3. Adlassing К P.//OGAY J. — ¡987. — Vol. 2. — P. 7—9.
4. Fenyo Gyorgy // Scand. J. Gastroent. — 1987. — Suppl. 128. — P. 178.
5. Gofferini F. //Comput. biomed. Res. — 1987. — Vol. 20, N 1. — P. 55—63.
6. Kirkby O. J. //Scand. J. Gastroent. — 1987. — Suppl, 128. — P. 174—176.
7. Lindberg G.// Ibid. — P. 180—189.
8. Metchell J. A.t Davenport S., Hefner M., Shel M. // Ann. Sump. Comput. Appl. Med. Care, 9th: Proceedings. — Baltimore, 1985. — P. 177—181.
9. Nelson S., Bio is M., T utile M.//J. med. Syst. — 1985. — Vol. 9. N 5—6. — P. 379—388.
% •
Поступила 10.03.89
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1990
УДК 378.17
Т. Н. Грошева, Е. В. Веселова, Л. А. Боровкова, М. И. Ямпольская
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ И СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Воронежский медицинский институт
Забота о состоянии здоровья молодежи приобретает в настоящее время особую актуальность и значимость. Именно в молодом возрасте закладываются основы здорового образа жизни, гигиенического поведения, отношения к будущей профессии.
В современных условиях от молодежи требуются напряженный труд, мобилизация сил и умений, что возможно только при оптимальном уровне здоровья и при здоровом образе жизни. Валеология (так называется наука о здоровье) неопровержимо доказывает эффективность здорового образа жизни, как способа наращивания и поддержания определенного уровня здоровья и предупреждения болезней [2, 7]. Совершенствование диспансерного наблюдения с применением различных форм скрининга, разработкой научно обоснованных прогнозов, ранней диагностики состояния предболезни и определение адаптационных возможностей организма помогут сохранить здоровье и предупредить развитие хронических заболеваний [4, 11].
Выборочное изучение образа жизни и состояния здоровья студентов старших курсов Воронежского медицинского института проводили по данным углубленного осмотра и результатам социально-гигиенического и медико-генетического анкетирования. С целью повышения эффективности донозологической диагностики и целенаправленной разработки профилактических мероприятий анализировали состояние функций вегетативной нервной системы, тип биоритма и реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. 64 человека дополнительно обследованы в клинических условиях.
У студентов оценивали функциональное состояние вегетативной нервной системы, кожи, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, органов пищеварения. Исследовали терморегуляцию, физическую и психическую устойчивость и активность, наклонность к аллергическим реакциям, физическое развитие. Всего было изучено
46 показателей, характеризующих исходный вегетативный тонус [1, 9].
Определение типа биоритма осуществляли путем построения кривых, отражающих суточные колебания пульса, температуру тела, частоту дыхания. Показатели фиксировали через каждые 4 ч в течение 3 сут [8] с выделением 4 типов биоритмов: рационального, адаптационного, нерационального, десинхроноза. Рациональный тип биоритма характеризуется подъемом уровня функций к 12—16 ч и его снижением к 20 ч; адаптационному типу соответствовали двухвершинные кривые. Кривые, заканчивающиеся после 20 ч на уровне максимального подъема функций, расценивали как отражение нерационального типа, платоподобные и инвертированные хронограммы — как десинхроноз [5, 6].
Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы дополнительно изучали по ее реакции на дозированную физическую нагрузку (60 подскоков за 30 с) с анализом динамики и времени восстановления частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления (АД), прироста ЧСС и пульсового давления (ПД), величины показателя качества реакции, изменения минутного и ударного объемов крови. Выделяли 5 типов реакции сердечно-сосудистой системы: нормотоническую, гипотоническую, гипертоническую, ступенчатую и дистоническую [10].
Для количественной оценки влияния медико-генетических и социально-гигиенических факторов применен статистический анализ на основе непараметрической процедуры распознавания [3]. При этом разработана оценочно-прогностическая шкала для определения риска развития хронических заболеваний путем дифференциальной диагностики между группами больных и здоровых студентов.
Нами обследовано 425 студентов в возрасте 21—27 лет, из них 236 женщин и 189 мужчин. На основе комплексной оценки уровня здоровья все студенты были разделены на 3 группы.
К I группе здоровья отнесены 16% обследованных. Они имели хорошую и отличную успеваемость (81 %), активно занимались в научных студенческих кружках (78%), общественной деятельностью (91,2%), физической культурой и спортом (соответственно 59 и 64,7%), уделяли внимание активному отдыху (78%), закаливанию (54,4 %) и здоровым увлечениям в часы досуга (84 %), повышающим уровень культуры, интеллектуальные способности, психофизиологический комфорт жизни. Материально-бытовые условия и режим питания у большинства (84%) были нормальными. Студенты данной группы не предъявляли никаких жалоб, редко (1—2 раза в год) болели простудными заболеваниями, не имели хронических очагов инфекций. Физическое развитие у большинства (94,1%) из них было нормальным. У них отсутствовали или были единичными (1—2) признаки дисфункции вегетативной нервной системы. Для студен-тов этой группы характерен рациональный (в 53%) и адаптационный (в 47%) тип биоритма. Сердечно-сосудистая реакция на дозированную физическую нагрузку в 93 % случаев была нормото-нической, а в 7 % случаев определялась гипотоническая реакция. В детском возрасте эти студенты мало болели, были устойчивы к семейно-наследственным влияниям, хотя у 44,1 % лиц отмечена наследственная отягощенность хроническими заболеваниями (аллергические, сердечнососудистые, органов пищеварения и др.).
Во II группу здоровья включены 36% обследованных студентов. Студенты из группы риска занимались на «хорошо» и «отлично» в 73,8 %, большая часть из них уделяла внимание научно-исследовательской работе (57,5%) и общественной деятельности (75,2%). Регулярно отдыхали 45,1%, имели здоровые увлечения в часы досуга 55,5%, занимались физкультурой, спортом и закаливанием соответственно только 44,4, 38,6 и 27,1 % студентов. Нарушение режима питания отмечено в 39,2%, недостаточные' материально-бытовые условия — в 37,7 % случаев. Нарушение режима учебы, отдыха, питания, двигательной активности зафиксировано у каждого студента из группы риска. Почти каждый третий из этой группы 4 раза и более в год болел острыми простудными заболеваниями. Физическое развитие у 25,5 % студентов было с превышением или дефицитом массы тела I—II степени. Многие студенты предъявляли жалобы на нарушение самочувствия (38,6%) и эмоционального тонуса (52,9%). В этой группе диагностированы увеличение щитовидной железы I—II степени, плоскостопие I степени, нарушение осанки, кариес зубов, легкая степень миопии приблизительно у каждого третьего. Гипертрофия миндалин, аллергическая настроенность организма имели место соответственно в 45,1 и 49,7% случаев. Выявлены объективные признаки нарушения вегетативного тонуса: бледность кожных покровов
(28,7%), изменение дермографизма (73,8%), наличие «вздохов» (27,7%), тахи- или бради-кардии (45%, изменение исходного АД (54,9%) и др. У каждого обследуемого обнаружено 10—16 признаков вегетативной дисфункции. Часто определялся адаптационный тип биоритма (55,6%), реже рациональный (20,9%), нерациональный (19,4%), десинхроноз (4,2%). После дозированной физической нагрузки у
55.6 % студентов выявлена измененная реакция сердечно-сосудистой системы: по гипертоническому типу у 24,8 %, по гипотоническому у 30,8 % обследованных. В детском возрасте студенты группы риска достоверно чаще болели простудными заболеваниями, чем включенные в I группу. Хронические заболевания у их родителей отмечены в 95,4 % случаев. Коэффициент взаимной сопряженности при сопоставлении наличия вегетососудистой реакции у студентов и гипертонической болезни у их родителей был высоким (г=0,67). Семейно-наследственное влияние по аллергическим проявлениям у студентов и аллергическим заболеваниям у их родителей было также значительным (г=0,62).
III группу здоровья составили 48 % обследованных студентов, которые имели хронические заболевания в фазе субкомпенсации или компенсации. Среди студентов данной группы не было отличников учебы. Хорошая успеваемость отмечена в 52,5%, активная работа в научных студенческих кружках — в 26 % случаев, общественную работу выполняли только 28 % студентов. Регулярно отдыхали, занимались физкультурой и спортом лишь отдельные студенты (соответственно 10,7, 5,4 и 7,3%). Немногие выделяли время для закаливания и занятия любимым делом (соответственно 6,8 и 30,4%). 57,4% студентов этой группы питались нерегулярно, большинство не соблюдали требования здорового образа жизни. Физическое развитие было нарушено у 34,3 % из их числа. Острые заболевания 4 раза и более в течение года перенесли
66.7 % лиц, причем заболевания часто имели затяжное течение. Хроническая патология органов пищеварения выявлена у 48 % случаев, хронический тонзиллит — у 26%, заболевания носоглотки (хронический ринит, гайморит, фарингит) — почти у 50%, аллергические заболевания — у 45,4 % обследованных. У 40,2 % студентов этой группы хронические заболевания отмечены с детского возраста. У значительной части родителей (93,1 %) студентов данной группы зарегистрированы хронические заболевания. Корреляционная связь вегетососудистой дистонии у студентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями у их родителей была высокой (/-=0,74), тесная семейно-наследственная связь отмечена и по аллергическим (г=0,82) и желудочно-кишечным заболеваниям (г=0,83). У большинства студентов III группы выявлено более 17 признаков вегетативной дисфункции. Рациональный тип биоритма
не обнаружен ни у одного студента. Адаптационный тип имел место в 35,3%, нерациональный — в 33,3% и десинхроноз — в 31,4 %• После дозированной физической нагрузки у всех студентов данной группы зарегистрированы изменения сердечно-сосудистой реакции: по гипертоническому типу у 33,3 %, по гипотоническому ^ у 33,6%, ступенчатая реакция у 33,1 %.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что показатели, отражающие занятия спортом, физической культурой, увлечение любимым делом в часы досуга, снижаются от I к III группе здоровья. Достоверно меньшее количество студентов уделяют время активному отдыху, закаливанию, соблюдают режим питания во II и особенно в III группе (pi—2<^0,001; ¿?2-з<0,001). Значимо снижается успеваемость, научная и общественная активность в III группе здоровья. Во II и III группах достоверно больше лиц с признаками нарушения адаптации организма. Так, в этих группах достоверно нарастает частота признаков вегетативной дисфункции, нарушений реакции сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку и снижается встречаемость рационального типа биоритма по сравнению с таковой у лиц I группы вплоть до полного исчезновения нормотониче-ской реакции сердечно-сосудистой системы и рационального типа биоритма в III группе. Отмечена прямая зависимость между спортивной активностью и эмоциональным тонусом (г=0,74), адаптацией сердечно-сосудистой системы к дозированной физической нагрузке (г=0,84), типом биоритма (г=0,73), вегетативным тонусом (г=
= 0,85).
На основании полученных данных разработана оценочно-прогностическая шкала для индиви-х дуального прогнозирования здоровья, отражаю-*щая информативность признаков, которую оценивали по прогностическому коэффициенту (ПК). Из социально-гигиенических факторов наибольшую информативность имели активный отдых (ПК при наличии этого признака равен —7, при его отсутствии — 1,7), утренняя гимнастика (ПК соответственно —6,9 и 1,5), закаливание (ПК —5,9 и 1), занятия спортом (ПК —4,6 и 1,4), нормальный режим питания (ПК —5 и 0,6), здоровые увлечения в часы досуга
(ПК —4,9 и 0,5).
Из медико-биологических факторов наиболее информативными оказались рациональный тип биоритма (ПК —12 и 1,3), нормальный вегетативный тонус (ПК —11 и 3,2), нормальная реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку (ПК —10,3 и 6,0), редкие заболевания в детстве (ПК —8,3 и 4,1), ^здоровые родители (ПК —7,9 и 2,5), хороший < эмоциональный тонус (ПК —6,1 и 4,8), отсутствие аллергии у обследуемого (ПК —1,7 и 3,6).
Для прогнозирования здоровья необходимо
сложить ПК признаков, которые имеет конкретный пациент. При сумме 13 и более (порог суммы) можно сделать заключение с уровнем надежности 95 % о наличии у данного студента риска развития хронизации процесса. Сумма —13 и менее указывает на отсутствие такого риска. Испытание оценочно-прогностической шкалы на группе обучения выявила 88 % правильных, 6 % неопределенных, 6 % ошибочных результатов с равным числом случаев гипо- и гипердиагностики. Шкала испытана и на контрольной группе с тем же результатом, что дает возможность с достоверной надежностью вести процедуру распознавания.
Таким образом, обследование студентов выявило тесную взаимосвязь образа их жизни с уровнем здоровья. Физическая, психическая, трудовая активность, функциональные возможности и защитные силы организма, высокие в I группе здоровья, достоверно снижаются во II и особенно в III группе. Управление здоровьем через образ жизни, направленный на усиление и создание положительных факторов здоровья, можно осуществить путем индивидуального прогнозирования с помощью оценочно-прогностической шкалы.
Контроль за динамикой состояния здоровья необходимо осуществлять с помощью скрининг-тестов, оценивая характер биоритма, исходный вегетативный тонус, адаптационное состояние сердечно-сосудистой и других систем. Каждый человек, особенно медик, обязан проявлять высокую медицинскую активность в деле охраны личного здоровья и здоровья окружающих людей и личным примером доказывать, что на вершину здоровья может поднять себя только сам человек.
Высокий уровень физического и психического здоровья, приспособительные возможности организма определяются регулярными занятиями физкультурой и спортом, рациональным питанием, хорошо организованным бытом и соблюдением режима труда, отдыха, норм поведения, благожелательными взаимоотношениями с окружающими людьми. Индивидуальные лечебно-профилактические программы с учетом особенностей состояния здоровья могут дополняться специальными комплексами упражнений, массажем, самомассажем, аутотренингом, средствами, повышающими сопротивляемость организма, снимающими синдромы утомления, психоэмоциональной лабильности и т. д.
Литература
1. Бондарчук А. Н. Регуляция вегетативных функций у человека. — М., 1977.— С. 189—191.
2. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье.— Л., 1987.
3. Гублер Е. В. Вычислительные методы распознавания
патологических процессов. — Л., 1970. — С. 85—130.
4. Демченкова Г. 3., Полонский М. Л. Теоретические и организационные вопросы диспансеризации населения. М., 1987.
5. Комаров Ф. И., Рапопорт С. И., Еремина Л. В. // Тер. арх. — 1982. — № 12. — С. 34—35.
6. Куинджи Н. Н. //Гиг. и сан. — 1983. — № 2. — С. 37—40.
7. Лисицын Ю. П., Царегородцев Г. И. // Полит, самообразование. — 1986. — № 10. — С. 30—37.
8. Моисеева Н. И., Никитина Л. И. Ц Сов. мед. — 1985.—
№ ю. — С. 110—113.
9. Ноздрачев А. Д. Физиология вегетативной нервной системы. — Л., 1983.
10. Руководство для врачей школ/Под ред. Г. Н. Сердю-ковской. — М., 1983. — С. 62—66.
11. Щепин В. О. // Актуальные проблемы профилактики и диспансеризации населения / Под ред. Г. 3. Демченкова. — М., 1986. — С. 135—139.
Поступила 2G.05.89
П. Г. ТКАЧЕВ, 1990 УДК 613+614]:378.146
П. Г. Ткачев
О МЕТОДИКЕ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Рязанский медицинский институт им. акад. И. П. Павлова
Аттестация (отзыв, характеристика, определение квалификации или специальности) может быть веским доказательством, например, степени соответствия будущего врача высоким требо-
ф
ваниям профессионального мастерства, нравственного облика и милосердия. Осмысливая эти непреложные истины, следует серьезно задуматься над предложением Главного управления учебных заведений Минздрава СССР ряду медицинских вузов страны ввести аттестацию практической подготовки студентов. Эту работу рекомендовано выполнять в соответствии с положением о внутривузовской аттестации практической подготовки студентов медицинских институтов. Аттестация по существу представляет собой одну из форм контроля за усвоением практических умений и проверки выполнения всех видов поручений в соответствии с учебными программами. Кроме того, во время аттестации выявляется степень профессиональной и этико-де-онтологической подготовленности студентов, а также, эффективность преподавательской деятельности. Данное положение по своему содержанию целиком предназначается для проверки практических знаний у студентов лечебных факультетов. На первом этапе предлагается характеризовать студентов по разделу «общий уход за больными». Второй этап предусматривает выявление умений оказать неотложную помощь, провести общеклиническое обследование больных, медицинские манипуляции и др. На третьем этапе определяется степень квалификации по всем разделам практической работы в соответствии с избранной специальностью.
Аттестация должна проводиться соответствующими комиссиями на II и V курсах перед экзаменационными сессиями, а на VI — накануне государственных экзаменов.
Принимая во внимание, что генеральная линия развития советского здравоохранения — это повышение эффективности профилактики, в Рязанском медицинском институте в 1987/88 учеб-
ном году упомянутое выше положение было адаптировано к местным условиям и с видоизменениями применено для характеристики студентов санитарно-гигиенического факультета. Результаты аттестации и предложения по ее совершенствованию приводятся в настоящей статье.
Следует отметить, что первый этап аттестационного процесса, который, согласно указанному Положению, должен проводиться на II курсе, когда еще не преподаются ни пропедевтические, ни профильные гигиенические дисциплины, вполне приемлем в рекомендуемом виде и для выяснения знаний студентов санитарно-гигиенического факультета.
В последующие этапы аттестации нами внесены коррективы. Перед началом производственной практики и субординатуры каждому студенту вручались перечни умений в соответствии с учебными программами по профильным дисциплинам. При этом подчеркивалось, что эти перечни станут основой предстоящей контрольной проверки знаний. Таким образом, все студенты были нацелены на тщательное овладение практическими навыками.
Каждая группа студентов и субординаторов делилась на подгруппы по 3—4 человека, работой которых руководили опытные врачи санэпидстанций (СЭС) и преподаватели кафедр института по индивидуальным планам в соответствии с действующими инструкциями и учебными программами [1—3]. Аттестация проходила на базовых СЭС и кафедрах.
Этап аттестации, проводимый перед экзаменационной сессией на V курсе, согласно Положению, ставит целью определение готовности студента к прохождению производственной практики. Целесообразно ли это для студентов санитарно-гигиенических факультетов? Считаем, что нет. Во-первых, уровень теоретической подготовки студента и его умение решать практические задачи, а следовательно, и степень готовности