Научная статья на тему 'Социально-гуманитарные аспекты развития инклюзивного образования в высшей школе'

Социально-гуманитарные аспекты развития инклюзивного образования в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / EDUCATION / EDUCATION SYSTEM / INCLUSIVE EDUCATION / PEOPLE WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Гаспаришвили Александр Тенгизович

В статье анализируются проблемы внедрения инклюзивного образования в российскую систему высшего образования. Авторы рассматривают вопросы о необходимости включения в образовательное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья и получения ими высшего профессионального образования в контексте решения социально-гуманитарных проблем развития российской системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND HUMANITARIAN ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGHER EDUCATION

The article analyzes the problems of implementation of inclusive education in the Russian system of higher education. The authors consider the need to include people with disabilities in the educational space and obtain higher professional education in the context of solving social and humanitarian problems of the development of the Russian education system.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарные аспекты развития инклюзивного образования в высшей школе»

УДК 376.2 ББК 60.54

DOI 10.34823/SGZ.2020.2.51377

Л.М. АЛЛАХВЕРДИЕВА доктор экономических наук, профессор Московского гуманитарно-экономического университета (МГГЭУ)*

А.Т. ГАСПАРИШВИЛИ кандидат философских наук, доцент МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского университета дружбы народов, старший научный сотрудник Институтасоциологии ФНИСЦ РАН

Социально-гуманитарные аспекты развития инклюзивного образования в высшей школе

В статье анализируются проблемы внедрения инклюзивного образования в российскую систему высшего образования. Авторы рассматривают вопросы о необходимости включения в образовательное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья и получения ими высшего профессионального образования в контексте решения социально-гуманитарных проблем развития российской системы образования.

Ключевые слова: образование, система образования, инклюзивное образование, люди с ограниченными возможностями здоровья.

L.M. ALLAHVERDIYEVA Doctor of Economics, Professor of Moscow State University for the Humanities and Economic

A.T. GASPARISHVILI Candidate of Philosophy, Associate Professor of Lomonosov Moscow State University, Peoples' Friendship University of Russia, Senior Researcher at the Institute of Sociology of FCTAS RAS

* Аллахвердиева Лейла Мадат кызы, e-mail: leila26uz@mail.ru; Гаспаришвили Александр Тенгизович, e-mail: gasparishvili@yandex.ru.

Social and humanitarian aspects of the development of inclusive education in higher education

The article analyzes the problems of implementation of inclusive education in the Russian system of higher education. The authors consider the need to include people with disabilities in the educational space and obtain higher professional education in the context of solving social and humanitarian problems of the development of the Russian education system.

Keywords: education, education system, inclusive education, people with disabilities.

На протяжении ряда последних десятилетий в России происходит сложная и во многом болезненная смена подходов к образованию, что является отражением потребности общества в коренной переориентации общества на развитие человека, формирование его личностных качеств. В результате этого в последнее время в научных исследованиях проблем инклюзивного образования происходят определенные сдвиги.

Так, по поводу необходимости включения в образовательное пространство людей с ограниченными возможностями здоровья в академической среде уже сложилось твердое позитивное мнение. Соответственно, внимание исследователей смещается от обоснования роли и важности инклюзивного образования к вопросам перспектив его развития, более полной реализации его социально-гуманитарной миссии в современном российском обществе. Иными словами, можно с полным основанием утверждать, что образованию людей с ограниченными возможностями здоровья и в том числе высшему профессиональному образованию, в России уделяется все больше и больше внимания, что обусловлено, на наш взгляд несколькими причинами. К их числу следует отнести переориентацию социальной политики российского государства по отношению к инвалидам в соответствии с общепринятыми международными нормами в вопросе о содействии в получении ими востребованного образования, а также в последовательном развитии системы инклюзивного образования.

Как известно, международное гуманитарное право в понимании инвалидности исходит, главным образом, из ее социальной составляющей. В Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., указывается, что «инвалидность - это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими»1. При этом отмечается, что основаниями и условиями для признания человека инвалидом становятся не просто имеющиеся у него нарушения в состоянии здоровья, но учитывается и их негативное влияние на его полноценное участие в жизни общества, в том числе в отношении возможностей получения ими востребованного уровня образования.

Нельзя не согласиться с тем, что образование - одно из основных, неотъемлемых прав человека, поэтому понимание того факта, что «инклюзивное образование не является второстепенным вопросом, а играет решающую роль в обеспечении высококачественного образования для всех учащихся без исключения, безусловно, поможет в достижении социального равенства и более справедливого общества»2.

В современных российских условиях обеспечение доступного качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) последовательно осуществлялось на протяжении довольно длительного периода. Так, еще в Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы, разработанном в рамках выполнения поручения Президента России о подготовке планов деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на решение задач, поставленных в указах от 7 мая 2012 г. № 596-606, в качестве одной из основных ставилась задача обеспечения

1 Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Режим доступа: https://www.un.org/ru/do-cuments/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 10.11.2019).

2 Гэркина Н.В., Загладина Е.Н., Новикова Т.В. Инклюзивный подход в рамках современного образования // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016, № 6(60), ч. 3, с. 195.

доступного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов1. Решение данной задачи предполагало, в свою очередь, решение проблем качественной реализации Федеральных образовательных стандартов в условиях инклюзивного образования, что постепенно стало одним из приоритетных направлений развития российской системы образования. В качестве приоритета конечных целей в процессе решения этих задач было признано необходимым создание более эффективной системы социализации молодежи, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Все это осуществлялось на основе обновления законодательства об образовании. В частности, в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 г., инклюзивное образование было представлено как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»2. При этом в ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» предусмотрено создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, включающих в себя как разработку адаптированных образовательных программ, так и предоставление возможностей для инвалидов обучаться в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, поскольку многие из них не всегда способны осваивать учебные программы в необходимом объеме в установленные учебными планами сроки.

Еще одним аспектом проблемы является то, что лица с ограниченными возможностями вынуждены прилагать усилия для передвижения по различным учреждениям и для преодоления пути к ним. Для устранения этих препятствий в 2010-2012 гг. была запущена программа «Доступная среда»,

1 План деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы. [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: https://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/70336266/ (Дата обращения 17.11.2019).

2 Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/4c3e-49295da6f4511 a0f5d18289c6432/ (Дата обращения 21.11.2019).

способствующая изменению пространственных и физических условий с учетом потребностей этих лиц. Практически во всех учебных заведениях появились пандусы и лифты для студентов на инвалидных колясках, указывающие надписи дублируются на языке Брайля, созданы необходимые гигиенические условиях1.

Создание специальных условий для получения образования студентам с ОВЗ должно эффективно способствовать более успешной их социализации благодаря организации совместного обучения со здоровыми однокурсниками. Важным должно являться и «использование разнообразных методов и форм (массовой, групповой, индивидуальной) воспитательной работы, рассчитанной на поэтапное формирование и развитие у студентов профессиональных качеств личности, обогащение эмоционального мира молодых людей нравственными переживаниями, чувствами, накопление индивидуального социального опыта»2.

Законодательное регулирование инклюзивного образования было призвано способствовать созданию эффективной системы социализации весьма немалой части молодежи, профессиональный и творческий потенциал которой может и должен быть использован обществом. Привносимые в образовательную практику принципы инклюзии стали продолжением процесса развития и изменения ценностных и нравственных основ системы образования.

В наиболее общем смысле введение инклюзивного обучения в российскую систему высшего образования можно рассматривать в качестве направления ее развития для реализации права человека с инвалидностью на получение

1 Михальчи Е.В. Состояние инклюзивного образования в системе высшего образования в России. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал, 2014, № 2. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=12445 (Дата обращения 17.11.2019)

2 Тихомирова Е.Л., Шадрова Е.В. Проблемы обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузах России // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции «Сетевое взаимодействие университетов с социальными партнерами в области инклюзивного образования: международный и региональный аспект» (Великий Новгород, 19-21 мая 2014 года) / Сост. Е.В. Иванов; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2014, с. 191.

качественного образования в соответствии с его познавательными возможностями и особыми образовательными потребностями. В этом смысле развитие инклюзивного образования является долгосрочной стратегией в организации деятельности российской системы образования.

Здесь нам представляется уместным вспомнить, что в своё время коренное преобразование социально-политических институтов российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», официально закрепившего цели государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и реабилитации инвалидов, изменения в институциональной основе политики. Впервые целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ»1. Здесь также отмечена необходимость осуществления гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Исследователи проблем инклюзивного образования часто указывают на то, что нормативная регуляция обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в системе высшего образования пока еще не полностью завершена, в связи с чем в этом направлении сохраняется ряд проблем. Одной из таких проблем продолжает оставаться социально-психологический климат инклюзии, в условиях которого «высокие требования предъявляются ко всем участникам образовательного процесса, но студенты с инвалидностью особо нуждаются в его «психологической доступности» (дружественной атмос-

1 Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. Режим доступа: http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения 21.11.2019).

фере, толерантности, готовности помогать), переживая «от-ношенческие» барьеры в коммуникациях с преподавателями, другими студентами, персоналом вуза»1.

Последовательно осуществляемая гуманизация российской системы образования стала благоприятной основой для отказа от сегрегационной политики в сфере обучения лиц с ОВЗ, что предопределило её большую гибкость и адаптивность к их запросам, а также - к своеобразию их образовательных потребностей, результатом чего, в свою очередь, стало обеспечение условий для самореализации личности в процессе обучения и более успешной ее последующей социальной адаптации. В результате внедрения методологии социального конструктивизма «само общество и его институты благожелательно встречают нетипичного, адекватно включая его в социальное функционирование, тем самым способствуя его росту, развитию и самовыражению на равных правах»2.

Специалисты, активно занимающиеся проблемами инклюзивного образования, высказывают мысль о том, что инклюзия - это не столько образовательная концепция, сколько в своей основе социальная, а «образование как один из социальных институтов находится под ее влиянием»3. В этой связи следует отметить, что стабильность и процветание общества в большей степени зависят не только от образованности его членов, но и от накопленного личностью социального опыта, возможности ее социальной адаптации и развития. Таким образом, обеспечение социального развития российского общества может и должно быть достигнуто в процессе повышения эффективности процессов социализации человека. В этих рамках отдельной актуальной

1 Шаповал И.А. Диспозиции социальных субъектов инклюзии и интеграции лиц с инвалидностью в общество // Ценности и смыслы, 2019, № 4(62), с. 44-58. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: https://cyber-leninka.ru/article/n/dispozitsii-sotsialnyh-subektov-inklyuzii-i-integratsii-lits-s-invalidnostyu-v-obschestvo (Дата обращения 21.11.2019).

2 Коршунова О.В. Теоретико-методологические основы инклюзии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016, т. 8, с. 16-20. [Электронный ресурс] // КиберЛенинка. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56114.htm. (Дата обращения 21.11.2019).

3 Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование, 2014, № 1, с. 5-16. [Электронный ресурс] // Институт проблем инклюзивного образования МГГПУ. Режим доступа: http://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2017/02/12_-pno_2014_1_alehina.pdf (Дата обращения 21.11.2019).

проблемой является проблема обеспечения практики социализации людей с ограниченными возможностями здоровья посредством активной их интеграции в существующую социокультурную среду. При этом вузовская система высшего образования вполне способна усиливать динамику процессов их интеграции в общество посредством укрепления системы инклюзивного образования.

Понимание того, что только самореализация личности является основной целью любого социального развития, и последовавшие за этим изменения в общественном сознании вызвали к жизни формирование новой парадигмы образования, опирающейся на такие достаточно новые понятия, как «инклюзивное образование» и др. При этом в основу использования и практического применения инклюзивной формы обучения легла идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, а важнейшей её особенностью стало то, что сама идеология российского образования изменяется в сторону большей индивидуализации подходов к каждому из обучающихся.

В целом же, на наш взгляд, социально-гуманитарные аспекты решения социальных проблем инвалидов, в том числе и в вопросе получения ими профессионального образования, состоят в том, что они определяют содержание практической деятельности государственных институтов и формирования адекватной современной государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствовавшего прежде взгляда на инвалидность как показатель здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики и осознавать, что решение проблемы инвалидности - во взаимодействии инвалида и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.