 20 лет социальной энергии - сознания денег - эффективна может быть только социальная энергия - сознание духа» [7, с. 99, 101]. К сожалению, автору, как и многим другим, неизвестно, что подобное мы уже «проходили». Нашему народу и советскому государству дорого обошлись утопические идеи и практические усилия, направленные на уничтожение денег, товарного производства, рынка [см.: 24, 25].

Неужели необходимо доказывать, что «сознание духа» не может оторваться без весьма тяжелых последствий от материальных условий жизни, что его не сформировать даже самыми высокими словами в системе образования? Образовывает и воспитывает не только школа всех уровней, но и сама жизнь, вся совокупность объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится или находился в контакте. Это и есть образование и воспитание как единый процесс в социологическом смысле. Причем именно жизнь является наилучшей «социальной педагогикой». Когда-то В.И. Ленин, изучая книгу К. Каутского «Аграрный вопрос», выделил следующую мысль теоретика германской социал-демократии: «Воспитывает жизнь, а школа - лишь малая часть жизни. При конфликте школы и жизни жизнь всегда побеждает» [4, с.535].

Деньги и рынок - это реалии повседневной жизни во всех, в том числе и постсоветских, странах мира. Причем большинство человечества их никогда не пытались уничтожить. Их умелое «использование» позволяет повышать эффективность экономики, уровень и качество жизни самых широких масс населения. Нонсенсом является утверждение о том, что «рынок - лишь инструмент, функционирующий по принципу обогащения богатого и разорения бедного, усиления сильного и ослабления слабого» [8, с. 214; 10, с. 182]. Даже тем, кто не понимает созидательную в современных условиях роль прибыли производителей, должно быть понятно, что ее получение, тем более увеличение (пресловутая «погоня за прибылью»), требует реализации увеличивающейся массы производимых товаров и услуг, а чтобы покупать и потреблять, как можно больше людей должны иметь достаточные доходы. Именно эта закономерность окончательно «похоронила» коммунистические идеи сначала в так называемом «свободном мире», а затем и в «социалистическом лагере». Отнюдь не случайно ориентация на формирование социально ориентированной рыночной экономики зафиксирована в концептуально-стратегических документах постсоветских стран, в частности в действующей Концепции национальной безопасности Республики Беларусь [разд. III, гл. 3, п. 20].

На основе всего изложенного можно также сделать вывод о неполном соответствии системы социально-гуманитарных наук в том виде, в котором они изучаются в образовательных и исследовательских учреждениях постсоветских стран, структуре общественных отношений. За пределами научного осмысления оказываются значительные массивы социальной

информации, осмысление которых могло бы дать действительно практически значимые результаты. В частности можно сослаться на результаты исследований автора, показавшие, что «ускорение» и «перестройка» второй половины 80-х гг. во многом повторили социально-экономический сценарий Первой мировой войны и в то же время завершили начатый в то время процесс «триумфального шествия советской власти» и «социалистического строительства». Как и Первая мировая война, они начались с введения своеобразного суррогата «сухого закона» -подорвавшими государственный бюджет мерами по борьбе с пьянством, фактическим запретом на свободную продажу «питей». Продолжились подготовленными длительным экономическим развитием всплеском открытой инфляции и обострением ставших хроническими из-за отсутствия рыночных отношений продовольственных трудностей. А закончились развалом не просто кажущейся сильной, но и потенциально и фактически могучей страны, глубоким социально-экономическим и духовным кризисом [см.: 19, 20].

С другой стороны, можно утверждать, что обусловленный тяжелым экономическим положением, недостаточной практической направленностью социально-гуманитарных наук, неспособностью властей использовать их потенциал для повышения эффективности государственного управления глубокий духовный кризис послужил исходной предпосылкой разрушения советского общества. «Призыв» в начале 1990-х гг. в правительство академиков Л.И. Абалкина и Е.М. Примакова не смог изменить положение. Запас прочности оказавшейся неконкурентоспособной общественной системы в силу катастрофического снижения ее иммунитета уже был практически исчерпан. Нарастающее отставание страны в социальном, экономическом и технологическом отношениях в условиях развертывающейся в мире информационно-технологической революции усугублялось упрощенным пониманием национальной безопасности. Она отождествлялась главным образом с постоянным накоплением военной мощи и укреплением спецслужб. На уровне государственного управления ощущался дефицит понимания коэволюционной взаимозависимости сфер общественной жизни [22], роли не только экономической, но и социальной и духовной сфер в ее обеспечении.

Социально-гуманитарное знание всегда относительно, поскольку охватить исследованием все сферы общественной жизни невозможно. Они специализированно изучаются различными науками, причем многие «профессионалы» ревниво относятся к посягательствам на их научную «вотчину» смежников-«дилетантов». Между тем, необходимость всестороннего, комплексного подхода к изучению реальной действительности становится все более настоятельной. В частности, не подлежит сомнению то, что низкая эффективность общественных реформ в странах постсоветского пространства обусловлена, наряду с другими

обстоятельствами, не вполне адекватными представлениями об универсальной системности, о взаимосвязях экономической, социальной, политической и духовной сфер общества и вытекающей отсюда несистемностью и непоследовательностью предпринимаемых действий.

Уже достаточно давно основоположники марксизма писали, что они знают «только одну единственную науку, науку истории» [12, с. 16, прим.]. Имелось в виду научное осмысление всей взаимосвязанной совокупности сведений о развитии природы и общества, технических и социальных средств общественного развития. В экономическо-философских рукописях 1844 г. Маркс также настоятельно подчеркивал необходимость интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. В частности, он писал: «Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука. Человек есть непосредственный предмет естествознания... А природа есть непосредственный предмет науки о человеке» [13, с. 170]. Хотя наука в целом и гуманитарное знание в частности с тех пор чрезвычайно дифференцировались, требование единого, универсального подхода к познанию природы и общества, единства естественнонаучного и гуманитарного знания с учетом их особенностей сохраняет актуальность.

Очевидно, специалистам в областях социально-гуманитарных, естественных и технических наук, преподавателям высшей школы постсоветского пространства стоит подумать о путях реализации этого направления совершенствования нашей системы образования, нуждающейся в серьезной модернизации [см.: 18, 21, 23], приближении к практическим потребностям молодых людей.

Завершая оценку потенциала социально-гуманитарных наук, стоит вспомнить Ф. Бэкона, разделившего все науки на «светоносные» и «плодоносные». «Светоносность» социально-гуманитарных наук не может вызывать сомнений, этим определяется их интеллектуальная и, при условии достойного преподавания, эмоциональная привлекательность. А вот их «плодоносность» нуждается в определенном переосмыслении. Серьезным и чрезвычайно необходимым результатом их изучения должен стать социальный реализм вступающих в самостоятельную жизнь потенциальных специалистов, объективная оценка нашего значимого прошлого, сложного и противоречивого современного состояния и наиболее общее понимание способов изменения существующего положения к лучшему.

Использованные источники:

1.Алексеев П.В. Социальная философия: Учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2003.

2.Барулин В.С. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-торг. дом «ГРАНД»: ФАИР-Пресс, 2000.

3.Безверхая О.Н. Объективные экономические законы как основа формирования экономической политики государства // Журнал

экономической теории. - М., 2008. - № 2.

4.В.И. Ленин о воспитании и образовании: Семинарий: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. И.Т. Огородникова и В.А. Ротенберг. - М.: Просвещение, 1973.

5.Дикселис В.П. Философско-методологические основы научности преподавания социальных наук // Идеологич. аспекты воен. безопасности. -Минск, 2012. - № 1.

6.Дюркгейм Э. Социология образования / Пер. с фр. Т.Г. Астаховой; Под ред. В.С. Собкина и В.Я. Нечаева. Вступ. статья В.С. Собкина. — М.: Интор, 1996.

7.Карпиленя Н.В. Проект «Духовность Человека» - альтернативная Западу всемирно-историческая модель развития России и государств Евразийского союза // Вестн. Воен. акад. Респ. Беларусь. - 2014. - № 1.

8.Карпиленя Н.В. Фундамент могущества государств Евразийского союза - в сплаве приоритетных черт характера личностей общества // Вестн. Воен. акад. Респ. Беларусь. - 2014. - № 2 (43).

9.Карпиленя Н.В. Неоевразийство как мировоззрение, планетарный тренд и интеграционный проект: суть нашего времени // Вестн. Воен. акад. Респ. Беларусь. - 2014. - № 3.

10.Карпиленя Н.В. Геополитические аспекты строительства мощного евразийского государства. Мировоззренческие, духовные, военные, социально-политические аспекты современности: моногр. - Минск: ГУО «ИПС РБ», 2016.

11.Ленин В.И. Философские тетради // Полн. собр. соч. Т. 29. - М.: Политиздат, 1980.

12.Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 3. - М.: Госполитиздат, 1955.

13.Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 42. - М.: Госполитиздат, 1974.

14.Маркс К. Капитал. Т. 3 // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1. -М.: Госполитиздат, 1961.

15.Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин. - Минск: Мин-во образования РБ, 2006.

16.Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России: Журнал. - М., 1999. - Т. 8. № 3.

17.Ольшевский В.Г. Преподавание социально-гуманитарных наук как трансляция и трансформация гуманитарной культуры // Республиканская науч.-метод. конф. «Методические инновации в преподавании социально-гуманитарных дисциплин». - Минск: Изд-во БГУ, 1994. 18.Ольшевский В.Г. Образование как ресурс устойчивого развития и модернизация образования в Беларуси // Образование для устойчивого развития: на пути к обществу знания: Матер Междун. форума, Минск,

Республика Беларусь, 5-6 апр. 2005 г. / Редкол. А.М. Радьков (пред.) [и др.]. -Минск: Изд. центр БГУ, 2005.

19.Ольшевский В.Г. Экономика России не выдержала военного напряжения. В результате произошел развал империи [Первая мировая война] // Военно-исторический журнал. - М., 2005. - № 12.

20.Ольшевский В.Г. Финансы и первая мировая война в отечественной истории // Вестн. Ассоциации белорус. банков. - Минск, 2007. - № 34. 21.Ольшевский В.Г. Образование в становящемся обществе знаний: императивы национальной безопасности // По ту сторону кризиса: модернизационный потенциал фундаментального образования, науки и культуры. Матер. конф. 19-20 апр. 2010 г. / Под общ. ред. А. Колганова, Р. Крумма. - М.: Культурная революция, 2010.

22.Ольшевский В.Г. Национальная безопасность и социально-гуманитарные науки в контексте коэволюционной парадигмы: контуры проблемы // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сб. матер. VI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 30 августа 2013 г. / Центр развития науч. сотрудничества; под общ. ред. С.С. Чернова. -Новосибирск, 2013. С. 66-70.

23.Ольшевский В.Г. Гуманитаризация высшей школы в условиях оптимизации системы образования: проблемы и противоречия // Идеи. Поиски. Решения: сб. ст. VII Междун. науч. практ. конф., Минск, 25 нояб. 2014 г. / Редкол.: Н.Н. Нижнева (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2015. В 4 ч. Ч. 1 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/handl/ 123456789/110106.

24.Ольшевский В.Г. Деньги: иллюзия и фатум советского общества, или Социально-гуманитарное знание в системе национальной безопасности // Теория и практика современной науки. Междунар. науч. журнал. - 2016. - № 5 (11). Сайт: http://www.modern-j.ru.

25.Ольшевский В.Г. Социально-гуманитарные науки - к синтезу с естественнонаучным знанием или Деньги в истории советского общества и современные проблемы // Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: моногр. Кн. 28 / Д.Е. Барашева, Л.С. Бороненкова, И.Г. Долинина и др. - Новосибирск: Изд-во Центра развития науч. сотрудничества, 2016.

26.Основы философии науки: учеб. пособ. для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. Изд. 7-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

27.Политическая экономия: Учеб. для экон. вузов и фак. / Ред. коллегия: Румянцев А.М. [и др.]. Т. 2. Изд. 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1976.

28.Селезнев А.З. Нематериальное производство и экономический рост. - М. Наука. 2001.

29.Сферы жизни общества [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.grandars.ru/college/sociologiya/sfera-obshchestva.htlm.

30.Философия для аспирантов: Учеб. пособие / В.П. Кохановский [и др.].

Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.

31.Цветов В.Я. Пятнадцатый камень сада Рёандзи. - М.: Политиздат, 1986. 32.Энгельс Ф. Ф. Энгельс - Конраду Шмидту, 12 марта 1895 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 39. - М.: Политиздат, 1966.

УДК 378

Попова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент доцент кафедры «Теоретических основ физического воспитания» Алтайский государственный педагогический университет

Россия, г. Барнаул ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТАМИ В статье анализируется процесс самостоятельного освоения знаний студентами. Рассматривается ступени освоения студентом учебного задания в процессе организации обучения. В работе отмечено, что при последовательности ступеней процесса обучения, преподаватель на каждой из них должен для себя принять решение, нуждается ли обучаемый в помощи, какие проблемы освоения нового знания он может решить самостоятельно, а какие требуют общения с преподавателем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, средства обучения, педагогическая система, познавательная активность. FEATURES OF THE ORGANIZATION OF TRAINING IN THE COURSE OF INDEPENDENT DEVELOPMENT OF KNOWLEDGE BY STUDENTS In article process of independent development of knowledge by students is analyzed. It is considered steps of development by the student of an educational task in the course of the organization of training. In work it is noted that at sequence of steps of process of training, the teacher on each of them has to make for himself the decision, whether the trainee needs the help, what problems of development of new knowledge he can independently solve and what demand communication with the teacher.

Keywords: independent work, tutorials, pedagogical system, informative activity.

В современной педагогической науке и образовании представлен широкий спектр инноваций - проблемных, имитационных, исследовательских, игровых, компьютерных, проективных, контекстных моделей обучении. В работах А.Н. Шадрина представлен практический опыт использования инновационных образовательных технологий, попытка модернизации высшего профессионального образования в его основной структуре - учебном процессе [10].

Поиск путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях приводит к необходимости изменения и корректировки не только технологий обучения, но и акцентирования внимания на процессе развития познавательной активности студентов [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.