Научная статья на тему 'Инклюзивное образование как социально значимая инновация'

Инклюзивное образование как социально значимая инновация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / DISABILITIES / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / ИННОВАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Муслима Каримджоновна

В статье исследуются проблемы развития инклюзивного образования как характерной тенденции появления новых возможностей для граждан России в сфере получения образования, а также его социальной роли и значения на современном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusive education as socially significant innovation

In the article problems of development of inclusive education as a characteristic trend of the emergence of new opportunities for the citizens of Russia in the field of education and its social role and significance at the present stage of society development are investigated.

Текст научной работы на тему «Инклюзивное образование как социально значимая инновация»

Л.М. АЛЛАХВЕРДИЕВА

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент организации» МГГЭУ

М.К. СУЛТАНОВА кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» МГГЭУ

Инклюзивное образование как социально значимая инновация

В последние десятилетия ХХ в. в мире происходили значительные перемены в понимании роли и функции образования в современном обществе, что в целом было обусловлено сменой ориентиров в направлении оценки значения личностных качеств человека. При этом в общественном сознании стало всё более утверждаться мнение о том, что только самореализация личности является основной целью социального развития. Всё это инициировало постепенное формирование такой парадигмы образования, в основе которой лежат новые подходы и понятия, включающие в себя, в частности, понятие «инклюзивное образование».

Основные идеи и принципы инклюзивного образования как международной практики по реализации права на образование лиц с особыми потребностями были впервые наиболее полно сформулированы по результатам Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Саламанкской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» в 1994 г.1. В данной декларации была признана необхо-

* Аллахвердиева Лейла Мадат кызы, e-mail: leila26uz@mail.ru; Султанова Муслима Каримджоновна,e-mail: darmuz@mail.ru

1 Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями // Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw-504/ (Дата обращения 17.06.2015).

димость обеспечения образования для детей, молодежи и взрослых с особыми образовательными потребностями в рамках обычной системы образования.

Инклюзивное образование постепенно стало одним из основных направлений реформы и трансформации системы специального образования во многих странах мира. В основе трансформации системы специального образования в глобальном контексте и развития инклюзивных подходов в образовании лежат, прежде всего, важнейшие международные правовые акты - декларации и конвенции, заключаемые под эгидой ООН и ЮНЕСКО, касающиеся прав человека.

Среди основополагающих документов ООН необходимо выделить: Всеобщую Декларацию прав человека (10.12.1948 г.), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960 г.), Декларацию ООН о правах инвалидов (09.12.1975 г.), Всемирную декларацию об образовании для всех (09.03.1990 г.) и, наконец, принятую 13 декабря 2006 г. Генеральной Ассамблей ООН Конвенцию о правах инвалидов. В ней, в частности, указывается, что государства-участники должны создавать и обеспечивать необходимые возможности для того, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими1.

Данная конвенция вступила в силу 3 мая 2008 г., подписана Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. и ратифицирована РФ 3 мая 2012 г.2. Это стало большим вкладом в практическую реализацию конституционно заявленных целей обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. В настоящее время реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов составляет один из

1 Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей 13 декабря 2006 года // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/di-sability.shtml (Дата обращения 16.06.2015).

2 Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» // Российская газета, 05.05. 2012 г. - Федеральный выпуск № 5773.

значимых аспектов государственной политики РФ в сфере образования. В целом же инклюзивное образование является компонентом реализации социального подхода в понимании права на образование для лиц с инвалидностью, что нашло своё отражение в указанных выше и других международных правовых документах.

В «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятых резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., отмечено следующее: «Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования»1.

При этом подчеркивается, что ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования. Здесь также говорится о том, что следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись составной частью национального планирования в области образования, разработки учебных программ и организации учебного процесса. А совместное обучение следует рассматривать как элемент экономически эффективной системы обучения и профессиональной подготовки инвалидов.

Как известно, одним из основополагающих принципов инклюзии является признание равной ценности для общества всех учащихся. И в этом смысле следует признать ту простую истину, что инклюзивное образование не должно представляться в глазах общества как нечто исключительное, или, как модно сейчас говорить -эксклюзив. Напротив, инклюзивное образование должно представляться в общественном мнении как некая норма, т.е. такое образование, каким оно и должно быть в

1 Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled_ch2.shtml #a6 (Дата обращения 17.06.2015)

современном обществе, признающем себя гуманным и цивилизованным.

Иначе говоря, общество должно предоставить любому человеку право выбора вида образования в зависимости от его интересов, потребностей, возможностей. Необходимо реализовывать, пусть постепенно, принцип равных возможностей для всех граждан, в том числе в отношении людей, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. С этой точки зрения инклюзия способна обеспечить для всех его участников адекватное образование. Адекватное их способностям, а не физическим возможностям. При этом для лиц с ограниченными возможностями здоровья особенно важным становится обеспечение их потребности не только и не столько в общем, но главное - в специальном и высшем образовании, на основе которых только и возможно осуществлять ту или иную профессиональную деятельность.

В рамках государственной социальной и образовательной политики Российской Федерации в настоящее время необходимо постоянно искать новые пути решения проблем образования для людей с инвалидностью. Эти пути были частично определены Генеральной Ассамблей ООН в Конвенции о правах инвалидов, но необходима их конкретизация и постепенная реализация. Вместе с тем следует учитывать и то, что в России понятие «инклюзивное образование» является относительно новым, оно полноценно вошло в научный обиход лишь в конце 1990-х гг., а действительные практические сдвиги в развитии российской системы образования в этом направлении стали происходить лишь в последние 10-15 лет.

Любая практика в реализации социально значимых проектов должна, как известно, опираться на закон. Поэтому следует обратиться к законодательной базе, на которой развивается инклюзивное образование в России. Так, в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование обозначено как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. При этом идеи и практика инклюзии соответствуют задачам Национальной доктрины образования

до 2025 года, где указана необходимость обеспечения доступности образования для всех категорий граждан.

Условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся включают в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррек-ционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, можно говорить о том, что законодательно обеспечиваются возможности инклюзии, означающей более широкое вовлечение лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс. Можно утверждать и то, что данное явление становится одним из направлений развития российского высшего образования, и то, что происходит как содержательная, так и формальная диверсификация образовательной системы. Однако при этом нельзя упускать из виду проблему обеспечения качества подготовки специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенно в аспекте их последующего трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда.

С учетом сказанного важно последовательное научное изучение конкретных проблем вовлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общий образовательный процесс, научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве вуза. Исследования в этом направлении позволяют выявить ряд факторов, оказывающих влияние на ход образовательного процесса, среди которых важное место принадлежит организационно-содержательным. Это прежде всего:

• нормативно-правовое обеспечение организации педагогического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития в вузе, позволяющее реализо-

вать концептуальный переход от парадигмы инвалидности и сегрегации к парадигме интеграции и самодостаточности;

• организация образовательной среды в соответствии с потребностями студентов с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;

• техническое и архитектурное обустройство учебных мест в учебном заведении;

• широкое использование в учебном процессе информационных компьютерных технологий, адаптированных к возможностям этой категории студентов и др.

Деятельность этой системы психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве вуза призвана учитывать индивидуальные личностные особенности каждого и в целом способствовать формированию активной социально-ориентированной личности, способной к самореализации, в том числе посредством своей профессиональной трудовой деятельности.

Современный подход к инклюзивному образованию понимает под инклюзией комплекс мер по включению людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс с последующим содействием их трудоустройству в условиях эффективного взаимодействия между образовательными учреждениями, организациями, оказывающими реабилитационные услуги, и рынком труда. Вместе с тем достаточно часто инклюзивное образование как механизм интеграции понимается слишком узко, исключительно как совместное обучение, а не как комплекс разнообразных мер. Для людей с ограниченными возможностями здоровья значение профессионального образования как одного из наиболее действенных ресурсов преодоления социальной и экономической зависимости трудно переоценить2.

1 См.: Хитрюк В.В., Пономарева Е.И. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование. Портал психологических изданий PsyJour-nals.ru. URL: http://psyjoumals.ru/files/44240/Inclusive_edu_Hitryuk.pdf (Дата обращения 18.06.2015)

2 См.: Бородкина О.И. Перспективы развития инклюзивного профессионального образования // Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию

Инклюзивное образование выступает для отечественной системы образования определенной инновацией, следовательно, требует грамотного управления на всех этапах его внедрения. В вузах, где значительную часть учащихся составляют люди с ограниченными возможностями здоровья, преподавателям необходимо иметь глубокое собственное понимание проблематики инклюзивного образования, а также обладать умением работать в инновационной образовательной среде, что в совокупности должно обеспечить готовность к решению их профессиональных задач. А вузы, в которых применяются инклюзивные подходы, должны стать нормой современной образовательной системы.

Вместе с тем дальнейшее последовательное развитие инклюзивного профессионального образования в России требует системного решения целого ряда проблем. Инклюзивное образование в РФ должно стать социальным институтом, имеющим все необходимые компоненты, такие как определение механизма финансирования и создания необходимых условий, определение принципов адаптации образовательной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья и имеющих особые образовательные потребности. Инновационный характер деятельности по развитию инклюзивного образования отражает и перечень задач, которые следует при этом решить:

• создание условий для получения полноценного образования без территориальных, интеллектуальных ограничений;

• создание необходимой адаптивной среды в образовательных учреждениях посредством укрепления их учебно-материальной базы;

• обеспечение доступа к дополнительному образованию в образовательном учреждении;

• создание условий для получения образования в

1

различных вариативных условиях и др.

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: open.ru/Default.aspx?tabid=436 (Дата обращения 17.06.2015)

1 См.: Гребенникова Т.В. Инновационные технологии в инклюзивном образовании. // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raz-

Для практического решения названных задач необходимы средства и технологии, которые одновременно должны быть универсальными, а также индивидуальными, так как каждый человек обладает собственными образовательными потребностями и способностями. Возможностями быть одновременно универсальными и индивидуальными обладают современные интерактивные и дистанционные технологии обучения, позволяющие в полном объеме ввести инклюзивное образование.

Интерактивные технологии позволяют: незаметно вмешиваться в учебный процесс, так как оценка, данная машиной, понятна и воспринимается объективно; создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности обучаемых), для решения которых можно попробовать различные варианты. В свою очередь, дистанционные технологии позволяют студентам с ограниченными возможностями здоровья в случае невозможности постоянно посещать занятия быть реально включенными в образовательный процесс. Они могут находиться вне аудитории, но при этом видеть и слышать происходящее и активно участвовать в учебном процессе.

Другой стороной процесса более широкого распространения инклюзивного образования является необходимость создания комплекса условий, среди которых на первый план выдвигается готовность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения, участвующих в инклюзивном образовании, к практической его реализации.

Важное значение при этом приобретает не только уровень их профессиональной компетентности, но и личностная психологическая готовность к участию в нём. Штат образовательных учреждений должен быть достаточно укомплектован высококвалифицированными кадрами, что способствовало бы более полному удовлетворению потребностей в образовании и более глубокой социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. В этих целях должен быть отработан эффективный механизм их специальной подготовки, переподготовки и методического сопровождения. При этом для педа-

noe/2014/02/01/innovatsionnye-tekhnologii-v-inklyuzivnom-obrazovanii (Дата обращения 7.06.2015).

гога инклюзивного образовательного учреждения главное - это осознание того, что не объём знаний, усвоенных его учениками, и не овладение ими всевозможной информацией составляют конечный продукт его педагогического труда, а формируемая им личность человека.

Аллахвердиева Л.М., Султанова М.К. Инклюзивное образование как социально значимая инновация. В статье исследуются проблемы развития инклюзивного образования как характерной тенденции появления новых возможностей для граждан России в сфере получения образования, а также его социальной роли и значения на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: система образования, инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, инновации в сфере образования

Allahverdieva L.M., Sultanova M.K. Inclusive education as socially significant innovation. In the article problems of development of inclusive education as a characteristic trend of the emergence of new opportunities for the citizens of Russia in the field of education and its social role and significance at the present stage of society development are investigated.

Key words: education system, inclusive education, disabilities, special educational needs, innovation in education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.