Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ'

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЦЕПТИВНАЯ БАЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТИНА МЫШЛЕНИЯ / КОНЦЕПТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА / CONCEPTUAL SPACE / FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / PERCEPTIVE BASIS / VOCATIONAL COMPETENCIES / METHODOLOGICAL MINDSET / METHODOLOGICAL WORLDVIEW / CONCEPT / METHODOLOGICAL CONCEPTUAL FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамов А. Н., Ким О. М.

Введение. Подготовка учителей для среднего образования осуществляется в рамках университетского педагогического образования. Это в равной мере относится и к профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка. Задача высшего учебного заведения - воспитать преподавателя иностранного языка как высоко образованную личность с высокоморальными качествами и высокой нравственной основой; подготовить его как профессионала, обладающего целым комплексом компетенций, важных для осуществления его педагогической и учебной деятельности (лингвистической, иноязычной речевой, компенсаторной, социокультурной, текстовой, дискурсивной, информационной, профессиональной). Молодой преподаватель иностранного языка должен быть хорошо подготовлен к своей деятельности в школе и в теоретическом аспекте. Здесь важно объединить не только его практическую (на уровне владения технологиями обучения языку), но и теоретическую подготовку (на уровне владения научными методическими понятиями и смыслами). Учитель иностранного языка интегрирует в своем сознании знания многих наук (лингвистики; разных отраслей психологической науки; теории воспитания и дидактики, лингводидактики и методической науки). Дальше понятия из названных научных сфер в рамках самостоятельной педагогической деятельности и послевузовского образования только поддерживаются, дополняются и добавляются новыми понятиями и смыслами, новыми данными, полученными из современных дидактических, психологических и методических исследований. Для качественной подготовки школьного учителя иностранных языков мы решили воспользоваться идеями смысловой педагогики и концептуальным подходом, который широко распространен в современной лингвистике. По этой причине настоящая статья посвящена концептуальному пространству в иноязычном образовании. Овладение таким пространством рассматривается как возможный вариант осуществления профессионального иноязычного образования в стенах педагогического университета в нашей стране. Материалы и методы. В рамках проведенного научного изыскания использовался широкий спектр методов исследований (общенаучные и специальные). Авторы пользовались такими методами исследования, как: 1) анализ научной литературы по профессиональной подготовке работников для высшего и среднего образования; 2) анализ существующих образовательных систем по подготовке педагогических работников, в том числе и учителей иностранного языка; 3) моделирование системы подготовки учителей иностранного языка в рамках смысловой педагогики и концептуальной картины мира в профессиональной деятельности; 4) мониторинг практической профессиональной деятельности преподавателей иностранного языка; 5) методы тестирования преподавателей на курсах повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования; 6) анкетирование учителей г. Н. Новгорода и Нижегородской области; 7) наблюдение за педагогической деятельностью преподавателей иностранного языка и ее анализ; 8) беседы с руководством образовательных учреждений, где работают преподаватели по окончании педагогического университета. Результаты исследования. В ходе проведенного исследования выполнен определенный объем научно-исследовательской работы: 1) определены психологические и дидактические особенности деятельности будущего преподавателя иностранных языков в условиях средней школы; 2) выявлен профессионально значимый круг методических понятий, важных для результативной организации учебного процесса по языку в школе и представленных в системе определенных профессиональных концептов будущего учителя иностранного языка; это составляет своеобразное концептуальное пространство иноязычного образования; 3) описаны роль, функции и значение концептуального иноязычного образования для качественной подготовки учительских кадров, в том числе и учителей иностранного языка; 4) описаны условия овладения методическими смыслами бакалаврами и магистрами по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык», в рамках их систематического обучения в вузе; 5) отобраны и организованы в определенную структуру методические термины, эксплицирующие профессионально-методические идеи и смыслы, важные для преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык», по организации воспитательной, культурно-просветительской деятельности преподавателя средствами иностранного языка; 6) определен инструментарий по оценке качества владения терминологическим аппаратом методической науки. Обсуждение и заключения. По итогам исследования авторы статьи сформулировали рекомендации для преподавателей по профильным дисциплинам «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)», «Методика обучения иностранным языкам в школе», «Методика обучения иностранным языкам в высшей школе», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с целью формирования профессиональной концептуальной картины мира преподавателя иностранного языка. В рамках исследования подготовлены и опубликованы в открытой печати учебники по методической подготовке учителей иностранного языка (Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие. М.: Флинта, 2019; Методика обучения иностранным языкам. Теоретический курс: учебное пособие. М.: Флинта, 2020) и научная монография (Учитель иностранного языка: портрет педагогической деятельности: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL SPACE OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION: ITS ROLE AND FUNCTIONS IN THE TRAINING OF SCHOOL TEACHERS

Introduction. The training of teachers for secondary school is realized within the scope of university pedagogical education. This is equally valid for vocational training of foreign language teachers. The goal of a higher education facility is to train a foreign language teacher as a highly educated person with high moral qualities and an elevated ethic foundation; to train them as professionals, who possess a wide range of competencies important for the implementation of their pedagogical and educational activities (linguistic, foreign verbal, compensational, sociocultural, text, discursive, informational, professional). A young foreign language teacher should be well prepared for their work in school and theoretically. It is important to unite here not only their practical (on the level of their awareness of language training technologies), but also their theoretical training (on the level of their command of methodological terms and implications). A foreign language teacher integrates many sciences (linguistics; different areas of psychology; educational theory and didactics, linguodidactics and methodology) within. Terms from the beforementioned scientific areas are further developed, amplified and filled in with new terms and implications, new data, received from modern didactic, psychological and methodological research, within the scope of self-contained teaching activities and post graduate education. For a thorough training of a school foreign language teacher we have decided to use the ideas of sense pedagogics and conceptual approach which is widespread in cutting-edge linguistics. That is why the present article is dedicated to conceptual space in foreign-language education. Possessing such space is seen as a possible option for the implementation of professional foreign-language education in a pedagogical university in our country. Materials and methods. Within the scope of the conducted scientific research there has been used a wide range of research methods (general scientific and specific). The authors have used such research methods as 1) analysis of scientific literature on vocational training for specialists in higher and secondary education; 2) analysis of existing educational systems for training pedagogical specialists including foreign language teachers; 3) modelling of the foreign language teacher training system within the scope of sense pedagogics and conceptual worldview in vocational activity; 4) monitoring of practical vocational activity of foreign language teachers; 5) teacher testing methods at career enhancement training in Nizhny Novgorod School for Advanced Studies (NIRO); 6) questionnaire survey of teachers in Nizhny Novgorod city and region; 7) observing pedagogical activity of foreign language teachers and its analysis; 8) conversations with managerial personnel of educational facilities where teachers work after graduating from the Pedagogical university. Research findings. Within the scope of the conducted research there has been executed a certain amount of academic research work: 1) psychological and didactic peculiarities of the activity of a future foreign language teacher in secondary school have been defined; 2) a vocationally important range of methodological terms significant for qualitative organization of language learning process in school and present in the system of a future foreign language teacher’s professional concepts has been revealed; this presents a unique conceptual space of foreign language teaching; 3) the role, functions and significance of foreign language education for qualitative training of teaching personnel including foreign language teachers have been described; 4) criteria of acquiring methodological implications by bachelors and masters at a degree program ‘Pedagogical training’, academic area ‘Foreign language’, within the scope of their systematic university education have been described; methodological terms, that express methodological ideas and implications, significant for teaching academic subject ‘Foreign language’, on organizing educational, culturally educational activity of a teacher by the means of a foreign language, have been selected and organized in a specific system; 6) a toolset for assessing the quality of command of methodological nomenclature has been defined. Deliberation and conclusions. Based on the results of the research the authors of the article have put together recommendations for teachers of vocation-related subjects ‘Theory and methodology of education and upbringing (foreign language)’ and ‘Methodology of teaching foreign languages in school’, ‘Methodology of teaching foreign languages in grade school’, ‘Theory and methodology of teaching of foreign languages and cultures’ to form a conceptual worldview of a foreign language teacher. Within the scope of the research there have been created and published in public media textbooks for methodological training of foreign language teachers (Basics of general methodology of foreign language teaching: Theoretical and practical aspects: Study book. M.: Flinta, 2019; Methodology of foreign language teaching: Theoretical course: Study book. M.: Flinta, 2020) and a scientific monograph (A foreign language teacher: a picture of pedagogical activity: Monograph. - N. Novgorod, Minin university, 2019).

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ»

ДИДАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ_

УДК 372.8+377+378

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕГО РОЛЬ И ФУНКЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ

Введение. Подготовка учителей для среднего образования осуществляется в рамках университетского педагогического образования. Это в равной мере относится и к профессиональной подготовке преподавателей иностранного языка. Задача высшего учебного заведения — воспитать преподавателя иностранного языка как высоко образованную личность с высокоморальными качествами и высокой нравственной основой; подготовить его как профессионала, обладающего целым комплексом компетенций, важных для осуществления его педагогической и учебной деятельности (лингвистической, иноязычной речевой, компенсаторной, социокультурной, текстовой, дискурсивной, информационной, профессиональной). Молодой преподаватель иностранного языка должен быть хорошо подготовлен к своей деятельности в школе и в теоретическом аспекте. Здесь важно объединить не только его практическую (на уровне владения технологиями обучения языку), но и теоретическую подготовку (на уровне владения научными методическими понятиями и смыслами). Учитель иностранного языка интегрирует в своем сознании знания многих наук (лингвистики; разных отраслей психологи-О М Ким ческой науки; теории воспитания и дидактики,

Кандидаттдагоги- лингводидактики и методической науки). Дальше

ческих наук, доцент понятия из названных научных сфер в рамках

Нижегородский государ- s :Г r г

ственный педагогический самостоятельной педагогической деятельности

университет имени Козьмы , . .

Минина (Мининский и послевузовского образования только поддержи-

университет), г. Нижний Новгород

E-mail: o.kim@bk.ru

OlgaM.кш Как цитировать статью: Шамов А. Н., Ким О. М.

рю (Educatlon), AswcMte Концептуальное пространство иноязычного образова-

Professor, Minin Nizhny ^ J г г г

Novgorod State Pedagogical ния: его роль И функции В подготовке школьных учи-

MzhnfN^orod Rusvsiaity)' телей // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 2, № 3 (73). С. 70-87.

А. Н. Шамов

Доктор педагогических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород E-mail: shamovl952@yandex.ru

Aleksandr N. Shamov

Dr. Sc. (Education), Professor, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russia

ваются, дополняются и добавляются новыми понятиями и смыслами, новыми данными, полученными из современных дидактических, психологических и методических исследований. Для качественной подготовки школьного учителя иностранных языков мы решили воспользоваться идеями смысловой педагогики и концептуальным подходом, который широко распространен в современной лингвистике. По этой причине настоящая статья посвящена концептуальному пространству в иноязычном образовании. Овладение таким пространством рассматривается как возможный вариант осуществления профессионального иноязычного образования в стенах педагогического университета в нашей стране.

Материалы и методы. В рамках проведенного научного изыскания использовался широкий спектр методов исследований (общенаучные и специальные). Авторы пользовались такими методами исследования, как: 1) анализ научной литературы по профессиональной подготовке работников для высшего и среднего образования; 2) анализ существующих образовательных систем по подготовке педагогических работников, в том числе и учителей иностранного языка; 3) моделирование системы подготовки учителей иностранного языка в рамках смысловой педагогики и концептуальной картины мира в профессиональной деятельности; 4) мониторинг практической профессиональной деятельности преподавателей иностранного языка; 5) методы тестирования преподавателей на курсах повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования; 6) анкетирование учителей г. Н. Новгорода и Нижегородской области; 7) наблюдение за педагогической деятельностью преподавателей иностранного языка и ее анализ; 8) беседы с руководством образовательных учреждений, где работают преподаватели по окончании педагогического университета.

Результаты исследования. В ходе проведенного исследования выполнен определенный объем научно-исследовательской работы: 1) определены психологические и дидактические особенности деятельности будущего преподавателя иностранных языков в условиях средней школы; 2) выявлен профессионально значимый круг методических понятий, важных для результативной организации учебного процесса по языку в школе и представленных в системе определенных профессиональных концептов будущего учителя иностранного языка; это составляет своеобразное концептуальное пространство иноязычного образования; 3) описаны роль, функции и значение концептуального иноязычного образования для качественной подготовки учительских кадров, в том числе и учителей иностранного языка; 4) описаны условия овладения методическими смыслами бакалаврами и магистрами по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык», в рамках их систематического обучения в вузе; 5) отобраны и организованы

в определенную структуру методические термины, эксплицирующие профессионально-методические идеи и смыслы, важные для преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык», по организации воспитательной, культурно-просветительской деятельности преподавателя средствами иностранного языка; 6) определен инструментарий по оценке качества владения терминологическим аппаратом методической науки.

Обсуждение и заключения. По итогам исследования авторы статьи сформулировали рекомендации для преподавателей по профильным дисциплинам «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)», «Методика обучения иностранным языкам в школе», «Методика обучения иностранным языкам в высшей школе», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с целью формирования профессиональной концептуальной картины мира преподавателя иностранного языка. В рамках исследования подготовлены и опубликованы в открытой печати учебники по методической подготовке учителей иностранного языка (Основы общей методики преподавания иностранных языков. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие. М.: Флинта, 2019; Методика обучения иностранным языкам. Теоретический курс: учебное пособие. М.: Флинта, 2020) и научная монография (Учитель иностранного языка: портрет педагогической деятельности: монография. Н. Новгород: Мининский университет, 2019).

Ключевые слова: концептуальное пространство, иноязычное образование, перцептивная база, профессиональные компетенции, методическое мышление, методическая картина мышления, концепт, методическая концептосфера.

Среди педагогических наук возрастает в последнее время роль предметных методик, особенно методики преподавания иностранного языка. Это связано с тем, что, во-первых, в обществе оформился социальный заказ на массовость иноязычной и межкультурной коммуникации и компетенций, которые ее обслуживают; во-вторых, молодые работники разных направлений и профилей обучения хотят владеть языком. Отсюда возникает проблема: как освоить иностранный язык в учебных условиях вне естественного контекста его бытования?

Особый статус иностранного языка в постиндустриальном обществе связан с: 1) расширением экономических, политических, культурных связей между странами; 2) открытостью доступа к опыту и знаниям в мире, большому информационному богатству, в том числе в ре-

зультате развития международных средств массовой коммуникации; 3) миграцией рабочей силы; 4) широким распространением интернета;

5) межгосударственной интеграцией в области науки и образования;

6) расширением академической мобильности граждан; 7) потребностью туристического бизнеса [2; 3; 4; 6].

Иноязычное образование как педагогический процесс носит закономерный, непрерывный, целенаправленный, управляемый и поступательный характер. Это многоаспектный педагогический и социальный феномен. Иноязычное образование традиционно рассматривается как: 1) процесс; 2) ценность; 3) деятельность и 4) результат. Е. Ю. Иллатдинова указывает, как важно сегодня в иноязычном образовании «найти баланс между предметной и методической, психолого-педагогической подготовкой» [15].

Кто осуществляет языковую подготовку обучающихся в школах и высших учебных заведениях? Ответ один: выпускники педагогических университетов, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык».

К осуществлению такого вида деятельности надо грамотно и целенаправленно готовить педагогические кадры. Где готовить их? Ответ простой: в педагогических университетах. Вот почему в современном российском образовании осуществляются поиски «новой институциональной формы педагогического образования» [15].

Возникает и другой, более сложный вопрос: как подготовить грамотных и высококвалифицированных учителей, преподавателей иностранного языка, оценить степень их профессиональной готовности к предстоящей деятельности? [27]

Процесс подготовки педагогических кадров для средней школы обусловлен многими факторами, среди которых можно назвать: 1) социальный заказ общества; 2) государственную языковую политику и ее реализацию в иноязычном образовании; 3) культурные, исторические, политические и экономические условия; 4) требования, предъявляемые к уровню языковой подготовки обучающихся. Иноязычное образование как педагогический процесс реализуется в образовательном пространстве учебного заведения, в рамках учебного процесса по языку. Подготовка работников со знанием языка и владеющего методикой его преподавания тесно связана с такими понятиями, как «обучение иностранному языку», «овладение иностранным языком», «изучение иностранного

языка» и «преподавание иностранного языка» [36].

Отечественная методическая наука прошла в направлении подготовки высококвалифицированных кадров по языку большой, тернистый путь. Она прошла путь от методических правил, рецептов и рекомендаций до разработки и построения серьезных теорий и методических систем по подготовке квалифицированных педагогических кадров [3; 8; 30; 36].

Одна из задач заключается в том, найти наиболее продуктивный и результативный подход к решению возникшей задачи. Н. Д. Гальскова отмечает: в новое время возникла потребность выхода методической науки из плена языка как системы, как знакового средства общения в область «смыслов», «содержания», «ценностей», сделать крен на переориентацию современной системы обучения языкам на развитие и совершенствование личности обучающего [9, с. 20]. Удовлетворение обозначенной потребности возможно за счет концептного подхода, за счет ориентации на метапредметные (универсальные) знания, навыки и умения [25; 31].

Опора на идеи концептного подхода созрела в недрах базовой для методики науки — в лингвистике, в такой ее отрасли, как когнитивная лингвистика. Важны и идеи когнитивной психологии в решении задач концептного подхода [31].

Когнитивная лингвистика и когнитивная психология рассматривают концепт как базовую единицу мыслительного кода человека, в том числе и студента, который готовится посвятить свою жизнь преподаванию языка. Концепты отражают процесс познания методической действительности. М. В. Пиминова, например, считает: концепты могут отражать категориальные и ценностные характеристики знаний о некоторых фрагментах нашей жизни, в том числе в сфере подготовки педагогического работника для целей преподавания неродного языка [28].

В своих исследованиях С. В. Чернышов отмечает важность концептного подхода для иноязычного образования в целом [31]. Концепт как базовая обучающая единица обеспечивает интеграцию и целостность представления студентам разных педагогических (методических) смыслов. В этом случае мы говорим о смыслах как об одной из важных ди-дактико-методических категорий. До последнего времени методическая наука выстраивала методические знания в виде связанной логической системы научных методических понятий, способов и средств методического научного познания. Возможен и фреймовый подход в усвоении

методических знаний [19].

Методическая наука может осваиваться в педагогическом университете и по-другому, а именно как «открытие смыслов» будущей преподавательской деятельности [11]. Об этом говорят многие исследователи: Л. Н. Голованова, Е. Н. Панкратова [10]; Е. Н. Дмитриева [11; 12, 13]. Д. А. Леонтьев, рассматривая вопрос о ценностях человека, отмечает, что такие ценности являются высшей инстанцией в личности педагога. Они всегда имеют «смысловую природу» [18]. Система накопленных смыслов окрашивает жизнь человека. От этого она становится более яркой и эмоционально насыщенной. М. А. Ариян справедливо указывала, что «работа со смыслами, особенно если они приобретают личностный характер, неизбежно затрагивает эмоциональную сферу студентов, сопровождается эмоциональными переживаниями» [3]. Вот почему спецификация аксиологических рамок в подготовке учителя иностранного языка в таком направлении чрезвычайно актуальна и важна [15].

А. А. Леонтьев в свое время указывал, что «любая человеческая деятельность имеет в своей основе эмоциональные переживания» [17]. В данном случае не является исключением и образовательная деятельность, связанная с изучением неродных языков. Овладение иностранным языком, его превращение в инструмент педагогической деятельности на таком эмоциональном фоне всегда, как правило, дает положительные результаты.

Опыт эмоционально-ценностного отношения служит ориентиром в процессе реализации той или иной деятельности. Такой опыт обеспечивает задаваемый вектор развития для обучающегося, лежит в основе его мотивационной сферы по овладению педагогическими и методическими смыслами предстоящей деятельности в виде методических концептов [18; 32].

Система методических концептов составляет концептосферу будущего учителя, преподавателя иностранного языка. Концептосфера, в понимании З. Д. Поповой и И. А. Стернина, является «упорядоченной совокупностью концептов», «информационной базой мышления» [29, с 36]. На основе концептосферы создается в иноязычном образовании определенное концептуальное пространство осваиваемой науки. В рамках названного пространства происходит формирование методической (дидактической) картины мира студента, обучающегося по профилю «Иностранный язык». Действенным средством создания такой картины

в сознании человека и являются концепты. Они осваиваются в определенной логике и системе на теоретических и практических занятиях по методике преподавания языка [21; 31; 35]. Отдельные ученые рассматривают и диалог между личностями (между преподавателем вуза и обучающимся в бакалавриате), субъектами и объектами обучения, как особый механизм смыслообразования [24].

Концептуальному пространству в иноязычном образовании придается принципиальное значение. Усвоение методических знаний осуществляется не в виде теоретических правил и формулировок, не в виде понятий и их дефиниций, а в виде определенных смыслов. Методические смыслы имеют разное назначение: 1) они фиксируют и отражают методическую реальность со всеми методическими ситуациями и методическими фактами; 2) методические смыслы, представленные в виде концептов, повышают роль и значимость практической деятельности учителя иностранного языка в условиях учебного заведения; 3) методические смыслы повышают степень сознательности учебного процесса по методической подготовке студентов; 4) методические смыслы позволяют осуществлять все виды профессиональной деятельности выпускников в будущем [21; 35].

Усвоение методических смыслов в виде методических концептов придает учебному процессу профессиональной и методической подготовки определенную системность. Системность обнаруживает себя не только в усвоении методических смыслов, но и в овладении методическими терминами, которые описывают, раскрывают содержание методических концептов и обеспечивают быстрый доступ к их содержанию.

Концептуальное пространство иноязычного образования обеспечивает интегрированность всего набора психолого-педагогических знаний, которые студент получает в университете [20; 21; 30]. Знания из изучаемых наук существенно дополняют содержание методических концептов, повышают степень сознательного усвоения азов будущей преподавательской деятельности. А. Я. Данилюк и А. А. Факторович указывают на феномелогическую роль смыслов. Именно они связывают знания, предметы и формы деятельности человека в единую картину мира, способны обеспечить целостность содержания в педагогическом образовании студентов, в том числе будущих преподавателей иностранного языка [11].

Методические концепты, концептуальное пространство, которое они

составляют, свидетельствуют об инновационных процессах, происходящих в педагогических и методических науках. Они составляют: 1) новый подход в отборе и организации методических понятий из методики как науки и организацию такого материала в виде дидактических единиц усвоения; 2) новую технологию в усвоении методического материала в теоретическом курсе по методике, на практических (семинарских) занятиях по методике и в период педагогических практик в школе.

Формирование концептуального пространства в иноязычном образовании происходит на прочной теоретической базе. В первую очередь здесь нужно назвать философские предпосылки, формируемые самой философией и философией образования, аксиологией (наукой о ценностях), методологией как наукой об исследовании методической реальности, логикой методики как науки.

Формирование концептуального пространства студента педагогического университета обеспечивается хорошим знанием базовых и смежных наук. Здесь важны прежде всего знания из разных отраслей психологической науки (общей психологии, возрастной психологии, психологии речи и речевой деятельности, педагогической психологии и когнитивной психологии), из лингвистической науки (общего языкознания, когнитивной лингвистики, лингвистики дискурса и текста, прагматики языка), из психолингвистики, из теории воспитания и дидактической науки; из лингводидактики.

Концептуальное пространство методической науки представляется набором профессиональных смыслов, важных для обучающей деятельности учителя иностранного языка. А. Я. Данилюк, А. А. Факторович указывают, что смыслы являются определенными ценностями для педагогического работника [11]. Это связано с тем, что методические смыслы для работников школы или высшего учебного заведения остаются на всю жизнь. А. Г. Асмолов и его коллеги утверждают, что действия с методическими знаниями в виде смыслов должны привести к возникновению определенных мыслей, а от них осуществляется переход к научным смыслам [25]. Концептный подход можно рассматривать и шире — как достаточно важный методический механизм подготовки учительских кадров по иностранным языкам в педагогическом вузе [29; 33; 34].

Методические смыслы помогают решать всевозможные педагогические задачи. Таких задач, таких методических событий может возникнуть в практической деятельности учителя большое количество. На основе

усвоенных и приобретенных методических смыслов создается каждый раз новая программа педагогических и дидактических действий учителя. Ценностно-смысловая парадигма является и для самого преподавателя иностранного языка определенной основой и стимулом для повышения педагогического мастерства, для развития педагогического и методического творчества, для продвижения по служебной лестнице. В такой ситуации формируется новый тип преподавателя-лингвиста.

На многих научных конференциях по методике преподавания иностранных языков (Москва, Пятигорск, Санкт-Петербург) Н. В. Барышников отстаивает идею о формировании и воспитании «креативной, инновационной личности учителя иностранного языка». Автор постоянно говорит о «личности учителя иностранного языка новой генерации» [5, с. 59].

Личность такого типа, по мнению Н. В. Барышникова, должна быть свободной от всяких стереотипов и шаблонов. Приобретенные (присвоенные) смыслы не допускают в обучающей деятельности учителя образование стереотипов в его мышлении, в его педагогической деятельности. Такого положения не должно быть по определению. Оно вообще недопустимо. Смыслы, в том числе и методические, допускают: 1) определенный простор в педагогических действиях учителя; 2) обновление содержания в обучении языку, обновление методики его преподавания; 3) выбор современных технологий обучения, рациональных приемов, способов, форм и режимов работы на конкретном уроке. Присвоенные методические смыслы позволяют учителю, особенно молодому, выйти за пределы общепринятой нормы. Смыслы помогают учителю: 1) высказывать независимые суждения, а затем доказывать и отстаивать их; 2) сформулировать по-новому свою мысль по обсуждаемой теме; 3) показать креативность своей педагогической деятельности. Креативность как раз генерируется через богатое содержание смыслов (педагогических, дидактических и методических).

Овладение теоретическим курсом по методике преподавания иностранных языков некоторыми преподавателями методики осуществляется на основе концептов. Это возможно и вполне объяснимо. А. А. Залевская видит в концепте «объективное перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания (конструктов)» [14, с. 39]. Все эти образования концентрируются в семантической памяти обучающегося.

Методические концепты усваиваются будущим учителем иностранного языка как дидактические единицы. В качестве таковых могут быть концепты типа: «Методика как наука», «Лингводидактика как философия иноязычного образования», «Лингвистические основы обучения иностранному языку», «Психологические основы обучения иностранному языку», «Методическая система обучения иностранному языку», «Обучение сторонам и видам речевой деятельности на иностранном языке», «Организация обучения иностранным языкам», «Контроль и оценка результатов обучения языку».

Самым представительным и важным в концептуальном пространстве учителя иностранного языка является концепт «Методическая система обучения иностранным языкам». Названный концепт составляет как бы философские и мировоззренческие основания дидактической и методической деятельности учителя иностранного языка, выпускника педагогического университета. В его структуре можно обнаружить такие субконцепты, как «Цели и содержание иноязычного образования». Концепт определяет уточнение целей обучения языку на современном этапе, проектирование методических смыслов как компонентов иноязычного образования, обновление обсуждаемых смыслов в связи с новым социальным заказом общества на корректировку содержания, целей иноязычного образования, условий усвоения таких смыслов, их значимости для профессиональной деятельности в преподавании неродного языка в школе.

В концепте «Методическая система» особенно важен методологический субконцепт. Он отражает методические знания теоретического характера, которые определяют методику обучения иностранным языкам как науку (парадигма, подход, принципы обучения иностранному языку, метапринципы) [2]. Характер таких знаний определяет содержание учебных дисциплин типа: «Методика обучения иностранным языкам», «Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык)», «Теоретические основы методики обучения иностранным языкам». Они определяют и технологии обучения языку в конкретных условиях обучения.

Для осуществления педагогической деятельности в рамках названного выше концепта имеет определенное значение и такой субконцепт, как «Дидактико-методическая деятельность учителя на уроке иностранного языка». Субконцепт хранит в своей структуре знания о таких методиче-

ских понятиях, как метод, приемы, способы и формы обучения, технологии обучения иностранному языку, средства обучения языку, познавательная деятельность обучающихся, учение, преподавание, усвоение языка, овладение языком, владение неродным языком, условия обучения.

Результаты обучающей деятельности учителя по языку фиксируются в субконцепте «Оценка и контроль результатов обучения иностранному языку». Субконцепт связан прежде всего с оценкой качества сформи-рованности речевых навыков и умений на изучаемом языке (уровни сформированности качества речевых навыков и умений; показатели и критерии их оценки; наличие фонда оценочных средств); с оценкой качества речевых произведений обучающихся.

Концепт «Методическая система обучения иностранному языку» завершается субконцептом «Аксиологические (оценочные) аспекты иноязычного образования».

Названные концепты выполняют, таким образом, феноменологическую функцию [7; 28; 29]. Они формируют в сознании будущего выпускника педагогического университета совокупность знаний о теории преподавания иностранного языка в разных образовательных средах (детский сад, начальная школа, неполная школа, средняя полная школа, непрофильный вуз, профильный вуз или факультет, учреждения дополнительного иноязычного образования).

Феноменологическая функция, выполняемая методическими концептами, связана и с другой функцией: с овладением основами методической науки. Названная функция актуализирует знания по другим учебным предметам, которые изучаются в соответствии с ФГОС ВО.

Методические концепты обеспечивают качественное формирование всех профессионально значимых компетенций, указанных в ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык» [22; 23]. Компетенции, осваиваемые студентами в педагогических университетах, важны для их деятельности в качестве школьного учителя, в том числе и учителя иностранного языка. Освоенные методические концепты, планируемые компетенции, формируемые на их базе, позволяют выпускникам педагогических университетов осуществлять разные виды деятельности (педагогическую, проектную, методическую, организационно-управленческую, культурно-просветительскую, сопровождения). Бакалавры готовы выполнять названные виды деятельности (ФГОС ВО — бакалавриат) [22]. На основе присвоенных методических смыслов и сформированных

компетенций у студентов магистратуры дополнительно осуществляется и научно-исследовательская деятельность (ФГОС ВО — магистратура) [23].

Содержание методических концептов в виде научных знаний, представлений организуется, хранится и воспроизводится в педагогических и методических ситуациях. Это возможно благодаря полифункциональности педагогической деятельности студента по профилю «Иностранный язык». Выпускник данного профиля призван выполнять специфические функции в педагогической деятельности преподавателя на уроке иностранного языка. Они связаны с коммуникацией на изучаемом языке и представлением культуры страны изучаемого языка. Об этом много говорил в свое время Е. И. Пассов [26].

Психологические, дидактические и методические знания, отраженные в структуре методических концептов и представленные в виде методических терминов, позволяют учителю иностранного языка успешно овладевать обучающими технологиями, успешно их реализовать в предметной сфере «Иностранный язык». Это следующая функция концептуального пространства в иноязычном образовании [35; 36].

Представленное концептуальное пространство иноязычного образования позволяет формировать и научную апперцепцию будущего учителя по иностранному языку. Это еще одна важная функция концептуального пространства в иноязычном образовании. Научная апперцепция важна для учителя по многим показателям. Она важна: а) для качественного осуществления учебного процесса по предмету; б) для анализа своей учебной и воспитательной деятельности на уроке и вне него; в) для анализа учебной деятельности своих коллег во время проведения ими открытых уроков по иностранному языку и воспитательных мероприятий на языке; г) для написания и защиты квалификационных работ на курсах повышения квалификации в институтах повышения квалификации и академиях; д) для написания научных статей в профессиональные журналы, для участия в научных мероприятиях (семинарах, симпозиумах, форумах, конференциях); е) для участия в международной педагогической деятельности [33].

Доступ ко всем представленным выше концептам осуществляется через слова или другие лингвистические знаки. В нашем случае таковыми являются методические термины, точнее сказать, целостная методическая терминологическая система. Терминологическая система методической науки организуется благодаря концептам в стройную

систему; описывает методические смыслы; позволяет на сознательной основе усваивать теоретические знания методической науки; создает потребность в сознательном усвоении терминологического аппарата методической науки и лингводидактики; осуществляется сознательный выбор рациональных форм усвоении такого аппарата; происходит постоянное повторение и использование методических терминов на практике, т.е. в ходе обсуждения методических проблем.

В стенах педагогического университета важно стремиться к тому, чтобы и концепты (как методические смыслы), и средства доступа к ним (методические термины), дефиниции научных понятий стали достоянием каждого студента — будущего учителя. Можно полностью согласиться с мыслью С. Г. Воркачева о важности и значимости такой работы. Каждый концепт и ключ доступа к нему в виде методического термина превращается в «операциональную единицу мысли» [7, с. 43]. «Операциональная единица мысли» часто оказывается весьма востребованной и полезной во многих обстоятельствах педагогической деятельности начинающего учителя.

Концептуальное пространство иноязычного образования выполняет еще одну важную функцию: концепт является базовой единицей мыслительного кода человека. Это достаточно важная единица мышления. Ее основное назначение состоит в обеспечении процесса мышления [29, с. 35]. В ходе системного обучения и овладения будущей деятельностью учителя иностранного языка преподаватель методической науки имеет хорошую возможность совершенствовать методическое мышление студентов педагогического вуза. Такой вид мышления важен как никогда и для будущих учителей иностранного языка. Мышление как процесс объективно отражает методическую действительность. Хорошо развитое методическое мышление является залогом успешной деятельности большинства учителей, преподавателей языка как мастеров педагогического труда в будущем.

При таком подходе к усвоению методических знаний, к подготовке учителей иностранного языка в современных условиях студенты педагогического вуза, овладевающие профилем «Иностранный язык», глубоко усваивают теорию обучения иностранному языку. Они усваивают такую теорию, по словам Н. Д. Гальсковой и ее коллег, как «концептуально взаимосвязанную, целостную и логичную в содержательном отношении систему научных представлений об обучении иностранным языкам

и иноязычном образовании» [9, с. 21].

Таким образом, методикой создаются хорошие условия для будущей деятельности. Е. И. Пассов говорил в своих трудах о «методике будущего». Методика преподавания иностранных языков, по мнению Е. И. Пассова, станет полностью самостоятельной наукой [26]. Она не будет зависеть от базовых наук. Методика как наука, по словам Т. Кун, станет «самодостаточной» [16]. Она будет в состоянии решать все свои проблемы самостоятельно, своевременно отвечать на постоянно возникающие вызовы. Серьезных вызовов на пути подготовки молодых работников образования в педагогических университетах достаточно много.

Педагогический университет меняет в такой ситуации свою роль и функцию. Университет из «обучающей системы» постепенно превратится «в исследовательской центр по генерированию педагогических идей и работе с инновациями в области образования» [15]. Учебное заведение не просто реализует программы ДПО для педагогов, но вместе с ними создает инновационные методические решения, которые определяют развитие иноязычного образования через создание концептуального пространства в усвоении профильной дисциплины — методики обучения иностранному языку. Идеи такого подхода успешно могут транслироваться через подготовку педагогов в практико-ориентированной парадигме обучения языку в средней школе.

Литература

1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2012. 608

2. Аксиология иноязычного образования в контексте подготовки педагога будущего: мат-лы Междунар. науч.-практ. форума, посвящ. 65-летию кафедры методики преподавания иностр. языков / отв. ред. А. К. Крупченко, А. В. Малев. М.: МГПУ, 2020. 624 с.

3. Ариян М. А. Ценностно-смысловые аспекты профессиональной подготовки учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография / под общ. ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МГПУ Г. Ю. Крюков, 2020. С. 83-93.

4. Ариян М. А., Белгородский В. С., Борзова Е. В. и др. Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография // под ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МПГУ, Г. Ю. Крюков, 2020. 376 с.

5. Барышников Н. В. Инновационный подход к методической подготовке учителя иностранного языка // Преподаватель XXI века. Наука. Образование. Культура. Педагогические науки. 2018. № 1. С. 55-65.

6. Бичева И. Б., Филатова О. М. Перспективы профессиональной подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (2018). С. 3.

7. Воркачев С. Г. К апологии лингвокультурного концепта // 8е1е^а. Избранные работы по теории лингвокультурного концепта. Волгоград: Парадигма, 2013. 167 с.

8. Гальскова Н. Д. Проблемы современного иноязычного образования на современном этапе и возможные пути их решения // Иностранные языки в школе. 2012. № 9. С. 2-9.

9. Гальскова Н. Д., Василевич А. П., Акимова Н. В. Методика обучения иностранным языкам. Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 350 с.

10. Голованова Л. Н., Панкратова Е. Н. Конструирование смыслов: учебное пособие. Н. Новгород: НГТУ им. Р. Е. Алексеева, 2019. 79 с.

11. Данилюк А. Я., Факторович А. А. Смысл как педагогическая категория // International Dialogues on Education: Past and Present. 2017. Vol. 4, No. 2. P. 157-168.

12. Дмитриева Е. Н. Повышение качества профессиональной подготовки учителя на основе информационно-смыслового подхода. Н. Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2012. 312 с.

13. Дмитриева Е. Н. Ценностный характер педагогической картины мира учителя и механизмы ее достижения в процессе профессиональной подготовки // Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография / под общ. ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МГПУ, Г. Ю. Крюков, 2020. С. 23-33.

14. Залевская А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. С. 36-45.

15. Иллатдинова Е. Ю. Педагогическое образование: потенциал и ресурсы экосмысловых решений // Аккредитация в образовании. 2019. № 6 (114). С. 70-71.

16. Кун Т. С. Структура научных революций: монография. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. М.: Смысл, 2016. 528 с.

18. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

19. Лобашев В. Д., Талых А. А. Фреймовый подход в технологическом образовании // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2 (2020). С. 2.

20. Маркова С. М., Наркозиев А. К. Методика исследования содержания профессионального образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, № 1 (2019). С. 2.

21. Московкин Л. В. Концепт «Педагогика» как основополагающая ценность содержания профессионально-педагогической подготовки учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография / под ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МГПУ, Г. Ю. Крюков, 2020. С. 145-153.

22. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Образование и педагогические науки // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94 (дата обращения: 03.07.2020).

23. ФГОС ВО по направлениям магистратуры. Образование и педагогические науки // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117 (дата обращения: 03.07.2020).

24. Федорова Е. Н. Диалог как механизм смыслообразования // Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. М.: МГПУ, 2017. С. 32-40.

25. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.

26. Пассов Е. И. Образование как феномен и методика как наука. Проблема конвергенции. Липецк: Издатель, 2016. 160 с.

27. Перевощикова Е. Н. Рейтинг-план как механизм подготовки педагогов: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2 (2018). С. 9.

28. Пименова М. В. Типология структурных концептов внутреннего мира (на примере эмоциональных концептов) // Вопросы когнитивной лингвистики. 2004. № 1. С. 83-90.

29. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2007. 314 с.

30. Чернышов С. В. Перспективы развития преподавания иностранных языков в России // Нижегородское образование. 2016. № 3. С. 121-127.

31. Чернышов С. В. Концептный подход как методический механизм формирования ценностей картины миры будущего учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография / под общ. ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МГПУ, Г. Ю. Крюков, 2020. С. 94-106.

32. Шабанова Т. Л., ТарабакинаЛ. В. Исследование эмоциональной зрелости у студентов педагогического вуза // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, № 1 (2018). С. 13.

33. Шамов А. Н. Методика обучения иностранным языкам. Теоретический курс: учеб. посо-

бие. М.: Флинта, 2020. 296 с.

34. Шамов А. Н. Методическое знание как ценность в профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка // Аксиология иноязычного педагогического образования: коллективная монография / под общей ред. А. К. Крупченко, С. В. Чернышова. М.: МГПУ, Г. Ю. Крюков, 2020. С. 154-167.

35. Шамов А. Н. Учитель иностранного языка: портрет педагогической деятельности. Н. Новгород: Мининский университет, 2019. 276 с.

36. Шамов А. Н., Ким О. М. Особенности профессиональной деятельности преподавателя иностранных языков // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 2 (2020). С. 5.

CONCEPTUAL SPACE OF FOREIGN-LANGUAGE EDUCATION: ITS ROLE AND FUNCTIONS IN THE TRAINING OF SCHOOL TEACHERS

Introduction. The training of teachers for secondary school is realized within the scope of university pedagogical education. This is equally valid for vocational training of foreign language teachers. The goal of a higher education facility is to train a foreign language teacher as a highly educated person with high moral qualities and an elevated ethic foundation; to train them as professionals, who possess a wide range of competencies important for the implementation of their pedagogical and educational activities (linguistic, foreign verbal, compensational, sociocultural, text, discursive, informational, professional). A young foreign language teacher should be well prepared for their work in school and theoretically. It is important to unite here not only their practical (on the level of their awareness of language training technologies), but also their theoretical training (on the level of their command of methodological terms and implications). A foreign language teacher integrates many sciences (linguistics; different areas of psychology; educational theory and didactics, linguodidactics and methodology) within. Terms from the beforementioned scientific areas are further developed, amplified and filled in with new terms and implications, new data, received from modern didactic, psychological and methodological research, within the scope of self-contained teaching activities and post graduate education. For a thorough training of a school foreign language teacher we have decided to use the ideas of sense pedagogics and conceptual approach which is widespread in cutting-edge linguistics. That is why the present article is dedicated to conceptual space in foreign-language education. Possessing such space is seen as a possible option for the implementation of professional foreign-language education in a pedagogical university in our country.

Materials and methods. Within the scope of the conducted scientific research there has been used a wide range of research methods (general scientific and specific). The authors have used such research methods as 1) analysis of scientific literature on vocational training for specialists in higher and secondary education; 2) analysis of existing educational systems for training pedagogical specialists including foreign language teachers; 3) modelling of the foreign language teacher training system within the scope of sense pedagogics and conceptual worldview in vocational activity; 4) monitoring of practical vocational activity of foreign language teachers; 5) teacher testing methods at career enhancement training in Nizhny Novgorod School for Advanced Studies (NIRO); 6) questionnaire survey of teachers in Nizhny Novgorod city and region; 7) observing pedagogical activity of foreign language teachers and its analysis; 8) conversations with managerial personnel of educational facilities where teachers work after graduating from the Pedagogical university.

Research findings. Within the scope of the conducted research there has been executed a certain amount of academic research work: 1) psychological and didactic peculiarities of the activity of a future foreign language teacher in secondary school have been defined; 2) a vocationally important range of methodological terms significant for qualitative organization of language learning process in school and present in the system of a future foreign language

teacher's professional concepts has been revealed; this presents a unique conceptual space of foreign language teaching; 3) the role, functions and significance of foreign language education for qualitative training of teaching personnel including foreign language teachers have been described; 4) criteria of acquiring methodological implications by bachelors and masters at a degree program 'Pedagogical training, academic area 'Foreign language, within the scope of their systematic university education have been described; methodological terms, that express methodological ideas and implications, significant for teaching academic subject 'Foreign language', on organizing educational, culturally educational activity of a teacher by the means of a foreign language, have been selected and organized in a specific system; 6) a toolset for assessing the quality of command of methodological nomenclature has been defined. Deliberation and conclusions. Based on the results of the research the authors of the article have put together recommendations for teachers of vocation-related subjects 'Theory and methodology of education and upbringing (foreign language)' and 'Methodology of teaching foreign languages in school, 'Methodology of teaching foreign languages in grade school', 'Theory and methodology of teaching of foreign languages and cultures' to form a conceptual worldview of a foreign language teacher. Within the scope of the research there have been created and published in public media textbooks for methodological training of foreign language teachers (Basics of general methodology of foreign language teaching: Theoretical and practical aspects: Study book. M.: Flinta, 2019; Methodology of foreign language teaching: Theoretical course: Study book. M.: Flinta, 2020) and a scientific monograph (A foreign language teacher: a picture of pedagogical activity: Monograph.— N. Novgorod, Minin university, 2019).

Keywords: conceptual space, foreign language education, perceptive basis, vocational competencies, methodological mindset, methodological worldview, concept, methodological conceptual framework

Refrences

• Aksiologiya inoyazychnogo obrazovaniya v kontekste podgotovki pedagoga budushchego: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. foruma, posvyashch. 65-letiyu kafedry metodiki prepodavaniya inostr. ya-zykov / otv. red. A. K. Krupchenko, A. V. Malev. M.: MGPU, 2020. 624 s. [In Rus].

• Andreyev V.I. Pedagogika. Uchebny kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan, 2012. 608 s. [In Rus].

• Ariyan M. A. Tsennostno-smyslovyye aspekty professionalnoy podgotovki uchitelya inostrannogo ya-zyka // Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MGPU, G. Yu. Kryukov, 2020. S. 83-93. [In Rus].

• Ariyan M. A., Belgorodsky V. S., Borzova Ye.V. i dr. Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo ob-razovaniya: kollektivnaya monografiya // pod red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MPGU, G. Yu. Kryukov, 2020. 376 s. [In Rus].

• Baryshnikov N. V. Innovatsionny podkhod k metodicheskoy podgotovke uchitelya inostrannogo ya-zyka // Prepodavatel XXI veka. Nauka. Obrazovaniye. Kultura. Pedagogicheskiye nauki. 2018. № 1. S. 55-65. [In Rus].

• Bicheva I. B., Filatova O. M. Perspektivy professionalnoy podgotovki pedagogov: aksiologichesky podkhod // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6. № 2 (2018). S. 3. [In Rus].

• Chernyshov S. V. Kontseptny podkhod kak metodichesky mekhanizm formirovaniya tsennostey karti-ny miry budushchego uchitelya inostrannogo yazyka // Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MGPU, G. Yu. Kryukov, 2020. S. 94-106. [In Rus].

• Chernyshov S. V. Perspektivy razvitiya prepodavaniya inostrannykh yazykov v Rossii // Nizhegorodskoye obrazovaniye. 2016. № 3. S.121-127. [In Rus].

• Danilyuk A. Ya., Faktorovich A. A. Smysl kak pedagogicheskaya kategoriya // International Dialogues on Education: Past and Present. 2017. Vol. 4, No. 2. P.157-168. [In Rus].

• Dmitriyeva Ye. N. Povysheniye kachestva professionalnoy podgotovki uchitelya na osnove informat-sionno-smyslovogo podkhoda. N. Novgorod: NGLU im. N. A. Dobrolyubova, 2012. 312 s. [In Rus].

• Dmitriyeva Ye. N. Tsennostny kharakter pedagogicheskoy kartiny mira uchitelya i mekhanizmy yee

dostizheniya v protsesse professionalnoy podgotovki // Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod obshch. red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MGPU, G. Yu. Kryukov, 2020. S. 23-33. [In Rus].

• Fedorova Ye. N. Dialog kak mekhanizm smysloobrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskoye sopro-vozhdeniye lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: mat-ly V Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M.: MGPU, 2017. S. 32-40. [In Rus].

• FGOS VO po napravleniyam bakalavriata. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki // Portal Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego obrazovaniya [Elektronny resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4Z94 (data obrashcheniya: 03.07.2020).

• FGOS VO po napravleniyam magistratury. Obrazovaniye i pedagogicheskiye nauki // Portal Federalnykh gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov vysshego obrazovaniya [Elektronny resurs]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/93/91/5/117 (data obrashcheniya: 03.07.2020).

• Formirovaniye universalnykh uchebnykh deystvy v osnovnoy shkole: ot deystviya k mysli / pod red. A. G. Asmolova. M.: Prosveshcheniye, 2010. 159 s.

• Galskova N. D. Problemy sovremennogo inoyazychnogo obrazovaniya na sovremennom etape i voz-mozhnyye puti ikh resheniya // Inostrannyye yazyki v shkole. 2012. № 9. S. 2-9. [In Rus].

• GalskovaN.D., Vasilevitch A.P., Akimova N.V. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Rostov-na-Donu: Feniks, 2017. 350 s. [In Rus].

• Golovanova L. N., Pankratova Ye. N. Konstruirovaniye smyslov: uchebnoye posobiye. N. Novgorod: NGTU im. R. Ye. Alekseyeva, 2019. 79 s. [In Rus].

• Illatdinova Ye. Yu. Pedagogicheskoye obrazovaniye: potentsial i resursy ekosmyslovykh resheny // Akkreditatsiya v obrazovanii. 2019. № 6 (114). S. 70-71. [In Rus].

• Kun T. S. Struktura nauchnykh revolyutsy: monografiya. M.: Progress, 1975. 288 s. [In Rus].

• LeontyevA. A. Pedagogika zdravogo smysla. M.: Smysl, 2016. 528 s. [In Rus].

• Leontyev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy realnosti. M.: Smysl, 2003. 487 s. [In Rus].

• Lobashev V. D., Talykh A. A. Freymovy podkhod v tekhnologicheskom obrazovanii // Vestnik Minin-skogo universiteta. 2020. T. 8, № 2 (2020). S.2. [In Rus].

• Markova S. M., Narkoziyev A. K. Metodika issledovaniya soderzhaniya professionalnogo obrazovaniya // Vestnik Mininskogo universiteta. 2019. T. 7, № 1(2019). S. 2. [In Rus].

• Moskovkin L. V Kontsept «Pedagogika» kak osnovopolagayushchaya tsennost soderzhaniya profes-sionalno-pedagogicheskoy podgotovki uchitelya inostrannogo yazyka // Aksiologiya inoyazych-nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / pod red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MGPU, G. YU. Kryukov, 2020. S.145-153. [In Rus].

• Passov Ye. I. Obrazovaniye kak fenomen i metodika kak nauka. Problema konvergentsii. Lipetsk: Izdatel, 2016. 160 s. [In Rus].

• Perevoshchikova Ye. N. Reyting-plan kak mekhanizm podgotovki pedagogov: aksiologichesky podk-hod // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6. № 2 (2018). S. 9. [In Rus].

• Pimenova M. V. Tipologiya strukturnykh kontseptov vnutrennego mira (na primere emotsionalnykh kontseptov) // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2004. № 1. S. 83-90. [In Rus].

• PopovaZ.D., SterninI. A. Kognitivnaya lingvistika. M.: Vostok-Zapad, 2007. 314 s. [In Rus].

• Shabanova T. L., Tarabakina L. V. Issledovaniye emotsionalnoy zrelosti u studentov pedagogicheskogo vuza // Vestnik Mininskogo universiteta. 2018. T. 6, № 1 (2018). S. 13. [In Rus].

• Shamov A. N. Metodicheskoye znaniye kak tsennost v professionalno-metodicheskoy podgotovke uchitelya inostrannogo yazyka // Aksiologiya inoyazychnogo pedagogicheskogo obrazovaniya: kolle-ktivnaya monografiya / pod obshchey red. A. K. Krupchenko, S. V. Chernyshova. M.: MGPU, G. Yu. Kryukov, 2020. S. 154-167. [In Rus].

• Shamov A. N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam. Teoretichesky kurs: ucheb. kurs. M.: Flinta, 2020. 296 s. [In Rus].

• Shamov A. N. Uchitel inostrannogo yazyka: portret pedagogicheskoy deyatelnosti. N. Novgorod: Mininsky universitet, 2019. 276 s. [In Rus].

• Shamov A. N., Kim O. M. Osobennosti professionalnoy deyatelnosti prepodavatelya inostrannykh ya-zykov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2020. T. 8, № 2 (2020). S. 5. [In Rus].

• Vorkachev S. G. K apologii lingvokulturnogo kontsepta // Studia selekta. Izbrannyye raboty po teorii lingvokulturnogo kontsepta. Volgograd: Paradigma, 2013. 167 s. [In Rus].

• Zalevskaya A. A. Psikholingvistichesky podkhod k probleme kontsepta // Metodologicheskiye prob-lemy kognitivnoy lingvistiki. Voronezh: Izd-vo VGU, 2001. S. 36-45. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.