Научная статья на тему 'Социально-гуманитарная функция иноязычного образования'

Социально-гуманитарная функция иноязычного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иноязычное образование / социально-гуманитарная функция иноязычного образования / культурная языковая личность / духовно-нравственная культура / профессиональная мобильность / социальная активность. / foreign language education / social and humanitarian function of foreign language education / cultural linguistic personality / spiritual and moral culture / professional mobility / social activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова М.Г., Воронина Г.И.

Цель исследования – раскрыть социально-гуманитарную функцию иноязычного образования и обосновать его ценностный вклад в формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены и теоретически обоснованы условия перехода от традиционной методики обучения иностранному языку к методике иноязычного образования, основной функцией которой является формирование культурной языковой личности студента через систему познавательных, воспитательных и развивающих средств и методов обучения, апробированных и успешно внедренных в практику иноязычного образования. В результате исследования определена сущность понятия социально-гуманитарной функции иноязычного образования и разработаны методические рекомендации на основе достижений современной методической науки. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость для незамедлительного перехода от принятого понимания методики обучения иностранным языкам к новому понятию «Методика иноязычного образования». В понятии, сформированном методической наукой и педагогической практикой, отражается главное предназначение иноязычного образования – формирование культурной языковой личности, обладающей способностями через изучение иностранных языков познавать другие культурные миры, литературу, искусство и традиции европейских народов, через систему коммуникативных заданий учиться анализировать, сравнивать и сопоставлять факты и события, осмысливать критически информацию о родной стране и странах преподаваемого языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова М.Г., Воронина Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and humanitarian function of foreign language education

The purpose of the study is to reveal the foreign language education’s social and humanitarian function and substantiate its valuable contribution to the formation of the students’ spiritual and moral culture. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time the authors identified and theoretically substantiated the conditions of transition from the traditional methodology of foreign language teaching to the methodology of foreign language education, the main function of which is the formation of a student's cultural linguistic personality through a system of cognitive, educational and developmental means and teaching methods, tested and successfully implemented in the practice of foreign language education. As a result of the research, the concept’s essence of the socio-humanitarian function of foreign language education is determined and methodological recommendations based on the achievements of modern methodological science are developed. The results of the study have theoretical and practical significance for the immediate transition from the accepted understanding of teaching foreign language methodology to the new concept of "Methodology of foreign language education". The concept formed by methodological science and pedagogical practice reflects the main purpose of foreign language education – the formation of a cultural linguistic personality with the ability to learn other cultural worlds, literature, art and traditions of European peoples through the study of foreign languages, through a system of communicative tasks to learn to analyze, compare and contrast facts and events, comprehend critically information about their native country and the countries of the taught language.

Текст научной работы на тему «Социально-гуманитарная функция иноязычного образования»

Social and humanitarian function of foreign language education

Petrova Marina Georgievna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

Voronina Galina Ivanovna, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Institute of Professional Adult Education, Bremen, Germany

The purpose of the study is to reveal the foreign language education’s social and humanitarian function and substantiate its valuable contribution to the formation of the students’ spiritual and moral culture. The scientific novelty of the study lies in the fact that for the first time the authors identified and theoretically substantiated the conditions of transition from the traditional methodology of foreign language teaching to the methodology of foreign language education, the main function of which is the formation of a student's cultural linguistic personality through a system of cognitive, educational and developmental means and teaching methods, tested and successfully implemented in the practice of foreign language education. As a result of the research, the concept’s essence of the socio-humanitarian function of foreign language education is determined and methodological recommendations based on the achievements of modern methodological science are developed. The results of the study have theoretical and practical significance for the immediate transition from the accepted understanding of teaching foreign language methodology to the new concept of "Methodology of foreign language education". The concept formed by methodological science and pedagogical practice reflects the main purpose of foreign language education – the formation of a cultural linguistic personality with the ability to learn other cultural worlds, literature, art and traditions of European peoples through the study of foreign languages, through a system of communicative tasks to learn to analyze, compare and contrast facts and events, comprehend critically information about their native country and the countries of the taught language.

Keywords: foreign language education; social and humanitarian function of foreign language education; cultural linguistic personality; spiritual and moral culture; professional mobility; social activity

Цитировать: Петрова М.Г., Воронина Г.И. Социально-гуманитарная функция иноязычного образования // KANT. – 2023. – №1(46). – С. 307-311. EDN: KESPUE. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-46.55

Петрова Марина Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва

Воронина Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, Институт профессионального образования взрослых, Бремен, Германия

Цель исследования – раскрыть социально-гуманитарную функцию иноязычного образования и обосновать его ценностный вклад в формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи. Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые выявлены и теоретически обоснованы условия перехода от традиционной методики обучения иностранному языку к методике иноязычного образования, основной функцией которой является формирование культурной языковой личности студента через систему познавательных, воспитательных и развивающих средств и методов обучения, апробированных и успешно внедренных в практику иноязычного образования. В результате исследования определена сущность понятия социально-гуманитарной функции иноязычного образования и разработаны методические рекомендации на основе достижений современной методической науки. Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость для незамедлительного перехода от принятого понимания методики обучения иностранным языкам к новому понятию «Методика иноязычного образования». В понятии, сформированном методической наукой и педагогической практикой, отражается главное предназначение иноязычного образования – формирование культурной языковой личности, обладающей способностями через изучение иностранных языков познавать другие культурные миры, литературу, искусство и традиции европейских народов, через систему коммуникативных заданий учиться анализировать, сравнивать и сопоставлять факты и события, осмысливать критически информацию о родной стране и странах преподаваемого языка.

Ключевые слова: иноязычное образование; социально-гуманитарная функция иноязычного образования; культурная языковая личность; духовно-нравственная культура; профессиональная мобильность; социальная активность.

УДК 372.881.1

5.8.2

Петрова М.Г., Воронина Г.И.

Социально-гуманитарная функция иноязычного образования

Введение

Современная методика иноязычного образования обогащена новыми научными данными о планировании и организации условий, средств и методов формирования культурной языковой личности студента. В этой связи особое значение приобретает социально-гуманитарная функция иноязычного образования. В первую очередь, это связано с потребностью методической науки исследовать, научно обосновать и внедрить в образовательную практику богатый отечественный педагогический опыт формирования социально и профессионально мобильного поколения молодежи, обладающей ценными человеческими и гражданскими качествами и способностью жить в многонациональном многоязычном мире. Обращение научной и педагогической общественности к вопросам социальной активности и углублению гуманитарных знаний студентов связано с необходимостью преодоления негативных проявлений в обществе, противоречащим нормам и принципам морали и нравственности граждан Российской Федерации.

Цель исследования структурировала ряд задач: 1) актуализировать содержание учебников иностранного языка за счет дополнительной аутентичной информации, заданий и упражнений на сравнительно-сопоставительной основе, развивающих критическое мышление студентов; 2) обновить программы подготовки преподавателей иностранных языков по освоению методики иноязычного образования; 3) разработать новые модули программы дополнительного профессионального образования, ориентированные на потребности преподавателей в овладении дополнительными компетенциями; 4) создать методические рекомендации по овладению преподавателями иностранных языков творческими методами реализации социально-гуманитарной функции иноязычного образования, направленной на воспитание и развитие гуманитарной культуры личности студента.

Для осмысления и решения задач, поставленных в данной статье, применялись следующие методы исследования:

- теоретические: изучение и анализ теоретических исследований по исследуемой проблеме в области педагогической и психологической науки, теории и методики иноязычного образования; теории воспитания молодежи И.М. Ильинского;

- эмпирические: изучение и обобщение опыта преподавания осуществления социально-гуманитарной функции иноязычного образования в процессе преподавания и проектной деятельности студентов; изучение и обобщение опыта преподавателей иностранного языка на курсах дополнительного профессионального образования

Теоретической базой исследования послужили научные труды Е.В. Бондаревской, И.М. Ильинского, Е.И. Пассова, А.Б. Погребняк, Н.Е. Серебровской, О.И. Пец.

Практическая значимость исследования состоит в том, что внедрены в практику иноязычного образования рекомендации по формированию языковой личности студента средствами иноязычной культуры; разработаны новые модули к программе подготовки преподавателей иностранного языка, удовлетворяющие их потребностям в овладении недостающими компетенциями в области методики иноязычного образования

Основная часть

Социально-гуманитарная функция иноязычного образования непосредственно связана с готовностью преподавателя иностранного языка к овладению активными творческими методами преподавания. В этой связи необходимо создать и укрепить разветвленную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров: учителей школ и преподавателей иностранного языка высшей школы, нуждающихся в дополнительной квалификации и компетенции. Несмотря на то, что в вузах накоплен достаточно богатый опыт работы с преподавательским составом с применением новейших педагогических и информационных технологий, имеется ряд нерешенных вопросов. Требуется усилить преподавательский состав учреждений дополнительного педагогического образования опытными педагогами, имеющими собственные разработки, проверенные на практике, обладающими ораторским искусством, способностью увлекать, убеждать, мотивировать к творческой педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность преподавателей иностранного языка осуществляется во многих вузах в группах иностранных студентов, которые прибыли в российские университеты не только с целью овладеть русским языком как иностранным или иностранными языками с одновременным изучением русского языка, но и с целью познакомиться с культурой и традициями русского общества, с опытом существования многонационального государства, сохраняя взаимопонимание, добрососедские отношения, уважение к национальным особенностям друг друга. Одним из важных направлений в работе учреждений дополнительного педагогического образования должна стать организация интерактивных семинаров с применением видеоматериалов из опыта работы не только столичных вузов, но и вузов других республик, входящих в состав Российской Федерации, результатом которых могут стать дискуссии, статьи, методические разработки. Квалифицированную подготовку можно было бы осуществлять за счет привлечения опытных и высококомпетентных методистов и преподавателей, находящихся на заслуженном отдыхе, инициировав создание добровольного объединения преподавателей иноязычного образования на базе вуза. Они охотно могли бы принять участие в разработке концепций и программ воспитательной работы, поделиться своими практическими достижениями с молодыми преподавателями, совместно организовать внеурочные мероприятия: викторины, конкурсы, творческие мастерские, целью которых являются ценностные смыслы человеческой деятельности.

Современное общество представляется как жизнелюбивый, миролюбивый, трудолюбивый состав граждан с высоким чувством ответственности за последующие поколения, за порядок, в котором существуют уважение к национальным особенностям друг друга и соблюдаются нравственные заповеди. И перед российскими вузами поставлены задачи формирования нового поколения будущих профессионалов, для которых, помимо знания специальности, такие понятия, как профессиональная и социальная мобильность, готовность к непрерывному самосовершенствованию и обучению и плюс к этому честь, достоинство, верность делу, станут непременными качествами личности. В этом заключается причина исследования социально-гуманитарной функции иноязычного образования.

Наряду с другими образовательными областями знаний иноязычное образование призвано формировать и улучшать культуру знаний студентов. Культура знаний включает спектр профессиональных навыков и трудовых умений, базовые экономические знания, общекультурные знания, а также владение языком (или языками) международного профессионального общения и этикой деловых или научных коммуникаций. Социально-гуманитарная функция иноязычного образования направлена на воспитание у студентов национального самосознания, формирование реальных представлений о европейском и западном мире, развитие критического мышления на основе сравнительно-сопоставительного анализа предъявляемой информации.

Содержание иноязычного образования Е.И. Пассов, выдающийся ученый-методист, рассматривал как процесс познания, развития, воспитания и учения личности, в результате которого он превращается в творческую индивидуальность, высшим критерием оценки которой является нравственность гуманизма [3, 23]. Ученый неоднократно в своих работах подчеркивал, что требуется разработка актуальной программы воспитания студенческой молодежи, которой предстоит принять эстафету у старшего поколения специалистов и дальше развивать высокие технологии в экономике, инженерно-техническом деле, в сфере медицины, культуры, образования на благо процветания страны, для лучшей и комфортной жизни людей. Исходя из исторических событий, которые пережила Россия в годы сложных испытаний, и из событий последних лет, когда возникла реальная угроза всему миропорядку, проблема воспитания патриотизма, уважения, любви к Родине все чаще стала обсуждаться в обществе. Негативные явления, имеющие место среди молодежи и взрослых, являются, по общему мнению, результатом разрушения духовно-нравственного сознания. В этих условиях социально-гуманитарный аспект содержания иноязычного образования должен стать эффективным фактором воздействия на сознание и поведение студентов.

Вопросы постановки воспитания в вузах исследовались в концептуальных работах И.М. Ильинского, доктора философских наук, профессора, ректора Московского гуманитарного университета. Позиция ученого нашла свое воплощение в гуманистической концепции молодежи. В ней на первый план выдвинуто развитие личности, формирование ее жизнеспособности. Жизнеспособность, согласно И.М. Ильинскому, - это умение человека успешно развиваться в трудных условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане, стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, самоутвердиться, реализовать свои задатки и творческие возможности, преобразуя при этом среду, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее [1, 18]. Действительно образованный человек - человек гуманный. Иначе он не образовался, а лишь обучился, функционирует, а не живет полной жизнью. Речь идет о формировании человека культуры. И эту миссию, по мнению Е.В. Бондаревской, должно принять на себя образование и через человека сохранять, возрождать и развивать культуру [2, 15].

Иноязычное образование есть многоаспектное поле образовательной деятельности. Основополагающим компонентом в нем является культура. Средством же выражения культуры является язык, который отражает национальную картину мира народа, говорящего на этом языке. Овладевая иностранным языком, студенты познают и культурные ценности народов. С этой точки зрения, цель обучения иностранным языкам гораздо шире и заключается в овладении иноязычной культурой. Принимая за основу теорию Е.И. Пассова, можно утверждать, что иноязычная культура - часть общечеловеческой культуры. Познание иноязычной культуры осуществляется в процессе иноязычного образования в его познавательном, воспитательном, развивающем и учебном аспектах. Следовательно, социально-гуманитарная функция иноязычного образования должна быть направлена на формирование духовности как внутреннего богатства молодого человека, нравственности и морали в соответствии с нормами жизни в обществе, т.е. будущего специалиста и как профессионала, и как достойного человека.

Заключение

Беседы со многими студентами в многонациональных группах на разных курсах обучения в Институте профессионального образования и в Институте иностранных языков позволили сделать вывод о том, что не нашлось ни одного из них, кто бы не хотел успешно определиться в профессиональной и личной жизни. Все понимают ответственность перед государством и обществом, перед семьей. Чувство долга и достоинства гражданина своей страны ставят на первое место. На вопрос о переходе от обучения иностранному языку к иноязычному образованию студенты считают оправданным, так как язык и культура неразделимы. Иностранный язык открывает возможность читать зарубежную литературу, смотреть фильмы, слушать новости, общаться с новыми друзьями из других университетов в процессе работы над проектами.

В контексте гуманистических научных концепций развивается принципиально новая методика иноязычного образования, которая ставит своей основной целью формирование человека культуры – культурной языковой личности [4; 5]. Ее главными характеристиками является способность к межкультурной коммуникации в деловой и профессиональной сферах деятельности, готовность к постоянному повышению квалификации и освоению новых компетенций в соответствии с меняющимися условиями работы, умения преодолевать конфликты и решать проблемные ситуации, человеческие качества гражданина своей страны.

На основе информационных материалов из различных источников исторических, экономических, политических и общекультурных знаний формируются убеждения, нравственные и духовные качества личности, укрепляются вера в будущее народов своей многонациональной страны, формируются чувства патриотизма, ответственности за судьбы родных и близких. Наличие таких человеческих (гуманных) качеств у будущих молодых специалистов является задачей иноязычного образования.

Утверждение методики иноязычного образования влечет за собой ряд существенных изменений в концептуальном плане. Прежде всего необходимо обновить цели и задачи подготовки студентов в соответствии с реалиями современной жизни. Во-вторых, требуется создать новые программы-концепции, в которых определятся новые направления преподавания языка и культуры на сравнительно-сопоставительной основе, будут названы критерии отбора и организации страноведческого и культуроведческого материала в виде тематических модулей по самым ценным аспектам истории и культуры родной страны и страны изучаемого языка с пояснительными комментариями. Дополнительных материалов требуют учебники, которые преподаватель может использовать не только на занятиях, но и во внеучебное время. Возможность применять на занятиях видеоматериалы значительно расширят границы познания не только лингвистического ландшафта, но и помогут получить представление о культурных особенностях стран.

Осуществляя переход к гуманитарной (новой культурно-образующей) концепции иноязычного образования, особого внимания заслуживает система подготовки педагогического персонала вузов. К педагогическому персоналу относятся не только преподаватели иностранных языков, но и педагоги дополнительного образования, руководители студенческих клубов и центров с изучением иностранных языков, а также методисты-организаторы курсовых мероприятий. В этой связи было бы желательно провести ряд методических семинаров для ознакомления со спецификой новой методики, ее целями и задачами на каждом этапе обучения. Необходимо на практике ознакомиться с новыми педагогическими технологиями воспитания и развития личности в процессе овладения иностранным языком. Для этого нужны активные социальные формы обучения и тесные профессиональные контакты с опытными преподавателями. Педагоги должны понять и принять новые подходы к планированию и организации учебного процесса, обменяться опытом работы на занятии и во внеучебное время над проектами, презентациями, самостоятельными творческими работами.

Литература:

1. Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи / И. М. Ильинский // Государство и дети: реальности России. – М., 1995. – С. 18.

2. Образование в поисках человеческих смыслов / под ред. Е.В. Бондаревской. – Ростов-на-Дону, 1995. – 178 с.

3. Пассов Е.И. Методика как наука будущего. Методическая школа Е.И. Пассова / Центр лингвистического образования ГК. – М.: Просвещение, 2021. – С. 23-24.

4. Погребняк, А. Б. Социально-гуманитарное образование в высшей школе на современном этапе / А. Б. Погребняк // Наука – образованию, производству, экономике: материалы XX (67) Регион. науч.-практ. конф. преподавателей, науч. сотрудников и аспирантов, Витебск, 12-13 марта 2015 г.: в 2 т. – Витебск, 2015. – Т. 2. – С. 125–126.

5. Серебровская Н.Е., Пец О.И. Социально-гуманитарное образование как важнейший ресурс Российской Высшей Школы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. –2020. – № 2. – С. 136-144. https://doi.org/10.18384/2310-7235-2020-2-136-144

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.