Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИЦЕЕВ'

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИЦЕЕВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
31
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — И.А. Камаев, Л.И. Павлычева, О.Л. Васильева, Л.Н. Коптева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents the data of a comparative analysis of the specific features of an educational process and the routine for senior pupils of biochemical lyceums and those of secondary educational schools. The organization of an educational process in the senior forms of biochemical lyceums is not optimal and, which is more, health-promoting. Good training for entering a higher educational establishment is a high "physiological price": not getting enough sleep, insufficient being in fresh air, no spare time, and mental and emotional stress. This contingent is certain to require more control of their health status, the conditions and organization of schooling, and active measures aimed at their improvement and optimization.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИЦЕЕВ»

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2003 УДК 613.955.371.3

И. А. Камаев, Л. И. Павлычева, О. Л. Васильева, Л. Н. Коптева

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И РЕЖИМА ДНЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ЛИЦЕЕВ

Нижегородская государственная медицинская академия

Охрана здоровья детей и подростков является важной государственной задачей. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 1999 г. особо отмечено, что среди всех возрастных групп наиболее неблагоприятная динамика показателей здоровья выявлена в подростковом возрасте. По оценкам специалистов, в настоящее время до 90% молодых людей, поступающих на I курс различных вузов страны, уже имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Реформирование народного образования сопровождается появлением учебных заведений инновационного типа (гимназий, лицеев, колледжей), характерной особенностью которых является увеличение объема и усложнение знаний, интенсификация обучения. Но нельзя забывать, что школьный период — это период роста и развития, когда чувствительность ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды очень велика. Чрезмерные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность, нарушения в учебном процессе и режиме дня неблагоприятно сказываются на еще не сформировавшемся до конца организме детей 11—4). Таким образом, роль школы в формировании различных видов патологии очевидна.

Нами было проведено комплексное медико-социаль-ное обследование 250 учащихся 10—11-х классов хими-ко-биологического профиля лицеев № 28, 8, 165, гимназии № 1 и школы № 70 в Нижнем Новгороде. В качестве контрольной группы рассматривались старшеклассники средних общеобразовательных школ № 48, 68, 113, 173, 183 Нижнего Новгорода, обучающиеся по обычной программе.

Все школьники были проанкетированы с использованием специально разработанной анкеты "Медико-социального обследования учащихся 10—11-х классов лицеев естественно-научного профиля Нижнего Новгорода". После сбора анкет была проведена статистическая обработка материала.

Особый интерес представляют разделы анкеты, посвященные организации учебного процесса и режиму дня старшеклассников.

Согласно полученным данным, как "неблагоприятные для сохранения здоровья" условия обучения в школе оценивают 14,8% лицеистов и 13,4% учащихся обычных школ, как "крайне неблагоприятные для состояния здоровья" — по 4% старшеклассников из обеих групп. Подавляющее большинство респондентов при ответе на вопрос: "Как в целом Вы можете оценить условия обучения?" — выбрали вариант "нормальные" 62,8% школьников основной и 77,7% школьников контрольной группы (/> < 0,001).

Таким образом, мы видим, что подростки достаточно критически относятся к влиянию условий обучения на свое здоровье. Причем лицеисты отзываются об условиях обучения с большим негативизмом. Очевидно, это связано с приспособлением к большим учебным нагрузкам, непривычным методам и формам обучения, сменой режима труда, отдыха, сна.

При анализе ответов на вопрос о ежедневном количестве уроков было установлено, что каждый день у лицеистов бывает 6—7 уроков, а иногда и более. Кроме того, все без исключения лицеисты посещают дополнительные занятия в школе по профильным предметам (химия, биология). Более 40% школьников остаются на дополнительные занятия 2 раза в неделю, 36,2% — 1 раз, 22,8% — 3 раза и более. Школьники обычных общеоб-

разовательных школ не испытывают этой дополнительной нагрузки.

Кроме того, 76,6% лицеистов посещают дополнительные занятия в институте. Среди школьников контрольной группы подобным образом готовятся к поступлению в вуз только 36,4%. Около трети обычных школьников вообще не готовятся к поступлению в вуз. Очевидно, что лицеисты гораздо больше времени, чем обычные школьники, проводят на занятиях в школе и в институте.

Но только этими часами учебная нагрузка не ограничивается. Данные о времени, уделяемом старшеклассниками учебе, были бы неполными без учета количества часов, затрачиваемых на выполнение домашних заданий. Результаты исследования по этому вопросу очень показательны и свидетельствуют о том, что лицеисты уделяют больше времени самоподготовке к занятиям. Так, 4 ч и более готовятся к занятиям 42,6% школьников основной и 12,1% (р < 0,001) школьников контрольной группы; 1 ч и менее — 10,8 и 25,1% {р < 0,001) учащихся соответственно. Кроме этого, 4,8% лицеистов на вопрос: "Из-за чего Вы больше всего устаете?" — ответили, что "очень много домашних заданий". В то время как обычные школьники ни разу не указали на количество домашних заданий как на причину усталости. Основными же причинами усталости лицеисты назвали "много уроков" — 61,6%, "много дополнительных занятий" — 30,4% (в контрольной группе — всего 6,4%; р < 0,001), "трудный для усвоения материал" — 28,4% (обычные школьники — 18%; р < 0,01).

В целом же на значительную степень утомления после занятий в школе в проведенном исследовании указали 62,5% лицеистов и 45,5% (р <0,001) учащихся обычных школ.

Кроме всего прочего, ко времени, уделяемому учебному процессу, необходимо добавить количество часов, затрачиваемых на проезд к месту обучения и обратно. В старшие классы лицеев принимаются учащиеся со всего города, а не только из прилегающих к школе районов. В "Санитарных нормах для школ и дошкольных учреждений" указано, что для учащихся второй и третьей ступени допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности не более 50 мин (в одну сторону). Но если учесть, что в старших классах лицеев учатся подростки со всего города, то становится понятным, что эти требования не выполняются. Так, 14,1% лицеистов ответили, что они затрачивают на проезд в школу от 1 до 2 ч.

Анкетирование позволило нам получить данные об академической успеваемости старшеклассников. Свою успеваемость как отличную оценивают 14,4% школьников основной и 7,7% (р < 0,05) школьников контрольной группы, как хорошую — соответственно 68 и 54% (р < 0,001), как удовлетворительную — 17,6 и 41,9% (р < 0,001). Если мы учтем эти данные в сочетании со временем, уделяемым подготовке домашних заданий, то можем сделать вывод, что лицеисты серьезнее относятся к учебе в школе и уровень мотивации к приобретению знаний у них выше.

В рамках проведенного исследования мы попытались выяснить, что, по мнению самих старшеклассников, мешает им лучше учиться. При анализе полученных данных были зарегистрированы статистически достоверные различия в ответах школьников основной и контрольной групп. Как помеху к более успешному обучению "высокое нервно-эмоциональное напряжение во время зачетов, экзаменов" отметили 33,6% лицеистов и 15,2%

(р < 0,05) учащихся обычных школ; "слишком большой объем информации, нехватку способностей, памяти" — соответственно 30,8 и 23,2% (р < 0,05); "собственную лень и неорганизованность" — 47,2 и 56,4% (р < 0,05).

Среди других причин, мешающих более успешному обучению, школьники из разных типологических групп называли "неудовлетворительное состояние здоровья" (8,4 и 5,2%), "нерациональное расписание уроков" (16,8 и 22%), "нехватку времени" (12,8 и 8%).

Не вызывает сомнения наличие тесной связи между состоянием здоровья подростков и распределением их свободного времени.

При изучении наличия свободного времени у учащихся 10—11-х классов мы получили следующие результаты. На то, что свободного времени "практически нет", указала треть лицеистов. В то время как среди школьников обычных школ этот ответ выбрали всего 15,8% (р < 0,001). То, что свободного времени "мало" отметили 50 и 39,7% (р < 0,05) учеников разных типологических групп, "достаточно" — 17,2 и 50% (р < 0,001) респондентов соответственно.

При анализе ответов на вопрос об удовлетворенности качеством проведения досуга (без расшифровки его структуры) нами выявлены достоверные различия в отношении к проведению свободного времени школьников, обучающихся в разных условиях. "Полностью удовлетворены проведением досуга" 33% учащихся основной и 42% (р < 0,05) учащихся контрольной группы. Основной помехой к проведению свободного времени соответственно желаниям лицеисты назвали в 46% случаев "усталость от учебы", при этом лишь 27,6% (р < 0,001) старшеклассников обычных школ называют эту группу.

Среди других причин, препятствующих проведению досуга "как хотелось бы", школьники назвали "недостаток денег", "отсутствие достойных мест для отдыха", "ограничения со стороны родителей".

Важное место в структуре внеучебного времени школьников для восстановления умственной и физической трудоспособности занимает продолжительность сна. Результаты нашего исследования настораживают и заставляют серьезно задуматься: среди лицеистов менее 6 ч в день спят 16,4%, а среди обычных школьников — 6%, 6—7 ч — 51,6 и 39,5% старшеклассников соответственно, 8-9 ч - 29,6 и 47,2%, более 9 ч - 2,4 и 7,3% школьников. Разность всех показателей статистически достоверна.

То, что более половины лицеистов спят меньше 7 ч в день, является, с одной стороны, неизбежной ответной реакцией на новые условия обучения и высокие школьные требования. С другой стороны, хроническое недосыпание может привести в конечном итоге к резкому снижению адаптационного потенциала подростков, а в некоторых случаях и к срыву адаптации.

Немногим более половины лицеистов засыпают "быстро, практически сразу", 11,6% "долго не могут уснуть" и у трети "процесс засыпания нарушается перед экзаменами и зачетами". Аналогичные ответы у старшеклассников обычных школ распределились следующим образом: 71,3, 10,5, 18,2% (р < 0,01).

Проведенное исследование установило, что 56% лицеистов иногда спят днем, 4,8% спят днем регулярно. 66,7% лицеистов считают, что они "хронически не высыпаются", в то время как среди обычных школьников этот ответ выбрали 44,9% (р < 0,001).

Анкетирование помогло изучить структуру свободного времени старшеклассников. Практически нет достоверной разницы в этом распределении. Подавляющее большинство подростков посвящают свободное время "прогулкам на улице" (74,8% лицеистов и 74,4% учащихся обычных школ), "подвижным играм, занятиям в спортивных секциях" (22,4 и 22,8%), "компьютерным играм" (24 и 23,6%), "чтению книг" (38,8 и 30%; р < 0,05), "просмотру телепередач" (38% в обеих группах). Незначительное число (2,8%) лицеистов ответили, что в свободное время они спят, в то время как в контрольной группе

этот ответ встретился в 0,8% случаев (р < 0,01) Лицеисты меньше времени уделяют просмотру телепередач. Так, "менее 30 мин в день" смотрят телевизор 24,2% учащихся основной группы и 10,3% (р < 0,001) учащихся контрольной группы, "3 ч в день" 12 и 21% (р < 0,01), "4 ч" - 1,2 и 10,7% (р < 0,001), "более 4 ч" - 2 и 7,8% (р < 0,003) школьников соответственно.

Важной составляющей здорового образа жизни человека является пребывание его на свежем воздухе. Особенно это важно для молодого растущего организма подростка. По данным нашего исследования, лицеисты достоверно меньше времени бывают на свежем воздухе, чем учащиеся обычных общеобразовательных школ. Так, "4 ч и более" ежедневно проводят на свежем воздухе 10,1% представителей основной и 21,2% (р < 0,001) представителей контрольной группы, "менее 2 ч" — 42,3 и 21,6% (р < 0,001) школьников соответственно.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что организация учебного процесса в старших лицейских классах химико-биологического профиля не является оптимальной и тем более способствующей сохранению здоровья учащихся. Хроническое недосыпание, отсутствие свободного времени, недостаточное пребывание на свежем воздухе, значительная усталость после занятий в школе, вызванная большим количеством уроков, трудным для усвоения материалом и обилием дополнительных занятий, объемные домашние задания, жалобы на избыточность информации, нехватку способностей, памяти, высокое нервно-эмоциональное напряжение во время контрольных, экзаменов — обычные и очень распространенные явления среди лицеистов. Несомненно, что уровень подготовки старшеклассников в лицеях высок, и имеет место практически стопроцентное поступление их в вузы. Но получается, что поступление в институт дается подросткам весьма большой "физиологической ценой". А школа не является исключительно "тренировочным полем" для поступления в высшее учебное заведение. У нее есть и другие, не менее важные функции, одна из которых — сохранение и укрепление здоровья детей. И эта функция выполняется намного хуже, подтверждением чему служат литературные данные: только 20—25% учащихся к моменту окончания школы могут быть отнесены к абсолютно здоровым.

Не вызывает сомнения, что изучаемый нами контингент требует усиления контроля за состоянием здоровья, условиями и организацией учебной деятельности, а также активных мероприятий, нацеленных на их улучшение и оптимизацию.

Л итература

1. Бурханов А. И., Хорошева Т. А. // Гиг. и сан. — 1999. - № 3. - С. 42-45.

2. Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Коноплев О. Н. и др. // Там же. - 1997. - № 3. - С. 33-36.

3. Сердюковская Г. Н., Сухарева Л. М., Воронова Б. 3., Шаршаткина Г. А. // Там же. — 2000. — № 3. — С. 34-38.

4. Степанова М. И., Куинджи Н. //., Ильин А. Г. и др. // Там же. - № 1. — С. 40-44.

Поступила 12.11.02

Summary. The paper presents the data of a comparative analysis of the specific features of an educational process and the routine for senior pupils of biochemical lyceums and those of secondary educational schools. The organization of an educational process in the senior forms of biochemical lyceums is not optimal and, which is more, health-promoting. Good training for entering a higher educational establishment is a high "physiological price": not getting enough sleep, insufficient being in fresh air, no spare time, and mental and emotional stress. This contingent is certain to require more control of their health status, the conditions and organization of schooling, and active measures aimed at their improvement and optimization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.