Научная статья на тему 'Проблемы развития профессионального образования лиц с особыми потребностями'

Проблемы развития профессионального образования лиц с особыми потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / SOCIAL MOBILITY / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / СТИГМАТИЗАЦИЯ / STIGMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Муслима Каримджоновна

В условиях стремительного изменения идеологических ориентиров общества система дополнительного и непрерывного образования становится важным каналом социальной мобильности индивидов с особыми потребностями в обучении, в частности, лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основе анализа проблем и причин профессиональной неустроенности лиц с инвалидностью, в статье отмечена необходимость институционализации дополнительного образования, в качестве социального лифта для данной категории лиц.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аллахвердиева Лейла Мадат Кызы, Султанова Муслима Каримджоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the conditions of rapid change of ideological reference points of society the system of additional and continuous education become the important channel of social mobility of individuals with special needs in education, in particular, of persons with violations of the musculoskeletal device. On the basis of the analysis of problems and reasons of professional disorder of persons with disability, in article the need for an institutionalization of additional education, as the social elevator for this category of persons is noted.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития профессионального образования лиц с особыми потребностями»

ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аллахвердиева Лейла Мадат кызы

доктор экономических наук, профессор кафедры «Менеджмент организации» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

инклюзивного высшего образования Московский государственный гуманитарно-экономический университет

(г. Москва, Российска Федерация)

Султанова Муслима Каримджоновна

кандидат экономических наук, доцент зав. кафедрой «Бухгалтерскийучет» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

инклюзивного высшего образования Московский государственный гуманитарно-экономический университет

(г. Москва, Российска Федерация)

УДК 37. 377

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION FOR PERSONS WITH SPECIAL NEEDS

В условиях стремительного изменения идеологических ориентиров общества система дополнительного и непрерывного образования становится важным каналом социальной мобильности индивидов с особыми потребностями в обучении, в частности, лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На основе анализа проблем и причин профессиональной неустроенности лиц с инвалидностью, в статье отмечена необходимость институционализации дополнительного образования, в качестве социального лифта для данной категории лиц.

Ключевые слова: инвалидность, социальная мобильность, дополнительное образование, стигматизация.

In the conditions of rapid change of ideological reference points of society the system of additional and continuous education become the important channel of social mobility of individuals with special needs in education, in particular, of persons with violations of the musculoskeletal device. On the basis of the analysis of problems and reasons of professional disorder of persons with disability, in article the need for an institutionalization of additional education, as the social elevator for this category of persons is noted.

Key words: disability, social mobility, additional education, stigmatization.

Цивилизационный прорыв современного общества оказывает решающее влияние на формирование стратегической основы процесса образования. Традиционно образование и факторы общественного воспроизводства понимаются как две взаимосвязанные и взаимообуславливающие стороны развития любого общества. С этой точки зрения сегодня прогрессивное человечество движется в направлении программы формирования систем непрерывного образования, т.е. образования на протяжении всей жизни. Составной частью этой системы выступает дополнительное профессиональное образование.

Основные задачи системы образования в процесс интеграции в мировое образовательное пространство отмечены в Концепции модернизации российского образования. Государственными органами власти четко осознана проблема развития системы профессионального образования и последующего сопровождения инвалидов при их трудоустройстве.

Многие страны Запада смогли достичь устойчивой положительной динамики в этой сфере, вовлекая в массовом масштабе участие экономически активного населения до 70%. Однако аналогичный показатель в России не превышает 22%.

В рамках мероприятий Межведомственного комплекса плана по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на период 2016-2020 гг. предпринимается ряд мер по развитию системы профессионального образования и сопровождению в последующем трудоустройстве инвалидов молодого возраста. Также утвержден план мероприятий по реализации в субъектах РФ аналогичных одноименных программ.

Однако как показывает практика, модернизация системы образования порождает ряд противоречий, ввиду того, что во многом осуществляется по принципу копирования элементов западной системы образования. Здесь следует отметить несостоятельность традиционного подхода к процессу познавательной деятельности, направленного на формирование индивида с особыми потребностями в обучении, как личности по заданному стандарту [1].

Патерналистский характер их профессиональных ожиданий во многом обусловлен стигматизацией и стереотипизацией, доминирующей в восприятии обществом этой категории лиц [1].

Факторы, определяющие степень вовлеченности инвалидов к получению дополнительного образования, условно можно разделить на три группы:

1. Государственная политика поддержки непрерывного, в частности, дополнительного образования инвалидов.

2. Практика предоставления услуг дополнительного образования, а также оказание помощи организациями, учреждениями помощи в получении таких услуг.

3. Личностно-мотивационный потенциал самих инвалидов в саморазвитии.

Согласно исследованию, проведенному в рамках проекта «Доступность дополнительных услуг образования для молодых инвалидов» по аналитической ведомственной целевой программе «Развитие научного потенциала высшей школы». По ряду причин объективного и субъективного характера тяжесть заболевания напрямую коррелирует с долей респондентов в различных клубах и кружках по интересам. На первом месте по уровню популярности дополнительные образовательные услуги (36,8%), только немногим более 1/3 респондентов посещают - 33,8% занятий в клубах, кружках по интересам, пользуются услугами подготовительных курсов 30,9% респондентов [4].

К факторам ограничения образовательной активности лиц с недостатками в опорно-двигательном аппарате можно отнести [1]:

- тяжелое материальное положение, обуславливающее финансовую недоступность услуг дополнительного образования;

- неразвитость сферы образовательных услуг с соответствующей инфраструктурой;

- информационные ограничения об организации курсов профессиональной подготовки;

- изолированность, свойственная общественной идеологии в отношении инвалидов и эскапистсткое поведение;

- кризис самоидентичности, связанный слабым представлением о своих интеллектуальных и профессиональных способностях и возможностях.

В связи с этим следует отметить, что в целом сам процесс интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в сферу трудовой деятельности в настоящее время во многом осложняется тем, что их представление о профессиях и функционировании рынка труда мало соответствуют реальной действительности. И поскольку у молодых инвалидов опыт в выборе профессии практически отсутствует, то первостепенное значение для этого выбора приобретает поддержка на уровне государства и общества.

Несмотря на то, что на федеральном уровне создана необходимая нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию долговременной государственной политики по формированию доступности профессионального образования для лиц с особыми потребностями в обучении, ежегодно до 30 % студентов-инвалидов отчисляются из профессиональных образовательных организаций. Как правило, по причине состояния здоровья и неправильного выбора направления подготовки по специальности.

Поэтому целенаправленная работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению инвалидов в молодом возрасте, позволяет сориентировать и мотивировать на востребованные обществом

профессии, повысить эффективность государственных расходов, направляемых на их образование.

По данным Минобрнауки России, в среднем, студенты-инвалиды составляют 0,4 % от общего числа обучающихся в государственных ВУЗах, из них 83 % обучаются по очной форме, 10 % - по заочной, и 5,7 % с использованием дистанционных технологий.

Согласно данным мониторинга в 2016 году полностью доступными для инвалидов являются только 15 % образовательных организаций среднего профессионального образования и высшего образования.

Следует отметить, что частичное или полное приспособление зданий для лиц с инвалидностью с целью создания безбарьерной среды не является достаточной мерой для обеспечения условий получения профессионального образования.

В рамках развития профессионального образования лиц с недостатками ОДА стоит задача обеспечения возможностей их обучения, при этом необходимыми мерами на наш взгляд выступают:

- создание и развитие системы мониторинга профессионального образования и трудоустройства инвалидов;

- создание условий для профессионального образования лиц с недостатками ОДА, максимально удобных с точки зрения перемещения и доступности среды;

- педагогическая коррекция учебного процесса и адаптация программ обучения к психофизическим особенностям лиц с ОДА;

- создание условий для разработки и внедрения новых технологий и оборудования для обеспечения обучения студентов-инвалидов с применением дистанционных технологий по широкому спектру профессий и специальностей.

Доступность качественного профессионального образования может быть достигнута только при взаимодействии образовательных учреждений с государственными службами занятости населения, с общественными объединениями инвалидов, органами управления образованием и социальной защиты в рамках государственной целевой программы.

Организация межведомственного взаимодействия, взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с негосударственными структурами в решении проблем профессионального образования инвалидов и их трудоустройства в первую очередь предполагает разработку и реализацию адаптационных учебных программ обучения с учетом особенностей данной категории лиц.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арефьев А.А. Комплексное сопровождение инклюзивного образования как фактор повышения конкурентоспособности инвалидов / А.А. Арефьев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. - № 2-4. - С. 40-42.

2. Бородкина О.И. Перспективы развития инклюзивного профессионального образования / О.И. Бородкина // Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=436 (дата обращения 18.02.2016).

3. Конвенция о правах инвалидов, принята Генеральной Ассамблеей от 13 декабря 2006 года // Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения 16.06.2015).

4. Круглый стол по актуальным вопросам положения лиц с инвалидностью //Общероссийская общественная организация инвалидов «Образование для инвалидов» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://obr-inv.ru/novosti/83-22-01-2015-kruglyj-stol-po-aktualnym-voprosam-polozheniya -lits-s-invalidnostyu (дата обращения 24.02.2017).

5. Научно-исследовательская лаборатория по проблемам профессионального образования инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Реферативный обзор НИР (19922012) / Авторы-сост.: А.В. Тюрин, Т.О. Темирова /Под. Ред. Проф. Герасимова А.В. - М.: Экон-информ, 2012. - 107 с. - С. 19-20.

6. Образование инвалидов в России // Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/articles/vw-840/ (дата обращения 17.02.2017).

7. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями // Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/international/vw- 504/ (дата обращения 17.02.2016).

8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов //Официальный веб-сайт Центральных учреждений Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disabled (дата обращения 17.02.2016).

9. Султанова М.К. Интерактивные методы в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья / М.К. Султанова // Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Московский государственный гуманитарно- экономический университет. - 2015. - С. 145-151.

Асланова Наталья Федоровна

учитель

МОУ «Школа№76 города Донецка»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.12

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Данная статья посвящена изучению роли образования в развитии личности. Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой формализованную целенаправленную передачу накопленного опыта, знаний последующим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.